саморазвитие делает менее актуальным поиск иных эмоционально значимых моментов в работе и вне её).
Полученные данные позволяют более полно увидеть факторы формирования и проявления акмеологически ориентированной мотивации труда. При этом дополнительного анализа требуют такие результаты как отсутствие значимых взаимосвязей между мотивацией саморазвития и самореализации, а также выраженности данных побуждений со значимостью интереса к работе (что может быть обусловлено спецификой выборки или же особенностями восприятия инструментария).
Литература
1. Карпинский К.В., Гижук Т.В. Шкала удовлетворенности карьерой: разработка и психометрическая апробация // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4 . С. 101-116.
2. Котляков В.Ю. Система жизненных смыслов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. Т.1. С. 148-153).
3. Чикер В.А. Опросник "Якоря карьеры" Э.Шейна// Психологическая диагностика организации и персонала. СПб: Речь, 2003. С. 85-96.
4. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 8.Ц^: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html
УДК 159.9.072.422
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОВ БИОГРАФИИ И ЦЕННОСТНЫХ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ3
Селезнева Елена Владимировна - доктор психологических наук, профессор, РАНХиГС при Президенте РФ; Москва, пр. Вернадского, 82; e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи выраженности ценностных и карьерных ориентаций руководителей системы государственного управления с такими фактами их биографии как порядок рождения, финансовое положение в родительской семье и особенности лидерства в ней.
Ключевые слова: ценностные ориентации, карьерные ориентации, факты биографии, психобиографический анализ.
RELATIONSHIP OF FACTS OF BIOGRAPHY AND VALUE AND CAREER
ORIENTATIONSOF LEADERSOF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM
Selezneva Elena V. - Ph.D., D.Ps., Professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Moscow, Vernadsky prospect, 84; e-mail: [email protected]
3 Работа в рамках исполнения государственного задания РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Abstract
The article analyzes the results of a study of the relationship between the severity of value and career orientations of leaders of the public administration system with such facts of their biography as the birth order, financial situation in the parent family and leadership features in it.
Key words: value orientations, career orientations, biography facts, psychobiographic analysis.
Формирование ценностно-смысловой сферы человека обусловлено, с одной стороны, собственной активностью человека как субъекта своего развития, а с другой стороны, -воздействием тех или иных жизненных обстоятельств, в которые человек оказывается вовлечен как субъект жизненного пути. Факты биографии человека оказывают большее или меньшее влияние на систему его ценностных ориентаций, которая выражает предпочтенияистремленияличностивотношениитехилииныхсоциальныхценностей и
выступает в качестве основания для определения жизненных целей.
Использование для изучения ценностных ориентаций личности психобиографического анализа, т.е. исследование их взаимосвязи с отдельными фактами биографии человека, позволит в теоретическом плане более глубоко понять механизмы формирования направленности личности в целом, а в практическом плане - получить возможность для построения более точного прогноза перспектив личностно-профессионального развития и траектории карьерного роста человека.
На факультете оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС взаимосвязь фактов биографии и выраженности ценностных и карьерных ориентаций руководителей системы государственного управления изучается в рамках исследования взаимосвязи психобиографических особенностей с индивидуально-психологическими и личностными характеристиками руководителей системы государственного управления.
В качестве диагностических инструментов используются модифицированная версия ценностного опросника Ш. Шварца [9], методика «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой [5] и биографическая анкета опросника «Оценка управленческого потенциала» [7]. Вопросы биографической анкеты позволяют получить представление о жизненном пути человека, во-первых, в плане движения от прошлого к настоящему, во-вторых, в плане анализа событий во всех значимых сферах жизнедеятельности (сферы семейной жизни, обучения и образования, профессиональной жизни, общественной жизни, сферы увлечений), в-третьих, в плане выделения не только объективных, но и субъективных фактов биографии.
В исследовании принимали участие руководители системы государственного управления. Общее число респондентов составило 451 человек. При анализе взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций с тем или иным фактом биографии участников исследования, респонденты разделялись на подгруппы в соответствии с выбранным ими вариантом ответа на соответствующий вопрос.
Рассмотрим более подробно результаты анализа взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций руководителей системы государственного управления с такими фактами их биографии, как порядок рождения, финансовое положение в родительской семье и особенности лидерства в ней.
Для анализа взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций с порядком рождения респонденты были разделены на подгруппы в соответствии с выбранным ими вариантом ответа на вопрос «Каким по счету ребенком Вы были?». Для подтверждения значимости выявленных различий использовался статистический анализ с использованием t-критерия Стьюдента (табл. 1).
