Научная статья на тему 'Организация власти в Османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки - оджаки - османская администрация» (XVI - середина XVIII В. )'

Организация власти в Османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки - оджаки - османская администрация» (XVI - середина XVIII В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
852
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМИР АЛ-ХАДЖ / БЕЙ / ДИВАН / КАТХОДА / КАШИФ / МАМЛЮК / ОДЖАК / ПАША / ШЕЙХ АЛ-БАЛАД / УЛАМА / ЯНЫЧАРЫ / AMIR AL-HAJJ / BEY / DIWAN / JANISSARIES / KATKHUDA / KASHIF / MAMLUK / OJAK / PASHA / SHAYKH AL-BALAD / ULAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куделин Андрей Александрович

В статье на материале арабо-османских хроник рассматривается политическая жизнь Османского Египта XVI середины XVIII в., ключевую роль в которой играло взаимодействие между мамлюкской элитой, верхушкой военных корпусов (оджаков) и османской администрацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organisation of Power in Ottoman Egypt: the Mechanism of Interaction in the Triangle of Mamluks, Ojaks and Ottoman Administration

This article is concerning on the base of Arabic ottoman chronicles the political life of Ottoman Egypt in the XVI first half of XVIII century, in which the relations between mamluk elite, ojak leaders and ottoman administration were playing the main role.

Текст научной работы на тему «Организация власти в Османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки - оджаки - османская администрация» (XVI - середина XVIII В. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

А.А. Куделин

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В ОСМАНСКОМ ЕГИПТЕ: МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ТРЕУГОЛЬНИКА «МАМЛЮКИ -ОДЖАКИ - ОСМАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ» (XVI - СЕРЕДИНА XVIII в.)

В статье на материале арабо-османских хроник рассматривается политическая жизнь Османского Египта XVI - середины XVIII в., ключевую роль в которой играло взаимодействие между мамлюкской элитой, верхушкой военных корпусов (оджаков) и османской администрацией.

Ключевые слова: амир ал-хадж, бей, диван, катхода, кашиф, мамлюк, оджак, паша, шейх ал-балад, улама, янычары.

This article is concerning on the base of Arabic ottoman chronicles the political life of Ottoman Egypt in the XVI - first half of XVIII century, in which the relations between mamluk elite, ojak leaders and ottoman administration were playing the main role.

Key words: amir al-hajj, bey, diwan, janissaries, katkhuda, kashif, mamluk, ojak, pasha, shaykh al-balad, ulama.

Египет представлял собой одну из важнейших провинций Османской империи1, что оказало значительное влияние на его политический статус. Вначале было создано вассальное государство во главе с Хайр-беем (1517-1522), одним из мамлюкских эмиров, перешедших на сторону османов. После кончины Хайр-бея оно было ликвидировано, но, несмотря на это, сохранился ряд характерных черт, отличавших Египет от других провинций. В частности, в Египте не была введена тимарная система2, которая обычно свидетельствовала о высокой степени интеграции провинции в состав империи. Местная администрация сохранила свою прежнюю структуру, кроме того, она продолжала выполнять специфическую задачу, а именно следить за состоянием ирригационной системы, от которой зависела экономика провинции. Специфической чертой Османского Египта было участие мамлюкской элиты в управлении эялетом, причем роль мамлюков постепенно возрастала на протяжении трех веков

1 Египет был присоединен к османской империи в результате победы османов в войне против Мамлюкского султаната 1516-1517 гг. Подробнее см.: Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. М., 2001. С. 18-29, 43-52.

2 Тимарная система - система служебного землевладения в Османской империи в Средние века.

его существования (от османского завоевания до прихода к власти Мухаммада 'Али).

Отсутствие тимарной системы в Египте было связано с тем, что функции египетского войска отличались от функций османской армии в других провинциях. Тимарная система была предназначена для содержания сипахийского конного ополчения, организованного по территориальному принципу и участвовавшего в завоевательных походах, которые вела Османская империя. В то же время войска, расквартированные в Египте, в основном выполняли местные задачи: они составляли гарнизон столицы, провинций, портов, охраняли караван хаджа и важнейшие пункты на пути паломников3. Входившие в гарнизон Египта войска были разделены на семь корпусов (оджа-ков). Каждый корпус возглавлял ага; вторым человеком в корпусе был катхода4, избиравшийся сроком на один год5. В каждом оджаке существовал выборный совет (ал-ихтийариййа), который занимался делами корпуса, делегировал представителей в диваны, разрешал споры между рядовыми членами корпуса и конфликты с другими корпусами.

Основной пехотный корпус Османской империи, янычары, нес службу как в Стамбуле, так и в провинциях. В Египте янычар также называли мустахфазан («стража»); воины этого оджака составляли гарнизон Каира и его Цитадели и выполняли в городе полицейские функции.

Пехотный корпус 'азабов осуществлял охрану подступов к Цитадели Каира, нес гарнизонную службу в фортах внутри провинции, на его подразделения также возлагались взрывные работы и разведка.

Формально первым в иерархии корпусов был оджак ал-мута-фаррика, который считался элитой армии османского падишаха. В Египте он охранял крепости портовых городов и использовался для контроля над другими оджаками.

Кавалерийский оджак чаушей первоначально формировался из младших офицеров султанской армии и мамлюков, состоявших

3 Египетские власти обязаны были содержать опорные пункты на сухопутном пути хаджа, в которых находились небольшие гарнизоны. Там накапливались запасы продовольствия и питьевой воды для снабжения паломников. Караван паломников проходил через Аджрун (близ Суэца), Нахль (в центре Синайского полуострова), Акабу на северо-восточной оконечности Красного моря, ал-Мувайлих, Азлам, ал-Ваджх, Янбо и Джидду на аравийском побережье Красного моря. Гарнизоны крепостей могли оказывать содействие охране каравана хаджа при нападениях бедуинов. Наиболее часто в хрониках в связи с этим упоминается крепость Азлам, комендант которой Азлам-паша высылался навстречу паломникам с отрядом из 300 солдат и припасами. Каждый год гарнизон Азлама заменялся новыми солдатами, присылавшимися из Египта.

