Научная статья на тему '«Душа Востока» и спасение «Умирающего Запада»'

«Душа Востока» и спасение «Умирающего Запада» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
491
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГАСАНИЕ / КРИЗИС / ЗАРОЖДЕНИЕ / РАСЦВЕТ / ВОСТОК / ЗАПАД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ЭОНЫ / АРХЕТИПЫ / FADING AWAY / CRISIS / ARISING / BLOOM / EAST / WEST / INTERRELATION / CIVILIZATION / CULTURE / EONS / ARCHETYPES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салихова Курбангюзель Александровна

Исследуется проблема взаимодействия Востока и Запада в контексте глобализации, происходящих сегодня межконфессиональных и международных конфликтов. Затрагивается вопрос катастрофического упадка культурного мира Запада и возможности этот упадок остановить с помощью взаимодействия с Востоком. Выдвигается гипотеза, что культура Запада движется к своему закату. Предлагается рассматривать изучение на Западе культурфилософского наследия Востока как способ остановить деградацию Запада и установить мирное сосуществование культурных миров Востока и Запада. Делается вывод о том, что остановить разрушение западной культуры возможно, но в реальности западная правящая элита не осознает катастрофической ситуации в своей цивилизации и еще не готова принять восточные модели в качестве средства для спасения своей угасающей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Soul of East and rescuing of decaying West

The study is devoted to the question of East and West relations in the context of occurring today globalization, as well as arising interreligious and international conflicts. The research is rather topical one thanks to the enlightened in it controversial problems of the catastrophic decay of Western culture as well as the question how to stop it through learning of Eastern culture-philosophic principles. According to the author’s hypothesis Western culture is degrading. The study’s author supposes if West learns cultural and philosophic heritage of East it would be a way to stop the destructive processes in Western culture and it would help to found peaceful coexistence of East and West. The author concludes that it is possible to save Western culture from the destruction, nevertheless actually the governing class of Western society doesn’t realize the catastrophic state of their civilization and they are not ready to accept Eastern cultural models as a means for rescuing of the declining Western culture.

Текст научной работы на тему ««Душа Востока» и спасение «Умирающего Запада»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. С. 139-143.

УДК 87.8

ББК63.5

К. А. Салихова

«ДУША ВОСТОКА» И СПАСЕНИЕ «УМИРАЮЩЕГО ЗАПАДА»

Исследуется проблема взаимодействия Востока и Запада в контексте глобализации, происходящих сегодня межконфессиональных и международных конфликтов. Затрагивается вопрос катастрофического упадка культурного мира Запада и возможности этот упадок остановить с помощью взаимодействия с Востоком. Выдвигается гипотеза, что культура Запада движется к своему закату. Предлагается рассматривать изучение на Западе культурфилософского наследия Востока как способ остановить деградацию Запада и установить мирное сосуществование культурных миров Востока и Запада. Делается вывод о том, что остановить разрушение западной культуры возможно, но в реальности западная правящая элита не осознает катастрофической ситуации в своей цивилизации и еще не готова принять восточные модели в качестве средства для спасения своей угасающей культуры.

Ключевые слова: угасание, кризис, зарождение, расцвет, Восток, Запад, взаимодействие, цивилизация, культура, зоны, архетипы.

Итак, нам бы хотелось начать издалека. По нашему мнению, требуется, прежде всего, упомянуть проблемы сегодняшнего мира: нестабильная политическая ситуация, угроза новой мировой войны, нависающая над нашей планетой экологическая катастрофа, мутирующие вирусы, от которых пока не найдено лекарств -вот далеко не полный перечень. Как мы полагаем, как экологические, так и социополити-ческие дилеммы, стоящие перед современным обществом напрямую связаны с процессами в нашем культурном мире.

Чувствуется наступление «массовой культуры», надеемся, значение этого термина на сегодняшний день никому не потребуется разъяснять - некоторые тенденции разрастаются до почти глобальных размеров. О массовости в человеческом сознании и культуре еще в 20-30-е гг. XX в. говорил X. Ортега-и-Гассет [3. С. 390]. Современное искусство превратилось во что-то бессмысленное и несуразное: чем страннее - тем лучше. Наша жизнь уже настолько зависима от материальных вещей, что жизнь без пресловутого компьютера или автомобиля уже кажется лишенной чего-то важного. Тенденции в технике, моде, искусстве, в чем угодно - меняются каждый сезон. Расцвет недолговечности и «временности» всего - подтверждение нашей точки зрения в трудах современного западного мыслителя Э. Тоффлера [4. С. 301-308].

