Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ КОРНИ ТРЕХСТАДИЙНОЙ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ДУХОВНЫЕ КОРНИ ТРЕХСТАДИЙНОЙ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ГРЕХОВНАЯ СТРАСТЬ / СВЯТООТЕЧЕСКАЯ АСКЕТИКА / ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левинтович Иеромонах Иринарх

В статье на основе святоотеческого понимания аддиктивного поведения рассматриваются духовные основы трехстадийной схемы развития химических и нехимических патологических зависимостей. Универсальный характер этой схемы для самых разных зависимостей объясняется тем, что в основе каждой аддикции всегда лежит греховная страсть, то есть духовное заболевание, которое вызывается нечистым духом, специализирующимся на этой страсти.In the article, on the basis of the patristic understanding of addictive behavior, the spiritual foundations of the three-stage scheme for the development of chemical and non-chemical pathological dependencies are considered. The universal nature of this scheme for a variety of dependencies is explained by the fact that at the heart of every addiction there is always a sinful passion, that is, a spiritual disease that is caused by an evil spirit specializing in this passion.In the article, on the basis of the patristic understanding of addictive behavior, the spiritual foundations of the three-stage scheme for the development of chemical and non-chemical pathological dependencies are considered. The universal nature of this scheme for a variety of dependencies is explained by the fact that at the heart of every addiction there is always a sinful passion, that is, a spiritual disease that is caused by an evil spirit specializing in this passion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ КОРНИ ТРЕХСТАДИЙНОЙ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Материалы Научно-практической конференции «Современные подходы и православные традиции в решении

проблем зависимости» (11—12 Октября 2017 г., Смоленск)

Проект «Содействие», победитель Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016—2017»

Православная Аддиктология и пастырское

ДУШЕПЕОПЕЧЕНИЕ

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 70-78

УДК 271.2-46-056.83 Иеромонах Иринарх (Левинтович) Архангельское подворье Казанского мужского монастыря Шуйской епархии, настоятель Архангельского подворья

Духовные корни трехстадийной схемы развития адциктивного поведения

Ключевые слова: аддиктивное поведение; патологическая зависимость; греховная страсть; святоотеческая аскетика; духовные факторы.

В статье на основе святоотеческого понимания адциктивного поведения рассматриваются духовные основы трехстадийной схемы развития химических и нехимических патологических зависимостей. Универсальный характер этой схемы для самых разных зависимостей объясняется тем, что в основе каждой аддикции всегда лежит греховная страсть, то есть духовное заболевание, которое вызывается нечистым духом, специализирующимся на этой страсти.

Название настоящей конференции («Современные подходы и Православные традиции в решении проблем зависимости») знаменательно тем, что в нем сталкиваются не просто разные научные направления или дисциплины, но принципиально разные мировоззрения. С этой точки зрения, предстоящую встречу следовало бы обозначить как «современные материалистические и традиционные православные подходы в решении проблем зависимости».

Светская наука не так давно столкнулась с различными зависимостями. В этом году исполняется ровно двести лет со времени публикации в Германии московского врача Сальватори о том, что алкоголизм является болезнью, названной им «ойнома-нией» [2, с. 210].

Православная аддиктология в XXI веке тоже отмечает свой юбилей, только уже 2000-летний. Монашество, появившееся с первых веков христианства, своим главным делом всегда считало достижение христианского совершенства, которое достигается очищением от греховных страстей [13, с. 453]. «Всякий, делающий грех, есть раб греха», — сказал Иисус Христос (Ин. 8, 34). Однако «грех не совершается без содействия страстей» [1, с. 411]. Христос сошел на землю, чтобы освободить человека от рабства греховным страстям (Ин. 8, 31, 32, 36). Современный человек ищет гражданских, политических, экономических и иных внешних свобод, но, как правило, не замечает своей внутренней несвободы, которая проявляется в добровольном служении страстям. «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную жизнь, — пишет святитель Игнатий, — по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются, — часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели» [13, с. 526]. Мир добровольно рабствует страстям и только тогда бьет тревогу, когда они, разросшись сверх всякой меры, начинают заметно разрушать телесное и психическое здоровье человека или создавать серьезные проблемы для социума.

Святые отцы, наши первые аддиктологи, с помощью тщательного внутреннего наблюдения за собой и борьбы со страстями, создали стройную выверенную науку о страстях и добродетелях — православную аскетику [5; 10]. Святоотеческая аскетика можно рассматривать как аддиктологию, так как каждая страсть представляет собой греховный навык, или греховную зависимость от чего- или кого-либо.