4 Катхода - «помощник», «заместитель», «управляющий», в оджаках катхода возглавлял финансово-хозяйственную службу корпуса.

5 The Cambridge History of Egypt. Vol. 2. Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century. Cambridge, 1998. Р. 62.

на службе у наместника Египта. На него возлагались функции по обеспечению управления провинцией и сбора налогов. В его составе служили курьеры, доставлявшие на места приказы властей. Кроме того, в этом корпусе проходили подготовку оджаклы6, которые затем переводились с повышением чина в другие корпуса.

Существовали также оджаки верблюжей кавалерии - геннюллю и стрелков из огнестрельного оружия - тюфекджиййе.

Седьмым был так называемый черкесский корпус, состоявший из мамлюков, перешедших на службу султана после присоединения Египта к державе Османов. Часть мамлюков получила прощение еще от султана Селима I до его отъезда из Египта в сентябре 1517 г., однако вначале мамлюки страдали от дискриминации по сравнению с османскими солдатами: их жалование было меньше и выплачивалось с задержками. Они были лишены земельных владений, которые ранее давались им за несение военной службы (иктас). В правление Сулеймана Великолепного (1520-1566) их положение улучшилось. Мамлюкский отряд из нескольких сотен воинов, сосланных Селимом I в Стамбул, участвовал в захвате Родоса в 1522 г. Его успешные действия побудили Сулеймана вернуть египетским мамлюкам часть их привилегий (за исключением иктас). Несколько позднее, в 1556 г., из мамлюков был сформирован черкесский оджак7. Кроме того, часть мамлюков вошла и в другие оджаки.

В османский период изменилась система рекрутирования мамлюков. Ранее этот социальный слой пополнялся за счет покупки и подготовки рабов-воинов, которые затем отпускались на волю. Статус мамлюка не передавался по наследству, и сыновья мамлюков (авлад ан-нас, букв. «сыновья людей») редко могли войти в состав группы, управлявшей Египтом. В османский период сыновья мамлюкских эмиров гораздо чаще, чем ранее, могли рассчитывать на достижение высокого положения, многие из них возводились в ранг бея8.

Первоначально члены оджаков, как и мамлюки, не были уроженцами Египта. В XVII-XVIII вв. этнический состав воинских корпусов изменился. Это было связано с тем, что многие торговцы и ремесленники стремились добиться протекции или освободиться от налогов путем вступления в тот или иной оджак. Существовало и «встречное течение»: переход членов османских военных корпусов к торгово-ремесленной деятельности9. Вместе с тем произошли изме-

6 Оджаклы - члены османских военных корпусов (оджаков).

7 Ottoman Egypt in the Age of the French Revolution by Huseyn Efendi. Cambridge: Massachusetts, 1964. P. 82-83.

8 См.: КильбергХ.И. Предисловие // Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). М., 1978. С. 7; Awlad al-Nas // The Encyclopedia of Islam. Vol. I-XI. WebCD edition. Leiden, 2003. Vol. I. Р. 765a.

9 Ацамба Ф.М. Социальная структура городского населения в Египте в XVIII -XIX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.13. Востоковедение. 1997. № 3. С. 37-38.

нения в руководстве оджаками: на протяжении XVII в. мамлюкская элита постепенно захватила ключевые посты в оджаках10.

Османская администрация в провинции возглавлялась султанским наместником - бейлербеем11. В его функции входило командование армией, административное управление, контроль за сбором налогов (которым руководил дафтардар12) и за осуществлением хаджа, для руководства которым каждый год назначался амир ал-хаджи.

В Египте функционировали два дивана: большой и малый. В XVIII в. в состав большого дивана входили высшие должностные лица эйалета, начальники оджаков, мамлюкские беи, кадиаскер14, главы четырех мазхабов15, 'улама16. Диван собирался четыре раза в неделю и осуществлял совещательные, исполнительные, законодательные и судебные функции. Основными направлениями деятельности дивана были контроль над общей политической ситуацией в провинции, финансовые дела, утверждение должностных лиц, возведение в ранг беев, регулирование поземельных отношений и дел, связанных с налоговыми откупами, и т.д.

Текущие дела рассматривались и решались на ежедневных заседаниях малого дивана. В него входили катхода паши (он контроли-

10 Подробнее см., например: Cambridge History of Egypt. Р. 9-11; Ацамба Ф.М. Система административного управления египетской провинции Османской империи (XVI-XVIII вв.) // Восток в Новое время. Экономика, государственный строй. М., 1991. С. 115-117; Смирнов В.Е. Система организации и воспроизводства мамлюк-ского общества в османский период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 1; Смирнов В.Е. Некоторые проблемы феодального войска Османского Египта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1992. № 3.

11 Первоначально официальным титулом правителя Египта был бейлербей («бей беев»), в XVII в. замененный на вали. Наместниками Египта назначались военные и административные сановники Османской империи, имевшие ранг трех-бунчужного паши. В арабо-османских хрониках термин паша является наиболее распространенным.

12 Дафтардар - должностное лицо, ведавшее финансами, в том числе сбором налогов, и реестрами - списками мултазимов (лиц, владевших откупами при сборе налогов - илтизамами). В XVII-XVIII вв. пост дафтардара занимали мамлюкские беи.

13 Амир ал-хадж - лицо, возглавлявшее караван паломников, ежегодно направлявшийся в Мекку для совершения хаджа. В XVI в. эту должность иногда занимали сами османские наместники Египта, а также кашифы, катходы пашей и бедуинские шейхи. В XVII-XVIII вв. амирами ал-хадж были в основном влиятельные мамлюкские беи (Фахми Али Умар, Самира. Имара ал-хадж фи Миср ал-усманиййа. Ал-Кахира, 2001. С. 69-103.).

14 Кадиаскер - военный судья в Османской империи. В Египте возглавлял всю судебную систему провинции. Обычно на эту должность назначались лица духовного звания из Стамбула.

15 Мазхаб - доктрина, толк, школа. Термин используется для обозначения четырех основных богословско-правовых школ - ханафитов, маликитов, шафи'итов и ханбалитов.

