Научная статья на тему 'К вопросу о выявлении расстройств аддиктивного спектра и внедрении модели экспресс-психотерапии'

К вопросу о выявлении расстройств аддиктивного спектра и внедрении модели экспресс-психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
addiction / express-psychotherapy / mental health / primary care / аддикция / жедел- психотерапия / психологиялық денсаулық / БМСК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М. Ю. Любченко, В. В. Столярова, А. П. Беркун, Е. А. Плеханова

The article is devoted to the addictive disorders identification and implementation of the exspress-psychotherapy model. The article presents the results of the work of training of psychologists, working in the outpatient hospitals by express-psychotherapy in the frame of program «Effective prevention of the spread of social epidemics (drug addiction, extremism, terrorism, involvement in criminal community, destructive sects, gambling) in the Republic of Kazakhstan»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ADDICTIVE DISORDERS IDENTIFICATION AND THE IMPLEMENTATION OF EXSPRESS-PSYCHOTHERAPY MODEL

Бұл мақалада аддиктивті спектр бұзылыстары кезіндегі жедел – психотерапияны енгізу тәсілдері және табу туралы сұрақтарды «Қазақстан Республикасының әлеуметтік эпидемиясының таралу нәтижесінің алдын алу (нашақорлыққа тәуелділік, эсктремизм, креминалдылық ұжым, деструктивті ұйым,играмания) бағдарламасында жедел психотерапия тәсілімен ПМСП психологтарды оқыту бойынша жұмыс нәтижесін көрсетті.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выявлении расстройств аддиктивного спектра и внедрении модели экспресс-психотерапии»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 616.89-008.447-07-08

М. Ю. Любченко, В. В. Столярова, А. П. Беркун, Е. А. Плеханова

К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ РАССТРОЙСТВ АДДИКТИВНОГО СПЕКТРА И ВНЕДРЕНИИ МОДЕЛИ ЭКСПРЕСС-ПСИХОТЕРАПИИ

Карагандинский государственный медицинский университет

М. Ю. Любченко, В. В. Столярова, А. П. Беркун, Е. А. Плеханова

АДДИКТИВТ1 СПЕКТР Б¥ЗЫЛЫСТАРЫ КЕЗ1НДЕГ1ЖЕДЕЛ-ПСИХОТЕРАПИЯНЫ ЕНПЗУ ТЭС1ЛДЕР1ЖЭНЕ ТАБУ ТУРАЛЫ С¥РАКТАРЫ

Бул макалада аддиктивт спектр бузылыстары кезЫдеп жедел - психотерапияны енпзу Tac^epi жэне табу туралы сурактарды «Казахстан Республикасыныц элeумeттiк эпидемиясыныц таралу нэтижеанщ алдын алу (нашакорлыкка тэуeлдiлiк, эсктремизм, креминалдылык ужым, дecтpуктивтi уйым,играмания) баFдаpламаcында жедел психотерапия тэciлiмeн ПМСП психологтарды окыту бойынша жумыс нэтижeciн керсетп.

Kirn сездер: аддикция, жедел- психотерапия, психологиялык денсаулык, БМСК

M. Yu. Lyubchenko, V. V. Stolyarova, A. P. Berkun, Ye. A. Plekhanova

ON THE ISSUE OF THE ADDICTIVE DISORDERS IDENTIFICATION AND THE IMPLEMENTATION OF EXSPRESS-PSYCHOTHERAPY MODEL

The article is devoted to the addictive disorders identification and implementation of the exspress-psychotherapy model. The article presents the results of the work of training of psychologists, working in the outpatient hospitals by express-psychotherapy in the frame of program «Effective prevention of the spread of social epidemics (drug addiction, extremism, terrorism, involvement in criminal community, destructive sects, gambling) in the Republic of Kazakhstan» Key words: addiction, express-psychotherapy, mental health, primary care

