Научная статья на тему 'Духовные проблемы ВИЧ-инфицированных пациентов стационара и возможности их преодоления'

Духовные проблемы ВИЧ-инфицированных пациентов стационара и возможности их преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ ПАЦИЕНТЫ / ВОЦЕРКОВЛЕННЫЕ / ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / АДАПТАЦИЯ К ДИАГНОЗУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадышев А.С.

В статье рассмотрены некоторые духовные проблемы и переживания ВИЧ-инфицированных пациентов ИКБ №2 г. Москвы на этапах их адаптации к диагнозу. Для выявления характера этих проблем был проведен опрос как пациентов, так и врачей и обслуживающего персонала. Анализ полученных данных показал, что более 70% пациентов стационара верят в Бога, интересуются вопросами бытия, но сами боятся инициировать такие разговоры. Констатируется изменения жизненных приоритетов пациентов после диагностирования ВИЧ. Самые болезненные вопросы духовного содержания пациентов стационара о смысле жизни, о счастье, о Боге; в чем может быть опора в жизни; может ли человек управлять своей судьбой. Независимо от своей воцерковленности, большинство пациентов считает, что лучше всего о смысле жизни может рассказать православный священник. Исследования показали, что духовное попечение ВИЧ-инфицированных пациентов стационара оказывает благоприятное влияние на их физическое и эмоциональное состояние. Такое мнение было высказано как ВИЧ-инфицированными пациентами, так и экспертами стационара, что свидетельствует о необходимости активного присутствия священника в ВИЧ-отделениях. Духовное попечение ВИЧ-инфицированных людей можно рассматривать в качестве важной составляющей антивирусной терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадышев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные проблемы ВИЧ-инфицированных пациентов стационара и возможности их преодоления»

Духовные проблемы ВИЧ-инфицированных пациентов стационара и возможности их преодоления

Кадышев Алексей Сергеевич,

кандидат медицинских наук, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, i8e2008@yandex.ru

В статье рассмотрены некоторые духовные проблемы и переживания ВИЧ-инфицированных пациентов ИКБ №2 г. Москвы на этапах их адаптации к диагнозу. Для выявления характера этих проблем был проведен опрос как пациентов, так и врачей и обслуживающего персонала. Анализ полученных данных показал, что более 70% пациентов стационара верят в Бога, интересуются вопросами бытия, но сами боятся инициировать такие разговоры. Констатируется изменения жизненных приоритетов пациентов после диагностирования ВИЧ. Самые болезненные вопросы духовного содержания пациентов стационара - о смысле жизни, о счастье, о Боге; в чем может быть опора в жизни; может ли человек управлять своей судьбой. Независимо от своей воцерков-ленности, большинство пациентов считает, что лучше всего о смысле жизни может рассказать православный священник. Исследования показали, что духовное попечение ВИЧ-инфицированных пациентов стационара оказывает благоприятное влияние на их физическое и эмоциональное состояние. Такое мнение было высказано как ВИЧ-инфицированными пациентами, так и экспертами стационара, что свидетельствует о необходимости активного присутствия священника в ВИЧ-отделениях. Духовное попечение ВИЧ-инфицированных людей можно рассматривать в качестве важной составляющей антивирусной терапии. Ключевые слова: ВИЧ-инфицированные пациенты, воцер-ковленные, духовные проблемы, жизненные приоритеты, смысл жизни, адаптация к диагнозу.

Введение. С момента постановки диагноза ВИЧ человек безвозвратно превращался из обычного человека в ВИЧ-инфицированного. Теперь он знает не только о том, что жизнь конечна, но и о том, что у него она будет короче, чем у других. Как она сложится, сколько продлится и как все это отразится на его близких? Гнев и подавленность у больных сменяются отчаянием и мыслями о самоубийстве, а они, в свою очередь, попытками «выторговать» себе исцеление или как можно больше времени жизни у самых разных инстанций, по принципу: «если я сделаю это, продлит ли мне это жизнь?». Жизнь человека, с диагнозом смертельной болезни, полная ограничений в питании, контактах, видах деятельности, время от времени возвращает его к мысли, что ему «страшно не повезло», что приводит человека в ярость и озлобленность. Иногда возникает желание навредить и отомстить всем на свете за свою не сложившуюся жизнь. Такая идея даже может стать навязчивой и разрушительной как для больного, так и для окружающих [6, 2].

Каждую секунду больного преследуют разнообразные страхи. Страх боли и страдания, страх возможного физического и умственного уродства, страх остаться без средств существования и страх, что все узнают о его недуге, и он окажется изгоем общества, страх предстоящей беспомощности, и одиночества, и бессмысленности человеческого существования [8].

