Научная статья на тему 'ДВА МИРА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ'

ДВА МИРА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна

Для современной педагогики и психологии понимание феномена детства имеет особое значение. Специфика детства определяется прежде всего культурными, социально-педагогическими условиями, в которых живет и развивается ребенок. В настоящее время мощным фактором влияния на сознание ребенка, формирование его личности является Интернет-среда. В статье подчеркивается необходимость поиска эффективных методов противостояния угрозам информационного века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO WORLDS OF MODERN CHILDHOOD: ON THE QUESTION OF THE SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT

For modern pedagogy and psychology, understanding the phenomenon of childhood is of particular importance. The specificity of childhood is determined primarily by the cultural, socio-pedagogical conditions in which the child lives and develops. At present, the Internet environment is a powerful factor influencing the consciousness of the child, the formation of his personality. The article emphasizes the need to find effective methods to counter the threats of the information age.

Текст научной работы на тему «ДВА МИРА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ»

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ДВА МИРА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Для современной педагогики и психологии понимание феномена детства имеет особое значение. Специфика детства определяется прежде всего культурными, социально-педагогическими условиями, в которых живет и развивается ребенок. В настоящее время мощным фактором влияния на сознание ребенка, формирование его личности является Интернет-среда. В статье подчеркивается необходимость поиска эффективных методов противостояния угрозам информационного века.

Ключевые слова: социальная ситуация развития, Интернет-среда, цифровая личность, интернет-технологии.

Annotation. For modern pedagogy and psychology, understanding the phenomenon of childhood is of particular importance. The specificity of childhood is determined primarily by the cultural, socio-pedagogical conditions in which the child lives and develops. At present, the Internet environment is a powerful factor influencing the consciousness of the child, the formation of his personality. The article emphasizes the need to find effective methods to counter the threats of the information age.

Key words: social situation of development, Internet environment, digital personality, Internet technologies.

Введение. Изучение проблемы Детства всегда вызывало интерес исследователей с позиции исторического, социокультурного, психолого-педагогического осмысления (И.Ю. Алексеева, Ю.Д. Бабаева, Т.В. Волосовец, О.В. Клыпа,

B.Т. Кудрявцев, Е.О. Смирнова, С.А. Якимчук и др.). В настоящее время наблюдается трансформация в структуре и содержании Детства, обусловленная изменением социальной ситуации развития современных детей.

Изложение основного материала статьи. На протяжении длительного периода времени социальная ситуация развития определялась как уникальное для каждого ребенка отношение со взрослыми и сверстниками. Сегодня мы наблюдаем высокий темп информатизации общества, которая активно влияет на детское развитие, осуществляющееся в качественно иной форме, подчиняясь иной логике развития. Появился, позволю себе так обозначить глобальную сеть Интернет, новый субъект развития как мощный фактор влияния на сознание ребенка. Дети, прежде всего подростки, все чаще ориентируются не на авторитет взрослых, а на поток интернет-информации. Мы наблюдаем новый образ жизни современного ребенка, поскольку частью традиционной социализации является цифровая социализация. Планшеты во многом активно заменяют игрушки, книги, телевизор, сверстников, самих взрослых. Социализация ребенка происходит в двух контекстах - офлайн и онлайн, что приводит к формированию новой - цифровой личности как части реальной личности. Именно в процессе цифровой социализации происходит становление личности, интегрирующейся в социальную систему информационного общества, которая определяет процесс присвоения ребенком и подростком социального опыта. Так, результаты нашего исследования показывают, что современные дошкольники самостоятельно без помощи взрослых уверенно пользуются планшетом (80% - предпочитают игры, 30% - мультфильмы, 10% - образовательные программы).

C.А. Якимчук указывает на следующие основные тенденции трансформации детской субкультуры в современном социуме, оказывающие существенное влияние на особенности развития современных детей и свидетельствующие о преобразовании детского сознания: «изменение символических атрибутов детства, опосредованных внедрением в детский мир информационных технологий; раннее увлечение компьютерными играми, образовательными программами и другими экранными развлечениями; сокращение пространства детских игр и детской жизни, что негативно сказывается на социальном содержании деятельности и психологическом состоянии детского сообщества; коллективный характер детства преобразуется в индивидуальный; чрезмерная упорядоченность и структурированность жизни ребенка» [12, С. 32].

В настоящее время мы наблюдаем процесс формирования цифровой личности (этот процесс ярко проявляется в младшем школьном и подростковом возрасте), поскольку подключение к сети различных гаджетов, ведение блогов и др. расширяют личностные границы, подросток без тревоги за свою репутацию может демонстрировать разные личности, что не может не сказаться на формировании его представлений о своем теле, сознании, душе, поведении, определяющие его образ мысли, установки, ценности.

