Научная статья на тему 'Проявление художественных стилей в танцевальном искусстве: исторический аспект'

Проявление художественных стилей в танцевальном искусстве: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
709
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ / СТИЛЬ / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / БАЛЕТ / КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клименко Н.А.

В статье рассмотрен исторический аспект формирования художественных стилей в искусстве. Даны попытки анализа появления того или иного художественного стиля в различные исторические эпохи. А так же выявлено проявление художественных стилей в танцевальном искусстве и других его (танцевального искусства) составляющих бытовом и сценическом: костюмах, прическах, аксессуарах и т.д. Статья может представлять интерес для специалистов-хореографов и любителей танцевального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление художественных стилей в танцевальном искусстве: исторический аспект»

УДК 793.3

ПРОЯВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Клименко Н.А., 2017

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, канд. философ. наук, профессор кафедры хореографии, Тамбов

Аннотация: в статье рассмотрен исторический аспект формирования художественных стилей в искусстве. Даны попытки анализа появления того или иного художественного стиля в различные исторические эпохи. А так же выявлено проявление художественных стилей в танцевальном искусстве и других его (танцевального искусства) составляющих - бытовом и сценическом: костюмах, прическах, аксессуарах и т.д. Статья может представлять интерес для специалистов-хореографов и любителей танцевального искусства.

Ключевые слова: художественный, стиль, танцевальное искусство, балет, костюм.

Формирование художественных стилей в искусстве вообще и танцевальном, в частности, началось в западноевропейских странах в эпоху Средневековья.

После падения Римской империи и разорении её племенами варваров, как тогда римляне называли современных французов и немцев, территория Европы была заселена племенами -галлами, франками, алеманами, фризами, германцами и т.д. Процесс построения государств на территории современной Европы проходил достаточно долго. К VIII веку появляются государства с наибольшей устойчивостью к существованию. Крупным таким государством этого периода было королевство франков. Король Карл Великий объединил разрозненные племена, находившиеся на огромных территориях, такие как современная Германия, почти вся Франция, часть Италии и Испании. Это был рассвет правления династии Каролингов. Сыновья же Карла Великого не смогли удержать такую обширную империю и, после его (Карла Великого) кончины, разделили мощное территориальное объединение. Так появились самостоятельные государства, которые и стали формировать свою нацию: французов, немцев, итальянцев и т.д.

Именно к этому периоду относится появление такого художественного стиля как «романский». Данный стиль в большей степени проявлялся в архитектуре и живописи. Это вполне закономерно, так как весь исторический период формирования государств (да и позже) был построен на войнах, как оборонительного характера, так и наступательного. Совершенно объяснима воинственная концепция построения государства - чем оно (государство) крупнее, тем сильнее, тем больше шансов имеет сохраниться и развиваться. Поэтому сооружения носили, помимо утилитарного характера, предназначенного для жизни, ещё и оборонительный. В романском стиле строились замки, монастыри, церкви и другие сооружения. Для них было характерным объёмность, мощность, суровость, которая создавалась соединением цилиндрических, кубических, параллелепипедных форм, существовавших в нём (в здании) воедино.

В танцевальном искусстве этот стиль проявлялся в композиционном построении, лексике, характере и манере исполнения - простота танцевальных движений, величие, гордая осанка, всё это отвечало присущей данному стилю монументальности. Такие танцы получили название «бассдансы», то есть «беспрыжковые» танцы, представляющие собой «танцы шествия», когда участники медленно перемещались по залу, выходили в дворцовый парк, садовую галерею. При таком варианте дорога освещалась факелами, которые держали в руке кавалеры. Движения состояли из простых шагов: простого бранля и двойного, но именно это сочетание простоты и степенности создавало торжественный характер танцевального действия.

