ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.И. Дробжев
Drobzhev M.I. Person’s spirituality as the essential constituent of the system of continuous education. The Church and the religion are not able to solve the problem of formation of pupils’ spirituality and humanism by means of preaching meekness, patience and passiveness. The author suggests methods of solving this problem via the system of education.
Формирование духовности: роль школы и церкви
Если взглянуть ретроспективно на основы, формы, методы и средства воспитания духовности, то вырисовывается такая картина: вначале этим делом занималась религия. Эпоха Возрождения отличается антропоцентризмом и гуманизмом, тем, что именно человек становится не только центральным звеном философии, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. В эпоху Просвещения надежды на рост духовности и гуманизма связывались с ростом знаний, и тем самым все более отодвигалась на второстепенные позиции религия. Новое время увеличило внимание и роль естественнонаучных знаний. Большой вклад в учение о разуме, значении рационализма внесла классическая немецкая философия. Затем задачу формирования нового человека взял на себя марксизм и его последователи. Наблюдается тенденция роста влияния светских структур, общества в вопросах обучения и воспитания человека.
В постсоветское время работу по формированию духовности и определению содержания духовности все более и более стремится взять на себя православная церковь, отодвигая от этого светские структуры, государство и общество, подменяя их собой. Православная церковь по сути претендует на единоличное владение секретом роста духовности людей. Более того, складывается впечатление, что религия стремится стать чуть ли не государственной идеологией, заменяя марксизм. В этом кроется серьезная опасность, и эти опасения имеют под собой определенную почву.
Вот один из примеров. Вызывает, по крайней мере, удивление, как и почему Министерство образования и науки включилось в союзники церкви по внедрению правосла-
вия в школьную систему обучения. Министерство недавно попыталось ввести новый учебный предмет «Основы православной культуры» и предлагало выделить на него в начальной школе 1 час в неделю, в средней школе и в старших классах - по 1-2 часа. В письме министерства подчеркивалось, что в старших классах предмет должен преподаваться «в виде основного учебного предмета «Православная культура» <...> и (или) в виде модульных учебных курсов по выбору учащихся, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры». Но и это не все. Министерство считало, что «изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на образовательные области «Обществозна-ние», «Философия», «Искусство», часов регионального (национально-регионального) компонента образования. Короче, на преподавание православной культуры ничего не жаль, даже за счет предметов светского характера.
Что все это означает? Нарушение Конституции Российской Федерации, провозгласившей отделение церкви от государства; Закона Российской Федерации «Об образовании», который требует обеспечить «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Этот предмет уже получил в обществе название «Закона Божьего». Это значит, что была предпринята попытка административного насаждения православия, не считаясь с тем, что Россия и многонациональная и многоконфессиональная страна, культура которой определяется многими религиями и не только ими. Важно и то, что Министерство образования и науки систематически снижает количество учебных часов на гуманитарные предметы и не жалеет их на преподавание по сути религии. Школа, являясь из одной из основ гражданского общества, превращается в православную тоталитар-
ную школу, проводящую в жизнь по сути выдвинутую еще царским министром народного просвещения С.С. Уваровым идею: «православие, самодержавие, народность».
Возмущение широкой общественности попытками внедрить в светскую школу преподавание православной культуры, к счастью, достигло своей цели. Министерство образования и науки вынуждено было отказаться от этой идеи, отрицать, по сути, свою причастность к этой затее. Но, с другой стороны, дало разъяснение, что введение такого предмета - добровольное дело школы, родителей и учеников. Но тут можно сказать, что министерство не мытьем, так катанием старается проводить ту же линию. Ведь никто не гарантирует, что административный пыл какого-нибудь директора не выльется в насилие над духовностью учеников и родителей.
В октябре 2002 года в Сергиевом Посаде прошла научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования». На ней присутствовали два полномочных представителя Президента, чиновники Министерства образования и служители культа. Конференция констатировала, что «обеспечить необходимые условия развития религиозного образования может только государство». Но ведь церковь отделена от государства. Это конституционная норма! Ее игнорируют. И уже в ряде университетов вводят специальность «Теология», считая ее обычной вузовской специальностью наравне с химией. Правда, делают оговорку, что это подготовка научных работников, и к педагогическим специальностям она никакого отношения не имеет. Но это замечание относится ко всем университетским специальностям, однако, выпускники университета в каждой школе желанные педагоги. Во-вторых, существует специальность «Религоведение», и этого достаточно и для расширения круга научных работников и педагогов, призванных со светских позиций давать юным душам азы философии религии. На конференции без обиняков представитель Президента Сергей Кириенко заявил, что введение теологического стандарта, на основании которого выпускники будут получать дипломы государственного образца, «дает им право преподавать и в
светских школах». Дальше - больше. На все это нужны деньги. Конференция в своих рекомендациях записала: «Восстановление и развитие системы религиозного образования нуждается в помощи государства, в том числе в вопросах финансирования, имущественных и земельных отношений». Как же к этим попыткам административно ввести религиозное образование относится население?
