Научная статья на тему 'Традиционная исламская мысль в османской Сирии 3 в конце XIX - начале XX В. (на примере творчества шейха Йусуфа ан-Набхани)'

Традиционная исламская мысль в османской Сирии 3 в конце XIX - начале XX В. (на примере творчества шейха Йусуфа ан-Набхани) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
262
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / OTTOMAN EMPIRE / ЙУСУФ АН-НАБХАНИ / YUSUF AL-NABHANI / ABDUL-HAMID II / SUFI SM / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / TRADITIONALISM / TAQLID / АБДУЛХАМИД II / СУФИЗМ / ТАКЛИД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жантиев Дмитрий Рустемович

Статья посвящена идейному наследию видного представителя консервативного течения исламской мысли в Османской империи на рубеже XIX и XX вв., сирийского шейха Йусуфа бен Исмаила ан-Набхани (1849-1932). Для шейха ан-Набхани и его единомышленников современная им эпоха не ассоциировалась ни с модернизацией, ни с реформами в исламе. Ан-Набхани в принципе отвергал подобные подходы к религии, считая систему исламских наук вполне законченной и универсальной. В этом его позиция соответствовала политике османского султана Абдул-Хамида II, однако ан-Набхани едва ли можно рассматривать лишь как проводника правительственного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Islamic thought in Ottoman Syria in the late XIX - early XX centuries (base on the works of sheikh Yusuf al-Nabhani)

The represented article is devoted to the analysis of the activities and the ideological legacy of the Syrian Islamic scholar Yusuf bin Ismail al-Nabhani (1849-1832) who represented conservative trend in the Islamic thought of the Ottoman Empire. For sheikh al-Nabhani and his followers the modern age was neither associated with modernization nor with Islamic reforms. Al-Nabhani fundamentally rejected such approaches towards Islam, considering the system of Islamic Sciences complete and universal. In this, his views corresponded with the policy of the Ottoman Sultan Abdul-Hamid II. However, al-Nabhani can hardly be considered only as a guide to the governmental course.

Текст научной работы на тему «Традиционная исламская мысль в османской Сирии 3 в конце XIX - начале XX В. (на примере творчества шейха Йусуфа ан-Набхани)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2015. № 1

Д.Р. Жантиев

ТРАДИЦИОННАЯ ИСЛАМСКАЯ МЫСЛЬ

В ОСМАНСКОЙ СИРИИ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

(на примере творчества шейха Йусуфа ан-Набхани)

Статья посвящена идейному наследию видного представителя консервативного течения исламской мысли в Османской империи на рубеже XIX и XX вв., сирийского шейха Йусуфа бен Исмаила ан-Набхани (1849-1932). Для шейха ан-Набхани и его единомышленников современная им эпоха не ассоциировалась ни с модернизацией, ни с реформами в исламе. Ан-Набхани в принципе отвергал подобные подходы к религии, считая систему исламских наук вполне законченной и универсальной. В этом его позиция соответствовала политике османского султана Абдул-Хамида II, однако ан-Набхани едва ли можно рассматривать лишь как проводника правительственного курса.

Ключевые слова: Ислам, Османская империя, Йусуф ан-Набхани, Абдул-Хамид II, суфизм, традиционализм, таклид.

The represented article is devoted to the analysis of the activities and the ideological legacy of the Syrian Islamic scholar Yusuf bin Ismail al-Nabhani (1849-1832) who represented conservative trend in the Islamic thought of the Ottoman Empire. For sheikh al-Nabhani and his followers the modern age was neither associated with modernization nor with Islamic reforms. Al-Nabhani fundamentally rejected such approaches towards Islam, considering the system of Islamic Sciences complete and universal. In this, his views corresponded with the policy of the Ottoman Sultan Abdul-Hamid II. However, al-Nabhani can hardly be considered only as a guide to the governmental course.

Key words: Islam, Ottoman Empire, Yusuf al-Nabhani, Abdul-Hamid II, sufism, traditionalism, taqlid.

