Научная статья на тему 'Духовное и нравственное воспитание будущих рабочих в системе начального профессионального образования'

Духовное и нравственное воспитание будущих рабочих в системе начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИ9 ЛИЩЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО9 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Владимир Викторович

В статье рассмотрены научные положения отечественных ученых о состоянии духовного и нравственного воспитания учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей будущих рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное и нравственное воспитание будущих рабочих в системе начального профессионального образования»

Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ РАБОЧИХ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены научные положения отечественных ученых о состоянии духовного и нравственного воспитания учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей - будущих рабочих.

Ключевые слова: духовное воспитание, нравственное воспитание, профессиональное училище, профессиональный лицей, методика профессионального воспитания, профессиональнопедагогическая деятельность.

Среди известных педагогической науке видов воспитания будущих рабочих особую роль играют духовное и нравственное. Дело в том, что в условиях рыночной экономики работодатели ждут выпускников профессиональных училищ, лицеев прежде всего добросовестных, имеющих высокий уровень ответственности за свою работу, следующих указаниям профессиональной совести.

Выработать у учащихся системы начального профессионального образования духовный стержень, позитивное отношение к рабочей профессии возможно лишь в условиях организации духовного и нравственного воспитания будущих рабочих и специалистов.

Теоретическое и производственное обучение, организация производственной практики учащихся выступает средством целенаправленного воспитания духовных и нравственных ценностей, которые во многом определяют духовные и нравственные нормы, существующие в современных корпорациях.

Профессиональная подготовка учащихся профессиональных училищ и лицеев, хотя и направлена сегодня в большей мере на формирование профессиональных компетенций, умений, навыков, должна все-таки опираться на духовные и нравственные нормы, существующие в профессиональных училищах и лицеях.

Как справедливо отмечает А.М. Новиков: «С российским образованием сложилась весьма опасная ситуация, угрожающая национальной безопасности страны. Причина заключается в том, что государственный аппарат России пытается скопировать западные модели, в том числе и в сфере образования» [6].

Начальное профессиональное образование, на наш взгляд, становится товаром и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а про-

фессиональное воспитание и самовоспитание, нравственное развитие человеческой личности будущего рабочего зачастую считается делом, весьма отдаленно относящимся к профессиональному училищу, лицею. При этом молчаливо предполагается, что воспитание, особенно духовное, исключительно принадлежит семье.

Однако может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думается, что нет. Тем более, что речь идет о профессиональном воспитании, в основе которого лежит уровень общей культуры будущего рабочего.

Современная семья, которая поставляет абитуриентов для профессионального училища или лицея, зачастую является неполной и неблагополучной. Отсюда очень часто у учащихся возникают сложности с овладением рабочей профессией. Они проявляют отрицательное отношение к учебной деятельности, будущей профессии. Поведение молодых людей, воспитанных в таких семьях, носит во многом асоциальный характер.

Пьянство, наркомания, курение, преступный характер поведения подростков из неблагополучных семей - это показатель низкого духовного и нравственного уровня развития молодых людей, которые приобретают рабочую профессию, овладевают профессиональным мастерством, профессиональными компетенциями.

Философ, патриот России И.А. Ильин писал: «... образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке волка» [1].

Основной средой, в которой закладываются основы мировоззрения будущих рабочих

предприятий, фирм, корпораций, является начальная профессиональная школа. Именно благодаря профессиональному училищу, лицею молодой человек может научиться преодолевать соблазны эпохи постмодернизма, получить в противовес поп-культуре, с которой он соприкасается посредством телевидения, рекламы и журналов, нравственный стержень, на основе которого может сформироваться его мировоззрение. Поэтому очень важно, чтобы в профессиональных училищах и лицеях фундаментом профессиональной подготовки стало духовное и нравственное просвещение, в том числе и за счет преподавания основ православной культуры, использования опыта православного воспитания в России.

Духовное воспитание будущих рабочих -токарей, слесарей, швей, закройщиков, столяров, поваров и т. п. - это проявление человечности, доброты, искренности, теплоты, открытости всех работников профессионального училища, начиная от директора и заканчивая техничкой, сторожем. Духовность человека основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря ее равнозначна потере человечности. Дело в том, что длительный кризис духовности у отдельной личности ведет к ее деградации. Духовность несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды.

