Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЙ КРИЗИС Л.Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА ЛЕВИНА)'

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС Л.Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА ЛЕВИНА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
455
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовный кризис / Л.Н. Толстой / роман «Анна Каренина» / образ Левина / spiritual crisis / L.N. Tolstoy / novel “Anna Karenina” / image of Levin

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т.Х. Ахмадова

В статье рассматривается проблема духовного кризиса Л. Толстого на примере образа Левина в романе «Анна Каренина». Толстой непрестанно задавался вопросом о том, зачем он живет, в чем вообще смысл его жизни. Для передачи особенности собственного характера и взглядов на жизнь в большей степени Толстой использовал Левина – героя романа «Анна Каренина». Главным страхом писателя была не столько смерть, сколько нежелание исчезнуть бесследно. И потому он пересилил себя и мысли о самоубийстве и начал думать о том, как правильно прожить жизнь, чтобы умереть со спокойной душой. Толстой начинает жадно поглощать труды философов, связанные с этим вопросом, пишет свое автобиографическое произведение под названием «Исповедь». В романе «Анна Каренина» Левин, как и Толстой, полностью потерял вкус к жизни, но потом он начинает осмысливать свою жизнь, понимает, что жить нужно ради тех, кто тебе дорог. Писатель решает искать спасение в вере. Левин, как и Толстой, считает, что миссия каждого человека на этой земле – это жизнь в единении с себе подобными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL CRISIS OF LEO TOLSTOY IN THE NOVEL “ANNA KARENINA” (USING THE EXAMPLE OF LEVIN’S IMAGE)

The article deals with a problem of L. Tolstoy’s spiritual crisis with reference to Levin’s image in the novel “Anna Karenina”. Tolstoy incessantly asked a question about why he lives, what is the meaning of his life in general. To convey the peculiarities of his own character and views on life, Tolstoy used Levin to a greater extent. The main fear of the writer was not so much death as unwillingness to disappear without a trace. And so he overcame himself and thoughts of suicide, and began to think about how to live his life properly in order to die with a calm soul. Tolstoy begins to greedily devour the works of philosophers related to this issue, writes his autobiographical work entitled “Confession”. In the novel Anna Karenina, Levin, like Tolstoy, completely lost his taste for life, but then he begins to comprehend his life, understands that you need to live for the sake of those who are dear to you. The writer decides to seek salvation in faith. Levin, like Tolstoy, believes that the mission of every person on this earth is to live in unity with their own kind.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЙ КРИЗИС Л.Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА ЛЕВИНА)»

Недостаточно указать и на то, что катастрофические условия войны высвечивают в нем такие качества, спровоцировать которые или обнажить в подобной мере более уравновешенное течение мирной жизни попросту не может. Важно уяснить, что раскрытие человека на войне есть у Л. Толстого философская проблема. Именно как философская дилемма возникают на страницах рассказа «Набег» рассуждения о храбрости [4, с. 41]. Толстой доказывает, что храбрость есть не столько сила личного мужества, сколько некий нравственный стержень человека, выражение всего личностного облика, всей душевной жизни. За этим синтетическим, интегральным видением каких-то отдельных сторон характера героя скрывается намерение писателя постичь человека как родовое существо, установить ту этическую границу, за пределами которой он уже не является в полном смысле homosapiens, представителем рода людского. По существу, главная цель кавказских рассказов Л. Толстого, имеющих глубокий философский подтекст, - увидеть в бесчеловечных аномалиях войны своего рода гуманистическую «норму», которая сохраняет, так сказать, критическую человеческую массу [3, с. 50] от нравственного распада. Герои Толстого и сам писатель знают, что такое трусость. Что же касается храбрости, то здесь пестрота и несходство мнений - от официально-казенного до частного, высказываемого без рисовки и претензий на философскую глубокомысленность и многозначность. «Храбрый тот, который ведет себя как следует», - говорит капитан Хлопов [6, с. 34].

