76
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Оригинальные статьи
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020 УДК 613.955:613.956
Фисенко А.П.1, Кучма В.Р.12, Кучма Н.Ю.3, Нарышкина Е.В.2, Соколова С.Б.1
Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации
'ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Россия; 2ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный университет имени И.М. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия;
3ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России, 127473, г. Москва, Россия
Введение. Государственная стратегия формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения определяет цели, задачи и принципы политики в области общественного здоровья, но нуждается в конкретизации в отношении детей. Материалы и методы. Выполнено экспертно-аналитическое исследование. Материалы анализа — Стратегия формирования ЗОЖ населения Минздрава России и практики формирования ЗОЖ детей.
Результаты. Формирование ЗОЖ детей должно осуществляться в процессе их обучения. Приобщение школьников к сохранению своего здоровья — это процесс социализации — воспитания, в процессе которого ребенком должны быть усвоены законы развития своего организма, его взаимодействия с социальными факторами, получены навыки заботы о собственном здоровье и его сохранении, сформирована установка на ведение ЗОЖ. Формирование физически активного ЗОЖ должно начинаться на основе примера, подаваемого родителями. Формированию ЗОЖ детей способствует деятельность образовательных учреждений, входящих в российскую сеть школ, содействующих укреплению здоровья. Необходимо распространение технологий школ, содействующих укреплению здоровья, на все образовательные учреждения. Представлены показатели, которые можно использовать для оценки результатов Стратегии и планов ее реализации в сфере формирования ЗОЖ. Заключение. Формирование ЗОЖ населения должно осуществляться с детства на основе специального плана с учетом закономерностей роста и развития детей, особенностей их поведения в отношении собственного здоровья, мест проживания.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; дети; Стратегия формирования здорового образа жизни; образовательные учреждения.
Для цитирования: Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 76-84.
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-76-84.
Финансирование. Работа не имеет финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов: Фисенко А.П., Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования; Нарышкина Е.В., Кучма В.Р., Соколова С.Б. — сбор и обработка материала; Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю. — анализ материала; Соколова С.Б., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В. — написание текста; Фисенко А.П. — редактирование. Утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи — все соавторы.
Andrey P. Fisenko1, Vladislav R. Kuchma12, Natalya Yu. Kuchma3, Elena V. Naryshkina2, Svetlana B. Sokolova1 Strategy and practice of the forming a healthy lifestyle for children in the Russian Federation
1National Medical Research Center for Children's Health, Moscow 119991, Russian Federation;
2I.M. Sechenov First Moscow State University (Sechenov University), Moscow, 119991, Russian Federation;
3A.I. Evdokimov Moscow Medical and Dental University, Moscow, 127473, Russian Federation
Introduction. The State strategy for the development of a healthy lifestyle of the population defines the goals, objectives and principles of public health policy, but needs to specified in relation to children.
Materials and methods. There was an expert and analytical study. Materials of the analysis included Strategy of development of healthy lifestyle for the population by the Ministry of health of Russia and practices of the design of healthy lifestyle intervention for children.
Results. The strategy for the formation of healthy lifestyle of the population, prevention, and control of non-communicable diseases for the period up to 2025 include the need to develop and implement measures aimed at the forma-
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, зам. директора по науке ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; зав. каф. гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России. E-mail: vrkuchma@mail.ru
ORIGINAL ARTICLE
tion of a healthy lifestyle in children and young people; improving the effectiveness of teaching the basics of healthy lifestyle and prevention of non-communicable diseases in the school curriculum; developing and implementing a set of measures to prevent suicide among minors; improving the system of children's nutrition in educational institutions, conducting applied and fundamental research in the field of public health. The development of children's healthy lifestyle must be carried out in the course of their education. The introducing students to the problem of the care for their health includes a process of socialization and education, during which the child must receive the knowledge about the process of the development of their body, an interaction with social factors, acquirement skills of caring for their own health and its protection, and being to form an attitude to maintaining a healthy lifestyle. The development of a healthy, physically active lifestyle should begin on the basis of the example set by parents. The formation of a healthy lifestyle of children advanced by the activities of educational institutions included in the Russian network of schools that promote health. Health-promoting school technologies are to be extended to all educational institutions. Presented indices can be used to assess the results of the Strategy and plans for its implementation in the field of the formation of healthy lifestyle. The indices allow choosing the specific programs and projects for the region, municipality, educational organization.
Conclusion. The development of a healthy lifestyle of the population should be carried out from childhood based on a special plan taking into account the growth and development patterns of children, their behavior in relation to their own health, and places of residence, approved by the Government of the Russian Federation.
Keywords : healthy lifestyle; children; Strategy of development of healthy lifestyle; educational institutions.
For citation: Fisenko A.P., Kuchma V.R., Kuchma N.Yu., Naryshkina E.V., Sokolova S.B. Strategy and practice of the forming a healthy lifestyle for children in the Russian Federation. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2020; 23(2): 76-84. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-76-84.