16 ' Улама - хранители религиозной традиции, теологи, знатоки канонического права.

ровал своевременное поступление доходов паши17, вел переговоры с оппозиционными группировками и т.д.), дафтардар, рузнамджи18 и по одному представителю от оджаков19.

Османский Египет сохранил такое же административное деление, которое существовало до завоевания: провинция подразделялась на области во главе с кашифами20 из числа мамлюков. В их обязанности входило поддержание в рабочем состоянии системы орошения, защита территории от набегов бедуинов. Мамлюкские эмиры также содержали военные отряды, набранные из личных мамлюков, так как османские военные гарнизоны дислоцировались только в Каире, крупнейших городах и морских портах.

Известный израильский арабист и османист Михаэль Винтер в своей работе, посвященной египетскому обществу в османский период, предложил следующую хронологию эволюции системы власти в Османском Египте:

1. В XVI в. Египет эффективно управлялся пашами, назначавшимися Стамбулом. Около 1590 г. начались солдатские бунты, которые обозначили начало кризиса в управлении провинцией. Мехмет-паша (1607-1611) подавил эти выступления, казнив мятежников, но после этих событий паши стали терять реальную власть.

2. В XVII в. власть принадлежала лидерам мамлюков - беям.

3. В конце XVII - первой половине XVIII в. власть перешла к наиболее влиятельным оджаклы, которые затем потеряли ее из-за противоречий между различными корпусами.

4. Во второй половине XVIII в. ведущую роль в провинции играли мамлюкские беи, пока в 1798 г. французская оккупация не положила конец мамлюкскому режиму21.

Следует особо отметить, что эта хронология актуальна и в настоящее время, однако это не более чем схема, которая должна и может быть дополнена. Арабо-османские хроники22 содержат

17 Наместники Египта, как и другие бейлербеи Османской империи, получали доходы от специальных земельных пожалований - хассов. Кроме того, они имели и другие местные источники дохода. См.: Shaw, Stanford J. The Financial and Administrative Organization and Development of Ottoman Egypt, 1517-1798. Princeton, New Jersey, 1962. Р. 318-328.

18 Рузнамджи - чиновник, возглавлявший рузнаме - приказ, ведавший сбором налогов и пересылкой мири (часть общей суммы поземельного налога, которая приходилась на долю верховного собственника земли - Османского государства) в султанскую казну.

19 Ацамба Ф.М. Система административного управления... С. 113-115.

20 Кашиф - правитель провинциального административного округа. Обычно эту должность занимали мамлюкские беи, хотя и не самые влиятельные. Исключение составляли правители провинции Гирга, так как они обычно управляли всем Верхним Египтом. В конце XVIII в. Египет делился на четырнадцать провинций.

21 Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule, 1517-1788. L., 1992. Р. 18.

22 Краткая характеристика источников, легших в основу данного исследования, приведена в: Куделин А.А. Египетский караван хаджа на рубеже XVII-XVIII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2007. № 4. С. 59-60.

большое количество сведений о политической борьбе в Османском Египте, анализ которых позволяет сделать выводы о том, какая из социальных групп обладала наибольшим влиянием во время тех или иных событий.

В правление малик ал-умара (правителя вассального мамлюкс-кого государства) Хайр-бея (1517-1522) конкуренция между различными группами османско-египетской политической элиты явственно не обозначилась. Несмотря на недовольство османскими порядками, мамлюки, видимо, возлагали надежды на автономию Египта в составе Османской империи, которая позволила бы им постепенно вернуть свой высокий социальный статус.

После смерти Хайр-бея вассальное мамлюкское государство было ликвидировано и управление Египтом стали осуществлять османские наместники. Это спровоцировало восстание мамлюков во главе с двумя кашифами Среднего Египта - Джанимом ас-Сайфи и Иналом, которое было легко подавлено23.

Гораздо более серьезным испытанием для османской власти в Египте стал бунт османского бейлербея Ахмед-паши, прозванного ал-Хаин (Предатель). Он стал наместником Египта в сентябре 1523 г. и начал свое правление с разоружения янычар, которых считал наиболее лояльными султану, так как они могли помешать реализации его сепаратистских планов. Им были освобождены некоторые мамлюки, оказавшиеся в заключении в связи с предыдущим бунтом, а также бедуинские шейхи, отстраненные от власти Хайр-беем.

Ахмед-паша восстал против османского падишаха в начале 1524 г.: он принял титул султана, приказал упоминать свое имя в хутбе и чеканить его на монетах. Правление Ахмед-паши продлилось всего несколько месяцев. Он был предан мамлюкскими беями и бедуинскими шейхами, схвачен и казнен в марте 1524 г.24

В 1525 г. Ибрахим-паша, великий вазир султана Сулеймана, прибыл в Египет и восстановил авторитет османской власти. Он казнил шейхов бедуинов хаввара и бакр, а также мамлюков, участвовавших в мятеже Ахмед-паши. В то же время пострадавшие от него получили компенсацию, а участвовавшие в его свержении - награды. Ибрахим-паша в короткий срок добился умиротворения эйалета. За время, проведенное в Египте, он обнародовал указ османского падишаха, кодифицирующий административную практику провинции, Канун-намеМисир. Начиная с этого времени и до 1587 г. в Египте не было серьезных политических неурядиц, и провинция не доставляла хлопот центральному правительству Османской империи25.

23 Ал-Маллавани, Йусуф аш-шахир би Ибн ал-Вакил. Тухфат ал-ахбаб би ман малака Миср мин ал-мулук ва-н-нувваб. [Б. м.], 1998. С. 148.

24 Ал-Маллавани. С. 148-149. Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule... Р. 14-16.

25 См.: Н.А. Иванов. Османское завоевание. С. 57-58.

