Научная статья на тему 'Стигма и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ: взгляд студентов-медиков'

Стигма и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ: взгляд студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
524
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / СТИГМАТИЗАЦИЯ / HIV-INFECTION / MEDICAL STUDENTS / STIGMATIZATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Хрянин Алексей Алексеевич, Решетников Олег Вадимович, Бочарова Валентина Константиновна, Шпикс Татьяна Александровна, Русских Мария Викторовна

Западная Сибирь является одним из основных регионов с большим количеством ВИЧ-инфицированных лиц. Участковые терапевты ключевое звено, которое осуществляет первый контакт с ВИЧ-инфицированными. Однако пока не ясно, насколько врачи общей практики готовы к работе с ВИЧ-инфицированными лицами. В свою очередь, эффективное взаимодействие врача с пациентом может оказаться решающим в формировании позитивного отношения пациента к лечению и в значительной степени повлиять на эффективность будущих лечебных мероприятий. Исследование, результаты которого представлены в статье, было проведено в 2017 г. путем анонимного анкетирования. В исследовании приняло участие 334 студента 4-го курса лечебного и педиатрического факультетов Новосибирского государственного медицинского университета. Для опроса была использована адаптированная анкета, созданная на основе типового опросника ЮНЭЙДС (UNAIDS Joint United Programme on HIV/AIDS). Обнаружено, что студенты-медики не осуждают ВИЧ-инфицированных людей. Они не считают, что люди с положительным ВИЧ-статусом обязательно ведут себя безнравственно и поэтому заслуживают это заболевание. Они готовы помогать этим пациентам, хотя сами при этом испытывают страх заражения во время лечебных манипуляций. Установлено незнание ряда правовых вопросов, касающихся ВИЧ-инфицированных пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Хрянин Алексей Алексеевич, Решетников Олег Вадимович, Бочарова Валентина Константиновна, Шпикс Татьяна Александровна, Русских Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stigma and discrimination against people living with hiv: the view of medical students

Western Siberia is one of the main regions with a large number of HIV-infected people. District therapists are the key link that makes the first contact with HIV-infected people. However, it is not yet clear how ready General practitioners are to work with HIV-infected persons. In turn, the effective interaction of the doctor with the patient can be decisive in the formation of a positive attitude of the patient to treatment and significantly affect the effectiveness of future therapeutic measures. The study, the results of which are presented in the article, was conducted in 2017 using an anonymous survey. The study involved 334 students of the 4th year of medical and pediatric faculties of the Novosibirsk State Medical University. An adapted questionnaire based on the UNAIDS (Joint United Programme on HIV/AIDS) model questionnaire was used for the survey. It was found that medical students do not condemn HIV-infected people. They do not believe that people with HIV-positive status necessarily behave immorally and therefore deserve the disease. They are ready to help these patients, although they themselves have a fear of infection during medical manipulations. Ignorance of a number of legal issues concerning HIV-infected patients is established.

Текст научной работы на тему «Стигма и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ: взгляд студентов-медиков»

УДК 616.98:578.828.6]+316.6

Стигма и дискриминация в отношении людей, живущих с БНЧ: взгляд студентов-медиков

Хрянин А.А.1, 2, Решетников О.В.3, Бочарова В.К.1, Шпикс Т.А.1, Русских М.В.1, Евстропов А.Н.1, Маринкин И.О.1

'ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России 2РОО «Ассоциация акушеров-гинекологов и дерматовенерологов» (Новосибирск)

3НИИ терапии и профилактической медицины — филиал ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики СО РАН» (Новосибирск)

Stigma and discrimination against people living with HIV: the view of medical students

Khryanin А.А.1, 2, Reshetnikov O.V.3, Bocharova V.K.1, Shpiks Т.А.1, Russkikh M.V.1, Evstropov A.N.1, Marinkin I.O.1

'Novosibirsk State Medical University

2Regional Public Organization "Association of Obstetricians-gynecologists and Dermatovenereologists" (Novosibirsk) 3Research Institute of Internal and Preventive Medicine (Novosibirsk)

АННОТАЦИЯ

Западная Сибирь является одним из основных регионов с большим количеством ВИЧ-инфицированных лиц. Участковые терапевты — ключевое звено, которое осуществляет первый контакт с ВИЧ-инфицированными. Однако пока не ясно, насколько врачи общей практики готовы к работе с ВИЧ-инфицированными лицами. В свою очередь, эффективное взаимодействие врача с пациентом может оказаться решающим в формировании позитивного отношения пациента к лечению и в значительной степени повлиять на эффективность будущих лечебных мероприятий.

Исследование, результаты которого представлены в статье, было проведено в 2017 г. путем анонимного анкетирования. В исследовании приняло участие 334 студента 4-го курса лечебного и педиатрического факультетов Новосибирского государственного медицинского университета. Для опроса была использована адаптированная анкета, созданная на основе типового опросника ЮНЭЙДС (UNAIDS — Joint United Programme on HIV/AIDS). Обнаружено, что студенты-медики не осуждают ВИЧ-инфицированных людей. Они не считают, что люди с положительным ВИЧ-статусом обязательно ведут себя безнравственно и поэтому заслуживают это заболевание. Они готовы помогать этим пациентам, хотя сами при этом испытывают страх заражения во время лечебных манипуляций. Установлено незнание ряда правовых вопросов, касающихся ВИЧ-инфицированных пациентов.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, студенты-медики, стигматизация.

ABSTRACT

Western Siberia is one of the main regions with a large number of HIV-infected people. District therapists are the key link that makes the first contact with HIV-infected people. However, it is not yet clear how ready General practitioners are to work with HIV-infected persons. In turn, the effective interaction of the doctor with the patient can be decisive in the formation of a positive attitude of the patient to treatment and significantly affect the effectiveness of future therapeutic measures.

