Научная статья на тему 'ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ТЕОЛОГИЧНОСТЬ ЭЛИТАРНОСТИ'

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ТЕОЛОГИЧНОСТЬ ЭЛИТАРНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕОЛОГИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЭЛИТНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВО / ИДЕАЛ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глазков Александр Петрович

В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотреть нерелигиозную сторону феномена духовной деятельности человека, не упуская в тоже время его открытость к дальнейшей возможной конкретизации, которую мы можем обозначить в перспективе как «теологию элитарности». Понятием «духовность» мы обозначаем внутренний мир человека. Внутренний духовный мир человека сложен и находится в постоянном движении. Это духовное движение обусловливается стремлением к совершенству. Все то, что входит в духовный мир человека и составляет его сложность, связано с этой нацеленностью на совершенствование. Составной частью духовного мира является идеалы. Идеалы - это представления о совершенном. Идеал сверхъестественен, сверхопытен и поэтому теологичен. Человек стремится к совершенству. Но для человека как духовного существа на первый план выходит не телесное совершенство и не совершенство социального статуса, а прежде всего духовное совершенство. Объективное измерение духовного совершенства представляет научную проблему. Духовное развитие, как путь к элитарности, включает в себя принципиально важный этап - обнаружение собственных личностных недостатков, имеющих, прежде всего, нравственный характер. Только после этого может быть начат процесс личного совершенствования, содержанием которого будет исправление своих несовершенств. В статье представлен один из вариантов понимания духовного совершенства, которое рассматривается под углом зрения теологичности. Понятием «теологичность» в данной статье фиксируется идеальный уровень духовной жизни. В концепт понятия «элита» - входит идея совершенства. Относящийся к духовной элите тот, кто достигает совершенства в духовном развитии. Теологичность таким образом, может послужить концептуальным маркером при определении пути к элитности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL DEVELOPMENT AND THEOLOGY OF ELITARITY

Within the framework of this article, an attempt is made to consider the non-religious side of the phenomenon of human spiritual activity, while at the same time not losing sight of its openness to further possible concretization, which we can denote in the future as the «theology of elitism». By the concept of «spirituality» we mean the inner world of a person, which is complex and in constant motion. This spiritual movement is driven by the pursuit of perfection. Everything that enters the spiritual world of a person and constitutes its complexity is associated with this focus on improvement. Ideals are an integral part of the spiritual world. The ideal is supernatural, super-experienced, and therefore theological. Man strives for perfection. But for a person as a spiritual being, it is not bodily perfection or the perfection of social status that comes to the fore, but primarily spiritual perfection. Objective measurement of spiritual perfection is a scientific problem. Spiritual development, as a path to elitism, includes a fundamentally important stage - the discovery of one's own personal imperfections. The article presents one of the options for understanding spiritual perfection, which is viewed from the point of view of theology. The concept of «theology» in this article fixes the ideal level of spiritual life. The concept of «elite» includes the idea of perfection. One who belongs to the spiritual elite who attains perfection in spiritual development. Thus, theology can serve as a conceptual marker in determining the path to elite.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ТЕОЛОГИЧНОСТЬ ЭЛИТАРНОСТИ»

SPIRITUAL DEVELOPMENT AND THEOLOGY OF ELITARITY_

Alexander P. Glazkov (a)

(a) Astrakhan State University. Astrakhan, Russia. Email: alpglazkov[at]yandex.ru

Abstract

Within the framework of this article, an attempt is made to consider the non-religious side of the phenomenon of human spiritual activity, while at the same time not losing sight of its openness to further possible concretization, which we can denote in the future as the «theology of elitism».

By the concept of «spirituality» we mean the inner world of a person, which is complex and in constant motion. Ths spiritual movement is driven by the pursuit of perfection. Everything that enters the spiritual world of a person and constitutes its complexity is associated with this focus on improvement. Ideals are an integral part of the spiritual world. Th ideal is supernatural, super -experienced, and therefore theological. Man strives for perfection. But for a person as a spiritual being, it is not bodily perfection or the perfection of social status that comes to the fore, but primarily spiritual perfection. Objective measurement of spiritual perfection is a scientific problem. Spiritual development, as a path to elitism, includes a fundamentally important stage - the discovery of one's own personal imperfections.

