Научная статья на тему 'Духовные основы и стратегические проекты создания новой цивилизации'

Духовные основы и стратегические проекты создания новой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ / NOOSPHERIC TYPE OF CIVILIZATION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / МОРАЛЬ / MORALITY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семилет Тамара Алексеевна

В статье рассматриваются идеи книги сибирских философов Иванова А.В., Фотиевой И.В., Шишина М.Ю. «На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения)», в которой авторы констатируют исчерпанность потенциала техногенной потребительской цивилизации и обосновывают необходимость перехода России и всего планетарного сообщества к новому типу цивилизационного существования ноосферному. Автор комментирует теоретическое философское обоснование модели нового мироустройства, диагностику системного кризиса современности, а также предлагаемые пути решения проблем экономики, политики, науки, образования, культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Семилет Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL PRINCIPLES AND STRATEGIC PROJECTS OF MAKING THE NEW CIVILIZATION

The author analyses the book «Towards the New Civilization (articles on spiritual and ecological philosophy)» written by Siberian philosophers Andrey Ivanov, Irina Fotieva and Mikhail Shishin. The message of the book is that the modern civilization built on production and consumption has no prospects for development; thus, the world should enter the next stage noospheric civilization. The author comments on the philosophical foundation of the model of the new world order, conclusions on the systemic crisis of the modern world and the solutions to the problems of economy, politics, science, education, culture and art offered by the philosophers.

Текст научной работы на тему «Духовные основы и стратегические проекты создания новой цивилизации»

НОВЫЕ КНИГИ

УДК 304

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Т.А. Семилет

Алтайский государственный университет, Барнаул

7let@mail.ru

В статье рассматриваются идеи книги сибирских философов Иванова А.В., Фотиевой И.В., Шишина М.Ю. «На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения)», в которой авторы констатируют исчерпанность потенциала техногенной потребительской цивилизации и обосновывают необходимость перехода России и всего планетарного сообщества к новому типу цивилизационного существования — ноосферному. Автор комментирует теоретическое философское обоснование модели нового мироустройства, диагностику системного кризиса современности, а также предлагаемые пути решения проблем экономики, политики, науки, образования, культуры и искусства.

Ключевые слова: ноосферный тип цивилизации, духовность, мораль, экология.

БО!: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-149-154

В Барнауле вышла в свет монография «На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения)» [1].

Эта книга замечательна в нескольких отношениях:

— во-первых, она продолжает почти прервавшуюся традицию философского кризисного сознания, всегда стоявшего на страже сохранности цивилизационного и культурного здоровья и выявлявшего язвы и патологии в социокультурных организмах современности;

— во-вторых, это произведение пополняет и оживляет тот резко истощившийся в последнее время кластер литературы, который можно назвать «голосом интеллигенции»;

— в-третьих, в книге получили развитие незаслуженно отодвинутые на периферию

социального философствования идеи евразийства настолько, что можно говорить о представлении неоевразийского варианта социальной философии и философии культуры;

— и, наконец, самое отличительное и значимое в этой книге — предложенная программа преобразования социокультурного пространства, построенная на аутентично культурных, духовно-экологических основаниях.

Обратимся к первому аспекту. То, что наша цивилизация давно, глубоко и системно больна, отмечали наиболее чуткие мыслители XIX—XX веков, сформировавшие так называемое кризисное сознание современности. Корень зла, происходящего с человечеством, большинство из них видели в утрате духовности, отвращении

и отказе от нее. И.А. Ильин, например, в «Кризисе безбожия» писал: «За последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и прилепилось к внешнему чувственному опыту; сначала верхние, ученые слои утвердились на том, что самое достоверное, драгоценное знание идет к нам от внешних, материальных вещей и приходит к нам через зрение, слух, осязание, обоняние и через их физическую или механическую проверку измерением (вес и объем), подсчетом, количеством и формальным, логическим рассуждением, а потом, так как добытые таким путем сведения о материальной природе совершили огромные технические и хозяйственные перевороты и вовлекли в них широкие слои интеллигенции и полуинтеллигенции, — то эта обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и эта отвращен-ность от нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили собою душевный и умственный уклад современного человечества» [2, с. 336—337]. Д.С. Мережковский, ссылаясь на Герцена и Милля, констатировал господство в Европе мещанства как «самодержавной толпы сплоченной посредственности, которая всем владеет», как «подавляющих масс какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты». Философ соглашается с Миллем в диагнозе общественного состояния: «Он вовсе не преувеличивал, говоря о суживании ума, энергии, о стертости личностей, о постоянном мельчании жизни, о постоянном исключении из нее общечеловеческих интересов, о сведении ее на интересы торговой конторы и мещанского благосостояния» [4, с. 83]. П. А. Сорокин в «Социокультурной динамике» писал: «..все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кри-