The study, the results of which are presented in the article, was conducted in 2017 using an anonymous survey. The study involved 334 students of the 4th year of medical and pediatric faculties of the Novosibirsk State Medical University. An adapted questionnaire based on the UNAIDS (Joint United Programme on HIV/AIDS) model questionnaire was used for the survey. It was found that medical students do not condemn HIV-infected people. They do not believe that people

Поступила 25.06.2018 Принята 15.07.2018

*Автор, ответственный за переписку

Хрянин Алексей Алексеевич: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России. 630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52 E-mail: khryanin@mail.ru

Received 25.06.2018 Accepted 15.07.2018

*Corresponding author

Khryanin Aleksey Alekseyevich: Novosibirsk State Medical University, 52, Krasny Prospect, Novosibirsk, 630091, Russia. E-mail: khryanin@mail.ru

with HIV-positive status necessarily behave immorally and therefore deserve the disease. They are ready to help these patients, although they themselves have a fear of infection during medical manipulations. Ignorance of a number of legal issues concerning HIV-infected patients is established.

Keywords: HIV-infection, medical students, stigmatization.

ВВЕДЕНИЕ

«Стигма (от др.-греч. атуда «знак, клеймо, татуировка, пятно, отметина»), связанная с ВИЧ, проникает во все сферы жизни людей, живущих с ВИЧ. Стигма ставит клеймо: эти люди другие, это позор... Стигма проявляется в дискриминирующем, а подчас и в насильственно грубом отношении к людям, живущим с ВИЧ, их семьям и ко всем остальным, кто затронут эпидемией ВИЧ-инфекции». Такими словами начинается отчет об исследовании под названием «People Living with HIV Stigma Index: Asia Pacific Regional Analysis» («Индекс стигмы людей, живущих с ВИЧ: анализ по Азиатско-Тихоокеанскому региону»), представленный на 10-м Международном конгрессе по СПИДу в Азии и Тихоокеанском регионе (ICAAP-10) [1].

С 1987 г. в России идет неуклонный, быстро прогрессирующий рост числа людей, зараженных ВИЧ [2, 3]. На 01.01.2017 в России проживало свыше 840 тыс. чел., инфицированных ВИЧ [4]. Основными лидирующими путями передачи ВИЧ в России являются парентеральный контакт при употреблении наркотиков и гетеросексуальный контакт. В связи с таким неуклонным ростом числа ВИЧ-инфицированных возникает проблема стигматизации, дискриминации ВИЧ-больных. В некоторых странах уже задокументирован отказ в медицинской помощи ВИЧ-больным [5]. Со слов опрашиваемых в исследовании индекса стигмы из Новосибирска, ВИЧ-положительным людям также приходилось сталкиваться с различными вариантами дискриминации, в том числе и с отказом в медицинской помощи по причине их ВИЧ-статуса [6].

Негативное отношение к ВИЧ-инфицированным со стороны медицинских работников проявляется в изоляции этих пациентов, нарушении конфиденциальности, отказе в медицинской помощи, тестировании на ВИЧ без позволения самого пациента. Такое поведение объясняется наличием множества заблуждений и ошибочных стереотипов относительно ВИЧ-инфекции, нехваткой знаний и обычным страхом [7]. Существует ряд исследований, показывающих, что качественные знания о ВИЧ, путях его передачи, полученные в университете, приводят к снижению стигматизированного отношения к ВИЧ-инфицированным [8, 9].

INTRODUCTION

"The stigma (from ancient Greek oxtY^a means "sign, mark, tattoo, spot"), associated with HIV, penetrates into all spheres of life of people living with HIV. Stigma marks people as different and that's a shame... Stigma manifests itself in discriminatory, and sometimes violent, attitudes towards people living with HIV, their families and everyone else affected by the HIV epidemic." In these words, the report on the study entitled "People Living with HIV Stigma Index: Asia Pacific Regional Analysis", presented at the 10th international AIDS Congress in Asia and the Pacific (ICAAP-10), begins [1].

Since 1987 in Russia there is a steady, rapidly progressive increase in the number of people infected with HIV [2, 3]. By 01.01.2017 over 840 thousand people infected with HIV lived in Russia [4]. The main leading routes of HIV transmission in Russia are parenteral drug use and heterosexual contact. This steady increase in the number of HIV-infected people raises the problem of stigma and discrimination against HIV-infected people. In some countries, denial of medical care to HIV patients has already been documented [5]. According to the respondents in the study of the stigma index in Novosibirsk, HIV-positive people also had to face various options of discrimination, including denial of medical care because of their HIV status [6].

The negative attitude of health workers to HIV-infected people is manifested in the isolation of these patients, violation of confidentiality, denial of medical care, testing for HIV without the permission of the patient. This behavior is explained by the presence of many misconceptions and erroneous stereotypes about HIV-infection, lack of knowledge and usual fear [7]. There are a number of studies that show that qualitative knowledge about HIV, the ways of its transmission obtained at the University leads to a decrease in stigmatized attitude to HIV-infected [8, 9].

AIM OF THE RESEARCH

Assessment of knowledge and attitude of medical students to HIV-infected.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка знаний и отношения студентов медицинского вуза к ВИЧ-инфицированным.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование было проведено в 2017 г. путем анонимного анкетирования. В исследовании приняло участие 334 студента 4-го курса лечебного и педиатрического факультета Новосибирского государственного медицинского университета. Лечебный факультет: всего 209 студентов, среди них 69 юношей, 140 девушек; педиатрический факультет: всего 125 студентов, среди них 40 юношей, 85 девушек.

