Научная статья на тему 'Духовные ценности - SOS!'

Духовные ценности - SOS! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности - SOS!»

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ - SOS!

В Университете РАО состоялась еще одна “Встреча для вас”1, организованная редакцией журнала “Вестник Университета Российской академии образования” -круглый стол “Духовные ценности - SOS!”

Гости - президент Российской академии образования, академик, доктор педагогических наук Н.Д. Никандров; народная артистка России, художественный руководитель Театра Музыки и Поэзии Е.А. Камбурова; народный художник России, академик РАО и Российской академии художеств Б.М. Неменский; член-корреспондент РАО, главный редактор журнала “Педагогика” А.Я. Данилюк. Ведущие - академик РАО, доктор педагогических наук, главный редактор журнала “Вестник Университета Российской академии образования” М.Н. Берулава и кандидат педагогических наук, главный редактор отдела по редакционно-издательской деятельности Университета РАО, заместитель главного редактора журнала Л.В. Кутьёва. В зале - представители разных поколений. С гостями беседуют журналисты, преподаватели и студенты.

Проблема сохранения духовных ценностей, созданных старшими поколениями, и передачи этих ценностей поколению молодому сегодня является одной из самой актуальных, животрепещущих и представляющих интерес для представителей не только образовательной, но и различных сфер отечественной культуры.

Изменилось ли в начале XXI века понятие “духовные ценности”? Почему не все духовные ценности “отцов” перешли к “детям”? Что сегодня ценно для молодого поколения? Какие идеалы формируют у современной молодежи телевидение, СМИ, Интернет? Можно ли считать “массовую культуру” абсолютным злом? Как в условиях приоритета материальных ценностей не забыть о ценностях духовных? Разработаны образовательные стандарты. Нужны ли стандарты воспитательные? Защитит ли воспитательный альянс религиозного и светского образования от бездуховности и безнравственности? Что делать, чтобы не прервалась связь времен и следующие поколения не превратились в Иванов, родства не помнящих, в манкуртов, в шариковых? Как спасти юных от утраты духовных ценностей, накопленных старшими поколениями? На эти нелегкие вопросы отвечали известные люди, делом жизни которых стало творчество и просвещение.

Первые минуты встречи. Звучит фрагмент Concerto grosso А. Шнитке - музыка, восходящая к Баху и Вивальди, но изломанная современными нервными и тревожащими до отчаяния интонациями, ритмом набирающего скорость поезда. На экране - документальные кадры: распахнутые глаза ребенка с удивлением и страхом смотрят на мир, взлетает в небо космический корабль, танцуют, дерутся, молятся, воюют люди, самолеты врезаются в небоскребы, грибом разрастается ядерный взрыв, искусственно-глянцево улыбается Мэрилин Монро и так же - кукла Барби, манекенщицы демонстрируют клонированную красоту, победивший спортсмен - волчий оскал. Слышится сигнал SОS, посланный из прошлого в будущее, из двадцатого в следующее столетие...

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ Н.Д. Никандров

БОБ означает “спасите наши души”. Но не обязательно ждать кораблекрушения, чтобы спасать души, потому что такая неприятность, как потеря духовного облика, может быть связана не только с кораблекрушением, а с изменением ситуации, со многими явлениями, например, с изменением общественного строя, что произошло в 90-е годы.

1 Так называется одна из рубрик журнала “Вестник Университета Российской академии образования”, в которой публикуются интервью с известными представителями культуры и образования, материалы круглых столов и конференций.

Получается, что не все материальное и духовное, что было у отцов, переходит к детям. А надо ли, чтобы все переходило к детям? Разумеется, нет. Меняется ситуация, и нужно сохранять только самое лучшее и полезное в прагматическом и самое важное в духовном плане. Но, увы, это не получается по разным причинам. Здесь не так важно, кто виноват, важно, что делать, но когда мы находим причины, легче искать пути и способы решения проблемы. Сегодня все знают и могут перечислить некоторые высокие духовные ценности, однако это не значит, что именно они пропагандируются - пропагандируется совсем иное.