И еще постоянный страх смерти. А он всегда приходит в сопровождении вопросов: что будет со мной после того, как я умру? исчезну ли я совсем после смерти или со мной что-то произойдет, чего я не знаю? есть ли Бог и как Он встретит меня ТАМ? Всё это вопросы духовной боли человека. Подобные переживания в период духовных кризисов могут стать для смертельно больного человека как причиной душевных катастроф, так и «перерождения», в результате чего человек обращается к Богу, смиряется и принимает свой диагноз [5]. Определить характера духовных проблем, волнующих ВИЧ-инфицированных, и влияние духовного попечения на их физическое и эмоциональное состояние стало новой проблемой, решением которой начали активно интересоваться совсем недавно.

6 У X

А

>

0-X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

Цели и задачи. Цель данных исследований -изучить духовные переживания ВИЧ-инфицированных больных в процессе адаптации их к диагнозу для обоснования необходимости оказания им духовной помощи в условиях стационара.

Гипотеза исследования: Пастырское попечение ВИЧ-инфицированных пациентов православными священниками оказывает положительное влияние на его физическое состояние, пополняет духовные ресурсы и способствует мобилизации защитных сил организма в противостоянии инфекции [4].

Материалы и методы. Исследования о влиянии духовного попечения на физическое состояние ВИЧ-инфицированных пациентов стационара проводились в Инфекционной клинической больнице (ИКБ) №2 г. Москвы в течение двух лет (2014-2015 гг.). Главной частью исследований было проведение 1) анкетирования медицинского и обслуживающего персонала стационара (экспертный опрос; 31 респондент) и 2) опроса пациентов ВИЧ-отделений (индивидуальное глубинное интервью; 220 респондентов) [3, 4].

Сравнение результатов этих двух опросов позволило ответить на вопрос о том, насколько полезно и необходимо пастырское попечение ВИЧ-инфицированных пациентов в условиях стационара.

1) Экспертный опрос был разовым, все участники были уведомлены о его целях и задачах, уровень компетентности участников опроса оценивался нами как высокий. То обстоятельство, что каждый участник был или единственным специалистом в своем сегменте компетенции, или специалистом с большим стажем работы, дало основание считать их суждения обоснованными и достоверными [3, 4].

2) Метод глубинного интервью (опрос пациентов) потребовал от нас разработки специальной анкеты, вопросы которой охватывали три области бытия:

1. Текущие жизненные обстоятельства пациентов (ВИЧ-инфицированный человек во внешнем мире; «тело») [1, 3, 4];

2. Эмоциональный мир пациентов (душевный мир ВИЧ-инфицированного человека; «душа») [1, 3, 4];

3. Внутренние проблемы и переживания ВИЧ-инфицированных пациентов, касающиеся вопросов бытия; вопросы о Боге и об отношении к вере и Церкви («дух») [1, 3, 4].

Такой подход позволил всесторонне взглянуть на проблемы больного человека в соответствии с принципом, предложенным профессором В. Ф. Войно-Ясенецким (свт. Лукой Симферопольским и „ Крымским), рассматривающего человека, как с единство и гармонию тела, души и духа [7]. © Опросу подверглись пациенты трех лечебных

оТ ВИЧ-отделений стационара (кроме отделения о интенсивной терапии). Исследование было вы-^ борочным и случайным, генеральная совокуп-2 ность однородной по приверженности пациентов

к наркотикам, их социальному статусу и стадии заболевания. Качество выборочного социологического исследования, каким является наше исследование, определялсяся репрезентативностью и обоснованностью выборки. А ее обоснованность -гарантией ошибки выборки (е). Разброс ошибки выборки вычислялся по формуле:

e = Z*[p*(1-p)F *(1- n/N)0'5/(n-1)0'5 [11], где Z - коэффициент достоверности (1,96 для +/-95%);

p - ожидаемая частота результата; для расчета необходимой случайной выборочной совокупности использовалась максимальная величина p=0,5 (чтобы исключить недооценку объема выборки);

N - численность генеральной совокупности; N=3641 (количество пролеченных пациентов ВИЧ-отделений за период проведения опроса);

n - объем выборки при бесповторном и случайном опросе, n = 220.

Из формулы следует, что е =+/- 6,4%. Для исследований подобных предложенному нами такая точность вполне допустима [1, 4, 10].