Святые отцы выделили восемь основных страстей, которые могут дробиться на множество частных страстей [13, с. 166]. Таковых несть числа, и каждая из них в большей или меньшей степени пагубна для души человека. Некоторые из этих страстей, точнее весьма малая часть их, и представляются, по сути, теми самыми аддикциями, которые входят в сферу интересов современной аддиктологии. Наука удовлетворяет запросы общества, а общество волнуют лишь те аддикции, которые становятся опасными для жизни и здоровья человека или общества. В последнее время человек попадает во всё новые зависимости. Те аддикции, которые были известны человечеству с древних времен: чревоугодие, пьянство, наркомания, блуд, содомия, накопительство, игромания — сегодня приобретают все более широкое распространение. Мало того, к ним прибавляются все новые аддикции — трудо- и шопоголизм, созависи-

мость, компьютерная, телефонная, телевизионная, интернет и многие другие ранее невиданные зависимости.

К изучению древних и новых аддикций активно подключились медики, биохимики, физиологи, психологи, психиатры, генетики, криминалисты, эпидемиологи, социологи и иные специалисты. Появились новые научные направления и прикладные дисциплины. Совместными усилиями накоплен огромный фактический материал, обнаружены многие важные закономерности развития различных зависимостей.

Однако не всегда можно говорить о природе патологического (психического и физического) влечения к предмету зависимости, о механизмах вторичного влечения к психически активным веществам (ПАВ), о происхождении второй личности, конкурирующей с исходной (преморбидной) личностью аддикта, о механизме наследования зависимого поведения, о происхождении универсальной трехстадийной схемы развития зависимости для различных аддикций, и множество других. В практической области не всегда можно выработать эффективные методы преодоления зависимости. Особенно трудно избавить от патологического влечения к предмету зависимости, изменить сознание зависимого человека, исправить его больную волю, устремленную на саморазрушение, особенно — при нехимических зависимостях.

.. .Современные аддиктологи постепенно начинают сознавать, что для понимания зависимого поведения требуется комплексный биопсихосоциодуховный подход [16, с. 54]. Включение духовной составляющей в число факторов, влияющих на аддиктивные расстройства, — это уже серьезный прорыв в сознании ученых, занимающихся зависимым поведением. Однако одно дело — сказать, другое — применить это на практике. Религия под духовностью подразумевает все, что относится к духовному миру: Бог и Его ангелы, диавол и темные духи, человеческие души. Мало того, православная аскетика утверждает, что именно духовные факторы оказывают определяющее влияние на аддиктивное поведение [5; 10].

.Наука накопила и систематизировала огромный фактический материал по ад-диктивному поведению, причем, если святые отцы изучали действие страстей в процессе борьбы с ними и постепенного преодоления их, то современная аддиктология подробно изучает действие страстей в процессе их постепенного развития и овладения человеком до крайних пределов.

Поэтому те закономерности, которые были обнаружены в развитии зависимостей разного происхождения, позволяют значительно дополнить представления о развитии страсти от ее зарождения до полного овладения человеком. В первую очередь, это относится к трехстадийной схеме развития зависимости, предложенной отечественными учеными для классификации сначала алкоголизма, а затем и других форм зависимостей от ПАВ [2, с. 199; 9, с. 65; 18, с. 21, 25]. Впоследствии оказалось, что подобные закономерности наблюдаются и для нехимических аддикций [4; 8; 12; 14].

Ранее основные клинические особенности в развитии алкогольной зависимости были сопоставлены нами с закономерностями развития страсти пьянства [7, с. 97— 104]. В предлагаемой работе этот подход был распространен и на другие химические и нехимические зависимости. Это оказалось возможным вследствие того, что при их

развитии наблюдается формирование наркоманического синдрома со всеми этапами его становления.

Итак, в своем развитии патологическая зависимость химической и нехимической природы проходит три стадии. Основной признак первой (и всех последующих) стадий — появление синдрома психической зависимости, который включает в себя симптомы навязчивого (обсессивного) влечения и психического комфорта в интоксикации [9, с. 58]. Психическое влечение проявляется в постоянных навязчивых мыслях о приеме ПАВ, стремлении человека испытать положительные эмоции, возникающие при алкогольной или наркотической эйфории, или подавить отрицательные чувства (тревогу, страхи, чувство вины, неудовлетворенности и проч.) в этом состоянии.

Симптом психического комфорта в интоксикации заключается в переживании эйфории, психического комфорта при приеме небольшого количества ПАВ и дисфории, психического дискомфорта вне интоксикации.

