Научная статья на тему 'Духовные экзистенциалы Антонио г рамши - смысловой контент современной европейской иммигрантской педагогики'

Духовные экзистенциалы Антонио г рамши - смысловой контент современной европейской иммигрантской педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОНИО ГРАМШИ / ТЮРЕМНЫЕ ТЕТРАДИ / ИММИГРАНТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СИНЕРГЕТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / СМЫСЛОВОЙ КОНТЕНТ / ДУХОВНЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ: ЖИЗНЬ СМЕРТЬ / СВОБОДА ТЮРЬМА / АТЕИЗМ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ -ШКОЛА / ANTONIO GRAMSCI / PRISON NOTEBOOKS / EMIGRANT PEDAGOGY / SYNERGETICS / EUROPEAN MULTICULTURALISM / SEMANTIC CONTENT / SPIRITUAL EXISTENTIAL: LIFE DEATH / FREEDOM A PRISON / ATHEISM -RELIGION / EDUCATION SCHOOL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власова Татьяна Ивановна

В рамках синергетической парадигмы в статье показаны причины краха политики мультикультурализма в условиях увеличивающегося потока мигрантов, которые, ожидая равноправия, по сути, попадают в анклавы, дестабилизируя европейское общество, что предопределило поиск аттракторов, способных преодолевать межкультурные и межрелигиозные конфликты. На основе экзистенциального подхода и исторических аналогов изучены идеи из Тюремных тетрадей Антонио Грамши, изложенные им в условиях заключения, которые дают экзистенциальные пояснения, связанные с современными европейскими мигрантами. Введено понятие «духовные экзистенциалы» как бинарной ценностно-смысловой оппозиции человека, функционально ориентирующей его ограниченное жизненное пространство на примирение с отсутствием свободы. Определены особенности бинарности духовных экзистенциалов Антонио Грамши (жизнь смерть, свобода тюрьма; атеизм религиозность, образованность школа), заключающиеся в том, что их позитивный полюс не всегда совпадает с традиционными экзистенциальными проблемами, что, в свою очередь, может стать смысловым контентом в урегулировании межкультурных отношений. Раскрыто понятие иммигрантской педагогики как самоорганизующейся системы взаимодействия смысловых контентов различных религий в качестве экзистенциалов, которые позволяют иммигрантам с минимальными духовными потерями существовать в иной культурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Власова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual existentials of Antonio Gramsci as semantic content of contemporary European immigrant pedagogy

The article is devoted to the reasons for the collapse of the policy of multiculturalism in terms of increasing the flow of migrants. They expect equality, but in Europe they fall within the national enclaves and destabilize European society. This makes it important to find some points of attraction that can overcome cross-cultural and inter-religious conflicts. The author analyzes the ideas presented by Antonio Gramsci in the "Prison Notebooks" on the basis of the existential approach. They were formulated in priston detention. The author sees historical parallels with the situation today of European migrants. The concept of "spiritual existential" is defined. It is interpreted as a binary value-sense human opposition, functional landmark on reconciliation with the lack of freedom. The author characterizes the binary spiritual existential used Gramsci, such as life death, freedom a prison; Atheism religion, education school. The conclusion is that their positive pole does not always coincide with the traditional existential problems. This may be a semantic content in the resolution of cross-cultural relations. The article defines the concept of "immigrant pedagogy". It is considered in the context of a self-organizing system of interaction between semantic contents of different religions.

Текст научной работы на тему «Духовные экзистенциалы Антонио г рамши - смысловой контент современной европейской иммигрантской педагогики»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/63PDMN216.pdf Статья опубликована 29.04.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Власова Т.И. Духовные экзистенциалы Антонио Грамши - смысловой контент современной европейской иммигрантской педагогики // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/63PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.012.1

Власова Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой «Теория и методика профессионального образования»

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Духовные экзистенциалы Антонио Грамши - смысловой контент современной европейской иммигрантской педагогики

Аннотация. В рамках синергетической парадигмы в статье показаны причины краха политики мультикультурализма в условиях увеличивающегося потока мигрантов, которые, ожидая равноправия, по сути, попадают в анклавы, дестабилизируя европейское общество, что предопределило поиск аттракторов, способных преодолевать межкультурные и межрелигиозные конфликты.

