Научная статья на тему 'АКТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ КАК ПРАВОВАЯ ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО РЕБЕНКА'

АКТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ КАК ПРАВОВАЯ ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сустина Т.Н.

В данной статье автор, анализируя выводы психологов-исследователей об интернет-зависимости детей и подростков, приходит к выводу о существенной роли родителей в данном вопросе, которые в силу закона обязаны обеспечивать здоровое, физически и психологически безопасное детство ребенка. На основании данных тезисов автором делается вывод о том, что серьезную роль в излечении ребенка от интернет-зависимости играют активный спорт и отдых на свежем воздухе, в особенности туризм. Резюмируя родительскую роль в процессе нормального взросления ребенка с интернет-зависимостью, автор устанавливает, что возможность родителя обеспечить такому ребенку активный отдых на свежем воздухе находится в пределах не прав родителей, а их ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сустина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ КАК ПРАВОВАЯ ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО РЕБЕНКА»

46. Шипко А. Л. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 1. С. 90-105.

47. Шипко А. Л. Педагогическая технология А. А. Остапца-Свешникова и современность // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 62-74.

48. Шипко А. Л. Туризм как средство мотивации деятельности воспитуе-мого // Задачи развития спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма на современном этапе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием, посв. Году науки и технологий РФ, 17 декабря 2021 г. (РГУФКСМиТ) / под общ. ред. И. А. Дрогова, Д. В. Смирнова. М., 2021. С. 167-169.

49. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. М., 1988. 15 с.

50. Шипко А. Л., Смирнов Д. В. Процесс социализации «кочевого архетипа» в дополнительном туристско-краеведческом образовании как средство формирования готовности личности к совершению туристских путешествий // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). С. 39-64.

51. Шипко А. Л. Формирование патриотизма и современность // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 110-114.

52. Шипко А. Л. Человек в мире туризма. Туризм в мире человека // Педагогическое искусство. 2020. № 2. С. 110-117.

Т. Н. Сустина

Активный детский отдых как правовая зона ответственности родителя интернет-зависимого ребенка

В данной статье автор, анализируя выводы психологов-исследователей об интернет-зависимости детей и подростков, приходит к выводу о существенной роли родителей в данном вопросе, которые в силу закона обязаны обеспечивать здоровое, физически и психологически безопасное детство ребенка. На основании данных тезисов автором делается вывод о том, что серьезную роль в излечении ребенка от интернет-зависимости играют активный спорт и отдых на свежем воздухе, в особенности туризм. Резюмируя родительскую роль в процессе нормального взросления ребенка с интернет-зависимостью, автор устанавливает, что воз-

можность родителя обеспечить такому ребенку активный отдых на свежем воздухе находится в пределах не прав родителей, а их ответственности.

Ключевые слова: активный отдых, детский туризм, безопасность детей, информационная безопасность детей, интернет-зависимость детей.

Введение

За последние десятилетия Интернет и компьютерные технологии вышли за пределы научно-технических процессов и стали неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.

Многие ученые с различных точек зрения исследуют риски для детей, связанные с Интернетом. Так, проблемы интернет-зависимого поведения у детей и подростков изучают Е. А. Войскунский, М. Гриффинс, А. Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова, Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг. Новой проблемой для России и мира стала проблема детского кибер-буллинга (травли в сети Интернет).

Прокуратура Самарской области в апреле 2021 г. отметила, что в среднем в России около 23% несовершеннолетних являются жертвой кибербуллинга онлайн или офлайн, при этом пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. При этом, по оценкам экспертов компании, наибольшая опасность исходит из социальных сетей» [19].

Серьезное развитие информационных технологий, их широкое распространение в обществе привело к появлению людей, не мыслящих своей жизни без них. К сожалению, сейчас возраст таких людей стремительно уменьшается и можно говорить о широком распространении интернет-зависимости среди детей, даже младшего школьного и дошкольного возрастов.

Интернет-зависимость несовершеннолетних: патология или веяние времени?

Понятие «интернет-зависимость», или «компьютерная зависимость», определяет степень увлечения компьютером, которая приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, существенно ограничивая общение с другими людьми. У детей начиная с младшего школьного возраста проявляется повышенный интерес к компьютерным играм, что может привести к возникновению компьютерной зависимости [18].

Дети и подростки наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий в силу возрастной незрелости личности и неустойчивости ее структуры [17]. Сверхувлеченность интернет-ресурсами часто происходит именно в этом возрасте, что нередко приводит к нарушениям социальной адаптации: конфликтам в семье и школе, проблемам в общении со сверстниками, общей инфантилизации [9].

Психологическая профилактика формирования интернет-зависимого поведения среди подростков должна включать комплекс психопрофилактических мер, направленных на развитие личностных и коммуникативных качеств подростка, препятствующих формированию и развитию интернет-зависимого поведения.

Так, одной из психотерапевтических методик психологами называется экологически ориентированные практики, включающие в себя экотерапию, эко-арт-терапию (искусство на природе), анималтерапию (терапию с животными) и др. [12]

Экопсихология рассматривает отношение человека к природе в качестве одного из важнейших элементов системы отношений. Эти отношения, наряду с иными значимыми отношениями, характеризуют личность на разных этапах психического развития, существенно влияют на ее представления о себе, самоотношение и самоидентификацию [8].

Представляется, что на развивающийся детский организм взаимодействие с природой оказывает существенное влияние, а введение в общение интернет-зависимого ребёнка с миром дополнительного элемента - природы - может серьезным образом скорректировать его состояние и самоощущение.

Кто ответственен за взаимодействие ребенка с природой?

