Научная статья на тему 'Стили современной культуры'

Стили современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1994
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стили современной культуры»

СТИЛИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор ЯГУ.

Современный человек живет одновременно в трех мирах. Появившись в мире Природы, он создал на его основе техногенный мир, а в настоящее время все больше и больше погружается в мир информационный, который и определяет культуру в современном ее понимании. Эти миры всегда окружали вид «Homo sapiens», но имели принципиально различное значение, определяемое их вкладом в развитие человечества. На каком-то этапе становления роль одного из этих миров оказывалась первостепенной, а остальных - вспомогательной. Первоначально главенствующим был мир Природы, затем доминирующими стали ценности техногенного мира, а в настоящее время - информационного. Вслед за преобразованием системы координат [1] изменялось определение понятия «культура». Когда определяющим являлся мир Природы, культуру понимали как «возделывание», «обработку» человека, его воспитание. Формирование техногенного мира выдвинуло на первый план определение культуры через способы сопряжения религиозного и мирского. Ее связывали с просвещением, гуманистическим сочетанием действительности и идеала. В современном мире культуру определяют как знаково-символи-ческую, или семиотическую, систему различных уровней, поскольку только в XX столетии человек начал размышлять о себе в понятиях «культура», «ценности культуры», «типы культуры». В качестве основного здесь может быть принято одно из определений Э. Кассирера. В нем он представляет культуру как знаковую Вселенную, в которой обитает человек. Семиотический подход предполагает рассмотрение знаковых средств культуры и трактует культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств «тексты», несущие в себе определенную информацию. Подобные тексты имеются в литературе, искусстве, религиях, науке и других сферах, формирующих совре-

Н. Н. Кожевников

менную культуру. Предметом настоящей статьи являются стили литературы и искусства, а также их культурологические обобщения, имеющие историко-культурное значение, тесно коррелирующие с культурными кодами. Они могут рассматриваться с точки зрения теоретико-информационных систем, то есть когнитивной науки.

Понятие «код», согласно У. Эко, может быть определено следующим образом: 1) как знаковая структура; 2) как правила сочетания, упорядочивания, символов или как способ структурирования; 3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-либо одному означаемому [2, стр. 364].

Общая характеристика стилей

В литературе и искусстве стиль определяется как устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение искусства. Стилем называется также совокупность признаков, по которым опознается некая система. В качестве основных стилей могут быть выделены: классицизм, романский, готика, барокко, рококо, романтизм, реализм, натурализм, символизм. Осмысление их представляет собой важнейший элемент фундамента современной теоретической культурологии. Возможно выделение и ряда других стилей - импрессионизма, постимпрессионизма, модернизма, а также стилей, связанных с более отдаленными временами и культурами.

Классицизм (от лат. с^зэюиэ -образцовый) - художественное направление и соответствующая ему эстетическая теория, возникновение которых относится к XVI в., расцвет -XVII в., упадок-к началу XIX в. «Эстетика классицизма нормативна и сводится к следующим положениям: 1) основу художественного творчества составляет разум, требованиям которого должны быть подчинены все

типичными были четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки; для живописи - логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенность композиции, линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. Литература и драматургия опирались на правило трех единств: времени, места, действия. Последнее рассматривалось как закон самого разума. Жанры делились на «высокие» (ода, эпопея, трагедия) и «низкие» (комедия, басня, сатира). Гуманистические идеалы классицизма предполагали стремление к разумному гармоничному строю жизни. Классицисты ищут гармонию личного и общественного на путях подчинения индивида абстрактному государственному принципу.

Исаакиевский собор (1818-1858). О. Монферран. Романский стиль (X-

XII вв.) - первая художественная синтетическая система

компоненты искусства; 2) цель творчества - познание средневековья, охватившая большинство европейских истины и раскрытие ее в художественно-наглядной фор- стран. Романский стиль впитал в себя многочисленные ме; между красотой и истиной не может быть расхожде- элементы раннехристианского искусства и некоторые ния; 3) искусство должно следовать природе, «подра- тенденции античности, Византии, мусульманского Ближ-жать» ей; то, что безобразно в природе, в искусстве дол- него Востока. Все школы романского стиля пронизывал жно становиться эстетически приемлемым; 4) искусство дух воинственности и постоянной потребности самоза-морально по самой своей природе и всем строем худо- щиты, неудивительной в условиях вражды феодалов жественного произведения утверждает моральный другсдругом.Общиечертыроманскогостиляобъясня-идеал общества; 5) познава-

и эти- ^—^Ш^КЛРУ^ГТЕ^^^Д

диктуют определенную систему художествен^ р^ ^ ^

емой нормой» в истории искусства. Для архитектуры

Одна из крепостей в Нормандии.

