средний уровень - 60% (240 чел.). Тогда как в контрольной группе на 24% (96 чел.) выросло только количество респондентов, достигших среднего уровня оценивания.
В качестве выводов отметим: проведенная эмпирическая работа и оформленные теоретико-методические обобщения раскрывают новый потенциал в
смысложизненноориентационном направлении - адаптационный, благодаря чему утверждается возможность конструирования локального образовательного пространства гуманистического содержания в российской образовательной системе, способного содействовать гармонизации личности, общества.
Литература
1. Гильманов Б.Х. «Культурно-историческое сознание ученых-гуманитариев в контексте современных тенденций в науке: Опыт федеральных университетов» на базе двух федеральных университетов/ журнал «Вопросы философии», «круглый стол - онлайн-конференция», Калининград, май, 2015 г. [Электронный ресурс:=com_content&task=view] (дата обращения: 10.02.2019)
2. Кузнецов В.Н. Гуманитарные взаимодействия. Социологическое исследование становления геокультурной теории безопасности. В 3-х томах. Т. 3. Основания глобальной безопасности: Социологический гуманитарный аспект. М.: Книга и бизнес, 2009.
3. Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования представлений подростков и юношей о смысле жизни и ценностях / "Сегменты социально-педагогической сферы" часть 5, (Рецензенцированная монография) Коломна: «Государственный социально-гуманитарный университет», 2019, с. 37- 46.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
5. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни. - М.: МПСИ, 2006. - 768 с.
УДК 159.9.072.432
САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Мельничук Андрей Степанович - кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ; г. Москва; e-mail : [email protected]
Аннотация.
Обсуждаются взаимосвязи мотивов профессионального саморазвития и самореализации с иными мотивами трудовой деятельности и карьерными ориентациями. Показана специфика таких взаимосвязей в подгруппах с разными уровнями субъективного благополучия и удовлетворенности карьерой.
Ключевые слова: мотивация саморазвития, мотивация самореализации, карьерные ориентации, субъективное благополучие, удовлетворенность карьерой.
SELF-DEVELOPMENT AND SELF-REALIZATION IN THE STRUCTURE OF WORK MOTIVATION: PECULIARITIES OF MANIFESTATION
Melnichuk Andrey Stepanovich, PhD, associate professor, the Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration, Moscow; e-mail: [email protected]
Abstract
The interrelations of professional self-development and self-realization motives with other motives of work activity and, career orientations are discussed. The specificity of such relationships in subgroups with different levels of subjective well-being and career satisfaction is shown.
Keywords: self-development motivation, self-realization motivation, career orientations, subjective well-being, career satisfaction.
Внутренние мотивы играют особую роль в детерминации профессиональной деятельности, обеспечивая высокую включенность в работу и сверхнормативную активность, а также позитивность эмоциональных состояний, связанных с осуществлением трудовой активности. Наиболее часто к внутренним мотивам относят интерес к содержанию выполняемой деятельности, но, несомненно, внутренний характер имеют мотивы, имеющие акмеологическую окраску - стремления к профессиональному саморазвитию и самореализации. При этом весьма важно знать не только степень выраженности таких мотивов у сотрудников, но также их связь с другими побуждениями и ориентациями. Также не менее значимым является изучение характера связи этих мотивов с удовлетворенностью человека своей профессиональной и внепрофесиональной жизнью.
Поиску ответов на эти вопросы было посвящено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 52 сотрудника одной из кадровых компаний (46 женщин и 6 мужчин, средний возраст - 28,4 года). Для оценки мотивации применялась разработанная автором методика, основанная на приеме «мягкого рейтинга» [2]. Респонденты оценивали значимость 20 завершений высказывания «Выполнять свою работу меня побуждает возможность...». На каждый из 10 рангов следовало выбрать 2 близких по значимости формулировки, наиболее значимые мотивы имели ранг № 1. Для оценки мотивации саморазвития использовалась формулировка «Приобрести значимые для меня профессиональные знания, умения и опыт, развить личностные качества», а самореализации - «Реализовать свой профессиональный потенциал». Также в состав диагностической батареи вошли «Методика диагностики субъективного благополучия личности» [4], «Шкала удовлетворенности карьерой» [1], опросник «Якоря карьеры» [3]. Сбор данных осуществлялся Н.В. Коньковой в рамках подготовки курсовой работы, выполненной под научным руководством автора.
По данным исследования мотивы саморазвития и самореализации имеют для респондентов равную значимость (ср. ранг - 3,5 и 3,4 соответственно). Указанные побуждения занимают 3 место в мотивационной иерархии, уступая мотивации материальной обеспеченности (ср. ранг 1,4) и обеспечения стабильности (3,0), но превосходя побудительную значимость возможности заниматься интересным делом (3,7).
Важность саморазвития не имела значимой связи с иными побуждениями, видами карьерных ориентаций и субъективного благополучия. Однако мотивирующая значимость личностно-профессионального совершенствования прямо коррелировала с пунктом методики «Якоря карьеры», оценивающим важность возможности «использовать свои умения и таланты для служения важной цели» (r=0,316; p=0,022), и обратно - с согласием с пунктом методики диагностики субъективного благополучия «Можно сказать, что я уверенный человек» (r=0,292; p=0,035). Мы полагаем, что возможность для саморазвития будет побуждать сотрудников активно вовлекаться в деятельность, если они видят в таком саморазвитии достаточно явный социальный смысл. Вторая корреляция может отражать ситуацию, когда высокая уверенность в себе (и, вероятно, в своем профессиональном уровне) делает профессиональное развитие субъективно менее значимым.
