Научная статья на тему 'Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд'

Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТЕКСТ / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / MOTIVATIONAL TENDENCIES / SPHERES OF LIFE / PERSONAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голованова Надежда Филипповна, Дерманова Ирина Борисовна, Ануфриюк Ксения Юрьевна

В статье анализируется конструкт «саморазвитие личности» в психологической и педагогической науке. Обращено внимание на противостояние двух параллельных позиций в понимании его природы как произвольного и как целенаправленного самоизменения. Обсуждается правомерность обособленного исследования субъективных и объективных проявлений саморазвития личности. Обозначена позиция: саморазвитие личности уже с подросткового возраста представляет собой сложный процесс, включая и спонтанные, и целенаправленные проявления. Анализируются результаты эмпирического исследования мотивов саморазвития у представителей трёх возрастных подгрупп: подростки, студенты (ранняя взрослость), взрослые (средняя взрослость). Доказываются предположения, что с возрастом значимость саморазвития в разных жизненных сферах и интерес к нему сближаются; и что интеграция мотивов саморазвития в личностный контекст с возрастом усиливается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голованова Надежда Филипповна, Дерманова Ирина Борисовна, Ануфриюк Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO MANIFESTATIONS OF A PERSON’S SELF-DEVELOPMENT: PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL APPROACH

The article is focused on the analysis of the construct “a person’s self-development” in the psychological and pedagogical sciences. The authors draw attention to the opposition of the two parallel attitudes in understanding of its nature as random and focused self-transformation. The article considers the appropriateness of a discreet research of the subjective and objective manifestations of a person’s self-development. The attitude is drawn: a person’s self-development, starting from the teenage years, is a rather complicated process and includes spontaneous as well as intentional manifestations. The authors analyze the results of the empirical research of self-development motives in the groups of three generations: teenagers, students (early adultness), adults (median adultness). The article proves a supposition that the significance of self-development in different spheres of life and the attitude towards it draw closer with the age. It confirms as well the assumption that the integration of self-development motives into the personal context intensifies with the age.

Текст научной работы на тему «Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд»

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА УДК 159.923.2; 37.015.3

Н.Ф. Голованова, И.Б. Дерманова, К.Ю. Ануфриюк

_443

2017. Т. 27, вып. 4

ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД1

В статье анализируется конструкт «саморазвитие личности» в психологической и педагогической науке. Обращено внимание на противостояние двух параллельных позиций в понимании его природы - как произвольного и как целенаправленного самоизменения. Обсуждается правомерность обособленного исследования субъективных и объективных проявлений саморазвития личности. Обозначена позиция: саморазвитие личности уже с подросткового возраста представляет собой сложный процесс, включая и спонтанные, и целенаправленные проявления. Анализируются результаты эмпирического исследования мотивов саморазвития у представителей трёх возрастных подгрупп: подростки, студенты (ранняя взрослость), взрослые (средняя взрослость). Доказываются предположения, что с возрастом значимость саморазвития в разных жизненных сферах и интерес к нему сближаются; и что интеграция мотивов саморазвития в личностный контекст с возрастом усиливается.

Ключевые слова: саморазвитие, самовоспитание, мотивационные тенденции, жизненные сферы, личностный контекст.

Введение

Проблема саморазвития человека относится к числу тех, осмысление которых восходит к античной философии. Теоретические исследования феномена саморазвития личности, предпринимаемые философией, активно поддержала педагогика, разрабатывающая уже с конца XVII века прикладные аспекты этой проблемы. Психология же обратилась к изучению саморазвития только в ХХ в., но чрезвычайно активно, предложив ряд авторитетных концепций.

Сошлёмся на предпринятый нами компаративистский анализ генезиса саморазвития личности как предмета педагогики и психологии [1. С. 51-63] и обратим внимание на то, что со времён Сократа, Платона и Аристотеля в понимании природы саморазвития личности и интерпретации его концепта сохранилось противостояние двух параллельных позиций.