For correspondence: VladislavR. Kuchma, MD, Ph.D., DSci., Professor, Corresponding Member of the Russian Academy
of Sciences, Deputy Director for Science at the National Medical Research Center for Children's Health, I.M. Sechenov First
Moscow State University (Sechenov University), Moscow, 119991, Russian Federation;, Head of the Department of Hygiene
for Children and Adolescents at the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University"(Sechenov University), Moscow,
119991, Russian Federation. E.-mail: vrkuchma@mail.ru
Acknowledgment. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Information about the authors:
Fisenko A.P., https://orcid.org/0000-0001-8586-7946
Kuchma V.R., http://orcid.org/0000-0002-1410-5546
Kuchma N.Yu., http://orcid.org/0000-0003-2042-6503
Naryshkina E.V., http://orcid.org/0000-0001-7780-8081
Sokolova S.B., https://orcid.org/0000-0001-5895-4577
Contribution: Fisenko A.P. — concept and design of the study, analysis of the material, editing; Kuchma VR. — concept and design of the study, collection and processing of material, analysis of the material, writing the text; Naryshkina E.V. — collection and processing of material, writing the text; Sokolova S.B. — collection and processing of material, writing the text; Kuchma N.Yu. — analysis of the material; Sokolova S.B., Kuchma N.Yu., Naryshkina E.V. — writing the text. Approval of the final version of the article, responsibility for the integrity of all parts of the article — all authors.
Received 23.03.2020 Accepted 20.04.2020 Published 14.05.2020
государственная политика в сфере охраны и ( # укрепления здоровья детей и подростков, формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в последние годы реализуется в соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 29.05.2017 № 240, объявившим 2018-2027 гг. Десятилетием детства, и Планом основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным Правительством РФ [1]. Стратегия формирования ЗОЖ населения необходима для конкретизации государственной политики в области общественного здоровья, направленной на формирование ЗОЖ и профилактику неинфекционных заболеваний у населения страны на долгосрочную перспективу. При ее реализации необходимо учитывать современные факторы риска здоровья детей и подростков, которые достаточно надежно идентифицируются, оцениваются и имеют соответствующие стратегии профилактики [2-4].
Материалы и методы
Выполнено экспертно-аналитическое исследование, входящее в группу наблюдательных исследований, главным условием проведения которых является невмешательство в естественное течение исследуемых процессов [5, 6]. В качестве материалов исследования служили документы, регламентирующие формирование ЗОЖ населения1, стратегические подходы к формированию ЗОЖ детей, подростков и молодежи, прежде всего в образовательных организациях [7-10].
Результаты
Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. (далее —
'Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».
78
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Стратегия) определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области общественного здоровья, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов в сфере формирования ЗОЖ и профилактики неинфекционных болезней у населения России на долгосрочную перспективу.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития России, демографическая ситуация в стране делают формирование ЗОЖ населения стратегически важным и значимым, особенно по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании. Это значимые ресурсы улучшения показателей смертности.
Неинфекционные заболевания являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения как в мире, так и в Российской Федерации. К ним, прежде всего, относятся сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические болезни органов дыхания и сахарный диабет. В 2018 г., по данным Минздрава России, вклад в общую смертность болезней системы кровообращения составил 46,8%, новообразований — 16,3%, болезней органов пищеварения — 5,2%, болезней органов дыхания — 3,3%.
Основой профилактики и контроля неинфекционных заболеваний является ЗОЖ. Минздрав России определяет ЗОЖ как образ жизни человека, направленный на предупреждение возникновения и развития неинфекционных заболеваний и характеризующийся исключением или сокращением действия поведенческих факторов риска, к числу которых относятся употребление табака, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, отсутствие физической активности, а также неадаптивное преодоление стрессов.
Согласно Глобальному обследованию потребления табака среди молодежи, проведенному ВОЗ в 2015 г., выявлено резкое снижение распространенности потребления табака среди подростков 1315 лет — почти в 2 раза по сравнению с 2004 г., почти в 3 раза снизилось курение сигарет2. Кроме того, значимо снизился уровень пассивного курения (воздействия вторичного табачного дыма) в домах и общественных местах. В домах этот показатель снизился с 34,7% в 2009 г. до 23,1% в 2016 г.3
Вместе с тем распространенность курения в России все еще остается критически высокой. Курение является фактором риска, вносящим наибольший вклад в преждевременную смертность и инвалидность от ряда злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания.
Особое опасение вызывает увеличение числа детей и подростков с ожирением. Минздрав России констатирует, что в целом по России этот показатель увеличился на 5,3% за 2017 г. Среди несовершенно-
2Глобальное обследование употребления табака среди молодежи в возрасте 13-15 лет (GYTS) 2015 года.
Глобальный опрос взрослого населения о пользовании табачными изделиями (Global Adult Tobacco Survay (GATS) в Российской Федерации в 2009, 2016 гг.
летних с избыточной массой тела или ожирением артериальная гипертония выявляется значительно чаще, чем среди детей с нормальной массой тела. Основными принципами рационального питания являются ежедневное потребление фруктов и овощей (не менее 400 г в день), сокращение свободных сахаров (до менее 10% от общей потребляемой энергии, что эквивалентно 50 г в день), потребление жиров в количестве менее 30% от общей потребляемой энергии, потребление соли менее 5 г в день.
