Научная статья на тему 'Духовность как определяющая категория в системе целостного образовательно-воспитательного процесса'

Духовность как определяющая категория в системе целостного образовательно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова И. В.

Данная публикация рассматривает дуализм трактовки категории «духовность» в современной теории воспитания, а также приемы по формированию духовно-нравственных представлений у подрастающего поколения, учитывая неоднозначность данного воспитательного концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность как определяющая категория в системе целостного образовательно-воспитательного процесса»

- Какие строки стихотворений подчёркивают различие в настроении лирического героя?

- Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения;

- Чем различаются стихотворения? Что в них общее?

Группа учащихся делает вывод по выполненному исследованию.

В экспериментальной ( второй части) мы пытались на практике найти подтверждение или опровергнуть заявленную гипотезу об аксиологической проблематике литературы эпохи Первой мировой войны на примере лирики В.П. Катаева. Заключительной частью нашего исследования станет контрольный эксперимент, который мы проведём в форме тестирования. В тест можно включить вопросы, относящиеся как к биографии В.П. Катаева, так и к его творчеству:

1. Участником какого исторического события стал В.П. Катаев?

2. Произведения какого жанра были созданы В.П. Катаевым в период с 1915 по 1916 годы?

3. Какие антивоенные произведения были созданы В.П.Катаевым?

4. Над какими темами размышляет В.П. Катаев в ранних стихотворениях? Какие проблемы ставит перед читателем?

5. Как называется приведённое ниже стихотворение В.П. Катаева?

По результатам контрольного эксперимента мы можем сделать вывод,

что наша исследовательская работа на занятиях элективного курса прошла успешно. Учащиеся отрабатывали следующие умения: реферировали тексты, обобщали прочитанный материал, систематизировали излагаемые факты, работали с литературой разных жанров, что укрепило и расширило навыки анализа поэтического текста, расширило кругозор старшеклассников. Выполненное исследование даёт нам возможность поставить перед ребятами новые вопросы для формирования следующего творческого замысла.

Список литературы:

1. Катаев В. Собрание сочинений в девяти томах. Том 9. Повести. Стихотворения. / Примечания Л. Скорино. - М.: Худ.лит., 1972.

2. Архипова Н.М. О путях изучения поэтических произведений. - М., Просвещение, 1964.

ДУХОВНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА © Полякова И.В.*

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Данная публикация рассматривает дуализм трактовки категории «духовность» в современной теории воспитания, а также приемы по форми-

* Доцент кафедры Немецкого языка, кандидат педагогических наук.

рованию духовно-нравственных представлений у подрастающего поколения, учитывая неоднозначность данного воспитательного концепта.

Современная теория воспитания, о чем ясно свидетельствует педагогическая публицистика, подчеркивает, что одной из ее важнейших и наиболее ярких тенденций развития является усиление внимания к сфере духовнонравственного воспитания. Этот интерес закономерен в условиях кардинального пересмотра взглядов на воспитанника, который воспринимается как целостный человек, включенный в «живую ткань» культуры, являющийся неотъемлемой частью окружающего его мира и ориентированный на высшие ценности бытия. Культура, по словам Г.Г. Шпета, - это рождение, свидетельствует преображение и возрождение духа: «только дух, в подлинном смысле, разумеется, - пусть даже материализуется, воплощается, воодушевляется, т.е. осуществляется в той же природе и душевности, но всегда возникает к реальному бытию в формах культуры. Природа просто существует, душа живет и биографствует, один дух наличествует, чтобы возникать в культуре, ждет, долго терпит, надеется, все переносит, не бесчинствует, не превозносится, не ищет своего... Дух - не метафизический Сезам... он реален не «в себе», а в признании. «В себе» он Только познается, он Только идея. Культура, искусство - реальное осуществление, творчество» [9, с. 39-40].

Необходимость исследования проблемы духовно-нравственного воспи-тания объясняется также потребностью осмысления современного этнокуль-турного воспитательного пространства и особенностей социализации молодежи в современном высокомобильном, полиэтническом и поликультурном обществе, возникшими в результате произошедших изменений в общественных отношениях, усложнением социальных механизмов передачи духовно-нравственных ценностей национальной и общенациональной культуры на фоне глобального кризиса и нивелирования ценностных приоритетов.

Приоритетность последовательного многоступенчатого анализа заявленной проблематики обуславливает, прежде всего, необходимость детализации базового понятия «духовность» в современной педагогической мысли. Выделим основные аспекты трактовки данного понятия. Как отмечают некоторые педагоги-исследователи, в «светском понимании», которое является доминирующим в современной педагогике, концепт «духовность» тесно связан с понятием «духовная культура». Поэтому духовное воспитание понимается как процесс приобщения воспитанника к культурным ценностям разного уровня (этническим, общенациональным, общечеловеческим), как воспитание человека культуры. При этом в качестве необходимого компонента духовного воспитания выступает приоб -щение к нравственности, освоение нравственных норм. Именно по этой причине в научно-педагогической литературе преимущественно используется термин «духовно-нравственное воспитание». Задачи духовно-нравственного воспитания видятся учеными в рамках спектрального исторического анализа по-разному: возрождение и утверждение русского нацио-

нального и одновременно российского самосознания [8]; пробуждение патриотизма, гражданственности через национальное самопознание и самовыражение; развитие духовных начал конкретного народа и каждого человека [6]; развитие и саморазвитие личности, включающие освоение ею духовных и нравственных ценностей, определение своего духовного идеала [3], самореализация, стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию [1, 2]. Исследователи рассматривают особую духовнонравственную сферу личности, выделяя в ней традиционные для светской педагогики компоненты - интеллектуальный, потребностно-мотивацион-ный, операциональный, эмоциональный и действенно-поведенческий [6].