Романский стиль сменила «готика». Термин «готика» современные энциклопедические словари трактуют как происходящие от слов различных языков. Так французское слово gothique, итальянское - gotico означают «готический». Однако латинское «goth» означает название немецкого племени - готы. Зародился в середине XI века в странах Западной, Центральной и некоторых Восточной Европы и просуществовал до XVI века.

Основные черты готического стиля - это вытянутые пропорции во всём, особенно в архитектуре, прежде всего в строительстве соборов. Это объясняется большим влиянием церкви на духовную жизнь феодального общества. Всемирно известными соборами являются такие, как: Парижской богоматери во Франции и Кёльнский в Германии. Именно в соборной архитектуре проявились особенности готического стиля: грандиозность, вертикальное построение и стремительный порыв вверх всех архитектурных форм. Художественный стиль готики нашёл своё отражение и в бытовом костюме. Грандиозность, величественность и в то же время изящество, свойственное соборным строениям, устремленность вверх были характерны и бытовому костюму, как мужскому, так и женскому. У мужчин это проявлялось в формировании непомерно широких плеч, которые формировались за счёт простёгнутых полосок (валиков), вставляемых в верхнюю одежду и короткой верхней одежды, доходившей до середины (иногда и выше) бедра. Тонкая талия и длинноносая без каблука обувь, увеличивали длину ног. На голове носилась удлиненный головной убор (в виде шляпы) боннэ. Всё это соответствовало основным чертам готики, а в женском эта характер готики проявлялся гораздо ярче. Это устремленные вверх женские головные уборы (эннен), завышенная талия (под грудью), длинноносая без каблука обувь, объёмный низ платья, длинный шлейф. И, несмотря на то, что ткань имела плотную текстуру, в крое преобладает много складок, в связи с чем, одежда была очень тяжеловесной - она создавала новый изящный женский облик -«вытянутый облик». Распространённый в Средние века «культ Прекрасной дамы» добавил в силуэт женского костюма изогнутую линию в форме буквы S, когда на живот дамы прикреплялась подушка, для того, что бы подчеркнуть свою женственность (наличием ложной беременности). Мужской силуэт напоминал фужер, который вот-вот должен упасть. Такие костюмы полностью отвечали пропорциям готического стиля и умение двигаться в них, было задачей сложной. Во время танца большое внимание уделяется движению рук, общению между партнерами, исполнению поклонов, манере грациозно носить платье женщинам и мужчинам снимать шляпу. В высших аристократических обществах танцы приобретают изысканность, торжественность, движения и композиции подчинены правилам этикета. Появляются танцы определённой композиции, поклоны и реверансы становятся частью композиционно-лексической структуры: павана, аллеманда, куранта, сарабанда и др. Постепенно в танцах появляются прыжки - «altadanza» (от фр. «hautedanses» -«высокие»). В композициях танцующие резво вертелись и высоко подпрыгивали (мореска, гальярда, вольта, сальтарелло, различные виды бранлей и пр.). Количество пар в них не ограничивалось, а зависело либо от площади танцевального зала, либо от желающих поучаствовать в танце. Главным рисунком являлась колонна, и участники располагались по рангам. В ней происходили многообразные перестроения: удаление и сближение друг от друга, перемена местами в парах, солирование отдельно дам и кавалеров, продвижение вперёд или отход назад, повороты в парах и т.д. Движения в танце состояли из «grue», «repriza», «pasmenus», двойные шаги.

Эпоха Возрождения или Ренессанс - этап рассвета культуры стран Западной Центральной и Восточной Европы в период перехода от средних веков к новому времени. В мировую историю эпоха Возрождения вошла, как величай прогрессивный переворот, переживший человечеством. Были заложены основы развития естествознания, мировой торговли, создано книгопечатание, сломлена церковная диктатура, сделаны выдающиеся открытия в географии и т.д. Отличительные черты культуры Возрождения - это светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, то есть обращение к прошлому, отсюда и название эпохи «Возрождение». Человек - главный предмет искусства, литературы, творчества, то есть культуры в целом. В центре внимания находится внутренней мир человека, который и отображают в своем творчестве Ф. Петрарки, Д. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микелянджело, Рафаэль и мн. др.