Профессиональное училище совместно с семьей, общественными организациями должно заботиться о выращивании духовного потенциала каждого конкретного обучаемого, приобретению и достижению духовной культуры.

Производство и распространение духовных ценностей, удовлетворение духовных потребностей, моральные нормы и традиции, идеи, чувства - это основание для формирования нравственных представлений человека, выработки им правил и норм профессионального поведения и культуры (Ю.В. Колесников).

По мнению президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова, православные ценности являются основой воспитания. Сегодня без взаимодействия с Церковью российское образование в полной мере не может успешно решить задачи духовного обновления нации.

Воспитание совестливого, ответственного, добросовестного и в то же время компетентного рабочего - задача профессионального учили-

ща или лицея. Без ее успешного решения очень сложно учесть потребности и запросы работодателей, руководителей бизнеса в порядочных и духовно развитых выпускниках профессиональных образовательных учреждений.

Создание в России теории и практики духовного становления подрастающего поколения требует усиления внимания семье, создания для нее необходимых условий формирования православных ценностей и традиций.

Действительно, духовное и нравственное развитие рабочего - это показатель сформиро-ванности на предприятии, фирме, корпорации духовных и нравственных ценностей, удовлетворения духовных потребностей.

Опыт показывает, что духовное воспитание и удовлетворение духовных потребностей у человека связано с работой над собой, систематическим профессиональным самовоспитанием и самообразованием. Без этого практически невозможно управлять духовными и нравственными достижениями, воспитанием и перевоспитанием человека.

Самовоспитание - основа перевоспитания человека. Оно должно основываться на духовных ценностях и потребностях личности. Компетентного работника без воспитания его духовного стержня воспитать в начальной профессиональной школе практически невозможно.

Нравственное воспитание будущих рабочих в системе начального профессионально образования опирается на духовное и во многом зависит от уровня развития личности будущего рабочего.

Нравственность человека и его духовность воспитываются «с пеленок». Это добровольное, самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Сущность нравственности является предметом этики.

Этика (от греч. е^ка - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали [9]. Она учит человека оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Формирование последних и есть цель нравственного воспитания в начальной профессиональной школе, так как этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности, по мнению философов, нужно искать как во всех

ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания.

В самостоятельной профессиональной деятельности рабочему приходится постоянно сталкиваться с производственными и жизненными ситуациями, когда нужно лукавить, спешить, обманывать, выполнять порученное дело, задание с ленцой, не всегда добросовестно. Работнику у которого выработано нравственное чувство и сознание, напротив, доступно понимание ценности. Он, как верно подчеркивают философы, выступает в роли мудреца, имеющего тонкий вкус, нежный орган для восприятия ценности рабочей профессии. Воспитанный и профессионально культурный рабочий не сможет нарушить выработанные в трудовом коллективе моральные нормы. Недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого работника функцией его воли, так как воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. Именно эти этические ценности, значения которых раскрываются благодаря профессиональному воспитанию, и надо выращивать в рабочем человеке.

Как отмечают философы, этические чувства сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т. д.), на вершине которой располагается высшая ценность. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию работника на себя и требует от человека своего осуществления. Поскольку то, что было всегда высоконравственным, а сегодня может считаться безнравственным говорит о том, что нравственным сознанием обучаемого надо управлять и воспитывать в нем сегодня прежде всего такие ценности, которые лежат в основе его профессиональной компетентности и способствуют профессиональному росту и карьере.

Научный подход к профессиональному воспитанию учащихся профессионального училища или лицея позволяет вырастить у будущего рабочего такие ценности, которые во многом определяют, с одной стороны, уровень его профессиональной компетентности, а с другой - позволяют ему более точно сформировать у себя представление о рабочем-профессионале нового

типа, который в полной мере будет соответствовать требованиям работодателя и позволять ему успешно конкурировать на рынке труда.

Группа таких ценностей, объединенных в этой основной сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности и подчинять этому требованию повседневную работу. В этом случае выпускник профессионального лицея, училища, например, такие ценности, как честность, ответственность не только признает как добродетель, но и последовательно поступает в соответствии с этой нравственной ценностью.

Выбор между многими ценностями в тех или иных производственных ситуациях требует от нравственного рабочего, чтобы он осуществил ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (например, ответственность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность для конкретного работника приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может свободно выбирать.