Важным является своевременное выявление заболеваний, что создает условия для их эффективного лечения. С 2013 г. в России были возобновлены массовые профилактические медицинские осмотры и диспансеризация населения. В 2018 г. профилактические осмотры и диспансеризацию прошли 61,9 млн граждан, в том числе 26,7 млн детей.
Во всем мире наблюдается рост тревожных и депрессивных состояний, риск возникновения которых напрямую связан с социально-психологическими факторами. Широкое распространение среди населения приобретают психосоматические заболевания, в развитии и течении которых существенная роль также принадлежит психологическим факторам, недостаточной стрессоустойчивости, длительному психоэмоциональному напряжению. Предотвращение психических и поведенческих расстройств является важным направлением в профилактике неинфекционных заболеваний среди населения России.
Сократить бремя неинфекционных заболеваний возможно посредством последовательной государственной политики в области общественного здоровья. Целью Стратегии является снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет доли лиц, ведущих ЗОЖ.
Стратегия базируется на следующих принципах:
1) системный подход при формировании мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ, профилактику и контроль неинфекционных заболеваний, в том числе с применением информационных технологий;
2) научная обоснованность мер, направленных на формирование ЗОЖ, профилактику и контроль неинфекционных заболеваний;
3) непрерывность и последовательность в разработке и реализации мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ, профилактику и контроль неинфекционных заболеваний, недопустимость снижения уровня защиты здоровья граждан;
4) взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями и бизнес-сообществом в целях реализации мероприятий Стратегии;
5) обеспечение межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
6) учет общепризнанных принципов и норм международного права, включая право Евразийского экономического союза.
Основными задачами Стратегии являются формирование ЗОЖ населения, профилактика и контроль
79
ORIGINAL ARTICLE
неинфекционных заболеваний. Минздрав России определяет свыше 20 основных направлений решения задач Стратегии по формированию ЗОЖ и профилактике неинфекционных заболеваний. Контроль неинфекционных заболеваний включает свыше 10 направлений деятельности медицинских организаций.
Перспективы формирования ЗОЖ населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний Минздрав России связывает с состоянием социально-экономического развития страны и обеспеченностью условиями для ведения гражданами ЗОЖ, а также уровнем мотивированности населения в отношении ЗОЖ; принятием оперативных дополнительных мер, обусловленных новыми вызовам и угрозами в сфере общественного здоровья.
Минздрав России не исключает консервативный сценарий формирования ЗОЖ, характеризующийся стагнацией потребления алкогольной и табачной продукции и потенциально возможным повышением уровней заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний. Целевой сценарий характеризуется постепенным устойчивым сокращением уровня потребления алкогольной и табачной продукции и связанных с ними случаев временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения от неинфекционных заболеваний.
Реализация Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом, утверждаемым Правительством РФ. Общая координация работ по реализации Стратегии осуществляется Межведомственным советом по общественному здоровью при Министерстве здравоохранения РФ.
Ожидаемые результаты реализации стратегий и планов формирования ЗОЖ:
• увеличение доли граждан, ведущих ЗОЖ;
• сокращение распространенности потребления табака взрослым населением до 26%, детским — до 10%;
• сокращение подушевого потребления алкоголя в Российской Федерации до 9 л;
• увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55,5%;
• увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам ЗОЖ до 3260 тыс. человек;
• сокращение темпов прироста первичной заболеваемости ожирением до 5%;
• сокращение смертности в трудоспособном возрасте до 340 случаев на 100 тыс. населения;
• увеличение доли больных артериальной гипертонией, контролирующих артериальное давление, до 37%;
• увеличение доли посещений детьми медицинских организаций с профилактическими целями до 51,5%.
О бсужде ние
Стратегия формирования ЗОЖ населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г., разработанная и утвержденная
Минздравом России, — важный стратегический документ, учитывающий в том числе факторы риска общественного здравоохранения в стране.
Анализ путей формирования ЗОЖ применительно к детскому населению, предлагаемых Минздравом России, показывает, что в них включены:
• формирование органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления среды, способствующей ведению ЗОЖ, посредством разработки и реализации региональных и муниципальных программ общественного здоровья;
• выявление и тиражирование лучших муниципальных и региональных программ общественного здоровья; совершенствования деятельности медицинских организаций и их структурных подразделений, осуществляющих профилактику неинфекционных заболеваний, включая внедрение новой модели центров общественного здоровья; создание условий, обеспечивающих возможность вести ЗОЖ, систематически заниматься физической культурой и спортом;
• повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по вопросам формирования ЗОЖ, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (общественного здоровья);
• проведение коммуникационных кампаний, направленных на повышение ответственности населения за свое здоровье, осознание ценности человеческой жизни и здоровья, формирование культуры здоровья в различных возрастных и социальных группах;
• снижение избыточного потребления населением соли, сахара, насыщенных жиров;
• увеличение потребления овощей и фруктов, пищевых волокон, рыбы и морепродуктов;
• ликвидация микронутриентной недостаточности, прежде всего дефицита йода;
• разработка программ популяризации рационального питания. В настоящее время нездоровое питание ассоциируется не только с избыточным весом, но и с повышенным кардиометабо-лическим риском, нарушениями когнитивных функций и успеваемости [11, 12];
• разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ у детей и молодежи;
• повышение эффективности преподавания основ ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний в рамках школьной программы;
• разработка и реализация комплекса мер по профилактике суицида среди несовершеннолетних;
• совершенствование системы организации питания детей в образовательных организациях.