Индикатором нравственного и интеллектуального состояния общества, его духовного потенциала является уровень психического здоровья. Всемирным Банком и Гарвардским университетом было проведено исследование по оценке величины экономического и социального ущерба, который наблюдается в связи с низким уровнем психического здоровья. Исследователи констатируют, что в современном мире имеет место «необъявленный кризис» психического здоровья, который влияет на жизни более четверти миллиарда людей. Мнения многих авторов сходятся на том, что за последние годы выявляемость психических расстройств повсеместно возросла. По данным, клинически значимые проблемы психического здоровья в различных странах мира обнаружены у 25-30% населения - психические расстройства, а также злоупотребление психоактивными веществами [3].

Именно психические и поведенческие нарушения, характеризующиеся доминантой зависимости, составляют наименее разработанную в теоретическом плане и резистентную к терапии группу. В МКБ-10 расстройства зависимого (аддиктивного) поведения не выделены в отдельную рубрику. Видимо, этот факт связан с тем, что до настоящего времени не ставился вопрос о сходстве и истинной коморбидности всех форм патологического аддик-тивного поведения, отсутствовали научные предпосылки для утверждения, что механизмы их формирования едины. Исследования проводились разрозненно, по каждой из форм девиаций отдельно, не велось комплексных, методически выверенных изысканий. Несмотря на это, результаты отдельных работ указывают на тот факт, что вероятность су-

ществования единых этиопатогенетических механизмов рас-стройств зависимого (аддиктивного) поведения высока [5].

В настоящее время число зависимых людей катастрофически увеличивается во всем мире, в том числе и у нас в стране. По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами, изменяющими сознание, приняло характер эпидемии. Зависимость рассматривается как хроническое заболевание, характеризующееся компульсивным поведением при отсутствии адекватного отношения к негативным последствиям такого поведения. Феномен зависимости рассматривается не только применительно к отдельной личности, но и к обществу в целом, которое порождает факторы и причины, способствующие формированию различных видов зависимостей [2].

В социуме зависимое поведение включает в себя химические (алкоголизм, наркотическая, токсикомания, лекарственная, табакокурение) и нехимические (игровая аддикция, гэмблинг (страсть к азартным играм), трудоголизм, интернет-аддикция, любовная аддикция, сексуальная аддикция, аддик-ция отношений (созависимость), шопинг (аддикция к трате денег), коммуникативные аддикции, религиозная аддикция и др.) [1, 6].

Обоим видам зависимости подвержены в основном люди с низким адаптационным потенциалом. Им трудно приспособиться к окружающей среде, они испытывают сложности в удовлетворении своих потребностей. При невозможности использовать объект или предмет зависимости у человека появляются расстройства, преимущественно аффек-

тивного спектра. Это ощущение пустоты, скука, депрессия, тревога, раздражительность и иногда агрессия. Нужно упомянуть и о физических симптомах - сухость глаз, снижение зрения, нарушения сна. В связи с этим становится необходимым серьезное изучение механизмов, лежащих в основе построения процесса выздоровления зависимых людей, а также выдвижение новых гипотез, создание научных теорий с целью внедрения новых знаний в научно-практическую деятельность [6].

В мировой психологической науке интенсивно разрабатываются вопросы профилактики и коррекции аддиктивного поведения, а отечественные ученые предлагают модели профилактических мероприятий, комплексы психологического и педагогического воздействия с целью предотвращения и коррекции аддиктивных расстройств личности. Несмотря на неоспоримые успехи, достигнутые в ад-диктологии, проблема зависимости продолжает оставаться малоизученной в научном плане, особенно в нашей стране. Вследствие этого ограничены возможности оказания своевременной и адекватной медицинской, психологической и психотерапевтической помощи зависимым людям. Психологические исследования феномена зависимости и методов ее коррекции на сегодняшний день, с одной стороны, остаются весьма актуальными, с другой -позволяют сделать вывод о том, что имеется значительный разрыв между распространенными самодеятельными формами участия зависимых людей в различных «группах самопомощи» и научным осмыслением сложившейся практики. В современных условиях одним из основных секторов развития инновационных подходов в профилактике социальных эпидемий должна стать теоретическая и практическая психотерапия. Эта дисциплина признается многими авторитетными исследователями как один из главных компонентов программ профилактики [4]. Следовательно, в настоящее время актуальной является подготовка и обучение специалистов, в частности, психологов и психотерапевтов, обеспечивающих профессиональную реализацию эффективных психотерапевтических технологий в области профилактики социальных эпидемий.

