Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1
УДК 141.7
Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе
А. В. Гурьянова, В. А. Фролов
Гурьянова Анна Викторовна, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, Самарский государственный экономический университет, [email protected]
Фролов Вячеслав Андреевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Самарский государственный экономический университет, [email protected]
В статье рассматривается диалектическая взаимосвязь патриотизма, нравственности и духовности человека. Духовность интерпретируется как главное условие и основа всех нравственных качеств и способностей человека, в том числе патриотизма. В сравнении с патриотизмом как духовным качеством личности духовность предстает как трансцендентальное условие личностного бытия, что позволяет считать ее более фундаментальным и, следовательно, первичным явлением. Исходя из этого, распространенная в литературе идея о том, что патриотизм служит основой духовности, подвергается критике. Напротив, патриотизм человека может быть сформирован лишь на основе развития его духовности. Выявляются условия формирования духовности и патриотизма в современном российском обществе. Попытка воспитать патриотизм при отсутствии работы, связанной с развитием духовности, признается бесперспективной. Ключевые слова: патриотизм, духовность, нравственность, личность, воспитание, культура, ценность
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-8-11
Проводя самостоятельную внешнюю политику и прилагая усилия к развитию промышленного потенциала, Россия сегодня пытается стать равноправным членом мирового сообщества, но при этом сталкивается с непониманием и недоверием в отношениях с западным миром. Запад провоцирует Россию на усиление обороноспособности и сам, имитируя боязнь вооруженной России, наращивает свой вооруженный потенциал, несмотря на целенаправленно предпринимаемые внешнеполитическим ведомством меры по налаживанию «дружеских», партнерских отношений со всеми ведущими странами мира. В такой ситуации российскому народу необходимо сплотиться в патриотическом порыве, мобилизовать все силы для укрепления государства и его обороноспособности. Однако, несмотря на усилия государственной власти, достичь масштабной мобилизации народа на основе идеи патриотизма пока не удается.
В сложившийся обстановке не исчезает потребность осмысления условий формирования патриотизма в России. На наш взгляд, этот анализ
должен быть направлен на выявление диалектической взаимосвязи патриотизма и духовности, поскольку именно духовность служит фундаментальной основой и условием патриотизма как такового. С философской точки зрения, духовность предстает как «... высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей» [1, с. 171]. Воспитание духовности является фундаментальным основанием развития нравственных качеств и способностей человека, включая и патриотизм.
М. К. Мамардашвили связывает духовность человека с бытием. Человек как духовное существо, как личность возникает в результате «второго рождения», через усилие, подчеркивает философ. То есть основным механизмом формирования личности является усилие, направленное на освоение духовности в качестве фундаментального основания бытия. При этом становление личности как бытийствующей структуры является самобытием, так как личность не имеет никаких оснований, кроме самой себя; она - «самобытийствующая структура в том смысле, что основание ее и есть она же сама» [2, с. 31]. Таким образом, духовность человека согласно М. К. Мамардашвили является сопряженной с наличием личностных оснований нравственных поступков и поведения, причем данные основания отличаются принадлежностью абсолютно другим пространству и времени, нежели привычные нам пространство и время конкретных государств или культур.
Духовность человека может быть истолкована как его способность жить согласно общечеловеческим ценностям. Она связывает отдельного индивида со всем человечеством, придает смысл его бытию, позволяет осознать свое предназначение в мире и историческое содержание высших общечеловеческих ценностей. Будучи результатом исторического творчества многих поколений, духовность в качестве сложной системы духовных норм и ценностей существует не как данность, а как идеальное требование, как заданность [3,
© Гурьянова А. В., Фролов В. А., 2019
Л. В. Гурьянова, В. А. Фролов. Духовность как основание патриотизма в российском обществе.
с. 276], является главным условием, базой, основанием всех нравственных качеств человека, а также его интеллектуальных способностей, возникающих исключительно на базе и при наличии духовности и реализующих ее в самой сущности.
Нравственные качества конкретного человека существуют в неразрывном единстве с духовностью как их основанием и это единство диалектическое - единство формы и содержания, явления и сущности. То есть в качестве всеобщего содержания нравственных качеств, в качестве их сущности выступает всеобщее (трансцендентальное) основание - человеческая духовность, например, совесть как таковая, в отличие от совестливых поступков отдельных людей; человечность как таковая, в отличие от конкретного поступка, когда человек чем-то жертвует ради другого человека; способность любить как таковая, которая реализуется в заботе о другом человеке, во вкладывании частицы своей души в другого человека, в то, чтобы любимый человек был счастлив. Именно поэтому у Гегеля сущность любви состоит в том, чтобы забыть себя в другом Я и в этом забвении и исчезновении вновь обрести себя и стать самим собой.