Чрезвычайно важно включение в Стратегию необходимости проведения прикладных и фундаментальных научных исследований в области общественного здоровья. Это особенно актуально, т.к. в сфере детского общественного здоровья исследований на основе доказательной медицины недостаточно.
Применительно к детскому населению страны мероприятия по формированию ЗОЖ, профилактике не-
80
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
инфекционных заболеваний должны осуществляться в процессе их обучения и охватывать весь жизненный цикл человека, все сферы его деятельности [13, 14]. Планы реализации Стратегии должны включать мероприятия в отношении детей дошкольного возраста, обучающихся в том числе в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в условиях цифровой школы, работающих подростков и молодежи, в том числе в условиях цифровой экономики. Необходимо использовать опыт, накопленный в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», работу многих поселений страны в движении «Здоровые города, районы и поселки», набирающем популярность с 2010 г., и опыт массового движения «Школы, содействующие здоровью», объединяющего тысячи школ России [13].
План реализации Стратегии должен содержать единую систему регулярного эпидемиологического мониторинга неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития на федеральном и региональном уровнях. Однако необходимо построить и систему межсекторального и межведомственного взаимодействия в формировании ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний, для чего понадобятся новые механизмы и формы этого взаимодействия, выходящие за регулирование приказом одного министерства, в том числе формирования единой профилактической среды.
Стратегические направления государственной политики в области создания единой профилактической среды известны специалистам [7, 15, 16], но не используются органами исполнительной власти в практической деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья населения. Необходима система комплексной оценки эффективности основных направлений реализации Стратегии. Целевые результаты Стратегии недостаточно полно учитывают особенности и результаты работы по формированию ЗОЖ с детьми, подростками и молодежью. Особенности формирования здоровья детей и подростков, распространенности среди них факторов риска здоровью, в том числе поведенческих, в различные возрастно-половые периоды делают необходимым разработку и утверждение специального плана по формированию ЗОЖ детей, подростков и молодёжи.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья — это, прежде всего, процесс социализации — воспитания. В процессе этого воспитания ребенком должны быть усвоены знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами, получены навыки заботы о собственном здоровье и его сохранения, должна сформироваться установка на ведение ЗОЖ. Важнейшим институтом социализации молодежи сегодня является школа, именно в период школьного обучения закладываются основы здоровья индивидов, в совокупности составляющие здоровье общества в целом. Поэтому именно школа должна стать важнейшим звеном в процессе сохранения и укрепления здоровья учащихся и пропаганде среди них ЗОЖ.
Формирование физически активного ЗОЖ должно начинаться с детства на основе примера, подаваемого родителями. Накоплен опыт поддержки ЗОЖ
в семьях, включая питание детей [17-19]. В рамках работы с семьей важным направлением является формирование принципов «ответственного роди-тельства», создание доминанты отвечать не только за свое здоровье, но и за здоровье своих детей.
Основными принципами формирования физически активного ЗОЖ должны являться доступность, необходимость, интерес, а также осознание того, что данный образ жизни неразрывно связан с образом культурного, социально успешного человека.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами современная российская школа является местом формирования здоровья школьников. Личностным результатом освоения основных образовательных программ стало формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Среди предметных результатов освоения образовательных программ есть умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств. Новые образовательные стандарты требуют, чтобы программы образования содержали раздел «Программа формирования здорового и безопасного образа жизни».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
• пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
• формирование установки на использование здорового питания;
• использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• применение рекомендуемого врачами режима дня;
• формирование знания негативных факторов риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотиков и сильнодействующих веществ;
• формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
• развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Формированию ЗОЖ детей способствует деятельность образовательных учреждений, входящих в сеть школ, содействующих укреплению здоровья. Необходимо распространение технологий школ, содействующих укреплению здоровья, на все образовательные учреждения. Для разработки планов, корректировки индикативных показателей конкретной образовательной организации, где должно осущест-
81
ORIGINAL ARTICLE
вляться формирование ЗОЖ, можно воспользоваться ресурсами сайта НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ.
Формирование новой модели поведения подростков должно происходить с помощью разъяснительно-просветительской работы и в части бережного отношения к репродуктивному здоровью, сексуального поведения (контрацепция, нежелательная беременность, последствия совершения аборта, ранние роды), что позволит снизить риск попадания несовершеннолетних граждан в группу риска по заболеваемости ВИЧ, гепатитом и другими заболеваниями, передающимися половым путем. В последние годы в подростковой среде используется коучинг ЗОЖ [20].