Праге (XIV в.).

ются единством религиозного мировоззрения в большинстве европейских стран. Романское искусство создало, прежде всего, замок-крепость (замок рыцаря) и церковь-крепость (крепость Бога). Романские архитектурные сооружения господствовали над вмещающими их ландшафтами, прекрасно гармонируя в то же время с природной средой. Камень для строительства обычно использовался местный. Этим сооружениям присуща торжественная спокойная сила: массивные стены, узкие окна-бойницы, ступенчато углубленные порталы, башни. В конструкциях использовались простые стереометрические объемы (кубы, параллелепипеды, призмы, цилиндры). Храмы были предельно простыми, чаще всего круглыми в плане.

Распространение получила настенная живопись; монументальные рельефы, украшающие порталы; расцвела книжная миниатюра, различные отрасли декоративно-прикпад-ного искусства (литья, чеканки, Собор Святого

резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, изготовления ковров, ювелирного искусства). Романская живопись была плоскостной. Отрицалась трехмерность форм и перспектива. Для картин были характерны искусственность поз, полное отсутствие портретного сходства, большие глаза. Наиболее крупными изображались святые, затем король, далее вассалы, слуги. Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры - геометрические или составленные из элементов флоры и фауны.

Готика - (от итал. дойсо - готский, по названию германского племени готов) - синтетический стиль (XII-XVI вв.), вобравший в себя основные традиции средневекового искусства. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения ввели этот термин как уничижительный для обозначения всего «варварского» (по их понятиям) средневекового искусства. Символом готического стиля стал собор как высший тип синтеза архитектуры, скульптуры, живописи (витражи). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора создавалось лучшими архитекторами своего времени, расписывалось лучшими художниками, наполнялось звуками величественной музыки выдающихся композиторов. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Основным видом изобразительного искусства являлась скульптура, которая обрела подвижность, внутри-групповую коммуникацию и оказалась обращенной к зрителю. Появилась станковая живопись. На особом подъеме были декоративные искусства (резьба по камню, дереву и кости; керамика и стеклоделие; металлические изделия, украшавшиеся камнями и эмалью; ткани и шпалеры).

Витта в

Гпавный неф собора.

Барокко (возможно, от латинского названия одного из видов силлогизма - baroco, либо от португальского perola barroco - жемчужина причудливой формы) - главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI - середины XVIII вв., отмеченный вычурным усложненным художественно-образным выражением. Ему свойственна театральность, фееричность, иллюзионизм. Этот стиль характеризуется антиномичностью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением, динамичностью, аффектирован-ностью. Искусству барокко присущи грандиозность, пышность, патетическая приподнятость, сильный контраст масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

В архитектуре преобладают текучие формы, сложные криволинейные очертания планов и фасадов сооружений, их «вписанность» в окружающее пространство. Для литературы барокко характерно стремление к резким контрастам, экзотике, гротеску, гиперболам, сложной метафоричности, аллегориям. Вместо простоты и стройности, присущих литературе эпохи Возрождения, появляются мозаичность, трагедии «ужасов», пессимистическая сатира. В живописи ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Скульптуре свойственна патетичность и мимика. Барокко способствовало развитию новых жанров искусства -оперы и балета.

Рококо (фр. rococo - от орнаментального мотива «рокайль» - узор из камней и раковин) - стадия утончен-

Давид. Лоренцо Бернини (1623 г.).

ного и облегченного искусства барокко: возникновение и расцвет пришелся на 20 - 30-е годы XVIII века. Этот стиль возник во Франции как украшение праздной жизни дворянской знати, предмет ее эстетического наслаждения, тяготение к бегству от действительности. Развитое рококо культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров. В убранстве помещений преобладают рельефы, живописные панно, многочисленные зеркала.

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты; камерные по духу, асимметрично построенные композиции. Распространен портрет, изображающий модель в образе идеализированного героя. В живописи преобладала светлая палитра с предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков. В литературе - утонченные, изящные, лишенные глубины и гражданских идеалов сюжеты, где нет места героизму и долгу, но царит галантная игривость и фривольная беззаботность. Воспеваются праздность, сладострастие, сельское уединение.