В отличие от реформаторского течения исламской мысли последней четверти XIX - начала XX в. в Османской империи, представленного такими именами, как Джамал ад-Дин ал-Афгани, Мухаммад Абдо и Рашид Рида1, творчество их оппонентов из числа улама консервативного толка гораздо менее изучено. Ключевой фигурой, олицетворявшей эту консервативную доктрину, был выходец

1 Джамал ад-Дин ал-Афгани (1839-1897) - исламский идеолог-реформатор XKfi., религиозно-политический деятель. Шейх Мухаммад Абдо (1849-1905) -известный египетский богослов-законовед, сторонник умеренной модернизации ислама, муфтий Египта (1899-1905). Мухаммад Рашид Рида (1865-1935) - исламский реформатор сирийского происхождения, один из основоположников новой концепции «исламского государства».

из Сирии, влиятельный приближенный султана шейх Абу-ль-Худа ас-Сайяди (1850-1909). В числе его идейных сподвижников и протеже был целый ряд улама, занимавших в сирийских вилайетах должности кадиев, муфтиев, имамов-хатыбов крупных мечетей и преподавателей медресе2. В отличие от реформаторов, считавших возможным и даже необходимым найти рациональный компромисс между исламом и идейным влиянием Запада, традиционалисты расценивали движение в этом направлении как путь к ослаблению ислама и недопустимый отход от религиозных предписаний.

Одним из видных представителей данного консервативного течения исламской мысли на рубеже XIX и XX вв. был сирийский шейх Йусуф бен Исмаил ан-Набхани (1849-1832). Он родился в палестинском селении Иджзим, расположенном между Хайфой и Наблусом. После учебы в исламском университете Ал-Азхар в Каире (начал обучение в возрасте 17 лет и провел там 7 лет) вернулся в Сирию и занял должность преподавателя в медресе при мечети ал-Джаззара в Акке. В дальнейшем его карьера в качестве алима была тесно связана с придворным окружением султана Абдул-Хамида II (1876-1909). В 1876 г., благодаря протекции в столице Османской империи, шейх ан-Набхани получил работу в редакции арабо-язычной газеты «Ал-Джаваиб» («Ответы») вместе с Ахмадом Фарисом аш-Шидьяком3, а затем занимал судейские должности в османском Ираке. В 1880 г. в его судьбе наступил важный поворот: шейх ан-Набхани был удостоен султанской милости и получил назначение на пост председателя судебной палаты в Латакии. Впоследствии он занимал аналогичные должности в Иерусалиме и в Бейруте. Будучи сторонником некритического следования традиции в исламских науках (таклид), шейх ан-Набхани также принадлежал к числу убежденных последователей суфизма. На протяжении своей долгой жизни он был посвящен в семь суфийских братств (кадирийа, шазилийа, идрисийа, накшбандийа, рифаийа, хальватийа и тиджанийа) и создал десятки сочинений по различным аспектам исламских наук.

Деятельность шейха Йусуфа ан-Набхани в качестве исламского ученого и полемиста разворачивалась в то время, когда духовные устои султанской власти подвергались сомнению со стороны оппозиционно настроенных интеллектуалов. На страницах своих сочинений, посвященных деятельности и заветам пророка Мухаммада, шейх ан-Набхани отстаивал тезис о священной природе власти султана Абдул-Хамида II в качестве «повелителя правоверных» и ха-

2 В их числе были дамасский шейх Ариф ал-Мунаййир (ум. 1923), шейх Салих Таки ад-Дин, ставший в 1889 г. главой «корпорации» шерифов (потомков Пророка) в Дамаске, шейх братства кадирийа Хасан ал-Газзи и др.

3 Ахмад Фарис аш-Шидьяк (1804-1887) - известный арабский писатель и журналист, выходец из Горного Ливана, один из основоположников арабской публицистики.

