Научная статья на тему 'Духовные ценности индустриальной эпохи'

Духовные ценности индустриальной эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2212
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ИДЕЯ / IDEA / ПРОГРЕСС / PROGRESS / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / НАУКА / SCIENCE / ИСКУССТВО / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермишина Надежда Дмитриевна, Подкопаева Ирина Александровна

В статье рассматривается развитие науки и искусства как наиболее важных ценностей духовной культуры в индустриальную эпоху. Новые идеи философской мысли и промышленный переворот стимулировали научные исследования, развитие образования, становились основой новых направлений в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the development of science and art as the most important values of spiritual culture in the industrial era. New ideas of philosophical thought and industrial revolution stimulated scientific research, development of education, became the basis of new directions in art.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности индустриальной эпохи»

Риме эти уникальные образцы искусства, будучи зеркалом своего времени, являются одним из источников представляющих нам информацию о культуре и искусстве античного периода. Сотни же художественных образцов с элементами карикатуры, найденные на территории Рима, огромная сокровищница, требующая более тщательных изучений и исследований. С этой точки зрения, совершенно правильно сказано «Все дороги ведут в Рим»

Список литературы

1. Гаджизаде Б. История формирования искусства карикатуры. Баку: типография "Азери-дизайн", 2011, 216 с.

2. Parton J. Caricature and other comicart. New York: "Harper and Brothers, Publishers", 1877, 340 pages.

3. Wright T. A History of Caricature and Grotesque. London: "Chatto and winous, piccdilly", 1875, 494 pages.

4. Ефимов Б. «О карикатуре и карикатуристах». Москва: Изд. «Просвещение», 1976, 200 стр.

5. Швыров А. История карикатуры. С.Петербург: «Типография И.Пантелева», 1903, 404 стр.

_ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ_

Ермишина Надежда Дмитриевна

Канд. ист. наук, профессор кафедры истории и культурологии национального исследовательского университета «МЭИ»

г. Москва, Россия Подкопаева Ирина Александровна Канд. ист. наук, доцент кафедры истории и культурологии национального исследовательского университета «МЭИ»

г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается развитие науки и искусства как наиболее важных ценностей духовной культуры в индустриальную эпоху. Новые идеи философской мысли и промышленный переворот стимулировали научные исследования, развитие образования, становились основой новых направлений в искусстве.

Ключевые слова: мировоззрение, общество, идея, прогресс, философия, наука, искусство.

ABSTRACT

The article considers the development of science and art as the most important values of spiritual culture in the industrial era. New ideas of philosophical thought and industrial revolution stimulated scientific research, development of education, became the basis of new directions in art.

Key words: worldview, society, idea, progress, philosophy, science, art.

XIX век стал последним в реализации идей Нового времени, тогда появились выдающиеся личности, благодаря которым были окончательно сформированы духовные ценности эпохи. Как и во времена Великой французской буржуазной революции, идеологически подготовленной просветителями, идеи мыслителей XIX века широко распространялись в обществе и заставляли его жить по другим духовным ценностям, которые проявлялись в своих многообразных формах: в мифологии, религии, философии, науке, нравственности, искусстве.

Наиболее значительно изменились наука и искусство. Наука окончательно оформилась в отдельную область после длительного процесса накопления научных знаний. Стремление к познанию истины, развитие образования стали ведущей, определяющей чертой эпохи. Люди этого времени, окрыленные достижениями науки, мечтали о покорении мира природы, о безграничных возможностях человека, о улучшении самой человеческой природы.

Важной составляющей культуры, формирующей мировоззрение общества, становится филосо-

фия, т.к. она связана с областью сознания, рождения новых идей и понятий. Во второй половине XVIII в. были введены в научный оборот такие понятия как «цивилизация», «культура», «прогресс». Понятия «цивилизация» и «культура» французские просветители употребляли как синонимы и связывали содержание культурно-исторического процесса с развитием человеческого разума. Они считали, что разумность порядков общественных и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств, которые должны сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами своей естественной природы. Впервые за столетия культура была превращена в объект исследования, и произошло это благодаря тому, что последовательно, начиная с XIV в. формировались идеи: гуманизма, рационализма, историзма.

Идея гуманизма, сформировавшаяся в эпоху Возрождения, предполагала, что человек является существом свободным, независимым ни от сил природы, ни от божественного провидения, он сам творит свою жизнь.

