Научная статья на тему 'Духовные лица османского Египта (по материалам трактата сирийского суфия ‘Абд аль-Гани ан-Наблуси [1641-1731])'

Духовные лица османского Египта (по материалам трактата сирийского суфия ‘Абд аль-Гани ан-Наблуси [1641-1731]) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / СУФИЗМ / SUFISM / ЖАНР РИХЛЯ / GENRE OF RIHLA / 'АБД АЛЬ-ГАНИ АН-НАБЛУСИ / 'ABD AL-GHANI AL-NABLUSI / УЛАМА / ULAMA / КАИР В XVII В. / CAIRO IN THE 17TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краюшкин Никита Романович

В статье вводятся в научный оборот материалы никогда не публиковавшейся «египетской» части трактата сирийского суфия ‘Абд аль-Гани ан-Наблуси (1641-1731) «Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу». На их основании анализируются структура улемского корпуса, его роль и место в египетском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muslim Clerics of Ottoman Egypt (Based on a Treatyof the Syrian Sufi ′Abd Al-Ghani Al-Nablusi [1641-1731])

The article is based on the materials derived from the part of the unpublished treatise of the Syrian adept of Sufism ‘Abd al-Ghani al-Nablusi (1641-1731) “Authentic and Graphic Description of Journey across the Greater Syria, Egypt and Hijaz” which contains the description of author’s travel through Egypt. The goal of this article is to analyze the structure of the ulama corporation, and its role and place in the Egyptian society of the 17th century. The analysis confirms that the ulama of this period can be characterized as a potent group that traditionally played a crucial role in the development of sustainable relations between the political elites and religious community.

Текст научной работы на тему «Духовные лица османского Египта (по материалам трактата сирийского суфия ‘Абд аль-Гани ан-Наблуси [1641-1731])»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 2

Н.Р. Краюшкин*

ДУХОВНЫЕ ЛИЦА ОСМАНСКОГО ЕГИПТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ТРАКТАТА СИРИЙСКОГО СУФИЯ 'АБД АЛЬ-ГАНИ АН-НАБЛУСИ [1641-1731])

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье вводятся в научный оборот материалы никогда не публиковавшейся «египетской» части трактата сирийского суфия 'Абд аль-Гани ан-Наблуси (1641-1731) «Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу». На их основании анализируются структура улемского корпуса, его роль и место в египетском обществе.

Ключевые слова: ислам, суфизм, жанр рихля, 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, улама, Каир в XVII в.

Основным источником для данной статьи послужила никогда не публиковавшаяся «египетская» часть трактата (более 100 рукописных страниц) в жанре рихля (путешествие) дамасского суфия 'Абд аль-Гани ан-Наблуси (1641-1731) «аль-Хакика ва-ль-маджаз фи-р-рихля иля биляд аш-Шам ва Миср ва-ль-Хиджаз» («Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу»). В ней сирийский суфий подробно описывает совершенное им в 1693-1694 гг. путешествие в Египет.

Для своих современников 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, известный литератор и поэт, признанный авторитет в вопросах религии, был влиятельным суфием, окруженным множеством последователей и учеников. Ему приписывается около 280 работ по различным областям знаний, из которых на сегодняшний день издано около 301. В списках его трудов выделяются трактаты по вопросам богословия, мусульманской юриспруденции и суфизма, поэтические антологии,

* Краюшкин Никита Романович - выпускник бакалавриата кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока, Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).

1 Akkach S. 'Abd al-Ghani 'Abd al-Ghani al-Nabulusi, Islam and the Enlightenment, One world Publications. Oxford, 2007. P. 6.

значительное число комментариев на поэмы, выполненных в мистическом ключе2, а также четыре сочинения в жанре рихля.

'Абд аль-Гани ан-Наблуси родился в Дамаске 17 марта 1641 г. в семье известных улама3. Его мать - Зейнаб ад-Дуайк была дочерью преуспевающего дамасского торговца, умершего в Индии во время одного из своих многочисленных путешествий. Отец 'Абд аль-Гани -Исма'ил ан-Наблуси (ум. в 1652 г.) - занимал пост предводителя каравана паломников - амир аль-хаджжа, что было не только престижно, но и приносило весомый доход4, а также преподавал в медресе аль-Каймарийя и в медресе при мечети ас-Селимийя в Дамаске5. После того, как его уволили из медресе при мечети ас-Селимийя, Исма'ил предпринял поездку в Стамбул, где добился восстановления на этот пост6. Однако, вероятно, из-за перенесенного стресса, он тяжело заболел и вскоре скончался в возрасте сорока пяти лет.