Сторонники первой позиции представляют саморазвитие как произвольное самоизменение, как естественный, спонтанный процесс, выражающий эволюцию развития личности. Если два-три столетия назад их основным аргументом была ссылка на божественную природу человека, то современные авторы апеллируют к постулатам синергетического подхода в понимании развития сложных биологических систем. В частности, отмечается, что направленность развития определяется заложенными в самой системе (в данном случае - личности) целями, которые побуждают ее к движению на новый уровень. В процессе развития меняется структура системы, обнаруживаются новые точки бифуркации, каждая из которых представляет спектр возможных направлений её развития; соответственно, появляются новые цели, которые, важно подчеркнуть, не являются внешними по отношению к системе, а заложены в ней самой и потому определяют «самоуправляемое развитие» (И.Р. Пригожин, С.П. Курдюмов, Л.Н. Князева, В.С. Степин).

Вторая позиция характеризуется пониманием саморазвития как сознательного, целенаправленного самоизменения, как «работы над собой». В этом случае цели задаются социальными образцами как внешние по отношению к системе психологических координат. В большей или меньшей степени они могут соответствовать внутреннему миру человека и психологическому контексту, а потому требуют специального осмысления и волевого решения, чтобы быть принятыми как важные и значимые для его развития.

Страницы научных изданий до сих пор заняты изложением концепций, сводящих саморазвитие к спонтанному развитию, личностному росту или, напротив, считают его целенаправленным управляемым процессом. Но ещё Л.С. Выготский призывал рассматривать психику в её целостности: «...мы должны изучать не отдельные, вырванные из единства психические и физиологические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас; мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно» [2. С. 137].

1 Работа поддержана грантом РГНФ 16-06-00307.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В столь явный дихотомизм традиционных позиций определённую путаницу вносит функционирование в их контексте понятия «самовоспитание» (тексты, тяготеющие к публицистике, используют его синоним «самосовершенствование»), так что в интерпретации этого понятия не только нет единства, но и поражает широта толкования предмета:

- управление саморазвитием (В .И. Андреев);

- высшая форма саморегуляции (А.И. Кочетов);

- средство саморазвития (В.Г.Маралов);

- самоорганизуемое воспитание (С.В. Кульневич);

- внутренняя педагогическая поддержка (А.В. Прохоров).

Е.П. Ильин выделяет в самосовершенствовании такие сферы, как нравственная, интеллектуальная и физическая, соотнося нравственное совершенствование с самовоспитанием; интеллектуальное -с самообразованием и физическое - с саморазвитием [3].

Некоторые исследователи определяя самовоспитание как педагогически управляемое самоизменение личности, а саморазвитие - как более широкий процесс, в котором реализуются и сознательное культивирование определённых качеств, и спонтанное самоизменение), допускают объединение этих двух вариантов развития в едином процессе. Так, М.А. Щукина отмечает: «... саморазвитие может осуществляться не только средствами целенаправленного самовоспитания. Самосозидание, взращивание личности может быть постоянным, не обязательно явным, но сквозным её устремлением в различных сферах самореализации, включаясь в которые, личность отвечает на новые жизненные вызовы готовностью развивать ещё неосвоенные потенциалы» [4. С. 52].

С нашей точки зрения, такое дополнение допускает включение в процесс саморазвития определенную долю спонтанности и естественности, которые до поры до времени могут не только не регулироваться сознательно поставленными целями, но и не осознаваться человеком, а иногда и противоречить выбранным целям, на которые ориентировано самовоспитание.

Спонтанная мотивация выражается прежде всего как проявление интереса. В многочисленных исследованиях одаренных детей обнаруживается характерное для них стремление к новым и новым знаниям; такие дети отличаются повышенной любознательностью, исследовательской активностью, стремлением к самостоятельному учению. Но интересы ребенка могут быть кратковременны и неустойчивы, тогда как интересы взрослого человека - это более устойчивые образования, которые могут эволюционировать, превращаясь в направленность личности (Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, К. К. Платонов).