Идея рационализма, возникшая в XVII в., связывала особую природу человека с наличием у него разума. Разумность стала синонимом человечности.

Идея историзма характерна для XVIII- XIX вв. Этот принцип требует рассматривать все явления действительности с точки зрения их происхождения и развития. Считалось, что, создавая материальные и духовные ценности общества, человек сам в процессе этой работы меняется. Таким образом, он является не только разумным, но и исторически развивающимся существом.

В это время становится модным писать истории человечества. В них четко выражается идея прогресса. Н.Кондорсе назвал свой исторический труд, завершённый в 1794 г., «Очерки исторической картины прогресса человеческого разума».

Основоположник немецкой классической философии И. Кант опроверг механистические представления о разуме и познавательной деятельности. Он обратил внимание на активность человеческого сознания, на его внутренний мир, определив его сферой духа. Он писал, что существует чистый разум - это способность к теоретическому, научному мышлению, а есть практический разум, сферой которого является построение взаимоотношений с другими людьми. В отличие от просветителей, он считал, что не один только разум и справедливость движет поступками человека. Человек - явление сложное и неоднозначное, таящее в себе множество самых противоречивых сущностей. Кант проводит размежевание между «миром природы» человека, который подчинен лишенной всякого смысла необходимости и «миром свободы», в котором проявляется разумность человека. Практическое назначение разума,- писал Кант, в его влиянии на волю, в его способности подчинить ее нравственному закону, свободному от всякой чувственной заинтересованности. В центре учения И. Канта об истории и культуре стоят вопросы: Можно ли достичь этой

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #6 (51), 2018 «свободы»? Как это сделать? Кант дает определение культуры как системы гуманистических ценностей, высшая цель которой - счастье человеческого рода. Но добиться его человек сможет только посредством собственных усилий на ниве культурного творчества. Кант, опираясь на древних мудрецов, выразил правило поведения человека, так называемый «категорический императив». Он содержит две формулы:

1...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом;

2 .поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

К представителям немецкой классической философии, кроме И.Канта, принадлежат такие выдающиеся мыслители как И.Г.Фихте (1762-1814), Ф.В.Шеллинг (1775-1854), Г.В.Гегель (1770-1831), Л.А.Фейербах (1804-1872).

Наиболее весомый вклад в развитие науки, в распространение идей внес Г.Гегель. Он по своему решал вопрос о культуре человека, уводя его в область сознания. Интересуясь историей духовной культуры, он истолковывал разум не как « осознанный интерес» и не как «моральную идею», а как «знание в форме науки», заключающее в себе необходимое условие «культурного образования индивида». Разработанная Гегелем философия духа оказала особое влияние на последующее развитие философии и, в частности, философии культуры. Культура должна выступать как образование, как всеобщий процесс усвоения знаний, накопленных человечеством.

В центре внимания философии Л. Фейербаха находился человек. Фейербах - материалист, он считал, что философия должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. с природы или материи. Его учение получило название антропологический материализм. Разум, воля и сердце - вот составляющие сущности человека в различные исторические эпохи. Целью человеческой деятельности является счастье, но оно возможно не в рамках индивидуального существования, а только в случае его выхода за пределы собственного эгоизма и проникновения идеей счастья всего человечества.

В XIX веке возникло эмпирическое направление философии науки - позитивизм. Он основывался на эмпиризме Ф. Бэкона, Дж.Локка, на теории французских материалистов К.Гельвеция, Д.Дидро, на механицизме И.Ньютона. Ее родоначальником был французский философ О. Конт (1798-1857). Конт считал, что наука - это систематическое расширение простого здравого смысла и целью познания является простое описание явлений, а не поиск их сущностей, как у Канта.

Дальнейшее развитие естественных наук было связано с промышленным переворотом, вызванным потребностями производства и новыми буржуазными социальными отношениями. Ради-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (51), 2018 кальные изобретения в энергетике и машиностроении привели к машинному производству. Раньше других стран он начался и завершился в Англии (середина XVIII - начало XIX века) и сопровождался изобретением ряда машин - прядильной машины «Дженни» Дж. Харгривса (1768); ватермашины Р. Аркрайта (1769); механического ткацкого станка Э.Картрайта (1785).