Качественным отличием второй стадии, является появление синдрома физической зависимости, который включает компульсивное влечение, абстинентный синдром и физический комфорт в интоксикации [9, с. 59]. Компульсивное влечение достигает силы витальных влечений (сильной жажды, голода или иной телесной нужды), требующих немедленного удовлетворения, и приводит к тому, что удовлетворение страсти становится ведущим жизненным мотивом.

Главным признаком третьей стадии является психическая деградация личности, которая проявляется через развитие двух основных синдромов. Синдром психосоматического снижения проявляется «снижением морально-этических, нравственно-эстетических норм, ослаблением чувства совести и долга, утратой разносторонних интересов, эгоизмом, паразитическими тенденциями, эмоциональным обеднением и огрубением, лживостью, интеллектуальным снижением» [9, с. 61]. Синдром последствий хронической интоксикации проявляется через психозы и психопатиза-цию личности, появление тревоги и депрессии, постоянных суицидальных мыслей [9, с. 61-64].

Нет людей, свободных от страстей, поэтому каждому человеку в той или иной степени знакомы отмеченные выше состояния. Так, влюбившийся молодой человек будет постоянно поглощен мыслями о своей избраннице, различными мечтаниями и фантазиями, испытывая чувство эйфории в ее присутствии и дискомфорта вдали от нее. Если теперь любимую девушку заменить едой, алкоголем, сигаретой, наркотиком, азартной или компьютерной игрой, телевизором, магазином, работой и т.д., то мы получим ясное представление о психической зависимости, возникающей на первой стадии развивающейся страсти.

Уже на этой стадии появляется «компульсивное влечение в интоксикации», т.е. в состоянии исполнения страсти. Это означает практическую невозможность вовремя остановить исполнение страсти после ее начала: прекратить «увеличение дозы» в интоксикации, т.е. в процессе избыточного употребления алкоголя, наркотика, пищи, покупки ненужных вещей, остановить начатую любовную, азартную или компьютерную игру, просмотр телевизора и т.д. Неудержимое желание увеличивать дозу в

интоксикации вследствие компульсивного влечения приводит к утрате количественного контроля на первой стадии.

Главным признаком второй стадии является появление синдрома физической зависимости. Теперь уже компульсивное влечение появляется не только в состоянии интоксикации, но и в структуре абстинентного синдрома и в период ремиссии.

Абстинентный синдром, как один из важнейших признаков второй стадии, проявляется не только в результате прекращения приема алкоголя (похмелье) или наркотика (наркоманическая ломка), но и после прекращения исполнения любой страсти. Так игроман на второй стадии испытывает вне игры состояние «постигровой абстиненции» по типу наркоманической ломки (резкие перемены настроения и поведения, соматические расстройства, дрожь, потливость, кошмары, астенизация) [4, с. 111, 120]. Подобные симптомы наблюдаются у созависимых [8, с. 458], трудоголиков [14] и у людей с другими формами зависимого поведения [12; 4, с. 164, 197, 207]. Это говорит о том, что химические факторы могут только усиливать или дополнять абстинентный синдром, который имеет не химическую, а общую для всех страстей природу.

Компульсивное влечение в состоянии абстиненции приводит к более или менее длительным запоям при алкоголизме, к системному приему наркотиков при наркомании. Парадоксальный факт заключается в том, что при химической зависимости компульсивное влечение может возникнуть в состоянии длительной ремиссии, когда в крови уже нет и следов ПАВ. Неудержимое желание «принять дозу» в самый неожиданный момент приводит к потере ситуационного контроля на этой стадии. Физическая зависимость, появляющаяся на второй стадии зависимости, приводит к полной потере контроля над своим поведением в этом состоянии и для нехимических зависимостей: аддикт не способен контролировать количество принимаемой пищи (булимия или анорексия при пищевой зависимости), свое половое поведение (нимфомания у женщин и сотериаз у мужчин, страдающих блудной страстью), время и силы, отдаваемые работе (при трудоголизме), ставки во время азартной игры (при лудомании), время препровождения за экраном (при компьютерной, теле- или интернет зависимости) и т.д.

Главным признаком третьей стадии зависимости от ПАВ является психическая деградация личности, хотя признаки таковой наблюдаются с самого начала первой стадии. Постепенная деградация личности происходит и в случае нехимических зависимостей [8, с. 458; 14, с. 96; 4, с. 110]. Если исключить последствия грубых соматических повреждений, вызванных токсическим действием ПАВ, то мы увидим близкую симптоматику химических и нехимических зависимостей и на всех стадиях развития патологической зависимости. При некоторых видах зависимости третья стадия может не наблюдаться вследствие относительно низкой прогредиентности в развитии патологического поведения, например, при табакокурении. Однако если третья стадия достигается, то все зависимые многими чертами становятся похожими друг на друга [2; 4; 8; 9; 12; 14].