Таблица 1
Различия в выраженности ценностных и карьерных ориентаций участников _исследования в зависимости от порядка рождения__
Ценностные и карьерные ориентации Средние значения в подгруппах (баллы) P
1-я (единственный ребенок) 2-я (старший/ первый ребенок)
Надежность 5,29 5,12 0,04
Гуманизм 4,65 4,38 0,01
Ценностные и карьерные ориентации 1-я (единственный ребенок) 3-я (средний ребенок) P
Надежность 5,29 5,06 0,04
Свобода мысли 4,76 4,41 0,01
Свобода выбора 4,72 4,40 0,01
Гедонизм 3,37 2,81 0,00
Стремление к успеху 4,45 3,95 0,00
Материальное благополучие 4,11 3,62 0,00
Личная безопасность 4,73 4,35 0,01
Имидж/Репутация 4,71 4,30 0,00
Служение 8,99 9,27 0,21
Ценностные и карьерные ориентации 1-я (единственный ребенок) 4-я (младший/последний ребенок) P
Свобода мысли 4,76 4,53 0,02
Материальное благополучие 4,11 3,86 0,04
Ценностные и карьерные ориентации 2-й (старший/первый ребенок) 3-я (средний ребенок) P
Экологичность 3,93 4,32 0,03
Свобода мысли 4,67 4,41 0,03
Свобода выбора 4,69 4,40 0,01
Стимуляция 3,70 3,33 0,03
Гедонизм 3,32 2,81 0,00
Стремление к успеху 4,36 3,95 0,00
Материальное благополучие 3,91 3,62 0,05
Личная безопасность 4,64 4,35 0,02
Служение 8,84 9,27 0,05
Ценностные и карьерные ориентации 2-я (старший/первый ребенок) 4-я (младший/последний ребенок) P
Аффилиация 3,68 3,92 0,02
Экологичность 3,93 4,18 0,04
Ценностные и карьерные ориентации 3-я (средний ребенок) 4-я (младший ребенок) Р
Стимуляция 3,33 3,65 0,04
Гедонизм 2,81 3,35 0,00
Стремление к успеху 3,95 4,29 0,02
Личная безопасность 4,35 4,63 0,05
Имидж/Репутация 4,30 4,64 0,01
Как видно из таблицы, наибольшие различия в выраженности ценностных и карьерных ориентаций выявлены между 1-й и 3-й, 2-й и 3-й подгруппами, т.е. между респондентами, которые были единственным или старшим ребенком в семье, и респондентами, которые были средним ребенком. При этом и у единственного, и у старшего (первого) ребенка в настоящем значимо более выражены ориентации на свободу мысли и свободу выбора, гедонизм, стремление к успеху, материальное благополучие и личную безопасность. В то же время у среднего ребенка в настоящем значимо более выражены по сравнению с единственным ребенком ориентация на служение, а по сравнению со старшим ребенком -ориентации на экологичность и служение. Эти результаты в целом соответствуют результатам исследований влияния порядка рождения ребенка на его личность, в частности, описанию личностных характеристик единственных, старших и средних детей[2; 4; 6 и др.].Интересно также, что младшие дети в настоящем только по отношению к единственным детям имеют значимо меньшую выраженность ориентаций на свободу мысли и материальное благополучие. По отношению же к старшим и средним детям у младших детей в настоящем значимо более выражены в первом случае ориентации на аффилиацию и экологичность, а во втором - ориентации на стимуляцию, гедонизм, стремление к успеху, личную безопасность и имидж/репутацию. Все это также соответствует результатам исследований по проблемам влияния порядка рождения на формирование системы отношений личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что порядок рождения в значительной степени сохраняет свое влияние на структуру ценностных и карьерных ориентаций взрослого человека и может выступать как один из прогностических параметров при диагностике и оценке руководителей системы государственного управления.
Для анализа взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций с финансовым положением родительской семьи респонденты были разделены на подгруппы в соответствии с выбранным ими вариантом ответа на вопрос «Каково было финансовое положение Вашей семьи?»(табл. 2).
Таблица 2
Различия в выраженности ценностных и карьерных ориентаций участников
исследования в зависимости от финансового положения родительской ^ семьи
Ценностные и карьерные ориентации Средние значения в подгруппах (баллы) Р
1 -я(очень хорошее) 2-я (хорошее)
Традиции 3,72 4,53 0,000 1
Ценностные и карьерные ориентации 1-я (очень хорошее) 3-я (удовлетворительное) Р
Традиции 3,72 4,47 0,01
Ценностные и карьерные ориентации 1-я (очень хорошее) 4-я (неудовлетворительное) Р
Значимых различий не выявлено
Ценностные и карьерные ориентации 2-й (хорошее) 4-я (неудовлетворительное) Р
Традиции 4,53 4,21 0,05
Стимуляция 3,67 3,19 0,02
Ценностные и карьерные ориентации 3-я (удовлетворительное) 4-я (неудовлетворительное) Р
Стимуляция 3,60 3,19 0,03
Следует отметить, что многочисленные исследования свидетельствуют о значительном влиянии финансового положения родительской семьи на психологическое благополучие и развитие детей [1; 8 и др.], а значит, и на и на формирование их ценностных ориентаций [3].