лифа, следовательно, преемника той власти, носителем которой был некогда сам пророк Мухаммад. Эта тема приобрела четкое звучание уже на страницах одного из ранних произведений ан-Набхани под названием «Ал-ахадис ал-арбаин ви вуджуб таат амир ал-муаминин» (Сорок хадисов в доказательство обязанности подчиняться повелителю правоверных)4, изданного в 1895 г. в Бейруте. Свой труд ан-Набхани предваряет коранической цитатой (Сура 4, аят 59): «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»5. Далее, следуя суннитской традиции тематического подбора и комментирования хадисов, ан-Набхани приводит 40 хадисов пророка Мухаммада в качестве источника и доказательной базы для дальнейших рассуждений, затем следует поэма-панегирик в честь султана Абдул-Хамида II, а за ней - комментарии автора. Общей идеей, объединяющей выбранные хадисы, служит предписание повиноваться правителю (амиру). Повиновение ему приравнивается к повиновению самому пророку, которое, в свою очередь, является божественным предписанием. В авторских комментариях ан-Набхани подчеркивает, что повиновение султану и халифу Абдул-Хамиду II является религиозным долгом для каждого правоверного мусульманина. А любые политические призывы, оспаривающие священный и безальтернативный характер власти османского султана имеют не исламскую основу и могут быть приравнены к джахилии6. В качестве примера ан-Набхани критикует призывы сторонников идей арабского национализма к асабии1, расценивая это явление как разновидность джахилии8.

Не ограничиваясь общими рассуждениями, ан-Набхани приводит четыре группы доводов в доказательство тезиса об обязанности мусульман повиноваться власти султана Абдул-Хамида II. Во-первых, его власть божественна уже потому, что он является султаном и халифом по воле Всевышнего. Султан также выступает в качестве единственного муджтахида9 для своих подданных и главного их защитника в борьбе с европейской колониальной экспансией.

4 Ан-Набхани Йусуф бен Исмаил. Ал-ахадис ал-арбаин ви вуджуб таат амир ал-муаминин (Сорок хадисов в доказательство обязанности подчиняться повелителю правоверных). Бейрут, 1895.

5 Перевод И.Ю. Крачковского.

6 Джахилия (букв. «невежество») - коранический термин, обозначающий период языческого невежества в Аравии в доисламскую эпоху.

1 Асабия - коллективная солидарность арабского племени и гордость своим происхождением. С конца XIX в. данный термин стал использоваться для обозначения идей арабского национализма.

8 Ан-Набхани Йусуф бен Исмаил. Ал-ахадис ал-арбаин... С. 18. Асабия - в данном контексте: коллективная солидарность в рамках арабской родо-племенной группы. Джахилия (букв. «невежество») - обозначение в исламской традиции доисламского периода в истории Аравии.

9 Муджтахид - исламский ученый высшей квалификации, способный самостоятельно решать вопросы религиозно-правого комплекса с опорой на священные тексты.

Ан-Набхани со ссылкой на высказывание известного египетского богослова и суфия XVI в. Абд ал-Ваххаба аш-Шаарани дает особый совет последователям суфизма: почитать султана, стоять в его присутствии и целовать ему руку, поскольку проявление вежливости к правителям означает проявление почтения к «величайшему султану» (т. е. Богу)10. В качестве второй группы доводов шейх ан-Набхани отмечает то уважение и почет, с которым Абдул-Хамид II относился к шерифам, улама, суфиям и беднякам, тратя на них деньги из своей личной казны. В числе особых заслуг султана и доказательств его благочестия автор отмечает заботу султана о могилах святых суфиев, а также строительство нескольких десятков мечетей и медресе в Латакии и ее окрестностях, «дабы наставить на путь истинный алавитов11»12. Третья группа доводов касается военных усилий султана в защиту ислама. В их числе ан-Набхани отмечает укрепление боеспособности османской армии, строительство крепостей и флота. Наконец, четвертую группу аргументов в пользу священного и законного характера власти султана ан-Набхани основывает на благородстве происхождения Абдул-Хамида II и исторических заслугах османской династии. Автор отмечает, что в качестве законного потомка Османа султан представляет исламскую династию, правившую на протяжении семисот лет. При этом речь идет о династии, отстаивавшей принципы шариата, способствовавшей распространению ислама и принесшую ему славу и процветание13.