На основе экзистенциального подхода и исторических аналогов изучены идеи из Тюремных тетрадей Антонио Грамши, изложенные им в условиях заключения, которые дают экзистенциальные пояснения, связанные с современными европейскими мигрантами. Введено понятие «духовные экзистенциалы» как бинарной ценностно-смысловой оппозиции человека, функционально ориентирующей его ограниченное жизненное пространство на примирение с отсутствием свободы. Определены особенности бинарности духовных экзистенциалов Антонио Грамши (жизнь - смерть, свобода - тюрьма; атеизм - религиозность, образованность - школа), заключающиеся в том, что их позитивный полюс не всегда совпадает с традиционными экзистенциальными проблемами, что, в свою очередь, может стать смысловым контентом в урегулировании межкультурных отношений.

Раскрыто понятие иммигрантской педагогики как самоорганизующейся системы взаимодействия смысловых контентов различных религий в качестве экзистенциалов, которые позволяют иммигрантам с минимальными духовными потерями существовать в иной культурной среде.

Ключевые слова: Антонио Грамши; тюремные тетради; иммигрантская педагогика; синергетика; европейский мультикультурализм; смысловой контент; духовные экзистенциалы: жизнь - смерть, свобода - тюрьма; атеизм - религиозность, образованность -школа

Актуальность темы обусловлена тем, что в европейской политике современного общественного взаимодействия во время четвёртой миграционной волны потерпел фиаско

мультикультурализм, связанный с интеграцией мигрантов в стране пребывания. Это зафиксировано как учёными [12], так и ведущими государственными деятелями (Ангела Меркель, Николя Саркози, Маттео Ренци и др.) [2]. В свое время Сильвио Берлускони, председатель Совета министров, высказывал достаточно жесткую позицию относительно мигрантов из Ливии о том, что Италия не должна стать «мультиэтнической, мультикультурной страной» [15].

Доктор богословия А. Федосеев, раскрывая концепцию мультикультурализма, отмечает, что эта «.. .политика в той или иной форме («мягкой» или «жесткой») проводилась в жизнь почти во всех европейских странах на протяжении трех последних десятилетий. <...> Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. <...> Очевидно, что мигранты .получают неограниченную власть, с которой пытаются безуспешно бороться коренные жители. И еще одной очень важной причиной провала политики мультикультурализма и пассивности европейской культуры перед натиском мигрантов является дехристианизация Европы. <.> В 21-м веке практически все страны - члены ЕС - переживают самую низкую рождаемость, когда-либо зарегистрированную в истории. <...> Дети мигрантов будут воспитаны в жестких рамках национальной общины, получив на будущее мощный этно-культурный стержень, который позволит закрепиться в европейском обществе мигранту гораздо лучше и прочнее, чем коренному жителю. <...> Созданная как инструмент регулирования и создания условий взаимного существования политика мультикультурализма приводит не к взаимопониманию и обогащению, но к разжиганию этнической и конфессиональной розни» [20].

Учёные подтверждают данные выводы: «будучи продуктом теоретиков неомарксизма из Франкфуртской школы, произведенным «под заказ» атлантических элит и спущенным к массам решением «сверху», мультикультурализм стал «другой крайностью фашизма» [19, с. 63], что свидетельствует о кризисе мультикультурализма [5, 17, 21].

Под воздействием информационных потоков миграция населения из неблагополучных стран, включая полные семьи с детьми и пожилыми родителями, приобрела глобальные масштабы в начале XXI в. Перед правительствами, в первую очередь, встала задача по их размещению, трудоустройству и обучению. При этом в большинстве своем мигранты попадают скорее в «тюрьму», нежели обретают декларируемую свободу. Традиционная организация обучения мигрантов, как показали исследования, функционирует вхолостую, что направило наше исследование к изучению и использованию духовных экзистенциалов Антонио Грамши, находя их сходство в его жизненном пространстве, внутри которого он в течение 11 -ти летнего тюремного заключения написал «Тюремные тетради», с тем состоянием, в котором находятся иммигранты и их дети [1].

