Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАКОКУРЕНИЕ / НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ТАБАЧНАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ / ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копченова Елена Евгеньевна, Солдатова Светлана Викторовна

Статья посвящена изучению отношения школьников к табакокурению. Приводятся данные о распространенности, гендерных и возрастных особенностях табакокурения в современном обществе. Обсуждаются механизмы и последствия никотиновой зависимости, стадии ее формирования. Анализируются причины курения среди обучающихся, влияние различных факторов на формирование зависимости. Рассматриваются подходы к профилактике табакокурения в школе. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения современных школьников к табакокурению. В исследовании участвовали 50 обучающиеся в возрасте 15-16 лет. Результаты показали, что современные школьники растут в семьях, где есть курящие члены семьи, прежде всего отцы. Большинство школьников начинают курить в возрасте 13-15 лет. Основными мотивами курения у школьников являются “курение за компанию”, “снятие напряжения”, “модно”, “баловство”. У курящих обучающихся чаще возникает состояние утомления и резкие перепады настроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON SCHOOLCHILDREN’S ATTITUDE TO TOBACCO SMOKING

The article is devoted to the study of the attitude of schoolchildrens to tobacco smoking and shows the data on the prevalence, gender and age characteristics of tobacco smoking in modern society. The authors discuss mechanisms and consequences of nicotine addiction, the stages of its formation, and analyse causes of smoking among children and adolescents, the influence of various factors on the addiction formation. Approaches to tobacco smoking prevention among studensts are considered. The article presents the results of an empirical study of the attitude of modern studensts to tobacco smoking. 50 schoolchildrens aged 15-16 years took part in the research. The results showed that modern teenagers grow up in families where there are smoking family members, primarily fathers. Most schoolchildrens start smoking at the age of 13-15. The main motives of smoking among students are “smoking for company’s sake”, “stress relief”, “it is fashionable”, “it is pastime”. Schoolchildrens who smoke are more likely to experience a state of fatigue and mood swing.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ»

молодежи, связанных с развитием информационного общества. Следует более активно отслеживать изменения текущих возрастных параметров (особенности когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы) с учетом изменившейся ситуации развития ребенка, связанной с влиянием Интернет-среды, определяющей формирования нового типа личности - цифровой. Становится очевидным, что одним из основных направлений исследования цифровой социализации является изучение механизмов формирования Я-концепции, особенности самооценки, самопрезентации, ролевые характеристики. Требуются исследования развивающих, социализирующих и воспитательных возможностей и ресурсов Интернет-среды для детей и подростков в современном социуме.

Литература:

1. Алексеева И.Ю. Влияние Интернета на сознание и структуру знания / И.Ю. Алексеева. - М.: ИФ РАН, 2004. ("Электронная библиотека"). - С. 24-57

2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39

3. Ершова, Т.В. Информационное общество - это мы! / Т.В. Ершова. - Москва: Ин-т развития информ. о-ва, 2008. - 510 с.

4. Клыпа, О.В. Осмысление феномена детства: или сможем ли мы сохранить самоценность детского возраста / О.В. Клыпа // Научное мнение. - Санкт-Петербургский университетский консорциум. - 2019. - № 11. - С. 77-85

5. Королева, Н.Н. Воздействие современной информационной и медиасреды на «образ Я» подростков / Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, В.Ф. Луговая // Вестн. Герцен. ун-та. - 2014. - № 2. - С. 87-94

6. Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп / А.Б. Холмогорова [и др.] // Консультатив. психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23, № 4. - С. 102-129

7. Патраков, Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей / Э.В. Патраков // Сиб. психол. журн. - 2019. - № 72. -С. 129-144

8. Подлевских, А.Н. Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема / А.Н. Подлевских, С.В. Гусаков // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 1. - С. 233-241

9. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С.; под ред. Г.В. Солдатовой. - М., 2011 - 176 с.

10. Смолянин, Г.Л. Интернет в России: перспективы развития / Г.Л. Смолян, В.Н. Цыгичко, Д.Д. Хан-Магомедов; Рос. акад. наук, Ин-т системного анализа. - Москва: УРСС, 2004. - 199 с.

11. Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета / Н.В. Чудова // Психол. журн. - 2002. - Т. 22, № 1. -С. 113-117

12. Якимчук, С.А. Факторы дисгармонии детской субкультуры, тенденции ее трансформации в современном социуме / С.А. Якимчук // Вестник Северо-Восточного государственного университета; Сев.-Вост. гос.ун-т. - Магадан, 2022. - Вып. 38. - С. 32-36

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатова Светлана Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена изучению отношения школьников к табакокурению. Приводятся данные о распространенности, гендерных и возрастных особенностях табакокурения в современном обществе. Обсуждаются механизмы и последствия никотиновой зависимости, стадии ее формирования. Анализируются причины курения среди обучающихся, влияние различных факторов на формирование зависимости. Рассматриваются подходы к профилактике табакокурения в школе. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения современных школьников к табакокурению. В исследовании участвовали 50 обучающиеся в возрасте 15-16 лет. Результаты показали, что современные школьники растут в семьях, где есть курящие члены семьи, прежде всего отцы. Большинство школьников начинают курить в возрасте 13-15 лет. Основными мотивами курения у школьников являются "курение за компанию", "снятие напряжения", "модно", "баловство". У курящих обучающихся чаще возникает состояние утомления и резкие перепады настроения.

Ключевые слова: табакокурение, никотиновая зависимость, табачная интоксикация, пассивное курение, первичная и вторичная профилактика, обучающиеся.

Annotation. The article is devoted to the study of the attitude of schoolchildrens to tobacco smoking and shows the data on the prevalence, gender and age characteristics of tobacco smoking in modern society. The authors discuss mechanisms and consequences of nicotine addiction, the stages of its formation, and analyse causes of smoking among children and adolescents, the influence of various factors on the addiction formation. Approaches to tobacco smoking prevention among studensts are considered. The article presents the results of an empirical study of the attitude of modern studensts to tobacco smoking. 50 schoolchildrens aged 15-16 years took part in the research. The results showed that modern teenagers grow up in families where there are smoking family members, primarily fathers. Most schoolchildrens start smoking at the age of 13-15. The main motives of smoking among students are "smoking for company's sake", "stress relief", "it is fashionable", "it is pastime". Schoolchildrens who smoke are more likely to experience a state of fatigue and mood swing.

Key words: tobacco smoking, nicotine addiction, tobacco intoxication, passive smoking, primary and secondary prevention, schoolchildrens.

Введение. На современном этапе несмотря на имеющиеся достижения в области профилактики и предупреждения никотиновой зависимости в системе образования и в стране в целом, проблема табакокурения среди детей и подростков по-прежнему остается актуальной.

Согласно данным мировой статистики, в мире регулярно курят около 1,5 миллиарда человек. При этом распространенность табакокурения в разных странах и регионах нашей планеты весьма различна, что зависит от многих факторов: исторических, социальных, культурных, экономических и др.

Наиболее объективно оценивать этот показатель следует отдельно - среди мужчин и женщин. Различия в распространенности табакокурения среди мужчин и женщин в разных странах могут существенно отличаться. К примеру, в Китае курит 59% взрослых мужчин и только 4% женщин, а в Швеции курильщиками являются только 17% мужчин, но 20% женщин [1].

В России распространенность табакокурения среди мужчин за последние 30-40 лет практически не менялась, оставаясь одной из самых высоких в мире. В среднем по стране курит более 60% мужчин, хотя в некоторых регионах доля курящего мужского населения может превышать 70%. Среди женщин, относящихся к периоду ранней зрелости (20-30 лет), отмечается заметный рост распространения табакокурения, который по некоторым оценкам доходит до 30-40% [3].

Изложение основного материала статьи. По статистике в российских школах обучающиеся начинают курить с 5 класса. Среди курящих на долю мальчиков приходится 80%, а на долю девочек 50%. К старшим классам разница между ними уменьшается до 11%. В качестве мотива курения в 50% случаев выступает желание курить за компанию, в 34% случаев - из-за интереса и в 11% случаев - хотят выделиться среди своих сверстников [2].

По данным специальных статистических расчетов в Российской Федерации табакокурение как причина смерти выступает в 17% случаев. Другие российские исследователи показали, что в 43% случаев смертность мужчин в возрасте 3569 лет происходит от онкологических заболеваний, и в 89% случаев смертность от злокачественных новообразований бронхолегочной системы связана с никотиновой зависимостью [3].