В современных условиях информирование детского населения о факторах риска для их здоровья и формирование мотивации к ведению ЗОЖ должны осуществляться через средства коммуникации, наиболее часто используемые детьми и подростками (интернет, социальные сети). Наружная реклама также должна содержать информацию по ЗОЖ. Информирование детского населения о факторах риска и мотивирование к ведению ЗОЖ должно осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни. С целью методического обеспечения профилактических мероприятий необходима подготовка, издание, размещение в интернете и социальных сетях информационно-просветительских материалов по отказу от потребления табака, алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, включая материалы, адаптированные для детского населения.
Повышение уровня информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению ЗОЖ должны сопровождаться обеспечением соответствующих для этого условий. Эта задача может быть решена только на основе многоуровневого межведомственного взаимодействия.
Обеспечение условий для ведения ЗОЖ должно предполагать:
• защиту детского населения от табачного дыма как фактора пассивного курения;
• возможность приобретения готовой пищи и продуктов здорового питания;
• возможность повышения уровня физической активности, в том числе посредством занятий физкультурой и спортом.
Обучение медицинских работников первичного звена здравоохранения и педагогов методам и средствам профилактики и выявления ранних признаков потребления табака, алкоголизма, наркомании будет способствовать повышению уровня профессиональных знаний. Проведение бесед и лекций для родителей о негативном влиянии на здоровье потребления
табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ будет способствовать повышению информированности и ответственности населения за сохранение здоровья.
Необходимо внедрение ежегодного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях, мониторинга оценки качества жизни детей, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.
Стратегия предполагает контроль неинфекционных заболеваний путем:
• повышения охвата населения профилактическими осмотрами и диспансеризацией;
• повышения охвата профилактическим консультированием с целью ранней и наиболее полной коррекции выявленных поведенческих и биологических факторов риска;
• расширения практики выявления факторов риска и их коррекции, а также пропаганды ЗОЖ медицинскими работниками;
• улучшения выявления и профилактики депрессивных, тревожных и постстрессовых расстройств;
• совершенствования диспансерного наблюдения, в том числе дистанционного диспансерного наблюдения с применением информационных технологий за пациентами с неинфекционными заболеваниями, включая психические расстройства;
• повышения доступности психологической и психотерапевтической помощи;
• повышения доступности медицинской помощи при никотиновой зависимости и алкоголизме;
• разработки и внедрения программ, направленных на повышение числа лиц, контролирующих артериальное давление;
• совершенствования системы организации лечебного и профилактического питания для детей с хроническими заболеваниями;
• повышения информированности граждан о воз-раст-ассоциированных заболеваниях;
• ранней диагностики возраст-ассоциированных неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.
Повышение охвата профилактическим консультированием с целью ранней и наиболее полной коррекции выявленных поведенческих и биологических факторов риска — новая и важная составляющая Стратегии, особенно применительно к детскому населению. В этом направлении важен опыт центров здоровья для детей и современные достижения персонализированной профилактической медицины и гигиены детей и подростков [21].
Целевые показатели (предполагаемые результаты) Стратегии нуждаются в детализации и конкретной методике их определения и оценки:
1. Показатель «увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни» требует описания, как и что будет измеряться и, естественно, выделения возрастно-половых групп. Сокращение до 2025 г. распространенности потребления табака детским
82
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
населением до 10% — достаточно трудная задача и не учитывает современные тенденции увеличения детьми и подростками курения электронных сигарет [22-27].
2. Показатель «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» до 55,5% нуждается в конкретизации применительно к возрастно-половым группам и особенно по отношению к детям и подросткам. Это обусловлено тем, что именно в детском возрасте формируется приверженность двигательной активности.
3. Показатель «увеличение доли посещений детьми медицинских организаций с профилактическими целями» до 51,5% целесообразно соотносить с повышением охвата детей профилактическим консультированием, а также исключить включение в этот показатель обращения за справкой.
Результатом использования Стратегии и планов ее реализации в сфере формирования ЗОЖ, прежде всего, должно быть пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здо-ровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
Оценка конкретных результатов Стратегии и планов ее реализации в сфере формирования ЗОЖ может быть осуществлена с использованием следующих показателей:
• сформированность представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умением организовывать здоро-вьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
• формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• умение противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
• безбоязненное обращение ребенка к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях,
туристическим походам, занятиям в спортивных секциях;
• правильные представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
• увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
• увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
• сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества;
• сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами;
• доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;
• увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
• доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;
• создание системы раннего выявления факторов риска развития наркологических заболеваний среди учащихся школ;
• создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ среди учащихся школ;
• формирование среди учащихся осознанного стойкого, отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ;
• организация волонтерских групп среди учащихся школ для проведения профилактической работы;
• число медицинских работников, прошедших ежегодное обучение по профилактическим мероприятиям, пропаганде здорового образа жизни (не менее 15%);
• количество лиц, обратившихся в кабинеты врача-педиатра образовательного учреждения по вопросам медицинской профилактики (не менее 80% детского населения), кабинеты здорового ребенка (не менее 20% детей школьного возраста и подростков), центры здоровья (не менее 5% населения).