Разум современного человека стремится к удовлетворению примитивных нужд - не бу-

дем указывать, каких: достаточно включить телевизор, в любой развлекательной программе, сериале, кино проскользнет недвусмысленный намек. Осознаем мы это или нет, наша культура и цивилизация деградирует, причем с очень большой скоростью, в этом мы согласны с примечательнейшими мыслителями-культу-рологами нашего времени П. А. Сорокиным, А. Швейцером, X. Яннарасом и др. [4. С. 134— 154; 272-280; 321-340].

Теперь заметим, что упомянутые нами выше мыслители — представители Запада, именно западной мысли. То, что осознают культурологи, возможно, покажется невероятным рядовому обывателю как и на Западе (США, странах Европы), так и в России (оставим здесь рассуждения о культурной принадлежности России—то, что мы сейчас видим, говорит о несомненной близости российской культуры к западному «эталону»)1. Здесь нам уместно задать вопрос: действительно ли кажущаяся на первый взгляд такой современной и «передовой» цивилизация Запада движется к концу? Если да, то в чем причины упадка западной культуры?

Ответ на этот вопрос мы находим уже в трудах не только упомянутых выше авторов XX - начала XXI в., но и у отечественных и зарубежных культурологов с конца XVIII в. Интересно отметить, что идею о гибели «фаустовской» культуры высказал один из первых русских культурологов А. С. Хомяков [5]. Мир, по его мнению, и в частности Запад, утратил веру, а славянский Восток несет спасение гиб-

нущей Европе и всему человечеству в целом. Сходные, но более углубленные идеи высказывал и Н. Я. Данилевский, последователь Хомякова, раскрывая в своих трудах тему рождения и жизни культур [2]. Все сущее, по Данилевскому, развивается по единому закону - зарождение, расцвет, увядание. В свою очередь, европейский культурно-исторический тип уже вступает в фазу упадка. Эту идею также будет развивать почти через сто лет немецкий культуролог и философ Освальд Шпенглер [10]. Но об этом позже.

К. Н. Леонтьев [7], еще один примечатель-нейший русский культуролог XIX в., продолжил идею Данилевского о культурно-исторических типах и затем развил свою типологию, которая приобрела у культуролога эсхатологический мотив [4; 5]. Как писал Леонтьев в своем труде «Византизм и славянство» [7], Запад идет по пути увядания, так как каждой культуре отпущен определенный срок - около 1000 лет (культуры Востока - Египетская и Китайская - исключения, так как их долгожительство и вообще долгожительство любой культуры связано с их изоляцией), по прошествии которого культура сходит на нет. Сближение России с Востоком и отдаление от «загнивающего» Запада - это и есть путь спасения для России, по мнению культуролога.

Почти через сто лет после русских культурологов заговорил о жизненном цикле культур Освальд Шпенглер. В частности, в своей книге «Закат Европы» [10] он развивал данную тему, полагая, что культуры живут в среднем 1000 лет, а затем перерождаются, угасая, в цивилизации. Аналогично античной культуре, погибнет и западная, так как ее жизненный цикл уже подошел к концу - говорил Шпенглер [10].

Далее, Вальтер Шубарт, еще один немецкий философ, в своей книге «Европа и душа Востока» [11], жестко раскритикованной как западными, так и отечественными культурологами, тем не менее, высказывал довольно интересные мысли, в чем-то перекликающиеся, на наш взгляд, с идеями Шпенглера: например, в труде философа присутствует гипотеза о том, что развитие культур циклично и обусловлено сменой эонических архетипов. Когда появляется новый, культуру охватывает «кипучее ощущение молодости» [11. С. 9-10], затем культура стареет и постепенно уступает место новому возникшему архетипу. Таким образом, Запад движется к своему концу, и будущее за восточными культурами [11].

Поэтому Запад, угасающий, утративший духовность, по В. Шубарту, найдет спасение в России, которую культуролог приравнивает к Востоку. России, как и всему Востоку, присущи религиозность и вера, а беда Запада в том, что он эту веру утратил, и если осталась еще религия на Западе, то она выступает в качестве инструмента порядка. Западу с его вечными бегом и спешкой следовало бы поучиться у Востока его невозмутимости и смирению с естественным течением времени.

Интересна и мысль Шубарта об отождествлении Запада с мужским началом, так как ему присущи воля к власти, доминирование; Запад для философа в целом представляет собой принцип смерти. Восток же — противоположное ему женское начало, символизирует принцип жизни. Потому восточные культуры долговечны, а западной культуре с ее мужскими чертами уготована быстрая смерть от саморазрушения [11]. Запад как самая «безлюбовная», по выражению Шубарта, культура [11. С. 180], должен повернуть свой лик на Восток, так как последний обращен к вечности. Выход для Запада по Шубарту - прекратить насаждать свои идеи Востоку, отречься от идеи преобразования всего сущего, исходя из вещественного мира. Шубарт искренне верил, что на Западе готовится всеобщая душевная перемена, которая сблизит Запад и Восток [11. С. 213]. Похожие мысли высказывал и один из интереснейших французских философов XX в. Рене Генон, о котором речь пойдет далее.

