3. Мусина-Мазнова Г.Х., Сорокина И.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN319.pdf (дата обращения 25.02.2020).
4. Нальгиева И.А. К проблеме исследования влияния порядка рождения на личность ребенка // Университетские чтения - 2009. Ч. VIII. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 189194.
5. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 298 с.
6. Русс С.А. Особенности коннотации успешности при разном порядке рождения: на примере представлений подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2012. 22 с.
7. Синягин Ю.В. Комплексная диагностика и оценка управленческого персонала: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. 68 с.
8. Цинченко Г.М. Благополучие детей в контексте новых социальных исследований в западных странах // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 76-88.
9. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т.9. № 2. С. 43-70.
УДК 37.01
ДВЕ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: ТЕХНОКРАТИЯ VS ГУМАНИЗМ
Резапкина Г. В., старший научный сотрудник, Федеральный институт развития образования РАНХиГС, Центр практической психологии образования АСОУ, г. Москва, Россия
Аннотация.
В статье рассматриваются два различных подхода в сопровождении выбора профессии, приводятся основные характеристики каждого подхода, обозначаются приоритеты в подготовке школьников к взрослой жизни.
Ключевые слова. Технократическая парадигма, гуманистическая парадигма, типологический подход, компетентностный подход, аксиологический подход, феноменологический подход, самоопределение, ценностно-смысловая сфера.
TWO MODELS SUPPORT THE CHOICE OF A PROFESSION: TECHNOCRACY VERSUS HUMANISM
Rezapkina G. V., senior researcher, Federal Institute for education development, Ranepa, Center for practical psychology of education, ASOU, Moscow, Russia
Abstract.
The article discusses two different approaches to choosing a profession, provides the main characteristics of each approach, and identifies priorities in preparing students for adult life.
Keyword. Technocratic paradigm, humanistic paradigm, typological approach, competence approach, axiological approach, phenomenological approach, self-determination, value-semantic sphere.
Образовательные системы отражают государственную образовательную политику и уровень развития педагогической науки. Государство является упорядоченной системой, в которой каждый ее участник играет определенную роль. Успешность функционирования всей системы во многом зависит от качества его элементов. Но из этого не следует, что граждане должны рассматриваться исключительно как «ресурс экономики», а роль института образования сведена к воспроизводству «элементов», отвечающих определенным параметрам.
Попытки задать извне некие свойства без ее внутренних изменений упираются в нежелание самой личности этим параметрам соответствовать. Итог - углубление противоречий между интересами государства и человека, бесконечная война, в которой не будет победителей. Целенаправленное выявление, поддержка и развитие ценностно-смысловой сферы как важный аспект профессионального самоопределения способны сгладить эти противоречия.
В вопросах выбора профессионального пути как важного элемента подготовки школьников к взрослой жизни отчетливо выделяются два подхода, которые еще в середине XIX века сформулировал Н.И. Пирогов в статье «Вопросы жизни»: «К чему вы готовите вашего сына?» - кто-то спросил меня. «Быть человеком», - отвечал я. «Разве вы не знаете, -сказал спрашивающий, - людей собственно нет на свете; это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди» [1, с. 559].
Великий ученый точно обозначил гуманистические приоритеты в подготовке ребенка к взрослой жизни. Если бы его идеи были оценены, возможно, развитие нашего государства пошло бы по другому сценарию. Однако приоритетом становится технократический подход, при котором человек рассматривается как средство получения прибыли, как ресурс, от которого зависит успех бизнеса.
Основные принципы технократического подхода:
1) организация свободна в выборе средств достижения своих целей,
2) индивиды должны быть взаимозаменяемы,
3) труд в организации является основой существования индивида,
4) поведение индивида определено четкой и однозначной схемой.
С позиции технократа человек существует для государства, поэтому его ценность определяется его пользой. Задачи профориентации - подбор профессий с учетом особенностей человека или отбор людей, наиболее пригодных для выполнения определенной деятельности. Для их решения оптимален типологический подход, смысл которого заключается в распределении людей на типы в соответствии с наличием или отсутствием необходимых качеств. Типологическая диагностика уместна в работе клинического психолога, но недостаточно эффективна как инструмент выбора профессии, потому что рассматривает человека без учета его ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы, определяющих перспективы профессионального развития. Технократическая логика близка сторонникам популярного сегодня компетентностного подхода, заимствованного из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968).
Низкую эффективность компетентностного подхода можно объяснить тем, что он базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека. Профессионалов надо не отбирать, а воспитывать с детства, что возможно только в русле гуманистических подходов, рассматривающих человека не как средство, а как цель общественного развития. Кратко охарактеризуем главные из них.
Аксиологический подход- учение о ценностях, определяющих человеческие поступки. Аксиологический подход органичен для гуманистической педагогики, поэтому «аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и, соответственно, методологии современной педагогики» [2, с. 15].
Открытый Э. Гуссерлем феноменологический подход оптимален при изучении мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности, не поддающихся наблюдению. Главное отличие феноменологического подхода от других методов - доверие к человеку, обращение к его здоровой и правильной сущности, которая в экзистенциальной психологии называется Person, что близко к нашему «совесть». Преимущество феноменологического подхода для решения задач самоопределения в том, что он играет роль триггера развития ценностно-смысловой сферы как высшей структуры личности.
