Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
559
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / САМОБЫТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байдиков Константин Геннадьевич

В статье феномен российского духовного суверенитета анализируется в соответствии с его значимыми аспектами. Работа направлена на философское обоснование идеи того, что духовный суверенитет - это ценность российской государственности. Исследуется развитие философской мысли и современные взгляды на понятия духовности и суверенитета, выявляются сущность и содержание духовного суверенитета, а также его значение. В рамках исследования перечисляются функции духовного суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL SOVEREIGNTY AS A VALUE OF THE RUSSIAN STATEHOOD

The article analyzes the phenomenon of Russian spiritual sovereignty in accordance with its significant aspects. The article is aimed at the philosophical substantiation of the idea that spiritual sovereignty is a value of the Russian statehood. The author examines the development of the philosophical thought and modern views on the concepts of spirituality and sovereignty and while analyzing them reveals the essence and content of spiritual sovereignty through its essential and typological aspects. Within the research the functions of spiritual sovereignty are listed.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

УДК 130.122

DOI 10.34823/SGZ.2021.4.51634

К.Г. БАЙДИКОВ адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации*

Духовный суверенитет как ценность российской государственности

В статье феномен российского духовного суверенитета анализируется в соответствии с его значимыми аспектами. Работа направлена на философское обоснование идеи того, что духовный суверенитет - это ценность российской государственности. Исследуется развитие философской мысли и современные взгляды на понятия духовности и суверенитета, выявляются сущность и содержание духовного суверенитета, а также его значение. В рамках исследования перечисляются функции духовного суверенитета.

Ключевые слова: дух, духовность, духовный суверенитет, самобытность, ценности, государственность.

K.G. BAYDIKOV Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation postgraduate student

Spiritual Sovereignty as a Value of the Russian Statehood

The article analyzes the phenomenon of Russian spiritual sovereignty in accordance with its significant aspects. The article is aimed at the philosophical substantiation of the idea that spiritual sovereignty is a value of the Russian statehood. The author examines the development of the philosophical thought and modern views on the concepts of spirituality and sovereignty and while analyzing them reveals the essence and content of spiritual sovereignty through its essential and typological aspects. Within the research the functions of spiritual sovereignty are listed.

Keywords: spirit, spirituality, spiritual sovereignty, identity, values, statehood.

1 Байдиков Константин Геннадьевич, e-mail: ipolit-13@mail.ru

Геополитические события, санкционное давление на Россию, процесс глобализации, повсеместное проникновение социальных сетей, создание Интернет-сообществ и рост их влияния после событий 2020 г. выводят на новый уровень актуальность проблемы сохранения духовного суверенитета и государственности. Эти и другие обстоятельства требуют внимательного и скрупулёзного анализа данных понятий. При этом феномен духовного суверенитета остаётся в полной мере не изученным. Для данного феномена нет даже развернутого и понятного определения. Учитывая современные реалии, важно разобраться в сути понятия «духовный суверенитет», обозначить значимость этого явления для современной России как инструмента поддержания собственной независимости как во внутренней политике, так и в международных отношениях.

На протяжении всей истории наблюдается закономерность: чем реальнее угроза для российской государственности, тем ярче и полнее проявляется духовная составляющая жизни социума. История страны показала, что независимость государства в большей степени держится не на силе оружия, атомной бомбе или устойчивой банковской системе, а на силе духа, на государственном духовном суверенитете, на единстве духовных ценностей и устремлений людей, формирующих данный социум. Именно идея единения народа на общих духовных началах позволила России сохранять государственность.

Прежде чем обратиться к пониманию сущности духовного суверенитета кратко остановимся на характеристике понятий «духовность», «духовный». Эти понятия занимают важное место во многих философских системах. Осознание смертности человека, конечности его бытия привело средневековых мыслителей к необходимости сосредоточения на вечном в человеке, на том, что роднит душу человека и Бога. Данный подход применялся и в дальнейшем, хотя с некоторыми изменениями. В Новое время душа воспринималась как самосознание человека, наличие которого отличает его от всех остальных живых существ в мире (вслед за Спинозой и Декартом это видим в работах Г. Гегеля и И. Канта). Одновременно возникает идея о духовности как совокупности норм поведения и развития человека.

Для русской философии понятие «духовность» является одним из основополагающих, определяющих специфику на-

ционального самосознания. Русские философы XIX в. считали необходимым не только приблизиться к пониманию высших духовных ценностей, но и преобразовать общество на этой основе. Это глубинное, народное понимание духовности было в полной мере отражено в трудах славянофилов (Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и др.). По их мнению, отличие русского народа заключается в его нравственности, «всечеловечности» (в понимании Ф.М. Достоевского.), что позволяет выделить духовность в качестве национальной самобытной черты и, по меткому замечанию

С.П. Штумпф, «заключают в себе идею духовной интенцио-

1

нальности русского человека» .

Большое внимание проблеме духовности уделяли и русские философы конца XIX - начала XX в., такие как Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, И.А. Ильин.