Исходя из вышеизложенного, довольно распространенная в литературе идея о том, что именно патриотизм служит основой духовности, а не наоборот, должна быть подвергнута критике. Критический анализ данной идеи важен в практическом плане, поскольку он показывает, что попытка воспитать патриотизм при отсутствии работы, связанной с развитием духовности, бесперспективна. На наш взгляд, это одна из причин неудач, связанных с реализацией четырех пятилетних Государственных программ (с 2001 по 2020 г.) по воспитанию патриотизма. Поэтому основные усилия необходимо направлять не на убеждение человека в том, что следует любить свое государство, а на создание условий для достойной жизни и счастья рядовых граждан этого государства.
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что «роль и значение патриотизма приобретают особое звучание на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил его граждан, что особенно характерно в периоды войн, нашествий, социальных конфликтов, революционных потрясений, стихийных и иных бедствий. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своего гражданского долга, своей Родины» [4, с. 229]. Или то, что «в переломные эпохи, когда идет смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем,
вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться» [5, с. 131].
Можно согласиться также и с тем, что «проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества и воспитания детей» [6, с. 154]. Однако попытка связать «ослабление духовных социальных, культурных основ развития общества» лишь с «недооценкой патриотизма» [6, с. 157] представляется ошибочной, как и утверждение, что только «уровень патриотичности, его приоритетность определяет духовное возрождение общества, государства» [6, с. 157]. Напротив, «чтобы патриотизм вновь стал несомненной ценностной установкой, как обязательное условие возрождения страны и оздоровления нации, и при этом не произошло бы скатывания общественного мироосознания, мироощущения на позиции маргинализма и национализма, необходимо, прежде всего, оздоровление духовных основ жизни россиян» [7, с. 275].
Анализ связи духовности как трансцендентального условия личностного бытия и патриотизма, как духовного качества личности показывает, что духовность - более фундаментальное явление [8, с. 54], формирующееся чаще всего задолго до того, как человек начинает осознавать себя членом общества, государства, этноса, то есть с самого раннего детства. В семье, в условиях ближайшего окружения родных и близких, в атмосфере искренности, душевности и любви душа ребенка впервые открывается миру, его красоте и многообразию. Дальнейшее развитие человека -отрочество, юность, взросление - происходит уже в условиях контакта с обществом, от состояния которого во многом зависит формирование его индивидуальных нравственных качеств. Так что патриотизм человека вырастает также из некоей «общественной идеологии». Если атмосфера в обществе, общественная нравственность позиционированы в целом со знаком «плюс», это, несомненно, способствует укреплению нравственности социализирующихся в нем индивидов. Если же окружающая общественная среда не способствует укреплению нравственности и даже, напротив, противостоит ей, зачатки духовности могут «зачахнуть», и тогда нравственность деформируется, что ведет к формированию антисоциальных, антигуманных, аморальных ценностей [9, с. 299-300], - примерно так, как это произошло в России после распада Советского Союза. «Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация нравственных ценностей оказали негативное влияние на обще-
Философия
9
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1
ственное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, а молодежи - в особенности. Молодежь теперь контактирует с новыми социальными реалиями и структурами, которых раньше просто не существовало» [10, с. 134].
Речь идет об уходе государства из сферы производства, расширении частного бизнеса, коммерциализации практически всех сфер социальной жизни, включая образование и здравоохранение; появлении новых форм собственности и труда; постоянно расширяющемся информационном пространстве (сеть Интернет) и его беспрецедентных возможностях - цифровых, виртуальных, информационных, коммуникационных [11, с. 102]. Многие СМИ сегодня целенаправленно проводят пропаганду не лучших ценностей прозападного толка - насилия, шовинизма, национализма, всепроникающего культа денег, что ведет к безработице и криминализации молодежной среды. Значительная часть современной российской молодежи не приемлет, а иногда и просто не знает ценностных устоев советских времен, что означает отсутствие преемственности, полный разрыв с традицией, свойственной этому предшествующему периоду в развитии нашей духовной культуры.