Корреспонденты газеты «Известия» поинтересовались в ряде регионов страны, как обстоит дело с введением в школах факультативов «Основы православной культуры» в 2003/2004 учебном году. Оказалось, что от таких факультативов школы почти повсеместно отказались. Из этого следует, во-первых, что Министерство образования и науки плохо знает настроение школьников и их родителей и потому потерпело поражение в своей новации. Во-вторых, и это главное, тяги у учащихся к религии нет; родители не связывают успехи своих детей в жизни с церковью и православием. Это наглядный показатель внутреннего атеизма подавляющего большинства населения. И с этим надо считаться, тем более, что это подтверждается социологией.
По данным социологических исследований Института Европы РАН, в 2002 г. назвали себя православными 80% респондентов, а верят в бога - только 59%. Это значит, что 21% опрошенных и причисляющих себя к православным являются атеистами. Стал уже общеупотребительным термин «православный атеист» - это человек, воспитанный и воспринявший положения православной культуры, но отрицающий наличие бога. Это очень интересное явление, кстати, не только в России и не только по отношению к православию. Так называют себя французы, считающие себя неверующими, но католиками по традиции. Культура народов во многом формируется под влиянием религии, а затем как бы отделяется от нее и существует сама по себе.
Сейчас модно говорить о религиозном ренессансе. Однако исследования показывают, что количество истинно верующих в нашей стране за последние годы не увеличилось и составляет, как и в былые советские времена, 6-7%. Социологи считают, что показателем религиозности, или, как они вы-
ражаются, воцерковленности, считается количество посещений церкви. В католических странах 60-80% населения бывает там ежемесячно. Только 2% опрошенных православных посещают церковную службу каждую неделю, 42% не были в ней никогда, 45% не читали Библии, 48% никогда не молятся. Вот и получается, что регулярно ходят в церковь и выполняют почти все церковные правила -пост, молитву, причащение, чтение Библии -лишь 6-7% опрошенных.
Теперь посмотрим на состав этих 6-7% верующих. Среди них 81% составляют женщины (а среди атеистов их 21%), это в основном люди старше 50 лет, они имеют невысокое образование - 38% окончили
7 классов, а вуз - только 13%. Интересно, что среди атеистов этот показатель составляет
5 и 30 %. Далее, в основном это бедные люди -у 68% этих истинно верующих доход на одного человека составляет 500 рублей в месяц. Среди атеистов таких людей - 29%. Получается, что традиционно верующие - это низко образованные и очень малообеспеченные люди [8].
Эти социологические данные показывают, что основная масса россиян не связывает свою жизнь с религией, не надеется на бога, считает самих себя кузнецами счастья. Поэтому надежды некоторых властных структур и церковных руководителей на то, что религия поможет формированию духовности, повышению нравственного уровня людей ни на чем не основаны. Заявление Андрея Кураева о том, что теперь атеистов можно заносить в Красную книгу, совершенно бездоказательно. Дело обстоит как раз таким образом, что атеизм - исторически разнообразная форма отрицания и опровержения религиозных представлений и культа - перерос в научный атеизм - систему философских и научных взглядов и убеждений, отрицающих существование бога, сверхъестественных сил, религию. Изменилась ментальность людей. И почти повсеместный отказ от факультативов по Основам православной культуры есть веское доказательство этой мысли.