Для опроса была использована адаптированная анкета, созданная на основе типового опросника ЮНЭЙДС (UNAIDS - Joint United Programme on HIV/AIDS) [10]. Анкета содержала 2 части. Первая часть состояла из вопросов, касающихся социальных данных и основных источников получения знаний на тему ВИЧ/СПИД. Вторая часть состояла из двух подгрупп вопросов. Первой группой вопросов оценивались убеждения респондента относительно тестирования, конфиденциальности, раскрытия информации и условиях оказания помощи пациентам с ВИЧ/СПИД, а второй группой - отношение к оказанию помощи пациенту с ВИЧ/СПИД. Также оценивались отношение студентов к самим ВИЧ-положительным людям и информированность студентов в отношении ВИЧ-инфекции и путей ее распространения. Анализ данных, полученных в процессе анкетирования, проводился с помощью программы статистического анализа. Оценивались критерий хи-квадрат (х2) и независимый t-критерий Стьюден-та. Статистическая значимость была установлена какр < 0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Опрос показал, что основным источником информации для студентов является Интернет. Данный вид получения информации выбрало большинство студентов (71.3 %), что не удивительно, учитывая скорость появления новой информации в Интернете и приверженность современной молодежи к поиску необходимых сведений в электронных источниках. Вторым по популярности способом получения знаний для студентов обоих факультетов явилось знакомство с результатами научных исследований, посвященных ВИЧ/СПИД (45.2 %). Следующим по популярности методом получения информации о ВИЧ/СПИД оказалось участие в мероприятиях, посвященных данной тематике (36.2 %). Чтение

MATERIALS AND METHODS

The study was conducted in 2017 by anonymous questioning. The study involved 334 students of the 4th course of medical and pediatric faculty of the Novosibirsk State Medical University. Medical faculty: a total of 209 students, among them 69 boys, 140 girls; faculty of pediatrics: a total of 125 students, among them 40 boys, 85 girls.

For the survey an adapted questionnaire was used, created on the basis of the UNAIDS (Joint United Programme on HIV/AIDS) model questionnaire [10]. The questionnaire contained 2 parts. The first part consisted of questions relating to social data and the main sources of knowledge on HIV/AIDS. The second part consisted of two subgroups of questions. The first group of questions assessed the respondent's beliefs about testing, confidentiality, disclosure and conditions of care for patients with HIV/AIDS, and the second group — attitude to care for patients with HIV/AIDS. The attitude of students to HIV-positive people themselves and the awareness of students about HIV-infection and ways of its spread were also evaluated. The analysis of the data obtained during the survey was carried out with the help of a statistical analysis program. The chi-square test (x2) and the independent Student's t-test were evaluated. Statistical significance was established as p < 0.05.

RESULTS AND DISCUSSION

The survey showed that the main source of information for students is the Internet. This type of information was chosen by the majority of students (71.3 %), which is not surprising if we take into account the speed of the emergence of new information on the Internet and the commitment of today's youth to search for the necessary information in electronic sources. The second most popular way of obtaining knowledge for students of both faculties was to get acquainted with the results of scientific research on HIV/AIDS (45.2 %). The next popular method of obtaining information on HIV/AIDS was to participate in activities on the subject (36.2 %). Reading magazines, books was not very popular among students. Speaking about the practical experience of communication with HIV-infected people, 29.6 % of the surveyed students provided assistance to a person with HIV/AIDS, while only 21.3 % of students took courses to help a person with HIV/AIDS. A similar situation is observed not only in our country. There is evidence that, for example, in Malaysia, students also lack practical experience, however,

Таблица 1. Этические убеждения учащихся в области здравоохранения о тестировании, конфиденциальности и раскрытии информации, а также условиях оказания помощи пациентам с ВИЧ/СПИД

Table 1. Students' ethical beliefs in health care about testing, confidentiality, disclosure of information and the conditions of care for patients with HIV/AIDS

Утверждение / Statement

Согласен Agree

Равнодушен Indifferent

Не согласен Disagree

Существуют обстоятельства, при которых целесообразно тестировать пациента на ВИЧ/СПИД без его ведома или разрешения There are circumstances in which it is advisable to test a patient for HIV/ AIDS without his / her notification or permission

Все медицинские работники должны регулярно проходить обследование на ВИЧ/СПИД

All health workers must be regularly screened for HIV/AIDS

Тестирование на ВИЧ/СПИД должно регулярно проводиться как часть процесса приёма для всех пациентов

HIV/AIDS testing must be conducted regularly as part of the admission process for all patients

Родственники пациента должны быть уведомлены о ВИЧ-статусе пациента, даже без разрешения пациента на это

The patient's relatives must be notified of the HIV status of the patient, even without the patient's permission

Сексуальные партнёры пациентов с ВИЧ/СПИД должны быть уведомлены о статусе пациента, даже без разрешения пациента на это Sexual partners of patients with HIV/AIDS must be notified of the status of the patient, even without the patient's permission

Медицинский персонал несёт ответственность за информирование супруга/партнёра или друга/подруги о ВИЧ-статусе пациента The medical staff is responsible for informing the spouse/partner or friend about the HIV status of the patient

Палаты/кровати пациентов с ВИЧ/СПИД должны быть чётко обозначены, чтобы сотрудники больницы знали о статусе пациента The wards/beds of HIV/AIDS patients must be clearly marked so that hospital staff are aware of the patient's status

медицинские карты пациентов с ВИЧ/СПИД должны быть чётко обозначены, чтобы сотрудники больницы знали о статусе пациента Medical records of patients with HIV/AIDS must be clearly marked so that hospital staff are aware of the patient's status