Второй общественно важной темой творчества шейха ан-Набхани стала его критика в отношении распространения христианских учебных заведений в Османской империи. В конце XIX - начале XX в. этот процесс был особенно заметен в сирийских вилайетах Османской империи, где действовали десятки миссионерских школ (католических, протестантских и православных). Некоторые мусульманские семьи отправляли своих детей не только в государственные османские школы, но и в такие учебные заведения как основанный американскими миссионерами Сирийский протестантский колледж и католический Университет Святого Иосифа в Бейруте. В ответ на протесты консервативно настроенных улама родители учащихся, как правило, отвечали, что их решение продиктовано исключительно практическими соображениями, поскольку в христианских учебных заведениях их дети смогут лучше освоить иностранные языки (в первую очередь, французский). Однако шейх ан-Набхани, живший и работавший в то время в Бейруте, принципиально отвер-

10 Ан-Набхани Йусуф бен Исмаил. Ал-ахадис ал-арбаин... С. 19.

11 Алавиты - последователи алавизма, особого ответвления шиитского направления ислама. Алавитская община сформировалась и исторически компактно проживала в горных районах на северо-западе Сирии.

12 Там же. С. 19.

13 Там же. С. 20-21.

гал подобное объяснение. На страницах своего сочинения «Иршад ал-хаййара фи тахзир ал-муслимин мин мадарис ан-насара» (Наставление заблудших и предостережение мусульман от обучения в христианских школах)14, опубликованного в 1904 г., он доказывал тезис о недопустимости обучения мусульманских детей в христианских учебных заведениях, объявляя европейское образование враждебным по отношению к исламу. Основной аргумент ан-Набхани состоял в том, что обучение в христианском учебном заведении способно побудить мусульманина к принятию христианства, т. е. отходу от ислама. Ан-Набхани также отмечал, что миссионерские школы содержатся при поддержке христианских государств, враждебных по отношению к Османской империи и исламу. Следовательно, проходя курс обучения в этих школах, ученики, даже если они сохранят принадлежность к исламу, рискуют сменить лояльность султану на лояльность западным державам, которые «станут для них важнее, чем их родная страна»15. По мнению шейха ан-Набхани, обучение по западным стандартам также чревато тем, что создает почву для критики султана. Опасность европейского образования в глазах консервативно мыслящего шейха заключалась еще и в том, что ученики, развивая критическое мышление через изучение европейских естественных наук и чтение западной литературы, критикующей религию, могли в итоге стать «не мусульманами и не христианами», а скептиками и атеистами. Не оставил ан-Набхани без внимания и проблему женского образования. С его точки зрения, обучение мусульманских девушек в миссионерских учебных заведениях таит в себе особую опасность, поскольку выпускницы таких школ научатся «контролировать своих мужей и будут склонять их к отходу от ислама»16. Что же касается изучения европейских языков, то оно, по словам ан-Набхани, не является столь необходимым, чтобы ради него отдавать мусульманских детей в христианские учебные заведения. Согласно выводам ан-Набхани, риск утраты веры и верности своей религии, родине и законной османской власти не может быть оправдан меркантильными и карьерными соображениями. Тем более, что, как отмечал шейх, западные преподаватели едва ли могут служить в этом примером для подражания своим ученикам, поскольку сами не богаты, - при том что многие состоятельные мусульмане смогли достичь в материальном плане гораздо большего, никогда не изучая западные языки и науки11.

Итак, западное образование, по мнению ан-Набхани, - это однозначное зло, и совместить исламское образование с западным в

14 Ан-Набхани Йусуф бен Исмаил. Иршад ал-хаййара фи тахзир ал-муслимин мин мадарис ан-насара (Наставление заблудших и предостережение мусульман от обучения в христианских школах). Каир, 1904.

15 Там же. С. 11.

16 Там же. С. 20.

11 Там же. С. 26-28.

принципе невозможно, так как базовые мировоззренческие основы двух систем совершенно разные. В этом безапелляционном выводе проявляется особое отличие убеждений шейха ан-Набхани от взглядов таких его современников из числа реформаторски настроенных улама, как Джамал ад-Дин ал-Афгани, Мухаммад Абдо и Рашид Рида, которые считали полезным заимствовать и применять в мусульманских учебных заведениях некоторые европейские дисциплины и методы.