В современной философии понятие «духовность» также в центре изучаемых явлений. Для Н.Е. Чекалиной духовность -это «качественно определённая самоинтенция по отношению к внутреннему и внешнему миру, характеризующаяся многомерностью наполнения и имманентно обусловливающая сущностную основу человеческого бытия»2. В исследовании И.А. Бокачева «духовность представлена как высшая форма социального функционирования бытия, которая в виде основополагающих ценностей находит отражение в духовном мире личности»3. Он убежден, что государство и общественные институты должны управлять духовными ориентирами личности и общества.

В целом, учитывая существующие подходы к определению духовности, данный феномен можно трактовать как социально-философскую категорию, а определение «духовный» как определение характеризующее ценностные ориентиры человека, его внутренний, нравственный мир, мировосприятие, основанное на стремлении к идеальной человеческой природе и влияющее на сущностную основу бытия человека.

1 Штумпф С.П. Становление понятия «духовность» в контексте социально-философского знания // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал), 2014, № 12. URL: https://www.elibrary.ru/download/elib-rary_21314912_82992837.pdf. (дата обращения: 22.02.2021 г.).

2 Чекалина Н.Е. Социокультурные основания духовности: автореф. Дисс. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2007, с. 8.

3 Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: Дисс. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2000, с. 253.

Говоря о суверенитете, отметим, что данное понятие обычно связывают, с понятием государства и государственности. И если последнее появилось в работах античных философов (Платон, Аристотель), то внимание к суверенитету возникает лишь на закате Средневековья, в эпоху становления крупных феодальных государств (М. Падуанс-кий). Далее это понятие изучалось многими известными философами (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель).

В Новейшее время проблема суверенитета вновь приобрела актуальность в связи с распадом ряда государств и практикой активного вмешательства ведущих держав во внутренние дела остальных стран. Поэтому для целей статьи наибольший интерес представляют современные исследователи суверенитета. А.Б. Венгеров считает государственный суверенитет одной из важнейших черт государства, которая заключается в «верховенстве и независимости от какой-либо иной власти, в обладании правом и возможностью осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества, внутри и вне страны»1. Г.И. Тункин дает более емкое и классическое определение: «Суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории, независимость в международных отношениях»2. При этом важно учитывать, что суверенитет государства и народа направлен не только «вовне», по отношению к внешним акторам, но и «внутрь», на отдельных индивидов - граждан страны. Это не означает, что государство должно реализовывать тотальный контроль за поступками и мыслями людей. Напротив, задача государства - сформировать у граждан понимание своей важности как носителей государственного суверенитета, как выразителей воли гражданского общества.

В определенном смысле наблюдается противоречие между концепциями глобализации и исчезновения национальных государств, с одной стороны, и концепцией сохранения суверенитета, с другой. На наш взгляд, суть глобализации заключается в ликвидации государственного суверенитета и его передаче транснациональным корпорациям (ТНК), которые преследуют только одну цель - получение прибыли. Сохранение государственного суверенитета, в про-

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005, с. 92.

2 Тункин Г.И. Основы современного международного права. М., 1956, с. 15.

тивоположность этому, направлено, в первую очередь, на развитие экономического, социального, культурного и духовного потенциала страны.

Основываясь на вышеизложенном, духовный суверенитет представляется нам как совокупность духовных ценностей, морально-нравственных принципов, взглядов, ориентиров и традиций, по которым живет общество, сохраняя свою идентичность и независимость, влияя на человечество.

Содержание духовного суверенитета возможно рассмотреть по двум основаниям - уровням духовного суверенитета и его основным элементам.

Выделяются два уровня духовного суверенитета -общественный и личностный. Так, общественный духовный суверенитет - это совокупность нравственных, религиозных, исторических, семейных, этических убеждений, имеющие значимость для сообщества, обуславливающий сущностную основу бытия. Духовный суверенитет на общественном уровне (макроуровне) - это часть независимого общественного сознания, отличающая данное общество от других обществ мира. Она проявляется в отношении народа к самому себе, истории своей страны, ее настоящему и будущему. Общественный духовный суверенитет является залогом государственности, в значительной степени определяет положение общества в мире.

Личностный духовный суверенитет - это внутренняя сфера самоопределения человека, самостоятельная индивидуа-лизированность потенциала духовности. Она проявляется как способность человека построить, применять и защищать свою систему ценностей в повседневной деятельности.

Совокупность структурных элементов духовного суверенитета можно разделить на обобщающие подгруппы, относящиеся к сознанию, отношению и деятельности.

1. Суверенное духовное сознание, которое представляет собой совокупность результатов рационального и эмоционального восприятия окружающего мира, которые преломляются, проходя сквозь систему нравственных ценностей, этических и юридических норм, национальных и религиозных обычаев. Наличие духовного сознания является ключевым элементом в развитии индивида и общества.

2. Духовные отношения, которые отражают связь личности и общества. Характер и содержание этих отношений проявляется в реальных поступках и определяет сущность

человеческого бытия. Можно выделить такие элементы, как: отношение к людям отличной расы, религии, отношения к семье, детям, родителям, товарищам, отношения к воинской службе, образованию, культурному и историческому наследию, а также к самому себе.