Одиннадцатилетний 'Абд аль-Гани тяжело перенес смерть отца, которого всегда вспоминал с большой теплотой и любовью. 'Абд аль-Гани был человеком одаренным, получил прекрасное образование, а также увлекся суфизмом, став адептом двух суфийских братств -аль-кадирийи и ан-накшбандийи7.

В сорок лет в жизни 'Абд аль-Гани, с детства склонного к эскапизму, произошел коренной переворот. Он начал постоянно поститься и почти не покидал место своего обитания, мало спал, не стриг волосы и ногти и все свободное время посвящал изучению Корана8. Именно в это время 'Абд аль-Гани завершил комментарии к наиболее яркому произведению известного суфия Ибн 'Араби (ум. в 1240 г.) «Геммы мудрости» («Джавахир ан-нусус фи халл калимат аль-фусус») и составил трактат по толкованию сновидений «Та'тир аль-анам фи

2 В частности, издание дивана поэта-мистика Ибн аль-Фарида (ум. в 1235 г.) с комментариями 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, напечатанное в Марселе в 1850-е годы, пользовалось огромной популярностью (Крымский А.Е. История новой арабской литературы XIX - начала XX века. М.: Наука, 1971. С. 216).

3 Улама (ед.ч. алим) - теологи, хранители религиозной традиции, блюстители канонического права. Подробнее о подходах к определению «улемского феномена» см.: Кириллина С.А. Исламские институты Османского Египта в XVIII - первой трети XIX века. Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000. С. 137.

4 Ан-Наблуси, 'Абд аль-Гани ибн Исма'ил. Аль-Хакика ва-ль-маджаз фи-р-рихля иля биляд аш-Шам ва Миср ва-ль-Хиджаз. Такдим Ахмад 'Абд аль-Маджид Хариди. Аль-Кахира: Марказ Таусик ат-Турас, аль-Хайя аль-Мисрийя аль-'Амма ли-ль-Китаб, 1986 (далее - Хакика). С. 7; см. также: Akkach S. Op. cit. Р. 24.

5 Хакика. С. 8.

6 Там же.

7 Там же. С. 41.

8 Akkach S. Op. cit. Р. 37.

та'бир аль-манам» («Благоухание жизни в толковании снов»). Всю собственную суфийскую поэзию он объединил в отдельный сборник под названием «Диван аль-иляхийат» («Диван богословия»).

К пятидесяти годам 'Абд аль-Гани покончил с уединенной жизнью и в период между 1688-1700 гг. совершил четыре путешествия, посвятив каждому отдельное описание. Целью первого путешествия 1688 г. стали Баальбек и долина Бика' в Ливане. Годом позже он совершил поездку в Иерусалим, а затем после четырехлетнего перерыва в 1693 г. начал свое наиболее продолжительное «большое» путешествие по Великой Сирии, Палестине, Египту и Хиджазу. В 1700 г. 'Абд аль-Гани предпринял свое завершающее путешествие в сирийский город Триполи. Последующие десятилетия жизни ан-Наблуси в источниках освещены слабо. Он жил в Дамаске, где и скончался 5 марта 1731 г.

Исследуемый трактат, посвященный «большому» путешествию 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, во многом сходен с произведениями мусульманских путешественников Ибн Джубайра (ум. в 1217 г.) и Ибн Баттуты (ум. в 1377 г.), или же географов аль-Мукаддаси (ум. примерно в 1000 г.) и аль-Хамави (ум. в 1229 г.). Однако, в отличие от своих предшественников, 'Абд аль-Гани большее внимание уделял не драматическим событиям, сопутствующим его странствиям, а тому эмоциональному удовольствию, которое он получал от окружающего мира, и духовному удовлетворению от длительного общения с выдающимися улама и участия в продолжительных зикрах9.

Зачастую поэтому в XIX - первой половине XX в. объемистые трактаты ан-Наблуси о совершенных им путешествиях характеризовались исследователями как отмеченные пессимистическим настроением произведения, которые возникли, по их мнению, в лоне «упаднической» арабской литературы эпохи османского владычества XVI-XVIII вв. и сравнивались с трудами иных суфиев, например, египетского мистика 'Абд аль-Ваххаба аш-Ша'рани (ум. в 1565 г.). При этом высказывалась мысль о том, что путешествия 'Абд аль-Гани представляют лишь ограниченный интерес для исторической науки и исторической географии10.