зис... Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань...» [6, с. 427]. А. Швейцер в работе «Упадок и возрождение культуры» отмечал следующее: роковым для современной культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. «Восторгаясь успехами науки и практики, мы — увы! — пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не принимаем во внимание значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы.. .Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они беспощадно суровым языком говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе» [8, с. 289]. По его мнению, только в том случае, если индивиды будут работать над духовным совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс.

Сибирские авторы констатируют наличие становящегося все более явным глобального кризиса, в котором оказалась современная техногенно-потребительская цивилизация. Они отмечают, что сегодня расшатываются и казавшиеся еще вчера незыблемыми устои западной капиталистической цивилизации, и система международного права, и мировая экономика вместе с финансами, и система когда-то предоставляемых бесплатно благ со стороны государства, и, главное, основы семьи, культуры и образования [1, с. 8]. Они со-

глашаются со своими предшественниками в том, что чем мощнее материально-технический прогресс, тем слабее и ущербнее становится человек. В отличие от многих аналитиков, которые по-прежнему пытаются искать причины углубляющихся глобальных проблем в несовершенстве конкретных моделей и механизмов общественного устройства, авторы монографии видят корни происходящего в другом — в подмене истинных, конструктивных идей и ценностей ложными и разрушительными. Суть современного нравственно-мировоззренческого кризиса определяется авторами как забвение духовной вертикали бытия и абсолютизация его горизонтали, то есть повседневного, телесного, приземленного измерения человеческого существования. В социуме духовная культура в форме религии, философии, искусства становится падчерицей техники и экономики, а человек из духовного и бесконечного существа превращается в конечное и смертное невротическое существо.

Второй аспект значимости вышедшей книги можно определить словами Д.С. Мережковского: «Все благородство культуры, уйдя из области общественной, сосредоточилось в уединенных личностях... Среди плоской равнины мещанства эти бездонные артезианские колодцы человеческого духа свидетельствуют о том, что под выжженной землей еще хранятся живые воды» [4, с. 102]. Книга «У истоков цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения)» — это голос интеллигенции. Под интеллигенцией мы понимаем социальную группу образованных людей с самовозложенной ответственностью за судьбы народа, культуры и мира в целом. Именно такой озабоченностью будущим культуры, человечества, России пронизана и, как пред-

ставляется, продиктована проблематика монографии. «Сон человечества настолько глубок, что шансов проснуться остается все меньше и меньше» — замечает чилийский философ Дарио Салас Соммэр в книге «Мораль XXI века», ставя диагноз состоянию современной культуры [7, с. 12]. Рассматриваемая книга работает на пробуждение человека и человечества.

Авторы, в частности, отмечают: «Внутри социальных организмов уже давно идут "воспалительные процессы" во всех жизненно важных сферах; прежде всего, в образовании, науке, культуре, в том числе и в нашей стране» [1, с. 18]. Современное состояние культуры они определяют как «чудовищный "сон разума"», — точнее, уже не сон, а горячечный бред» [Там же, с. 19] и цель своей книги формулируют так: «помочь кому-то обрести уверенность в добре и стойкость в истине, доверие к своему глубинному Я и, как следствие, — сформировать иммунитет против зла и волю к добру» [Там же, с. 21]. Анализ состояния культуры и стратегическое проектирование будущего исследователи проводят исходя из разграничения подлинной культуры и антикультуры. Подлинная культура в их понимании — это то, что сподвигает человека к трудному пути построения себя по законам истины, добра и красоты, что помогает сформировать в себе высшие устремления и обрести мерила истинной оценки себя и окружающих, т. е. фактически перевести внешний и объективный порядок мирового бытия в субъективно-личностный план. Антикультура же не что иное, как имитация культуры, созданная для удовлетворения и, более того, культивирования примитивных потребностей, а еще чаще искусственно созданных, спровоцированных, удовлетворение которых несет прямой вред физиче-

скому и психическому здоровью человека [1, с. 70-71].