Однако отсутствие фундаментальных условий для наращивания духовности российского народа вовсе не означает, что следует пассивно ожидать, пока эти условия сами собой возникнут. Требуется приложить максимум усилий для восстановления чувства патриотизма и, как следствие, обретения российским обществом самоидентификации. Но патриотизм нельзя привнести извне, навязать, ввести каким-либо указом или постановлением. Поэтому ни призывы первых лиц государства к объединению нашего народа на основании интегративного потенциала патриотизма, ни принятие соответствующих концепций, государственных программ и законов, предусматривающих целый комплекс мер, не в состоянии разрешить данную проблему. В первую очередь потому, что понятия «патриотизм по отношению к существующему государству» и «патриотизм по отношению к своей стране» приобретают сегодня все более существенные смысловые различия [12, с. 29].
Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что патриотизм человека может быть сформирован лишь на основании развития его духовности, в ходе целенаправленного, согласованного воздействия, оказываемого на его сознание, эмоции и волю. Причем усилия, направленные на воспитание патриотизма, должны быть комплексными, так как этот процесс с необходимостью включает в себя следующую совокупность элементов: познавательный - предполагает наличие знаний об истории своей страны, своего народа, родного края,
что способствует формированию уважительного отношения и гордости за прошлое своей Родины; морально-волевой - предполагает формирование ценностей, мотивов и потребностей, связанных с активизацией творческой деятельности, процесса приобретения новых знаний; эмоциональный - включает положительные переживания по отношению к историческому прошлому страны; деятельностный - реализуется в форме стремлений и действий, направленных на развитие и укрепление родного государства.
Однако, как справедливо указывал И. А. Ильин, любить свою Родину, быть патриотом суждено далеко не каждому: «В основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа» [13, с. 277]. Причина этого кроется в отсутствии у людей истинно духовного начала, вследствие чего личностно-эгоистические или эгоистические классовые интересы начинают ставиться над интересами более возвышенными и, в частности, подлинно патриотическими.
Список литературы
1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. 719 с.
2. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996. 432 с.
3. Фролов В. А. Светское и религиозное понимание духовности и проблема воспитания современной молодежи // Духовно-нравственные проблемы информационного общества. Самара, 2012. С. 267-288.
4. Козырев С. А. Некоторые подходы к патриотическому воспитанию молодежи // Образовательная среда сегодня : стратегии развития. Чебоксары, 2015. С. 228-234.
5. Кобзистая М. В., Ледовских Е. А. Патриотическое воспитание личности в эпоху перемен // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 4. С. 130-134.
6. Шумилина Ю. В., Мезенцева Е. А. Патриотическое воспитание как необходимое условие духовно-нравственного воспитания // Система ценностей современного общества. 2016. № 49. С. 154-158.
7. Матвеева С. В., Филинова Н. В., Матвеев П. А. Патриотическое воспитание как фактор формирования ценностных установок в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 270-276.
8. Гурьянова А. В. Роль философии в становлении ценностей всечеловечности и интернационализма // Патриотическое и гражданское воспитание молодежи : традиции и современность. Самара, 2012. С. 52-59.
10
Научный отдел
А. В. Гурьянова, В. А. Фролов. Духовность как основание патриотизма в российском обществе.
9. Фролов В. А. Проблемы патриотического воспитания молодежи // Духовно-нравственные проблемы информационного общества. Самара, 2012. С. 299-314.
10. Мозговая Л. П. Патриотическое воспитание молодежи на народных традициях // Учитель и время. 2014. № 9. С. 134-139.
11. Guryanova A., Khafiyatullina E., Kolibanov A., Mak-hovikov A., Frolov V. The Impact of Information on
Modern Humans // Advances in Intelligent Systems and Computing / ed. by E. Popkova. Springer Cham, 2018. Vol. 622. P. 97-104.
12. Памятушева В. В. Воспитание патриотического сознания студенческой молодежи // Евразийский Союз ученых. 2015. № 4 (13). С. 28-30.
13. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию : сочинения. М., 2007. 911 с.