Другой случай - когда мотивационная установка формируется в результате понимания важности, необходимости того или иного действия. Сознательная направленность на саморазвитие складывается вследствие интериоризации внешних к человеку требований и соотнесения их с собственными целями развития. В этом случае человек применяет специальные приемы и методы самостимулирования и самопринуждения.

В данном исследовании мы исходили из того, что саморазвитие, по крайней мере - уже с подросткового возраста, представляет собой сложный процесс, включающий и спонтанные, и целенаправленные тенденции.

Цель исследования - выявить соотношение между двумя тенденциями саморазвития личности: спонтанным, выражаемым через интересы, и целенаправленным, осознанным, выражаемым у подростков и взрослых установкой важности.

Мы предполагали, что:

• существуют различия в проявлении обеих тенденций саморазвития у взрослых и у подростков, но у подростков они будут выражены сильнее; с возрастом же сближается значимость (важность) саморазвития в разных жизненных сферах и интерес к нему;

• мотивация саморазвития у взрослых интегрирована в личностный контекст в большей степени, чем у подростков.

Материалы и методы исследования

В авторской анкете «Направленность на саморазвитие в различных жизненных сферах» нами было выделено 10 жизненных сфер, значимых, с нашей точки зрения, для проявления данного вида активности: Учебная; Профессиональная; Коммуникативная; Семейная; сфера Увлечений (хобби); Нравственная; Эстетическая; Физическая; Волевая (самоуправления и самоконтроля) и Духовная.

445

Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Для каждой сферы сформулировали по одному утверждению, характеризующему процесс саморазвития в данной области. Были разработаны две параллельные формы: для подростков и для взрослых. Каждое из предлагаемых утверждений предполагало оценку по степени их важности для развития и степени интереса к развитию в этом направлении.

Например: «отметьте, пожалуйста, насколько для вас важно (в другой инструкции - интересно) заниматься самообразованием, а не ограничиваться тем, что уже знаете» или «. совершенствовать свои физические возможности (совершенствовать свое тело, развивать силу, улучшать фигуру)» и т. д.

Кроме того, для измерения мотивационной тенденции к личностному росту использовалась методика Э. Десси - Р. Райана, трактующая личностный рост как стремление развивать свои способности, осмысливать жизненные цели, познавать себя, самостоятельно принимать решения.

Данные, полученные по методике саморазвития, сопоставлялись с показателями смысловой направленности (методика смыслов В.Ю. Котлякова), удовлетворенности жизнью в целом (методика Э. Динер) и ее отдельными сторонами, такими, в частности, как отношения в семье, материальное благополучие, общение, отношения в коллективе и др. (модифицированная методика Дембо - Рубинштейн).

Выборка (133 человека) состояла из 3 возрастных подгрупп испытуемых: подросткового и юношеского возраста - 24 человека от 14 до 16 лет (средний возраст 15,2 года; 12 девочек и 12 мальчиков); периода ранней взрослости - 79 человек: студенты от 18 до 23 лет (средний возраст - 20 лет; 28 мужчин и 51 женщина); периода средней взрослости: 30 человек от 25 до 62 лет (средний возраст 41 год; 10 мужчин и 20 женщин).

Результаты и их обсуждение

Исследование выраженности «интересно» и «важно» как двух мотивационных тенденций выявило следующие результаты.

У подростков наиболее выражен интерес к саморазвитию в профессиональной сфере, в то время как значимость и важность саморазвития отмечается и в профессиональной, и в образовательной сферах (табл. 1). Наименьший интерес выражен к саморазвитию в сфере нравственности. Эстетическая сфера также рассматривается ими как не важная, что объяснимо и недооценкой этой жизненной сферы в современном нам обществе, и характерной для данного возраста особенностью. По результатам многочисленных исследований ценностной сферы подростков эстетические ценности занимают последние места [5-8].