Обработка анкет обоих опросов была проведена профессионально с использованием языка AWK. На входе и на выходе использовался Excel. Язык AWK также использовался для проверки данных, предварительной обработки и кодировки. Затем обработка проводилась профессиональным статистическим пакетом R [4].

Результаты обработки в дальнейшем оформлялись в виде таблиц и графиков-диаграмм, на оси Х которых обозначались варианты ответов, а на оси Y - число пациентов, выбравших тот или иной ответ в процентах он общего числа респондентов. Часть результатов были представлены в виде линейных графиков, а часть в виде диаграмм типа Радар, которые можно описать как линейные графики, в которых ось X обернута на 360 градусов, а для каждого значения X имеется ось Y.

Результаты и обсуждение. Результаты индивидуального глубинного интервью обобщались по полу, возрасту и воцерковленности пациентов [4]. В данной статье рассматриваются результаты обобщения по вопросам, касающихся духовных проблем и переживаний ВИЧ-инфицированных (духовный мир человека, «дух») в зависимости от воцерковленности пациентов стационара. Для большинства пациентов их воцерковленность ограничивалась знанием и относительно регулярным чтением 1-2 молитв. Этот критерий был взят нами за нижний порог воцерковленности пациента, которую можно считать, скорее, условной во-церковленностью. В соответствии с этим критерием 83% из 220 пациентов были крещены в Православии, а 78% - воцерковленными (что составляет 86% от всех пациентов крещеных в Православии). Почти треть всех пациентов окрестились уже после постановки им диагноза ВИЧ [1, 3, 4].

Мнение больных о способности человека управлять своей судьбой и жизнью

Ответы пациентов показали, что на вопрос, может ли человек управлять своей жизнью и

судьбой (можно было выбирать более одного ответа), только три респондента ответили, что «никогда не думали об этом». А приоритетным вариантом был суммарный ответ «да» и «иногда может». Так ответили более 50% всех респондентов, независимо от их воцерковленности.

Второй по приоритету был ответ «Бог управляет». Он получил 44,6% голосов воцерковлен-ных, 34,4% - крещеных и 33,2% всех пациентов в целом.

Третий по приоритету ответ - «какой-то Высший Разум управляет человеком». Этот ответ, признающий участие Бога, но называющий Его иным именем, выбрали 30,0% воцерковлен-ных, 24.0% крещеных и 22.3% всех пациентов в целом.

Очевидно, что по сумме голосов за второй и третий ответ более 70% воцерковленных, около 60% крещеных и более 55% всех пациентов в целом сообщили, что они или верят в Бога, или не отвергают идеи Бога, называя Его Высшим Разумом, управляющим человеком. В то же самое время, результаты выбора ответов «да» и «иногда может» (50% всех респондентов) говорит о том, что пациенты признают и наличие свободной воли и ответственности человека определять свои поступки и судьбу.

Смысл жизни

Духовное попечение священником может быть осуществлено только в том случае, если у самих людей будет в этом потребность и они сами её выскажут. Учитывая специфический характер болезни пациентов ВИЧ-отделений стационара, необходимо было узнать, что именно и в какой степени волнует людей. Поэтому нами был предусмотрен ряд вопросов, призванных уточнить некоторые пункты анкеты: о желании пациентов поговорить с кем-то о смысле бытия; в чем сами пациенты видят его смысл; какие жизненные приоритеты были у них до болезни и изменились ли они после постановки диагноза; на что можно опереться в жизни и ради чего следует жить в их нынешней ситуации.

На вопрос, хочет ли пациент поговорить с кем-либо о смысле жизни (можно было выбирать более одного ответа), утвердительный ответ в разных вариантах - «да», «меня это интересует, но боюсь таких разговоров» и «хотелось бы, но не знаю, кому задать такой вопрос» - выбрали 73,5% воцерковленных, 70% крещеных и 70% всех в целом. А на вопрос, с кем, по мнению пациентов, надо говорить о смысле жизни, и кто может лучше всего объяснить ее смысл, доминирует ответ «священник». Он набрал у воцерковленных пациентов 77,1%, у крещеных - 63,9%, у всех в целом -62,3%. Чаще всего в комментариях добавлялось уточнение «православный священник» (60% всех респондентов).

Идею найти ответ «у какого-нибудь пожилого и опытного человека» высказали 19,3% воцер-ковленных, 19,7% крещеных и 17,7% всех пациентов в целом. Ответ о выборе врача (ежеднев-

ные контакты) на роль эксперта по вопросам о смысле жизни поддержали всего от 1,6% до 4,8% респондентов всех исследуемых группах (за пределами ошибки измерений). А обратиться с этой проблемой к философу или психологу поддержали 13,3% воцерковленных, 12,6% крещеных и 13,6% всех пациентов в целом. Можно предположить, что такой выбор обусловлен не частыми контактами с представителями этих профессий.