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство) провозглашал культ естественного чувства природы определяющим моментом жизненных ценностей, противопоставив тем самым свое восприятие рационализму эпохи Просвещения. Этому стилю свойственны чувственность, чрезмерная нежность в выражениях, сострадательность. Он развивался в европейской и американской литературе и искусстве конца XVIII - начала XIX вв. Герои произведений сентиментализма - как правило, простолюдины - наделялись всеми возможными добродетелями. Они подавались эмоционально и напыщенно, со слезливой участливостью. У истоков формирования концепции сентиментализма стояли английские писатели Дж. Томсон и Л. Стерн.

Романтизм был формой критики противоречий этапов цивилизации XVIII - XIX вв., высшей точкой антипросветительского движения. Своего расцвета он достиг в 20 - 30-е годы XIX столетия. Пафос романтизма заключался в разоблачении дисгармонии соответствующего ему мира, в безотчетном стремлении к цельному человеческому развитию и гармоничным общественным связям, разочаровании в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. Романтики идеализировали историческое национальное прошлое (например, средневековый общественный уклад), традиции фольклора, возродили интерес к культуре Востока. Движущими силами человеческой души считались не мышление и интеллект, которые утверждались философией эпохи Просвещения, а фантазии и чувство. Романтизм противопоставлял утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Опираясь, прежде всего, на историю и литературу, романтики стремились создать универсальную картину мира. Они смело смешивали «высокое» и «низменное», трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели кдемонстративной условности формы. Высшими художественными достижениями романтизма считаются гротескно-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное описание природы, блестящий расцветлирики.

Реализм - направление в искусстве, наиболее точно изображающее реальность или, другими словами, правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида искусства. Начало реализма связывается либо с эпохой Возрождения, либо с XVIII в., а его расцвет, как считают, приходится на середину XIX в. Реализм в искусстве и его культурологические обобщения следует отличать от реализма философского, согласно которому общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них.

В отличие от классицизма, который воспевал героев, монархов, феодалов и провел четкую типизацию характеров, реализм делаетдействующими лицами произведений людей среднего состояния (купцов, горожан, солдат, моряков), показанных в повседневной практической деятельности, в семейном быту. Ведущим жанром реалистической литературы становится роман или драма, действие которых выявляет растлевающее влияние материальных благ на нравы, разрушение естественных связей между людьми, бедствия обездоленных и концентрируется вокруг борьбы за самоутверждение личности в мире. Во второй половине XIX в. личность начинает изображаться все более отчужденной от общества, нивелированной, утратившей характер, волю, сопротивляемость среде.

Натурализм (от лат. natura - природа) - название течения в европейских литературе и искусстве, возникшего в 70-х годахXIX в. и особенно широко развернувшегося в 80 - 90-х годах. Его появление было обусловлено идейным кризисом, вызванным революцией 1848 -1849 годов и несостоятельностью философских, политических, нравственных идей, утвержденных, как считалось, не строго научным путем. Преклонение перед природой, наукой, аполитичность искусства, предельно точное и бесстрастное воспроизведение реальности, а также стремление последовательно определять, подчас фатально, человеческий характер и судьбу биологическими особенностями индивида, его социально-материальной средой - все это является характерными чертами натурализма. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений.

Военная телеграмма. В. Васнецов (1878 г.).

Философской основой натурализма явился позитивизм О. Конта и успехи естественных наук, внушавшие писателям и художникам доверие к научным методам познания и убеждение, что только наука и, в первую очередь, наука о природе, может уберечь от романтических заблуждений и познать жизнь как в общих, так и в частных ее проявлениях, отразить ее в произведениях, художественная ценность которых, в значительной степени, должна определяться полнотой осуществленного в них познавательного акта. Мысль Г. Флобера о том, что большое искусство должно быть научным и безличным, натуралисты восприняли как основной творческий постулат. Стихотворение начинает восприниматься как «род развлекательного искусства», ему на смену приходят роман и драма.