291 (87 %) 19 (6 %)

ЗЗ1 (99 %) 307(91 %)

0 (0 %) 15 (5 %)

184 (55 %) 29 (9 %)

283 (85 %) 13 (4 %)

198 (59 %) 50 (15 %)

174 (52 %) 30 (9 %)

296 (89 %) 9 (2 %)

24 (7 %)

4 (1 %) 11 (4 %)

121 (36 %)

38 (11 %)

86 (26 %)

130 (39 %)

29 (9 %)

журналов, книг не пользовалось особой популярностью среди учащихся. Что касается практического опыта общения с ВИЧ-инфицированными, то 29.6 % опрошенных студентов оказывали помощь человеку с ВИЧ/СПИД, при этом только 21.3 % студентов проходили курсы по оказанию помощи лицу с ВИЧ/СПИД. Аналогичная ситуация наблюдается не только в нашей стране. Имеются данные, что, например, в Малайзии студенты также испытывают недостаток практического опыта, однако, в отличие от российских студентов, у них наблюдается довольно хорошая мотивированность к изучению данной темы [10].

Студенты практически единодушно считают, что тестирование на ВИЧ должно регулярно проводиться для всех пациентов как часть процесса врачебного приема (табл. 1). При этом большая часть обучающихся согласилась с тем, что можно тестировать пациента на ВИЧ без его ведома при

unlike Russian students, they have a fairly good motivation to study this topic [10].

Students almost unanimously believe that HIV testing should be carried out regularly for all patients as part of the process of medical admission (Table 1). However, most students agreed that it was possible to test a patient for HIV without his knowledge under certain circumstances. Also, students are sure that all health workers should be regularly tested for HIV.

The students agreed that health workers should be notified of the HIV status of the patient so that they can protect themselves. Most students expressed their disagreement (Table 2) with the possibility of admission of an HIV-infected medical worker to work in any field of health implying direct contact with the patient (63 %) and allowing them to perform invasive procedures (78 %).

8l

Медицинских работников с ВИЧ/СПИД следует допускать к рабо- 77 (23 %) 47 (14 %) 210 (63 %) те в любой сфере здравоохранения, которая подразумевает прямой контакт с пациентом

Health workers with HIV/AIDS should be allowed to work in any area of health care that involves direct contact with the patient

Медицинским работникам, инфицированным ВИЧ, должно быть 39 (12 %) 33 (10 %) 262 (78 %) разрешено выполнять инвазивные процедуры, такие как забор крови или инъекции

Health workers with HIV should be allowed to perform invasive procedures such as blood sampling or injections

Таблица 2. Убеждения студентов относительно политики в области здравоохранения для медицинских работников

Table 2. Students' conviction on health policy for health care professionals

,r , . . Согласен Равнодушен Не согласен

Утверждение / Statement

Agree Indifferent Disagree

Медицинских работников следует уведомлять о ВИЧ-статусе паци- 322 (97 %) 3 (1 %) 9 (2 %)

ента, чтобы они могли обезопасить себя

Health workers should be notified of a patient's HIV status so that they can protect themselves

определенных обстоятельствах. Также студенты уверены, что все медицинские работники должны проходить регулярное обследование на ВИЧ.

Студенты согласились с тем, что медицинских работников необходимо уведомлять о ВИЧ-статусе пациента, чтобы они могли обезопасить себя. Большинство студентов выразили свое несогласие (табл. 2) с возможностью допуска ВИЧ-инфицированного медицинского работника к работе в любой сфере здравоохранения, подразумевающей прямой контакт с пациентом (63 %), и разрешения им выполнения инвазивных процедур (78 %).

Большая часть студентов обеспокоена недостаточным обучением в вузе навыкам консультирования ВИЧ-инфицированных (табл. 3). Выявлены различия в утверждениях между студентами двух факультетов. Оказалось, что откажется от лечения больного с ВИЧ-инфекцией, в целях обезопасить себя, и попытается избежать ухода за таким больным большая часть студентов лечебного факультета, в то время как на педиатрическом факультете большинство студентов не отказались бы от помощи указанным пациентам (р < 0.001). При этом был выявлен парадоксальный факт: страх заразиться ВИЧ при оказании помощи ВИЧ-положительному пациенту чаще испытывают студенты педиатрического факультета (р < 0.001).

С утверждением о некомфортном ощущении себя в окружении ВИЧ-инфицированных согласилась примерно 1/3 всех студентов, 1/3 ответила равнодушием и еще 1/3 несогласием, без статистической разницы между факультетами. Призналось в том, что им было бы более комфортно оказывать помощь пациенту без ВИЧ-инфекции, большинство студентов, при этом на педиатрическом фа-

Most of the students are concerned about the lack of training in the skills of counseling HIV-in-fected people at the University (Table 3). Differences in statements between students of two faculties are revealed. It turned out that most of the students of the medical faculty would refuse to treat a patient with HIV-infection in order to protect themselves and would try to avoid caring for such a patient, while at the pediatric faculty most of the students would not refuse to help these patients (p < 0.001). At the same time, a paradoxical fact was revealed: the fear of infection HIV when helping an HIV-positive patient is more often experienced by students of the pediatric faculty (p < 0.001).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About 1/3 of all students agreed with the statement about uncomfortable feeling in the environment of HIV-infected, 1/3 were indifferent and 1/3 answered with disagreement, without statistical difference between faculties. The majority of students admitted that they would be more comfortable to care for a patient without HIV-infection, while there were more such students at the pediatric faculty (p < 0.001), although the majority of students would not feel discomfort when helping a family member with HIV-infection.