Рубеж XVI-XVII столетий в истории Османского Египта отмечен рядом волнений, главную роль в которых сыграли оджаки генюллю, тюфекджиййе и черкесский26. Первое восстание произошло в 1587 г.27 В 1604 г. в результате нового мятежа был убит Ибрахим-паша28. Его преемник подавил бунт и казнил главных мятежников, но порядок в провинции не был восстановлен, пока в Египет не прибыл Мехмед-паша (1607-1611). Мехмед-паша упразднил тулбу29, что привело в 1609 г. к новому возмущению. Большую часть восставших составляли члены трех вышеупомянутых оджаков. Мехмед-паша собрал армию из лояльных воинов и бедуинов и сумел быстро подавить это выступление. Многие из восставших были убиты, некоторые были сосланы в Йемен30. Египетский хронист Мухаммад ибн Аби-с-Сурур ал-Бакри ас-Сиддики, сочувствовавший османам, писал, что мятежники выбрали султана и хотели восстановить Мамлюкский султанат, однако удивительно, что он не называет имени этого султана, хотя прекрасно осведомлен обо всех деталях восстания31. Вместе с тем тот же летописец подчеркивает, что большинство восставших были турками, а не мамлюками, а для их увещевания был послан турецкий 'алим Алты Пармак-эфенди. Эти факты ставят версию о попытке восстановления независимого мамлюкского государства под большое сомнение32.

Хронологические рамки следующего этапа истории Османского Египта определяются, с одной стороны, подавлением «сипахийского» восстания 1609 г. и, с другой стороны, вооруженными столкновениями в Каире в 1711 г. В этот период достаточно рельефно стала проявляться слабость власти османских наместников Египта. Наибольшим влиянием на политическую ситуацию в Египте в XVII в. обладали мамлюкские беи из конкурирующих между собой группировок ал-Касимиййа и ал-Фикариййа. Паша, будучи представителем султана, продолжал пользоваться значительным влиянием в провинции, но ему требовалось обращаться к другим силам за помощью в конфликтных ситуациях. Тем не менее он мог в случае бунта апеллировать ко всем «верным слугам султана» и справляться с наиболее опасными

33

противниками с помощью их политических конкурентов33.

26 Из-за сходства их тактики и вооружения (но не способа формирования) с поместной кавалерией Османской империи авторы арабо-османских хроник называют эти оджаки «сипахийскими».

27 Ал-Маллавани. С. 160.

28 Там же. С. 165-166.

29 Незаконный сбор, взимавшийся с феллахов османскими солдатами, служившими в сельской местности. Введение в практику тулбы во многом объясняется тем, что жалование солдат резко снизилось из-за инфляции.

30 Ал-Маллавани. С. 167-169.

31 Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule. Р. 19-20.

32 Winter M. The Re-emergence of the Mamluks Following the Ottoman Conquest // The Mamluks in Egyptian Politics and Society. Cambridge, 1998. P. 95.

33 Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule. Р. 49-50.

В 1623 г. египетская военная элита отказалась принять нового наместника Мустафу-пашу, и тот сразу же по прибытии в Александрию был вынужден покинуть провинцию. Йусуф-бей ал-Гаттас, принявший активное участие в конфликте с пашой, занял пост каим макама34 и в течение трех лет управлял Египтом до прибытия нового наместника35. В 1631 г. Муса-паша пожелал устранить мамлюкского лидера Кайтас-бея, и это ему удалось, но в ответ мамлюкские беи вынудили его уйти в отставку, причем в Стамбуле это не вызвало возражений, и был прислан новый паша36.

Однако в основном политическую жизнь Османского Египта XVII в. определяло противостояние двух важнейших мамлюкских группировок - ал-Касимиййа и ал-Фикариййа37. Имеющиеся сведения не позволяют трактовать борьбу мамлюкских группировок ал-Фикариййа и ал-Касимиййа как противостояние османских и неосманских элементов внутри военной элиты египетского общества. Обе группировки не могут рассматриваться как объединение мамлюков по этническому принципу; скорее они формировались по патронажно-клиентальному принципу вокруг нескольких влиятельных мамлюкских беев. Нельзя также утверждать, что одна из группировок занимала проосманскую позицию, а другая, напротив, находилась в оппозиции. В конечном итоге обе группировки боролись за право делегировать своих лидеров на важнейшие посты в османской административной системе Египта, в первую очередь на посты дафтардара и амир ал-хаджа. Османская администрация добивалась, чтобы ни одна из группировок не монополизировала власть в своих руках, так как это нарушало баланс политических сил в провинции и угрожало ее авторитету. Османский паша регулярно вмешивался в борьбу мамлюкских фракций с целью недопущения чрезмерного усиления одной из них.

В первой половине XVII в. наиболее влиятельной фигурой среди мамлюкских беев Египта стал Ридван-бей ал-Фикари. В течение примерно четверти века (до своей смерти в 1656 г.) он занимал пост амир ал-хаджа, успешно отражая попытки своих соперников из группировки ал-Касимиййа, а также нескольких османских наместников

34 Каим макам - должностное лицо, исполнявшее обязанности османского наместника Египта в период его отсутствия. Обычно каим макам назначался из числа мамлюкских беев Египта.

35 Ал-Маллавани. С. 173-174.

36 Там же. С. 175-176.

37 Ал-Касимиййа и ал-Фикариййа - две крупнейшие мамлюкские группировки в военно-политической элите Османского Египта. Их происхождение арабские источники связывают с названиями двух бедуинских союзов племен либо с именами двух мамлюков, поступивших на службу к султану Селиму I. Как ал-Фикариййа, так и ал-Касимиййа объединяли в своем составе мамлюков различного этнического происхождения. Каждая из группировок состояла из нескольких влиятельных беев с их личными мамлюками.

сместить его с этого поста. Его позиции еще более упрочивал альянс с 'Али-беем, управлявшим провинцией Гирга в Верхнем Египте. Генеалогия, составленная для Ридван-бея, возводила его происхождение к мамлюкским султанам и курайшитам, к племени пророка Мухаммада. В какой-то степени это было вызовом по отношению к османам. По словам британского исследователя П.М. Холта, «согласно генеалогии, Ридван-бей исполнял свои обязанности (амир ал-хаджа) не столько как представитель османского султана, сколько как законный преемник своих мамлюкских и курайшитских предков»38.