Методология исследования. С позиции синергетики мультикультурализм возник в результате глобализационных тенденций, приведя к гуманитарному кризису, поскольку «расширение культурных границ и включение иных в свой ареал требуют поликультурности в ущерб самобытности, проникновение иных мировоззрений в виде различных конфессий требует поликонфессиональности в противовес религиозной монолитности, и, наконец, научно-технические прорывы требуют полипарадигмальности от развития научного знания в ущерб узкой специализации, жесткой определенности научных позиций. С одной стороны, перечисленные полихарактеристики прогрессивно влияют на развитие общества, с другой, они расшатывают культурную систему, поскольку отдаляют ее от объединяющего ядра. Полифункциональные проявления культуры превращаются, таким образом, в антипод, не достигая своего развивающего эффекта, т.е. поликультурность, поликонфессиональность, полипарадигмальность становятся признаками духовного кризиса. <...> С точки зрения

отдельного человека - носителя тех или иных ценностей, данные тенденции становятся угрозой целостности его духовного мира. Сознание человека способно одномоментно отражать только конкретное моно, т.е. «находиться» в .монокультуре - в своей или чужой; в моноконфессии - в своей или чужой; в монопарадигме - в одной или другой. По сути, сознание не обладает способностью к полиприсутствию. Психологически человек вынужден защищаться от таких полипроцессов. А современный нелинейный мир требует от человека именно последнего, приводя, таким образом, к ценностному хаосу, неустойчивому состоянию его духовного мира. Если же это состояние встроено в общий хаос культурной системы, то это неизбежно приводит к полномасштабному гуманитарному кризису, который испытывает человек совместно с другими членами сообщества. С другой стороны, фрактальная сущность идеальных феноменов показывает, что духовность человека как фрактал Абсолютного Духа / Бога способна преодолеть это неустойчивое состояние. <...> Духовность, являясь энергетическим содержанием разновекторных культурных тенденций, наполняя смыслом межкультурную коммуникацию (поликультурность), отношения между верующими (поликонфессиональность) и плюрализм научного познания (полипарадигмальность), становится культурным аттрактором для преодоления гуманитарного кризиса. Происходит новое согласование, «примирение» моно - и полипотенций за счет усиления трансцендентных тенденций» [6, с. 10-11].

Таким образом, становится очевидным, что существование человека-иммигранта в иной культуре может обрести гуманитарную экзистенцию, психологически устойчивую, если в его систему обучения будет введено содержание духовных ценностей.

Результаты исследования. При определении сущности феноменов, связанных с обучением иммигрантов в современных европейских условиях, нами были учтены данные, полученные в исследовании «Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии» Д. Щербанева (научное руководство автора данной статьи, 2009 г.), свидетельствующее, что родители, исповедующие ислам, имеют в современной Германии реальную возможность выбирать либо культурологическую, либо религиозную модель обучения для своих детей [18]. По мнению Д.В. Нефёдова, Германия накопила в этом направлении большой опыт, реализуя стратегию интеграции через образование, интеграции через изучение языка и другие варианты [13]. В то же время канцлер ФРГ Ангела Меркель пишет о том, что интеграция не происходит автоматически, помимо этого требуется ещё и формирование позитивного отношения граждан ФРГ к иностранцам, для чего используется СМИ, в том числе.

Большинство учёных также склоняются к выводу, что декларируемая интеграция иммигрантов на основе демократических принципов не смогла преодолеть существенных культурных и конфессиональных различий. Б.Л. Вульфсон отмечает, что «.в области межкультурных отношений равенство и равноправие - не тождественные понятия. <...> Представляется, что в учебных заведениях не следует ни обсуждать, ни сравнивать, ни, тем более, оценивать разные нормы и верования» [7]. По мнению В.П. Борисенкова, Я.Э. Галоян, О.В. Гукаленко и других учёных [3, 8, 11], «дети, молодежь - часть населения, сознание которого особо уязвимо в период миграции. Их жизненный опыт недостаточен для разрешения взрослых проблем, морально-этические ценности неустойчивы, они слабо адаптированы к изменившимся жизненным, социальным и образовательным обстоятельствам» [9].