Однако уже к концу XVI века гуманистические идеи переживают кризис. Наступает эпоха Абсолютизма от лат. absolutes - совершенный, безусловный. В политическом толковании - это

форма правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. Идеи абсолютизма были свойственны всем странам Европы, но особенно он (абсолютизм) укреплялся во Франции. Во главе государства находится Людовик XIV. К середине века Франция достигает небывалых высот в экономике, её влияние на политику европейских стран становится очень сильным. В искусстве этого периода наступает художественный стиль барокко (от итал. «barocco» -«странный, вычурный»). Барокко называют ещё - парадным, величественным, декоративным, чопорным. И это понятно, так как формирование абсолютной власти невозможно без «обожествления» верховной власти. Вполне естественно что напыщенная парадность формирует искусство, которому свойственнен преувеличенный пафос, то есть художественный стиль «барокко».

Пожалуй, ни один стиль, существовавший до барокко, не проявлялся так сильно в бытовой жизни. Во-первых, вся жизнь аристократов подчинялась строгому этикету, соблюдать, который, требовалось обязательно. Во-вторых, интерьер покоев стал ярким, красочным, праздничным. Вся мебель создавалась в вычурных формах и из дерева дорогой породы, в основном черного. Она украшалась золотом и перламутром. Стены отделывались дорогими гобеленами, пол изготавливался из древесины светлых тонов (паркет), потолки обязательно расписывались. И все это освещённое светом многочисленных хрустальных люстр и светильников создавали обстановку роскоши, благополучия и неги. В-третьих, барочный стиль имел яркое проявление и в костюме и, не только женском, но и мужском. Ярким примером такой одежды является костюм мушкетёра. Стирается грань между повседневной и праздничной или военной одеждой. Мужчины в чём идут в бой, в том и танцуют на бале. Шляпа, правда, украшенная не перьями как у мужчин, а цветами, становится предметом женского костюма.

Главный танец - менуэт. Первоначально его исполняла только одна пара. Танцующие могли передвигаться по залу в любом направлении. Но когда менуэт начали исполнять в несколько пар, двигавшихся одной или двумя колоннами, то танцующие уже не могли импровизировать, а должны были соблюдать установленные pas и фигуры. Музыкальный размер менуэта 3/4. Основным танцевальным шагом был шаг-менуэта. Он (шаг-менуэта) исполнялся с demi-plie по направлению вперёд в сочетании с pasmenu. В шаге-менуэта pasmenu выполняется три раза. Специфичностью основного шага было то, что на затакт - «и» исполнителями сохранялась пауза, а demi-plie делалось на сильную долю - «раз». На «два» шёл шаг с продвижением вперёд, а на «три» - опять выдерживалась небольшая пауза, переходившая сразу на три pasmenu. Поклоны кавалеров и реверансы дам подчеркивали парадность менуэта.

В первой половине XVIII стиль барокко сменил рококо - «украшение в форме раковины». Этот художественный стиль не терпел прямых линий. Всё приобретало плавные, изогнутые и причудливые формы. Для него характерно отсутствие глубокого идейного содержания, мотивов гражданственности и присутствие прихотливых, причудливых форм, с нарочитой асимметричностью и сложностью извилистых линий. Внутреннее убранство «покоев» аристократов украшалось живописными панно, в сложных обрамлениях, многочисленными зеркалами. Всё это создавало впечатление лёгкости и нематериальности стен. Идеалом рококо считался изящный силуэт, галантность и утончённые манеры. Изящный силуэт достигался узкими плечами, очень тонкой талией, округлой линией бёдер и маленькой причёской. Женщина в костюме художественно -эстетического стиля рококо выглядела как фарфоровая статуэтка. Даже мужской костюм казался очень женственным, за счёт присутствия в нём большого количества оборок, жабо, вышивок и пуговиц и обуви на каблуках. Галантность и утончённые манеры вырабатывались под руководством учителей «хороших манер», под руководством «учителей танцев», не уметь красиво двигаться в менуэте - было немыслимо.