Одно из серьезнейших столкновений между мамлюкскими группировками ал-Касимиййа и ал-Фикариййа произошло в 1647 г. Основными действующими лицами конфликта стали упомянутый выше Ридван-бей и его главный союзник 'Али-бей, политические позиции которых пытались оспорить два лидера группировки ал-Касимиййа - Кансух-бей и Мамай-бей, пользовавшиеся поддержкой османского наместника. Решающее влияние на исход противостояния оказало появление в Каире 'Али-бея, наместника провинции Гирга, во главе большой армии солдат и бедуинов. Эта демонстрация силы, а также крупные денежные дары лидерам оджаков сделали 'Али-бея хозяином положения. Против Кансух-бея и Мамай-бея было заведено дело о растрате средств из казны, причем 'Али-бею было поручено возглавить расследование. Сторонники группировки ал-Касимиййа уговаривали своих лидеров не являться на допрос в Цитадель, но Кансух-бей и Мамай-бей не последовали этому совету, надеясь, видимо, на поддержку османского наместника. Ночью они были казнены, а с утра их тела вывезли из Цитадели39.

В ходе этого конфликта 'Али-бей несколько раз пытался взять под контроль каирскую Цитадель, а также медлил с выполнением приказа паши о возвращении в Верхний Египет. В конце концов, потеряв терпение, османский наместник отдал приказ оджакам силой выдворить 'Али-бея с его войсками из Каира, но приказ не был выполнен. Верхушка оджаков была подкуплена Ридван-беем и 'Али-беем и отказалась повиноваться паше. В любом случае этот конфликт продемонстрировал, во-первых, падение влияния османского наместника Египта и, во-вторых, превращение оджаков в самостоятельную политическую силу, к которой мамлюкские беи обращаются за поддержкой. Паша в свою очередь в значительной степени утратил влияние на верхушку оджаков.

Однако, несмотря на тот статус, которым обладал Ридван-бей в Египте, и его амбициозную лжегенеалогию, он не пытался пре-

38 Holt P.M. The Exalted Lineage of Ridwan Bey: Some Observations on a Seventeenth Century Mamluk Genealogy // Studies in the History of the Near East. L., 1973. P. 228.

39 Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule... Р. 51-52; Ал-Маллавани. С. 183.

тендовать на независимость от османского султана. Ему удавалось сохранять высокое положение в египетской политической элите лишь благодаря связям в Стамбуле, что он ясно осознавал.

Вскоре после смерти Ридван-бея гегемонии группировки ал-Фи-кариййа пришел конец. Немалую роль в этом сыграло вмешательство османской администрации, которой не было выгодно чрезмерное усиление одной из мамлюкских группировок. В 1660 г. образовался альянс, направленный против ал-Фикариййи. В него вошли Муста-фа-паша, Ахмад-бей ал-Бушнак (Босниец) и высшие чины оджака 'азабов. В результате их действий были убиты несколько лидеров группировки ал-Фикариййа40. Два года спустя другой наместник, Иб-рахим-паша, расправился с Ахмад-беем, что ознаменовало изменения в политической ситуации в Египте41. Мамлюкские беи продолжали занимать закрепленные за ними посты в администрации провинции, но влияние ал-Фикариййи и ал-Касимиййи было подорвано. Тем не менее это не означало восстановление власти османских наместников: на первый план в политической жизни Египта вышла элита семи военных корпусов - оджаков.

В течение последней четверти XVII - первой четверти XVIII в. ключевую роль в политической жизни Османского Египта стал играть янычарский оджак - наиболее крупный, богатый и влиятельный из семи военных корпусов. Соответственно в арабо-османских хрониках Египта описания столкновений между янычарами и шестью другими оджаками заняли место сообщений о борьбе мамлюкских группировок.

Между оджаками шла конкуренция за контроль над различными источниками доходов. В 1709 г. это столкновение приобрело особенно острый характер. Верхушка янычар контролировала каирский монетный двор, а также оказывала противозаконное покровительство отдельным категориям торгово-ремесленного населения Каира, что вызывало недовольство элиты остальных шести оджаков. По сведениям арабо-османских хроник, противники янычар послали петицию в Стамбул с перечислением всех своих претензий. В этом документе они выражали протест против того, что янычары нелегально штампуют для своих нужд монету, оказывают за взятки протекцию некоторым категориям торговцев, препятствуя сбору с них налогов, искусственно ограничивают продажу некоторых товаров (например, кофе), чтобы увеличить цены, и т.д. В свою очередь высшие чины янычарского корпуса также послали в Стамбул петицию с требованием ограничить привилегии других оджаков. После разбора взаимных жалоб в Стамбуле в Каир был направлен султанский хатт-и шариф с приказом перенести монетный двор из янычарских казарм

40 Ал-Маллавани. С. 188-189.

41 Там же. С. 189-190.

во двор здания Дивана. В итоге конфликт закончился не в пользу янычарского оджака, который лишился одной из своих важнейших привилегий42.

Следующий этап противостояния и соответственно изменение баланса во взаимоотношениях различных политических сил в египетской провинциальной элите связаны с событиями 1711 г. Существуют две различные гипотезы относительно того, кто сыграл решающую роль в развязывании конфликта, и обе они опираются на свидетельства арабо-османских хроник.

Первая из версий излагается в летописях ал-Маллавани и Шала-би. Согласно этой версии, ключевую роль в нагнетании обстановки сыграла ихтийариййа янычарского оджака во главе с Ифрандж Ахмадом. Собственно конфликт начался с того, что восемь достаточно влиятельных членов янычарского корпуса, высланных Ифрандж Ахмадом из Каира, самовольно туда вернулись и, покинув ряды своего корпуса, вступили в оджак 'азабов. В связи с этим лидеры мамлюкской группировки ал-Каздаглиййа договорились сместить Ифрандж Ахмада с его поста и вернуть сосланных в состав янычарского оджака. Это предложение было одобрено шестью другими оджаками, но встретило сопротивление со стороны ихтийариййи янычарского корпуса. В итоге в марте 1711 г. было принято компромиссное решение, согласно которому недовольные Ифрандж Ахмадом могли остаться в оджаке 'азабов. Однако конфликт не был исчерпан, так как все новые члены янычарского оджака стремились его покинуть. Столкновения начались между янычарами и 'азабами, затем последних поддержали другие оджаки. Мамлюкские беи из группировки ал-Фикариййа выступили на стороне янычар, а беи из группировки ал-Касимиййа - на стороне их противников43.