Таблица 1

Выраженность двух тенденций саморазвития у подростков: «интересно» и «важно»

Сферы Подростки Значимость различий Р

Интересно М Важно М

Образование 3,41 4,13 0,010

Профессиональная 4,25 4,21 0,019

Социальная 3,21 3,70 0,050

Семейная 3,62 3,70 -

Увлечений 3,70 3,95 —

Нравственная 2,87 3,58 0,002

Эстетическая 2,95 3,12 —

Физическая 3,83 4,04 0,050

Волевая (самоуправление) 3,54 4,08 0,004

Духовная 3,66 3,87 -

Из табл. 1 видно также, что в некоторых сферах (семейная, сфера увлечений, эстетическая и духовная) важность саморазвития и интерес к нему совпадают. Различия по параметрам «важно» и «интересно» в этих сферах незначимы; их уровневые показатели относительно невысоки. Видимо, подростки выпускных классов школы в большей степени ориентированы на практическую ценность получаемых знаний и навыков, а не на развитие личности.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Обращает внимание большое количество сфер, в которых наблюдаются значимые расхождения между интересом и важностью (6 из 10), свидетельствующие о внутренней рассогласованности направленности. По ряду сфер (образования, коммуникации, нравственная, волевая, физическая) подростки осознают важность саморазвития, но это им не очень интересно. И только профессиональная сфера представляет для них больший интерес с точки зрения саморазвития, чем ее важность. Мы объясняем это возрастными задачами, стоящими перед подростками. Профессиональное самоопределение - своего рода доминанта в выпускных классах школы (Л.И. Божович; С.П. Крягжде; Е.А. Климов; Н.С. Пряжников и др.).

У студентов наиболее выражен интерес к сферам образования, увлечения и волевой (самоуправления). Эти же сферы они отмечают и как наиболее важные, и значимых расхождений между интересом и важностью саморазвития в этих сферах мы не наблюдаем (табл. 2). Кроме отмеченных, важной называется семейная сфера, однако интересует она значимо меньше, поскольку в период ранней взрослости молодые люди более заинтересованы выстраиванием отношений, направленных в будущее. Они осознают важность родительской семьи, но их интересы фокусируются в других сферах.

Значимые расхождения получены также в сферах: профессиональной, нравственной и духовной. Профессиональная сфера становится менее интересной, чем важной, а нравственная и духовная - наоборот, более интересными, чем важными. Снижение интереса к профессиональной сфере у студентов объясняется, возможно, тем, что на данный момент задачи, связанные с выбором профессии, решены (они уже в вузе и получают образование). Можно предположить, что по окончании вуза их интерес к этой сфере усилится. А интерес студентов к духовной и нравственной сфере можно объяснить характерным для их возрастного периода интересом к внутреннему миру другого человека, стремлением понять себя и определить свое место в этом мире, осмыслить свои жизненные цели и т. д.

Таблица 2

Выраженность двух тенденций саморазвития у студентов: «интересно» и «важно»

Сферы Период ранней взрослости (Студенты) Значимость различий Р

Интересно М Важно М

Образование 4,13 4,21 —

Профессиональная 3,88 4,12 0,04

Социальная 3,72 3,82 -

Семейная 3,85 4,12 0,04

Увлечений 4,04 3,86 -

Нравственная 3,60 3,32 0,02

Эстетическая 3,79 3,00 -

Физическая 3,76 3,56 -

Волевая (самоуправление) 4,06 4,21 -

Духовная 3,63 3,15 0,00

Общее число сфер, по которым наблюдается расхождение в данной выборке уже меньше, чем у подростков - их 4. Иначе говоря, постепенно гармонизируется мотивация саморазвития, включающая интерес и важность.

У взрослых, как видно из табл. 3, наиболее выражен интерес к саморазвитию в профессиональной сфере, наиболее важной для них наряду с образованием, находящимся на втором месте. Можно предположить, что в современном мире взрослые ощущают дефицит знаний и навыков и необходимость развития себя в этих сферах. Наименее интересной для саморазвития у студентов оказалась нравственная сфера. Она же и наименее важна, что, с нашей точки зрения, можно объяснить ощущением собственной нравственной правоты, что соотносится с отсутствием необходимости что-то усовершенствовать и чему-то учиться в нравственной сфере.