Заметное число респондентов выбрали ответ «каждый должен объяснить это себе сам». При этом крещеные (16,4%) в меньшей степени проявляют уверенность в своих силах или способности справиться самостоятельно с этой задачей, чем воцерковленные (18,1%). Все пациенты в целом выбрали этот ответ 15,9% голосами.

На вопрос, что больные считают смыслом жизни (можно было выбирать более одного ответа), большинство респондентов ответили, что это семья и дети. Разница в результатах голосования при этом незначительная: воцерковленные -60,2%, крещеные - 57,4%, и все в целом - 56,8%.

Существенно большая разница в результатах наблюдается при выборе ответа «смысл жизни в Боге» (второе место). Этот ответ набрал 57,8% голосов у воцерковленных, в 1,35 раза превысив результат у крещеных (43,7%) и у всех в целом (42,3%).

Также и в выборе ответа, что смысл жизни «в работе и творчестве» (третье место) воцерков-ленные пациенты показали наивысший рейтинг (41%), по сравнению с крещеными (31,1%) и всеми респондентами в целом (32,3%).

А вот ответ «пожить в свое удовольствие» в 1,4 раза чаще выбирали крещеные (16,4%), чем воцерковленные: 12% (15,9% все пациенты в целом).

На вопрос, ради чего стоит жить (можно было выбирать более одного ответа), являющийся перефразировкой предыдущего вопроса, ответ «ради семьи, детей» получил максимальный рейтинг, при минимальном различии в числе отданных за него голосов во всех группах (воцерковленные -73,5%, крещеные - 71,6%, и у всех в целом -70,9%).

Большие различия видны при выборе ответа «любовь», где наблюдается явное лидерство во-церковленных: 42,2%, против 37,2% у крещеных и 35,9% у всех в целом.

А ответ «ради спасения души» набрал у воцерковленных почти в 1,5 раза больше голосов (53,0%), чем у крещеных (36,1%) и у всех пациентов в целом (35,9%), что превышает результат, который получен на вопрос «что сами больные считают смыслом жизни» в ответе «смысл жизни в Боге» (57,8%, 43,7% и 42,3%).

При этом результаты выбора одного и того же ответа «ради удовольствия» в этом и предыдущем вопросе - «что больные считают смыслом жизни» - почти полностью совпадают; воцерковленные -12%, крещеные - 15,3% и все в целом - 15,5%.

Не определились с ответом 6% воцерковленных (за пределами точности измерений), против 9,3% крещеных и 10,8% всех пациентов в целом.

в У X

А

>

0-X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и

Д

о

-о О ГО 0-Я

Жизненные приоритеты до и после постановки диагноза

Ответы на вопрос, что было приоритетным для респондентов до болезни (можно было выбирать более одного ответа), показывают почти полное совпадение приоритетов у респондентов всех трех групп, и были выстроены в следующем порядке (по убыванию, на что указывает соответствующий значок > ):

«семья, дети» (все 3 группы) > «работа, бизнес» (все 3 группы)> «здоровье» (все 3 группы) > «материальный достаток» (все 3 группы) /«пожить в свое удовольствие» (крещеные и все в целом) > «пожить в свое удовольствие» (воцерковленные) > «половые взаимоотношения» (крещеные и все в целом) > «хорошее образование» (все 3 группы) /«половые взаимоотношения» (воцерковленные).

Почти единственное отличие в результатах ответов на этот вопрос заключалось в том, что почти по каждому ответу у воцерковленных пациентов было на 4-8 процентов больше голосов, чем у респондентов других исследуемых групп. А по ответам «пожить в свое удовольствие» и «половые взаимоотношения» - на 3-5 процентов меньше.

Не определились с ответами от 4,8% (воцерковленные; за пределами точности измерений) до 12% по двум другим изучаемым группам.

Ответы на вопрос, что является приоритетным у больных в настоящее время (можно было выбирать более одного ответа), говорят о радикальной смене жизненных приоритетов после постановки диагноза, которые выстроились в следующем порядке (по убыванию приоритета):

«вылечиться» (все 3 группы) > «семья и дети и их здоровье» (все 3 группы) > «не потерять силы» (все 3 группы) > «не потерять работу» (все 3 группы) > «найти средства к существованию» (крещеные, все в целом) / «ничего, кроме Бога не осталось» (воцерковленные) > «найти работу» (крещеные, все в целом) / «найти средства к существованию» (во-церковленные) > «ничего, кроме Бога не осталось» (крещеные; все в целом) / «найти работу» (воцерковленные).

