Научная статья на тему 'ДВЕ ХОРОВЫЕ МИНИАТЮРЫ ХАДИДЖИ ЗЕЙНАЛОВОЙ'

ДВЕ ХОРОВЫЕ МИНИАТЮРЫ ХАДИДЖИ ЗЕЙНАЛОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
азербайджанский композитор / хоровая миниатюра / Хадиджа Зейналова / культура / хор. / Azerbaijani composer / choral miniature / Khadija Zeynalova / culture / choir.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кухмазова Юлизана Шафиевна

В статье рассматриваются две хоровые миниатюры азербайджанского композитора Хадиджи Зейналовой – «Magnus es Domine» на традиционный христианский текст и «Der hоеhere Frieden» на слова немецкого поэта Генриха фон Клейста. Композитор является выпускницей Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, где обучалась в классе профессора Хайяма Мирзазаде. Затем она поступает в Музыкальную академию Детмольда, где продолжает образование в композиторском отделении, которое завершает с отличи-ем. Х.Зейналова как докторант Падерборнского университета работает над исследованием «Азербай-джанская культура и композиторская школа», а также защитила диссертацию на тему «Музыкальная культура Азербайджана ХХ века и тенденции западной музыки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO CHORAL MINIATURES BY KHADIJA ZEYNALOVA

The article deals with two choral miniatures by the Azerbaijani composer Khadija Zeynalova "Magnus es Domine" to a traditional Christian text and "Der hohere Frieden" to the words of the German poet Heinrich von Kleist. The composer is a graduate of the Baku Music Academy named after Uzeyir Hajibayli, where she studied in the class of Professor Khayyam Mirzazade. Then she enters the Detmold Academy of Music, where she con-tinues her education in the composition department, which she completes with honors. H.Zeynalova, as a doctoral student at the University of Paderborn, is working on the study “Azerbaijani culture and composer school”, and also defended her dissertation on the topic “Musical culture of Azerbaijan in the 20th century and trends in Western music”.

Текст научной работы на тему «ДВЕ ХОРОВЫЕ МИНИАТЮРЫ ХАДИДЖИ ЗЕЙНАЛОВОЙ»

«ШШЭШШМ-ШГМаи #4(127), 2022 / ART

7

Literature

1. Алиева К.М. Тебризская ковровая школа XVI-XVII веков. - Баку: Элм. -1999.

2. Керимов Л.Г. Азербайджанский ковер. т. 2. - Баку. - 1983.

3. Казиев А.Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги XIII-XVII вв. -М.: Книга -1977.

4. Керимов К.Дж. Султан Мухаммед и его школа - М.: Искусство -1970.

УДК: 7.78.784.1

5. Batari, Ferenc. Ottoman Turkish Carpets. -Budapest: Kezthelg. - 1994.

6. Миллер Ю.А. Искусство Турции. - М.: Искусство - 1965.

7. Всеобщая история искусств. Том 2., внига вторая// Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. - М.: Искусство.

8. (https://www.pinterest.se/pin/4039870290537 17629/

9. http://www.azerbaijanrugs.com/anatolian/in-dex_anatolian_rugs_carpets.htm

Кухмазова Юлизана Шафиевна

ORCID : 0000-0002-1844-0640 Доктор философии по искусствоведению, доцент кафедры «Хорового дирижирования» Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, Заслуженная артистка Азербайджанской Республики, Хормейстер государственной капеллы, Азербайджанская государственная академическая филармония

имени Муслима Магомаева DOI: 10.24412/2520-6990-2022-4127-7-14 ДВЕ ХОРОВЫЕ МИНИАТЮРЫ ХАДИДЖИ ЗЕЙНАЛОВОЙ

Kukhmazova Yulizana Shafievna

ORCID : 0000-0002-1844-0640 Doctor of Philosophy in Art History Associate Professor of the Department of Choral Conducting Baku Musical Academy named after Uzeyir Hajibeyli, Honored Artist of the Republic of Azerbaijan,

Choirmaster of the State Chapel Azerbaijan State Academic Philharmonic Society named after Muslim Magomayev

TWO CHORAL MINIATURES BY KHADIJA ZEYNALOVA

Аннотация

В статье рассматриваются две хоровые миниатюры азербайджанского композитора Хадиджи Зей-наловой - «Magnus es Domine» на традиционный христианский текст и «Der hоеhere Frieden» на слова немецкого поэта Генриха фон Клейста.