Значимые различия между мотивационными тенденциями саморазвития «важно» и «интересно» обнаружены только в сфере эстетической. Для взрослых она более интересна, чем важна. Все остальные сферы в равной степени как интересны, так и значимы. Таким образом, можно отметить, что к периоду средней взрослости происходит максимальное сближение обеих мотивационных тенденций по большинству сфер: что для них важно, то и интересно, и наоборот.

_Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд_447

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 4

Таблица 3

Выраженность двух тенденций саморазвития в период средней взрослости: «интересно» и «важно»

Период средней взрослости Значимость

Сферы Интересно Важно различий

М М Р

Образование 4,3 4,3 -

Профессиональная 4,37 4,17 -

Социальная 3,6 3,66 -

Семейная 3,87 4,0 -

Увлечений 4.0 4,0 -

Нравственная 3,33 3,21 -

Эстетическая 4,17 3,79 0,009

Физическая 3,83 3,66 —

Волевая 3,83 3,97 -

Духовная 3,53 3,41 -

С возрастом, как и ожидалось, происходит все большее сближение и согласование исследуемых мотивационных тенденций саморазвития.

Дальнейший анализ мы проводили в крайних по возрасту группах: взрослых периода средней взрослости и подростков. Таким образом мы стремились отследить крайние тенденции. По параметру саморазвитие «интересно» взрослые и подростки отличаются в сферах: образование, нравственная и эстетическая. С возрастом интерес к самообразованию в них значимо увеличивается (табл. 4).

Таблица 4

Значимые различия по показателю «интересно» в группах взрослых и подростков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сферы Инте ресно Значимость различий Р

Взрослые М Подростки М

Образование 4,3 3,41 0,004

Нравственная 3,33 2,87 0,05

Эстетическая 4,17 2,95 0,004

По мотивационной тенденции «важно» получено только одно значимое различие, говорящее о том, что социальные, внешние требования считываются и осознаются в большинстве сфер примерно одинаково (табл. 4). Различия же касаются важности эстетической сферы. У подростков она несколько ниже, чем у взрослых.

Таблица 5

Выраженность показателей «важно» в группах взрослых и подростков

Сферы Важно Значимость различий Р

Взрослые М Подростки М

Эстетическая 3.79 3,12 0,04

Как видим, по абсолютным величинам расхождений в группе периода средней взрослости и в группе подростков по параметру «интересно» больше, чем по параметру «важно». Различия в интересах ожидаемо связаны с возрастными задачами развития. По важности же саморазвития в исследуемых сферах представления обеих групп совпадают, за исключением эстетической, которую подростки недооценивают. Возможно, за этим кроется некий универсальный смысл, связанный с современными реалиями нашей жизни, которые актуализируются независимо от возрастной принадлежности. Но, возможно, также в этом проявилась специфика наших выборок с учетом их небольшого объема.

Для выявления соотношения тенденций саморазвития была высчитана разность между установками на «саморазвитие интересно» и «саморазвитие важно» в каждой из сфер. Положительный знак в

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

этой формуле означал преобладание тенденция на саморазвитие «интересно», а отрицательный - на саморазвитие «важно».

Чтобы осмыслить представленность этих тенденций в контексте личностных свойств и качеств, мы высчитали корреляции данных показателей (разницы между интересно и важно по каждой из сфер) с характеристиками смысловой сферы, удовлетворенности и личностного роста.

По результатам корреляционного анализа было обнаружено, что преобладание той или иной мотивационной тенденции у взрослых в значительной степени определено смысловыми установками и связано с показателями удовлетворенности жизнью в целом и ее отдельными сторонами, а также -с показателями личностного роста (табл. 5).

