СТИЛИСТИКА
Дускаева Л.Р.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ. -Москва : Флинта, 2019. - 340 с.
(Реферат)
Ключевые слова: медиалингвистика; медиатекст; язык
СМИ; интернет-коммуникация; медийность; журналистика.
Монография состоит из введения, трех частей и заключения.
В работе исследуется влияние медиа на лингвокомпозици-онные особенности текстов: представлена композиционно-стилистическая вариативность медиаречи, обусловленная различиями канала трансляции, учетом информационно-тематических интересов аудитории медиа, а также решаемых в них профессиональных задач. Существенное место в книге занимает осмысление влияния комического на стилистическую форму медиаречи.
Стилистический анализ в медиалингвистике был назван разными исследователями медиастилистическим. В своих исследованиях автор рассматривает медиастилистику составной частью медиалингвистики, раскрывающей через демонстрацию композиционно-лингвистической вариативности медиаречи парадигматику последней. Такая вариативность вызвана различием экстралингвистических факторов, обусловливающих создание ме-диатекстов. Цель исследования - отразить медиастилистический вектор исследований в медиалингвистике. Для этого в исследовании показано, как на праксиологических принципах типологизи-руется медиаречь, каким образом раскрывается лингвистическая специфика каждого выявленного типа, тем самым делается попытка показать особенности речевого выражения медийности.
В данном исследовании рассматриваются разновидности журналистского стиля, различным образом формируемого: 1) в трех каналах трансляции - периодических изданиях, на телеканале, на информационной web-платформе; 2) в трех сферах журналистской речевой деятельности - политической, экономической, культурно-просветительской; 3) под влиянием трех видов журналистской деятельности, которые в самом общем виде называют информирующей, аналитической и художественно-публицистической.
Медиастилистика изучает вариативность в создании пара-текста, метатекста и интратекста сообщения. В первой части «Типология разноканальной медиаречи» была рассмотрена вариативность медиаречи, вызванная различием технологических ресурсов трансляции текстовых сообщений. Специфика выражения медий-ности в печатных, телевизионных и гипертекстовых СМИ характеризуется погруженностью сообщения в особую вербально-визуальную среду паратекста, способствующего созданию логико-смысловой связности совокупного текста СМИ.
Паратекст письменной, устной медиаречи и гипертекста различается средствами реализации, что связано с различием технологических условий, в которых речь создается. Общее для пара-текстов всех видов - рекламность, выражаемая богатым спектром ресурсов - оценочных, побудительных, эпатажных. Специфика стилистики внешнего печатного паратекста в воспроизведении линейности и вызвана его функциональной направленностью -разделять, выделять, отделять текстовые материалы в газетном номере или текстовые фрагменты внутри текста. Важнейшие ресурсы, создающие печатный внешний паратекст: строчки - «линейки» заголовочного комплекса и графика. Внутренний печатный паратекст включает фотографические и рисованные изображения, коллажи, схемы графики, дополняющие континуальное содержание текста. Телевизионный паратекст однонаправленно перспективен, он ориентирован на будущее. Его функция - привлечь к просмотру в определенное время. Важнейшие вербальные и визуальные ресурсы паратекста - сочетание призыва к вниманию зрителей, указателей актов телевизионного вещания (итоги, вести, программа, трансляция, репортаж и т.п.) и средства выражения темпоральности, указывающие на перспективы телесмотрения. Гипертекстуальный ператекст - многовекторное и нелинейное об-
разование. Его функция - вовлечение пользователя в «паутину» гипертекстовых связей, важнейшие ресурсы поддержки которых -средства «завлечения», среди которых значительное место занимает эпатажный кликбейт. Специфика выражения медийности в каждом из СМИ характеризуется созданием метатекста, составляющего каркас текста и представляющего собой демонстрацию хода коммуникации через последовательность речевого стимулирования и речевого реагирования.
Метатекст в медиа - это построение разными медиаресурса-ми коммуникативного каркаса, внутри которого создается пространство для выражения смысловой позиции участника коммуникации. Такой каркас формируют средства, демонстрирующие: 1) семантические взаимоотношения между частями; 2) последовательность расположения частей текста: начала, продолжения, заключения - и их соотношения; 3) возвращение к прежде сказанному или продвижение вперед; 4) источник информации; 5) степень достоверности произносимого (возможно, может быть, почти, на самом деле, определенно, точно, ясно, что...); 6) эмоциональное отношение к суждению; 7) присутствие адресата в коммуникации; 8) самоманифестацию.
В письменной медиаречи для портретирования нового в социальной действительности формируется специфический вербаль-но-визуальный коммуникат, в котором вербальный компонент настроен на «компенсацию» отсутствия возможностей передавать динамику и звучание внешнего мира. В устной медиаречи текст формируется вербально-визуально-аудиальной системой средств, смысловой каркас в которой, как правило, воссоздает вербальный компонент, визуальный компонент дополняет описание и повествование объемной дескриптивностью и динамизмом, аудиальный компонент - уточняет ритмику фразы, насыщает эмоциональностью. Гипертекстовая форма укореняет высокую динамику в представлениях о нормах стилистики медиатекста.
Во втором разделе «Типология интенционально-тематичес-ких разновидностей медиатекстов» проанализирована вариативность медиаречи, вызванная различиями предмета речи в изданиях: предмет речи в общественно политических - борьба за власть, отстаивание своих политических интересов, в деловых - экономическая и деловая жизнь общества, в культурно-просветительских
изданиях - наука и культура. Медиастилистический анализ речевой вариативности в создании паратекста, метатекста и интертекстов в совокупных текстах средств массовой информации показал следующее.