Социализация - влияние жизни, которое гораздо сильнее, чем влияние собственно образования и воспитательных воздействий, являющихся официальными: есть детский сад, школа, вуз - там нас воспитывают, отдают нам “разумное, доброе, вечное”... Но школьник, послушав урок, выходит на улицу и видит рекламный стенд, который гласит: “Бери от жизни всё!”. Он думает: “Что же делать мне, любимому, чтобы взять от жизни всё?” Одна эта мысль наводит человека на самые разные действия, часто не всегда социально одобряемые.

Каковы негативные результаты социализации? Равнодушие к людям, рост жестокости, преступности, алкоголизм и наркомания, антипатриотизм, утрата чувства родины, равнодушие к созданию семьи, рост проституции как основного и побочного занятия, превентизация художественных предпочтений - все это приводит к рискам для физического и психического здоровья, для безопасности страны.

Разумеется, есть и другие подходы. Существуют ценности, которые были бы полезны, если бы каждый российский гражданин ими обладал и считал их своими. Это понимание, что есть национальные и общечеловеческие ценности (и то, и другое важно), что мы должны быть патриотами своей страны (слово “должны” здесь уместно), что привести личное и общественное в гармонию невозможно (но стремиться к этому можно), что коллективизма и индивидуализма в чистом виде не бывает.

Многое зависит от того, как мы воспринимаем нашу страну Россию. Социологические исследования показывают, что мы ценим, прежде всего, то, гордимся тем, что было давно - победой страны в Великой Отечественной войне, быстрым восстановлением культуры, науки и хозяйства после войны и многим другим. В то же время, об эпохе Ельцина, которая окончилась совсем недавно и о которой самый молодой из здесь присутствующих хоть что-то помнит, подавляющее большинство людей думает, как о самой постыдной для истории России.

Что делать? Признать серьезность проблемы и понять, что само по себе ничего не наладится. И здесь огромное значение имеет гуманитарная составляющая образования.

Е.А. Камбурова

В нашем “Театре Музыки и Поэзии” проходят встречи, которые мы назвали “Нездешние вечера”2. Атмосфера этих встреч задумывалась и, действительно, получилась “нездешней”. Ведь сегодня люди отвыкли, общаясь, никуда не спешить, беседовать о самом важном в жизни. Люди стараются - особенно на телевидении, на радио - говорить в два

2 “Нездешний вечер” - так назывался очерк М.И. Цветаевой (1916).

т

раза быстрее, чем раньше. Но больше всего человек видит, когда идет пешком, чуть меньше - когда едет на телеге, еще меньше - когда на поезде, совсем мало - в самолете. То, что мы в театре собираемся, говорим, задаем друг другу вопросы - это еще и память, ностальгия по времени, когда мои сверстники были абсолютно моей аудиторией. Я вышла на сцену, когда во всех организациях, на производстве проводились устные журналы - встречи, которые длились 4 - 5 часов: молодежь общалась с философами, с учеными, с театральными деятелями. “Нездешние вечера” напоминают устный журнал, только с одним участником-героем. У нас в гостях были Юрий Норштейн, Сергей Юрский, Людмила Петрушевская, Юрий Арабов, Валерий Золотухин, Владимир Войнович. Встречи будут продолжаться. Это тоже некий очаг сопротивления сегодняшним “ценностям”.

Я выбираю свой репертуар по принципу ответственности и с учетом того, что жизнь человеческая очень коротка. И если, например, писатель пишет книгу, которая никак не повлияет ни на сердце, ни на душу, или певцы, вместо того, чтобы формировать человеческую душу, практически ее разрушают, если лектор говорит ерунду, - всё это отнимает время у читателей, у зрителей, у слушателей. Слава Богу, в самом начале творчества я поняла, что фраза “узнайте их по плодам их” очень важна в любой деятельности, что выход на сцену не должен быть напрасным, он не может отнимать время у зрителей. По счастью, в моей жизни появился Булат Окуджава, творчество которого стало для меня религией, потому что духовные ценности, о которых он говорит, присутствуют в каждом его стихе. И особенно сегодня, в этом пустынном для души времени, его песни становятся спасением от этого непостижимого замкнутого воздуха, в котором находишься не только ты сам, но и неокрепшие душой люди, поддающиеся влиянию телевидения, массовой культуры. Невероятное количество денег, истраченных на то, чтобы развратить человека (что тоже воровство), могли бы попасть к инвалидам, детям, бездомным животным, эти деньги могли бы быть истрачены во имя милосердия и сострадания.