Еще необходимо обратить внимание на проблему пассивного, или недобровольного табакокурения. Известно, что курильщики поглощают 30% табачного дыма и его ингредиентов, а 70% уходит в окружающую курильщика среду. Люди, находящиеся в одном помещении с курящими или в непосредственной близости от них, вынуждены вдыхать и поглощать токсичный дым. В результате некурящие люди попадают в группу риска по развитию патологических процессов, возникающих, например, в бронхолегочной, сердечно-сосудистой системах [1].

В патогенезе табачной интоксикации можно выделить минимум три стадии, или этапа:

Первая стадия интоксикации происходит при начале курения. Уже при первых попытках табакокурения в детском или подростковом возрасте, как правило, все начинающие курильщики испытывают те или иные симптомы интоксикации: кашель, тошнота, головокружение, одышка, сердцебиение и др.

Вторая стадия интоксикации - стадия накопления скрытых патологических изменений в организме.

Третья стадия интоксикации - стадия выраженных клинических проявлений или последствий табачной интоксикации в виде различных расстройств и заболеваний, часто с уже необратимыми изменениями [4].

В развитии и становлении никотиновой зависимости можно выделить шесть этапов: 1) любопытство к сигарете и процессу курения; 2) игра с сигаретой; 3) эпизодическое (ситуационное) табакокурение; 4) регулярное привычное курение; 5) регулярное зависимое курение; 6) стойкая никотиновая зависимость [1].

Хроническая табачная интоксикация приводит к следующим патологическим изменениям в организме обучающихся: постепенному снижению остроты зрения; ухудшению памяти; замедлению роста; мышечной гипотонии, снижению выносливости; истощению ЦНС; снижению работоспособности; поражению кожи; сбою эндокринной системы; поражению сердца, сосудов и т.д. [1].

На современном этапе в системе образования в рамках профилактики табакокурения принято выделять первичную психолого-педагогическую и вторичную психологическую и медицинскую профилактику.

Первичная психолого-педагогическая профилактика включает превентивные меры по предупреждению начала курения среди обучающихся. Так, например, на уроках биологии, ОБЖ, классных часах педагоги должны поднимать проблему алкоголизма, наркомании, курения и токсикомании, расширять знания обучающихся об их вредном влиянии на организм человека. В рамках мероприятий, направленных на здоровьесбережение обучающихся, для бесед с ними школа может пригласить участкового инспектора полиции, врачей разных профилей. При активном участии самих школьников полезно вывешивать тематические стенгазеты, разрабатывать стенды, содержащие информацию о пагубном влиянии на организм человека психоактивных веществ (ПАВ) и последствия их употребления, популяризации здорового образа жизни (ЗОЖ).

Педагог-психолог образовательной организации с помощью анкетирования должен осуществлять мониторинг осведомленности обучающихся о вреде никотиновой зависимости, токсикомании, их отношения к ведению ЗОЖ и т.п. Классные руководители совместно с активом класса должны организовывать «Дни здоровья», спортивные соревнования; приобщать воспитанников к досуговой деятельности: к участию в различных спортивных секциях и кружках [4].

Вторичная профилактика табакокурения включает в себя комплекс психологических и медицинских методов и техник воздействия, используемых в работе с обучающимися, пристрастившимися к табакокурению. Для усиления эффективности проводимой работы в системе образования педагогам-психологам необходимо выявлять как индивидуально-типологические особенности каждого обучающегося, так и первопричину данного аддиктивного поведения [4].

В рамках изучаемой нами проблемы было исследовано отношение современных школьников к табакокурению и определено влияние различных факторов, в том числе ближайшего окружения, на закрепление вредных привычек у обучающихся.

Исследование проводилось на базе МОУ Гимназия №14 г.о. Орехово-Зуево Московской области. В нем приняли участие обучающиеся 9 «А», 9 «Б» и 9 «В» классов - 50 школьников (25 девочек и 25 мальчиков), средний возраст которых составил 15 лет.