Наиболее подробно состав противоборствующих группировок отражен в летописи ал-Маллавани. Согласно сведениям этого хрониста, сторонников Ифрандж Ахмада и янычар в ходе конфликта поддержали глава группировки ал-Фикариййа Аййуб-бей, наместник провинции Гирга Мухаммад-бей (он привел с собой отряды бедуинов племени хаввара, союзного янычарам), аги сипахийских оджаков, оджак мутафаррика и Сулайман-ага, катхода чаушей. В состав противоположной группировки вошли амир ал-хадж 'Ивад-бей, дафтардар

42 Ал-Маллавани. C. 238-239. Ахмад Шалаби ибн 'Абд ал-Гани, ал-Ханафи ал-Мисри. Аудах ал-ишарат фи ман тавалла Миср ал-Кахира мин ал-вузара ва-л-башат. Ал-Кахира, 1978. C. 218-219. Al-Damurdashi, Ahmad Katkhuda Azaban, al-Amir. Al-Damurdashi's Chronicle of Egypt 1688-1755. Al-Durra al-Musana fi Akhbar al-Kinana. Leiden; N.Y., 1991. P. 139-141; Ад-Дамирдаши, Ахмад Катхода 'Азабан. Китаб ад-дурра ал-мусана фи ахбар ал-кинана фи ахбар ма вака'а би Миср фи да-улат ал-мамалик мин ас-санаджик ва-л-кушшаф ва ас-саб'а ауджакат ва-д-даула ва 'аваидихим ва-л-баша ила ахири санат 1168. Ал-Кахира, 1989. С. 78-79.

43 Ал-Маллавани. С. 249-251. Шалаби. С. 228-231.

Кайтас-бей и другие лидеры ал-Касимиййи, три сипахийских оджа-ка, чауши и 'азабы, а также довольно значительная часть янычар, настроенных враждебно по отношению к Ифрандж Ахмаду. Таким образом, разделение на противостоящие группировки произошло не только в рамках военно-политической элиты Египта в целом, но и

44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутри некоторых оджаков44.

Вооруженные столкновения на улицах Каира продолжались с апреля по июнь 1711 г. В итоге янычарский оджак и группировка ал-Фикариййа потерпели поражение, но и их противники понесли существенные потери: в частности, был убит лидер ал-Касимиййи 'Ивад-бей. Необходимо также отметить, что османский наместник Халил-паша пребывал в Каирской цитадели, находившейся в руках сторонников Ифрандж Ахмада, и был вынужден издавать фирманы45 в пользу альянса янычарского оджака и группировки ал-Фикариййа. После победы их противников из группировки ал-Касимиййа Халил-паша был смещен со своего поста, однако победители обошлись с ним достаточно мягко. Паша свободно покинул Цитадель и жил в одном из домов в Каире до получения приказа султана выехать в имперскую столицу46. Скорее всего, это было обусловлено желанием представителей местной элиты не обострять без необходимости отношения со Стамбулом, а также трезвой оценкой пассивной роли паши в происходивших событиях.

После 1711 г. борьба за власть между основными силами египетской политической элиты еще более обострилась. Мамлюки из группировки ал-Фикариййа и лидеры янычарского оджака не смирились с поражением и продолжали оспаривать господствующее положение в Египте. Вместе с тем ослабление двух ведущих мамлюкских группировок открыло дорогу новым политическим силам, в частности группировке ал-Каздаглиййа. Кроме того, на протяжении первой половины XVIII в. во главе османской администрации Египта стояло несколько достаточно энергичных наместников, которые пытались восстановить реальную власть и авторитет представителей османского султана в этом пашалыке.

В частности, Раджаб-паша (1720-1721) открыто заявил о своих намерениях навести порядок в Египте, применив при этом достаточно оригинальную фразеологию: «Я прибыл в Египет для того, чтобы обновить веру его народа, потому что он впал в неверие»47. Раджаб-паша попытался опереться в своих действиях на тех представителей египетской элиты, которые были сосланы или бежали от

44 Ал-Маллавани. С. 257-258.

45 Фирман - указ, издававшийся высшими должностными лицами Османской империи от имени султана.

46 Ал-Маллавани. С. 266; Шалаби. C. 248; А1^ашггёа$Ы. Р. 172.

47 Ал-Маллавани. С. 325.

преследования своих политических противников в период правления его предшественников. Этот шаг позволил паше быстро набрать сторонников, но в то же время привел к появлению большого числа недовольных его правлением. Кроме того, наместник активно использовал подкуп для привлечения на свою сторону оджаков. В отсутствии Исма'ил-бея, исполнявшего обязанности амир ал-хаджа, Раджаб-паша вернул из ссылки и заручился (как ему казалось) поддержкой его главного соперника Мухаммад-бея Черкеса. Все эти меры, однако, не принесли наместнику желаемого результата - мамлюкская оппозиция сумела изолировать пашу, подкупом и угрозами привлечь на свою сторону оджаков и в итоге низложить Раджаб-пашу. При этом Мухаммад-бей Черкес, облагодетельствованный наместником, предпочел договориться со своим врагом Исма'ил-беем и выступить против Раджаб-паши48.

Действия Раджаб-паши представляли собой одну из попыток центральных властей Османской империи восстановить контроль над Египтом, но она не увенчалась успехом. Во многом это было обусловлено тем, что паша не имел за собой реальной военной силы, опираясь на которую он смог бы достичь своих целей. В связи с этим османские наместники были вынуждены действовать путем подкупа, заключения альянсов с отдельными представителями или группировками египетской политической элиты и т.д. В итоге османские наместники стали лавировать между двумя ведущими мамлюкскими группировками - ал-Касимиййа и ал-Фикариййа, регулярно участвуя в их конфликтах то на одной, то на другой стороне. Вполне возможно, османские наместники надеялись, что взаимное ослабление мамлюкских группировок откроет им дорогу к власти, однако они недооценили устойчивость мамлюкского режима, который был достаточно прочен, несмотря на смену лидеров и даже целых группировок, находившихся у власти.