В тех ответах, где наблюдается совпадение приоритетов у всех трех групп, процент голосов, отданных за них воцерковленными, всегда был выше, чем у двух других.

На вопросы «найти работу» (воцерковлен-ные - 4,8%, крещеные - 8,7%, все в целом 8,2%) или «найти средства к существованию» (во-церковленные - 6,0%, крещеные - 13,7%, все в целом - 14,1%) ответы воцерковленных пациентов получили в 1,7 - 2 меньше голосов, чем у „ крещеных и у всех в целом и лежат за предела-с ми точности измерений. Это объясняется тем, © что в группе воцерковленных пациентов было оТ больше работающих, чем в двух других, и эти о проблемы беспокоили их в меньшей степени. ^ В то же самое время ответ «ничего, кроме 2 Бога не осталось» воцерковленные выбрали в

1,8-2 раза большим числом голосов (12%), чем две другие опрошенные группы.

В чем опора в жизни

В ответах на вопрос, в чем может быть опора

в жизни (можно было выбирать более одного ответа), у пациентов различных групп тоже выявились расхождения в приоритетах:

У всех пациентов в целом и крещеных приоритеты выстроились в следующем порядке (по убыванию): «в надежных отношениях в семье» > «в стабильном заработке» > «в друзьях» > «опора в вере в Бога; в Боге» > «нет никакой опоры; хочу отключиться от всего».

У воцерковленных (по убыванию приоритета): «в надежных отношениях в семье» > «опора в вере в Бога; в Боге» > «в друзьях» > «в стабильном заработке» > «нет никакой опоры; хочу отключиться от всего».

Но совпадая по приоритету, даже в ответе «в надежных отношениях в семье», воцерковленные опережают две другие группы по числу отданных голосов за него: 63,9%, в то время как у крещеных и у всех в целом - 55,2% и 55,5%. При этом ответ «опора в вере в Бога; в Боге» у воцерковленных стоит на втором месте (55,4%), в то время как у двух других групп только на четвертом (39,3% у крещеных и 39,1% у все в целом).

Ответ «в стабильном заработке» у воцерков-ленных получил 43,4% (48,1% у крещеных и 45,0% у всех), еще раз подтвердив этим, что финансовые проблемы беспокоят воцерковленных пациентов не так остро, как пациентов двух других групп.

Воцерковленные пациенты больше, чем другие, верят, что друзья могут оказаться надежной опорой в жизни, о чем свидетельствует выбор соответствующего ответа - 43,4%. У крещеных и у всех пациентов в целом ответ «друзья» набрал, соответственно, 41,0% и 38,2%.

А ответ «нет никакой опоры; хочу отключиться от всего» хотя и получил во всех трех группах не самый высокий приоритет и число голосов (9,6% у воцерковленных, 11,4% у крещеными и 10,9% у всех пациентов в целом), тем не менее, свидетельствует о значительном числе пациентов, пребывающих в степени крайнего уныния. При этом среди воцерковленных пациентов таких меньше, чем в других группах.

Среди воцерковленных совсем нет не определившихся с ответами на этот вопрос, что свидетельствует об обдуманности и уверенности их в правильности выбора ответов. И хотя в двух других группах число не определившихся с ответами лежит за пределами точности наших измерений, однако такие респонденты были: 3,8% крещенных и 4,6% всех пациентов в целом.

Мнение пациентов о действии на них пастырского попечения

Один самых значительных результатов опроса ВИЧ-инфицированных пациентов стационара был получен при анализе ответов на прямой вопрос: «Вы заметили какие-либо изменения в себе, с тех пор как стали молиться / ходить в цер-

ковь?» (рис. 1). Приоритетным ответом стал ответ «да, стал(а) чувствовать себя лучше (спокойней, уравновешенней, уверенней и пр.)». Его выбрали 88% воцерковленных пациентов, 73,2% крещеных и 70,9% всех пациентов в целом.

Рисунок 1. Вопрос: «Вы заметили какие-либо изменения в себе, с тех пор как стали молиться /ходить в церковь ?».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором месте суммарный ответ «нет» и «никаких изменений в себе не заметил», соответственно, 8,4%, 15,8%, 14,5%.