Развитие промышленности интенсивно усилилось с появлением парового двигателя. Первую практическую паровую машину создал Т. Ньюко-мен, а затем универсальную паровую машину двойного действия - Дж. Уатт. Это было радикальным переворотом в технологиях, так как стало возможным использовать эти машины и в качестве привода на производстве, и в качестве двигателя на транспорте. Промышленное общество опиралось на широкое использование угля, железа и энергии пара. Развитие техники и технологий в XVIII-XIX вв. произвели настоящую революцию не только по количеству и масштабам изобретений, но и по скорости их производства.

Наука стала одним из важнейших элементов европейской культуры, формой культуры, которая влияла на все стороны человеческой деятельности.

XVIII-XIX вв. - время выдающихся успехов в области математики. Ведущими научными центрами в этой области были Парижская, Берлинская и Петербургская академии наук. Тогда публикуют свои труды по математике и механике Л. Эйлер, Ж. Лагранж, К. Гаусс, П. Лаплас.

В Х!Хв. Происходят изменения в области физики. Пробудился интерес к исследованию форм движения материи, отличных от механического, в частности к электричеству. М. Фарадей развил идею электромагнитного поля, Н. Карно математически обосновал теплоперенос в паровой машине, Дж. Джоуль определил механический эквивалент тепла и установил связь различных форм энергии между собой. Сложился принцип сохранения энергии, один из основных законов физики. Дж. Макс-вел доказал, что свет - род электромагнитных колебаний и предположил существование иных типов волн, помимо световых. К середине XIX в. классическая физика оформилась и со второй половины века начались подступы к квантовой теории.

Были совершены ряд крупных открытий в химии. Это разработка атомно-молекулярной теории Дж. Дальтоном, Й. Берцелиусом, создание теории химического строения А.М. Бутлеровым и открытие периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым. Так завершилось становление классической химии как науки. Совершенно новым средством познания стала оптическая спектроскопия (Кирхгоф и Бунзен в 1859 г.)

В области биологии в середине XIX в. Ч.Дарвин выступил с идеей эволюции видов. Во второй половине XIX в. зародилась экспериментальная биология, в которой процессы жизнедеятельности стали исследоваться с помощью физико-химических методов.

Для реализации новых научных идей нужны были новые центры. Ими становятся университеты

и исследовательские институты. Так Дж. Максвелл в 1874 г. создал физическую лабораторию в Кембридже. Возникла новая система образования, при которой была введена дисциплинарность знания. Возникли кафедры, началась подготовка новых специалистов. Во Франции, Германии, Англии появились инженерные школы, где преподавали выдающиеся ученые своего времени - А.Ампер, Ж.Ла-гранж, П.Лаплас, К.Гаус, Б.Риман, У.Томсон и др. Итогами этой деятельности стали возможность решать с помощью математики прикладные задачи естествознания и техники, расширение области применения математического анализа, появилась новая математическая дисциплина - векторное исчисление, были разработаны универсальные методы исследования криволинейных поверхностей. Но главное - это развитие чистой математики, которое происходило в университетах и новых школах. В это время были совершены открытия в области астрономии, физики. Подвел итог всем этим исканиям и достижениям А. Беккерель( 1852-1908), обнаруживший в 1896 году явление радиоактивности. Это стало одним из величайщих открытий XIX века.

Все эти изменения в обществе не могли не отразиться в искусстве XIX века. Характерной чертой искусства рассматриваемого периода является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты - видовой, стилевой, жанровой. В XIX веке складывается, а в начале XX в. становится определяющим, децентрализованный тип художественной культуры. Развитие искусства характеризуется асинхронностью, разнообразием стилей, получивших развитие на базе различных направлений философской мысли.

Как наследие предыдущего цивилизацион-ного периода в начале XIX века продолжал развиваться классицизм. В отличие от раннего классицизма в этом веке он провозглашает победу государственности. Классицизм по-прежнему базируется на идеях философского рационализма предыдущего цивилизационного периода. Для героев произведений этого стиля общественные интересы выше личных, страсть подчинена долгу. Во Франции в годы Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил революционные призывы и превратился в имперский классицизм - ампир. Такое же преобразование классицизма произошло и в России, особенно после победы над Наполеоном. Он утверждал мощь государства, незыблемость режима.

Индустриальная цивилизация привела к обострению социальных противоречий. Цивилиза-ционные особенности индустриализации - распространение массовой культуры и приоритет практических знаний - привели к рождению новых художественных стилей, противопоставляющих себя классицизму, - романтизма и реализма.