В следующем абзаце Толстой подтверждает слова простого человека авторитетом Платона («Я вспомнил, что Платон определяет храбрость знанием того, чего нужно и чего не нужно бояться...»). «Основная мысль обоих не так различна, как могло бы показаться, и что даже определение капитана вернее определения греческого философа.» [6, с. 34]. Так-то вот: мыслитель с мировым именем проигрывает заочный спор безвестному армейскому офицеру, а фраза из платоновского диалога «Лахет» - «Храбрость есть наука того, чего нужно и не нужно бояться», произнесенная Никием и развитая Сократом, - решительно объявляется сформулированной менее точно, чем суждение капитана. Но для Л. Толстого важнее даже не это, а то, что незаметные, не лезущие в герои и потому вызывающие особое его расположение люди подключены к древнейшим философским раздумьям человека об окружающем мире и о самом себе. И то, что это облекается не в изощренную интеллектуальную форму, а выражается посредством простых душевных ощущений, имеет для писателя особо сокровенный смысл. Недаром первоначально он хотел использовать приведенную Платоном фразу в качестве эпиграфа к «Набегу», как бы соединяя в художественном мире рассказа две отличные друг от друга философские материи: «высокую»,

Библиографический список

книжную, рожденную блистательной игрой ума и воображения, и другую - «низовую», земную, несколько корявую даже, но проникнутую демократической народной мудростью, этической культурой и знанием жизни. Это был чисто толстовский вариант открытия человеческого в человеке: обнаружение в простой душе таких струн, которые были бы сонастроены на один тон и лад со звучанием целого мироздания. Впрочем, высказанное суждение по причине его явно избыточной стилевой красивости, пришлось бы не по вкусу писателю: лишая связь человека и мира божественного начала, всякой литургической торжественности и помпезной риторики, он вообще старался уйти от выспреннего слога, вымеряя обозначаемые им высокие понятия такой обнаженной естественностью, что они напрочь теряли свой привычный ходульный смысл. С максимальной степенью выразительности это качество не столько даже поэтики Л. Толстого, сколько его мировоззрения проявилось в рассказе «Рубка леса» в изображении рядовых русских солдат, для которых ратный труд менее всего ассоциируется со словарем «реляционной» войны. В войне, какой она изображена в кавказских рассказах, нарушены первые представления человека о добре, поколеблена изначальная нравственная норма, отстаиваемая Л. Толстым-гуманистом. Неслучайно войной «возмущена» природа [6, с. 44].

В «Набеге» писатель рисует картину продвижения отряда русских войск в горы. При всей совершенно зримой конкретности и физической осязаемости картины в ней есть что-то библейски-мистериальное, панорамно-мифологическое, испытывающее давление колоссальной символической силы. Автор, осуждая войну [5, с. 17], противопоставляет ей силы природы, ее «вечные» законы [4, с. 44]. «Описание природы служит фоном, на котором развертываются события, помогает раскрыть переживания действующих лиц, придает определенный тон повествованию [4, с. 45].

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в этом пронзительном восклицании весь Л. Толстой - великий художник-гуманист, несмотря ни на что верующий в человека, любящий его и доверяющий ему, преклоняющий голову только перед высшим, сверхчеловеческим могуществом вселенной - Природой. Он задавался в своей жизни и творчестве вечными, экзистенциальными вопросами Бытия. И были эти вопросы бесконечны и разнообразны, как сама жизнь. Но то, к чему в итоге пришел этот гениальный мудрец и правдолюбец на своем крестном пути - к познанию истины, попервоначалу обескураживает открытой, по-толстовски мощно выраженной простотой. Любить жизнь во всех ее проявлениях - в конце концов, к этому каждой своей строкой зовет нас писатель, этому учат и его рассказы, написанные в начале творческого пути по впечатлениям, накопленным на Кавказе.

1. Толстой Л.Н. и Чечено-Ингушетия. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1989.

2. Толстой Л. Война и мир. Т. 1. Available at: poesias.ru>proza/tolstoy-lev/tolstoy10027.shtml

3. Ахмадова Т.Х. Мысль народная в повести Л.Н. Толстого «Хаджи- Мурат». Известия Чеченского государственного университета. 2020; № 3 (19): 47 - 52.

4. Ахмадова Т.Х. Проблема высокого назначения человека в кавказском рассказе Л.Н. Толстого «Набег». Известия Чеченского государственного университета. 2022; № 1 (25): 40 - 47.

5. Ахмадова Т.Х. Русская армия в произведениях Л.Н. Толстого и А.И. Куприна. Lingua- universum. Назрань, 2015; Выпуск 4: 14 - 18.

6. Толстой Л.Н. Кавказские рассказы и повести. Москва: Советская Россия, 1983.