Стали чувствовать себя хуже (нервознее, подавленно, появился страх и проч.) 0,5% крещеных и 0,9% всех пациентов в целом (за пределами точности измерений). Среди воцерковленных таких респондентов не нашлось. Пропустили ответ или выбрали ответ «другое» без каких-либо объяснений 3,6% воцерковленных, 10,4% крещеных и 13,6% всех в целом респондентов.

Экспертная оценка

Результаты опроса экспертов стационара (ИКБ №2) показали, что наше утверждение о положительном влиянии духовного попечения на физическое и эмоциональное состояние ВИЧ-инфицированных пациентов было обоснованным. Ниже на рис. 2 показано, как распределились ответы экспертов на один из главных вопросов анкеты: «Наблюдаются ли у больных какие-либо изменения физического состояния после беседы со священником или посещения церкви?».

Рисунок 2. Вопрос: «Наблюдаются ли у больных какие-либо изменения физического состояния после беседы со священником или посещения церкви?» Варианты ответов:

А - да, они становятся спокойнее, общительнее, веселее, спокойней сон и пр.положительные признаки; Б - да, они лучше реагируют на лекарства, которые принимают; В -нет связи: у некоторых есть положительные изменения,

но есть и такие, у которых были отрицательные изменения; Г - нет изменений, но им нравится посещать службы; Д - нет никаких изменений; Е - нет отличий от тех, кто не ходит в церковь или общается со священником; Ж - изменения в худшую сторону: они становятся более замкнутые (плохо спят, раздражительные и пр.); З - другое; И - не знаю; К - пропущен.

Варианты ответов респондентов обозначены на графике кириллическими буквами под горизонтальной осью. На вертикальной оси графика показано число респондентов от общего числа опрошенных в процентах, выбравших тот или иной ответ. В правой части рисунка разными цветами обозначены категории экспертов, участвовавших в опросе.

Ответ «да, они становятся более спокойными, общительными, веселыми; у них спокойней сон и пр. положительные признаки» оказался доминирующим на этот вопрос. Его выбрали 61,3% всех экспертов. Прежде всего это все заведующие отделениями; половина всех врачей-специалистов; врач-гинеколог; три из пяти инфекционистов; а также три из четырех сестер милосердия; три из пяти старших медсестер; священник больничного храма и один из двух социальных работников. Осторожно высказались врачи психологи/психиатры: только один из четырех предпочел выбрать этот ответ.

Очень важно отметить, что ни один из опрошенных экспертов не выбрал ответы «нет никаких изменений» или «изменения в худшую сторону».

Обошли эксперты стороной и ответ «да, они лучше реагируют на лекарства, которые принимают». Объясняется это тем, что в стационаре не проводилось соответствующих исследований. Однако в мировой практике такие исследования проводились, и хотя исследования проводились не с ВИЧ-инфицированными пациентами, в них отмечается полезное влияние религиозных практик на прием пациентами лекарств [9, 11].

Суммарный ответ «не знаю» (одна сестра милосердия и один психолог/психиатр) и «пропущен» (один священник, один социальный работник и три добровольца) по частоте встречаемости в этом опросе занял второе место. Предпочли один из этих ответов те эксперты, в компетенцию которых не входили непосредственно лечебные функции в ВИЧ-отделениях или которые никогда не обращали внимания на реакцию пациентов на духовное попечение.

Заключение. Исследование показало, что 83% ВИЧ-инфицированных пациентов ИКБ №2 крещены в Православии, и 86% из них - воцерковлены. Несмотря на то, что для большинства пациентов воцерковленность ограничивается лишь знанием и регулярным чтением 1-2 молитв, почти все они размышляют о смысле бытия, считают, что человеческая жизнь управляется не только Богом, но и сам человек, обладая свободной волей, влияет на нее и свою судьбу. Большинство пациентов (60%) считают, что о смысле жизни следует разговаривать со священником, и лучше всего - с православным священником.

в У X

ДА

>

ö-X

т гп А

о п m

т;

о

m

о т; О

О

З

Д О -о О ГО Ö-Я

При этом сами пациенты считают, что смысл жизни - это прежде всего семья и дети (57% -60%) и Бог (42% - 58%), и жить следует ради семейных ценностей и детей (71% - 74%), любви (36% - 42%) и спасения души (36% - 53%). Во всех случаях воцерковленные пациенты голосуют за эти ответы с максимальным предпочтением, по сравнению с другими. И если крещеные и все пациенты в целом ставят Бога в качестве жизненной опоры только на четвертое место (после семьи, стабильного заработка и друзей), то воцерковленные - на второе место, сразу после семьи.