Хотя в отечественной экономике технократический подход пока еще превалирует над гуманистическим, лучшие из лучших приходят к пониманию, что проблемы в рамках технократического подхода не решаемы. По мнению Ф. Лалу, «большинство организаций, прокладывая изощренные пути материального поощрения, проходит через множество раундов реорганизации, централизации и децентрализации, через внедрение новых информационных технологий, провозглашение новых задач и новых систем ключевых показателей. Но впечатление, что существующий способ управления практически исчерпал себя, усиливается, а все традиционные рецепты зачастую оказываются частью проблемы, а не ее решением» [3, с 17].
Проанализировав историю развития производственных отношений, Лалу пришел к выводу, что человечество освоило четыре способа сотрудничества, основанных на четырех мировоззренческих парадигмах: Импульсивной Красной, Конформистской Янтарной, Конкурентной Оранжевой и Плюралистической Зеленой, и близко к освоению Бирюзовой стадии. Выход на новую стадию позволяет решать все более сложные задачи.
Сегодня в отечественной экономике преобладают признаки «оранжевой» стадии. «Оранжевое» мировоззрение вывело человечество на новый уровень производства и потребления и дало нам невиданную ранее степень свободы. Цена этой свободы -социальное расслоение общества и необратимые последствия избыточного потребления. Главное преимущество Оранжевой стадии - продвижение способных сотрудников. Меритократия значительно расширила возможности профессиональной самореализации, однако в российской экономике это преимущество практически не работает из-за кланового характера карьерного продвижения. «Оранжевый» тип организации сравнивают с работающим механизмом, что подчеркивает его технократический характер.
Следующий уровень развития производственных отношений основан на гуманистической парадигме. Это - Зеленая стадия по Лалу. «Зеленое» мировоззрение возникло как протест против «оранжевого» карьеризма, приоритета материальных ценностей, социального неравенства, конкуренции, вытесняющей человеческие отношения. Интерес к другим людям, который на Оранжевой стадии вызван соображениями выгоды, на Зеленой стадии бескорыстен. Главные ценности «зеленого» сознания: справедливость, равенство, сотрудничество и согласие. Если оранжевое мировоззрение предлагает человеку налаживать отношения с другими ради своего блага, то зеленое хочет счастья для всех. На Зеленой стадии процессы принятия решений идут снизу, учитывается мнение каждого. Руководители служат подчиненным, как главы семей - своим близким, поэтому метафора Зеленой стадии - семья.
В русле гуманистического подхода работают «бирюзовые» организации, которые считаются вершиной общественной эволюции. Если на оранжевой стадии люди стремятся к славе, успеху и богатству, чтобы жить достойно, то на бирюзовой стадии слава, успех, богатство - не цель, а результат достойной и наполненной смыслом жизни. Метафора «бирюзовой» организации - организм, части которого слаженно работают и развиваются.
Профориентационная работа в современном виде соответствует стратегии и тактике технократического «оранжевого» мировоззрения, основанного на конкуренции и контроле.
В таблице 1 представлены признаки двух моделей сопровождения выбора профессии.
Таблица 1
Технократическая модель Гуманистическая модель
Оранжевая стадия развития (по Ф. Лалу) Бирюзовая стадия (по Ф. Лалу)
Типологический, компетентностный Аксиологический, феноменологический
Доконвенциональный и конвенциональный уровни морального развития (по Л. Колбергу) Постконвенциональный уровень морального развития (по Л. Колбергу)
Эгоистическая доминанта (по А.А. Ухтомскому) Альтруистическая доминанта (по А.А. Ухтомскому)
Деструктивная мотивация (деньги, слава, власть) Конструктивная мотивация (творчество, служение)
Контроль Доверие
«Застревание» на «оранжевой» стадии тормозит развитие общества. Но перейти на следующий уровень в приказном порядке невозможно - для этого необходимо изменение сознания значительной части общества. Смена парадигмы, отказ от устаревших, неэффективных подходов, качественное сопровождение выбора профессии и планирования профессиональной карьеры на всех этапах обучения в школе, основанное на развитии морального сознания, воспитании конструктивных мотивов труда и жизненных ценностей -это возможность взрастить поколение людей нравственных, самостоятельно мыслящих, способных к саморазвитию и настроенных на самореализацию в интересах общества.
Литература
1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни, "Морской сборник", 1856, № 9, с. 559-597.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для высших и средних педагогических уч. заведений / под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2001.
3. Лалу Ф. Открывая организации будущего /; пер. с англ. В. Кулябиной ; [науч. ред. Е. Голуб]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 432 с.
УДК 159.9
ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Куликова Татьяна Ивановна- кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственныйпедагогический университет им. Л.Н. Толстого; Тула, пр-т Ленина, 125,
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы трудовых ценностей и установок студенческой молодежи. Приводятся результаты исследования, проведенного среди студентов 1 и 4 курсов, по изучению степени понимания возможностей и ценностей своей будущей трудовой деятельности, представлена трехкомпонентнаяструктура ценностей трудовой деятельности, выделены наиболее значимые трудовые ценности для разных возрастных групп.
Ключевые слова: трудовые ценности, профессиональнаядеятельность, студенческая молодежь.
OPPORTUNITIES AND VALUES OF LABOR ACTIVITY IN UNDERSTANDING OF
MODERN STUDENTS