Данные показатели можно использовать для оценки результатов Стратегии и планов ее реализации в сфере формирования ЗОЖ с учетом их актуальности для региона, муниципалитета, образовательной орга-
83
ORIGINAL ARTICLE
низации и в зависимости от конкретных программ и проектов, реализуемых в них.
Заключение
Направления реализации Стратегии применительно к детской популяции страны в образовательных организациях не имеют российских аналогов; отдельные направления описаны и используются в школах здоровья стран Европы, Америки и Канады [28, 29]. Направления реализации Стратегии и конкретные мероприятия касаются популяционного и регионального уровней.
Реализация Стратегии в сфере формирования ЗОЖ должна пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, обеспечить соблюдение правил ЗОЖ и здоровьесберегающий характер учебной деятельности. Значительное число объективных показателей, которые можно использовать для оценки результатов Стратегии и планов ее реализации в сфере формирования ЗОЖ, позволяет выбрать актуальные для региона, муниципалитета, образовательной организации в зависимости от конкретных программ и реализуемых проектов.
Стратегия указывает на необходимость проведения прикладных и фундаментальных научных исследований в области общественного здоровья. Это особенно актуально в сфере детского общественного здоровья и должно получить развитие в виде соответствующих государственных заданий научным учреждениям различного ведомственного подчинения.
Литература
1. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (3): 4-9.
2. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведение детей опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. М.; 2014.
3. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни российских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (3): 27-33.
4. Marques A., Demetriou Y., Tesler R., Gouveia É.R., Peralta M., Matos M.G. Healthy lifestyle in children and adolescents and its association with subjective health complaints: findings from 37 countries and regions from the HBSC study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 16(18): E3292. DOI: http://doi.org/10.3390/ijerph16183292
5. Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.
6. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.
7. Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 20-5.
8. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников. Гигиена и санитария. 2016; 95(5): 466-70. DOI: http://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470
9. Ендовицкий Д.А., Есауленко И.Э., ред. Опыт и стратегические подходы к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи на примере Воронежской области. Воронеж: Научная книга; 2017.
10. Морозова О.В., Майорова Е.Б. Формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет. Гуманитарные исследования. 2014; (3): 132-7.
11. Naveed S., Lakka T., Haapala E.A. An overview on the associations between health behaviors and brain health in children and adolescents with special reference to diet quality. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 17(3): E953. DOI: http://doi.org/10.3390/ ijerph17030953
12. Bawaked R.A., Fernández-Barrés S., Navarrete-Muñoz E.M., González-Palacios S., Guxens M., Irizar A., et al. Impact of lifestyle behaviors in early childhood on obesity and cardiometabolic risk in children: Results from the Spanish INMA birth cohort study. Pediatr. Obes. 2020; 15(3): e12590. DOI: http://doi.org/10.1111/ ijpo.12590
13. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение; 2012.
14. Day R.E., Sahota P., Christian M.S. Effective implementation of primary school-based healthy lifestyle programmes: a qualitative study of views of school staff. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1239. DOI: http://doi.org/10.1186/s12889-019-7550-2
15. Сухарева Л.М. Актуальные проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков в развитии научной платформы «Профилактическая среда». Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (3): 10-2.
16. Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М., Молдова-нов В.В., Иванов В.Ю. Профилактическая среда в образовательных организациях профессионального образования: актуальные проблемы и пути решения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (8): 46-9.
17. Buja A., Grotto G., Brocadello F., Sperotto M., Baldo V. Primary school children and nutrition: lifestyles and behavioral traits associated with a poor-to-moderate adherence to the Mediterranean diet. A cross-sectional study. Eur. J. Pediatr. 2020. DOI: http://doi. org/10.1007/s00431-020-03577-9
18. Fuller A.B., Byrne R.A., Golley R.K., Trost S.G. Supporting healthy lifestyle behaviours in families attending community playgroups: parents' perceptions of facilitators and barriers. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1740. DOI: http://doi.org/10.1186/s12889-019-8041-1
19. Liu S., Marques I.G., Perdew M.A., Strange K., Hartrick T., Weismiller J., et al. Family-based, healthy living intervention for children with overweight and obesity and their families: a 'real world' trial protocol using a randomised wait list control design. BMJ Open. 2019; 9(10): e027183. DOI: http://doi.org/10.1136/bmjop-en-2018-027183