Ускорение ритма жизни и опасность подчинения человека машине стали причиной появления импрессионизма и символизма во второй половине XIX в. В условиях духовного кризиса на рубеже веков оформляются два новых художественных

направления - модернизм и авангардизм. В начале ХХ в. эти направления «рассыпаются» на множество стилей, что отражает распространение идеи индивидуализации личности.

Термин «романтизм» возник сначала в литературе. К этому новому течению в искусстве привело осознание утопичности идей равенства и братства при переходе к новым цивилизационным парадигмам. Распространение массовой культуры в индустриальной цивилизации вызвало необходимость обличения буржуазной ограниченности, что и составило основу романтизма. Основными отличиями романтических произведений всех направлений были вторжение в мир чувств человека. В романтизме впервые проявились индивидуалистические позиции индустриальной цивилизации. Представители так называемого «пассивного» романтизма - Шатобриан во Франции, поэты «озерной школы» и художники-прерафаэлиты в Англии, Уильям. Тернер, Новалис (настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг) и художники-назарейцы в Германии - старались уйти от действительности в мир вымышленных идеалов. Представители другого романтического направления - Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Перси Биш Шелли, Генрих Гейне, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер и другие предпочитали в своем творчестве выразить бурный протест мирному уходу от действительности. Романтики восприняли из философии А. Шопенгауэра призыв сохранить внутреннюю гармонию личности при крушении гармонии окружающего мира. Либеральное направление в романтизме представляли Жермена де Сталь, Жорж Санд (Амандина Дюдеван). Вершиной прогрессивного романтизма во Франции стало творчество В. Гюго. В Англии представитель лирического романтизма Дж. Байрон поэтизировал бунтаря-индивидуалиста.

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем Василия Андреевича Жуковского. Ярчайшим представителем гражданского романтизма в литературе России являлся Кондратий Фёдорович Рылеев. Его произведения насыщены политическими ассоциациями и пронизаны идеями высокого служения. В стиле гражданского романтизма создавал свои поэмы и оды Вильгельм Карл-дович Кюхельбекер. Раннее творчество Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова также складывалось под влиянием идей романтизма.

В музыкальном искусстве первой половины XIX в. отразились те же тенденции. Присущая романтизму националистичность, как одна из характеристик индустриальной цивилизации, придавала произведениям черты народного фольклорного творчества. Развиваются национальные музыкальные школы: в Германии - музыкальный критик Роберт Шуман и создатели романтической оперы Эрнст Теодор Амадей Гофман и Рихард Вагнер. В музыкальном искусстве Франции ярким представителем романтизма был композитор и дирижер Гектор Берлиоз, чья «Фантастическая симфония» яви-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #6 (51), 2018 лась манифестом французского романтизма. Основоположником оперного жанра в Италии стал Джо-аккино Россини.

Романтический стиль в музыке сохранял в период индустриальной цивилизации моду на объединения в кружки. Это привело к созданию новых музыкальных центров. Появилась музыкальная романтическая школа в Норвегии. В Австрии получила развитие танцевальная миниатюра - вальс. В Австрийской империи творил венгерский пианист, дирижер и композитор Ференц Лист. Польскую музыкальную культуру прославил романтический композитор и пианист Фредерик Шопен.

Романтическое направление в музыкальной жизни России было начато Алексеем Николаевичем Верстовским. В первой опере Александра Сергеевича Даргомыжского «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» чувствуются романтические черты. Они свойственны и творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова. В стиле романтизма написал целый ряд выдающихся произведений Пётр Ильич. Чайковский.

Индивидуализм как стиль жизни индустриальной цивилизации проявился в романтической живописи. Художники-романтики отвергали деление на высокие и низкие жанры. Их герои воплощали бунтарский пафос. Художники противопоставляли своих героев-одиночек либо обществу, либо могучей стихии. Цивилизационные черты индустриального мира отражались в живописных полотнах романтизма идеей отрицания гармонии мира.

Начало романтизму в живописи было положено во Франции на волне революционного движения. Предшественником романтизма в живописи во Франции считается Пьер Прюдон. Ярким представителем романтизма был крупнейший художник Франции Теодор Жерико. Его наиболее значительные работы - «Плот «Медузы», «Нищий, умирающий у дверей булочной». Наиболее эстетически завершенное воплощение героическая концепция романтизма получила в творчестве младшего современника Т. Жерико - Эжена Делакруа.