Концепция информационной безопасности детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 02.12.2015 г. № 2471-р [7], установила, что обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.

Говоря об общественных усилиях мы имеем в виду в том числе и пропаганду активного, спортивного и здорового образа жизни, просветительскую работу о вреде, который может нести в себе неограниченное использование Интернета ребенком, создание методик экотуризма и экотерапий для интернет-зависимых детей. С учетом широкого распространения дистанционных форм обучения ввиду пандемии роль активного отдыха и спорта, туризма все более возрастает.

Однако следует остановиться на роли семьи в отношениях ребенок - природа.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации [3] материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Аналогичный по своему значению тезис содержится в ст. 1 Семейного кодекса РФ [5], согласно которой семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Закрепление на конституционном уровне в качестве важнейшей задачи общества и государства охраны несовершеннолетних находит свое отражение в отраслевом законодательстве России. Ответственность за посягательства на интересы несовершеннолетнего содержится в главе 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних» и в квалифицированных составах преступлений других глав Уголовного кодекса, в которых те или иные права и интересы несовершеннолетнего выступают в качестве дополнительного объекта посягательства [4].

Значительное влияние на охрану семьи оказывают международно-правовые акты, отражающие позицию мирового сообщества по отношению к этой важной социальной ячейке. В ч. 3 ст. 16 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной' Ассамблеей' ООН 10 декабря 1948 г., провозглашается, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Также и в Преамбуле Конвенции о правах ребенка 1989 г. прямо говорится, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества».

Анализируя законодательство в области защиты прав несовершеннолетних, можно прийти к выводу об основополагающей роли родителей в такой защите.

Обязанности родителя по защите прав и законных интересов ребенка, обеспечение его безопасности установлены частью 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации [5]. Согласно ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности детей является обязанностью родителя, а бездействие родителя при наличии интернет-зависимости ребенка - ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, как гражданско-правовая в виде ограничения и лишения родительских прав (ст. 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации), административная (ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ) [6], так и уголовная (ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время ввиду отсутствия прецедентов и новизны проблемы, непонимания родителями своей роли в урегулировании проблемы интернет-зависимости детей государству в лице компетентных органов, общественным и образовательным организациям необходимо заниматься активной просветительской работой, связанной с освещением перед родителями следующих вопросов:

- обеспечение здорового (психологически и физически) состояния ребенка - обязанность родителя;

- психологическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое;

- интернет-зависимость ребенка - это состояние, на которое родителю нельзя не обращать внимание;

- спорт и туризм, активный образ жизни может стать профилактикой интернет-зависимости ребенка, а также помощью родителя своему ребенка для выхода из интернет-зависимости.

Заключение

Интернет-зависимость превратилась в серьезную проблему для детей и подростков, имеющую как морально-психологические, так и физические симптомы. Некоторые ученые (Н. В. Кочетков [15], В. Л. Малыгина [16], Н. С. Холерики, А. Б. Искандеров, А. А. Фазлетдинова) данную зависимость считают болезнью наряду с употреблением наркотиков, алкоголизмом и токсикоманией [14]. Обращение к врачу влечет за собой сложное комплексное лечение с негарантированным результатом выздоровления. Многие родители не считают интернет-зависимость своего ребенка проблемой. Соответственно возникают задачи комплексного поиска немедицинских способов профилактики и лечения интернет-зависимости у детей. Естественным вариантом для этого является привлечение детей и молодежи к здоровому образу жизни, занятиям спортом и проведении активного времени на природе, активизация тренировочного и соревновательного процессов.

Роль же родителей в таком процессе существенна и представляет собой основополагающую как людей, несущих обязанности в отношении своих детей и отвечающих за их нормальное и правильное развитие.

Список литературы

1. Всеобщеая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. 1948.

2. Конвенция ООН «О правах ребёнка». 1989.

3. Конституция Российской Федерации. 2020.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. 1996.

5. Семейный кодекс Российской Федерации. 1995.

6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. 2001.

7. Концепция информационной безопасности детей, утв. Правительством Российской Федерации от 02.12.2015 г. № 2471-р.

8. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2000.

9. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 90-100.

10. Barrows A. The eco psychology of child development // Ecopsychology: restoring the earth, healing the mind / ed. Be T. Roszak, M. E. Gomes, A. D. Kanner. San Francisco : Sierra Club Books, 1995.

11. Brown A. Art and ecology now. London : Thames&Hudson, 2014.

12. Копытин А. И. Концептуальные основы эко-арт-терапии // Медицинская психология в России. Т. 11. № 1 (54). 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-eko-art-terapii/viewer

13. Балонов И. М. «Компьютер и подросток» М., 2002.

14. Сингина Н. Ф, Лугин Д. В. Сравнение возможностей использования танцевального спорта и других видов спорта для предотвращения развития интернет-зависимости у школьников // Международный научно-исследовательский журнал. № 07 (61). Ч. 2. 2017.

15. Кочетков Н. В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 3. С. 148-163.

16. Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение. Клиника, проблемы диагностики. Подходы к профилактике и психологической коррекции // Аддик-тивное поведение: профилактика и реабилитация. - М : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2011. С. 45-89.

17. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика : пособие для школьных психологов / Е. А. Смирнова, В. Л. Малыгин, А. Б. Искандирова [и др.]; под ред. В. Л. Малыгина. М. : Мне-мозина, 2010. 136 с.

18. Калинина Т. В., Ручника А. А. Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 822-824.

19. Информационная безопасность детей и ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по ее обеспечению // Прокуратура Самарской области. 2021. СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.