Однако следует признать, что в стране, несмотря на отделение церкви от государства, предпринимаются все новые и новые попытки клерикализации очень многих сторон
жизни общества. Патриарх Алексий II в интервью газете «Известия» 30 октября 2003 года на вопрос: Как продвигается вопрос о преподавании религии в школе? ответил, что факультативно, вне рамок образовательной программы религию преподавать можно. Но такой способ религиозного образования показал свою неэффективность, заметил он, поскольку все преподавание перекладывается на плечи религиозных организаций. Патриарх хотел бы, чтобы преподавание религии взяли на себя светские педагоги и ученые. Но Патриарх идет дальше, он хотел бы на альтернативной основе вести все преподавание в школе с учетом религии. Вот его слова: «Пока в подавляющем большинстве школ безальтернативно предлагают образование, основанное на материалистическом мировоззрении, исключающем религию. Надеюсь, что вскоре такому подходу будет предложена альтернатива, православные родители и их дети смогут осуществить свое право на образование, которое соответствовало бы их убеждениям». Для этого предлагается создавать пособия, готовить педагогов, продумывать методы обучения.
Что же это значит? Делом религиозного обучения и воспитания должно заняться государство. Само обучение раскалывается по религиозному принципу. Это означает преподавание всех предметов с учетом библейских сказаний, догматов религии. Вне всякого сомнения, это нанесет вред образованию подрастающих поколений. Обучение практически во всем мире идет на светской, а не на религиозной, основе, на основе достижений науки и мирового социального опыта. Попытка православной церкви внедриться в светскую школу очень опасна. Миру и обществу нужны образованные люди и все, что противостоит науке допускать в школу нельзя. Большинство современных ученых считают, что вера в бога совершенно несовместима с научным мировоззрением. Это утверждение сегодня для многих ясно как день. Верить в бога или не верить - это дело каждого человека. На это каждый гражданин имеет право. Но через систему школьного образования насаждать любую религию нельзя и по конституции, и по здравому смыслу.
Поставим вопрос кардинально: способна ли любая религия решить проблемы формирования нового человека? Ответ однозначно отрицательный. Почему? Возьмем православие. Ведь и в Византии, и в России оно было под сильным влиянием государства и служило ему. Оно проповедовало смирение, покорность, даже идея единодушия под видом «соборности» служила государству. Все это отрицательно повлияло на становление самосознания общества, формировало покорность царю, боярам и помещикам. Проповедь аскетизма не служила возвеличению результативного производительного труда, церковь приветствовала лишь, чтобы в поте лица доставался хлеб. Не труд и добро, а пост и молитва искупают грехи в православии.
Православие проповедует терпение, послушание, смирение, а это ведет к пассивности, апатии, влечет не к выработке активной жизненной позиции, а к пассивному созерцанию. Старая русская пословица говорит: Бог то Бог, да сам не будь плох; на Бога надейся, а сам не плошай. Сегодня каждый человек должен быть не только кузнецом своего счастья, но счастья для всех. Он должен строить единое человечество, исходя из общечеловеческих интересов, принципов и норм морали. Эту задачу лучше всех поможет решить изучение философии, истории литературы и других учебных предметов, а не культура православия, введение преподавания которой усилило бы религиозную рознь в стране и ни к чему хорошему бы не привело. Ни одна религия никогда не поглощала всей культуры. Наоборот, светская культура находила основу и опору в мирской жизни народа. Такая культура способствует преодолению религиозной нетерпимости. На это же направлены практически все предметы учебных планов, выступающих как часть светской культуры. Именно светская культура, достижения науки и техники, гуманитарный цикл наук обладают функцией объединения народов с разными верованиями, с различным мировоззрением, воспитанию в духе толерантности, терпимости к инаковерующим, способствует глубокому познанию природы, общества и человека.
Возьмем ислам. По мнению Равиля Бу-хараева - автора монографии «Ислам в Рос-
сии», с середины XI века в исламе был принят богословский консенсус, который счел, что религия ислама полностью сложилась и нечего его обновлять и дополнять. Это решение законсервировало ислам, а, с другой стороны, верующие и околоверующие занялись своей интерпретацией этого учения, и сейчас некогда единый ислам распался на более чем 70 течений, враждующих между собой. Классический ислам требует от мусульманина не убивать безоружных даже во время войны. Защищая свою веру, он может жертвовать только собой. Но, во-первых, никто не требовал сменить веру в Чечне. Во-вторых, канон ислама нарушается, когда во имя веры убивают невинных людей. Какому исламу учить?