В качестве диагностического инструментария использовалась разработанная нами анкета "Выявление отношения обучающихся к табакокурению", состоящая из 16 вопросов с вариантами ответов. Каждому респонденту давалась анкета на отдельном листе. Анкетирование проходило анонимно, с указанием пола и возраста респондента. При анализе анкеты учитывались следующие параметры: отношение к курению, возраст начала курения, побудительные мотивы для курения, длительность курения, наличие курящих родственников.

Результаты, полученные с помощью анкетирования школьников, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Выявление отношения обучающихся к табакокурению

Вопрос Кол-во респондентов (в %)

Курят ли ваши родные? Да - 75% Нет - 25%

Кто курит в семье? Отец - 74% Мать - 50% Брат/сестра - 16% Дедушка/бабушка - 26%

Курите ли вы? Да - 24% (девочки - 36%; мальчики - 64%) Нет - 76%

Пробовали вы курить? Да - 43% Нет - 57%

С какого возраста начали курить? С 13-15 лет - 70% С 11-12 лет - 30%

Пытались ли вы бросить курить? Да - 77% Нет - 23%

У вас бывают резкие перепады настроения? Курят: Да - 53% Нет - 18% Изредка - 29% Не курят: Да - 20% Нет - 44% Изредка - 36%

Часто ли у вас возникает состояние утомления? Курят: Да - 41% Нет - 24% Изредка - 35% Не курят: Да - 24% Нет - 47% Изредка - 29%

Отметьте мотивы курения: Курят: за компанию - 71% для снятия напряжения - 53% модно - 53% баловство - 47% просто так - 41% успокаивает - 35% Не курят: за компанию - 74% баловство - 59% модно - 53% успокаивает - 53% для снятия напряжения - 41%

Знаете ли вы, что такое пассивное курение и что оно негативно влияет на окружающих? Да - 100%

Совместимы ли спорт и курение? Курят Да - 76% Нет - 24% Не курят Да - 29% Нет -71%

Анализ результатов исследования, полученных с помощью анкеты, позволил нам выявить следующее:

- в 75% случаев в семьях школьников есть курящие, в основном это отцы (74%), мамы (50%), дедушки (26%);

- 34% обучающихся из данной выборки исследования, так или иначе, связаны с табакокурением, т.е. курили, или по-прежнему продолжают курить (24%);

- 6% респондентов имеют достаточно большой стаж курения - 3-4 года, у 18% респондентов стаж курения составляет 1-2 года;

- в 70% случаев обучающиеся начали курить в 13-15 лет, в 30% случаев - с 11-12 лет;

- 77% обучающихся пытались бросить курить, но 23% отметили, что это было безуспешно;

- в 100% случаев респонденты знают про пассивное курение и о его негативном влиянии на окружающих, но, не смотря на это, продолжают курить;

- среди курящих школьников, в качестве основных мотивов курения выступают: курение за компанию - 71%; для снятия напряжения - 53%, модно - 53%, баловство - 47%;

- у школьников, зависимых от табакокурения, в отличие от сверстников без вредных привычек, в два раза чаще возникает состояние утомления, и они чаще склонны к резким перепадам настроения;

- к сожалению, среди курящих обучающихся бытует мнение, что курение и спорт совместимы (76%).

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют, что курение пользуется популярностью среди обучающихся, как мальчиков, так и девочек, несмотря на знание о негативных последствиях никотиновой зависимости. У большинства школьников начало курения относится к возрасту 13-15 лет, хотя продажа несовершеннолетним табачной продукции запрещена. В качестве мотивов курения у них выступают подражание сверстникам, психологические проблемы, следование моде. Многие школьники с ранних лет сталкиваются с никотиновой зависимостью близких родственников, что, с одной стороны, делает их объектами пассивного курения, с другой стороны, формирует у детей соответствующие модели поведения и установки по отношению к своему здоровью.

Проведенное анкетирование показало, что проблема курения среди обучающихся по-прежнему остается актуальной и нуждается в целенаправленной психолого-педагогической, медицинской профилактической работе, в воспитании у обучающихся личной ответственности за собственное здоровье, в формировании позитивных установок на ЗОЖ и на осознанный отказ от любых вредных привычек.