Традиционное же представление о мигрантской педагогике в отечественной науке связано все с тем же поликультурным образованием (Л.М. Сухорукова) [16], что, по нашему мнению, лишь усугубляет гуманитарный кризис, оставаясь формальным по отношению к реальным экзистенциальным проблемам иммигрантов. С другой стороны, нам удалось на

основе синергетики определить понятие «иммигрантской педагогики» как самоорганизующейся системы взаимодействия смысловых контентов различных религий в качестве экзистенциалов, которые позволяют иммигрантам с минимальными духовными потерями существовать в иной культурной среде. Учёные показывают, что в современном мире усиливается интерес к экзистенциальным переживаниям [10], при этом, актуальными вопросами все также остаются: соотношение свободы и зависимости человека [4], смыслы человеческого бытия как бытия возможно-сущего [14]. Особое место в этом ряду, на наш взгляд, занимает вопрос качества жизни как экзистенциальная проблема.

Таким образом, целесообразность введения нового понятия «духовные экзистенциалы» как бинарной ценностно-смысловой оппозиции человека, функционально ориентирующей его ограниченное жизненное пространство на примирение с отсутствием свободы, обусловлена издержками глобализационных тенденций, приводящих к гуманитарному кризиса как общества в целом, так и его отдельных акторов.

Дальнейшая логика исследования потребовала от нас раскрытия сущности духовных экзистенциалов Антонио Грамши и их изучение по «Тюремным тетрадям»: качественный и количественный анализ был проведён независимо от их смысловой «привязки» относительно той или иной проблемы авторского (Антонио Грамши) прочтения.

Во-первых, данное логическое допущение сделано нами осознанно, поскольку уникальна сама феноменология их появления, описания и оформления в форме текстов в ограниченном экзистенциальном пространстве - тюремном заключении. При этом не стоит забывать, что освобождение Антонио Грамши после 11 -ти лет реально превратилось для него в «освобождение» от жизни. Итак, изначально эмпирическими единицами для нашего анализа стали две традиционно признаваемые экзистенциальные проблемы, бинарные оппозиции: жизнь - смерть, свобода - несвобода.

Во-вторых, на данном этапе исследования нами сознательно были изучены только тексты, относящиеся к научным трудам Антонио Грамши, а не к личной переписке, поскольку именно самообразование как экзистенциальный феномен свободы при её отсутствии, по нашему убеждению, является показателем их истинного духовного осмысления, а не простым логическим анализом чужих концепций и теорий.

Это дало нам возможность, с одной стороны, условно экзистенциальные проблемы распределить по двум полюсам - позитивные и негативные, с другой стороны, отдельные авторские смысловые единицы присоединить или к жизни, или к смерти:

• Жизнь + свобода, атеизм, образование, философия.

• Смерть + тюрьма, религия, школа, интеллигенция.

Экзистенциальным манифестом Антонио Грамши будем считать его замечание относительно сущности человека, а именно: «По своему мировоззрению человек всегда принадлежит к определенной группировке, и именно к той, в которую входят все социальные элементы, разделяющие тот же, что и он, образ мысли и действий» [1, с. 2].

Далее представим обобщенное авторское смысловое наполнение отдельных духовных экзистенциалов по указанным группам.

Позитивный полюс.

Жизнь (употребляется автором 63 раза) в условиях тюрьмы - это «там, где нет свободы выбора, есть „природа". Невозможно скрыться от фатализма. Жизнь и история теряют всякий смысл, а вечные вопросы совести остаются без ответа. Не опираясь на нечто находящееся по ту сторону эмпирической действительности, нельзя говорить о морали, о

добре и зле. <...> Она - «жизнь», со всеми ее слабыми и сильными сторонами, с ее противоречиями и противоположностями» [1, с. 28, 141]. Антонио Грамши представляет «жизнь как благо» и как моральную категорию. Даже в условиях несвободы и трудностей человек может и должен дорожить жизнью, что целесообразно использовать в качестве одного из смысловых контекстов в иммигрантской педагогике.