Крупнейшим представителем так называемого «пассивного романтизма» в Англии является пейзажист Джозеф Уильям Тернер. Наиболее впечатляющей стала его картина «Переход Ганнибала через Альпы», которая славит не столько отважный поход Ганнибала, сколько могущество величественной природы.

В конце 40-х гг. XIX в. начинает свою деятельность «Братство прерафаэлитов» - содружество молодых художников, объединенное неприятием салонного искусства. Произведениям художников этой группы были свойственны и романтический символизм, и приверженность к натуре, и отвращение к обезличиванию промышленной эпохи.

В Германии с 1805 по 1815 годы немецкий романтизм связан с деятельностью «гейдельбергской школы», в которой наблюдается повышенный интерес к историческим национальным формам.

В России растущий интерес к человеческой личности привел в начале века к освобождению художников от эстетических установок классицизма, хотя тот продолжал господствовать в официальном искусстве. Романтические черты привносили в свои полотна уже представители русского классицизма, такие как Карл Павлович Брюллов. Наиболее известным представителем романтизма в русской живописи был замечательный портретист Орест.Ада-мович Кипренский. Он утвердил новый цивилиза-ционный взгляд на человека как на внутренне независимую личность в портретах его знаменитых современников.

Романтизм мало затронул такой вид искусства, как скульптура. Этот стиль поставил перед скульптурой XIX века почти невыполнимую задачу - посредством статичной по сути своей формы выразить новую цивилизационную идею движения. Наиболее ярко эти идеи воплощены в скульптурной композиции Франсуа Рюда «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.

В архитектуре XIX в. стиль романтизм не создал собственной школы. Однако развитие романтизма в других видах искусства повлияло и на развитие архитектуры. Рост капиталистического производства и быстрая смена поколений техники определили потребность общества в строительстве утилитарных промышленных зданий. Новые технические возможности индустриальной цивилизации позволили применять новые материалы, такие как металл и стекло, с помощью которых достигался новый эстетический эффект. Строились вокзалы, мосты и фабрики. Искусствоведы утверждают, что для романтизма в архитектуре характерна неоготика. Этот стиль использовался и в строительстве церквей, и общественных зданий.

К концу 40-х гг. XIX века благодаря проникновению техники и технологий в жизнь широких масс людей пробуждается интерес к демократической тематике. В искусстве эту тематику отражал реализм. Индустриальная цивилизация сформировала классовое сознание. Главным признаком реализма является правдивость деталей и показ типических характеров при обращении к обыденным темам. Одной из значимых цивилизационных характеристик эпохи стало окончательное оформление наций. Реализм в любом виде искусства подчёркивает национальную самобытность, выявляет недостатки отдельной социальной среды.

Реализм, как новая система ценностных предпочтений, зародился в литературе Франции и Англии. Во Франции основоположником реализма был поэт Пьер Жан де Беранже. Переход к критическому реализму характерен для творчества Стендаля (Анри Бейль),Оноре де Бальзака, Гюстаав Флобера и Ги де Мопассана.

Лидер критического реализма в английской литературе - Чарльз Диккенс. После «Записок Пик-квикского клуба», где еще живы романтическое бескорыстие и честность героя, Ч. Диккенс описывает эгоистичность и лицемерие буржуазии в «Приключениях Оливера Твиста» и «Домби и сын». Яркими представителями критического реализма

также являются: Уильям Теккерей, Джон Голсу-орси, Джордж Бернард Шоу - лауреат Нобелевской премии 1925 г., Герберт Уэллс.

Новые цивилизационные ценности подвергает острой критике основоположник критического реализма в норвежской драматургии Бьёрнстьерн Мартиниус Бьёрнсон - лауреат Нобелевской премии 1903 г. Остросатирические пьесы норвежского писателя Генрика Ибсена разоблачают буржуазную мораль индустриального общества.

В конце XIX в. на фоне популярности теории Ч. Дарвина, критических работ философов А.Шопенгауэра и Ф. Ницше, реализм претерпевает трансформацию, перерождается в натурализм. Чаще всего натурализм не выделяют как собственный стиль, а определяют как своеобразное течение в реализме. Писатели-натуралисты, в соответствии с теорией естественного отбора, считали, что духовный мир человека полностью зависит от социальной среды и наследственности.