Универсальность этой схемы для самых разнообразных по природе зависимостей указывает на единство в происхождении отмеченных закономерностей. Главная

причина такого универсализма заключается в том, что в основе каждой зависимости всегда лежит та или иная греховная страсть, т.е. греховный навык, который настолько срастается с душой, что становится как бы ее природным свойством, жизненной потребностью, требующей постоянного удовлетворения. Именно это, сохраняя специфику каждой отдельной зависимости, создает единый универсальный механизм развития патологической зависимости.

С дурными привычками, даже закоренелыми, справиться вполне возможно, а вот победить укоренившуюся страсть своими силами, без помощи Божией — дело невозможное. Ведь «наша брань не против крови и плоти, но против ... духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), — утверждает апостол.

Пленение человека какой-либо страстью происходит постепенно. Человеческая душа после грехопадения прародителей склонна к греху, внушаемому через помыслы, которые человек в состоянии отвергнуть усилием воли или переключением внимания. «Страсти не рождаются без парения ума.» [1, с. 411]. Обычный человек не может отличить своих мыслей от помыслов, приходящих извне. Такое состояние, как известно, называется гипнотическим трансом [11, с. 418], в котором сознание человека, отключаясь на какое-то время, перестает играть роль цензора, отсеивающего неподобающие помыслы от попадания их в подсознание. Как и в любом акте суггестии, такие внушения внедряются помимо сознания человека прямо в его подсознание, откуда в нужный момент могут попадать в его ум в виде неконтролируемых разумом помыслов.

Все эти мысленные внушения, подкрепленные положительно окрашенными переживаниями, подталкивают человека на грех, многократное повторение которого с чувством услаждения приводит к формированию греховного навыка, или страсти. Страсть со временем настолько овладевает волей человека, что делает его рабом греха, вольным или невольным.

.С этого момента появляются явные признаки аддиктивного поведения, к которым относятся навязчивый характер помыслов о предмете страсти. «Чем обнаруживаются страсти? — помыслами, мечтаниями и ощущениями греховными. Помыслы и мечтания иногда внезапно являются уму, иногда татебным образом подкрадываются к нему; подобно этому возникают и ощущения в сердце и теле» [13, с. 527]. В отличие от мыслей, которые являются результатом сознательной деятельности, помыслы не имеют осознанной человеком причины [10, с. 58]. Исходя из подсознания, они приходят в голову бесконтрольно и служат признаком греховных страстей, живущих в его сердце, «ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы» (Мк 7:21).

По учению святых отцов, сердце человека является корнем всех чувственных и мысленных сил души [10, с. 38]. Вследствие этого и мысли, и чувства, и эмоции зависимого человека подчинены одной задаче — получить удовлетворение от исполнения страсти. Временное отвлечение на какую-то деятельность или волевое преодоление этого навязчивого влечения будет вызывать чувство психического дискомфорта. Корень двух главных составляющих синдрома психической зависимости — навязчивого влечения и психического комфорта в интоксикации.

Дальнейшее развитие страсти переводит ее на другой качественный уровень, соответствующий второй стадии зависимости. Одним из существенных признаков этой стадии является возникновение непреодолимого физического (компульсив-ного) влечения к предмету страсти, которое по интенсивности намного превышает сохраняющуюся психическую зависимость. Влечение к предмету страсти в этом состоянии столь бурно, что никакими доводами рассудка победить его невозможно. Оно может возникнуть не только в состоянии интоксикации или абстиненции, но и в состоянии длительной ремиссии. В состоянии компульсивного влечения ничто не может остановить человека в его стремлении исполнить свою страсть.

Подобное развитие влечения к предмету страсти на второй стадии характерно для всех страстей. Мы уже упоминали безудержное обжорство (булимию), несдерживаемые половые связи со случайными партнерами (нимфомания и сотириаз), неудержимое стремление к продолжению игры и т.д. Известно множество случаев тяжелых преступлений, совершавшихся с целью употребления небольших доз наркотика или алкоголя. В последнее время участились случаи убийства подростками своих родителей, пытавшихся оградить их от неумеренного пребывания у экрана компьютера [4, с. 161]. Все это явные примеры одержимости злыми духами, индуцирующими компульсивное влечение.

Главным признаком последней стадии развития страсти является деградация личности. Кроме чисто физиологических причин деградации, вызванных токсическим действием ПАВ на ткани головного мозга, существуют и духовные факторы, оказывающие влияние на личность зависимого. Для нехимических зависимостей эти факторы являются основными.