Начиная со второй половины данного века, во Франции, всё больше и больше получают распространение идеи Просвещения. В правление Людовика XVI наступает кризис абсолютизма. Аристократическая культура хотя и теряет свои позиции, но окончательно не уходит из жизни. Наступает, так называемое «второе рококо» и происходит объединение рококо с классицизмом. Попытки Людовик XVI разогнать Учредительное собрание (09.06.1789) с помощью военной силы вызвало народное восстание, которое вошло в мировую историю как Великая Французская революция, изменившая общественно-политическую формацию на все дальнейшие времена. В эпоху

Просвещения вступает классицизм, базирующийся на убеждении в решающей роли разума и науки, в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе и человека. Просветительский классицизм этого периода проявляется в литературе (Д. Дидро), искусстве (муз. Ж.Б. Люлли, К.Г. Глюк), балете (О. Вестрис, Ж. Доберваль, Г. Допре, Л. Дюпор и др.).

Разочарование в итогах Французской революции в конце XVIII, первой половины XIX веков наступает период романтизма, идеи которого были противопоставлены идеологии Просвещения «...устремленность к безграничной свободе, желание совершенства и обновления» [6, с. 619]. Для романтиков высокие стремления были несовместимы с окружающей действительностью и низменным и пошлым (с их точки зрения) проявлениям в реальном мире, романтизм противопоставил мир природы, сказочный мир, обыденной народной жизни, но больше всего отражал в искусстве внутреннюю жизнь человека. Идеи романтизма больше всего проявились в музыкальном и балетном искусствах. Эти виды достигли огромных успехов. Характерными представителями романического стиля в музыке стали Ф. Шуберт, Р. Шуман (более ранний период), Ф. Шопен (наиболее яркий представитель), К. фон Вебер (более поздний период) и др.

В балетном искусстве наиболее полно романтизм развился во Франции, хотя тенденции воплощения художником свободной воли, не ориентированные на определенные образцы, стали проявляться в Италии, Англии. Этому способствовали определенные условия: развитие исполнительской техники классического танца, особенно женского, который стал активно заимствовать движения мужского танца, особенно прыжков, сформировались и утвердились новые формы (вариации, pasdedeux, pasdetrios и др.). О. Вестрис, М. и П. Гардели, Ж. Перро, Ж. Коралли, А. Бурнонвиль и др.

Романтический стиль стал основой развития и на сцене отечественного балетного театра. Ф. Тальони, А. Сен-Леон, М. Петипа, частично М. Фокин - яркие балеты: «Сильфида», «Жизель», «Баядерка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Шопениана» и др.

К концу XIX века деятельность многих хореографов формируется в русле нового художественного направления «модернизм» (фр. modernism, от modern - современный, новейший) -совокупность художественный направлений, возникших в искусстве во второй половине XIX века в виде новых форм творчества.» [3, с. 57]. В большей степени в творчестве модернистов проявлялся свободный взгляд на отражение видимого мира в своем искусстве. Наиболее значимыми модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, кубизм, символизм, футуризм и др.

Импрессионизм в наибольшей степени проявился в творчестве художников и музыкантов. Эти мастера отвергали так называемые официальные или салонные творения, базирующиеся (как они считали) на слепом подражании действительности, провозгласив передачу мимолетного впечатления от окружающего мира, мобильность и переменчивость всего сущего. О. Ренуар, Э. Мане, К. Пикассо, Б. Моризо, Э. Дега, К. Коровин исповедовали передачу впечатлений, фиксацию уходящих мгновений жизни, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы, цветовое решение.