The article presents one of the options for understanding spiritual perfection, which is viewed from the point of view of theology. Ik concept of «theology» in this article fi x-es the ideal level of spiritual life. It concept of «elite» include s the idea of perfection. One who belongs to the spiritual elite who attains perfection in spiritual development. Thhs, theology can serve as a conceptual marker in determining the path to elite.

Keywords

spirituality; spiritual development; theology; consciousness; self-awareness; elite; perfection; ideal; personality

This work is licensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ТЕОЛОГИЧНОСТЬ ЭЛИТАРНОСТИ_

Глазков Александр Петрович (а)

(а) Астраханский государственный университет. Астрахань, Россия. Email: alpglazkov[at]yandex.ru

Аннотация

В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотреть нерелигиозную сторону феномена духовной деятельности человека, не упуская в тоже время его открытость к дальнейшей возможной конкретизации, которую мы можем обозначить в перспективе как «теологию элитарности».

Понятием «духовность» мы обозначаем внутренний мир человека. Внутренний духовный мир человека сложен и находится в постоянном движении. Это духовное движение обусловливается стремлением к совершенству. Все то, что входит в духовный мир человека и составляет его сложность, связано с этой нацеленностью на совершенствование. Составной частью духовного мира является идеалы. Идеалы - это представления о совершенном. Идеал сверхъестественен, сверхопытен и поэтому теологи-чен. Человек стремится к совершенству. Но для человека как духовного существа на первый план выходит не телесное совершенство и не совершенство социального статуса, а прежде всего духовное совершенство. Объективное измерение духовного совершенства представляет научную проблему. Духовное развитие, как путь к элитарности, включает в себя принципиально важный этап - обнаружение собственных личностных недостатков, имеющих, прежде всего, нравственный характер. Только после этого может быть начат процесс личного совершенствования, содержанием которого будет исправление своих несовершенств.

В статье представлен один из вариантов понимания духовного совершенства, которое рассматривается под углом зрения теологичности. Понятием «теологич-ность» в данной статье фиксируется идеальный уровень духовной жизни. В концепт понятия «элита» - входит идея совершенства. Относящийся к духовной элите тот, кто достигает совершенства в духовном развитии. Теологичность таким образом, может послужить концептуальным маркером при определении пути к элитности.

Ключевые слова

духовность; духовное развитие; теологичность; сознание; самосознание; элит-ность; совершенство; идеал; личность

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Духовное развитие признается важнейшей задачей человека. В то же время мы сталкиваемся с ситуацией, когда в научной литературе духовная сфера трактуется достаточно широко, в нее, как правило, включается разнообразная культурная и религиозная деятельность. Как пишут Н.И. и Д.Н. Мешковы: «Духовность необходимо рассматривать как внутренний стержень, высшую ценность, императив формирования духовно-нравственной культуры. Однако далеко не все ученые едины в понимании сущности духовности. Разнообразие их взглядов, убеждений основано на мировоззрении, определяемом методологической позицией» (Мешков & Мешков, 2019, стр. 70).

Необходимо, таким образом, конкретизировать понятие духовного с философской точки зрения, очертить границы смыслового понимания этого феномена, что в свою очередь позволит более четко установить практические моменты духовной работы и определить ее перспективные направления. Как пишет Е. Шагардинова: «Содержание понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание» на сего-дняшнийдень используются авторами во многих сферах образования, зачастую приравнивая их к религиозности. Это связано с тем, что феномены духовности в своем историческом развитии долгое время был неразделимы» (Шагарданова, 2014, стр. 147).

МЕТОДОЛОГИЯ_

Методологическим основанием данной работы является представление о духовности как об уровне самосознания личности. Данное положение в какой-то степени опирается на идеи Г.В.Ф. Гегеля, изложенные им в его известных работах «Феноменология духа» и «Философия духа».

В статье используется позиция И. Канта в вопросах понимания рассудка и разума в структуре процесса познания, особенно в той части, которая касается идеалов разума, которые у немецкого мыслителя имеют трансцендентальный характер. Согласно взглядам И. Канта, которые в данном случае имеют важное методологическое значение, «разум со своими идеалами имеет целью полное определение по априорным правилам; поэтому он мыслит предмет, который должен быть полностью определим по принципам, хотя для этого нет достаточных оснований в опыте, и, следовательно, само это понятие транс-цендентно» (Кант, 1994, стр. 347).