20. van Rinsum C., Gerards S., Rutten G., Johannesma M., van de Goor I., Kremers S. The implementation of the coaching on lifestyle (CooL) intervention: lessons learnt. BMC Health Serv. Res. 2019; 19(1): 667. DOI: http://doi.org/10.1186/s12913-019-4457-7
21. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: популяционное и персонализированное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в современных условиях. Гигиена и санитария. 2019; 98(1): 61-7. DOI: http://doi. org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-61-67
22. Schiff S., Liu F., Cruz T.B., Unger J.B., Cwalina S., Leventhal A., et al. E-cigarette and cigarette purchasing among young adults before and after implementation of California's tobacco 21 policy. Tob. Control. 2020. DOI: http://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2019-055417
23. Jenssen B.P., Walley S.C.; Section on tobacco control. E-Cigarettes and Similar Devices. Pediatrics. 2019; 143(2): e20183652. DOI: http://doi.org/10.1542/peds.2018-3652
24. Wirth N., Béguinot E., Martinet Y. Lutte contre le tabagisme en France: quoi de nouveau? Rev. Prat. 2019; 69(6): 653-7. (in French)
25. Schneider S., Diehl K. A public health strategy for e-cigarettes. Wien. Klein. Wochenschr. 2015; 127(13-14): 570-6. DOI: http://doi. org/10.1007/s00508-015-0800-0
26. Soneji S., Barrington-Trimis J.L., Wills T.A., Leventhal A.M., Unger J.B., Gibson L.A., et al. Association between initial use of e-cigarettes and subsequent cigarette smoking among adolescents and young adults: a systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2017; 171(8): 788-97. DOI: http://doi.org/10.1001/jamape-diatrics.2017.1488
27. Society for Adolescent Health and Medicine. Protecting Youth from the Risks of Electronic Cigarettes. J. Adolesc. Health. 2020; 66(1): 127-31. DOI: http://doi.org/10.1016/j. jadohealth.2019.10.007
28. Darlington E.J., Violon N., Jourdan D. Implementation of health promotion programmes in schools: an approach to understand the influence of contextual factors on the process? BMC Public Health. 2018; 18(1): 163. DOI: http://doi.org/10.1186/s12889-017-5011-3
84
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
29. Jessiman P.E., Campbell R., Jago R., van Sluijs E.M.F., Newbury-Birch D. A qualitative study of health promotion in academy schools in England. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1186. DOI: http://doi. org/10.1186/s12889-019-7510-x
References
1. Kuchma V.R., Fisenko A.P. Medical-preventional directions of strengthening the health of children within the framework of the implementation of the action plan for the decade of the childhood till 2020. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2018; (3): 4-9. (in Russian)
2. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Children's Behavior is Hazardous to Health: Modern Trends and the Formation of a Healthy Lifestyle [Povedenie detey opasnoe dlya zdorov'ya: sovremennye trendy i formirovanie zdorovogo obraza zhizni]. Moscow; 2014. (in Russian)
3. Sokolova S.B., Kuchma V.R. Promoting healthy lifestyle of Russian schoolchildren. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2013; (3): 27-33. (in Russian)
4. Marques A., Demetriou Y., Tesler R., Gouveia É.R., Peralta M., Matos M.G. Healthy lifestyle in children and adolescents and its association with subjective health complaints: findings from 37 countries and regions from the HBSC study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 16(18): E3292. DOI: http://doi.org/10.3390/ ijerph16183292
5. Pokrovskiy V.I., Briko N.I. General Epidemiology with the Basics of Evidence-Based Medicine. Guide to Practical Exercises: Textbook [Obshchaya epidemiologiya s osnovami dokazatel'noy meditsiny. Rukovodstvo kprakticheskim zanyatiyam: Uchebnoe posobie]. Moscow: GEOTAR-Media; 2010. (in Russian)
6. Lisitsyn Yu.P. Public Health and Health: A Textbook [Obshchest-vennoe zdorov'e i zdravookhranenie: Uchebnik]. Moscow: GEO-TAR-Media; 2010. (in Russian)
7. Kuchma V.R. Hygiene of children and teenagers in the formation of health of the nation. Gigiena i sanitariya. 2015; 94(6): 20-5. (in Russian)
8. Mirskaya N.B., Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N. Shaping a healthy lifestyle as necessary condition for prevention of disorders and diseases of visual organ in younger schoolchildren. Gigiena i sanitariya. 2016; 95(5): 466-70. DOI: http://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-5-466-470 (in Russian)
9. Endovitskiy D.A., Esaulenko I.E., eds. Experience and Strategic Approaches to the Formation of a Healthy Lifestyle for Students on the Example of the Voronezh Region [Opyt i strategicheskie podkhody k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni studencheskoy molodezhi naprimere Voronezhskoy oblasti]. Voronezh: Nauchnaya kniga; 2017. (in Russian)
10. Morozova O.V., Mayorova E.B. The formation healthy way of life culture for childrens for 5-6 years old. Gumanitarnye issledovaniya. 2014; (3): 132-7. (in Russian)
11. Naveed S., Lakka T., Haapala E.A. An overview on the associations between health behaviors and brain health in children and adolescents with special reference to diet quality. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 17(3): E953. DOI: http://doi.org/10.3390/ ijerph17030953