9 Зикр (араб. «поминание») - особый вид суфийской духовной практики, заключающийся в многократном произнесении молитвенной формулы для прославления имени Бога.

10 В частности, так полагали немецкие арабисты Г. Флюгель (1802-1870) и И. Гильдемайстер (1812-1890). Такой же точки зрения придерживался академик А.Е. Крымский (1871-1942). Подробнее см.: Крымский А.Е. Указ. соч. С. 45-46.

По нашему убеждению, подобная оценка отличается предвзятостью и подлежит коррекции. Описание 'Абд аль-Гани путешествия в Египет содержит богатый материал, позволяющий пролить дополнительный свет на городскую и сельскую жизнь Османского Египта конца XVII в. В целом этот период был отмечен, с одной стороны, ослаблением власти Порты11 на арабской периферии Османской империи и, с другой стороны, усилением влияния улама12.

Одна из традиционных характерных черт социально-политической жизни Османского Египта состояла в том, что его коренные жители были практически полностью отстранены от управления провинцией, в отличие, например, от сиро-ливанского региона, где арабская «знать» сумела выдвинуть из своей среды местных правителей -пашей, а в полунезависимом Ливане практически вся власть принадлежала местным родам13. В Египте сложилась иная ситуация: чиновники высокого ранга присылались из Стамбула, а мамлюкская среда пополнялась в основном за счет покупки молодых людей. Таким образом, в своем большинстве египтяне были отстранены от управленческих функций и от воинских должностей14.

При этих обстоятельствах представители духовной элиты -улама - выступали как единственная более или менее консолидированная политическая сила местного происхождения, как один из наиболее значимых компонентов социополитической структуры Египта, несмотря на то, что в административной системе они были представлены слабо15.

Если янычарские военачальники и мамлюкские беи были главными выразителями сепаратистских настроений и представляли

11 Высокая Порта (осм.; араб. аль-баб аль-'али) - наиболее часто использующееся наименование центрального аппарата власти Османской империи.

12 См.: Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М., 1991. С. 144.

13 Правда, ан-Наблуси этого различия не делает: как египетскую, так и сирийскую «знать» он называет аянами: Хакика. С. 281 и др. Аяны - местная «аристократия» в сиро-ливанском регионе. Подробнее см.: Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. L.: Longman, 2008. P. 79-81.

14Ацамба Ф.М. Высшее мусульманское духовенство Египта в конце XVIII - начале XIX в. (социальные функции, экономические позиции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1992. № 4. С. 42.

15 В частности, члены алимского корпуса участвовали в работе центрального дивана, куда входили главный шариатский судья - кади, муфтии четырех правовых мазхабов (школ шариатского права в исламе) и некоторые шейхи из числа духовной элиты: Ацамба Ф.М. Высшее мусульманское духовенство в политической жизни османского Египта (XVIII - начало XIX в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1993. № 4. С. 37.

собой параллельную османской администрации структуру власти, то улама обладали исключительным влиянием на общество в целом, выполняя разнообразные функции в области культа, судопроизводства и образования. Более того, как в Египте, так и в Сирии, они продолжали играть традиционную роль идеологических лидеров и посредников при улаживании социально-политических конфликтов. Так, по свидетельству 'Абд аль-Гани, его прадед Исма'ил (1530-1585) не только активно общался с высокоценившими его представителями духовной элиты и властями Дамаска (в частности, его другом был вали Дамаска Дарвиш-паша [ум. в 1579 г.]), но и пользовался особым уважением у простонародья, защищая его интересы перед власть имущими16.

Три месяца, проведенные в столице Египта, ан-Наблуси жил у своего друга шейха Зайн аль-'Абидина аль-Бакри (ум. в 1695 г.), происходившего из древнего знатного рода бакритов. Во многом благодаря ему у ан-Наблуси появилась возможность лично познакомиться с видными политическими и религиозными деятелями Египта. В частности, 'Абд аль-Гани сообщает, что вали египетского пашалыка со времен шейха Мухаммада аль-Бакри, отца шейха Зайн аль-'Абидина, считали своим долгом раз в неделю в пятницу участвовать в дискуссиях и зикрах, посещая собрания бакритов, куда также часто наведывались многие известные улама17. В египетской столице ан-Наблуси встретился с влиятельными людьми - с главным кади Египта 'Абд аль-Баки 'Ариф-эфенди18, шейх аль-Азхаром Ахмадом аль-Мархуми19, главой корпорации потомков Мухаммада (шерифов) - накиб аль-ашрафом Хасаном-эфенди20 и с влиятельными чиновниками различных канцелярий21. Вали Египта 'Али-паша сам лично провожал 'Абд аль-Гани и его друзей, когда те отправлялись из Египта в Мекку и Медину, демонстрируя тем самым почтение сирийскому суфию22.