В основе религиозной православной трактовки категории «духовность» заложено представление о человеке как о триединстве тело - душа

- дух, причем на первый план выдвигается дух, и остальные составляющие человека рассматриваются в зависимости от духа. Духовность, таким образом, предстает как объективно существующее высшее начало в человеке, выражающее степень приближения его к идеалу, которым является Творец. Соответственно духовное воспитание рассматривается как процесс приобщения воспитанника к высшим православным ценностям [5], которые не сводятся к ценностям личностным и социальным. Духовная жизнь ребенка, являющаяся сферой заботы воспитателя, состоит, по мнению В.В. Зеньковского, из следующих компонентов, представляющих органическое единство: умственной, религиозной, моральной, эстетической. Религиозная жизнь, в этой связи, выступает неотъемлемой частью духовного развития человека, а обретение человеком «спасительного, нравственно востребованного духовного опыта» является целью православного воспитания [4].

Обратимся к психологическим основам светской и православной трактовки категории «духовность», которые, на наш взгляд, также имеют ряд существенных отличий. Базисным понятием при выявлении сущности и структуры духовности в светской педагогике является концепт «потребность», с которым непосредственно связан потребносгно-мотивационный компонент духовности. Но потребности вообще рассматриваются в качестве движущей силы развития личности, в том числе ее духовной сферы. При этом под потребностями, как правило, понимаются «определенные состояния организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающие зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающие источником различных форм их активности», что обусловливает преимущественно гедонистическую установку личности.

Для понимания сущности категории духовности и духовной жизни человека в православной педагогике и психологии значимыми основополагающими факторами являются, по мнению ученых, понятия о страстях и о грехе. Тщательное рассмотрение генезиса борьбы со страстями позволяет максимально приблизиться к постижению духовного мира человека. Эта борьба, процесс очищения души от «страстных помыслов» составляет не-

обходимый элемент саморазвития человека. Таким образом, в отличие от светских педагогических представлений, в которых термин «духовность» и производные от него окрашены положительно, с точки зрения православной педагогики, в духовном мире имеется также и «темная сторона» [4]. Кроме того, превалирующие в современной педагогической науке концепции, основанные в большинстве своем на философии экзистенциализма, рассматривают личность, ее потребности как главную цель воспитания; именно личность, с этой точки зрения определяет существование окружающего мира. В православных же педагогических представления над лич-ностно ориентированными ценностями стоят ценности объективные.

Очевидным является и тот факт, что указанные различия в идейном понимании категории духовности в светской и православной педагогике обусловили ряд противоречий, возникших в сфере практической реализации образовательно-воспитательного процесса. Многие педагоги-практики рассматривают религиозное воспитание как необходимый компонент духовного воспитания, справедливо полагая, что без приобщения учащихся к основам православия невозможно приобщение к миру отечественных культурных ценностей и глубинное понимание произведений литературы и искусства. Между тем светский характер образования отрицает возможность религиозного воспитания в государственных образовательных учреждениях. Кроме того, процесс обучения в школе ориентирован на научное познание человека, вселенной, природной и социальной среды, в то время как религия является принципиально иной формой познания мира.

Безусловно, существуют и определенные возможности для непротиворечивого сосуществования охарактеризованных выше подходов в рамках государственных образовательных учреждений, детерминированные некоторыми общими интегративными моментами в теории светской и православной педагогики. Прежде всего, это признание свободы человека в самопознании и самосовершенствовании; положение о праве человека на свободный выбор между добром и злом; ориентация на нравственные ценности в целевых установках целостного образовательно-воспитательного процесса; признание особой важности овладения культурным наследием и интеллектуального развития личности для воспитания духовности; понимание творчества как одной из наиболее важных ценностей воспитания. Представляется, что именно на основе этих положений может быть корректно раскрыта сущность категории «духовность» и процесса духовного воспитания, определены и детально разработаны все компоненты данного процесса.

В данной связи следует отметить, что в рамках современных образовательно-воспитательных учреждений на территории Смоленской области разрабатываются и активно внедряются интегративные формы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которые совокупно отражают светские и православные подходы к проблеме формирования духовно-нравственных представлений у воспитанников.