Также автор опирается на герменевтическую онто-феноменологию М. Хайдеггера, предполагающую учет онтологиче-

ВВЕДЕНИЕ

ского основания в рассмотрении феноменов человеческого бытия (феноменологии личности). В этом отношении приобретает особое значение категория предпонимания, которая укоренена в самом бытии человека и которая может быть уловлена «в усредненной и смутной понятности бытия» (Хайдеггера,1997, стр. 5).

Понятие интерсубъективности используется в том смысле, которое ему придавал Э. Гуссерль. Под интерсубъективностью понимается конституирование «объективной природы и объективного мира вообще, к которому принадлежат все Другие и я сам» (Гуссерль, 2010, стр. 138). В результате мы можем говорить об общности «которая конституирует один и тот же мир» (Гуссерль, 2010, стр. 138). «Благодаря этому образованию общности трансцендентальная интерсубъективность обретает свою специфически интерсубъективную сферу, в которой она интерсубъективно конституирует объективный мир; и, таким образом, в качестве трансцендентального Мы она есть субъективность для этого мира, а также для человеческого мира, в форме которого она сама себя объективно осуществила» (Гуссерль, 2010, стр. 138).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОЕ»_

Если исключить религиозный аспект понимания «духовное», который опирается на веру в Бога и используется в религиях и связанных с ними религиозных теологических системах для обозначения объективно существующего духовного мира, то этим словом именуется, прежде всего, все то, что относится к сознанию человека. Духовный процесс, таким образом, - это процесс осознания человеком себя и всех тех явлений, с которыми он сталкивается в своей жизни. Духовное развитие - это, если так можно выразиться, рост осознанности своей деятельности. Центральным моментом развития такого развития является самосознания личности, ее внутренний субъективный мир, который формируется в процессе самосознания, является духовным по своей природе. Как утверждает Гегель: «Дух есть [вначале] душа, [затем] сознание и сознание того, что он сознание [т. е. самосознание]» (Гегель, 2014, стр. 195).

Внутренний мир личности - это мир ее сознания, несущим элементом которого является самосознание. Развитость самосознания -составляет качество сознания вообще. Мир сознания формируется через познавательные способности человека. Через эти познавательные способности происходит выявление реальности и создание в итоге представления об этой реальности, которое мы обозначаем как картину мира и мировоззрение.

Самосознание в исходном своем значении - это осмысленное представление о самом себе. Эта природная способность человеческого сознания обращать внимание на себя самого, осмыслять собственное существование, выделяет человека из мира животных. Понятием «духовность» мы обозначаем сущностную возможность и способность человека формировать свой внутренний мир. Внутренний духовный мир человека имеет сложный состав и находится в постоянном движении. Это духовное движение характеризуется стремлением к совершенству. Все то, что входит в духовный мир человека и составляет его сложность, связано с этой нацеленностью на совершенствование. Это стремление к совершенству обусловливается исходным несовершенством самого человека. Стремление быть совершенным заложено в природе в целом. В конкретных природных условиях совершенствование - это закон выживания, который диктует направленность эволюции и развития видов животных. Так как в отличие от животных человек обладает самосознанием, то быть совершенным для человека - это, прежде всего, быть совершенным в духовном отношении. В процессе самосознания себя как личности, в качестве условия для духовного развития, должно быть выявлено то, что может быть названо несовершенством. Эти выявленные несовершенства могут относиться как личностным качествам - нравственным особенностям и наклонностям, которые имеют для него разрушительный характер, так и к уровню знания и понимания, которым обладает человек. В силу своего несовершенства он может иметь ошибочные представление о себе, о мире, поэтому первый этап духовного развития направлен на обнаружение в себе несовершенства. В этом заключается смысл самопознания, которое является составной частью процесса самосознания. Самопознание - это познание человеком, своей сущности, потому что познающий, познавая себя, познает и сущность человека. Как утверждает Гегель, дух есть сущность человека (Гегель, 2014, стр. 15). Таким образом, мы можем определить духовность как способность человека к процессу самопознания и самосознания. В целом же дух - это целостное единство всех человеческих способностей возможностей к самосознанию, пониманию сущности самого себя, а значит и человека в целом.