В структуре научно-технической программы «Эффективная профилактика распространения социальных эпидемий (наркозавивисимости, экстремизма, терроризма, вовлечения в криминальные сообщества, деструктивные секты, игромании) в Республике Казахстан» предусмотрено решение таких задач, как управление рисками вовлечения населения РК в деструктивные социальные эпидемии, эффективная реабилитация лиц с психологической зависимостью. Одной из точек приложения программы является звено первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Адекватным и актуальным представляется акцент программы на психопрофилактическом и реабилитационном векторе воздействия на контингент здоровых и потенциально зависимых. Основная задача этой программы -подготовить специалистов к работе в лечебно-профилактических, реабилитационных, образова-

тельных учреждениях различного профиля, в первую очередь, оказывающих различные виды психологической, лечебно-профилактической, психиатрической и психотерапевтической помощи.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Одним из фрагментов программы явилось проведение тематического усовершенствования на тему «Эффективная профилактика распространения социальных эпидемий (наркозависимости, экстремизма, терроризма, вовлечения в криминальные сообщества, деструктивные секты, игромании) в Республике Казахстан» психологов ПМСП Карагандинской области. Предлагаемая программа позволяет строить учебный процесс с учетом личностных особенностей обучающихся. Программа обучения была рассчитана на 162 ч. В процессе обучения целевой группы психологов ПМСП в количестве 18 человек технологиям психолого-психотерапевтической помощи лицам с психологической зависимостью были использованы подходы экспресс-психотерапии.

В рамках экспресс-психотерапии были использованы следующие методы: мета-технологии («Я-техника», постоянное позитивное подкрепление, развивающие активность клиента), вербальное и невербальное подкрепление безопасности клиента, трансовые техники, техника диссоциации, техники с использованием временной пластики (линия времени, «Витязь на распутье») и др. Занятия были построены таким образом, чтобы все обучающиеся могли как получать теоретические знания, так и опробовать их практическое применение во время обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Непосредственно по окончании обучения проводился письменный опрос «Оценка учебного курса». Реализация программы позволила установить следующее: всеми участниками семинара была особенно отмечена практическая ценность данного учебного курса, соответствие темы профессиональным ожиданиям и потребностям. Через 2 мес. после проведения обучающего семинара была дополнительно собрана информация от слушателей программы о том, как они внедряют полученные знания в свою практическую деятельность.

Анализ результатов позволил установить следующее: в своей практической деятельности психологи ПМСП используют различные подходы, техники и приемы работы с зависимыми, но, по результатам исследования, наиболее часто применяемыми оказались следующие: экспресс-психотерапия применяется 46,15% участниками семинара, арт-терапия используется 30,77% участниками семинара, психодрама применяется 15,38% психологов и другие методы используют 7,69% слушателей обучающей программы (рис. 1).

Далее для определения эффективности использования раздаточного материала участникам семинара предлагалось ответить на вопросы заранее разработанной анкеты. Один из вопросов анкеты касался исследования применения психологами ПМСП в работе с зависимыми лицами тестов Лозо-

вой и «Опросника по определению уровня психологического здоровья», полученными на семинаре. В результате проведенного анализа было выявлено, что 62,50% участников семинара используют в своей работе данный материал и 37,50% не используют.