Вполне естественно, что проблема трансформации сознания в эпоху Интернета стала одной из обсуждаемых на психологических и педагогических форумах, конференциях, на которых рассматриваются вопросы развития когнитивной, эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие этического и эстетического сознания, влияние Интернет-миров на трансформацию сознания. В связи с этим Г.Л. Смолянин указывает на очевидные проблемы, связанные с Интернет-угрозами физическому, психическому и социальному здоровью [10]. Уже сегодня педагоги отмечают отсутствие у многих детей интереса к игровой и продуктивным видам деятельности, неспособность концентрироваться на изучаемой теме; гиперактивность, ситуативное поведение; повышенную рассеянность. Такие дети, подчеркивает С.А. Якимчук, не стремятся к смене впечатлений, не сосредотачивают свое внимание ни на одном занятии, быстро отвлекаются; разноплановые впечатления воспринимают поверхностно и фрагментарно, не анализируя и не связывая друг с другом. У многих детей наблюдается недоразвитие мелкой и крупной моторики, отставание в развитии речи, отсутствие активности и самостоятельности в результате значительного снижения уровня развития сюжетной игры [12].

Как результат негативного влияния Интернета на подростков И. Ю. Алексеева определяет новые виды акцентуаций: «виртуализм» (переориентация личности с реальных жизненных впечатлений и проблем на виртуальный мир, создаваемый современными информационными средствами) и «авитализм» (слом психологических барьеров, препятствующих нанесению вреда другим живым существам) [1].

Результаты проведенного опроса среди родителей демонстрируют их обеспокоенность контентом, с которым подростки сталкиваются в Интернете: агрессия, насилие, порнография. Уже дошкольники сталкиваются с негативной информацией через всплывающие окна (рекламные баннеры), которая в той или иной степени оказывает влияние на формирование личности ребенка: он сталкивается с новыми (в отличие от реального мира) образцами поведения, на основе чего происходит искажение о традиционных ценностях, деформация морально-нравственных основ поведения. Об этом можно судить по высказываниям студентов педагогического вуза: около 70% из опрошенных положительно относятся к таким феноменам современной жизни, как чайлдфри, ЛГБТ, крайне сдержанно относятся к тому, что происходит в рамках СВО. Возникает риторический вопрос: почему стало возможным столь «положительное» или «осторожное» отношение к происходящему? Одна из причин - засилье западных ценностей в Интернет-сетях (традиционными СМИ современная молодежь, как правило, не пользуется). Глобальная сеть создает благоприятные условия не только для распространения информации, но и для распространения дезинформации. Не обладая в достаточной степени навыками критического мышления, они принимают на веру запускаемые фейки, ложные интерпретации различных социальных явлений, в связи с

чем даже такие понятия, как гражданственность, патриотизм отчасти девальвируются. Нельзя не согласиться с Т.В. Ершовой - генеральным директором Института развития информационного общества, подчеркивающей уже в конце XX столетия, что в условиях интенсивного использования глобальных сетей появляются новые формы влияния на сознание человека, появляется опасность трансформации народами своей культурной и национальной самобытности (включая самобытность языковую), происходит навязывание людям потребительских предпочтений. И что очень важно -эффективные методы противостояния этим угрозам информационного века связаны не в отгораживании себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного участия в формировании этого пространства [3]. Ю.Д. Бабаева [2] , Н.Н. Королева [5], А.Н. Подлевских [8], А.Б. Холмогорова [6], Н.В. Чудова [11] и др. также указывают на негативное влияние интернет-зависимости, которая может привести к «бессубъектности» современного человека (и даже человечества) неспособного к рефлексивной деятельности, социальной ответственности, самоопределению, самоидентификации.

Директор Фонда Развития Интернет, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе» Г.В. Солдатова [9] рассматривает цифровую компетентность как главный навык XXI века, проявляющийся в способности личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно. Результаты ее исследования позволяют говорить о низкой цифровой компетентности среди взрослого населения (родители, педагоги), что также подтверждается результатом проведенного нами опроса среди родителей и подростков: 47% родителей чувствуют себя неуверенными интернет-пользователями; 52% родителей радует, что их ребенок находится дома за компьютером, а не на улице, 34% - недовольны тем, что их дети много времени проводят в Интернете, 87% родителей не интересуются, какое программное обеспечение стоит на компьютере ребенка, 46% родителей не имеют представление о том, чем занимаются их дети в Интернете, 67% родителей не знают об учетной записи и пароле; 62 % подростков указали на то, что у них есть онлайн-аккаунты, о которых их родители не знают.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками смены культурной парадигмы - перехода общества на новую ступень развития - информационного общества, в котором трансформируются духовно-нравственные ценности, развивается, как было сказано выше, виртуализм и авитализм, результатом которых могут быть, а точнее уже есть, такие психологические проблемы, как деформация эмоционально-волевой сферы и морально-нравственной основы поведения, проблемы с формированием идентичности, социальная изоляция и др. Наблюдается активное негативное влияние Интернет-среды в связи с политической ситуацией в обществе (на молодёжь обрушивается огромный поток искаженной, фейковой информации, зомбирующая личность подростка, вырабатывающей конкретные отрицательные установки).