В связи с вышеизложенным, интересен вот какой факт. В стране наблюдается бум восстановления и строительства храмов, монастырей, часовен. Но это вряд ли принесет серьезные успехи в деле формирования духовности и гуманизма. Ведь эти храмы посещают в основном пожилые люди, у них уже сложилось мировоззрение. Истинно верующих же в стране всего 6-7%. Молодежь же храмы посещает редко, да и то чаще из простого любопытства. Ей нужны дворцы молодежи, стадионы, плавательные бассейны и т. д. Ей нужны различного вида кружки
- технические, художественной самодеятельности, умелые руки. Ей нужны спортивные сооружения. Она должна найти в них место для удовлетворения своей неуемной энергии. И она этого достойна, ведь за ней будущее. Вот куда должны приложить свои возможности спонсоры. Строительство различных сооружений для молодежи - это вклад в будущее нашей страны, это создание материальной базы для укрепления здоровья и роста духовности молодежи. Такое приложение сил было бы по достоинству оценено и законодательной, и исполнительной властью, всем обществом.
Система образования и вопросы формирования духовности и гуманизма
У нас не сформулирована национальная идея, искажается понятие патриотизма, служба в армии из долга и почетной обязанности стала непопулярной. Реклама, особен-
но на телевидении, пропагандирует все чужое. Для нее, если сделано в Швеции, то сделано с умом; если - в Германии, то гарантировано немецкое качество. В России же оказывается все плохо. На улице разбитых фонарей порядка нет. Работать никто не зовет, да и работать оказывается вредно. Поэтому предлагают выпить русской водки, залить тоску из горлышка пивной бутылки. Нашу молодежь все более захлестывает курение, алкоголизм, наркомания, СПИД. Даже сама эта аббревиатура истолковывается как «сексуальные проблемы интернациональной дружбы». Надо основательно себе представлять, какая бездуховность закладывается в умы и души завтрашних строителей России. Перестройка, ельцинская политика захвата всех богатств страны «семьей», формирование олигархического капитализма, появление прослойки «новых русских», болеющих только о своей прибыли, привели к поляризации общества.
Спикер Совета Федерации С. Миронов в канун выборов в Государственную Думу констатировал, что средние показатели роста реальных доходов только вводят в заблуждение, ибо на деле они составляют лишь половину того, что имело население в 1991 г. Да и как может быть иначе, отмечает он, если разрыв зарплаты между наименее и наиболее оплачиваемыми работниками составляет 30 раз, 40% домохозяйств не имеют никаких сбережений, а 2% наиболее богатых семей концентрируют более половины общего фонда накопления населения. Десятая часть городского населения оказалась на горьковском «дне», безработица охватывает шесть миллионов человек и т. д.,и т. п. [7].
Сейчас много говорят о необходимости национальной идеи. Вот сформулируем и провозгласим ее, и чуть ли не все проблемы будут решены. Но это тщетные надежды, о ней лишь говорят, но даже не предпринимаются попытки ее сформулировать и предложить. Конечно, дело это очень трудное. Но, как кажется, для учащейся молодежи такую идею предложить можно. Такая идея выглядит так: здоровье, образование, духовность, творчество и свобода.
Здоровье - развитие физической культуры и спорта, здоровый быт, хорошее питание, решительная борьба с алкоголизмом,
наркоманией, курением (в России выкуривается в год около двух тысяч сигарет на душу населения. Мы становимся одной из самых курящих стран мира.) Образование - учиться только на хорошо и отлично. Стремиться к знаниям, как в свое время мечтал А.Т. Твардовский. Он писал: «Мы жили замыслом заветным, / Дорваться вдруг до всех наук, / Со всем богатством их несметным, / И уж не выпустить из рук». Знать больше, лучше и глубже, понимать и уметь применять знания в жизни. Духовность - это сплав знания, опыта, культуры, высокой нравственности, человеколюбия и мудрости. Его составная часть - гуманизм, любовь к природе, растениям и животным как братьям нашим меньшим. Творчество - уметь дерзать, выдумывать, пробовать, во все вникать и вносить новаторство, учитывая сложившиеся традиционные порядки. Творчество в учебе, быту, жизни, работе. Свобода - это возможность полной реализации всех потенциальных возможностей личности на благо всех и ощущение моральной удовлетворенности плодами своей деятельности. Это умелое сочетание личных и государственных, общественных интересов, интересов различных слоев общества, наций и народов, общечеловеческих интересов. Реализация этих потенциальных возможностей должна сопровождаться высоким уровнем ответственности. Чем более свободен человек, тем он должен быть более ответственным.