The opinion of students about people with HIV-positive status is presented in the Table 4. The generally positive attitude of students towards HIV-infected patients deserves attention. Students of both faculties disagreed with the statements that people with HIV/AIDS behave immorally and deserve this disease; that it is possible to determine the positive HIV status by the appearance of a per-

Таблица 3. Отношение студентов медицинского вуза к оказанию помощи больным с ВИЧ-инфекцией Table 3. The attitude of Medical University students to providing care to patients with HIV-infection

Утверждение / Statement

Согласен Равнодушен Не согласен Agree Indifferent Disagree

Я обеспокоен тем, что я недостаточно обучен надлежащим навыкам консультирования пациентов с ВИЧ-инфекцией I am concerned that I am not sufficiently trained to advise patients with HIV-infection

Я обеспокоен тем, что подвергаюсь порицанию моей семьёй, потому что должен оказывать помощь пациентам с ВИЧ-инфекцией I am concerned that I am being blamed by my family because I have to help patients with HIV

Я обеспокоен тем, что подвергаюсь порицанию моими друзьями, потому что должен оказывать помощь пациентам с ВИЧ-инфекцией I am concerned that I am being blamed by my friends because I have to help patients with HIV

мне было бы более комфортно оказывать помощь пациентам без ВИЧ-инфекции, чем пациентам с ВИЧ-инфекцией I would be more comfortable helping patients without HIV than patients with HIV

Я откажусь от лечения пациента с ВИЧ-инфекцией, в целях защиты себя и своей семьи

I will refuse to treat a patient with HIV in order to protect myself and my family

Я могу попытаться избежать ухода за больными ВИЧ/СПИД I can try to avoid caring for patients with HIV/AIDS

Я чувствую себя некомфортно в окружении людей, больных ВИЧ/ СПИД

I feel uncomfortable around people with HIV/AIDS

мне было бы некомфортно оказывать помощь члену семьи с ВИЧ-инфекцией

I would be uncomfortable helping a family member with HIV

Я боюсь заразиться ВИЧ, если мне приходится оказывать помощь больным с ВИЧ-инфекцией

I'm afraid of getting HIV if I have to help people with HIV

175 (52 %) 71 (21 %) 88 (27 %)

75 (22 %) 87 (26 %) 172 (52 %)

68 (20 %) 89 (27 %) 177 (53 %)

192 (57 %) 68 (20 %) 74 (23 %)

105 (31 %) 70 (21 %) 159 (48 %)

132 (39 %) 78 (23 %) 124 (38 %)

128 (38 %) 105 (31 %) 101 (31 %)

93 (28 %) 70 (21 %) 171 (51 %)

215 (64 %) 32 (9 %) 87 (27 %)

культете таких было больше (р < 0.001), хотя при оказании помощи члену семьи с ВИЧ-инфекцией большинство студентов не испытывало бы дискомфорта.

мнение студентов о лицах с ВИЧ-положительным статусом представлено в табл. 4. Заслуживает внимания установленное в целом позитивное отношение студентов к ВИЧ-инфицированным пациентам. Студенты обоих факультетов не согласились с утверждениями о том, что люди с ВИЧ/СПИД ведут себя безнравственно и заслуживают это заболевание; что можно определить положительный ВИЧ-статус по внешности человека; что лечение пациентов с ВИЧ — это бессмысленные траты ресурсов; что ближайшее окружение студентов порицает ВИЧ-положительных людей; что пациенты с ВИЧ в целом получают менее качественную медицинскую помощь. Опрашиваемые согласились с мнением о том, что человек, который выглядит здоровым, может быть инфи-

son; that treatment of patients with HIV is a waste of resources; that the immediate environment of students blames HIV-positive people; that HIV patients generally receive less quality care. The interviewees agreed with the view that a person who looks healthy may be infected with HIV; that most people perceive HIV-infected patients as social outcasts; that counseling can improve the quality of life of patients with HIV/AIDS, and treatment of opportunistic infections can prolong their lives.

Our work was the first multi-faceted study of the attitude of medical students to the problem of HIV-infected persons in the Russian Federation. The study revealed the main priorities of students in relation to various medical, ethical and legal aspects of HIV stigmatization.

The results were far from unambiguous. In general, medical students show a positive attitude to HIV-infected patients. They do not condemn these

Таблица 4. Мнение студентов медицинского вуза о людях с ВИЧ-положительным статусом Table 4. Opinion of Medical University students about people with HIV-positive status

Утверждение / Statement

Согласен Agree

Равнодушен Indifferent

Не согласен Disagree

Многие люди с ВИЧ/СПИДом ведут себя безнравственно и заслу- 33 (10 %) 56 (17 %) живают это заболевание

Many people with HIV/AIDS behave immorally and deserve the disease

Людям, инфицированным ВИЧ/СПИДом, стоит находиться в от- 152 (45 %) 59 (15 %) дельных палатах госпиталя/клиники

People infected with HIV/AIDS should stay in separate wards of the hospital / clinic

Положительный ВИЧ/СПИД статус человека можно определить по 35 (11 %) 22 (6 %) его/ее внешности

Positive HIV/AIDS person's status can be determined by his/her appearance

Человек, который выглядит здоровым, может быть инфицирован 319 (95 %) 7 (2 %) ВИЧ/СПИД

A person who looks healthy may be infected with HIV/AIDS

Лечение пациентов с ВИЧ/СПИД — это бессмысленные траты ре- 19 (6 %) 29 (9 %) сурсов

Treating patients with HIV/AIDS is a waste of resources

Большинство людей воспринимают ВИЧ/СПИД-инфицированных 250 (75 %) 47 (14 %) пациентов как изгоев