Образец для цитирования:
Гурьянова А. В., Фролов В. А. Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 8-11. Б01: https://doi.org/ 10.18500/1819-7671-2019-19-1-8-11
Spirituality as a Basis of Morality and Patriotism in a Modern Russian Society
A. V. Guryanova, V. A. Frolov
Anna V. Guryanova, Samara State University of Economics, 141 Sovet-skoy Armii Str., Samara 443090, Russia, [email protected]
Vyacheslav A. Frolov, Samara State University of Economics, 141 So-vetskoy Armii Str., Samara 443090, Russia, [email protected]
The article considers the dialectical correlation between patriotism, morality and spirituality. Spirituality is interpreted as the main condition and basis of all moral qualities and abilities of the human being, including patriotism. In comparison with patriotism as a spiritual quality of the person, spirituality looks like a transcendental condition of personal existence, which allows us to interpret it more fundamental and, therefore, primary phenomenon. Based on this, the widespread idea found in literature according to which patriotism is the basis of spirituality is criticized. On the contrast, patriotism of a person can be formed only on the basis of the development of his spirituality. The conditions of spirituality and patriotism formation in modern Russian society are revealed. An attempt to form patriotism without the work related to development of spirituality is considered hopeless. Keywords: patriotism, spirituality, morality, personality, education, culture, value.
References
1. Filosofskijslovar'[Philosophical Dictionary]. Ed. I. T. Frolov. Moscow, 2001. 719 p. (in Russian).
2. Mamardashvili M. K. Neobhodimost' sebya. Lekcii. Stat'i. Filosofskie zametki [The need of own self. Lectures. Articles. Philosophical notes]. Moscow, 1996. 432 p. (in Russian).
3. Frolov V. A. Secular and Religious Understanding of Spirituality and the Problem of Education of the Modern Young People. In: Duhovno-nravstvennye problemy infor-macionnogo obshchestva [Spiritual and Moral Problems of Information Society]. Samara, 2012, pp. 267-288 (in Russian).
4. Kozyrev S. A. Some approaches to patriotic education of the young people. In: Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya [Educational Environment
Today: Development Strategies]. Cheboksary, 2015, pp. 228-234 (in Russian).
5. Kobzistaya M. V., Ledovskih E. A. Patriotic Education of the Person in an Epoch of Change. Sovremennye problemy gumanitarnyh i obshchestvennyh nauk [Modern Problems of Humanities and Social Sciences]. 2014, no. 4, pp. 130-134 (in Russian).
6. Shumilina Yu. V., Mezenceva E. A. Patriotic education as a necessary condition of spiritual and moral education. Sistema cennostej sovremennogo obshchestva [Value system of the modern society], 2016, no. 49, pp. 154-158 (in Russian).
7. Matveeva S. V., Filinova N. V., Matveev P. A. Patriotic Education as a Factor in the Formation of Values in Higher Education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of the Modern Pedagogical Education], 2016, no. 51-5, pp. 270-276 (in Russian).
8. Gur'yanova A. V. The Role of Philosophy in the Formation of Values of Humanity and Internationalism. In: Patrioticheskoe i grazhdanskoe vospitanie molodezhi: tradicii i sovremennost' [Patriotic and civic education of the young people: traditions and modernity]. Samara, 2012, pp. 52-59 (in Russian).
9. Frolov V. A. The problems of patriotic education of the young people. In: Duhovno-nravstvennye problemy infor-macionnogo obshchestva [Spiritual and Moral Problems of Information Society]. Samara, 2012, pp. 299-314 (in Russian).
10. Mozgovaya L. P. Patriotic Education of the Young People in National Traditions. Uchitel ' i vremya [Teacher and Time], 2014, no. 9, pp. 134-139 (in Russian).
11. Guryanova A., Khafiyatullina E., Kolibanov A., Makho-vikov A., Frolov V. The Impact of Information on Modern Humans. Advances in Intelligent Systems and Computing. Ed. by E. Popkova. Springer Cham, 2018, vol. 622, pp. 97-104.
12. Pamyatusheva V. V. Education of Patriotic Consciousness of Students. Evrazijskij Soyuz Uchenyh [Eurasian Union of Scientists], 2015, no. 4 (13), pp. 28-30 (in Russian).
13. Il'inI. A. Pochemu my verim vRossiyu: Sochineniya [Why we believe in Russia: Essays]. Moscow, 2007. 911 p. (in Russian).
Cite this article as:
Guryanova A. V., Frolov V A. Spirituality as a Basis of Morality and Patriotism in a Modern Russian Society. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 8-11. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-8-11
Философия
ll