Натуралисты ставили перед собой задачу изучать общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель исследует природу. Изучение и показ закономерностей, которым подчинена человеческая жизнь, исследование биологических законов существования человека реали-зовывались в ущерб социальной мотивировке характеров. Определяя психику человека условиями его существования, натуралисты много внимания уделяли изучению бытовой среды (предметной, материальной, изображаемой в мельчайших подробностях, с ее запахами и красками), пытались сделать литературу «экспериментальной». Отвергая вымысел, натуралисты стремились к точной документальности литературного произведения и научной обоснованности содержащихся в нем фактов. Вместе с тем, подчинение материалу, отказ от воображения и стремление ничего не придумывая записывать «под диктовку жизни» приводили натуралистов к бессюжетности. Преимущественный интерес к физиологическим основам психики нередко становился доминирующим, что обусловливало ограниченность натурализма как метода.

Модернизм (от фр. modern - новейший, современный)-общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Как художественная система он был подготовлен двумя направлениями: декаденством (неприятием реальной жизни, отторжением социальных проблем, культом красоты как единственной ценности) и авангардом (разрыв с наследием прошлого и создание принципиально новых художественных ценностей). Основными направлениями модернизма являются символизм, кубизм, экспрессионизм, акмеизм, футуризм, деконструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм.

Символизм (от греч. символ, знак) - интегральный стиль культуры сложившийся в Европе в конце XIX-начале XX вв., связавший воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой и культурной деятельности. Символисты считали, что только идеи представляют ту высшую реальность, которую и должно запечатлеть искусство. Вслед за Шопенгауэром они утверждали: существует столько различных миров, сколько есть мыслителей. Символ понимается ими как намек, отсылающий кдействительности, предполагающий косвенное, непрямое соприкосновение с ней.

Кроме перечисленных выше стилей можно упомянуть импрессионизм (от фр. impression - впечатление), господствующий в последней четверти XIX столетия и

Голубые танцовщицы. ЭдгарДега (1890-1899 гг.).

ориентированный на изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций. Ему присуща фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность.

Постимпрессионизм связан с художественными течениями во французской живописи рубежа XIX-XX вв. и характеризуется продуманностью композиций, синтезом цвета, формы, вещественности, повышенным интересом кфилософским и символическим началам бытия.

Здесь также можно упомянуть карнавализацию как тенденцию на взаимодействие различных стилей, их направлений.

Наиболее яркие представители и характерные черты рассматриваемых стилей

Высокий зрелый классицизм получил название «ампир». Он приобрел черты полезности, становясь официальным искусством самодержавных монархий. Классицизм был принят абсолютистскими государствами, которым импонировала идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства, «разумность», уравновешивающее, объединяющее и героически-возвышенное начало. Представители классицизма в литературе - П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, Н. Н. Буало, И.-В. Гете, Ф. Шиллер, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; в живописи - Н. Пуссен, К. Лоррен; в музыке-В. Моцарт, И. Гайдан, Л. ван Бетховен; в архитектуре-Дж. Кварнеги, В. Баженов, А. Воронихин, М. Казаков.

Вершиной развития готического стиля стала в XIV-XV вв. «пламенеюшая готика», в рамках которой здания украшались тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи. Пространство их заполнялось витражами, которые в свете косых солнечных лучей действительно пламенели.

В мировой художественной культуре традиции барокко представлены архитектурными сооружениями Л. Бернини, Г. Гварини, В. Растрелли, живописными полотнами П. Рубенса, А. ван Дейка, X. де Риберы, Ф. Сурбарана, музыкой А. Вивальди, Д. Фрескобальди, литературными произведениями П. Кальдерона, Т. Тассо, М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина.

Стиль рококо - это стиль излишеств, введший моду на парики (целые гардеробы для различных ситуаций) и необыкновенно пышные женские платья с кринолинами, буфами, воланами и т.п.

В стиле рококо работали архитекторы Ж. Оппенор, Ф. Буше, мастера на фарфоровых заводах в Севре (Франция), Мейсене (Германия), Петербурге (Императорский фарфоровый завод).

Наиболее яркими представителями сентиментализма являются Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, С. Ричардсон. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - И.-В. Гете, Ф. Шиллер. В России следует отметить Н.М. Карамзина, В.А.Жуковского, И.И.Дмитриева, В.В. Капниста.

Классической страной романтизма была Германия. Интенсивное общеевропейское развитие, обусловленное Великой Французской революцией, происходило здесь идеально, захватив преимущественно сферы философии, этики, эстетики. Основы романтического миросозерцания были заложены немецкими писателями и теоретиками йенской школы (В.Г. Ваккенродером, Новалисом, братьями Ф. и Г. Шлегелями). Среди писателей следует отметить Г. фон Кпейста, Э.Т. Гофмана, Дж. Г. Байрона, Дж. Китса, П.Б. Шелли, В. Гюго (ранний период), А. Дюма, А. де Мюссе; среди художников -Ф. Гойю, Т. Жерико, Э. Делакруа; среди композиторов -Р. Шумана, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Ф. Шопена.