В русской литературе реализм представлен наиболее ярко. Произведения А.С. Пушкина достоверно отображают взаимоотношения личности и общества. Продолжателем традиций реализма в русской литературе стал М. Ю. Лермонтов. Протесты против крепостничества и самодержавия прослеживаются в творчестве прозаиков В. Гоголя, И.А. Гончарова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова и В.Г. Короленко, И.А. Бунина и А.П. Чехова, драматурга А.Н. Островского, поэтов Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета. Классиками мировой литературы стали русские писатели-реалисты: И. С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Натуралистические традиции в русской литературе проявились в творчестве А.И. Куприна.

В театральном искусстве традиции реализма выражались особенно сильно. Реализм на сцене более свободно развивается после отмены монополии придворных театров в Англии и Германии.

В России проникновение демократической тематики и утверждение реализма на театральных подмостках началось с открытия Малого театра в Москве. Там впервые были поставлены реалистические пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Н.В. Гоголя «Ревизор». Родоначальником реалистической манеры игры на сцене был Михаил Семёнович Щепкин.

В музыке как самом массовом виде театрального искусства проявила себя реалистическая опера, проникнутая идеями борьбы. Вершиной реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. считается творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Продолжил реалистическую традицию в музыке Италии Джакомо Пуч-чини. Во Франции вершиной реализма в оперном искусстве было творчество Жоржа Бизе. Музыкальный реализм проявился во Франции и Австрии в новом жанре - оперетте. В Австрии она получила специальное определение - венская оперетта, по главному музыкальному центру в Вене, где творил Иоганн Штраус (сын).

В России реалистические тенденции в музыке появились с развитием национального самосознания. Основоположником принципов реализма в русской музыке стал Михаил Иванович Глинка. Используя народную музыку, он основал два главных направления отечественной оперы: народной музыкальной драмы («Жизнь за царя») и оперы сказочно-эпического жанра («Руслан и Людмила»). Продолжателями этой традиции в русской музыке являются композиторы «Новой русской музыкальной школы», или, как их называл музыкальный критик В.В. Стасов, «Могучей кучки» -М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусорский и Н.А. Римский-Корсаков.

В живописи реализм связан с изобразительными средствами, которые создают иллюзию зрительной достоверности. Точные расчёты, характерные для периода индустриализации, позволяют живописцам с точность передавать на полотнах реальный мир со всеми его достоинствами и недостатками. Сначала реализм нашел отражение в пейзаже. Во Франции наиболее значительными представителями этого направления являются Жорж Мишель и Камиль Коро. Расцвет национального сельского пейзажа связан с мастерами так называемой «барбизонской школы». Побудительными причинами развития бытового жанра в живописи стало стремление художников-реалистов показать мир чувств и мыслей человека в повседневности. Особенно ярко новые художественные принципы проявились в творчестве Гюстава Курбе, который в 1855 г. соорудил рядом с выставочным павильоном в Париже деревянный сарай, где устроил персональную выставку под вывеской «Реализм». Предисловие к каталогу выставки стало манифестом и программной декларацией реализма.

В Англии бытовой жанр представлен творчеством Уильяма. Фритта. Признанным мастером реалистического пейзажа был Джон Констебль. В Испании реализм в живописи ярко и своеобразно представлен творчеством Франсиско Гойи, хотя этот великий живописец проявил себя в разных художественных стилях.

Необычайно богато представлена реалистическая живопись России. Первым русским художником, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты, был Алексей Гаврилович Венецианов. С его именем связано рождение бытового жанра в русской живописи. Важную роль в утверждении принципов реализма в русском искусстве сыграло Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был Павел Андреевич Федотов. Появление его маленьких жанровых картин на академической выставке в 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Важнейшее значение в развитии реалистической живописи России имела деятельность Товарищества передвижных художественных выставок - объединения выпускников Академии художеств, отказавшихся от участия в конкурсе, где должны быть представлены классические работы. Инициатором объединения и

его идейным вождем стал Иван Николаевич Крамской. Передвижники обращались к русской природе, осуждали угнетение.