В наше время любой индивид - это планетарный человек. В том смысле, что человек есть результат развития планеты, что теперь этот человек должен отвечать за все свои и других людей действия на планете. Более того, и по мере освоения космоса возрастает ответственность людей и за всю Вселенную. Такая национальная идея для молодежи не носит политического характера, но ее положения могли бы войти в программы всех политических партий и различных движений. Должно развиваться соревнование за более успешное претворение в жизнь этих положений. Может быть, это объединит все российское общество? Было бы очень хорошо.
Для формирования духовности и гуманизма подрастающего поколения многое призваны сделать различные учебные заве-
дения. Эта работа должна целенаправленно вестись как в учебном, так и воспитательном процессе. И здесь прежде всего важная роль принадлежит общественным и гуманитарным наукам. Можно сказать, нет ни одного учебного предмета, который не содержал бы в себе возможности для воспитания духовно богатых, гуманных людей.
Необходимо учитывать и тот немаловажный факт, что значительная часть взрослого, работающего населения испытывает возрастающую потребность в расширении и углублении своих профессиональных навыков, уровня знаний вообще, духовности и гуманизма. Такую потребность народ выразил кратко и емко: век живи, век учись. Система непрерывного образования - это ответ на существующие потребности. И если недавно эта система удовлетворяла потребности инженера, агронома, бухгалтера и т. д., то сейчас эти потребности возросли. Необходимы овладение вторым, третьим языком, обретение правовой грамотности, умение вести диалог с партнерами по работе, преодоление конфликтов, обретение компьютерной грамотности, овладение информационными технологиями и т. д.
И все-таки в системе непрерывного образования для взрослых недостаточно учитывается необходимость постоянного повышения духовности. Ведь духовность - это высший уровень освоения мира, и такой уровень должен повышаться у всего населения вообще, а у работающего - тем более. Духовные ценности облагораживают специалиста, делают его более коммуникабельным, толерантным, гуманным, приятным в общении. Постоянное повышение квалификации, уровня знаний, духовности сегодня выступает как один из серьезных ресурсов экономического, социального и культурного развития страны, повышения роли в этом процессе человеческого фактора.
Наиболее обобщающей и содержащей в себе квинтэссенцию духовности и гуманизма является философия, философское образование. Ведь философию не зря называют любомудрием. Она заключает в себе мудрость человеческую, огромный капитал мировой мысли и духовности. На фоне демонизации, эстетизации, поэтизации и романтизации криминального мира, убийств и насилия,
секса и разнузданности изучение философии закладывало бы в юные души основы человеколюбия, дружбы, ответственности за дела в семье, государстве, мире.
Однако, рассудку вопреки, философия изводится из учебных планов вузов. Если раньше на ее изучение отводилось 200 и более часов, сейчас по ряду специальностей на философию выделяется всего 50 часов. Но преподавание философии следовало бы ввести и в средних школах, профтехучилищах, техникумах и колледжах. Ведь философия, по мнению Пифагора, это не только любовь к мудрости, но и стремление к достойному образу жизни. Философия базируется на прочном фундаменте доводов интеллекта. Платон в понятие «София» вкладывал наличие мыслей божества, определяющих разумное, гармоничное устройство мира. Философия - это стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстии, верном служении Истине; это и понимание природы человека, сущности личности, ее судьбы, цели и смысла жизни. Немаловажен и тот факт, что философия на основе анализа развития человечества позволяет человеку принимать более продуманные решения и действия, указывает правильный путь в жизни, одухотворяет жизнь, делает ее достойной и полезной как для индивида, так и для общества. Выступая как духовная установка, философия способствует плодотворному поиску гармонии знаний о мире, синтезу человеческого опыта, согласованию веры и идеала.
Само изучение философии требует от человека значительных усилий ума, всех его духовных сил. И это немаловажный факт. Надо стимулировать поиск верных решений, надо заставить задуматься над проблемами своей жизни и жизни всего человечества, существовании мира. Сегодня ведь человек -это планетарное существо. Он не только результат развития природы, но и несет ответственность за ее существование, ее будущее.
Очень велико этическое значение философии, ибо она раскрывает проблемы добра и зла, гуманизма, экологии, взаимоотношений человека с миром. Философия выполняет познавательную и эвристическую функцию. Она всегда ищет и находит ответы на злободневные и принципиальные вопросы
развития мира, общества, человека. Философия позволяет осмыслить мир и рационалистически перевести результаты его осмысления на язык понятий, логики, выводит из них систему знаний. Она связывает прошлое через настоящее с будущим. В этом заключается ее прогностическая функция. Всем изучающим поможет лучше понять мир и самого себя критическая функция философии, ее способность отличить новое и прогрессивное от старого и консервативного, догматического.