Таблица 6

Количество связей между преобладающей тенденцией саморазвития и другими личностными

характеристиками

Сферы Показатели смысловой Показатели Показатели

направленности Количество связей удовлетворенности Количество связей личностного роста Количество связей

Взрослые Подростки Взрослые Подростки Взрослые Подростки

Образование 2 1 7 - 1 -

Профессиональная 2 - 6 3 2 -

Социальная 1 - 9 2 1 -

Семейная 1 - 2 2 1 -

Увлечений 1 1 3 5 1 -

Нравственная 1 - 2 4 1 1

Эстетическая 1 - 1 5 2 1

Физическая 2 - 18 - 1 -

Волевая 1 1 6 2 2 -

Духовная - - 6 - 2 -

Итого 12 3 60 23 14 2

Как видно из табл. 6, количество связей у взрослых по всем характеристиками превышает аналогичный показатель у подростков в несколько раз. То есть направленность на саморазвитие, чем бы она ни была вызвана (интересом или осознанием значимости) у взрослых интегрирована в личностный контекст в большей степени, чем у подростков. Связи со смыслами означают, что саморазвитие взрослого в большей степени встроено в иерархическую структуру ценностей. Характер этих связей показывает, что большинство взрослых людей, ориентированных в саморазвитии на мотив «интересно», выделяют как наиболее значимые коммуникативный, семейный и экзистенциальный смыслы, а ориентированные на «важность» - чаще выбирают самореализацию (при 0,001<р <0,05). За этим стоят разные жизненные установки: либо на социум и на осмысление своего места в мире (саморазвитие осуществляется преобладанием интереса в разных сферах); во втором - на успех и объективацию в обществе (саморазвитие через понимание важности). Такая мотивация требует определенных усилий над собой.

У подростков мы наблюдаем сочетание преобладающей тенденции саморазвития с выбором статусного, когнитивного и коммуникативного смыслов (при 0,01<р <0,05). Только для тех, у кого ведущий мотив - важность, преобладают познание и общение как жизненные смыслы, что, предположительно, связано с осознанием возрастных задач развития, а для тех, у кого ведущим мотивом является интерес - статусный смысл.

Связи с показателями удовлетворенности означают, что направленность на саморазвитие связана с эмоциональной оценкой своей жизни и различных ее сторон. Причем, чем выше представлена мотивация «интересно» у взрослых, тем выше у них удовлетворенность и общая, и частная: человек, развивающийся в тех жизненных сферах, которые его интересуют, получает от этого удовольствие. Интересно, что наибольшее количество связей этих показателей обнаружено между интересом к саморазвитию в физической сфере и показателями удовлетворенности (10 связей, все положительные при 0,001<р <0,05). Другими словами, физическое саморазвитие (в случае, если оно интересно) становится системообразующим фактором получения удовольствия и от других сторон жизни.

449

Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

У подростков же преобладает обратный знак связей, и удовлетворенность различными сторонами жизни проявляется в случае преобладания «важности» над «интересом», в частности, в таких сферах, как эстетическая, семейная, сфера увлечений, социальная, профессиональная сферы. Возможно, что осознание важности саморазвития и следование в этом направлении способствуют ощущению «правильности» построения жизненного пути подростка, что и обусловливает его чувство удовлетворенности.

Связи с показателями личностного роста свидетельствуют о том, что к нему стремятся, главным образом, те взрослые, в основу направленности на саморазвитие у которых положен принцип важности. Возможно, они чаще прибегают к самостимулированию и самопринуждению, результаты чего оценивают как личностный рост. У подростков же не наблюдается какой-либо устойчивой тенденции. Формирование представлений о важности определённых направлений саморазвития у подростков - непосредственная забота педагогической практики. Педагоги и родители призваны ввести в жизнь подростков значимые идеалы, помочь им понять себя, осознать свои интересы и стремления, поддерживать у них желание стать лучше.

Таким образом, обе наши гипотезы подтвердились, и по результатам исследования их можно конкретизировать в следующих выводах.

Выводы

1. В едином процессе саморазвития личности могут быть выделены две основные мотиваци-онные тенденции, одна из которых представлена интересом как следствием скорее спонтанного развития личности, вторая - важностью, как осознаваемой задачей саморазвития.