После свержения Раджаб-паши наместником Египта был назначен Мухаммад-паша, который явно не желал разделить судьбу своего предшественника. Он привез с собой указ султана, содержавший обещание амнистии всем участникам свержения Раджаб-паши, если они сохранят лояльность падишаху. Новый наместник не претендовал ни на какую власть в Египте кроме формальной. Муртада-бей, ученик ал-Маллавани, добавивший несколько глав к его хронике, сам принадлежал к окружению Мухаммад-паши. Вот что он писал по поводу отношений, сложившихся между наместником и главой мамлюкской иерархии Египта: «В это время паша совершенно не имел власти, которая находилась в руках Черкеса. Если тот желал назначить угодного ему человека на какой-либо пост, он просто по-

48 Там же. С. 325-334.

3 ВМУ, востоковедение, № 2

сылал его в диван, чтобы паша утвердил это назначение, и даже не должен был сам встречаться с пашой»49.

Мухаммад-бей Черкес, один из лидеров группировки ал-Каси-миййа, стал, по мнению нескольких ведущих исследователей Османского Египта, первым мамлюкским беем, носившим титул шейх ал-балад50. Появление этого титула стало своего рода индикатором изменившихся отношений между имперским центром и египетской политической элитой, а также означало формальное признание за одним из мамлюкских лидеров исключительного права на риасу51. Обязанности и права шейх ал-балада не были никак регламентированы, благодаря чему он оказывался за рамками административной структуры Египта, т.е. даже формально не подчинялся паше.

Османскими наместниками были предприняты еще несколько попыток восстановить свой контроль над Египтом. В частности, в 1731 г. при поддержке наместника 'Абдаллах-паши Мухаммад-бей Черкес был убит сторонниками Зу-л-Факар-бея52 (сам Зу-л-Факар-бей также через два дня пал жертвой сторонников Мухаммад-бея).

Свержение Мухаммад-бея Черкеса привело к ослаблению группировки ал-Касимиййа, и их соперники из ал-Фикариййи получили возможность вернуть себе былое влияние, однако этого не произошло. На протяжении первых трех десятилетий XVIII в. обе ведущие мамлюкские группировки понесли серьезные потери, кроме того, в них обострились внутренние противоречия. В результате влияния всех этих факторов после убийства Мухаммад-бея Черкеса власть перешла к триумвирату, который состоял из двух представителей оджаков, 'Усмана-катходы ал-Каздагли (из янычарского корпуса) и Йусуф-катходы (из корпуса 'азабов), а также шейх ал-балада Мухам-мад-бея Катамиша53. В 1736 г. все трое стали жертвами заговора, организованного их политическими противниками, причем османский наместник, Бакир-паша, принял в нем активное участие. Египетский хронист Ахмад ад-Дамирдаши детально описывает эти события и сообщает, что по распоряжению паши представители египетской элиты собрались в доме дафтардара Мухаммад Исма'ил-бея, который был на стороне заговорщиков. Предполагалось убить всего лишь

49 Там же. С. 350.

50 Ottoman Egypt in the Age of the French Revolution by Hyseyn Efendi. Cambridge: Massachusetts, 1964. P. 11; Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule. P. 24; Crecelius D. The Roots of Modern Egypt. A Study of the Regimes of Ali Bey al-Kabir and Muhammad Bey Abu al-Dhahab, 1760-1775; Minneapolis & Chicago, 1981. P. 32.

51 Термин риаса можно трактовать как «лидерство» в мамлюкской среде, закреплявшееся за одним или несколькими беями. В XVIII в. термин шейх ал-балад применительно к обладателю риасы стал общепринятым (Al-Damirdashi. P. 177-178; Шалаби. C. 3-20).

52 Al-Damirdashi. P. 293.

53 Там же. Р. 309.

четверых, в том числе Мухаммад-бея Катамиша и Йусуф-катходу, однако случайность (помещение заволокло пороховым дымом) привела к тому, что вместе с ними погибли еще шесть человек из числа мамлюкских беев и влиятельных членов оджаков54.

Этот эпизод можно также рассматривать в ряду попыток османских пашей восстановить контроль над Египтом, однако в данном случае текст источника со всей очевидностью свидетельствует о том, что паша содействовал одной группе египетской элиты в борьбе против другой и не играл самостоятельной роли.

Через несколько лет после этих событий власть в Египте была захвачена тандемом влиятельных оджаклы, представлявших два наиболее значимых на тот момент военных корпуса османского Египта. В 1743-1754 гг. решающее влияние на политическую жизнь пашалыка оказывал Ибрахим-катхода ал-Каздагли, опиравшийся на янычарский корпус и возглавлявший мамлюкский «дом» ал-Казда-глиййа. Его партнером стал Ридван-катхода из корпуса 'азабов, возглавлявший менее значимую группировку ал-Джалфиййа. Следует отметить, что роли в этом дуумвирате были распределены весьма четко: Ридван-катхода был «молчаливым партнером» Ибрахима. Каждый, кто хотел добиться какого-либо высокого положения в Египте, должен был сначала сделать «подарок» Ибрахим-катходе, а затем Ридван-катходе в размере 1/3 от подношения, полученного его влиятельным союзником55.

Необходимо отметить, что ни Ибрахим, ни Ридван сами не являлись мамлюкскими беями, они получили власть не благодаря месту в мамлюкской иерархии, а из-за принадлежности к элите оджаков. Однако оба они активно занимались покупкой мамлюков и возводили их в ранг беев. По мнению М. Винтера, правление дуумвирата Ибра-хим-катходы и Ридван-катходы - последняя стадия перед переходом власти от элиты оджаков к мамлюкским беям56.

Следует также отметить, что Ридван-катхода был вынужден сделать беями не своих мамлюков, а мамлюков Ибрахим-катходы. В результате к моменту смерти Ибрахим-катходы (ноябрь 1754 г.) группировка ал-Каздаглиййа заняла доминирующие позиции в египетской политической элите. Ридван-катхода был убит вскоре после смерти Ибрахима одним из мамлюков последнего, а группировка ал-Джалфиййа перестала играть значимую роль.