Свобода (употребляется автором 131 раз) транслируется автором на основе коммунистической идеологии и как коллективный феномен, исключительно: «Что служит исходным пунктом этого нового порядка, которым чревата действительность? Мир производства, труд. В основу всякого анализа нравственных и идеологических установлений, которые предстоит создать, и принципов, которые предстоит распространить, должен быть положен критерий максимального утилитаризма; коллективная и индивидуальная жизнь должна быть организована на базе максимального использования производственного аппарата. Развитие экономических сил на новых основах и прогрессивное развитие новой экономической структуры излечат противоречия, которые не могут отсутствовать, и откроют новые возможности для самодисциплины, то есть и для индивидуальной свободы. [1, с. 215].

Атеизм (употребляется автором 7 раз) - это «философия практики - это историцистский подход к действительности, освобожденный от всех пережитков трансцендентности и теологии, в том числе и в их последнем спекулятивном воплощении.. » [1, с. 123].

Образование (употребляется автором 29 раз) - это понимание постоянного самосовершенствования независимо от официальных форм: «Что значила бы реальность мира без человека? Вся наука связана с потребностями, с жизнью, с деятельностью человека. Какой предстала бы «объективность» без деятельности человека, творца всех ценностей, научных в том числе? Хаосом, то есть пустотой, вакуумом.» [1, с. 37 - 38].

Философия (употребляется автором 63 раза) - это «.духовный порядок, каковым не могут быть ни религия, ни обыденное сознание. . - это критика и преодоление религии и обыденного сознания, и в этом случае она совпадает со «здравым смыслом», противопоставляющимся обыденному сознанию. <...> .здесь речь о том, чтобы вместо «схоластической» философии, чисто теоретической или созерцательной, создать такую философию, которая порождала бы соответствующую мораль, способствовала бы претворению человеческих устремлений в жизнь и, в конечном счете, отождествлялась бы с ними?» [1, с. 4, 149].

Представленные выдержки их «Тюремных тетрадей» подтверждает нашу гипотезу, связанную с тем, что экзистенциальная ценность - жизнь - имеет для Антонио Грамши весьма позитивную интенцию.

Негативный полюс как совокупность духовных экзистенциалов Антонио Грамши.

Смерть, учитывая, что данное слово употребляется всего 3 раза, мы выбрали одно из них, в котором ясно выражена обобщенная позиция автора к данному феномену как к социально негативному явлению, но не как непосредственно относящемуся к его физическому исчезновению, так: «напомним эпиграмму Джусти: «Здравого смысла нет больше в школе, школы главу смерть подкосила, - дочь его, наука, искала, что у него внутри, и ненароком его убила». . Поэтому необходимо было, чтобы наука убила некий традиционный здравый смысл во имя создания «нового» здравого смысла. [1, с. 81].

Тюрьма (не употребляется в прямом значении, поэтому к нему добавлены семантические единицы: наказание - 1 раз, зло - 84 раза) - это не столько место, ограничивающее человека от общества, сколько моральная проблема, поэтому, по мнению Антонио Грамши, «.наказание . находит свое основание не только в ответственности

(классическая школа), но и в том простом факте, что индивид может совершать зло, зная, что это зло. Причинность может стать заменой ответственности. Детерминизм совершающего преступление эквивалентен детерминизму наказующего» [1, с. 28].

Религия (употребляется автором 230 раз) - как форма человеческого сознания, должна быть преодолена точно также как и другие формы вульгаризированного сознания, а, именно: «Идеализм абсолютизирует это «нечто большее», это качество, создает из него сущность в себе, «дух», как религия создала «божество». Но если это абсолютизированные сущности религии и идеализма, то есть произвольная абстракция, а не процесс аналитического различения, практически необходимый из педагогических соображений, то существует также абсолютизация, присущая вульгарному материализму, который «обожествляет» абсолютизированную материю» [1, с. 107].

Школа (употребляется автором 50 раз) воспринимается Антонио Грамши критически, а, именно: «Эта слабость проявляется и в вопросе о школьном образовании, поскольку имманентные философии даже не попытались создать концепцию, которая могла бы заменить религию в деле воспитания детей; отсюда тот псевдоисторический софизм, прикрываясь которым неверующие педагоги - по существу атеисты - сдают позиции...» [1, с. 9].