Как уже упоминалось выше, Р. Генон [1], как и Шубарт, полагал, что одним из роковых недостатков западной культуры является ее зацикленностъ на материализме. Генон утверждал, что Запад разрушает сам себя, так как придерживается мнения «прогресс может и должен длиться до бесконечности». В числе опасных недостатков Запада Генон еще называет «иллюзорную идею цивилизации»: Запад стремится «цивилизовать» все и вся, но не благие намерения держит он в уме - Запад жаждет получить от этого «цивилизования» выгоды материального плана [1. С. 43^14].

Самое страшное здесь то, по словам философа, что Запад допускает серьезную ошибку, воспринимая лишь собственную «цивилизацию» как единственно должным образом развитую и правильную, отрицая право других цивилизаций, то есть Востока, на независимое и полноценное существование. Запад с ненавистью относится к традиционному духу Восто-

ка, так как, пишет Генон, «на Западе тем больше его опасаются, чем меньше его понимают, будучи сами его лишены» [1. С. 45]. Для Гено-на Запад - исторически своего рода «ребенок», который должен учиться у «старого и мудрого Востока». Мы полагаем, что, несомненно, процессы глобализации и вестернизации затрагивают и восточный культурный мир, но все же согласны с мнениями вышеупомянутых культурологов — Восток еще хранит свои традиционные спасительные для всего мира ценности.

Так, по нашей гипотезе, «умирающему» Западу для сохранения остатков свой культуры необходимо будет осмыслить культурфило-софский опыт Востока. Мы исследовали мнения вышеупомянутых культурологов и полагаем, что оптимальным выходом из катастрофического положения, нависшего над Западом, будет решение (пусть и трудноосуществимое), предложенное авторитетнейшим философом XX в. Р. Геноном: Западу потребуется разрушение предубеждений, препятствующих постижению спасительной души Востока, затем восстановление истинной интеллектуальности, которой и по сей день обладает Восток, и именно изучение восточного мышления поможет обрести эту отсутствующую интеллектуальность [1]. Для того чтобы спасти Запад, по мнению Генона, нужна полная реформа западного духа, и, конечно, она может быть осуществлена лишь в авторитетных кругах западной элиты. Это, как выражается Генон, единственный выход для восстановления интеллекта на Западе, а если реформы не произойдет, по гипотезе философа, Запад могут ассимилировать другие цивилизации. Но с помощью постижения восточного интеллекта Запад восстановит свою цивилизацию на нормальных основаниях [1. С. 51].

Запад должен будет научиться жить в гармонии с противоположной ему по духу восточной цивилизацией, и пусть у них будут различия, но любая «нормальная цивилизация» для Генона та, которая не представляет опасность для других, она должна ощущать себя частью ансамбля всех земных цивилизаций без всякого притязания на «гегемонию» [1]. Таким образом, понимание души Востока, самой ее сути, по Генону, поможет Западу вернуться на традиционный путь, это само по себе будет способствовать сближению этих двух полюсов культуры, и это просто необходимо, если Запад хочет избежать катастрофы, его поджидающей в недалеком будущем [1].

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что довольно глубоко прочувствованный как отечественными, так и западными философами и культурологами неминуемый кризис западной цивилизации - это отнюдь не пустые предположения или гипотезы, это уже принимающее реальную форму событие нашей сегодняшней жизни, которое, на наш взгляд, проявляет себя в многочисленных военных и политических кампаниях, общественных проблемах Запада.

Мы считаем, что спасти «умирающий» Запад возможно с помощью постижения им «спасительной» души Востока, хотя это и трудноосуществимо. И шансы на мирное и гармоничное сосуществование у Востока и Запада есть при избавлении Запада от его ложных теорий и заблуждений. Но мы пока лишь приходим к выводу о том, что по-прежнему Запад не поступает так, как того желали Генон и другие философы-культурологи: верховная элита там и по сей день не чувствует или не верит в роковой конец своей цивилизации, настаивая на своем, и все-таки не желает ни учиться, ни вообще воспринимать и понимать «душу Востока» как средство для спасения Запада.

Примечание

1 Здесь мы упоминаем не прекращающиеся еще со времен славянофилов и западников споры о том, к какой же культуре следует относить Россию — к Западу или Востоку, по какому пути развития ей идти. Мы поддерживаем точку зрения, что наша страна — имеет свой особый путь развития, тем не менее, не отрицаем тот факт, что с позиции массовой культуры очень многое заимствуется именно с Запада.

Список литературы

1. Генон, Р. Восток и Запад: Беловодье / Р. Генон. - М.: 2005. - 240 с.