7. Ахмадова Т.Х. Замысел создания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 398 - 400. References

1. TolstojL.N. i Checheno-Ingushetiya. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1989.

2. Tolstoj L. Vojna i mir. T. 1. Available at: poesias.ru>proza/tolstoy-lev/tolstoy10027.shtml

3. Ahmadova T.H. Mysl' narodnaya v povesti L.N. Tolstogo «Hadzhi- Murat». Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (19): 47 - 52.

4. Ahmadova T.H. Problema vysokogo naznacheniya cheloveka v kavkazskom rasskaze L.N. Tolstogo «Nabeg». Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 1 (25): 40 - 47.

5. Ahmadova T.H. Russkaya armiya v proizvedeniyah L.N. Tolstogo i A.I. Kuprina. Lingua- universum. Nazran', 2015; Vypusk 4: 14 - 18.

6. Tolstoj L.N. Kavkazskierasskazy ipovesti. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1983.

7. Ahmadova T.H. Zamysel sozdaniya povesti L.N. Tolstogo «Hadzhi-Murat». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 398 - 400.

Статья поступила в редакцию 01.05.22

УДК 82-0

Akhmadova T.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Literature, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: ahmadovamadina@mail.ru

THE SPIRITUAL CRISIS OF LEO TOLSTOY IN THE NOVEL "ANNA KARENINA" (USING THE EXAMPLE OF LEVIN'S IMAGE). The article deals with a problem of L. Tolstoy's spiritual crisis with reference to Levin's image in the novel "Anna Karenina". Tolstoy incessantly asked a question about why he lives, what is the meaning of his life in general. To convey the peculiarities of his own character and views on life, Tolstoy used Levin to a greater extent. The main fear of the writer was not so much death as unwillingness to disappear without a trace. And so he overcame himself and thoughts of suicide, and began to think about how to live his life properly in order to die with a calm soul. Tolstoy begins to greedily devour the works of philosophers related to this issue, writes his autobiographical work entitled "Confession". In the novel Anna Karenina, Levin, like Tolstoy, completely lost his taste for life, but then he begins to comprehend his life, understands that you need to live for the sake of those who are dear to you. The writer decides to seek salvation in faith. Levin, like Tolstoy, believes that the mission of every person on this earth is to live in unity with their own kind.

Key words: spiritual crisis, L.N. Tolstoy, novel "Anna Karenina", image of Levin.

Т.Х. Ахмадова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

Е-mail: ahmadovamadina@mail.ru

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС Л.Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА ЛЕВИНА)

В статье рассматривается проблема духовного кризиса Л. Толстого на примере образа Левина в романе «Анна Каренина». Толстой непрестанно задавался вопросом о том, зачем он живет, в чем вообще смысл его жизни. Для передачи особенности собственного характера и взглядов на жизнь в большей степени Толстой использовал Левина - героя романа «Анна Каренина». Главным страхом писателя была не столько смерть, сколько нежелание исчезнуть бесследно. И потому он пересилил себя и мысли о самоубийстве и начал думать о том, как правильно прожить жизнь, чтобы умереть со спокойной душой. Толстой начинает жадно поглощать труды философов, связанные с этим вопросом, пишет свое автобиографическое произведение под названием «Исповедь». В романе «Анна Каренина» Левин, как и Толстой, полностью потерял вкус к жизни, но потом он начинает осмысливать свою жизнь, понимает, что жить нужно ради тех, кто тебе дорог Писатель решает искать спасение в вере. Левин, как и Толстой, считает, что миссия каждого человека на этой земле - это жизнь в единении с себе подобными.

Ключевые слова: духовный кризис, Л.Н. Толстой, роман «Анна Каренина», образ Левина.

Жизнь Л.Н. Толстого кажется открытой и доступной для всех, ведь опубликованы все его личные дневники, дневники его жены, воспоминания о нем его детей и близких, его научные трактаты, переписки с друзьями и многое другое. Однако даже все это не всегда может помочь в постижении тех истин, которые хотел донести до нас великий мыслитель. Результат, представленный Л.Н. Толстым, - это итог невероятной работы над собой, упорного труда в укрощении своих слабостей, искоренении своих недостатков и непрестанного анализа своей жизни [1-7]. Так, его главным философским трудом становится «Непротивление злу насилием», вобравшим в себя все умозаключения, к которым пришел писатель. Этот труд был неким итогом его духовных исканий [1, с. 98], длившихся на протяжении всей жизни.