У большинства пациентов постановка диагноза ВИЧ изменила их жизненные приоритеты. Если до ВИЧ-диагноза приоритеты выстраивались в убывающей последовательности «семья и дети», «здоровье», «работа/бизнес», «материальный достаток», «половые взаимоотношения», «пожить в свое удовольствие», «хорошее образование», то после получения диагноза ВИЧ на первое место вышла потребность вылечиться, а на третье (после семьи и детей и их здоровья) -не потерять силы. Актуальным стало «не потерять работу», «найти средства существования» и «найти работу». Выделились респонденты, заявившие, что у них в жизни «ничего не осталось, кроме Бога» (около 4%-12%). Больше всего таких респондентов оказалось среди во-церковленных: 12%.

70% всех пациентов отметили улучшение своего состояния, с тех пор, как стали молиться дома или ходить в храм: стали спокойней, уравновешенней, уверенней в себе и пр. У воцерковленных этот показатель 88%.

Пользу духовного попечения ВИЧ-инфицированных пациентов отметили и эксперты стационара. По общему мнению большинства экспертов ИКБ №2 (61,3%), духовное общение со священником и посещение церковных служб положительно сказывается на самочувствие пациентов: они становятся спокойнее, общительнее, веселее, у них улучшается сон (становится спокойнее) - всё это улучшает общее состояние пациентов. Ни один из экспертов не выбрал ответы «Нет никаких изменений» и «Изменения в худшую сторону...».

Ответы пациентов стационара показали, что потребность в пастырском попечении у ВИЧ-инфицированных пациентов очень высокая. Это все, кто выбрал ответ «опора в вере в Бога; в Боге» (от 40% до 55% в разных группах исследования); 35%-58% пациентов, которые считают, что «смысл жизни в Боге» и в «спасение души» и те, кто считает, что о смысле жизни следует разговаривать со священником (от 60% до 77%). „ Но еще большая потребность в духовном попе-с чении у тех 10%-11% пациентов, которые отве-© тили, что «нет никакой опоры; хочу отклю-оТ читься от всего». Это та категория пациентов, о которая находится в состоянии уныния и отчая-^ ния, что ведет к развитию депрессии со всеми ее 2 последствиями.

Поэтому духовное попечение ВИЧ-инфицированных людей можно рассматривать составной частью антивирусной терапии.

Литература

1. Антоний (Кадышев А.С.), игум. Влияние духовного попечения на физическое и эмоциональное состояние ВИЧ-инфицированных пациентов ИКБ №2 / Успехи современной науки и образования. 2016. № 6. Т. 4. Белгород: «Эпицентр», 2016. С. 131-134.

2. Бартлетт Дж., Редфилд Р., Фам П., Мазус А. И. Клинические аспекты ВИЧ-инфекции. М. : ГРАНАТ, 2013. 696 с.

3. Кадышев А.С. (игумен Антоний). Проблемы духовного попечения ВИЧ-инфицированных больных в условиях стационара. XII международной научно-практической конференции: Научные перспективы XXI века. «Достижения и перспективы нового столетия». Медицинские науки./ МНИ "Educatio" - г. Новосибирск: "Educatio", 2015. №5 (12). - С. 32-35.

4. Кадышев А. С. (игумен Антоний). «Актуальные проблемы пастырской работы священников Русской Православной Церкви с ВИЧ-инфицированными пациентами в условиях стационара»: дисс. на соискание уч. звания канд. богословия: защищена 06.03.2018: утв. 16.04.2018. М.: 2018: С. 370.

5. Кирилл (Гундяев), митр. Выступление председателя Отдела внешних церковных связей, Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Взаимодействие религиозных конфессий России в области ВИЧ/СПИДа» (Москва, 18-19 ноября 2008 года). Москва: 2009. С. 12-18.

6. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. M.: «София», 2001. 110 с.

7. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Минск: Изд.: Белорусская Православная Церковь, 2015. - 191 с.

8. Щербатых Ю. В. Психология страха. М. : Эксмо, 2005. 205 с.

9. Balboni T.A., Paulk M.E., Balboni M.J., et al. Provision of spiritual care to patients with advanced cancer: associations with medical care and quality of life near death. // J. Clin Oncol. - 2010. -V. 28(3). -P. 445 - 452.

10. Bland, M. An Introduction to Medical Statistics // 3rd. ed. Oxford: Oxford University Press, 2000. [http://www.pubhealth.spb.ru/COPC/STATSH/ssize.ht m, accessed on 07.11.2014].