Заочная полемика с мусульманскими реформаторами по вопросам образования сопровождалась в творчестве шейха ан-Набхани еще более острой критикой в их адрес по такой важной теме как право мусульманского богослова на самостоятельное изучение и решение богословско-правовых вопросов (иджтихад)18. Критика реформаторских подходов к иджтихаду и отстаивание консервативной традиционной позиции по этой проблеме составляют основное содержание целого ряда работ ан-Набхани, первой из которых стал впервые опубликованный в 1898 г. трактат «Худджат Алла аля-ль-алямин фи муаджазат сейид ал-мурсалин» (Доводы Аллаха, проявляемые в чудесах Пророка)19. Шейх ан-Набхани не скрывал, что считает не только ошибочными, но и весьма опасными призывы к «открытию врат ид-жтихада» и попытки его применения со стороны таких современников как Джамал ад-Дин ал-Афгани, Мухаммад Абдо и Рашид Рида. Шейх ан-Набхани считал деятельность этих мыслителей не менее опасной и вредной, чем убеждения и практику таких его идейных оппонентов из числа представителей прошлых поколений как Ибн Таймийя20 и Му-хаммад ибн Абд ал-Ваххаб21. Приверженность суфизму и следование выводам религиозных авторитетов первых веков ислама в вопросах фикха составляли для ан-Набхани единый комплекс, а его решимость противостоять нападкам реформаторов на таклид и суфизм подкреплялась поддержкой со стороны османских властей.

В отношении своих оппонентов из числа современников ан-Набхани отвергал возможность как самостоятельной работы мусульманских богословов по комментированию текста Корана (тафсир), так и выведение

18 Иджтихад (букв. «усердствование») - самостоятельная деятельность исламского ученого высшей квалификации (муджтахида) в изучении и решении вопросов религиозно-правового комплекса с опорой на священные тексты. Обычно противопоставляется таклиду - некритическому следованию выводам авторитетных имамов из числа основателей религиозно-правовых школ (мазхабов).

19 Ан-НабханиЙусуф бен Исмаил. Худджат Алла аля-ль-алямин фи муаджазат сей-ид ал-мурсалин» (Доводы Аллаха, проявляемые в чудесах Пророка). Стамбул, 1997.

20 Таки ад-Дин Ахмад ибн Таймийя (1263-1328) - влиятельный мусульманский правовед и теолог ханбалитского мазхаба, провел большую часть жизни в Дамаске, скончался в заключении в результате конфликта с местными богословами и мам-люкскими правителями.

21 Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб (1703-1792) - известный мусульманский богослов и законовед, сыгравший одну из ключевых ролей в создании государства Саудитов в Центральной Аравии в середине XVIII в. Проповедовал идею строжайшего единобожия и очищения ислама от «новшеств».

религиозно-правовых норм (иджтихад). Ан-Набхани подвергал персональной и весьма жесткой критике убеждения и творчество ал-Афгани, Абдо и Рашида Риды, с которыми он был лично знаком. На страницах своих произведений шейх Йусуф ан-Набхани ставил их в один ряд с ваххабитами, обвинял в некомпетентности, непомерных амбициях и использовании знаний по исламским наукам ради собственного возвышения. К примеру, ан-Набхани упрекал Джамал ад-Дина ал-Афгани в неуважении к исламу и несоблюдении его предписаний, а шейха Мухаммада Абдо характеризовал как человека «невежественного и нерелигиозного, возомнившего себя лидером мусульман»22. Он заочно обвинял муфтия Египта в неоправданном увлечении философией, призывам к иджтихаду, в издании ошибочных фетв и сотрудничестве с англичанами. Не менее жесткая критика звучала и в адрес верного последователя Абдо - Рашида Риды. Его ан-Набхани обвинял в пренебрежении нормами исламского благочестия и незаконном присвоении статуса шерифа (потомка пророка Мухаммада)23.

Следует отметить, что при этом шейх ан-Набхани не пытался превзойти своих оппонентов в таком жанре исламских наук, как таф-сир24. В ответ на высказанное учениками предложение составить свой тафсир в качестве ответа Мухаммаду Абдо, ан-Набхани ответил: «Я не подхожу для этого, и есть еще много уровней между мной и тем уровнем, достигнув которого, можно браться за комментирование Корана»25. Текст Корана для ан-Набхани абсолютно универсален для всех эпох и поколений. Шейх был убежден в том, что если намерения людей соответствуют требованиям Корана, им надлежит просто следовать им. Если же их намерения или вкусы не соответствуют требованиям Корана, богословам не следует подстраивать объяснения текста божественного откровения под людские вкусы и предпочтения.