Сила и влияние улама на общество были обусловлены и тем, что они были задействованы в системе интеллектуальных взаимосвязей в рамках арабо-османского мира, многих из них почитали далеко за пределами Египта или Сирии. Так, ан-Наблуси вел активную пере-

16 Хакика. С. 11-12.

17 Там же. С. 181, 202, 258.

18 Там же. С. 229-230, 254.

19 Там же. С. 204, 284.

20 Там же. С. 289.

21 Там же. С. 219, 253, 272, 275, 290.

22 Там же. С. 292.

писку с рядом влиятельных стамбульских вельмож: сохранились его письма, адресованные шейх-уль-исламу23 Фейзулле-эфенди (ум. в 1703 г.)24 и великому везирю Османской империи Фазылу Мустафе Кёпрюлю (1689-1691)25.

Круг функциональных обязанностей и занятий улама был исключительно широк. Улама Египта занимались теологическими науками и преподаванием, благодаря чему в арабо-османском мире особое значение приобрел культ знания, были имамами, распорядителями вакфов и хранителями усыпальниц святых. По пятницам в мечетях Египта они читали проповеди - хутбы, и 'Абд аль-Гани слушал проповеди известных алимов и принимал деятельное участие в ученых дискуссиях, причем в качестве основной цели своего путешествия 'Абд аль-Гани выделял именно общение с алимами и участие в интеллектуальных дебатах. Вот как он об этом пишет в самом начале трактата: «Подошло время для меня ... обогатиться знаниями, посещая благочестивых людей ... получить благословение (барака), присутствуя на их собраниях с целью общения и совершения зикра»26. Ан-Наблуси записывал мысли, возникающие в ходе встреч и диспутов с известными учеными и религиозными деятелями. В такого рода записях мы находим его размышления о смысле зикра27, толкования конкретных текстов теологического характера и их комментариев28, тексты посланий, которые он адресовал своим друзьям в Дамаск29, и зафиксированные им речи известных проповедников.

Таким образом, именно мечети традиционно оставались основной площадкой самовыражения духовной элиты Египта. Только в Каире 'Абд аль-Гани посетил более полусотни мечетей, выделяя такие места культа в Каире, как аль-Азхар, мечети Ибн Тулуна, аль-Хакима и Амр ибн аль-Аса. При этом сирийский суфий обращал особое внимание на то, что улемский корпус был активно задействован в благотворительных мероприятиях. В частности, 'Абд аль-Гани ука-

23 Шейх-уль-ислам - глава османских улама и высший авторитет в вопросах богословия и религиозного права.

24 Akkach S. Letters of a Sufi Scholar: the ^Despondence of °Abd al-Ghani al-Nabulusi, 1641-1731. Islamic History and Civilization. Vol. 74. Leiden: Brill, 2009. Письма 65, 66, 68, в которых шейх-уль-ислам просит 'Абд аль-Гани помолиться за победу османов в войне против неверных. Р. 337-338, 339-342, 345-346.

25 Там же. Письмо 53. Р. 271-274.

26 Там же. С. 3.

27 Там же. С. 265-272.

28 Например, Хакика. С. 253-254.

29 См., например: Хакика. С. 252-253.

зывает на то, что в медресе при мечети султана Хасана заботились о 300 сиротах30.

Достаточно высокая степень автономности позволяла улама, по мере возможности, противостоять властям предержащим. Улама Египта были окружены уважением народа, к ним с почтением относились высшие османские административные чины, мамлюкские эмиры и иные представители правящей элиты, воздвигая в их честь мечети и медресе и осыпая их щедрыми дарами. В частности, 'Абд аль-Гани передает легенду, согласно которой султан Селим I (1512-1520 гг.) в знак благодарности выделил легендарному предку известного египетского семейства бакритов шейху Мухаммаду Джаляль ад-Дину аль-Бакри (ум. в 1516/17 г.) землю и просторный дом в Каире, благодаря чему началось возвышение этого рода31. По свидетельству ан-Наблуси, высокопоставленные лица Османского Египта считали своим долгом регулярно посещать организовывавшиеся этим шейхом собрания32, на которых велись интеллектуальные диспуты по религиозным вопросам.