Отметим еще одну грань существования интеллигенции: «Собираясь в кружках и салонах, обсуждая и дискуссируя различные вопросы, вырабатывая в связи с этим целый веер различных теорий и концепций, разбиваясь по различным "направлениям" и "движениям", интеллигенты обобщают и формулируют какие-то инварианты сословных и локальных моральных принципов и максим, упорядочивают их, выстраивают в систему, обосновывают, пропагандируют, наконец, требуют проведения в жизнь соответствующих им законов и институтов, которые организовали бы человеческие отношения с точки зрения именно этих максим и теорий.» [3, с. 24-25]. Идеи рассматриваемой книги, как подчеркивают авторы, зародились и вызревали на серии международных конференций «Алтай—Космос—Микрокосм». Первая из конференций прошла в 1993 г. в Барнауле и в Горном Алтае, она выявила редкое единодушие большинства участников, что проявилось и в близости их мировоззренческих позиций, и в быстро установившихся и сохранившихся на долгие годы научных и человеческих контактах (основное ядро участников сохранялось на протяжении всей серии конференций, которые прошли в период 1993—2000 гг. на Алтае), и в общем неравнодушии к судьбам мира, активной жизненной позиции.

Третий аспект значимости рассматриваемой книги заключается в актуализации теоретико-методологического потенциала классического евразийства и творческом развитии его идей. Авторы монографии отмечают, что за последние пять-десять лет стало очевидно, что евразийство обладает мощным синтетическим и примиряющим

идейным потенциалом. Оно позволяет внутри себя расставлять разные теоретические и практические акценты и вести творческий диалог с представителями самых разных этносов и культур. Главное, что евразийство четко идейно противостоит двум полярным разрушительным крайностям во взглядах на национальный вопрос и межнациональные отношения — космополитизму и национализму, равно смертельным и для подлинного национального самосознания, и для выстраивания продуктивных отношений с представителями других народов и культур [1, с. 156—157], а евразийская идея образует важнейший элемент духовно-экологического мировоззрения и обладает значительным объединительным и примиряющим потенциалом в отношениях между разными странами и народами, культурными и религиозными традициями. Авторы солидаризируются с идеей, что именно на евразийском пространстве суждено сложиться принципиально новому типу цивилизационного существования, снимающего крайности капитализма и социализма, национализма и космополитизма, плана и рынка, частной и коллективной форм собственности, политико-экономической централизации и регионализации, духовных и материальных условий жизни. В книге подчеркивается, что Россия в течение последних двух десятков лет находилась в плену сугубо западнических глоба-листских установок, обернувшихся для нее тяжелыми цивилизационными провалами. По мнению авторов, ситуация должна быть исправлена посредством переориентации внимания и усилий на евразийскую интеграцию. При этом они расширяют культурно-географические рамки Евразии: «Именно Россия, Украина, Казахстан, Монголия, а также Индия и Китай — по самому их гео-

политическому положению, размерам и численности населения — должны стать локомотивами как интеграции самой Евразии (во втором и третьем смыслах, отмеченных выше), так и превращения ее в стабилизирующий центр мировой политики, основанной на принципах миролюбия и взаимопонимания между народами, а также уважения к сложившимся политическим системам и типам мировоззрения. Создание Шанхайской организации сотрудничества и утверждение евразийского Таможенного Союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном (к которому присоединилась Армения) — прямые шаги в указанном направлении. Думается, что огромный вклад в становление и расширение евразийского союза могла бы также сыграть одна из самых просвещенных исламских стран — Иран, а также Корея и Япония, культурное и историческое самосознание которых связано с евразийским пространством, особенно с его сибирским регионом» [Там же, с. 155].

И еще один аспект значимости рассматриваемой книги следует отметить. Он — самый ценный, на мой взгляд, в силу его практической ориентированности, а также в силу редкости присутствия в системах философствования. Это проекты преобразования науки и образования, культурной политики и искусства, создание «государства правды» как формы нового мироустройства, территориально-корпоративное представительство как альтернатива всеобщему и равному избирательному праву, духовно-экологическая модель хозяйствования и создание «зеленой экономики», формирование «зеленого каркаса» Большого Алтая и меры по его переходу на рельсы «зеленой экономики». Сюда же относятся разработка «линий» евразийской интеграции: духовно-экологической, природоох-

ранной и культурной. Особый респект авторам монографии за усилия по разработке стратегических проектов развития Сибири как центра Евразии.