2. Сравнение этих двух тенденций в разных возрастных группах обнаружило, что у подростков наблюдается расхождение во многих сферах жизни (6 из 10): то, что важно, может быть не интересно, и наоборот. В период ранней взрослости (у студентов) - количество расхождений уменьшается (4 из 10). В период средней взрослости различие выявлено только в одной сфере (эстетической). То есть с возрастом наблюдается более согласованное взаимодействие отмеченных тенденций саморазвития.

3. У взрослых, в отличие от подростков, наблюдается более выраженная мотивационная тенденция «интересно», по крайне мере, в трех жизненных сферах: образование, нравственная и эстетическая; а также растет осознание важности саморазвития последней.

4. Направленность на саморазвитие взрослых в исследуемых сферах интегрирована в их личностный контекст в большей степени, чем у подростков. Количество связей направленности на саморазвитие с такими психологическими характеристиками, как смыслы, удовлетворенность, личностный рост, у взрослых существенно больше, чем у подростков.

5. Направленность на саморазвитие у взрослых и подростков соотносится с разными смысловыми установками:

а) интерес к саморазвитию у взрослых - с коммуникативным, семейным и экзистенциальным смыслами, осознание важности саморазвития - с самореализацией.

б) интерес к саморазвитию у подростков - со статусным смыслом, а осознание важности

саморазвития - с коммуникативным и когнитивным.

6. Удовлетворенность жизнью в целом и отдельными ее сторонами у взрослых соотносится с более выраженной представленностью интереса к саморазвитию, а у подростков - с осознанием важности саморазвития.

7. Личностный рост как стремление развивать свои способности, осмысливать жизненные цели, познавать себя, самостоятельно принимать решения - более характерен для тех взрослых, у которых более выражено осознание важности саморазвития в противоположность мотиву интереса; у подростков устойчивой тенденции не наблюдается.

Работа поддержана грантом РГНФ 16-06-00307

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. Вып. 3. С. 51-63.

2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 1. М., 1982.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб., 2002.

4. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография. СПб., 2015.

5. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, 2012.

6. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

7. Калачёва Е.М. Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в педагогическом процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2001.

8. Парфенова Д. А. Структурно-уровневые характеристики ценностно-смысловой сферы личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016.

Поступила в редакцию 17.10.17

N.F. Golovanova, I.B. Dermanova, K.Yu. Anufriyuk

TWO MANIFESTATIONS OF A PERSON'S SELF-DEVELOPMENT:

PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL APPROACH.

The article is focused on the analysis of the construct "a person's self-development" in the psychological and pedagogical sciences. The authors draw attention to the opposition of the two parallel attitudes in understanding of its nature as random and focused self-transformation. The article considers the appropriateness of a discreet research of the subjective and objective manifestations of a person's self-development. The attitude is drawn: a person's self-development, starting from the teenage years, is a rather complicated process and includes spontaneous as well as intentional manifestations. The authors analyze the results of the empirical research of self-development motives in the groups of three generations: teenagers, students (early adultness), adults (median adultness). The article proves a supposition that the significance of self-development in different spheres of life and the attitude towards it draw closer with the age. It confirms as well the assumption that the integration of self-development motives into the personal context intensifies with the age.

Keywords: self-development, self-education, motivational tendencies, spheres of life, personal context.

Голованова Надежда Филипповна, доктор педагогических наук, профессор E-mail: nf_golovanova@mail.ru

Дерманова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: dermanova@mail.ru

Ануфриюк Ксения Юрьевна,

кандидат психологических наук, ассистент

E-mail: anufriyuk@yandex.ru

ФГБОУ ВО СПбГУ «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная 7/9

Golovanova N.Ph.,

Doctor of Pedagogics, Professor

E-mail: nf_golovanova@mail.ru

Dermanova I.B.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: dermanova@mail.ru

Anufriyuk K.Yu.,

Candidate of Psychology, Assistant Professor E-mail: anufriyuk@yandex.ru

St. Petersburg State University

7/9 Universitetskaya emb., St. Petersburg, 199034, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.