Актуальность данной работы заключается в том, что особенности духовного кризиса Л. Толстого малоисследованны. Наступил глубокий духовный и мировоззренческий кризис, в ходе которого писатель не раз задумывался о том, чтобы прервать жизнь самоубийством. Причиной подобной душевной революции стали мысли о старости и приближающейся смерти. Толстой непрестанно задавался вопросом о том, зачем он живет, для чего он умножает свои богатства, для чего трудится, что он оставит после себя, в чем вообще смысл жизни [1, с. 99]. Для передачи особенностей собственного характера и взглядов на жизнь в большей степени Толстой использовал Левина [3, с. 219] - героя романа «Анна Каренина». Потому подобные же мысли о жизни посещают и его героя: «Когда Левин думал, что он такое и для чего он живет, он не находил ответа и приходил в отчаянье...» [2, с. 370].

Основной целью данной статьи является анализ духовного кризиса писателя и путей его спасения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: характеристика пяти путей спасения; определение особенностей характера Толстого и сравнение его пути с жизнью Левина из романа «Анна Каренина».

Теоретическая значимость работы определяется решением поставленных задач, т. е. анализом духовного кризиса Л. Толстого и путей выхода из него.

Практическая ценность заключается в том, что результаты работы могут быть применены в преподавании русской литературы в вузе, а также при анализе конкретного литературоведческого материла.

Со временем появилось и то, что не давало покоя разуму писателя: ощущение ненужности. Несмотря на толпы благодарных читателей, любящую жену и детей, великого писателя начали одолевать мысли о собственной ненужности и никчёмности бытия. «В бесконечном времени, в бесконечности материи, в бесконечном пространстве выделяется пузырек-организм, и пузырек этот подержится и лопнет, и пузырек этот - я» [2, с. 370]. Таковы были мысли великого писателя, он боялся, подобно мыльному пузырю, лопнуть и бесследно исчезнуть. В своем письме А.А. Фету в 1876 года Толстой писал: «Вы больны и думаете о смерти, а я здоров и не перестаю думать о том же и готовиться к ней. Посмотрим, кто прежде... Я многое, что я думал, старался выразить в последней главе апрельской книжки «Русского вестника» (в этой книжке описано было умирание и смерть брата Левина Николая и отношения Левина к этому событию)» [4].

Мысли о смерти омрачали разум писателя, все казалось никчемным, и никакие земные радости не приносили удовольствия. И тогда Толстой ясно осознает, что всю жизнь он боялся смерти и бежал от мыслей, связанных с ней, однако в старости они все же настигают каждого, будь ты графом или простым крестьянином, потому и Лев Николаевич, сколько не бегал от этих мыслей, вскоре стал их заложником. У Сократа он находит такой ответ: «Мы приближаемся к истине настолько, насколько удалимся от жизни» [5]. Удовлетворения его поискам это не дало. Дальше он погружается в учения Будды, который советует уйти в нирвану и оставить все мирское, и это тоже не дает писателю ответа на волнующие его вопросы, связанные с жизнью и со смертью. После чего он обращается к работам своего любимого философа А. Шопенгауэра, но у него он находит только то, что жизнь - обман, и с ней нужно как можно скорее покончить. Это и вовсе не подходило Толстому, который только-только отделался от мыслей о самоубийстве. Тогда он принимается анализировать самостоятельно, отталкиваясь от собственного опыта, а также опыта прочитанных им книг И в итоге он пишет свое автобиографическое произведение под названием «Исповедь», в котором рассказывает о путях жизни, которые может пройти человек.

Первый путь - это «путь неведения» [5], которому следуют многие молодые и глупые люди, они живут, не ведая о том, что время необратимо ведет каждого к смерти. Но будут они знать об этом или нет - итог у всех все равно будет один. Второй путь - это путь эпикурейцев, согласно которому жизнь конечна, но пока живешь, надо жить в свое удовольствие и не омрачать свою жизнь мыслями о смерти. Третий путь - путь слабости, когда живешь в ожидании смерти и мучительно проживаешь каждый день. Четвертый путь, как считает Толстой, - это путь сильных личностей, нашедших в себе силы оборвать свою жизнь. К этому пути склонялся и сам писатель, однако понимал, что это, скорее, бегство от проблемы, а не ее решение. Поэтому он нашел еще один путь. Пятый путь подсказан ему простыми мужиками, которые, несмотря на осознание конечности жизни, продолжали трудиться и жить, а не кончали жизнь самоубийством. И этим путем спасения был путь веры. «Если человек живет, он во что-нибудь да верует», -писал Лев Николаевич [6].