1. Паратекст общественно-политических изданий создается по правилам речевой работы в них: акцентуация оппозитивности, отрицательно-оценочной субъективности, выражения волеизъявления. Ведущие концепты, разворачивающиеся в паратексте этих изданий: вера в правильность своих идей и действий (такой смысл у концепта «правда»), несостоятельность, бесперспективность и косность «чужих» идей, решений, действий.
Важнейшие правила работы в деловых изданиях: объективность, узкая представленность субъективного начала, экономность вербалики, лаконизм, особая тональность деловитости, разделение фактов и комментариев. Это проявляется в назывании деловых изданий, высокой терминированности заголовочного комплекса, в присутствии в заголовках информативных двусоставных предложений структурной схемы (кто - что сделал, что - с чем произошло).
Паратекст просветительских изданий продиктован интересом к новому: «новое» здесь используется не в переносном значении, а в прямом. Все новое связано с неизведанным, интеллектуально окрашено, в постижение нового читатель вовлекается тем, что заставляет думать, вызывает эстетическое наслаждение, а потому заслуживает временных затрат.
2. Интратекстовое содержание указанных изданий можно представить через важнейшие концепты, которые раскрываются в них. Так, важнейшие концепты в публикациях общественно-политических СМИ - справедливость, праведная борьба, защита прав и свобод, социального равенства. Общественно-политические издания сообщают о политической, предвыборной борьбе, о проявлениях несправедливости, социальных неурядицах, ущемлении политических прав и свобод. Для развертывания концептосферы активизируется отрицательная оценочность, фигура противоположения, оппозитивность, высокий статус имеет в коммуникации сатирическая модальность. Континуальное содержание деловых изданий заполняется сообщениями о перспективных проектах в экономике, о важнейших тенденциях, наблюдаемых в экономике. Важнейшие концепты - экономика, деловая активность - развора-
чиваются в активном использовании языковых единиц, выражающих идею количества, пространства экономической деятельности, экономической деятельности, экономической активности. Пропозициональное содержание просветительских изданий заключается в развертывании концептов «научные и творческие открытия», «полезность знаний», «новизны» как эстетической ценности.
3. Метатекст общественно-политических изданий характеризуется высоким статусом автора как демиурга выражаемых в издании идей, противопоставленности его идей чужим. Диалог с читателем выстраивается таким образом, чтобы вовлечь читателя в перипетии политической борьбы и привлечь на свою сторону. Ме-татекст деловых изданий характеризуется отстраненным положением субъекта речи и косвенностью выражения субъективности, отсюда - активность чужой речи, возможность появления иронической модальности как средства, объективирующего изложения. В культурно-просветительских изданиях метатекст - это выдвижение в центр коммуникативного взаимодействия интересов адресата. Ради расширения его смыслового поля автор готов на многое: представить себя сомневающимся, совершающим ошибки - этому помогают средства выражения эпистемической модальности. Здесь весьма существенные позиции занимают средства выражения гипотетичности. Возможна тональность загадочности, которая в ходе познания преодолевается. Оценочность и эмоциональность подкрепляет разнонаправленное волеизъявление, в трэвел-изда-ниях это, во-первых, приглашение в путешествие, во-вторых -предупреждение потенциальных путешественников об опасностях. Безусловно, значимы в таком дискурсе коммуникативные интенции - установка на создание интеллектуальной, когнитивной связи с читателем, которая позволяет привлечь читателя в попутчики, организовать сопереживание с ним и совместное знакомство с неизведанным.
В третьей части «Жанровая интенционально-стилистическая типология медиаречи» анализ жанровой дифференциации разных видов речевой деятельности показывает, что каждый из традиционно выделяемых журналистских жанров представлен разными композиционно-стилистическими вариантами - речевыми жанрами. Например, такой информационный жанр, как репортаж, может
реализоваться в виде коммуникативных действий сообщения о событии и сообщения о ситуации. Центральной для аналитической речевой деятельности является статья, которая тоже представлена, в свою очередь, в вариантах - речевых жанрах «Постановка проблемы», «Рекомендация модели действий» и «Полемика с чужим высказыванием». Из художественно-публицистических проанализированы комические речевые жанры. В ходе исследования обнаружилось, что в полемических общественно-политических СМИ используются сатирические фельетоны дискредитирующей и разоблачающей направленности. В деловых СМИ, с характерной для них скрытой авторизацией, используется особый способ информирования - ироническое сообщение о событии, позволяющее снизить пафос сообщений об официальных мероприятиях. Для культурно-просветительских СМИ характерны речевые жанры, построенные на аксиологической юмористической модальности, среди которых проанализированы малоформатные речевые жанры - шутки-миниатюры. Своеобразие использования аксиологических средств комического в рассмотренных автором общественно-политических, деловых и просветительских медиа состоит в том, что в общественно-политических предпочтение отдается сатире, в деловых -иронии, в культурно-просветительских - юмористическим формам, среди последних были выделены языковые шутки-миниатюры в форме афоризмов, каламбурных дефиниций слов и т.п.
В заключении монографии подводятся итоги и выделяются ее основные идеи. Подчеркивается, что в работе медиастилистика рассматривалась как составная часть медиалингвистики, раскрывающая через демонстрацию композиционно-лингвистической вариативности медиаречи парадигматику последней. Такая вариативность вызвана различием экстралингвистических факторов, обусловливающих создание медиатекстов. Медиастилистический анализ был построен с опорой на праксиологические принципы, рассчитанные на типологическое рассмотрение медиаречи. Тем самым делается попытка показать особенности речевого выражения медийности.
В данном исследовании не исчерпаны пути познания текстовой парадигматики медиаречи, возможны и другие.
Автор полагает, что следующий этап познания закономерностей формирования медиаречи - собственно дискурсологический, синтагматический, который позволит увидеть работу языка «в режиме реального времени».
Е.А. Казак,
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)