Один из витражей «пламенеющей готики».

Б.А.

Великими реалистами были писатели О. де Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, П. Мери-ме, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Дж. Голсуорси, Дж.Б. Шоу, Г. Ибсен, К. Гамсун, A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, H.A. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, A.M. Горький; композиторы - Дж. Верди, Ж. Бизе, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, H.A. Римский-Корсаков и другие представители «Могучей кучки»; художники -Ж. Милле, Г. Курбе, И.Н. Крамской и все великое «Товарищество передвижников». Происходило бурное развитие «промышленной архитектуры», в качестве представителя которой можно отметить Ж. Эйфеля. Существует позиция, согласно которой «реализм»-термин тоталитарного мышления, употреблявшийся как синоним терминов «материализм» и «позитивизм» [4]. Здесь следует отметить, что настоящие литература и искусство, представленные перечисленными выше именами, оказываются нередко выше философско-культурологических моделей и схем. Возможно, что у реализма как модели есть все то, о чем пишет В.П. Руднев, но творчество Ч. Диккенса, A.C. Пушкина, Л.Н. Толстого и других титанов выходит далеко за пределы моделей и схем, и не случайно одни и те же фамилии встречаются в разных направлениях.

Основателем натурализма является Э. Золя. Серия его романов «Ругон-Маккары» задумана как широкая картина проявления законов наследственности, как «естественная история» одной семьи, где физиология определяет психику действующих лиц. Почти все поступки членов этой семьи обусловлены наследственностью, в данном случае-алкоголизмом, которым Золя объясняет и революционные устремления своих героев («Углекопы»). Золя считал, что он не должен, как Бальзак, определять строй человеческой жизни, быть аналитиком, философом, моралистом. Рисуемая им картина - простой анализ куска действительности, каковой она является на самом деле. Для натуралистов характерно систематическое кропотливое изучение художественного материала: труда и его условий, самого процесса работы, машины, инструмента рабочего, среды, работы на паровозе в шахте (его романы «Углекопы», «Человек-зверь»). Братья Гонкуры, описывая болезнь и смерть Жермини Ласерте, много времени проводили в клинике и изучали медицинские трактаты. По клиническим отчетам Г. Ибсен изучает все симптомы болезни, изображенной в «Привидениях».

Модернизм связан как с искусством, так и с наукой (философией, психоанализом, аналитической философией, структурной лингвистикой). Многие модернисты были учеными и философами (3. Фрейд, К. Юнг, Ф. де Сос-сюр, Л. Витгенштейн, Н. Винер, К. Шеннон, В. Брюсов, А.

Мессерер. Макет общей установки к спектаклю Г. Ибсена «Привидения» (МХАТ, 1999 г.).

Белый, Вяч. Иванов). Наиболее яркие представители модернизма - Г. Гессе, У. Фолкнер, Т. Манн, Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, И. Стравинский.

Среди виднейших представителей символизма можно отметить П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо, P.M. Рильке, М. Метерлинка, В. Брюсова, К.Б. Бальмонта, Ф. Сологуба, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова.

Постмодернизм едва ли можно считать стилем. По словам Умберто Эко, - это ответ модернизму: поскольку прошлое нельзя уничтожить, его нужно переосмыслить. Действительно, в современных культуре, философии, литературе и искусстве понятие «постмодернизм» трактуется неоднозначно и нуждается в специальном анализе [5].

Литература

1. Кожевников H.H. Синергетическая система координат // Материалы первой международной научно-практической конференции «Стратегия динамического развития России: Единство самоорганизации и управления» -Т. 3,- Ч. 2. - М.: Проспект, 2004. -С. 115-120.

2. Код // Энциклопедия. Постмодернизм. - Минск: Книжный дом, 2001. - 1039 с.

3. Аникст А. Классицизм. Философская энциклопедия в 5 тт. -Т. 2,- М.: Советская энциклопедия, 1962. -576 с.

4. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997.-382 с.

5. Кожевников H.H. Постмодернизм // Наука и техника в Якутии. -2005,-№2.-С. 103-107.

л<рхт %<\ ты г мыслшь

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

Вернадский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.