Реализм в русском изобразительном искусстве нашел отражение и в скульптуре. Во второй половине XIX в. в России были созданы выдающиеся реалистические скульптурные произведения. Они воплощали правдивость образов, подчеркивали историческую атмосферу, в которой жили персонажи. Марку Матвеевичу Антокольскому принадлежит галерея скульптурных портретов исторических деятелей. Александр Михайлович Опекушин создал памятник А.С. Пушкину, установленный в Москве. Михаил Осипович Микешин работал над монументальными скульптурными группами с правдивыми характеристиками персонажей - «Тысячелетие России» в Новгороде, памятники Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.

На базе протестантского мировоззрения, принявшего в эпоху индустриализма разнообразные формы, в художественной культуре Европы появилось новое направление в искусстве - импрессионизм. В этом стиле соединяется, с одной стороны, стремление художника увидеть признаки потустороннего мира, а, с другой стороны, его сомнения в самой возможности увидеть что-либо, кроме собственных ощущений. Главным в творчестве становится не изображаемый предмет, а его восприятие.

Импрессионизм присущ, прежде всего, живописи. Основатель течения Эдуард Мане сознательно противопоставил новое мироощущение классическому представлению о гармонии мира. Импрессионизм как стиль в живописи просуществовал всего двенадцать лет. Его представители отказываются от социальных аспектов в создаваемых ими полотнах. Они рисовали природу или людей, но обязательно на отдыхе, в период спокойствия. Одной из характеристик импрессионистской живописи стало отсутствие различий во внешности знати и простых людей. Еще один признак импрессионизма состоит в особом внимании к поиску новых выразительных средств, технических и художественных приемов. Индустриальная цивилизация подталкивала художников к поискам новых изобразительных приемов в творчестве - разложение тонов, игра цветовых отражений.

В русской живописи в стиле импрессионизма на начальном этапе своего творчества работали художники в 80-е гг. XIX века. Выдающимися произведениями в этом стиле являются некоторые картины Валентина Александровича Серова и пейзажи Исаака Ильича Левитана.

В литературе импрессионизм не представляет собой целостного направления. Если воспринимать импрессионизм в литературе как стремление передать мгновенные впечатления, то этот стиль присущ произведениям литераторов различных направлений. Например, в «поток сознания» превращается анализ воспоминаний в эпопее Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

Если рассматривать импрессионизм как стиль, где отсутствует четко заданная форма,

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (51), 2018 предмет запечатлен в мгновенной фиксации движения, то этот стиль отражен и в скульптуре. Быстрое развитие техники в индустриальной цивилизации, порывистость восприятия действительности определило своеобразие в искусстве скульптуры. В импрессионистической манере творил свои произведения великий французский скульптор Огюст Роден. Он умел запечатлеть эмоциональный порыв своих образов. В русской скульптуре черты импрессионизма заметны в отдельных произведениях Сергея Тимофеевича Коненкова и Анны Семёновны Голубкиной.

В музыке импрессионизм создавал мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций. Основоположником музыкального импрессионизма был Клод Дебюсси. Его прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна» современники считали манифестом импрессионизма в музыке. Французский композитор и пианист Морис Равель в стиле импрессионизма создавал чувственные, с экзотическим сочетанием звуков, произведения для оркестра - «Болеро для оркестра», балет «Дафнис и Хлоя».

Примерно с середины 80-х гг. XIX в. импрессионизм разделяется на два самостоятельных стиля - неоимпрессионизм и постимпрессионизм. В них отразилось философское признание дисгармоничности мира, и еще больше усилилась тенденция ухода от социальной проблематики индустриального мира

Идея нивелировки социальных аспектов окружающей действительности наиболее значимо проявилась в символизме. Символизм является не только художественным стилем, но и одной из фи-лософско-эстетических концепций индустриальной цивилизации. Символисты считали буржуазную действительность враждебной искусству, поэтому отстаивали самоценность искусства, его уход от социальных задач. Оскар Уайльд заявлял, что искусство ничто не выражает, кроме самого себя, оно выше и первичнее жизни. В искусстве этот стиль характерен для конца XIX - начала XX веков. Зародившись как литературное направление во Франции в 60-70-е гг. XIX в., символизм перерос в общеевропейское культурное явление.