Интеллигенция (употребляется автором 177 раз) отнесена нами в группу с негативным экзистенциальным зарядом исключительно из подхода к ней Антонио Грамши на основании следующего рассуждения о том, что она не выполняет свои функции: «.выраженным в пословице: «Рптит vivere, deinde philosophari». В действительности жизнь невозможно оторвать от философии. Однако пословица имеет практический смысл: жить значит заниматься, прежде всего, практической хозяйственной деятельностью, философствовать - заниматься интеллектуальной деятельностью, ойит НйегаШт. И все же получается, что одни только «живут», что одни вынуждены заниматься трудом, рабским, изнуряющим и т. д., - тем трудом, без которого другие не имели бы возможности избавиться от хозяйственной деятельности ради философствования» [1, с. 25].

Далее представим результаты частотного анализа графически (рисунки 1, 2).

Рисунок 1. Соотношение экзистенциалов «жизнь» и «смерть» в абсолютных единицах

Мир Науки

Рисунок 2. Бинарность духовных экзистенциалов

Примечание: Ряд 1 - категории позитивного полюса, Ряд 2 - категории негативного полюса. Оппозиции: 1- «жизнь - смерть», 2 - «свобода - тюрьма/зло», 3 - «атеизм - религия», 4 - «образование - школа», 5 - «философия - интеллигенция».

Рисунок 2 позволяет сделать вывод о том, что, по сути, позитивный блок используемых Антонио Грамши понятий не является доминирующим во всех представленных парах. В третьей паре, например, доминирует понятие «религия», в четвёртой - школа, которые отнесены нами к негативному контенту. Это связано с тем, что автор достаточно критично рассматривал указанные феномены, предлагая различные варианты их изменения, реформирования, преобразования. В связи с этим становится очевидным факт активной жизненной позиции Антонио Грамши, которая позволяла ему преодолевать тюремное пространство, а отсутствие свободы восполнять самосовершенствованием.

Таким образом, крах мультикультурализма в условиях увеличивающего потока мигрантов в Европу, ориентирующихся на демократию и благоустройство, практически превращающимися в изгоев, обусловил новое прочтение иммигрантской педагогики. Это ориентирует педагогическую общественность на поиск альтернативного содержания, которое нам удалось обосновать и предложить в качестве такового: «духовные экзистенциалы» Антонио Грамши как смысловой контент в процессе организации обучения и воспитания иммигрантов, что, в свою очередь, позволит им с минимальными духовными потерями существовать в чужой культурной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонио Грамши. Тюремные тетради [Электронный ресурс] http://www.e-геаёт§.Ьу/Ьоок^р?Ьоок=16284.

2. Ангела Меркель // https://lenta.ru/news/2010/10/17/merkel/; Маттео Ренци // http://vz.rU/politics/2011/2/14/468681.html.

3. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография [Текст] / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк - Москва; Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. - 576 с.

4. Вайтуков, А.К. Экзистенциальные возможности человека. [Текст] А.К. Вайтуков // Вестник Удмуртского университета. СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА: Том: 25 - Ижевск - №4. - 2015. - Стр. 5-8.

5. Вардазарян, С. Политика мультикультурализма на примере стран Западной Европы: конструктивизм и деструктивизм [Электронный ресурс] / С. Вардазарян // https://rauresearch.wordpress.com/.

6. Власова, Т.И. Духовность как вектор в преодолении гуманитарного кризиса современной цивилизации. [Текст] / Т.И. Власова. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. №1 (55). 2011. - Волгоград - С. 8-12. 0,5 п.л.

7. Вульфсон, Б.Л. Аккультурация иммигрантской молодежи в европейском образовательном пространстве. [Электронный ресурс] Б.Л. Вульфсон // http://gigabaza.ru/.

8. Галоян, Я.Э. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук. [Электронный ресурс] -Ростов н/Д, 2004. 193 с. http://www.dslib.net/.

9. Геворкян, М.Л. Педагогические основы развития мигрантской педагогики в России и США. [Электронный ресурс] / М.Л. Геворкян // автор. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2001. 24 с. // http://aleph.rsl.ru.

10. Гришина, Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. [Текст] / Н.В. Гришина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. №4. С. 109-116.

11. Гукаленко, О.В. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве. [Электронный ресурс] О.В. Гукаленко http://yandex.ru/clck/jsredir?From=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text =&etext=1029.