Проблема никотиномании - проблема комплексная, и поэтому ее реализация должна осуществляться комплексно, с участием разных специалистов и с активным включением в данный процесс родителей. Как показывают результаты проведенного исследования, родители, зависимые от табакокурения, своим примером, к сожалению, влияют на приобщение детей к табакокурению.

Поэтому первичная профилактика никотиновой зависимости среди обучающихся должна осуществляться в первую очередь на уровне семьи и школы. Родители должны вести здоровый образ жизни и быть примером и эталоном для подражания для своих детей, а не наоборот.

В общие методы первичной психолого-педагогической профилактики никотиновой зависимости в системе образования можно включить:

1) метод косвенной и скрытой психолого-педагогической профилактики;

2) выявление среди обучающихся лидеров, активное их приобщение к данному виду деятельности с использованием их творческого потенциала;

3) приобщение обучающихся и их родителей к внеурочной физкультурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой деятельности.

В качестве средства профилактики могут выступить: лекция, беседа, дискуссия, видео-лекторий, профилактический тренинг, игра, квесты, брей-ринг, акция, флешмоб, арт-встреча, баттл, эстафета и т. д. При этом в зависимости от цели и поставленных задач они могут являться как методами (формирование определенных ЗУНов), так и средствами (способ достижения) профилактики никотиновой зависимости в школе.

Литература:

1. Левшин, В.Ф. Табакизм. Патогенез, диагностика и лечение: руководство для врачей / В.Ф. Левшин. - М.: ИМА-ПРЕСС, 2012. - 125 с.

2. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. - 340 с. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/594/.

3. Салагай, О.О. Анализ структуры и динамики потребления табака и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2022 гг. / О.О. Салагай, Н.С. Антонов, Г.М. Сахарова // Профилактическая медицина. - 2022. - 25(9). -С. 15-23

4. Солдатова, С.В. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ в образовательных организациях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Солдатова. - Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2018. - 152 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Крыжевская Наталья Николаевна

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Кусакина Елена Аркадьевна Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье представлены психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости студентов, обучающихся по направлению подготовки - 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Автором проведен анализ формируемых компетенций, где эмоциональная устойчивость является необходимым личностным свойством, обеспечивающим готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности. Создание специальных психолого-педагогических условий позволит сформировать гармонично развитую личность с устойчивой жизненной позицией, готовой преодолевать жизненные трудности, сохраняя внутреннее самообладание. Анализ научных исследований подтверждает, что сочетание позитивной педагогики и позитивной психологии в образовательном пространстве вуза являются необходимым условием для развития эмоциональной устойчивости студентов. Созданные в вузах психологические лаборатории, службы и центры реализуют программы, позволяющие актуализировать личностный потенциал студентов, формируют качества личности необходимые для позитивного самовосприятия и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Организация учебно-воспитательного процесса с соблюдением принципов позитивной педагогики обеспечивает становление не только высокопрофессионального специалиста, но и способствует формированию позитивной личности.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, студент гуманитарного профиля, образовательный стандарт, психолого-педагогические условия, позитивная педагогика, психологическая лаборатория.

Annotation. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the development of emotional stability of students studying in the field of training - 44.03.02 Psychological and pedagogical education. The author conducted an analysis of the competencies being formed, where emotional stability is a necessary personal property that ensures the graduate's readiness for future professional activity. The creation of special psychological and pedagogical conditions will make it possible to form a harmoniously developed personality with a stable life position, ready to overcome life difficulties while maintaining inner self-control. The analysis of scientific research confirms that the combination of positive pedagogy and positive psychology in the educational space of the university is a necessary condition for the development of emotional stability of students. Psychological laboratories, services and centers established at universities implement programs that allow students to actualize their personal potential, form the qualities of personality

Key words: emotional stability, humanitarian student, educational standard, psychological and pedagogical conditions, positive pedagogy, psychological laboratory.

Введение. Система высшего профессионального образования на современном этапе развития предъявляет серьезные требования к квалификации выпускника. При реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования образовательная организация создает необходимые условия для формирования универсальных, общепрофессиональных и иных компетенций.

В соответствии со стандартом бакалавриат по направлению подготовки - 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выпускник обязан осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики, организовывать совместную индивидуальную и групповую деятельность, осуществлять деловые коммуникации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.