Полемический пыл шейха ан-Набхани в борьбе с мусульманскими реформаторами невозможно объяснить лишь политической атмосферой эпохи правления султана Абдул-Хамида II и нахождением на государственной службе. А фигуру самого ан-Набхани едва ли можно рассматривать лишь как проводника правительственного курса. Такой вывод можно сделать на основе анализа обстоятельств его жизни и творчества после 1908 г. В результате младотурецкой революции шейх в 1909 г. потерял судейскую должность в Бейруте и уехал в Медину, а в 1916 г. вернулся в родную деревню Иджзим, где и жил в дальнейшем. Но и в этих обстоятельствах ан-Набхани сохранил свои убеждения и продолжал их высказывать в публикациях.

22 Цит. по: Ghazal Amal Nadim. Beyond Modernity: Islamic Conservatism in the Late Ottoman Period. Edmonton, 1999. P. 81.

23 Подобные обвинения были распространены среди недоброжелателей ал-Афгани, Абдо и Рашида Риды, но четких доказательств и подтверждений не имели.

24 Тафсир - исламская наука толкования и разъяснения аятов Корана.

25 Ghazal Amal Nadim. Op. rat. P. 82.

В частности, и после 1909 г. он жестко критиковал реформаторов в своих сочинениях (в том числе поэтических), сохраняя уверенность в правоте своего подхода к пониманию ислама. Для шейха ан-Набхани и его единомышленников современная им эпоха ассоциировалась не с модернизацией, «исламским возрождением» и реформами в исламе, а с попытками отхода от ислама части мусульман и периодом величайшей опасности для религии. Ан-Набхани в принципе отвергал достижения европейского «века просвещения» и реформаторские подходы к религии, считая систему исламских наук, сложившуюся в Средние века, вполне завершенной и универсальной.

Обширное творчество шейха Йусуфа ан-Набхани представлено более, чем пятьюдесятью трудами. В большинстве своем они были опубликованы в османскую эпоху и имели широкое хождение как в Сирии и Египте, так и в Стамбуле, но в дальнейшем стали малодоступными. Его сочинения, идейная позиция и аргументация (как и ряда его единомышленников из числа сирийских улама) позволяют говорить об исламском традиционализме как самостоятельном значимом идейном течении (со своими четкими задачами и методологией) в сирийских провинциях Османской империи на рубеже XIX и XX вв. Отвергая попытки рационалистического переосмысления священных текстов Корана и Сунны, консерваторы считали соблюдение религиозно-правовой традиции (таклид), а также безоговорочное следование простых мусульман указаниям исламских ученых (улама) и суфийских шейхов залогом стабильности и лояльности мусульманского населения по отношению к священной власти правящего султана-халифа. В свою очередь султанский двор и османские власти в целом были заинтересованы в сохранении консервативной тенденции среди османских улама, так как опасались любых попыток поставить под сомнение легитимность османского правления с богословско-правовых позиций.

Список литературы

Ан-Набхани Йусуф бен Исмаил. Ал-ахадис ал-арбаин ви вуджуб таат амир ал-муаминин (Сорок хадисов в доказательство обязанности подчиняться повелителю правоверных). Бейрут, 1895. Ан-Набхани, Йусуф бен Исмаил. Иршад ал-хаййара фи тахзир ал-муслимин мин мадарис ан-насара (Наставление заблудших и предостережение мусульман от обучения в христианских школах). Каир, 1904. Ан-Набхани Йусуф бен Исмаил. Худджат Алла аля-ль-алямин фи муаджазат сейид ал-мурсалин (Доводы Аллаха, проявляемые в чудесах Пророка). Стамбул, 1997. Abu-Manneh, Butrus. Sultan Abdulhamid II and Shaikh Al-Sayyadi II Middle Eastern

Studies. 15 (1979). P. 133-153. Commins D. Islamic Reform: Politics and Social Change in Late Ottoman Syria. N. Y., 1990. Commins D. Social Criticism and Reformist Ulama of Damascus II Studia Islamica. 78 (1993). P. 169-180.