Композитор является выпускницей Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, где обучалась в классе профессора Хайяма Мирзазаде. Затем она поступает в Музыкальную академию Дет-мольда, где продолжает образование в композиторском отделении, которое завершает с отличием.

Х.Зейналова как докторант Падерборнского университета работает над исследованием «Азербайджанская культура и композиторская школа», а также защитила диссертацию на тему «Музыкальная культура Азербайджана ХХ века и тенденции западной музыки».

Abstract

The article deals with two choral miniatures by the Azerbaijani composer Khadija Zeynalova - "Magnus es Domine" to a traditional Christian text and "Der hohere Frieden" to the words of the German poet Heinrich von Kleist.

The composer is a graduate of the Baku Music Academy named after Uzeyir Hajibayli, where she studied in the class of Professor Khayyam Mirzazade. Then she enters the Detmold Academy of Music, where she continues her education in the composition department, which she completes with honors.

H.Zeynalova, as a doctoral student at the University of Paderborn, is working on the study "Azerbaijani culture and composer school", and also defended her dissertation on the topic "Musical culture of Azerbaijan in the 20th century and trends in Western music".

Ключевые слова: азербайджанский композитор, хоровая миниатюра, Хадиджа Зейналова, культура,

хор.

Keywords: Azerbaijani composer, choral miniature, Khadija Zeynalova, culture, choir.

8_а

Настоящая статья посвящена двум хоровым сочинениям азербайджанского композитора Хади-джи Зейналовой, творческая деятельность которой вызывает к себе неподдельный интерес и об этом хотелось сказать чуть подробнее.

В судьбе молодого и разносторонне одаренного музыканта, каким несомненно является героиня настоящей статьи, нетрудно заметить те примечательные для сегодняшней действительности тенденции, которые трудно было бы ранее себе представить.

Поразительные перемены, происходящие в жизни современного Азербайджана, неизменно притягивают к себе внимание как друзей, так и недругов нашей страны и все это свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих в нашем регионе.

Об этих существенных переменах, происходящих в жизни нашей страны, нам хотелось бы обозначить на примере творческой судьбы Х.Зейнало-вой. Она родилась в промышленном городе Сумгаите, расположенном на берегу Каспийского моря, неподалеку от Баку. Ее детство и юность, связанные с учебой в общеобразовательной и музыкальной школах, выглядят достаточно типичными для своего времени. Затем героиня нашего повествования поступает в Сумгаитское музыкальное училище, где занятия музыкой приобретают более целенаправленный характер и, наконец, в 1994 году Хадиджа становится студенткой Бакиской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли.

Студенческие годы, связанные с бакалаврату-рой и магистратурой, стали для Х.Зейналовой весьма важным этапом становления ее как профессионального музыканта. В лице профессора класса композиции Хайяма Мирзазаде Хадиджа нашла талантливого наставника, умного и образованного композитора, направившего ее на верный творческий путь. Добавим к сказанному, что Х.Мирзазаде был одним из верных, широко образованных и талантливых учеников великого композитора и педагога Кара Караева.

Х.Зейналова с отличием завершает свою учебу в БМА имени У.Гаджибейли и приступает к работе преподавателя, не забывая при этом о своих композиторских планах.

С 2005 года Х.Зейналова живет в Германии, в городе Детмольд. Годы, связанные с новой страной, оказались для азербайджанского музыканта во многом примечательными. Речь идет о волевом и целеустремленном человеке, не довольствующемся уже

ART / «ЩЦЩ(Щ]иМ-ШиГМ&1» #4(127), 2022 [ достигнутым, а, напротив, стремящемся к углублению и обогащению своих знаний и обращению в [ своем творчестве к новым темам. [ Весьма показательным является то, что Х.Зей-

налова прежде всего осваивает немецкий язык и поступает в Музыкальную академию Детмольда, где продолжает образование в композиторском отделе, который завершает с отличным дипломом.

В 2006 - 2012 годах Х.Зейналова как докторант : Падерборнского университета работает над исследованием «Азербайджанская культура и компози-i торская школа», а также представляет диссерта-I цию, посвященную теме «Музыкальная культура Азербайджана ХХ века и тенденции западной му-I зыки». Успешно защитив диссертацию, Х.Зейналова стала доктором философии по искусствоведению и преподает теорию музыки в Детмольдской музыкальной академии. При этом она не забывает о своем композиторском призвании и пишет музыку.