При всем этом улама не могли действовать абсолютно самостоятельно. В связи с этим весьма показательно, что в рассматриваемый период мусульманское паломничество (хаджж) организовывали и возглавляли не улама, а мамлюки, из среды которых назначался амир аль-хаджж - предводитель паломников. В его распоряжении, по наблюдениям 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, находились значительные средства, необходимые для организации и снабжения каравана хаджа, а также денежные суммы, направляемые из Египта в Мекку и Медину.

Во время путешествия 'Абд аль-Гани в Египет пост амир аль-хаджжа занимал Ибрахим-бек (атрибутировать не удалось). Поскольку сирийский суфий решил идти в Хиджаз не с основным караваном паломников, Ибрахим-бек предписал ему двигаться по суше, так как морской путь был связан с множеством трудностей, лично назначил ему дату отправки из Каира и выделил для сопровождения несколько бедуинов33. В день отбытия 'Абд аль-Гани стало известно, что Ибрахим-бек также пополнил его караван пятью верблюдами, тем самым выражая ему необычайное почтение34. Из вышеизложенного видно, сколь уважительно предводитель кара-

30 Там же. С. 216.

31 Там же. С. 261-262.

32 Там же. С. 194-195, 279.

33 Там же. С. 273, 289.

34 Там же. С. 292.

вана паломников относился к путешественнику, отдавая дань его дарованиям и авторитету.

Трактат 'Абд аль-Гани ан-Наблуси косвенно свидетельствует о том, что улама прибегали также к союзу с адептами суфийских братств - турук, последователями которых было практически все мужское население Египта35. Тот факт, что 'Абд аль-Гани во время встреч с алимами участвовал в мистических радениях - зикрах36 -лишь подтверждает тезис о том, что улама были напрямую вовлечены в жизнь суфийских братств37. Союз духовных лиц Османского Египта с представителями исламского мистицизма во многом способствовал консолидации и усилению их влияния практически на все слои египетского общества. При этом, если основываться на материалах трактата сирийского суфия, складывается впечатление, что уже к концу XVII в. одним из главных суфийских объединений Египта была аль-бакрийа, которая в то же время еще не имела специально оговоренного властями высокого официального статуса. По сообщению ан-Наблуси, высоко котировалось посещение собрания (маджлиса) шейха аль-Бакри - улама и студенты аль-Азхара, всего Каира, Дамьетты и других городов, имамы и хатыбы многочисленных мечетей, высокопоставленные чиновники, эмиры, торговцы, старейшины корпораций и многие простые люди стремились получить благословение у этого шейха.

Таким образом, материалы трактата 'Абд аль-Гани ан-Наблуси дают возможность пополнить наши знания относительно слабо освещенных процессов, происходивших в Османском Египте в конце XVII в. В целом те реалии, с которыми столкнулся сирийский суфий во время своего путешествия, подтверждают силу и устойчивость традиционного ислама.

Улемское сообщество, отстаивая свой высокий общественный статус, традиционно защищало как культурную самобытность своей родины, так и стабильность внутриполитической системы пашалыка. Среди трех конкурирующих элит Египта - пришлой османской бюрократии, мамлюкской элиты и местного улемского корпуса - именно улама служили тем элементом, который должен

35 Ацамба Ф.М. Указ. соч. С. 51.

36 Хакика. С. 173, 244 и др.

37 Всего в своем трактате 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, посетивший множество дервишских обителей - завий и такий, упоминает десять братств, которые функционировали на территории Египта в конце XVII в. (Хакика. С. 181, 201, 204, 209, 211, 224, 245, 246, 257, 263 и др.).

был препятствовать торжеству деструктивных тенденций и не позволять обществу утратить органическое единство.

В свою очередь, в рассматриваемый период мамлюкская элита Египта стремилась наладить как можно более тесные связи с исламскими кругами, чтобы придать своему положению в обществе большую стабильность, что позволяет сделать вывод о том, что улама несмотря ни на что сохраняли рычаги воздействия практически на все слои египетского общества. Устойчивость их социальной роли и значительная степень автономности послужили тем базисом, опираясь на который египетское общество сумело впоследствии успешно встать на путь модернизации, и смогли реализовать свой творческий потенциал творцы и идеологи арабского Возрождения -середины XIX в.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ан-Наблуси, 'Абд аль-Гани ибн Исма'ил. Аль-Хакика ва-ль-маджаз фи-р-рихля иля биляд аш-Шам ва Миср ва-ль-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). Такдим Ахмад 'Абд аль-Маджид Хариди. Аль-Кахира: Марказ Таусик ат-Турас, аль-Хайя аль-Мисрийя аль-'Амма ли-ль-Китаб, 1986.