Most people perceive HIV/AIDS-infected patients as social outcasts

Мое окружение порицает людей с положительным ВИЧ/СПИД ста- 64 (19 %) 117 (35 %) тусом

My environment condemns people with HIV/AIDS-positive status

В целом пациенты с ВИЧ/СПИДом получают менее качественную 47 (14 %) 63 (19 %) медицинскую помощь

In general patients with HIV/AIDS receive less quality health care

Консультирование может улучшить качество жизни пациентов с 290 (87 %) 30 (9 %) ВИЧ/СПИДом

Counseling can improve the quality of life of HIV/AIDS patients

Лечение оппортунистических инфекций может продлить жизнь па- 296 (89 %) 28 (8 %) циента с ВИЧ/СПИДом

Treatment of opportunistic infections can prolong the life of a patient with HIV/AIDS

245 (73 %) 123 (40 %)

277(83 %)

8 (3 %) 286 (85 %) 37 (11 %) 153 (46 %) 224(67 %) 14 (4 %) 10 (3 %)

цирован ВИЧ; что большинство людей воспринимают ВИЧ-инфицированных как изгоев; что консультирование может улучшить качество жизни пациентов с ВИЧ/СПИД, а лечение оппортунистических инфекций может продлить их жизнь.

Наша работа явилась первым многоплановым исследованием отношения студентов-меди-ков к проблеме ВИЧ-инфицированных лиц в Российской Федерации. Исследование позволило выявить основные приоритеты студентов в отношении различных медицинских, этических и правовых аспектов стигматизации ВИЧ-инфи-цированных.

Полученные результаты оказались далеко не однозначными. В целом студенты-медики проявляют положительное отношение к ВИЧ-инфицированным пациентам. Они не осуждают этих людей, не считают, что люди с положительным ВИЧ-статусом обязательно ведут себя без-

people, do not believe that people with HIV-positive status necessarily behave immorally and therefore deserve this disease. This indicates the moral maturity of students, their understanding of the problem and the absence of biased and stereotypical thinking. And another important fact: the immediate environment of students does not blame people with HIV, which means that, most likely, it is the influence of students on their friends and relatives, the delivery of correct information allowed to form the right beliefs among their environment. The fact that students pointed out that the majority of people perceive HIV-infected people as social outcasts confirms the need to convey to society the correct information about HIV. The good news is that students support the treatment of HIV patients, not considering it a waste of resources. However, students

нравственно и поэтому заслуживают это заболевание. Это говорит о моральной зрелости студентов, их понимании проблемы и отсутствии предвзятого и стереотипного мышления. И еще один немаловажный факт: ближайшее окружение студентов не порицает людей с ВИЧ, а это значит, что, скорее всего, именно влияние самих учащихся на своих друзей и близких, донесение правильной информации позволило сформировать верные убеждения среди их окружения. Тот факт, что студенты указывали на то, что большая часть людей воспринимает ВИЧ-инфицированных как изгоев, подтверждает необходимость донесения до широких масс правильной информации о ВИЧ. Радует то, что студенты поддерживают лечение ВИЧ-больных, не считая это бессмысленной тратой ресурсов. Однако студенты обнаружили незнание правовых аспектов проблемы. Например, большинство студентов согласились с высказыванием о том, что все медицинские работники должны регулярно сдавать тест на ВИЧ. Также студенты подтвердили то, что считают приемлемым рутинное проведение анализа на ВИЧ при врачебном приеме всех пациентов. При этом в федеральном законе РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (ст. 7, п. 3, 6), как и в рекомендациях Центров по контролю и предупреждению заболеваний (США) (Centers for Disease Control and Prevention (USA)) прямо указано, что тестирование должно проводиться только с согласия пациентов после обширной консультации до и после тестирования [11, 12].

Также большинство студентов согласились с тем, что родственники ВИЧ-положительного пациента должны быть уведомлены о его статусе, даже без разрешения пациента. Это не соответствует законодательству РФ, так как статус пациента может быть оглашен другим гражданам, в том числе его родственникам, только с явного согласия пациента [13].

Обнаружена готовность наших студентов сообщать о ВИЧ-статусе сексуальным партнерам пациента без разрешения последнего. Это еще одно нарушение сложившихся правил в России, по которым супруг/супруга пациента может быть проинформирована о статусе последнего, только если он сам не хочет говорить об этом и при условии получения согласия от пациента. Аналогично большинство студентов согласилось с маркировкой палат/коек ВИЧ-инфицированных.

Ответы на вопросы анкеты указывают на то, что большая часть студентов испытывает страх заразиться при оказании помощи ВИЧ-инфицированным. Этим страхом ряд опрошенных студентов лечебного факультета объяснили готовность уклониться от помощи ВИЧ-положительным пациентам. Интересно, что студенты педиатрического

found ignorance of the legal aspects of the problem. For example, the majority of students agreed with the statement that all health workers should be regularly tested for HIV. Students also confirmed what is considered acceptable routine HIV testing in medical reception all patients. While in the Federal law of the Russian Federation from March 30, 1995 No. 38-FZ (article 7, paragraph 3, 6), as in the recommendations of the Centers for Disease Control and Prevention (USA), it is expressly stated that testing should only be carried out with the consent of patients after extensive consultation before and after testing [11, 12].

Also, most students agreed that relatives of an HIV-positive patient should be notified of their status, even without the patient's permission. This does not comply with Russian legislation, as the patient's status can be disclosed to other citizens, including his relatives, only with the explicit consent of the patient [13].