Философия Древнего мира и Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, Греции, Китая и Индии, Западной Европы и России - все может быть пропущено через человеческую душу и усвоено юным умом, душой и сердцем. Философия через познавательное, ценностное и практическое освоение мира, через переработку в своих понятиях мировоззренческих идей, рождаемых в политике, праве, науке и технике, искусстве, религии, осуществляя синтез этих знаний, выступает как самопознание своей эпохи. Недаром Гегель считал, что философия есть «современная ей эпоха, постигнутая в мышлении», мышление всеобщего. Для К. Маркса «всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени», представляющая собой «живую душу культуры».
Конечно, преподавание философии не является панацеей от всех бед и напастей, но это будет шаг в верном направлении по формированию духовности, самостоятельности мышления у молодежи. Вторым шагом была бы гуманитаризация всех форм образования от школы до вузовской и аспирантской подготовки. Для этого потребуются кадры преподавателей, изменение учебных планов. Это стоит дорого, но бездуховность и пустота душ человеческих обществу и каждой личности стоят еще дороже.
Проблема философского образования -это не специфическая проблема России. Она носит международный характер. Об этом говорят факты. Джон Силберг - канцлер Бостонского университета (США) - в 1998 г. на открытии ХХ Всемирного философского конгресса выступил с докладом «Философия и будущее образования». Он призвал препо-давателей-философов внедрить и культиви-
ровать в своих студентах способ мышления, основанный на рационализме, логике, смирении перед фактами, признании своей сопричастности к коллективному опыту человечества, распознании сущности личных интересов, которые ведут к ложным заключениям, и избегать их. Он пишет, что если преподаватели сумеют научить студентов «думать строго и последовательно, если они закрепят этот стиль мышления, научатся пользоваться им и будут последовательно поощрять его применение - уже одно это сделает неоценимым вклад философии в образование и сейчас, и в будущем» [11].
Благодатные возможности формирования духовности предоставляет преподавание истории. Постигая законы развития цивилизации, ученик или студент знакомится с ценностями человеческой культуры, одновременно уясняет себе вклад России в развитие мирового сообщества, вызывая гордость за свою страну, ее народ. История, как говорил
Н.Г. Чернышевский, не Невский проспект. В ней было и хорошее и плохое, она вызывает гордость и боль, радость и горе, стремление к истине, добру и красоте, справедливости. И здесь открываются богатейшие возможности формирования патриотизма, сильно девальвированного в последнее время. Вспомним Т.Г. Шевченко, который писал: «В ком нет любви к стране родной, / Те сердцем нищие калеки». Человек, не любящий свою страну, не может любить ничего.
Принадлежность к отечеству есть одновременно и принадлежность ко всему человечеству. Нельзя забывать и о том, что в сущности каждого человека содержится ментальность, отражающая основные черты его народа, своего отечества. Задача каждого человека - приумножать богатство и авторитет своей страны, своего народа. Это будет вкладом в будущее страны, в национальное самосознание. Формирование приверженности стране, радость служения ей должно вызывать огромное моральное удовлетворение от сделанного в ее честь. Национальное самосознание не приходит само собой, оно есть результат целенаправленной и систематической работы. Именно изучение истории призвано раскрывать значение и преемственность героических трудовых и военных подвигов, замечательных традиций народа,
развивать у молодежи стремление к их приобщению и умножению.
В наше время есть люди, которые покидают свою страну за ловлей счастья, денег, чинов и славы. С одной стороны, это нормальное явление, результат возросшей свободы. С другой, нельзя не знать, что чужбина есть чужбина и Родиной она не станет. Вот почему многие люди, вынужденные эмигрировать из страны, в душе всегда стремились вернуться на Родину, в Россию. Ибо нет счастья вне Родины для истинного русского человека.
Задача преподавания истории во многом должна определяться умением показать связь времен, обеспечить формирование у молодежи уважения к своим предкам. Ни одна цивилизация, ни один государственный строй не возникает на пустом месте, они базируются на достижениях предшествующего им общества в лице созданного им материального базиса, культуры, управленческих, хозяйственных кадрах, умениях и навыках народа.