СОВЕРШЕНСТВО И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ_

Сущность человека определяется через его идеал. Обнаружение в себе несовершенства с необходимостью связано с поиском идеала человека. Этот идеал становится критерием самооценки и выявления

своих недостатков. Таким образом, духовное движение к совершенству требует в качестве обязательной стадии - обнаружение собственных несовершенств. Критерием успешности в этом процессе является понимание, кто ты есть на самом деле. Представление о себе как об уже совершенном существе, которое требует дальнейшей совершенствования - это мнение, с этой точки зрения, надо признать ошибочным. Первый шаг должен заключаться в признании собственного несовершенства и обнаружения своих недостатков. Речь идет в первую очередь о качествах личности. Качества личности или ее нрав - это то, что составляет нравственный уровень духовности. В этом смысле следует отличать нравственность от морали. Если под нравственностью понимать качества конкретной личности, то мораль - это правила нравственного поведения, принятые в обществе. Личность понимает свои нравственные качества субъективно, мораль же своей природе интерсубъективна. В этом смысле мораль для личности выступает как объективный критерий. В то же время интерсубъективный характер моральных оценок не может быть признан достаточным основанием для объективности критериев оценки человека по существу. Идеал как истина человека должен быть совершенным онтологически, а не конвенционально.

С точки зрения познавательной деятельности человека идеал -это представление о совершенном. Идеал формируется внутри сознательной разумной деятельности человека. Поиск идеала - это внутренняя духовная работа разума. В этом смысле - это работа философская. Философия представляет собой рациональный способ самосознания. Разум, осознавая свои идеалы, тем самым задает вектор совершенствования человека в понимании самого себя и окружающего мира. На основе своих идеалов разум рассуждает и выносит суждения по самым разнообразным проблемам и вопросам, с которыми он сталкивается в процессе своей жизнедеятельности. На основе своих идеалов он принимает решения и совершает поступки.

В процессе самосознания и поиска идеала возможно преодоление субъективизма и обретение объективного взгляда на самого себя. Совершенство - есть целостность, отсутствие какого-либо изъяна, «темного пятна», недостаточности, неполноты. Это может быть для разума приближенным к объективности рациональным критерием оценки идеальности своих идеалов. Истинный идеал дает и истинное понимание себя и своих качеств, и задает направление работы над самим собой по исправлению своих недостатков. Как замечает Гегель: «Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через

свое развитие» (Гегель, 2000, стр.16). Это открывает возможность для трезвой оценки своих качеств и состояния своего субъективного духа, и соответственно того, что встречается в процессе сознания и осознания внешнего мира, мира интерсубъективности.

Духовная сфера человека идеальна по своей природе, но ее необходимо еще правильно понимать. Идеалы истинны по своему существу, но они должны быть истинными и в понимании человеком. Через идеалы осуществляется настройка разума, как инструмента познания, формируется расположенность сознания в целом. То, с чем имеет дело человек в своей жизни, с чем он сталкивается, осознается через эти идеалы.

Идеалы по определению сверхопытны, так как они формулируются на основе рациональной теоретической деятельности. Целостность через только чувственное познание не достижима. В ощущениях нет равенства с самим собой, а в разуме, то есть, в его трансцендентальном идеале, выраженном через словесность она достижима. Поэтому идеализм духа имеет высшее значение для человека. Опыт может лишь подтвердить истинность принятого идеала или опровергнуть ее.

Сверхопытный характер идеальности предполагает веру в установленный разумом идеал. Сверхопытность, которую можно интерпретировать как сверхъестественность идеала, требует принятия его на веру даже после его обоснования через рациональное рассуждение. Вера выражает интуитивное предпонимание идеала.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ, ТЕОЛОГИЧНОСТЬ И ЭЛИТА

Так как идеал сверхъестественен, сверхопытен, то он теологичен в метафизическом смысле этого слова. Теологичность - это допущение в качестве значимого элемента познавательной деятельности чего-то сверх опытно постигаемой реальности. Через теологичность формируется предрасположение разума, рождающее соответствующую философию. Идеальная сфера разума теологична и требует включения в духовный процесс веры как познавательной способности. По своему смыслу теология - это учение о Боге. Бог по определению - это само совершенство. Конфессиональная теология опирается на знание, которое дает принятое каждой конкретной конфессией соответствующее ее религиозной вере Священное Писание. Понятием «теологичность», на наш взгляд, можно фиксировать естественно выявляемое совершенство, которое соответствует божественности в религиозном понимании. В этом смысле теологичность может использоваться как изме-

рение определенных качеств, как человека, так и человеческого социума в целом.