Так, в соответствии с Договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области, Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви в качестве регионального компонента в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, образовательных специализированных (коррекционных) школах-интернатах введены следующие предметы и различные факультативные курсы [7]:

Таблица 1

Название предмета Количество школ, в которых изучается предмет Какие классы

Предмет «Азбука Смоленского края» 583 3-4

Предмет «История православной культуры земли Смоленской» 504 8

Факультативные курсы 190 1-11

Кроме того, для реализации качественного преподавания духовнонравственных предметов в Смоленской области разработаны и изданы следующие учебно-методические программы и материалы:

Таблица 2

Название программ, в том числе авторских Используемые учебники, учебные и методические пособия, рекомендации, образовательные материалы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

Программа курса «История православной культуры земли Смоленской». Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской. - Смоленск: Универсум, 2002, 2004.

Программа курса «Азбука Смоленского края». Болотова С.А., Довгий Т.П. Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края. В 3-х книгах. -Смоленск, 2000, 2004. Болотова С.А., Ковалева А.Б. Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края». - Смоленск, 2003.

Шорина Н.Н. Быт и нравы смолян. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. 2 выпуска. - Смоленск, Смя-дынь, 2000, 2001.

Новак Л.Ю. Православие в современной жизни. Агиенко Л.А. Единая и многообразная. -Смоленск, 1993.

Латышина Д.И. Живая Русь.

Бознякова Г.В. Святые места России.

Мищенко А.В. История религий мира.

Михаськина Т. А. Творчество и духовность.

Степкин П.В. Православная культура Смоленщины (региональный компонент программы «Основы православной культуры»).

Коровина Р.Н. Русская культура и словесность.

Продолжение табл. 2

Название программ, в том числе авторских Используемые учебники, учебные и методические пособия, рекомендации, образовательные материалы

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

Гребеньков В.А., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. - М.: Владос, 2001. Гребеньков В.А., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Примерная программа для общеобразовательных школ (концентрическая). - Смоленск, 2000.

«Основы православной культуры». Программа для детей дошкольного возраста. Бородина А.В. Основы православной культуры. - М.: Покров, 2003. Основы православной культуры / под ред. протоиерея В. Дорофеева. Программа для детей дошкольного возраста. - М.: Покров, 2002.

Бородина А.В. «История религиозной культуры». Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Мороз А.В., Береснева Т.А. Уроки добро-толюбия. - СПб.: Сатисъ, 2004. Христианство и религии мира. Авт. коллектив: священник Петр Иванов, священник Олег Давыденков и др. - М.: Про-Пресс, 2000.

Шевченко Л.Л. «Православная культура». Программа учебного курса. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. - М.: Интерпракс, 1994. Шевченко Л.Л. Православная культура. -М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2005.

Ежегодно, в рамках реализации Договора о сотрудничестве, районными органами управления образованием Смоленской области совместно с приходами Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви проводятся: рождественские чтения, Сретенские чтения, Авраамиевские чтения, «круглые столы» и семинары по проблемам возрождения православных традиций, выставки детского творчества по православной тематике, христианские праздники - Рождество, Пасха, Масленица. Ежегодно проводятся научно-практические студенческие конференции «Шаг в науку» по теме «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты».

Таким образом, «духовность» как определяющая педагогическая категория, содержит в себе многогранный образовательно-воспитательный потенциал, реализация которого представляет собой сложный последовательный ступенчатый процесс, требующий создания оптимальных методологических условий.

Список литературы:

1. Алчевская Х.Д. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания. - М., 1912. - 467 с.

2. Вахтеров В.П., Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы. - М.: Изд-во X. Д. Алчевской, 1896. - 48 с.

3. Белозерцев Е.П. Триединство отечественного образования как отражение историософии // Мир образования - образование в мире. - 2006.

- № 2. - С. 109-120.

4. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Свято-Владимирское братство, 1993. - 222 с.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч. в 10 т. Т. 1. -М., 1996. - С. 205-207.

6. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике. - М.: Владос, 2010. - 295 с.

7. Малютенко Л.Н. О создании единого нормативно-правового обеспечения развития региональной системы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи и социального оздоровления общества. - Смоленск, 2009. - 9 с.

8. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. / Отв. ред. О.А. Платонов.

- М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 480 с.

9. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. - М.: Правда, 1989. - 88 с.

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Прокопьева Н.В.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье автором рассмотрено понятие профессионального станов -ления будущего учителя физики, а также мониторинг, как средство диагностики и прогнозирования данного процесса. Представлено описание основных функций, принципов и этапов организации и проведения мониторинга.

Одной из актуальных проблем высшего профессионального педагогического образования является повышение качества профессионального становления в условиях реализации стандартов третьего поколения. Отличительной особенностью ФГОС ВПО в сравнении с ГОС предыдущих поколений является то, что базисным критерием оценки качества образования является не объем полученных знаний, а результаты обучения и воспитания в виде комплекса сформированных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Кругом наших интересов является профессиональное становление будущего учителя физики.

Под компетенцией мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности студента (знаний, умений, навыков, способов деятельно-

* Старший преподаватель кафедры Методики преподавания физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.