2. Ацамба Ф.М. Высшее мусульманское духовенство в политической жизни османского Египта (XVIII - начало XIX в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1993. № 4.

3. Ацамба Ф.М. Высшее мусульманское духовенство Египта в конце XVIII - начале XIX в. (социальные функции, экономические позиции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.13. Востоковедение. 1992. № 4.

4. Кириллина С.А. Исламские институты Османского Египта в XVIII - первой трети XIX века. Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000.

5. Крымский А.Е. История новой арабской литературы XIX - начала XX века. М.: Наука, 1971.

6. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризисы. М., 1991.

7. Akkach S. 'Abd al-Ghani 'Abd al-Ghani al-Nabulusi, Islam and the Enlightenment, Oneworld Publications, Oxford, 2007.

8. Akkach S. Letters of a Sufi Scholar: the Correspondence of "Abd al-Ghani al-Nabulusi, 1641-1731. Islamic History and Civilization. Vol. 74. Leiden: Brill, 2009.

9. Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. L.: Longman, 2008.

Nikita R. Krayushkin

MUSLIM CLERICS OF OTTOMAN EGYPT (BASED ON A TREATY OF THE SYRIAN SUFI ABD AL-GHANI AL-NABLUSI [1641-1731])

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 11999

The article is based on the materials derived from the part of the unpublished treatise of the Syrian adept of Sufism 'Abd al-Ghani al-Nablusi (1641-1731) "Authentic and Graphic Description of Journey across the Greater Syria, Egypt and Hijaz" which contains the description of author's travel through Egypt. The goal of this article is to analyze the structure of the ulama corporation, and its role and place in the Egyptian society of the 17th century. The analysis confirms that the ulama of this period can be characterized as a potent group that traditionally played a crucial role in the development of sustainable relations between the political elites and religious community.

Key words: Islam, Sufism, genre of rihla, 'Abd al-Ghani al-Nablusi, ulama, Cairo in the 17th century.

About the author: Nikita R. Krayushkin - graduate Department of Near and Middle East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Al-Nablusi, 'Abd al-Ghani ibn Isma'il. Al-Haqiqa wa al-majaz fi al-rihla ila bilad al-sham wa misr wa al-hijaz (Authentic and Graphic Description of Journey across Bilad al-Sham, Egypt and Al-Hijaz). Taqdim Ahmad 'Abd al-Majid al-Haridi. Al-Cahira, Markaz Tauthiq al-Turath, al-Haya al-Misriyya al-'Amma li-l-kitab, 1986.

2. Atsamba F.M. Vissheye musulmanskoye duhovenstvo v politicheskoy jizni osmanskogo Egipta (XVIII - nachalo XIX v.) (Higher Muslim Clergy in Ottoman Egypt's Politics [the 18th - early 19th century]), Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 13. Vostokovedeniye, № 4, 1993.

3. Atsamba F.M. Vissheye musulmanskoye duhovenstvo Egipta v kontse XVIII - nachale XIX v. (sotsialniyi funktsii, ekonomicheskie pozitsii). (Egypt's Higher Muslim Clergy in the late 18th -early 19th Century [Social Functions, Economic Positions]), Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 13. Vostokovedeniye, № 4, 1992.

4. Kirillina S.A. Islamskiye instituti Osmanskogo Egipta vXVIII- pervoy tretiXIXveka. (Islamic Institutions of Ottoman Egypt in the 18th - the First Third of the 19th Century). Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000.

5. Krimskiy A.E. Istoriya novoy arabskoy literaturi XIX- nachala XX veka. (A history of Arabic literature in the 19th - the early 20th). M., Nauka, 1971.

6. Meyer M.S. Osmanskaya imperiya vXVIII veke. Cherti strukturnogo krizisa. (The Ottoman Empire in the 18th Century. Features of a Structural Crisis). M., 1991.

7. AkkachS. 'Abd al-Ghani 'Abd al-Ghani al-Nabulusi, Islam and the Enlightenment, Oneworld Publications, Oxford, 2007.

8. Akkach S. Letters of a Sufi Scholar: the Correspondence of cAbd al-Ghani al-Nabulusi, 1641-1731. Islamic History and Civilization. Vol. 74. Leiden: Brill, 2009.

9. Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. L.: Longman, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.