Человеческий социум состоит из личностей, каждая из которых обладает своим самосознанием и достигнутым уровнем своего духовного развития и, соответственно, нравственными качествами. Помимо нравственных качеств, которым располагает человек, которые связаны с состоянием его духа, существует, как уже отмечалось, и достигнутый уровень знания в целом. В этом смысле использование понятия духовного бытия можно вводить в контекст взаимоотношения человека и общества. Как пишет Я.С. Сунцова: «Духовное бытие - высший способ личного существования, связанный сосвобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие - это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях (Сунцова, 2009, стр. 41).

В социальном аспекте духовного развития особое значение приобретает та роль, которую выполняет элита. Элита по определению -это то, что относится к совершенному, лучшему. Как замечает П.Л. Карабущенко: «В идеале, элита - это группа лучших личностей, которая должна самым наилучшим образом улучшить мир, исправив его недостатки за счет усиления его достоинств (Карабущенко, 2016, стр. 49). Лучшими в общественном значении этого слова являются те, кто целенаправленно и осознанно совершенствует самих себя, то есть успешно реализуют свое духовное и, соответственно, нравственное развитие. Элитой, таким образом, могут быть названы те личности, которые вступили на путь своего духовного развития, опираясь на сверхопытную целостность как идеал. В этом смысле представляется релевантным употребление термина «теология элитарности». Этим термином может фиксироваться общественный характер духовного развития личности.

В истории философии существует феномен патристики - «философии святых». В рамках патристики философия создавалась личностями, которые вступили на путь нравственного совершенствования через аскетику. Парадоксальность «теологической элитарности» заключается в том, что сами эти личности вряд ли бы считали себя элитой после обнаружения своих несовершенств и недостатков, с которыми они боролись всю свою жизнь до самой своей смерти. Но здесь важно другое. Обнаружение своих недостатков открывает возможность для их исправления, и этот путь к совершенству может быть обозначен как соответствующий формированию элитности. Пример

их жизни, участие их в духовной жизни общества являлся своего рода

камертоном, который настраивал интерсубъективный духовный мир социума в целом.

Список литературы

Гегель, Г. В. Ф. (2000). Феноменология духа. Москва: «Наука».

Гегель, Г. В. Ф. (2014). Лекции по философии духа. Берлин 1827/1829. В записи Иоганна Эдуарда Эрдмана и Фердинанда Вальтера. Москва: «Дело».

Гуссерль, Э. (2010) Картезианские медитации. Москва: «Академический Проект».

Кант, И. (1994). Критика чистого разума. Москва: «Мысль».

Карабущенко, П. Л. (2016). Элита как ценность: Смысл избранности. Ценности и смыслы, (1), 48-62.

Мешков, Н. И., & Мешков, Д. Н. (2019). Духовность в научном и религиозном понимании. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 19(1), 69-79.

Сунцова, Я. С. (2009). Понятие духовности в философии и психологии. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», (2), 39-60.

Хайдеггер, М. (1997). Бытие и время. Москва: «Ad Marginem Press».

Шагардинова, Е. (2014). Генезис феномена духовности в педагогическом и психологическом аспектах воспитания личности. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(26), 147-153.

References

Heidegger, M. (1997). Being and Time. Moscow: "Ad Marginem Press". (In Russian).

Hegel, G.W.F. (2000). Phenomenology of Spirit. Moscow: "Science". (In Russian).

Hegel, G.W.F. (2014). Lectures on the philosophy of spirit. Berlin 1827/1829. Recorded by Johann Eduard Erdmann and Ferdinand Walter. Moscow: "Delo". (In Russian).

Husserl, E. (2010) Cartesian Meditations. Moscow: "Academic Project". (In Russian)

Kant, I. (1994). Critique of Pure Reason. Moscow: "Thought". (In Russian).

Karabuschenko, P. L. (2016). Elite as a value: the meaning of being chosen. Values and Meanings, (1), 48-62. (In Russian).

Meshkov, N. I., & Meshkov, D. N. (2019). Spirituality in scientific and religious understanding. Humanities: actual problems of the humanities and education, 19(1), 69-79. (In Russian).

Shamardanova, E. (2014). Genesis of the phenomenon of spirituality in the pedagogical and psychological aspects of personality education. Scientific statements. Ser. Humanities, 24(26), 147-153.

Suntsova, Ya. S. (2009). The concept of spirituality in philosophy and psychology. Bulletin of the Udmurt University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, (2), 39-60. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.