По данным диагностики мотивирующая значимость самореализации оказалась связанной со значимостью самостоятельной постановки профессиональных целей и задач (г=0,380; р=0,005). Это логично, так как реализация потенциала предполагает наличие «пространства субъектности» (что также подтверждается прямой корреляцией важности самореализации с важностью пункта методики «Якоря карьеры» «Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями» (г=0,310; р=0,026)).
Ориентация на самореализацию также была обратно связанной с мотивацией обеспечения стабильности жизни и уверенности в будущем (г=-0,315; р=0,023) и возможности трудиться в атмосфере сотрудничества и взаимной поддержи (г=-0,290; р=0,037). Первый факт отражает то, что самореализация часто сопряжена с неопределенностью своего результата. Поэтому для стремящегося к ней сотрудника возможность обеспечить стабильность не является значимым побуждением. Вторя связь, вероятно, говорит о двух субъективно противоположных стратегиях самореализации -«узкопрофессиональной» и «социальной», а также отражает мнение, что включение в глубокие межличностные отношения с коллегами препятствует профессиональным достижениям как цели самореализации. Тесные межличностные отношения могут восприниматься как ограничивающие автономию сотрудника (которая связана с самореализацией). Это следует из обратной связи значимости побуждения «Трудиться в атмосфере сотрудничества и взаимной поддержки» с мотивирующей значимостью самостоятельной постановки профессиональных целей и задач (г=-0,353; р=0,010) и выбора путей решения поставленных перед сотрудником задач (г=-0,533; р=0,0001). В данном контексте интересно, что мотивация самореализации прямо связана с выраженностью карьерной ориентацией на менеджмент (г=0,304; р=0,029) и с таким пунктом данной шкалы как важность «быть первым руководителем в организации» (г=0,288; р=0,039). Достижение такой позиции может трактоваться как признак самореализации, а связанное с карьерным ростом расширение полномочий - как увеличение степени независимости.
Связь мотивации самореализации с иными побуждениями может опосредоваться тем, как человек оценивает свою жизнь, себя и свою работу. Так корреляция важности самореализации и ориентации на карьеру в менеджменте проявляется только в группе респондентов с уровнем субъективного благополучия выше медианы (г=0,507; р=0,007). Это может быть обусловлено тем, что предпосылкой стремления к реализации своего потенциала в сфере управления является наличие у человека ряда характеристик, предполагаемых понятием «субъективное благополучие». В пользу этой интерпретации говорит то, что в обследованной выборке ориентация на менеджмент значимо коррелирует с уровнем экзистенциально-деятельностного благополучия, т.е. убежденности в своей способности достигать намеченных целей (г=0,282; р=0,043). В силу высокой корреляции всех видов благополучия между собой, ощущение своей самоэффективности будет связано и с уверенностью в себе (эго-благополучие), оптимизмом (эмоциональное благополучие) и т.д.
Для сотрудников с уровнем удовлетворенности карьерой выше медианы средний ранг мотивирующей значимости возможности самореализации составил 2,7 против 4.1 в группе с удовлетворенностью ниже медианы (р=0,047). Мы полагаем, что позитивная оценка профессионального пути во многом является следствием самореализации в профессии и, одновременно, усиливает стремление к нему. Весьма интересно, что в данной подгруппе значимость возможности самореализации обратно связана с карьерной ориентацией интеграцию стилей жизни (г=-0,550; р=0,004). Это говорит о том, что чем более значимым для сотрудника является профессиональная самореализация, тем больше он предпочитает концентрироваться на выполняемой деятельности (а не стремиться к балансу разных сфер жизни). Гипотезу о такой концентрации подтверждает выявленная в этой подгруппе обратная корреляция мотивирующей значимости саморазвития и получения новых впечатлений (г=-0,410; р=0,037). Позитивность своего профессионального пути создает смысловую основу для включения в совершенствование, а в силу этого возможности такого совершенствования становятся значимым побуждением к труду (при этом вовлеченность в
саморазвитие делает менее актуальным поиск иных эмоционально значимых моментов в работе и вне её).
Полученные данные позволяют более полно увидеть факторы формирования и проявления акмеологически ориентированной мотивации труда. При этом дополнительного анализа требуют такие результаты как отсутствие значимых взаимосвязей между мотивацией саморазвития и самореализации, а также выраженности данных побуждений со значимостью интереса к работе (что может быть обусловлено спецификой выборки или же особенностями восприятия инструментария).
Литература
1. Карпинский К.В., Гижук Т.В. Шкала удовлетворенности карьерой: разработка и психометрическая апробация // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4 . С. 101-116.
2. Котляков В.Ю. Система жизненных смыслов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. Т.1. С. 148-153).
3. Чикер В.А. Опросник "Якоря карьеры" Э.Шейна// Психологическая диагностика организации и персонала. СПб: Речь, 2003. С. 85-96.
4. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 8.URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html
УДК 159.9.072.422
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОВ БИОГРАФИИ И ЦЕННОСТНЫХ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ3
Селезнева Елена Владимировна - доктор психологических наук, профессор, РАНХиГС при Президенте РФ; Москва, пр. Вернадского, 82; e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи выраженности ценностных и карьерных ориентаций руководителей системы государственного управления с такими фактами их биографии как порядок рождения, финансовое положение в родительской семье и особенности лидерства в ней.
Ключевые слова: ценностные ориентации, карьерные ориентации, факты биографии, психобиографический анализ.
RELATIONSHIP OF FACTS OF BIOGRAPHY AND VALUE AND CAREER
ORIENTATIONSOF LEADERSOF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM
Selezneva Elena V. - Ph.D., D.Ps., Professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Moscow, Vernadsky prospect, 84; e-mail: [email protected]
3 Работа в рамках исполнения государственного задания РАНХиГС при Президенте Российской Федерации