Россия многонациональная и много конфессиональная страна, она представляет собой мост, соединяющий Запад и Восток. Вот почему выработка толерантности, уважения к другим нациям и верованиям, стремления через общечеловеческие принципы, нормы и ценности придти к единству народов, к выработке единых целей, приемлемых средств их достижения - непременная задача преподавания и изучения истории.
Проблема формирования духовности и гуманизма - проблема мирового характера и значения. В ее решении активное участие принимают общество, государство, главным образом в лице системы образования, и религия. Однако решить эту задачу религия не в состоянии. И потому, что число истинно верующих невелико, и оно не растет, а снижается; и потому, что большинство людей связывает задачу формирования мировоззрения, духовности и гуманизма у подрастающего поколения со светской системой образования; и потому, что сущность и содержание религиозной духовности, ее принципы и нормы, ценности и средства достижения ведут в конечном счете к формированию апатичных, покорных чужой воле, безынициативных людей.
В связи с этим именно на систему образования возложена огромная ответственность не только по обучению, но и по воспитанию подрастающих поколений. Конечно, каково общество - такова и система обучения и воспитания. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что образование имеет свою определенную самостоятельность, автономность. Поэтому оно способно критически оценивать негативные явления в обществе и в известной мере противодействовать им, бороться с ними и преодолевать их. Система образования должна сформулировать основные элементы духовности и гуманизма у своих учащихся и студентов, определить нормы и принципы морали и нравственности, требования культуры и в процессе обучения и воспитания развивать и усиливать их, создавая базу духовности для последующей жизнедеятельности своих выпускников. Эта задача должна решаться не только за счет изучения предметов гуманитарного цикла, но и за счет преподавания всех других дисциплин, которые необходимо наполнить гуманитарным содержанием. Этому в значительной мере поможет обращение к памятникам отечественной и мировой культуры, включение их в образовательный и воспитательный процесс. Все большее место в этом процессе должно занимать экологическое воспитание.
Человек требует универсальности и цельности своего содержания. Этому должно способствовать и целостное, гармоничное содержание обучения и воспитания. Односторонность воспитания и обучения ведет к перекосам в формировании личности. В связи с этим стоит напомнить утверждение Маркса: «Если обстоятельства, в которых живет этот индивид, делает возможным лишь одностороннее развитие какого либо свойства за счет остальных, если они дают материал и время для развития одного только этого свойства, этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития» [10, с. 258].
Общество возложило на систему образования огромную и очень ответственную, почетную задачу обучения и воспитания подрастающего поколения. Вот почему общество требует от государства постоянного внимания к системе образования. Вот почему она постоянно реформируется, приводится в
соответствие с требованиями времени. Возьмем две страны - Россию и США. 29 августа 2001 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации В.В. Путин потребовал «установить разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и прагматической ориентированностью образования на реальные потребности экономики страны» [9, с. 14]. Здесь только косвенно можно подумать, что речь идет о гуманитаризации образования.
В конце 2000 г. Национальная комиссия США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке подготовила доклад «Пока еще не слишком поздно». Комиссия констатировала, что будущее США зависит «не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам» [9, с. 135]. Авторы доклада утверждают, что математика и естественные науки дадут обществу и государству, всем людям страны продукты, услуги, уровень жизни, экономическую и военную безопасность.
Президент США Д. Буш-младший санкционировал проект программы реформ в области образования. Главная задача этого проекта сводится к тому, чтобы дать образование каждому ребенку. Д. Буш утверждает, что «Если наша страна не сможет дать образование каждому ребенку, скорее всего, нас постигнут неудачи и во многих других областях. Но если мы будем успешно работать в сфере обучения нашей молодежи, нас ожидают значительные успехи, влияющие как на жизнь страны, так и ее отдельных граждан» [9, с. 214]. Главное содержание этой программы реформ сводится к улучшению знаний учащихся по математике и естественным наукам.
Еще один пример. В 2002 г. под эгидой МГУ им. М.В. Ломоносова вышел сборник «Образование, которое мы можем потерять». Авторами статей в нем являются Ж.И. Алферов, В.А. Садовничий, Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Л.Д. Кудрявцев, И.И. Мельников, С.М. Никольский, И.Ф. Шарыгин, А.И. Солженицын. Из всего этого списка замечательных имен только А.И. Солженицын коснулся вопросов преподавания истории и литературы. Все остальные ратуют за мате-
матику и естествознание. Да, изучать математику и естествознание, безусловно, необходимо. Но это не решит задачу будущего развития и нашего, и мирового сообщества. Оно должно стоять на двух ногах: одна - это знание математики и естествознания, вторая
- освоение гуманитарных наук, формирование духовности и гуманизма. Снижение внимания к той или иной группе наук делает общество и человека хромыми, и не важно, какой ноги у них не будет - левой или правой, результат будет один - хромота.