Однако, как показывает наше исследование, на систему ценностных и карьерных ориентаций взрослого человека финансовое положение его родительской семьи влияет в значительно меньшей степени. Как видно из таблицы, финансовое положение родительской семьи оказывает значительно меньшее влияние на структуру ценностных и карьерных ориентаций участников исследования на момент опроса. Различия обнаружены только по двум ценностным ориентациям - на традиции и стимуляцию. При этом уровнем между 1-й и 4-й подгруппами значимых различий в выраженности ценностных и карьерных ориентаций вообще не выявлено. Это говорит о том, что для респондентов, вышедших из семей с очень хорошим или, наоборот, неудовлетворительным финансовым положением, этот факт биографии не сохранил свое влияние на систему их ценностных и карьерных ориентаций, скорее всего за счет актуализации иных потребностей и ценностей, а следовательно, выхода на первый план в качестве факторов формирования системы ценностных и карьерных ориентаций иных фактов биографии (например, в сфере обучения и образования или в сфере общественной жизни).
Для анализа взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций с особенностями лидерства в родительской семье респонденты были разделены на подгруппы в соответствии с выбранным ими вариантом ответа на вопрос «Кто был лидером в Вашей семье?». В 1-ю подгруппу вошли участники исследования, у которых лидером в родительской семье была мать, во 2-ю - участники исследования, у которых лидером в родительской семье был отец. Статистический анализ показал, что значимые различия в выраженности ценностных и карьерных ориентаций в этих подгруппах существуют по трем показателям: ориентации на законопослушность (соответственно 4,62 и 4,39 балла при p=0,0001), ориентации на аффилиацию (соответственно 3,85 и 3,65 балла при p=0,04) и ориентации на имидж/репутацию (соответственно 4,64 и 4,48 балла при р=0,04).Таким образом, можно говорить о том, что лидерство матери в родительской семье приводит к формированию значимо более высокого уровня просоциальных ценностных ориентаций, обеспечивающих формирование более безопасной для человека социальной среды, что также может быть использовано в процедурах диагностики и оценки руководителей системы государственного управления в целях прогноза возможностей и затруднений в области управленческих взаимодействий, принятия управленческих решений, развития управленческого потенциала.
Литература
1. Вяльшина А.А. Влияние денежных доходов семьи на благополучие и развитие сельских детей // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. 2016. № 1. С. 37-46.
2. Грошев И.В., Утенышева О.В. Особенности взаимосвязи порядка рождения личности и поведения в конфликте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6 (146). С. 28-35.
3. Мусина-Мазнова Г.Х., Сорокина И.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN319.pdf (дата обращения 25.02.2020).
4. Нальгиева И.А. К проблеме исследования влияния порядка рождения на личность ребенка // Университетские чтения - 2009. Ч. VIII. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 189194.
5. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 298 с.
6. Русс С.А. Особенности коннотации успешности при разном порядке рождения: на примере представлений подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2012. 22 с.
7. Синягин Ю.В. Комплексная диагностика и оценка управленческого персонала: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. 68 с.
8. Цинченко Г.М. Благополучие детей в контексте новых социальных исследований в западных странах // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 76-88.
9. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т.9. № 2. С. 43-70.
УДК 37.01
ДВЕ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: ТЕХНОКРАТИЯ VS ГУМАНИЗМ
Резапкина Г. В., старший научный сотрудник, Федеральный институт развития образования РАНХиГС, Центр практической психологии образования АСОУ, г. Москва, Россия
Аннотация.
В статье рассматриваются два различных подхода в сопровождении выбора профессии, приводятся основные характеристики каждого подхода, обозначаются приоритеты в подготовке школьников к взрослой жизни.
Ключевые слова. Технократическая парадигма, гуманистическая парадигма, типологический подход, компетентностный подход, аксиологический подход, феноменологический подход, самоопределение, ценностно-смысловая сфера.
TWO MODELS SUPPORT THE CHOICE OF A PROFESSION: TECHNOCRACY VERSUS HUMANISM
Rezapkina G. V., senior researcher, Federal Institute for education development, Ranepa, Center for practical psychology of education, ASOU, Moscow, Russia
Abstract.
The article discusses two different approaches to choosing a profession, provides the main characteristics of each approach, and identifies priorities in preparing students for adult life.
Keyword. Technocratic paradigm, humanistic paradigm, typological approach, competence approach, axiological approach, phenomenological approach, self-determination, value-semantic sphere.