Наше внимание привлекли два хоровых сочинения Х.Зейналовой, написанных в 2007 году. Речь идет о двух разных по содержанию произведениях для хора a cappella.

Хор «Magnus es Domine» написан на традици-[ онный христианский текст. Вполне понятно, что выбор композитором этого традиционного церковного текста вызывает неподдельный интерес. В связи с этим хочется подчеркнуть терпимость, присущую азербайджанцам, неизменно с вниманием относящимся к любой религии, существующей на Земле. Толерантность, отличающая каждого жителя Азербайджана, связана с гуманизмом и редкой для современного мира его душевной щедростью. Каждый человек на Земле является Божьим послан-I ником и отсюда доброе и сочувственное отношение к каждому, независимо от его пола, возраста, про-I исхождения и религиозной принадлежности.

Разумеется, подобное решение автора можно : только приветствовать. Ибо язык музыки не только и не просто уникален. Он способен донести до каждого человека нечто глубоко сокровенное, трепетное и трогательное.

Хор «Magnus es Domine» начинается с унисона ; всех четырех голосов хора, охватывающего диапазон чистой октавы и от меццо-пиано достигающего форте. Следует признать, что начало хора приобре-i тает значение некоего тематического тезиса, на котором выстраивается вся последующая композиция. Обращает на себя внимание сама тема хора, заключенная в первых трех тактах хора.

«ШУШШШМ-ШШак» #4П27)), 2022 / ART

9

Композитор удачно использует секундовые ходы, все нисходящие интонации с восходящими скачками на чистую кварту и малую сексту. Благодаря этим мелодическим скачкам тема хора приобретает характерную лапидарность и разрастается в диапазоне до чистой октавы. Можно сказать, что первые три такта хора звучат убедительно. Композитор не случайно прибегает к унисону всех голосов хора. Этим он подчеркивает значение темы хора, которая на протяжении всего последующего развития будет подвергаться многим интонационным и ритмическим изменениям.

В хоре «Magnus es Domine» отчетливо проступает трехчастность его строения. Крайние разделы

хора связаны с использованием метрического размера 6/8 и темы, охватывающей три такта.

Первый раздел хора «Magnus es Domine» строится на различных версиях трактовки темы. Здесь можно говорить об имитационной перекличке голосов хора. При этом каждый голос хора последовательно проводит свою версию темы. Композитор удачно использует как разобщенность голосов, так и их унисонное звучание.

Средний раздел хора вносит в течение номера определенный контраст. Композитор использует иной метроритм и использование четырехдольного метра.

J-

еО

т

в

Et..

Et Lau-da—re

Музыка этого раздела отличается большей жесткостью. Звучание, хотя композитор и в этом разделе хора прибегает к речитации, к перекличке голосов хора, обилию мелодических повторов.

Восстановление Tempo I говорит о репризе хора, которая подчеркнуто лаконична и охватывает

десять тактов. Возвращение начального мотива восходящей интонации чистой кварты, как и унисон всех голосов хора подчеркивают выверенность и безупречную продуманность анализируемого хора «Magnus es Domine».

10

art / «шушмим-шигмау» $тшт, 2022

Хор «Der hoehere Friedens» (Andante maestoso, Рассматриваемое произведение открывается

4/4) написан на слова немецкого поэта Генриха фон весьма примечательным вступлением, охватываю-

Клейста в 2007 году. щим первые его двенадцать тактов.

Soprano

В этом разделе хора доминирует унисон всех четырех голосов хора. При этом басы представляют малую октаву, первая октава представлена сопрано и альтами и октавой выше размещены тенора. В связи с этим подчеркнем особую объемность звучания.

Несомненно, Х.Зейналова удачно использует регистры хорового пения, максимально сближая их голоса и наряду с этим добиваясь объемного звучания хора.

Обилие восходящих чистых кварт «Р - Ы» в партиях сопрано и альтов, как и нисходящие чистая квинта «с!2 - Ь1», вносят в звучание хора какую-то приподнятость, торжественность, которая подчеркивается и использованием крупных длительностей, восходящим мелодическим строем, неторопливостью ритмического движения. Подобное

начало хора приобретает несколько интригующее значение, обилие же унисонного звучания (8 тактов) только подчеркивает некую торжественность, помпезность.

Начало хора, связанное с использованием восходящей интонации чистой кварты, построено на унисоне всех голосов хора. Постепенный рост динамики звучания хора от mf до ff, свертывание ff до p, mp и движение от mp к f образует первый раздел хора.