Еще П.И. Новгородцев писал: «Основной закон общественной жизни зиждется на связи общественного порядка с высшими объективными основаниями истории. Когда мысль человеческая отрывается от этой связи и пытается построить общую жизнь на началах придуманных и отвлеченных, она переворачивает и извращает все естественные отношения. Отсюда — неизбежное расстройство и разрушение, которые она приносит с собою» [5, с. 364]. Именно развенчание не-истиных оснований современной культурной динамики и системное представление об основаниях истинных, аутентичных и, соответственно, благодатных — то, что мы находим в книге «На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения)», и то, что мы можем поставить в несомненную заслугу авторам ее — профессорам А.В. Иванову, И.В. Фо-тиевой, М.Ю. Шишину.

Литература

1. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. - 217 с.

2. Ильин И А. Собрание сочинений: в 10 т. — Т. 1. — М.: Русская книга, 1993. — 480 с.

3. Касьянова К О русском национальном характере. — М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 267 с.

4. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. — М.: Наука, 1993. — С. 81—105.

5. Новгородцев ПИ. О путях и задачах русской интеллигенции // П.И. Новгородцев. Сочинения. — М.: Раритет, 1995. — 448 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Издательство политической литературы, 1992. — 543 с.

7. Соммер Д.С. Мораль XXI века. — М.: Научная книга, 2007. — 448 с.

8. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. — М.: Прометей, 1993. — 512 с.

SPIRITUAL PRINCIPLES AND STRATEGIC PROJECTS OF MAKING THE NEW CIVILIZATION

T.A. Semilet

Altai State University 7let@mail.ru

The author analyses the book «Towards the New Civilization (articles on spiritual and ecological philosophy)» written by Siberian philosophers Andrey Ivanov, Irina Fotieva and Mikhail Shishin. The message of the book is that the modern civilization built on production and consumption has no prospects for development; thus, the world should enter the next stage — noospheric civilization.

The author comments on the philosophical foundation of the model of the new world order, conclusions on the systemic crisis of the modern world and the solutions to the problems of economy, politics, science, education, culture and art offered by the philosophers.

Keywords: noospheric type of civilization, spirituality, morality, ecology.

DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-149-154

References

1. Ivanov A.V, Fotieva I.V, Shishin M.Yu. Na putyah k novoy tsivilizatsii (ocherki duhovno-ekologichesk-ogo mirovozzreniya). Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2014. 217 s. [Ivanov A.V, Fotieva I.V, Shishin M.Yu. On the way to a new civilization (essays of the spiritual-ecolog-icaloutlook)]. Barnaul: Altai State Technical University Publishing, 2014. 217 p.

2. Il'in I.A. Sobranie sochineniy v 10 t. T.1. M.: Russkaya kniga, 1993. 480 p. [Ilyin I.A. Works: in 10 v. V 1]. Moscow: Russian book Publ., 1993. 480 p.

3. Kas'yanova K. O russkom natsional'nom hara-ktere. M.: Institut natsional'noy modeli ekonomiki, 1994. 267 s. [Kasyanova K. On the Russian national character]. Moscow, 1994. 267 p.

4. Merezhkovskiy D.S. Gryaduschiy ham // Intel-ligentsiya. Vlast'. Narod: Antologiya. M.: Nauka, 1993, s. 81—105. [Merezhkovskii D.S. Coming cad // Intelligentsia. Power. People: An Anthology]. Moscow: Nauka Publ., 1993, pp. 81-105.

5. Novgorodtsev P.I. O putyah i zadachah russ-koy intelligentsii // P.I. Novgorodtsev. Sochineniya. M.: Raritet, 1995. 448 s. [Novgorodtsev P.I. On the ways and objectives of the Russian intelligentsia // P.I. Novgorodtsev. Works]. Moscow: Rarity Publ., 1995. 448 p.

6. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obschestvo. M.: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1992. 543 s. [Sorokin P.A. People. Civilization. Society]. M.: Political Literature Publishing House Publ., 1992. 543 p.

7. Sommer D.S. Moral' XXI veka. M.: Nauch-naya kniga, 2007. 448 s. [Sommer D.S. The moral of the XXI century]. M.: Academic Book Publ., 2007. 448 p.

8. Shveytser A. Upadok i vo^ozhdenie kul'tury. — M.: Prometey, 1993. 512 s. [Schweitzer A. Decline and revival of culture]. M.: Prometheus Publ., 1993. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.