30,77%

Рис. 1. Применение различных подходов в работе с зависимостями

В целом можно говорить о том, что для большинства участников семинара раздаточный материал оказался полезен. В анкете по обратной связи для участников семинара были вопросы: «Проводите ли Вы тренинги в экспресс-терапии для профилактики зависимостей? Используете ли экспресс-терапию в индивидуальной работе?» (рис. 2).

Планирую проводить

Использую ЭП в индивидуальной

работе; 76,92%

Рис. 2. Использование экспресс-психотерапии для профилактики зависимостей

Выявлено, что 76,92% участников семинара используют экспресс-психотерапию в индивидуальной работе, 15,38% слушателей программы пока не проводят тренинги в модели экспресс-психотерапии, но планируют проводить в дальнейшем и 7,69% участников семинара не проводят тренинги в модели экспресс-терапии. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что для большинства слушателей программы предложенный подход - экспресс-психотерапия в работе с зависимостями оказался интересен и успешно применен в практической деятельности.

Еще один не менее важный вопрос анкеты обратной связи для участников семинара был посвящен анализу того, какие сложности или вопросы возникают при использовании изученных техник, методик, а также какие сложности или вопросы возникают при использовании экспресс-психотерапии. В результате проведенного анализа

было выявлено, что у 87,5% слушателей программы сложностей в работе с зависимостями не возникло, у 12,5% возникли сложности в работе с механизмами психологических защит у клиентов. Данный факт необходимо учитывать в дальнейшем обучении специалистов и включением в программу темы для приобретения навыков преодоления сопротивления в работе с аддикциями.

По отзывам психологов, целевая аудитория обращается редко и представлена пациентами, направленными доврачебным кабинетом, либо по самообращению. Одним из факторов, усложняющих работу психологов ПМСП, является малая информированность о возможностях психологической помощи, в целом низкая психологическая культура населения: плохая осведомлённость о видах аддикций, их последствиях и возможностях профилактики и снижения риска заболевания. Как показывает практика, визуальная агитация недостаточна для преодоления этих сложностей. Необходимо участие врачей в разъяснении пациентам с аддикциями, тяжёлыми эмоциональными состояниями, трудностями социального характера (например, потеря работы, кризисные сотояния) актуальности психологической помощи. Следует отметить, что на данный момент времени остается актуальной проблема предвзятого отношения к психологам ПМСП. Существует необходимость организации специальных мероприятий по информированию населения, в том числе медицинского персонала о психологической стороне зависимостей, выявлении риска зависимости на ранних этапах и профилактики.

ВЫВОДЫ

1. Одной из актуальных задач развития психологического здоровья населения на современном этапе наряду с профилактикой и коррекцией поведенческих отклонений является деятельность по выявлению аддикций.

2. Одним из направлений решения данной задачи является профессиональное обучение психологов ПМСП моделям и методам психотерапии для работы с пациентами различных видов аддик-ций.

3. Актуальной задачей является также развитие взаимодействия между психологической службой ПМСП и медицинскими организациями психиатрического и наркологического профиля, профильными кафедрами медицинских вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб: Речь, 2003. - 120 с.

2. Барцалкина В. В. Актуальность научного направления «Аддиктология» //Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: Матер. Все-рос. науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2011. - С. 77-83.

3. Всемирная организация здравоохранения. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. - М.: Весь Мир, 2001. - С. 215.

4. Катков А. Л. Структурированные техники стратегической полимодальной психотерапии, ис-

пользуемые на этапе первично-профилактической, первичной наркологической помощи и фазе «вхождения» в программу медико-социальной реабилитации: Метод. рекомендации. - М., 2012. - 54 с.

5. Психическое здоровье и безопасность в обществе: Матер. I нац. конгр. - М., 2005. - 424 с.

6. Руководство по аддиктологии /Под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб: Речь, 2007. - 768 с.

Поступила 23.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.