Эстетика символизма в интеллектуальной атмосфере индустриального мира с наибольшей полнотой проявилась в поэзии. В 1886 г. Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма», где развивались идеи идеалистической философии. Реализму и натурализму в искусстве, позитивизму и материализму в философии символисты противопоставили эстетику, в которой акцентируется дуализм реального и идеального, противопоставление социального и личностного. Главное в художественном творчестве, по мнению символистов, - бессознательное, интуитивное. Приобщение к бесконечности мироздания, открытие многочисленных граней бытия внушали не только понятие о вечности, но и вызывали чувство душевного смятения. Мир индустриальной цивилизации был наполнен ожиданием близких перемен. Один из ведущих символистов в поэзии Стефан Малларме заявлял, что задача поэта

- изображать не предмет, а его воздействие. Поскольку музыка лучше других искусств передает оттенки и полутона, то поэты-символисты предъявляли наибольшее требование к музыкальным произведениям.

Вслед за Францией символизм распространился и в других странах. В Германии - в творчестве поэта Стефана Георге, который отстаивал культ чистого искусства. В Англии его представлял, прежде всего, писатель Оскар Уайльд. Особенно знаменитым символистом стал поэт и драматург Бельгии Морис Метерлинк, автор пьес «Синяя птица», «Сестра Беатриса». В 1911 г. М. Метер-линку была присуждена Нобелевская премия. Его пьесы положили начало символическому театру.

В России символисты опирались на философ-ско-эстетические идеи Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева. Русские поэты-символисты - Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Фёдор Соллогуб говорили о преображении общества на религиозных началах.

Быстрое развитие технологий стимулировало художников-символистов применять различную технику живописи, добиваясь создания эффекта ирреальности. Персонажи француза Одилона Ре-дона являются порождением фантазии самого художника. Гюстав Моро рисовал библейские и античные сцены, сочетая академическую точность с мистическим воздействием. В России символизм в живописи получил свое развитие уже в конце XIX в. в творчестве Михаила Нестерова, Константина Коровина, Михаила Врубеля. Однако русские художники-символисты наиболее полно выразили этот стиль в начале XX в.

В музыке идеалы символизма нашли свое выражение в творчестве русских композиторов Александра Николаевича Скрябина и Николая Карловича Метнера. А.Н. Скрябин создал собственную философскую концепцию. В его произведениях «Мистерия», «Поэма экстаза», «Прометей» соединялись различные виды искусства - музыка, хор без слов, свет.

Ницшеанский кризис системы ценностей привёл к тому, что к концу XIX в. идеи символизма сконцентрировались в новом направлении - модернизме,. Новый виток технического прогресса привёл к ускорению ритма жизни, а утрата уважительного отношения к традициям прошлых поколений привела к бурному росту новых стилей: акмеизма, имажинизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма, лучизма и других. В направлениях модернизма и авангардизма художественные стили всё более множатся. С одной стороны, представители новых художественных стилей стремились противопоставить своё творчество массовой культуре, с другой стороны, искали в массах своего читателя и зрителя.

Развитие техники в период индустриальной цивилизации приводило к осуществлению мечты человечества не только в сфере быстроты передвижения, как изобретение паровоза, автомобиля и самолёта, но и в сфере искусства. Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунки.

Разложением движения на фазы занимались разные учёные индустриального мира. После изобретение в 1877 г. петербургским фотографом И.В.Болдыревым целлулоидной плёнки француз Эмиль Рено применил её в оптическом театре. Под руководством Томаса Эдисона инженер Генрих Уилкес изобретает «кинетоскоп», по которому движущиеся картинки мог смотреть только один человек. В это же время в России инженер Балтийского завода Иосиф Тимченко сконструировал проектор и камеру. Однако, он не нашёл денег на дальнейшее развитие своего изобретения. Признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры, которые также в 1890-е годы создали аппаратуру, с помощью которой можно было снимать фильмы и демонстрировать их на большом экране. Кинематография стала отличительным видом искусства индустриальной цивилизации.

Библиографический список:

1. Базен Ж. История истории искусства от Ва-зари до наших дней. М.: Изд. группа Прогресс -Культура, 1995.

2. Европейское искусство XIX века. М.,2010.

3. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы. от античности до наших дней: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина. -Люберцы: Юрайт, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коллингвуд Р. Дж. Принцип искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М.: Яз. рус. культуры, 1999

5. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства. СПб.: Акад. проект, 1999.

6. Полупанов В. История без эмоций//АиФ -Москва. - 08.10.2014.

7. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX столетия.- М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.