С 1754 г. и до французской оккупации борьба за власть в Османском Египте приобрела характер столкновения между различными мамлюкскими лидерами внутри группировки ал-Каздаглиййа. После нескольких лет нестабильности 'Али-бей ал-Кабир, один из мамлюков

54 Там же. Р. 309-311.

55 Al-Damurdashi. P. 376; The Cambridge History of Egypt. P. 74-75.

56 Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule... Р. 25.

Ибрахим-катходы, захватил власть и получил титул шейх ал-балада. За годы его правления (с перерывами с 1760 по 1772 г.) ему удалось практически полностью свести на нет политическое влияние османской администрации и оджаков. 'Али-бей не принимал в провинцию османских наместников, а оджаки утратили свое военное значение. Преемники 'Али-бея не стремились к осуществлению амбициозных планов по отделению Египта от Османской империи и распространению своей власти на другие провинции, однако во внутренней политике они продолжали его курс. Формально Египтом управляли османские наместники, которые имели лишь представительские функции. Оджаки во второй половине XVIII в. имели незначительное военное влияние и соответственно перестали играть сколько-нибудь существенную роль в политической жизни провинции.

Таким образом, на протяжении большей части османского периода истории Египта ситуация в провинции определялась соотношением сил внутри треугольника власти, состоявшего из османской администрации, верхушки мамлюкского корпуса и наиболее влиятельных оджаклы. Следует отметить, что группы египетской политической элиты не были изолированы друг от друга, мамлюкские беи могли занимать посты в военных корпусах и османской администрации, а представители верхушки оджаков в свою очередь покупали мамлюков и становились беями. В XVI - первой половине XVIII в. баланс сил в египетской политической элите постоянно менялся, но ни одна из названных выше групп не обладала решающей силой. Кроме того, центральные власти Османской империи могли достаточно эффективно воздействовать на положение в провинции благодаря противоречиям между различными группировками, боровшимися за власть. Однако постепенно политическая ситуация в Египте эволюционировала в сторону увеличения власти мамлюкской элиты, даже несмотря на постоянные столкновения между отдельными мамлюкскими группировками. В итоге баланс политических сил в Египте был нарушен, и в провинции установился специфический режим правления, при котором ведущую роль стали играть беи из мамлюкской группировки ал-Каздаглиййа, а влияние властей Османской империи на ситуацию в пашалыке стало весьма ограниченным.

Список литературы

Ацамба Ф.М. Система административного управления египетской провинции Османской империи (XVI-XVIII вв.) // Восток в Новое время. Экономика, государственный строй. М., 1991. Ацамба Ф.М. Социальная структура городского населения в Египте в XVIII-

XIX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 3. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. М., 2001. Куделин А.А. Египетский караван хаджа на рубеже XVII-XVIII вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2007. № 4.

Смирнов В.Е. Система организации и воспроизводства мамлюкского общества в османский период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 1.

Смирнов В.Е. Некоторые проблемы феодального войска Османского Египта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1992. № 3.

Фахми Али Умар, Самира. Имара ал-хадж фи Миср ал-усманиййа. Ал-Кахира, 2001.

The Cambridge History of Egypt / Ed. by M.W. Daly. Vol. 2. Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century. Cambridge, 1998.

Crecelius D. The Roots of Modern Egypt. A Study of the Regimes of Ali Bey al-Kabir and Muhammad Bey Abu al-Dhahab, 1760-1775; Minneapolis & Chicago, 1981.

Holt P.M. The Exalted Lineage of Ridwan Bey: Some Observations on a Seventeenth Century Mamluk Genealogy // Studies in the History of the Near East. L., 1973.

Shaw, Stanford J. The Financial and Administrative Organization and Development of Ottoman Egypt, 1517-1798. Princeton, New Jersey, 1962.

Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule, 1517-1788. L., 1992.

Winter M. The Re-emergence of the Mamluks Following the Ottoman Conquest // The Mamluks in Egyptian Politics and Society / Ed. by T. Philipp and U. Haarmann. Cambridge, 1998.

Источники

Ад-Дамурдаши, Ахмад Катхода 'Азабан. Китаб ад-дурра ал-мусана фи ахбар ал-кинана фи ахбар ма вака'а би Миср фи даулат ал-мамалик мин ас-санад-жик ва-л-кушшаф ва ас-саб'а ауджакат ва-д-даула ва 'аваидихим ва-л-баша ила ахири санат 1168. Тахкик 'Абд ар-Рахим 'Абд ар-Рахман 'Абд ар-Рахим. Ал-Кахира, 1989.

Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (17761798) / Пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг. М., 1978.

Ал-Маллавани, Йусуф аш-шахир би Ибн ал-Вакил. Тухфат ал-ахбаб би ман ма-лака Миср мин ал-мулук ва-н-нувваб. Тахкик ад-дуктур 'Абд ар-Рахим 'Абд ар-Рахман 'Абд ар-Рахим. Наср, 1998.

Ахмад Шалаби ибн 'Абд ал-Гани, ал-Ханафи ал-Мисри. Аудах ал-ишарат фи ман тавалла Миср ал-Кахира мин ал-вузара ва-л-башат. Такдим ва тахкик 'Абд ар-Рахим 'Абд ар-Рахман 'Абд ар-Рахим. Ал-Кахира, 1978.

Al-Damurdashi, Ahmad Katkhuda Azaban, al-Amir. Al-Damurdashi's Chronicle of Egypt 1688-1755. Al-Durra al-Musana fi Akhbar al-Kinana. Transl. and annotated by D. Crecelius and Abd al-Wahhab Bakr. Leiden; N. Y., 1991. P. 19.

Ottoman Egypt in the Age of the French Revolution by Huseyn Efendi. Transl. from Original Arabic with Introduction and Notes by St. J. Shaw. Cambridge: Massachusetts, 1964.

Сведения об авторе: Куделин Андрей Александрович, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова.

Е-mail: andkudelin@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.