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политич. отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н. Я. Данилевский. -М.: Книга, 1991.

3. Иконникова, С. Н История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005.-474 с.

4. Океанская, Ж. Л. Пособие по культурологии для студентов-негуманитариев / Ж. Л. Океанская. - Шуя: Центр кризисологич. исслед. ШГПУ, 2012. - 392 с.

5. Океанский, В. П. Наука о культуре: теория и история (метафизика и персонология) / В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская. - Иваново; Шуя: Центр кризисологич. исслед. ШГПУ, 2011.-152 с.

6. Леонтьев, К. Н Византизм и славянство / К. Н Леонтьев // Леонтьев, К. Н. Записки отшельника. - М., 1992.

7. Леонтьев, К. Н. Восток, Россия и Славянство / К. Н Леонтьев. - М.: Эксмо, 2007.

8. Хомяков, А. С. Избранное / А. С. Хомяков. - Тула: Приокское книжное издательство, 2004.

9. Хомяков, А. С. Соч. : в 2 т. / А. С. Хомяков. - М.: Медиум, 1994.

Ю.Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993. - Т. 1; М.: Мысль, 1998. - Т. 2.

П.Шубарт, В. Европа и Душа Востока / В. Шубарт. - М.: Русская идея, 2000. - 448 с.

Сведения об авторе

Салихова Курбангюзель Александровна - аспирант Ивановского государственного университета (Шуя, Россия). guzel.kichik@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 19 (374). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 37. Pp. 139-143.

THE SOUL OF EAST AND RESCUING OF DECAYING WEST

K. A. Salikhova

Ivanovo state University, guzel.kichik@mail.ru

The study is devoted to the question of East and West relations in the context of occurring today globalization, as well as arising interreligious and international conflicts. The research is rather topical one thanks to the enlightened in it controversial problems of the catastrophic decay of Western culture as well as the question how to stop it through learning of Eastern culture-philosophic principles. According to the author's hypothesis Western culture is degrading. The study's author supposes if West learns cultural and philosophic heritage of East it would be a way to stop the destructive processes in Western culture and it would help to found peaceful coexistence of East and West. The author concludes that it is possible to save Western culture from the destruction, nevertheless actually the governing class of Western society doesn't realize the catastrophic state of their civilization and they are not ready to accept Eastern cultural models as a means for rescuing of the declining Western culture.

Keywords: fading away, crisis, arising, bloom, East, West, interrelation, civilization, culture, eons, archetypes.

References

1. Genon R. Vostok i Zapad: Belovod'e [East and West: Belovodye]. Moscow, 2005. 240 p. (In Russ.).

2. Danilevskij N Ja. Rossija i Evropa: Vzgljadna kul 'turnye ipoliticheskije otnoshenija Slavjanskogo mira k Germano-Romanskomu [Russia and Europe: a Look at cultural and political, relations of the Slavic world to Germano-Romance]. Moscow, Kniga Publ., 1991 (In Russ.).

3. Ikonnikova S.N. Istorija kul'turologicheskih teorij [The history of culturological theories]. SPb, Piter Publ., 2005. 474 p. (In Russ.).

4. Okeanskaja Zh.L. Posobiepo kulturologii dlja studentov-negumanitariev [Textbook for cultural studies for students ahumanitarian], Shuja, Centr krizisologicheskih issledovanij ShGPU Publ., 2012. 392 p. (In Russ.).

5. Okeanskij V.P. Nauka o kul'ture: teorij a i istorija (metaftzika i personologija) [The science of culture: theory and history (metaphysics and personology)]. Ivanovo; Shuja: Centr krizisologicheskih issledovanij ShGPU Publ., 2011. 152 p. (In Russ.).

6. Leont'ev K.N. Vizantizm i slavjanstvo [Byzantism and Slavic people]. Leont'ev, K.N. Zapiski otshel'nika [Notes of a hermit], Moscow, 1992 (In Russ.)

7. Leont'ev K.N. Vostok, Rossija i Slavjanstvo [East, Russia and Slavdom], Moscow, Jeksmo Publ., 2007 (In Russ.).

8. Homjakov, A.S. Izbrannoe [Favorites]. Tula, Priokskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2004 (In Russ.)

9. Homjakov A.S. Sochinenija: v 21. [Works]. Moscow, Medium, 1994 (In Russ.). lO.Shpengler O. Zakat Evropy: ocherki morfologii mirovoj istorii [The decline of the West: essays

on the morphology of world history], vol. 1. Moscow, Mysl' Publ., 1993 (In Russ.);, vol. 2. Moscow, Mysl' Publ., 1998 (In Russ.).

ll.Shubart V. Evropa i Dusha Vostoka [Europe and the Soul of the East]. Moscow, Russkaja ideja Publ, 2000. 448 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.