The readiness of our students to report HIV status to sexual partners of the patient without the permission of the latter was found. This is another violation of the existing rules in Russia, according to which the spouse of the patient can be informed about the status of the infected only if he does not want to talk about it and subject to the consent of the patient. Similarly, most students agreed with the marking of HIV-infected wards/beds.

The answers to the questionnaire indicate that most students have a fear of infection HIV while providing assistance to HIV-infected people. With this fear, a number of interviewed students of the medical faculty explained their willingness to avoid helping HIV-positive patients. Interestingly, the students of the pediatric faculty, despite an even stronger fear of infection, said that they would not refuse it to help HIV-infected patients.

CONCLUSION

The study found that medical students do not condemn HIV-infected people, but they have a fear of infection, which leads to refusal to help HIV-positive patients. It was found that students have mostly incorrect notions regarding testing, confidentiality, disclosure of information and conditions of care for people with HIV-infection, which do not comply with regulatory acts. The attitude to the provision of medical care to HIV-patients is also quite unfavorable. The results prove the need to expand and complement this topic in the training programs of medical students.

факультета, несмотря на еще более выраженный страх заражения, заявили, что не откажутся он помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.

В ходе исследования установлено, что студенты медицинского вуза не осуждают ВИЧ-инфицированных людей, однако они испытывают страх заражения, что приводит к отказу от помощи ВИЧ-позитивным пациентам. Обнаружено, что студенты имеют в основном неверные установки в отношении тестирования, конфиденциальности, раскрытия информации и условий оказания помощи людям с ВИЧ-инфекцией, которые не соответствуют нормативным законодательным актам. Отношение к оказанию медицинской помощи ВИЧ-больным также довольно неблагоприятное. Полученные результаты доказывают необходимость расширения и дополнения данной темы в обучающих программах студентов медицинских вузов.

заключение

В ходе исследования установлено, что студенты медицинского вуза не осуждают ВИЧ-инфицированных людей, однако они испытывают страх заражения, что приводит к отказу от помощи ВИЧ-позитивным пациентам. Обнаружено, что студенты имеют в основном неверные установки в отношении тестирования, конфиденциальности, раскрытия информации и усло-

список литературы

1. Stigma and discrimination against people living with HIV remains wide spred in Asia and the Pacific: report shows. URL: http://www.unaids.org/ru/resources/ presscentre/ featurestories/20ll/august/20ll0829 stigmaindex. Дата обращения: 08.11.2018.

2. Елькина И.А. Зависимость эпидемической обстановки по туберкулезу от ситуации по ВИЧ-инфекции в г. Кемерово / / Journal of Siberian Medical Sciences. 2018. № 1. С. 49-55.

3. Краснова Е.И., Хохлова Н.И., Проворова В.В., Ульянова Я.С., Филина Е.И. Анализ эпидемиологических данных по ВИЧ-инфекции на современном этапе / / Journal of Siberian Medical Sciences. 2018. № 1. С. 84-95.

4. Здравоохранение в России 2017: Стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики. М., 2017. С. 43. URL: gks.ru/free_doc/ doc_2017/zdrav17.pdf. Дата обращения: 08.11.2018.

5. UNAIDS Global Report. UNAIDS Report on the global AIDS epidemic 2010. URL: http://www.unaids.org/glo-balreport/ global report.htm. Дата обращения: 08.11.2018.

6. Камалдинов Д.О., Касик Е.П., Уфимцев Д.Г. и др. Индекс стигмы людей, живущих с ВИЧ. Отчет по результатам социологического исследования. Новосибирск, 2014.

7. Parker R., Aggleton P., Attawell K., Pulerwitz J., Brown L. HIV/AIDS-related stigma and discrimination: A conceptual framework and an agenda for action. Population Council, Washington, DC, USA, 2002. 28 p.

Thanks. The authors express their gratitude for active participation in questioning following students: Kovalenko G.A., Litohina M.A., Sukharev F.A., Tolmashova O.P., Horunzhiy S.S., Suleymano-va J.I.

conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

вий оказания помощи людям с ВИЧ-инфекцией, которые не соответствуют нормативным законодательным актам. Отношение к оказанию медицинской помощи ВИЧ-больным также довольно неблагоприятное. Полученные результаты доказывают необходимость расширения и дополнения данной темы в обучающих программах студентов медицинских вузов.

Благодарности. Авторы выражают благодарность за активное участие в проведении анкетирования следующим студентам: Коваленко Г.А., Литохиной М.А., Сухареву Ф.А., Толмашовой

0.П., Хорунжий С.С., Сулеймановой Ж.И.

конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Stigma and discrimination against people living with HIV remains wide spread in Asia and the Pacific: report shows (2011). Retrieved November 8, 2018, from http: //www.unaids.org/ru/resources/presscentre / featurestories/2011/august/20110829stigmaindex.

2. El'kina I.A. (2018). Dependence of tuberculosis epidemic situation on HIV-infection in Kemerovo. Journal of Siberian Medical Sciences, 1, 49-55.

3. Krasnova E.I., Khokhlova N.I., Provorova V.V., Ul'yanova Ya.S., Filina E.I. (2018). Analysis of present-day HIV-infection epidemiological data. Journal of Siberian Medical Sciences, 1, 84-95.

4. Health Care in Russia 2017 (2017). Moscow: Federal State Statistics Service, 43. Retrieved November 8, 2018 from URL: gks.ru/free_doc/ doc_2017/zdrav17. pdf.

5. UNAIDS Global Report. UNAIDS report on the global AIDS epidemic 2010 (2010). Retrieved November 8, 2018, from http://www.unaids.org/globalreport/glob-al report.htm.