Сопрано хора знакомят с темой в четыре такта («Menschen die»), которая с опозданием на две четверти последовательно проводится у альтов, затем теноров и басов. Мелодическая фраза сопрано заканчивается глиссандо и охватывает четыре такта.

После этого звучит точное повторение глиссандо на звуке «f» всеми четырьмя голосами хора и дальше происходит октавное восхождение мелодического хода «a1 - b1 - des2 - f2 - g2» сопрано и альтов и с опозданием на одну восьмую долю у теноров с басами.

После начинается новый раздел хора Moderato (6/8, C-dur). Сопрано хора на «М» озвучивают звук

«g», через такт к выдержанной партии сопрано прибавляются четыре ноты «с» басового ключа. Через два такта подключаются тенора, поющие со звука «d» и через такт прибавляются альты, поющие со звука «f».

Это исполнение проходит на пианиссимо и это своеобразная связка четырех звуков «с1 - f1 - g1 - f2 - d2» охватывает три такта, после чего звук «d» сменяет звук «des» (3 такта).

12

ART / «ШУШМИМ-ШИТМаУ» 2022

Музыкальный язык хора постепенно усложняется за счет новых альтераций, связанных с «as», «b», «des» и «es». Кроме того, размеренный и долго

удерживаемый ритм ^ ^ J ^ исчезает, и ритмический рисунок каждого голоса хора выглядит подчеркнуто свободным. Здесь уже не приходится говорить о каких-то общих чертах.

Музыка рассматриваемого хора приобретает подчеркнуто жесткий, диссонирующий характер. Несомненно, автор в этом эпизоде хора прибегает к подчеркнутой свободе голосоведения, что и обеспечивает известную жесткость звучания, где между

басами и тенорами («Ьм - с2») образуется расстояние в большую дециму, а между альтами и сопрано («d1 - g1») возникают как интервалы диссонансы, так и консонансы. Вместе же все четыре голоса хора образуют достаточно жестко звучащее соединение звуков. Добавим, что именно в этом эпизоде хор не строится на аккордах, а связан с соединением разных звуков, никак не образующих тот или иной аккорд.

Раздел Moderato завершает этот большой и развернутый хор. Один за другим на рр вступают голоса хора, вначале сопрано («g1»), через четверть альты («e1»), тенора («d2») и басы («h» малой октавы).

На протяжении трех тактов каждый голос Последующий раздел хора отличается изыс-

точно повторяет свою партию и к концу третьего канной сложностью как мелодического, так и рит-такта сопрано озвучивают «gis», тенора исполняют мического рисунка партии хора. Так, в партии со-«а», а басы «h» заменяют на «b». прано хора появляется явно ладовая интонация,

напоминающая о национальных корнях автора.

14

ART а «ШЦШМЦМ-ШЦГМаУ» #4(Ш27)), 2022

В завершении этого развернутого хора звучит музыка «Andante. Maestoso», которая сообщает этому развернутому и изобилующему контрастами произведению стройность и законченность. Появление темы, с которой начинается рассматриваемое произведение, вносит в него ту завершенность и гармонию, которые выглядят не только убедительно, но и свидетельствуют о художественном вкусе автора сочинения.

Список использованной литературы:

1. Khadija Zeynalova. Magnus es Domine for choir a cappella. 2007

2. Khadija Zeynalova. Der hоеhere Frieden.

3. Elman Eldaroglu. AB§, Miçiqan. Alma-niyanin azarbaycanli bastakari - Osarlari Avropani dolaçan Xanim. 30 aprel, 2019, Turan legal and tax services.

4. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л.: Mу-зыка, 1980

5. Исмайлова З. Хоры а саре11а азербайджанских композиторов и работа над ними. Баку, 1987

6. Исмайлова З. Вопросы хорового исполнительства в аспекте новых тенденций в хоровом творчестве азербайджанских композиторов (1970 -1985). Баку, 1988

7. Мамедова Л. Становление и развитие хорового исполнительского искусства в Азербайджане (до второй половины ХХ века). Автореф. дисс. ... канд. искусств. Баку, 2005, 28 с.

8. Мамедова Л. Традиции и новаторство в хоровом творчестве А.Ализаде. Методические рекомендации. Баку, 2007, 20 с.

9. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. Учебник для муз. вузов. М.: Музыка, 1980, 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964, 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.