Простые крестьяне дали ему понять, что жизнь без веры - это не жизнь вовсе, а лишь бессмысленное существование. Верующие люди живут, трудятся и умирают со спокойной душой, не боясь ничего, потому что верят в бессмертие души. Опорой и неисчерпаемым источником, придающим им силу, служит вера, которая согревает душу каждого. Хороший друг писателя Н.Н. Страхов писал: «Все великие умы в истории рано или поздно, скрыто или явно тяготеют к области религии» [6]. Также и Толстой нашел пристанище именно в вере. Этот же путь проходит и Левин: от полного разочарования в жизни, с навязчивым желанием порвать с нею до обретения себя посредством религии. Левин, как и Толстой, после смерти любимого брата утратил вкус к жизни, и его апатия и духовный кризис овладели им настолько, что он готов был покончить с собой в попытках сбежать от навязчивых мыслей о прогнившем мире, а поиски убежища в религии и философии не приносили результата. Левин полностью потерял вкус к жизни, ни что из того, что раньше приносило ему радость, не занимало его, а, наоборот, обременяло. Но потом он начинает осмысливать свою жизнь, понимает, что жить нужно ради тех, кто тебе дорог, ради того, чтобы улучшать их жизнь. Он понимает, что Бог забрал его горячо любимого брата, но взамен подарил ему сына. Тут Толстой показывает параллель жизни и смерти: когда кто-то уходит из нашей жизни, на его место приходит другой, ничто не происходит просто так. Жизнь сама расставляет все по своим местам, целесообразно и осмысленно. Она подобна большой реке, которая течет по известному только ей маршруту, подчиняя все под свой бег, не поддается рациональным схемам, потому попытки логически ее обосновать тщетны. В понимании Толстого и Левина, настоящая жизнь - это жизнь в гармонии с собой, с природой и обществом, в котором ты живешь. Чтобы достичь этой гармонии человек должен быть честен со своими принципами, жить согласно морали и строить долгосрочные отношения, согласованные с подлинными, а не эфемерными чувствами. В своих учениях Толстой противопоставлял настоящей жизни искусственную, как и в романе «Анна Каренина»: противопоставляет Левину, живущему настоящей жизнью, жизнь искусственную [1, с. 97], которой живет Анна Каренина и многие представители высшего общества.

Искусственной жизнью писатель считал политические интриги высшего общества, показную дружбу или вражду и т. п. Всякий живущий искусственной жизнью становится заложником этой неправды и игры на публику, зависимым в своих поступках, речах и даже в мыслях, в то время как люди, живущие настоящей жизнью, свободные. Толстого начали одолевать душевные терзания, он решает искать спасение в вере. Однако вскоре он начинает понимать, что многое в поступках современных отцов не сходится с заветами христианской религии. Осознание того, что церковнослужители исповедуют религию только на словах, а на каждом шагу нарушают святые заповеди: пьянствуют, лгут и воруют, вынудило его показать негативные стороны церкви и требовать от отцов истинной святости.

Осуждает Толстой церковь и за чествование царских особ, потому что истинная церковь должна быть далека от политики, а не ее пешкой. Он считал, что вера должна давать ответы, как правильно прожить эту жизнь не перед людьми, и уж тем более перед высокопоставленными лицами, а перед Тем, кто даровал эту жизнь. И поскольку у человека нет возможности общаться напрямую со своим Создателем, то ему следует показывать свою любовь к Нему через Его создания, посредством справедливого отношения ко всем без исключения. Ведь перед Богом все равны, и всякие дистанции по типу богатства и бедности, молодости и старости, красоты и безобразия становятся ничтожными. Все эти мысли ка-

сательно религии перенимает и Левин. Он, как и Толстой, считает, что миссия каждого человека на земле - это жизнь в единении с себе подобными. Левин не делает разграничений между людьми, он одинаково уважителен по отношению и к беднякам, и к богачам, и более того - крестьяне вызывают у него больше уважения, нежели те, кто живет за счет их труда. Вместе с верой Толстой и его герой обретают душевный покой, который дает возможность жить в полной гармонии с собой и миром [3, с. 221].