6. Kamaldinov D.O., Kasik E.P., Ufimtsev D.G et al. (2014). Stigma Index of People Living with HIV. Report on the Results of Sociological Research. Novosibirsk. In Russ.

7. Parker R., Aggleton P., Attawell K., Pulerwitz J., Brown L. (2002). HIV/AIDS-related Stigma and Discrimination: A Conceptual Framework and an Agenda for Action. Washington: Population Council, 28 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chan K.Y., Yang Y., Li Z.R., Stoove M.A., Reidpath D.D. Interrelationships between HIV/ AIDS and risk behavior prejudice among medical students in Southern China // Curr. HIV Res. 2009. Vol. 7 (6). P. 606-611.

9. Tan X., Pan J., Zhou D., Wang C., Xie C. HIV/AIDS knowledge, attitudes and behaviors assessment to Chinese students: a questionnaire study / / Int. J. Envir. Res. Publ. Health. 2007. Vol. 4 (3). P. 248-253.

10. Choy K.K., Rene T.J., Khan S.A. Beliefs and attitudes of medical students from public and private universities in Malaysia towards individuals with HIV/AIDS // Sci. World J. 2013. Vol. 2013: 462826. doi: 10.1155/2013/462826.

11. Branson B.M., Handsfield H.H., Lampe M.A. et al. Revised recommendations for HIV testing of adults, adolescents, and pregnant women in health-care settings // Morbidity and Mortality Weekly Report. 2006. Vol. 55 (14). P. 1-17.

12. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016.) URL: rulaws/laws/Federalny-zakon-ot-30.03.1995-N-38-FZ. Дата обращения: 08.11.2018.

13. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст. 61. URL: https:// rg.ru/1993/08/ 19/ osnovy-zdorouya-dok.html.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Хрянин Алексей Алексеевич — д-р мед. наук, профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет»; вице-президент РОО «Ассоциация акушеров-гинекологов и дерматовенерологов» (Новосибирск). Решетников Олег Вадимович — д-р мед. наук, ведущий науч. сотрудник НИИ терапии и профилактической медицины — филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики СО РАН» (Новосибирск). Бочарова Валентина Константиновна — студентка 5-го курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет». Шпикс Татьяна Александровна — канд. мед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет». Русских Мария Бикторовна — аспирант кафедры дерматовенерологии и косметологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет». Евстропов Александр Николаевич — д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет». Маринкин Игорь Олегович — д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии, ректор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет».

Образец цитирования: Хрянин А.А., Решетников О.В., Бочарова В.К., Шпикс Т.А., Русских М.В., Евстропов А.Н., Маринкин И.О. Стигма и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ: взгляд студентов-медиков // Journal of Siberian Medical Sciences. 2019. № 1. С. 78-87.

8. Chan K.Y., Yang Y., Li Z.R., Stoove M.A., Reidpath D.D. (2009). Interrelationships between HIV/AIDS and risk behavior prejudice among medical students in Southern China. Curr. HIV Res., 7, 6, 606-611.

9. Tan X., Pan J., Zhou D., Wang C., Xie C. (2007). HIV/ AIDS knowledge, attitudes and behaviors assessment to Chinese students: a questionnaire study. Int. J. Envir. Res. Publ. Health, 4, 3, 248-253.

10. Choy K.K., Rene T.J., Khan S.A. (2013). Beliefs and attitudes of medical students from public and private universities in Malaysia towards individuals with HIV/AIDS. Sci. World J., 2013: 462826. doi: 10.1155/2013/462826.

11. Branson B.M., Handsfield H.H., Lampe MA. et al. (2006). Revised recommendations for HIV testing of adults, adolescents, and pregnant women in health-care settings. Morbidity and Mortality Weekly Report, 55,

14, 1-17.

12. About the prevention of spreading in the Russian Federation of the disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV-infection): the Federal law of 30.03.1995 No. 38-FZ. Ed. of 23.05.2016. (n.d.). Retrieved November 8, 2018, from http://rulaws.ru/laws/ Federalnyy-zakon-ot-30.03.1995-N-38-FZ/. In Russ.

13. Bases of the legislation of the Russian Federation on protection of health of citizens: the Federal law of July 22, 1993 No. 5487-1, Art. 61. (n.d.). Retrieved November 8, 2018, from https://rg.ru/1993/08/19/osnovy-zdoro-vya-dok.html. In Russ.

ABOUT THE AUTHORS

Khryanin Aleksey Alekseevich — Dr. Sci. (Med.), Professor of the Department of Dermatovenereology and Cosmetology, Novosibirsk State Medical University; Vice-President of the Association of Obstetricians-Gynecologists and Dermatovenereologists (Novosibirsk).

Reshetnikov Oleg Vadimovich — Dr. Sci. (Med.), Leading Researcher, Research Institute of Internal and Preventive Medicine (Novosibirsk). Bocharova Valentina Konstantinovna — Student, 5th course of the Pediatric Faculty, Novosibirsk State Medical University. Shpiks Tatyana Aleksandrovna — Cand. Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University.

Russkich Marya Victorovna — Post-graduate Student of the Department of Dermatovenereology and Cosmetology, Novosibirsk State Medical University. Evstropov Aleksandr Nikolaevich — Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Microbiology, Virology and Immunology, Novosibirsk State Medical University.

Marinkin Igor Olegovich — Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Obstetrics and Gynecology, Rector, Novosibirsk State Medical University.

Citation example: Khryanin A.A., Reshetnikov O.V., Bocharova V.K., Shpiks T.A., Russkikh M.V., Evstropov A.N., Marinkin I.O. (2019). Stigma and discrimination against people living with HIV: the view of medical students. Journal of Siberian Medical Sciences, 1, 78-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.