12. Нарочницкая, Е.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение: политические теории и опыт Запада. [Текст] / Е.А. Нарочницкая - М., 2000.

13. Нефёдов, Д.В. Политика Германии в сфере социальной адаптации мигрантов. [Текст] / Д.В. Нефёдов // Идеи и идеалы: Т. 2. №1 (23). 2015. С. 102-111.

14. Резник, Ю.М. Человек как экзистенциальный проект (феноменологический анализ). [Текст] / Ю.М. Резник // ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО: Том: 17. М. №3 - 4. 2015. Стр. 74 - 90.

63РВЫ№16

15. Сильвио Берлускони // http://nnm.me/blogs/bab88/berluskoni italiya_ne_budet multikulturnoy_stranoy/.

16. Сухорукова, Л.М. Теоретическая разработка категории "мигрантская педагогика" в научной школе Е.В. Бондаревской в 90-е годы 20 века [Электронный ресурс] Л.М. Сухорукова // http://www.allbest.ru/.

17. Трофимов-Трофимов, В. «Мультикультурализм»: за гранью свободы [Электронный ресурс] http://win.ru/geopolitika/1317805954.

18. Щербанев, Д.Ю. Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии: автор. ... канд. пед. н. [Электронный ресурс] / Д.Ю. Щербанев - Ростов-на-Дону, 2009. 24 с. // http://aleph.rsl.ru.

19. Цатурян, С.А. Мультикультурализм в США и Европе: политтехнологии в действии [Текст] / С.А. Цатурян, Г.Ю. Филимонов // Политика и общество. №2. 2012. С. 62-71.

20. Федосеев, А. Крах мультикультурализма в Европе [Электронный ресурс] http://sozidatel.org/.

21. Tiryakian E. Assessing Multiculturalism Theoretically: E Pluribus Unum, Sic et Non / Multiculturalism and Political Integration in Modern Nation-States // International Journal on Multicultural Societies (IJMS) Vol. 5, No. 1, 2003.

Vlasova Tatiana Ivanovna

Don State Technical University, Russia, Rostov on Don E-mail: [email protected]

Spiritual existentials of Antonio Gramsci as semantic content of contemporary European immigrant pedagogy

Abstract. The article is devoted to the reasons for the collapse of the policy of multiculturalism in terms of increasing the flow of migrants. They expect equality, but in Europe they fall within the national enclaves and destabilize European society. This makes it important to find some points of attraction that can overcome cross-cultural and inter-religious conflicts. The author analyzes the ideas presented by Antonio Gramsci in the "Prison Notebooks" on the basis of the existential approach. They were formulated in priston detention. The author sees historical parallels with the situation today of European migrants. The concept of "spiritual existential" is defined. It is interpreted as a binary value-sense human opposition, functional landmark on reconciliation with the lack of freedom. The author characterizes the binary spiritual existential used Gramsci, such as life - death, freedom - a prison; Atheism - religion, education - school. The conclusion is that their positive pole does not always coincide with the traditional existential problems. This may be a semantic content in the resolution of cross-cultural relations. The article defines the concept of "immigrant pedagogy". It is considered in the context of a self-organizing system of interaction between semantic contents of different religions.

Keywords: Antonio Gramsci; prison notebooks; emigrant pedagogy; synergetics; european multiculturalism; semantic content; spiritual existential: life - death, freedom - a prison; Atheism -religion, education - school

REFERENCES

1. Antonio Gramshi. Tyuremnye tetradi [Elektronnyy resurs] http://www.e-reading.by/book.php?book=16284.

2. Angela Merkel' // https://lenta.ru/news/2010/10/17/merkel/; Matteo Rentsi // http://vz.ru/politics/2011/2/14/468681.html.

3. Borisenkov, V.P. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya: monografiya [Tekst] / V.P. Borisenkov, O.V. Gukalenko, A.Ya. Danilyuk - Moskva; Rostov-na-Donu: RGPU, 2004. - 576 s.

4. Vaytukov, A.K. Ekzistentsial'nye vozmozhnosti cheloveka. [Tekst] A.K. Vaytukov // Vestnik Udmurtskogo universiteta. SERIYa FILOSOFIYa. PSIKhOLOGIYa. PEDAGOGIKA: Tom: 25 - Izhevsk - №4. - 2015. - Str. 5-8.