Еще в самом начале романа Левин сравнивает петербургское общество с развратным Содомом, и уже тогда Толстой дает понять читателю, что, подобно содомитам, открыто грешившим и не считавшим нужным каяться в своих грехах, утопая в них, любой ведомый личной жаждой удовольствий будет обречен на гибель. И тут нельзя не вспомнить эпиграф к роману «Мне отмщение, и Аз воздам» [2, с. 5]. В нем писатель дает понять, что есть некий грех, и воздаяние за этот грех для этого человека даст сам Господь. Орудием для возмездия Толстой избрал высшее общество, которое не прощает Анне вызов, брошенный ею, но карает ее это общество не за сам грех, потому что все мы - люди, и никто не без греха, а наказывает за дерзость, на которую осмелилась Анна, открыто заявив о том, о чем все умалчивают. В конечном итоге писатель стал настоящим экологом и пантеистом. И все это выражается в его романе в образе Левина. «Недаром Толстой через фамилию «Левин» подчеркнул, что он «его герой»» [8, с. 32]. Левин, как и Толстой, стеснялся своего привилегированного положения в обществе. Во время совместного обеда с Облонским он чувствует себя максимально некомфортно, его стесняет абсолютно все: устрицы, которым он с удовольствием предпочел бы хлеб с сыром, татарин, разливающий им вино, вся эта суета в трактире и обстановка бронз и зеркал в принципе. Крестьяне для него - лучшие собеседники, а труд - высшее образование и благо, и он не согласен менять это на блеск серебра и накрахмаленные воротники.

После отказа Кити Левин уезжает обратно в деревню с намерением стать лучше и всецело посвятить себя труду: «Он чувствовал себя собой и другим не хотел быть. Он хотел теперь быть только лучше, чем он был прежде» [2, с. 103]. Он приезжает в свое имение и прилагает еще больше усилий по его благоустройству. Однако Левин не единственный персонаж, через которого Толстой выражал свои мысли. Так, например, Вронский, после переезда в Воздвиженское, на протяжении какого-то времени ищет себя и пробуется в разных сферах до тех пор, пока не находит свое призвание.

Библиографический список

Согласно социальному опросу, проведенному среди читателей, большинство видят причину трагедии главной героини именно в том, что она абсолютно не была приучена к труду, и, в конечном итоге, когда выросла, так и не смогла найти себя ни в одной сфере, а силы, данные для самореализации, так и не нашли своего применения. Мы с уверенностью можем сказать, что грехи совершаются от нехватки знаний, люди, попавшие в рабство своего тела, находятся во власти зла, ходят во тьме и не ведают о законах и предписаниях Господа. Однако каждый человек наделен разумом, потому и жизнь его должна быть осознанной, ведь если человек будет жить одними своими страстями, не отличая греховное от дозволенного, то он мало будет отличаться от животных.

В итоге, мы можем сказать следующее: 1) для выражения своих нравственных ценностей автор избрал Левина (можно назвать портретом Толстого) [1, с. 96], именно его словами, мыслями и поступками Толстой показывает свое отношение к религии, к земству, общественным и духовным ценностями т. д.; 2) жизнь без веры, в понимании Толстого, есть бесцельное существование, именно в вере кроется спасение [5]; 3) заповедь каждой религии гласит «будь добродетельным», а истинная добродетель не ищет награды; 4) всякое грехопадение есть итог нехватки знаний, посему каждый должен упорствовать в поиске знаний, потому что знание для души подобно зрению для глаз; 5) жизнь должна быть осмысленной, разумной, т. к. жизнь без осмысления подобна жизни животных; 6) счастье кроется в служении народу [1, с. 99], потому каждый должен трудиться во имя блага людей, его окружающих, и не быть эгоистичным; 7) все, что способствует твоему нравственному совершенствованию, - добро, а то, что препятствует - зло; 8) любовь не должна вытеснять разум, она должна быть созидательной, в противном случае это сложно назвать любовью.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что на примере Левина Толстой показал то, что знание и понимание своей религии может стать спасательным кругом, который способен вытащить человека даже из самого глубокого кризиса и вести его по правильной, светлой дороге жизни. Толстой тем и значим для литературы, что каждое его произведение - как наставление для читающего. После прочтения «Анны Карениной» каждый из нас может вынести много уроков, и именно в этом, на наш взгляд, заключается мастерство истинного художника слова: писать не просто красиво, а поучительно.