Деградация личности начинает происходить с самого начала развития зависимости. Суть ее заключается в том, что человек постепенно начинает терять заложенный в него Творцом образ Божий. Исходная личность человека начинает деформироваться: его добрые качества начинают ослабляться и исчезать, а плохие — усиливаться (заострение преморбидных черт личности [18, с. 27]).

Появление второй личности человек начинает явственно ощущать уже на первой стадии зависимости в виде раздвоения своей души. Это проявляется навязчивыми помыслами о выпивке, наркотике или ином предмете, к которому пристрастилась душа. С этих пор в человеке живут и борются друг с другом две личности: одна из них отвращает от греха, а другая соблазняет, так что рано или поздно обязательно победит.

Постепенно все прежние интересы человека угасают, интересы ближних все более игнорируются, остается только один интерес, связанный с исполнением страсти. На второй стадии продолжается процесс деградации первой личности, который заключается в нарастании ее психопатизации, тревоги и депрессии, в постоянном присутствии суицидальных мыслей. Все эти симптомы вместе с нередко появляющимися психозами являют собой явные признаки типичного беснования.

На третьей стадии наступает нравственное огрубение, утрата эмоциональных привязанностей, безразличие к близким, пренебрежение элементарными моральными и этическими нормами, общепринятыми правилами поведения, грубый ци-

низм, безудержная злобность и агрессивность, полное безразличие ко всему, что не связано с овладевшей ими страстью, злобное или тоскливое настроение, когда страсть не удается удовлетворить.

На этой стадии происходит практически полное порабощение души страсти. Теперь она безраздельно хозяйствует в человеке. Таким образом, учет духовных факторов позволяет понять особенности аддиктивного поведения на всех стадиях его развития. Пренебрежение этими факторами исключает верное понимание психических процессов, которые происходят в зависимом человеке.

Литература

1. Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. Правило веры. М., 1993.

2. Алкоголизм: Руководство для врачей / под ред. Н.Н. Иванца, М.А. Винниковой. М.: МИА, 2011.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБА, 2004.

4. Бойко Н. Homo addictus: Человек зависимый (в рабстве пагубных пристрастий). М.: МОФ «Родная страна», 2012.

5. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Паломник, 1996.

6. Иеромонах Иринарх (Левинтович). Особенности церковного подхода к проблеме алкоголизма // Алкоголь в России: Материалы шестой международной научно-практической конференции. №6. Иваново, 2015.

7. Иеромонах Иринарх (Левинтович). Симптомы алкоголизма как проявление страсти пьянства // Алкоголь в России: Материалы шестой международной научно-практической конференции. №7. Иваново, 2016.

8. Москаленко В.Д. Психотерапия созависимости // Алкоголизм: Руководство для врачей / под ред. Н.Н. Иванца, М.А. Винниковой. М.: МИА, 2011.

9. Наркология: учеб. пособие / Великанова Л.П., Каверина О.В., Бисалиев Р.В. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

10. Протоиерей Вадим Леонов. Основы православной антропологии: Учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МП РПЦ, 2016.

11. Психотерапия: Учебник для вузов. 4-е издание / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2012.

12. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.

13. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. I. М.: Правило веры, 1993. Репр. изд. соч. Епископа Игнатия Брянчанинова. СПб., 1886. Т1.

14. Смольникова Н.В. Трудоголизм: бегом по жизни. М.: Старая Басманная, 2013.

15. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М.,1898.

16. Тезисы докладов на Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика аддиктивных расстройств: биопсихосоциодуховный подход» // Наркология. 2017. Т 16. № 5.

17. Чащихин У.В. Научный метод познания — ключ к решению любых задач. М.: Оргсервис, 2013.

18. Шабанов П.Д. Основы наркологии. СПб.: Лань, 2002.

The hieromonk Irinarch (Levintovitz) Farmstead Arkhangelsk, Kazan monastery Shuya eparchy The rector of the Arkhangelsk farmstead

Spiritual roots of the three-stage scheme

development of additive behavior

Key words: addictive behavior; pathological dependence; sinful passion; patristic asceticism; spiritual factors.

In the article, on the basis of the patristic understanding of addictive behavior, the spiritual foundations of the three-stage scheme for the development of chemical and non-chemical pathological dependencies are considered. The universal nature of this scheme for a variety of dependencies is explained by the fact that at the heart of every addiction there is always a sinful passion, that is, a spiritual disease that is caused by an evil spirit specializing in this passion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.