ВАК, по сути, отменил кандидатский экзамен по философии. Зачем? Это резко снизит духовный и мировоззренческий потенциал, гуманистическую составляющую молодых ученых. Складывается впечатление, что Россия возвращается к середине XIX века, когда Николай I по представлению министра народного просвещения князя Ширинского-Шахматова, заявившего, что «Польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден», запретил преподавание теории познания, метафизики, нравоучительной философии и истории философии. Философский факультет в Московском университете был ликвидирован. Преподавание философии было поручено лицам духовного звания и ограничено логикой и психологией. Очень не хочется верить, что кого-то сегодня прельщают лавры Ширинского-Шахматова.
Выводы из всего этого напрашиваются сами собой. Стратегическим направлением как школьного, так и высшего профессионального образования является раскрытие интеллектуальных способностей каждого обучающегося, развитие его математического и естественнонаучного знания, нравственного потенциала, формирование научного мировоззрения на основе приверженности к Истине, Добру, Красоте, Справедливости.
Необходимо обеспечить формирование свободной и ответственной, физически и духовно развитой личности, обладающей высокими профессиональными качествами, высокой культурой и интеллектом, гуманизмом, нравственным совершенством.
Гуманитаризация образования должна исходить из признания главной ценности -жизни человека как уникального, неповторимого существа, требующего обязательного признания его достоинства и ценности, нор-
мы жизни каждого человека в виде ответственности перед существующими и будущими поколениями людей за сохранение среды обитания, экономное расходование сырья и невозобновляемых ресурсов, поиск новых источников энергии и продовольствия; необходимости дружбы народов как величайшей ценности, потребности и средства достижения единства человечества на основе принципов любви, ненасилия, взаимопонимания и взаимопомощи; обеспечения высокой духовности личности в противовес рационализму, технократизму и сциентизму; рассмотрение духовности, как высшего уровня освоения мира человеком, как единство рационального, эмпирического и нравственного познания природы, общества и самого себя, выступающее как мудрость и определяющая цель и смысл жизни, место человека в мире, его призвание и долг. Показателем духовности является свобода человека, творческая активность, целостность, стремление к Истине, Добру, Красоте, Справедливости, неприятие мещанства и серости.
Человечество вступило в информационное общество. Эта стадия развития общества свидетельствует о том, что мышление, опыт и знание, мировоззрение и гуманизм, т. е. идеальные явления все более и более определяют развитие материи, бытия человека и человечества. Человеческая мысль стала планетным явлением, а наука - непосредственной производительной силой. В развитии общества все более просматривается примат сознания, идеального над бытием и материей. Отсюда следует вывод о возрастающей роли образования, знания, духовности, на основании которых человек воздействует на все происходящее в мире и тем самым определяет пути развития природы, общества,
освоения Космоса, осуществляет регулирующие функции, берет на себя ответственность за все происходящее на Земле и во всей Вселенной.
1. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. 1990. № 1.
2. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
3. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопр. философии. 1996. № 2.
4. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера: (Автобиография): Дневник работы и жизни. М., 1957.
5. Искандер Ф. Моцарт и Сальери // Знамя. 1987. № 1.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
7. Миронов С. Инвестировать надо в людей // Изв. 2003. 22 нояб.
8. Новые православные. Старые православные // Изв. 2003. 14 нояб.
9. Образование, которое мы можем потерять. М., 2002.
10. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному восприятию // О человеческом в человеке. М., 1991.
11. Силбер Дж. Философия и будущее образования // Вестн. Рос. Философ. об-ва. 2001. № 1.
12. Соловьев В.С. Духовные основы жизни // Соловьев В.С. Соч.: в 8 т. СПг., Б/г.
13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
14. Цит. по Мешковский А. Альберт Эйнштейн: Беседы с Эйнштейном о теории относительности. М., 1922.
15. Цит. по Петровская И. Загадки «Пятого колеса» // Изв. 2003. 31 мая.
16. Шаламов В. Колымские рассказы. М., 1992.
Поступила в редакцию 19.10.2004.