Несмотря на негативное влияние Интернет-среды на личностное развитие, описанное в работах отечественных исследователей, современное общество невозможно представить без Интернета. Влияние Интернета и информационных технологий на детей и подростков спорно, поскольку воздействие информационной среды на личностное развитие и самосознание детей и подростков не может быть однозначно отрицательным. В связи с этим следует выделить и положительное влияние Интернет-среды на развитие детей и подростков: доступность, мобильность, освоение социального опыта, развитие навыков виртуального общения, развитие самостоятельности в поиске и переработке информации, свобода самовыражения, развитие навыков самопрезентации, реализация личных интересов, развития самосознания и социальной компетентности посредством участия в дискуссиях и др.

Исходя из этого можно заключить, что Интернет является оригинальной средой социокультурного развития детей и подростков, которая обладает специфическими характеристиками, отличающими его от классических социальных институтов: семья, детский сад, школа и др. При этом Интернет способен обуславливать интеграцию этих социальных институтов в Интернет-среде, имеет уникальный социально-педагогический потенциал, способный обусловливать позитивную социализацию детей и подростков, осуществлять целенаправленную и систематическую психолого-педагогическую работу не только с детьми, но и их родителями. Изменение структуры социальной ситуации развития, основанное на активном распространении информационно-коммуникационных технологий в образовании, диктуют необходимость поиска новых подходов в обучении и воспитании детей.

Исходя из того, что Интернет-среда обладает явным социально-педагогическим потенциалом, а современные интернет-технологии расширяют пространство жизнедеятельности детей и влияют на всю структуру их деятельности как в офлайне, так и в онлайне, нами разработан проект «Сказания Олёй о Карелии», направленный на формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста на материале православной культуры Карелии, реализация которого напрямую связана с использованием информационно-коммуникационных игровых технологий, поскольку игра с планшетом вызывает у детей живой интерес, способствующий формированию таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, развитие творческих способностей. Данный проект предполагает интеграционную деятельность детей как в онлайн, так и офлайн-пространстве (интерактивные занятия, беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, праздники, выставки и др.), направленную на ознакомление детей с культурой народа, его традициями, обрядами, народным эпосом. Знание истории и культуры народов, проживающих в родной республике, будет способствовать формированию у детей национальной самоидентификации, уважения к культурным традициям своего народа.

Результатом проектной деятельности является разработка общественно значимого продукта - электронного образовательного ресурса, включающего комплекс методических материалов по сопровождению процесса духовно-нравственного воспитания детей в Республике Карелия: модель и программа, электронное пособие, виртуальный музей, электронная рабочая тетрадь, компьютерные игры.

Объектом исследования является процесс приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре. Предмет - Интернет-среда как средство приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре. Критериями эффективности проекта выступают: уровень достижений ключевых компетенций у детей (мотивационный, когнитивный, деятельностный), уровень удовлетворенности субъектов педагогического процесса.

Данный проект позволит интегрировать возможности офлайна и онлайна как новой социальной ситуации развития современного ребенка, обусловливающей процесс позитивной социализации детей.

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, напрямую связанную с заявленной темой. Следует пересмотреть в современных учебниках для педагогических вузов по детской психологии, психологии младших школьников и психологии подростков раздел, характеризующий социальную ситуацию развития ребенка, в котором акцент делается на общении и сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками в рамках определенных социальных институтов (взаимодействие и сотрудничество со значимым социальным окружением). Поскольку цифровизация активно затрагивает современное Детство, эмансипационный потенциал Интернета очевиден, требуется расширить представление о структуре социальной ситуации развития в детском и подростковом возрасте.

Выводы. Интернет внес и продолжает вносить изменения в феномены культуры, а следовательно, в процессы образования. Уже сегодня можно говорить о конкретных изменениях в психическом и личностном развитии детей и

молодежи, связанных с развитием информационного общества. Следует более активно отслеживать изменения текущих возрастных параметров (особенности когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы) с учетом изменившейся ситуации развития ребенка, связанной с влиянием Интернет-среды, определяющей формирования нового типа личности - цифровой. Становится очевидным, что одним из основных направлений исследования цифровой социализации является изучение механизмов формирования Я-концепции, особенности самооценки, самопрезентации, ролевые характеристики. Требуются исследования развивающих, социализирующих и воспитательных возможностей и ресурсов Интернет-среды для детей и подростков в современном социуме.