3. Духовная деятельность - это материализация духовного сознания и духовного отношения в конкретную духовную практику. В этой связи в контексте духовного суверенитета следует учитывать поведение человека, особенно в критических ситуациях, когда проявляются его неподдельные, глубинные мотивы. Можно выделить язык, образование, культурную и творческую деятельность, характерные модели поведение в определённых ситуациях, соблюдение обычаев и традиций, служение Отечеству, исполнение гражданского долга, социальная ответственность, солидарность по отношению к другим членам общества.

Анализ существующих подходов1 позволяет выделить основные элементы духовного суверенитета, которые в наибольшей степени представляют ценность для российской государственности:

• патриотизм, который определяется как возвышенное чувство любви к своему Отечеству. Хотя это чувство по своей сути субъективно, оно имеет объективную основу -место рождения, любимые с детства места, отчий дом или просто «место силы»;

• соборность, которая представляет собой духовную общность народа, единение в религиозных и мирских делах;

• нравственность, которая является совокупностью моральных правил, которыми руководствуется индивид и общество в своей практической деятельности;

• «всечеловечность» российского народа - это осознание его отдельными представителями своей причастности к единому человечеству на основании христианской любви, в противовес атомизации современного общества. Сюда вплетаются и толерантность, и сострадание, и сочувствие, и терпимость, и уважении ценностей других людей и народов;

• приверженность классическим семейным ценностям -представление о браке как союзе мужчины и женщины.

1 См. работы Матвеичева О.А., Ксенофонтова В.Н., Петрия П.В., Чижика П.И., Чугунова В.В., Шевченко О.В. и др. Например: Матвеичев О.А. Суверенитет духа. М.: Эксмо, 2009. - 448 c.

Семья по-прежнему является ячейкой общества и опорой государства.

Анализ Духовного суверенитета позволяет выделить его типы по следующим признакам:

- по территориальному (местный, региональный, государственный);

- по социально-политическому (гражданский, общенародный);

- по социально-психологическому (истинный и фальшивый).

При выделении типов по территориальному признаку в первую очередь рассматривается государственный духовный суверенитет. Государство выступает для личности как плацдарм, без наличия которого невозможно движение к высшей форме бытия человеческого духа. Государство через установленные нормы (юридически формализованные и неформальные), образование, культуру, воспитание является проводником к духовным ценностям. Граждане государства с младенчества и на протяжении всей жизни воспринимают и принимают как должные эти ценности. В результате возрастает духовное богатство населения и усиливается самостоятельность государства.

Местный и региональный духовные суверенитеты тесно связаны с местом рождения и постоянного проживания человека, историко-культурными и социально-экономическими особенностями территории.

Гражданский духовный суверенитет основан на духовной связи с большой Родиной и любви к ней. Этот суверенитет шире государственного, он выходит за границы государства на политической карте, так как живёт и в людях, покинувших государство по различным причинам.

Общенародный духовный суверенитет основан на единстве народа, его отношении к общей истории и культуре, на взаимосвязи его прошлого и будущего. Так опорой и собирателем наций в единый российский народ является русский этнос. Благодаря этому единству не только достигается общенародный духовный суверенитет, но и сохраняются, и приумножаются духовные ценности входящих в него народов.

Истинный духовный суверенитет опирается на общепризнанные ценности и реализуется в общественной практике. В отличие от него, фальшивый духовный суверенитет лишь соз-

дает видимость независимой системы нравственных норм и не находит отражения в практической деятельности. Примером фальшивого духовного суверенитета можно считать «квасной патриотизм» [Белинский] или поведение представителей несистемной оппозиции в современной России. В обоих случаях широко декларируется приверженность некоторым ценностям, которая не подтверждается практическими действиями. Фальшивый духовный суверенитет используется как ширма, закрывающая от общества неблаговидные поступки и преступления [Салтыков-Щедрин].

Краткий анализ духовного суверенитета и его влияние на государственность позволяют обозначить функции данного феномена: мировоззренческую, аксиологическую, регулирующую, стимулирующую, методологическую, консолидирующую и охранительную.

Например, в современной России аксиологическая (ценностная) функция духовного суверенитета является ключевой. После распада СССР, социокультурное пространство России стало быстро заполняться различными «продуктами» западной демократии: от крайнего индивидуализма и потребительства до тоталитарных сект. Многие из этих идей чужды российскому менталитету и оказывают разрушительное влияние на сознание общества. Необходимо проводить работу с людьми, начиная с детских садов и школ, больше уделять внимания вопросам нравственности, духовных и семейных ценностей, общей культуре личности и патриотизму.

Консолидирующая функция направлена на единение российского народа, сохранение нашей Родины как уникальной цивилизации, богатой не только территорией и природными ресурсами, но и своей культурой, историей, менталитетом. В условиях современных гибридных войн необходимо сохранять единство народа, не позволять внешним акторам раскалывать российское общество на отдельные группы и противопоставлять их друг другу.

Таким образом, духовный суверенитет - это сложное философское понятие, связанное с различными областями общественной жизни. Содержание духовного суверенитета изменяется в ходе исторического развития общества, но его наличие является обязательным условием самостоятельности государства. Отсюда вытекает задача сохранения и развития духовного суверенитета России для укрепления её государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.