12. Bawaked R.A., Fernández-Barrés S., Navarrete-Muñoz E.M., González-Palacios S., Guxens M., Irizar A., et al. Impact of lifestyle behaviors in early childhood on obesity and cardiometabolic risk in children: Results from the Spanish INMA birth cohort study. Pediatr. Obes. 2020; 15(3): e12590. DOI: http://doi.org/10.1111/ ijpo.12590
13. Kuchma V.R., ed. Health Schools in Russia: Principles and Organization of Work. Development Monitoring and Effectiveness [Shkoly zdorov'ya v Rossii: printsipy i organizatsiya raboty. Monitoring razvitiya i effektivnost']. Moscow: Prosveshchenie; 2012. (in Russian)
14. Day R.E., Sahota P., Christian M.S. Effective implementation of primary school-based healthy lifestyle programmes: a qualitative study of views of school staff. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1239. DOI: http://doi.org/10.1186/s12889-019-7550-2
15. Sukhareva L.M. Actual problems of hygiene and health of children and adolescents in the development of the scientific platform «Pre-
ventive environment». Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2015; (3): 10-2. (in Russian)
16. Shubochkina E.I., Kuchma V.R., Ibragimova E.M., Moldovanov V.V., Ivanov V.Yu. Preventive environment in the educational organizations of professional education: actual problems and ways of solution. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2015; (8): 46-9. (in Russian)
17. Buja A., Grotto G., Brocadello F., Sperotto M., Baldo V. Primary school children and nutrition: lifestyles and behavioral traits associated with a poor-to-moderate adherence to the Mediterranean diet. A cross-sectional study. Eur. J. Pediatr. 2020. DOI: http://doi. org/10.1007/s00431-020-03577-9
18. Fuller A.B., Byrne R.A., Golley R.K., Trost S.G. Supporting healthy lifestyle behaviours in families attending community playgroups: parents' perceptions of facilitators and barriers. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1740. DOI: http://doi.org/10.1186/ s12889-019-8041-1
19. Liu S., Marques I.G., Perdew M.A., Strange K., Hartrick T., Weismiller J., et al. Family-based, healthy living intervention for children with overweight and obesity and their families: a 'real world' trial protocol using a randomised wait list control design. BMJ Open. 2019; 9(10): e027183. DOI: http://doi.org/10.1136/bmjop-en-2018-027183
20. van Rinsum C., Gerards S., Rutten G., Johannesma M., van de Goor I., Kremers S. The implementation of the coaching on lifestyle (CooL) intervention: lessons learnt. BMC Health Serv. Res. 2019; 19(1): 667. DOI: http://doi.org/10.1186/s12913-019-4457-7
21. Kuchma V.R. Hygiene of children and adolescents: personalized and population-based approach to sanitary and epidemiological wellbeing of a young generation in modern conditions. Gigiena i sanitariya. 2019; 98(1): 61-7. DOI: http://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-61-67 (in Russian)
22. Schiff S., Liu F., Cruz T.B., Unger J.B., Cwalina S., Leventhal A., et al. E-cigarette and cigarette purchasing among young adults before and after implementation of California's tobacco 21 policy. Tob. Control. 2020. DOI: http://doi.org/10.1136/ tobaccocontrol-2019-055417
23. Jenssen B.P., Walley S.C.; Section on tobacco control. E-Cigarettes and Similar Devices. Pediatrics. 2019; 143(2): e20183652. DOI: http://doi.org/10.1542/peds.2018-3652
24. Wirth N., Beguinot E., Martinet Y. Lutte contre le tabagisme en France: quoi de nouveau? Rev. Prat. 2019; 69(6): 653-7. (in French)
25. Schneider S., Diehl K. A public health strategy for e-cigarettes. Wien. Klein. Wochenschr. 2015; 127(13-14): 570-6. DOI: http://doi. org/10.1007/s00508-015-0800-0
26. Soneji S., Barrington-Trimis J.L., Wills T.A., Leventhal A.M., Unger J.B., Gibson L.A., et al. Association between initial use of e-cigarettes and subsequent cigarette smoking among adolescents and young adults: a systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2017; 171(8): 788-97. DOI: http://doi.org/10.1001/jamape-diatrics.2017.1488
27. Society for Adolescent Health and Medicine. Protecting Youth from the Risks of Electronic Cigarettes. J. Adolesc. Health. 2020; 66(1): 127-31. DOI: http://doi.org/10.1016/jjadohealth.2019.10.007
28. Darlington E.J., Violon N., Jourdan D. Implementation of health promotion programmes in schools: an approach to understand the influence of contextual factors on the process? BMC Public Health. 2018; 18(1): 163. DOI: http://doi.org/10.1186/s12889-017-5011-3
29. Jessiman P.E., Campbell R., Jago R., van Sluijs E.M.F., Newbury-Birch D. A qualitative study of health promotion in academy schools in England. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1186. DOI: http://doi. org/10.1186/s12889-019-7510-x
Поступила 23.03.2020 Принята к печати 20.04.2020 Опубликована 14.05.2020
Сведения об авторах:
Фисенко Андрей Петрович, доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: direc-tor@nczd.ru; Кучма Наталья Юрьевна, доцент каф. общей гигиены, ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, E-mail: nkuchma52@iclood.com; Нарышкина Елена Вячеславовна, доцент каф. гигиены детей и подростков, ФГАУ ВО «ПМГМУ им. И.М. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России; Соколова Светлана Борисовна, вед. науч. сотр., ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: s-s-b@mail.ru