5. Vardazaryan, S. Politika mul'tikul'turalizma na primere stran Zapadnoy Evropy: konstruktivizm i destruktivizm [Elektronnyy resurs] / S. Vardazaryan // https://rauresearch.wordpress.com/.

6. Vlasova, T.I. Dukhovnost' kak vektor v preodolenii gumanitarnogo krizisa sovremennoy tsivilizatsii. [Tekst] / T.I. Vlasova. // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. №1 (55). 2011. - Volgograd - S. 8-12. 0,5 p.l.

7. Vul'fson, B.L. Akkul'turatsiya immigrantskoy molodezhi v evropeyskom obrazovatel'nom prostranstve. [Elektronnyy resurs] B.L. Vul'fson // http://gigabaza.ru/.

8. Galoyan, Ya.E. Pedagogicheskaya podderzhka detey-migrantov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: dis. ... kand. ped. nauk. [Elektronnyy resurs] - Rostov n/D, 2004. 193 c. http://www.dslib.net/.

9. Gevorkyan, M.L. Pedagogicheskie osnovy razvitiya migrantskoy pedagogiki v Rossii i SShA. [Elektronnyy resurs] / M.L. Gevorkyan // avtor. ... kand. ped. nauk. - Rostov-na-Donu, 2001. 24 s. // http://aleph.rsl.ru.

10. Grishina, N.V. Ekzistentsial'nye problemy cheloveka kak zhiznennyy vyzov. [Tekst] / N.V. Grishina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2011. №4. S. 109-116.

11. Gukalenko, O.V. Natsional'naya shkola v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. [Elektronnyy resurs] O.V. Gukalenko http://yandex.ru/clck/jsredir?From=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text =&etext=1029.

12. Narochnitskaya, E.A. Etnonatsional'nye konflikty i ikh razreshenie: politicheskie teorii i opyt Zapada. [Tekst] / E.A. Narochnitskaya - M., 2000.

13. Nefedov, D.V. Politika Germanii v sfere sotsial'noy adaptatsii migrantov. [Tekst] / D.V. Nefedov // Idei i idealy: T. 2. №1 (23). 2015. S. 102-111.

14. Reznik, Yu.M. Chelovek kak ekzistentsial'nyy proekt (fenomenologicheskiy analiz). [Tekst] / Yu.M. Reznik // LIChNOST''. KUL''TURA. OBShchESTVO: Tom: 17. M. №3 - 4. 2015. Str. 74 - 90.

15. Sil'vio Berluskoni // http://nnm.me/blogs/bab88/berluskoni italiya_ne_budet multikulturnoy_stranoy/.

16. Sukhorukova, L.M. Teoreticheskaya razrabotka kategorii "migrantskaya pedagogika" v nauchnoy shkole E.V. Bondarevskoy v 90-e gody 20 veka [Elektronnyy resurs] L.M. Sukhorukova // http://www.allbest.ru/.

17. Trofimov-Trofimov, V. «Mul'tikul'turalizm»: za gran'yu svobody [Elektronnyy resurs] http://win.ru/geopolitika/1317805954.

18. Shcherbanev, D.Yu. Vnedrenie obucheniya islamu v sistemu religioznogo obrazovaniya gosudarstvennykh shkol sovremennoy Germanii: avtor. ... kand. ped. n. [Elektronnyy resurs] / D.Yu. Shcherbanev - Rostov-na-Donu, 2009. 24 s. // http://aleph.rsl.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Tsaturyan, S.A. Mul'tikul'turalizm v SShA i Evrope: polittekhnologii v deystvii [Tekst] / S.A. Tsaturyan, G.Yu. Filimonov // Politika i obshchestvo. №2. 2012. S. 6271.

20. Fedoseev, A. Krakh mul'tikul'turalizma v Evrope [Elektronnyy resurs] http://sozidatel.org/.

21. Tiryakian E. Assessing Multiculturalism Theoretically: E Pluribus Unum, Sic et Non / Multiculturalism and Political Integration in Modern Nation-States // International Journal on Multicultural Societies (IJMS) Vol. 5, No. 1, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.