1. Akhmadova T. The theme of family problems in Leo Tolstoy's novel "Anna Karenina". Scientific research of the sco countries: synergy and integration. Beijing. 4 August 2021. Melbourne, 2021: 93 - 100.

2. Толстой Л.Н. Анна Каренина: в 2 т. Москва: Дрофа, 2006.

3. Ахмадова Т.Х. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. Грозный: Издательство ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», 2022: 215 - 222.

4. Лее Толстой: История писания и печатания «Анны Карениной». Available at: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/istoriya-anny-kareninoj/istoriya-anny-kareninoj.htm

5. Толстой Л.Н. Исповедь. Available at: https://librebook.me/ispoved_lev_nikolaevich_tolstoi

6. Вергелес Н.П. Духовные искания Толстого. Available at: https://nowimir.ru/DATA/030025_1.htm

7. Бурчаева Я.Р, Ахмадова Т.Х. Тема семьи как ведущий структурологический принцип романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания: ежегодная Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция. Грозный, 2019: 29 - 33.

References

1. Akhmadova T. The theme of family problems in Leo Tolstoy's novel "Anna Karenina". Scientific research of the sco countries: synergy and integration. Beijing. 4 August 2021. Melbourne, 2021: 93 - 100.

2. Tolstoj L.N. Anna Karenina: v 2 t. Moskva: Drofa, 2006.

3. Ahmadova T.H. «Mysl' semejnaya» v romane L.N. Tolstogo «Anna Karenina». Itogovaya nauchno-prakiicheskaya konferenciya professorsko-prepodavatel'skogo sostava. Groznyj: Izdatel'stvo FGBOU VO «Chechenskij gosudarstvennyj universitet im. A.A. Kadyrova», 2022: 215 - 222.

4. Lev Tolstoj: Istoriya pisaniya i pechataniya "Anny Kareninoj". Available at: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/istoriya-anny-kareninoj/istoriya-anny-kareninoj.htm

5. Tolstoj L.N. Ispoved'. Available at: https://librebook.me/ispoved_lev_nikolaevich_tolstoi

6. Vergeles N.P. Duhovnyeiskaniya Tolstogo. Available at: https://nowimir.ru/DATA/030025_1.htm

7. Burchaeva Ya.R., Ahmadova T.H. Tema sem'i kak veduschij strukturologicheskij princip romana L.N. Tolstogo «Anna Karenina». Vzglyad sovremennoj molodezhi na aktual'nye problemy gumanitarnogo znaniya: ezhegodnaya Mezhregional'naya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Groznyj, 2019: 29 - 33.

Статья поступила в редакцию 15.05.22

УДК 811.35

Vitaeva Z.R., postgraduate, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: zakirova_@mail.ru

THE CONCEPT OF "CHECHNYA" IN THE NATIONAL LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD. The article analyzes a concept of "Chechnya" through understanding and ways of its representation in the naive picture of the Chechen world. Concepts usually materialize in the most significant words-codes of national culture, since it is concepts that are the main components of a certain culture. They can be a subject of emotions, sympathy, in some cases, and the impetus for disagreements, because they represent the main core, the basis of culture in the cognitive (thinking) world of a person. The emergence of the concept of "Chechnya" has several versions. In Chechnya, such representatives of the concept under consideration are especially valuable, as dohnalla "dignity", yahya "honor", yuh "face", kionahalla "exemplary", mayralla "courage", nohchiin mott "Chechen language", daimohk "fatherland", dune "world". They come together according to the principle of family similarity. These lexemes form the main core of the concepts of the Chechen language picture of the world. They contain a life-affirming, positive and mobilizing meaning. These concepts are included in the basic part of the Chechen linguoculture. They specify the character of Chechens, coincide with their religious, ethnic and national values. This concept is actively used in various genres, folklore, fiction and journalistic literature. In Chechen folklore, proverbs and sayings, folk songs, fairy tales, the course of the verbalization movement of the concept in question is overlooked, which reflects the endless love for the fatherland, for Chechnya.

Key words: linguoculturology, concept of "Chechnya", linguistic picture of the world, discourse, conceptosphere, Chechen culture, Chechen language, representation, verbalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.