11. Phelps A. C., Maciejewski P. K., Nilsson M., et al. Religious coping and use of intensive life-prolonging care near death in patients with advanced cancer // JMA. - 2009. -V. 301(11). -P.1140-1147.

Spiritual problems of HIV-infected hospital patients and possibilities to overcome them

Kadyshev А.Б.

Ss Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and

Doctoral Studies in Moscow The article discusses some spiritual problems and experiences of

HIV-infected patients in the ICD No. 2 of Moscow at the stages

of their adaptation to the diagnosis. To identify the nature of these problems, a survey was conducted of both patients and doctors and staff. An analysis of the data showed that more than 70% of patients in the hospital believe in God, are interested in issues of being, but they themselves are afraid to initiate such conversations. Changes in the life priorities of patients after being diagnosed with HIV are noted. The most painful questions of the spiritual content of the patients in the hospital are about the meaning of life, about happiness, about God; what can be the support in life; can a person control his fate. Regardless of their churching, most patients believe that the Orthodox priest can best describe the meaning of life. Studies have shown that the spiritual care of HIV-infected hospital patients has a beneficial effect on their physical and emotional state. This opinion was expressed by both HIV-infected patients and hospital experts, which indicates the need for an active presence of the priest in HIV departments. The spiritual care of HIV-infected people can be considered as an important component of antiviral therapy.

Keywords: HIV-infected patients, inchurched patients, spiritual issues, life priorities, sense of life, adjustment to diagnosis.

References

1. Antonij (Kady'shev A.S.), igum. Vliyanie duxovnogo popech-eniya na fizicheskoe i e'mocional'noe sostoyanie VICh-inficirovanny'x pacientov IKB №2 / Uspexi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. № 6. T. 4. Belgorod: «E'picentr», 2016. S. 131-134.

2. Bartlett Dzh., Redfild R., Fam P., Mazus A. I. Klinicheskie aspekty' VICh-infekcii. M. : GRANAT, 2013. 696 s.

3. Balboni T.A., Paulk M.E., Balboni M.J., et al. Provision of spiritual care to patients with advanced cancer: associations with medical care and quality of life near death // J. Clin Oncol. -2010. - V. 28(3). - P. 445 - 452.

4. Bland, M. An Introduction to Medical Statistics // 3rd. ed. Oxford: Oxford University Press, 2000. [http://www.pubhealth.spb.ru/COPC/STATSH/ssize.htm, accessed on 07.11.2014].

5. Kady'shev A.S. (igumen Antonij). Problemy' duxovnogo popeche-niya VICh-inficirovanny'x bol'ny'x v usloviyax stacionara. XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Nauchny'e perspektivy' XXI veka. «Dostizheniya i perspektivy' novogo stoletiya». Medicinskie nauki / MNI "Educatio" - g. Novosibirsk: "Educatio", 2015. №5 (12). - S. 32-35.

6. Kady'shev A. S. (igumen Antonij). «Aktual'ny'e problemy' pasty'rskoj raboty' svyashhennikov Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi s VICh-inficirovanny'mi pacientami v usloviyax staciona-ra»: diss. na soiskanie uch. zvaniya kand. bogosloviya: zash-hishhena 06.03.2018: utv. 16.04.2018. M.: 2018: S. 370.

7. Kirill (Gundyaev), mitr. Vy'stuplenie predsedatelya Otdela vneshnix cerkovny'x svyazej, Moskovskogo Patriarxata mitropolita Smolenskogo i Kaliningradskogo Kirilla na konferencii «Vzaimodejstvie religiozny'x konfessij Rossii v oblasti VICh/SPIDa» (Moskva, 18-19 noyabrya 2008 goda). Moskva: 2009. S. 12-18.

8. Kyubler-Ross E'. O smerti i umiranii. M.: «Sofiya», 2001. 110 s.

9. Phelps A.C., Maciejewski P. K., Nilsson M., et. al. Religious coping and use of intensive life-prolonging care near death in patients with advanced cancer. // JMA. - 2009. - V. 301(11). -P. 1140-1147.

10. Shherbaty'x Yu. V. Psixologiya straxa. M.: E'ksmo, 2005. 205 s.

11. Svt. Luka (Voino-Iasenetskii). Dukh, dusha i telo. - Minsk:, Izd.: Belorusskaia Pravoslavnaia Tserkov', 2015. - 191 s.

©

y

X G

m

X

H

A

^

o-

X

tr

m

A

o

ZI

m

T;

h

tr

n

o

s

X

s

-C

m

o

T;

O

-i

O

3

G

O

■o

O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DO

tr

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.