Новые пластические и композиционные решения в балетном искусстве, меняя каноны академической школы, искали такие отечественные хореографы как В. Нижинский, М. Фокин А. Горский. Одними из первых в эстетике импрессионизма работал такие хореографы как В. Нижинский, М. Фокин. Наиболее ярко это отразилось в балетах И.Ф. Стравинского «Весна священная» (балетмейстер В. Нижинский) и «Жар-Птица» (балетмейстер М. Фокин).

Совершенно другой художественный стиль стал формироваться в отечественном творческом пространстве. Уже начиная с 20-30-х годов XX века зародившаяся новая политическая формация в России - Советский Союз считала своей исторической миссией утверждать в реалистической форме социалистические идеи, образы людей нового времени. «На Первом всероссийском съезде советских писателей (1934) социалистический реализм был провозглашен основным творческим методом советского искусства <...> сформулирован его главный принцип: требование от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, сочетающегося с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» [3, с. 92]. Термин «реализм» как был привнесен в литературный оборот французским критиком Ю. Шанфлери в 50-х годах XIX века, где и закрепился как художественно-эстетическое понятие. Термин произошел от латинского

слова realis, что обозначает - вещественный, действенный. В данном случае, эстетическое понятие «реализм» было объединено с определением «социалистический», то есть «социально справедливый». В СССР социалистический реализм охватил все виды художественной деятельности: живопись, скульптуру, литературу, драматургию, музыку, балет и т.д. Наиболее известными творцами социалистического реализма были скульпторы В. Мухина, художники: А. Пластов, С. Чуйков, Ю. Пименов, А. Герасимов, А. Дейнека, И. Бродский; композиторы Б. Асафьев; балетмейстеры В. Вайнонен, Л. Лавровский, Р. Захаров, К. Сергеев, Л. Лащилин, И. Смирнов и др. Период социалистического реализма продлился до 80-х годов XX столетия и потерял актуальность в связи с исчезновением партийности и социалистической идейности.

Конец XX и начало XXI ознаменовано наличием различных художественных течений направлений, индивидуальных стилей, которые находятся, во многом, во взаимопереплетение, взаимодополнении и интеграции вообще.

Список литературы:

1. Балет: энциклопедия: под.ред. Ю.Н. Григоровича. - М: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с. с илл.

2. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. - М.: Искусство, - 1987. - 382 с.: рис.

3. Всё о стилях и течениях в современном искусстве / сост. И.И. Мосин. - Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО», 2015. - 112 с., ил.

4. Мерцалова М.Н. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1972. - 196 с.

5. Михайлова-Смольнякова Е.С. Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения. - СПб.: Издательство «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. - 176 с.

6. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. Колл. В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А. А. Гусев и др. - М.: Большая Российская энцикл., 2001. - 912 с.: ил.

7. Новый энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 1568 с. - (Библиотека энциклопедических словарей).

УДК 377.4:658.3

УЧИТЫВАЮТ ЛИ РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ?

Равочкин Н. Н., 2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин. Кемерово

Аннотация: Говорить о компетенциях и гарантировать их получение потребителями образовательных услуг на практике - не одно и то же. Персонал предприятия сегодня остается главным ресурсом даже вопреки технократическим тенденциям. В статье рассматривается история и взгляды отечественных и зарубежных исследователей по поводу роли обучения и развития персонала предприятий. Кроме этого, автор обращается к проблеме профессионализма преподавателей, задействованных в организациях системы дополнительного профессионального образования, как определяющей при овладении обучающимися компетенциями.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение персонала, компетенции, профессионализм преподавателей, организации дополнительного профессионального образования, российское образование, качество образовательных услуг.

Модернизация, проходящая в отечественном образовании, привела к смене образовательной парадигмы: знаниевый подход сменился компетентностным. А образование теперь должно быть способным гарантировать наиболее полный личностный, социально-интегрированный и практико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.