Литература:

1. Алексеева И.Ю. Влияние Интернета на сознание и структуру знания / И.Ю. Алексеева. - М.: ИФ РАН, 2004. ("Электронная библиотека"). - С. 24-57

2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39

3. Ершова, Т.В. Информационное общество - это мы! / Т.В. Ершова. - Москва: Ин-т развития информ. о-ва, 2008. - 510 с.

4. Клыпа, О.В. Осмысление феномена детства: или сможем ли мы сохранить самоценность детского возраста / О.В. Клыпа // Научное мнение. - Санкт-Петербургский университетский консорциум. - 2019. - № 11. - С. 77-85

5. Королева, Н.Н. Воздействие современной информационной и медиасреды на «образ Я» подростков / Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, В.Ф. Луговая // Вестн. Герцен. ун-та. - 2014. - № 2. - С. 87-94

6. Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп / А.Б. Холмогорова [и др.] // Консультатив. психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23, № 4. - С. 102-129

7. Патраков, Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей / Э.В. Патраков // Сиб. психол. журн. - 2019. - № 72. -С. 129-144

8. Подлевских, А.Н. Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема / А.Н. Подлевских, С.В. Гусаков // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 1. - С. 233-241

9. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С.; под ред. Г.В. Солдатовой. - М., 2011 - 176 с.

10. Смолянин, Г.Л. Интернет в России: перспективы развития / Г.Л. Смолян, В.Н. Цыгичко, Д.Д. Хан-Магомедов; Рос. акад. наук, Ин-т системного анализа. - Москва: УРСС, 2004. - 199 с.

11. Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета / Н.В. Чудова // Психол. журн. - 2002. - Т. 22, № 1. -С. 113-117

12. Якимчук, С.А. Факторы дисгармонии детской субкультуры, тенденции ее трансформации в современном социуме / С.А. Якимчук // Вестник Северо-Восточного государственного университета; Сев.-Вост. гос.ун-т. - Магадан, 2022. - Вып. 38. - С. 32-36

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатова Светлана Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена изучению отношения школьников к табакокурению. Приводятся данные о распространенности, гендерных и возрастных особенностях табакокурения в современном обществе. Обсуждаются механизмы и последствия никотиновой зависимости, стадии ее формирования. Анализируются причины курения среди обучающихся, влияние различных факторов на формирование зависимости. Рассматриваются подходы к профилактике табакокурения в школе. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения современных школьников к табакокурению. В исследовании участвовали 50 обучающиеся в возрасте 15-16 лет. Результаты показали, что современные школьники растут в семьях, где есть курящие члены семьи, прежде всего отцы. Большинство школьников начинают курить в возрасте 13-15 лет. Основными мотивами курения у школьников являются "курение за компанию", "снятие напряжения", "модно", "баловство". У курящих обучающихся чаще возникает состояние утомления и резкие перепады настроения.

Ключевые слова: табакокурение, никотиновая зависимость, табачная интоксикация, пассивное курение, первичная и вторичная профилактика, обучающиеся.

Annotation. The article is devoted to the study of the attitude of schoolchildrens to tobacco smoking and shows the data on the prevalence, gender and age characteristics of tobacco smoking in modern society. The authors discuss mechanisms and consequences of nicotine addiction, the stages of its formation, and analyse causes of smoking among children and adolescents, the influence of various factors on the addiction formation. Approaches to tobacco smoking prevention among studensts are considered. The article presents the results of an empirical study of the attitude of modern studensts to tobacco smoking. 50 schoolchildrens aged 15-16 years took part in the research. The results showed that modern teenagers grow up in families where there are smoking family members, primarily fathers. Most schoolchildrens start smoking at the age of 13-15. The main motives of smoking among students are "smoking for company's sake", "stress relief", "it is fashionable", "it is pastime". Schoolchildrens who smoke are more likely to experience a state of fatigue and mood swing.

Key words: tobacco smoking, nicotine addiction, tobacco intoxication, passive smoking, primary and secondary prevention, schoolchildrens.

Введение. На современном этапе несмотря на имеющиеся достижения в области профилактики и предупреждения никотиновой зависимости в системе образования и в стране в целом, проблема табакокурения среди детей и подростков по-прежнему остается актуальной.

Согласно данным мировой статистики, в мире регулярно курят около 1,5 миллиарда человек. При этом распространенность табакокурения в разных странах и регионах нашей планеты весьма различна, что зависит от многих факторов: исторических, социальных, культурных, экономических и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.