Часто я начинаю свои выступления стихами Велимира Хлебникова, и сейчас они как никогда актуальны:

Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча тоже будет поединком “с прибоем рынка”.

На экране фрагмент записи телепередачи, где Елена Камбурова под аккомпанемент на рояле исполняет песню Владимира Высоцкого о Земле:

Сегодня снова я пойду Туда, на жизнь, на торг, на рынок, И войско песен поведу С прибоем рынка в поединок!

Кто сказал: “Всё сгорело дотла, Больше в Землю не бросите семя”?! Кто сказал, что Земля умерла? -Нет, она затаилась на время.

Она вынесет всё, переждет -Не записывай Землю в капеки! Кто сказал, что Земля не поет, Что она замолчала навеки?

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? -Нет, она почернела от горя.

Ведь Земля - это наша душа, Сапогами не вытоптать душу!

Нет! Звенит она, стоны глуша, Изо всех своих ран, из отдушин.

Как разрезы, траншеи легли, И воронки, как раны, зияют. Обнаженные нервы Земли Неземное страдание знают.

Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она затаилась на время...

Появляются репродукции картин Бориса Неменского о Великой Отечественной войне, среди них - ‘Земля опаленная”, ‘Дыхание весны”, ‘Это мы, Господи”. Владимир Высоцкий, Елена Камбурова, Борис Неменский... Три замечательных художника рядом. Б.М. Неменский

“Земля опаленная”... Картина о Курской дуге? Может быть. Но скорее - о земле, опаленной войной, об опаленном войной человеке... Мне хотелось, чтобы зритель увидел среди этого ада на дне окопа солдат. А, увидев, почувствовал бы полную меру усталости и всю силу стойкости этих обожженных, как сама земля, людей. Хотелось передать спокойную моральную силу, которая сделала их сильнее и живучее камней. Хотелось, чтобы зритель вместе с солдатом-крестьянином нашел уцелевший в пекле колосок, вместе с ним растер его на ладони и... задумался: это было вчера и не быть ли этому завтра?

С голубых весенних цветов и началась для меня одна из самых моих лирических картин “Дыхание весны”. Вспоминал ощущение радости жизни, открытия небывалой красоты весны, которую до этого не замечал, и ощущение тревоги и нежности ко всему живому. Ведь завтра здесь может пройти враг и всю эту родную красоту уничтожить, растоптать, сжечь, побить снарядами... А подснежники такие хрупкие...

...Упали в смертельной схватке два юных воина. Лежат голова к голове. Русский раскинул руки, лицом обращен к небу. Немецкий - лицом в землю... К кому же, как ни к Богу, обратиться, чтобы современный человек оглянулся в прошлое и услышал боль ближнего? Да, это мы, Господи, - и виновные, и жертвы. Да, это мы, это мы, Господи, - вчерашние и сегодняшние. На нашей такой хрупкой Земле, на живой пока Земле.

Темы, связанные с войной, для нас всех стали обращением не только в прошлое, но и в будущее, тесно сплелись с тревожными проблемами мира. Сегодня вообще эта тема приобретает не только в искусстве, в самой жизни, значение эстафеты понимания страны, ее истории, ее трудного сегодняшнего дня. Великая Победа ушла в историю, но должна быть пересмотрена ее суть, подвиг солдат и генералов, который был подвигом целого народа.

М.Н. Берулава

Только объединившись, можно преодолеть общую беду, имя которой “бездуховность”. Только совместными усилиями можно сохранить для будущих поколений духовные ценности, нашу культуру, так точно определенную В. Розановым: “ Культура есть синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной. Все это, насколько оно зиждется, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю. И, напротив, насколько это разрушается, с человека сходит одна черта за другой, пока он не останется прост, обнажен от всего, как тогда, тогда вышел из лона природы”.

Круглый стол “Духовные ценности - БОБ!” - это встреча единомышленников. Такие встречи в нашем Университете будут продолжаться.

© Кутьёва Л.В., 2010

Материал подготовила Л.В. Кутьёва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.