Davison Roderic. Essays in Ottoman and Turkish History, 1774-1923. Austin, 1990. 28

Ghazal Amal Nadim. Beyond Modernity: Islamic Conservatism in the Late Ottoman Period. Edmonton, 1999. URL: http://www.collectionscanada.gc.ca/obj/s4/f2/dsk2/ ftp01/MQ40007.pdf (дата обращения: 19.05. 2014) Gibb H.A.R. Modern trends in Islam. N. Y., 1972.

Haddad G.F. The Righteous Life and Blessed Works of the Poet of the Holy Prophet, the Pious Erudite Imam al-Qadi Yusuf al-Nabhani (1265/1849 - 1350/1932). URL: http:// www.sunnah.org/history/Scholars/al-Nabhani.pdf (дата обращения: 19.05.2014) Keddie Nikki R. Sayyid Jamal Ad-Din "Al-Afghani": A Political Biography. Berkeley, 1972.

Sirriyeh Elizabeth. Sufi Thought and its Reconstruction. URL: http://ru.scribd.com/ doc/209320248/Sufi-Thought-and-Its-Reconstruction-sirriyeh (дата обращения: 19.05.2014)

Weismann Itzchak. Sufi Brotherhoods in Syria and Israel - A Contemporary Overview. URL: http://www.ou.edu/mideast/Additional%20pages%20-%20non-catagory/ Sufism%20in%20Syriawebpage.htm (дата обращения: 19.05.2014)

References

Al-Nabhani Yusuf ben Ismail. Al-akhadis al-arbain fi wujub taat amir al-muaminin (Forty hadiths as proof of the obligation to obey the Commander of the faithful). Beirut, 1895.

Al-Nabhani Yusuf ben Ismail. Irshad al-khayyara fi takhzir al-muslimin min madaris an-nasara (The instruction of the lost and warning of the Muslims from Christian schools). Cairo, 1904.

Al-Nabhani Yusuf ben Ismail. Hujjat Alla ala-l'-alamin fi muajazat seyid al-mursalin (The

arguments of Allah manifested in the miracles of the Prophet). Istanbul, 1997. Abu-Manneh Butrus. Sultan Abdulhamid II and Shaikh Al-Sayyadi // Middle Eastern

Studies. 15 (1979). P. 133-153. Commins D. Islamic Reform: Politics and Social Change in Late Ottoman Syria. N. Y., 1990.

Commins D. Social Criticism and Reformist Ulama of Damascus // Studia Islamica. 78 (1993). P. 169-180.

Davison Roderic. Essays in Ottoman and Turkish History, 1774-1923. Austin, 1990. Ghazal Amal Nadim. Beyond Modernity: Islamic Conservatism in the Late Ottoman Period. Edmonton, 1999. URL: http://www.collectionscanada.gc.ca/obj/s4/f2/dsk2/ ftp01/MQ40007.pdf (дата обращения: 19.05.2014) Gibb H.A.R. Modern trends in Islam. N. Y., 1972.

Haddad G.F. The Righteous Life and Blessed Works of the Poet of the Holy Prophet, the Pious Erudite Imam al-Qadi Yusuf al-Nabhani (1265/1849 - 1350/1932). URL: http:// www.sunnah.org/history/Scholars/al-Nabhani.pdf (дата обращения: 19.05.2014) Keddie Nikki R. Sayyid Jamal Ad-Din 'Al-Afghani": A Political Biography. Berkeley, 1972

Sirriyeh Elizabeth. Sufi Thought and its Reconstruction. URL: http://ru.scribd.com/ doc/209320248/Sufi-Thought-and-Its-Reconstruction-sirriyeh (дата обращения: 19.05.2014)

Weismann Itzchak. Sufi Brotherhoods in Syria and Israel - A Contemporary Overview. URL: http://www.ou.edu/mideast/Additional%20pages%20-%20non-catagory/ Sufism%20in%20Syriawebpage.htm (дата обращения: 19.05.2014)

Сведения об авторе: Жантиев Дмитрий Рустемович, канд. ист. наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: zdimitry@yandex.ru

About the author: Zhantiev Dmitry Rustemovich, Ph.D., Associate Professor, Department of Middle and Near Eastern History, Institute of Asian and African Studies, Moscow State University. E-mail: zdimitry@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.