Профессиональная этика рабочего, в свою очередь, основывается только на тех ценностях, которые позволяют работнику выполнять порученные задания высоконравственно, не нарушая трудовой морали. Однако при этом важно понять, что профессиональная этика не может основываться только на позитивных заповедях религиозного характера, а целиком и полностью определяется спецификой и архитектоникой производства, профессиональной деятельности, стратегией развития компании или корпорации.

Ценность - то, что с точки зрения философов, является стоящим над всем к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер), она является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объединяет существование разнообразных оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще никакой.

Для воспитательного процесса, который организуется в профессиональном училище или лицее руководителями и методистами, классными руководителями, мастерами производственного обучения, очень важно, чтобы духовное и

нравственное воспитание выделялись как базовые. Причем важно, чтобы построение воспитательной работы в начальной профессиональной школе базировалось на этих видах воспитания. Профессиональное, экономическое, эстетическое, правовое, физическое, патриотическое виды воспитания - это производные от содержания как духовного, так и нравственного видов воспитания [7].

На наш взгляд, использование термина «духовно-нравственное воспитание» ошибочно, так как это разные по природе педагогические категории, имеющие как общее, так и существенные различия.

И.А. Ильин писал: «Моя философия - простая, такая доступная каждому. Рождена главным органом Православного Христианства -Созерцающим Сердцем, но не подчеркивающая на каждом шагу своей школы. Евангельская совесть - ее источник» [1].

Действительно, профессиональная совесть -это ведущая педагогическая категория в теории и методике профессионального образования. На наш взгляд, «профессиональная совесть - это то, что не позволяет работнику наносить урон предприятию, фирме, компании в виде брака, поломки и т. п. Она позволяет обличать собственные промахи в профессиональной деятельности, лукавство, воровство, безответственность, хвастовство, обман и т. д.».

Видимо то, что эту важнейшую категорию не включили в педагогические словари и энциклопедии, говорит о том, что профессиональное воспитание находится сегодня в кризисе. Его следствием является то, что у большинства выпускников системы начального профессионального образования профессиональная совесть отсутствует. О ней работник предприятия, фирмы, компании просто не задумывается. В этом случае совесть рабочего становится нечувствительной. Отсюда и появившиеся в рекламе работодателей - бизнесменов-предпринимателей - требования наличия у принимаемого на работу профессиональной честности и совести, ответственности и порядочности.

Аналогично можно сказать о необходимости воспитания таких личностных качеств у будущего рабочего, которые имеют прямое отношение к уровню сформированности у него профессиональной компетентности. К таким профессионально важным качествам следует отне-

сти: профессиональную верность, долг, мужество, совесть, стыд, честь. Только в этом случае можно ликвидировать в корпорациях, компаниях беспечность, бессовестность, глухоту, лесть, ложь, обман, оскорбления, сребролюбие работников. Профессиональная совесть - это стержень устойчивости работника, основа его профессиональной компетентности и мастерства. Каждое из этих понятий архиважно для духовного самосовершенствования работника, его личностного и профессионального развития.

Сердце, по мнению К.Д. Ушинского, играет особую роль в жизни обучаемого. Это сосредоточие духовных чувств. Оно очень тонко реагирует на воздействие педагога, играет особую роль в профессиональном становлении, а профессиональная совесть - это профессионально важное личностное качество работника. Сердце - это инструмент, с помощью которого профессиональная совесть должна фиксироваться и измеряться.

Ощущаемый в России духовный кризис и резкое падение духовной культуры населения -это, на наш взгляд, следствие недостатков в воспитательной работе, отражение снижения требований к общей культуре человека. Это, в какой-то мере, подмена целей педагогической науки, уход от сложных проблем, в основании которых легко увидеть духовное начало, потерю нравственных опор у субъекта воспитательного процесса.

Видимо прикладная философия, которая должна методологически подкреплять любые изменения в педагогической науке, нуждается в скорейшем обновлении категориального аппарата, выступить в качестве основы преобразований, особенно в теории воспитания.

Наличие в профессиональных училищах, лицеях большого количества подростков, имеющих асоциальное поведение, связано с низким уровнем конкурентоспособности выпускников, снижения у них количества конкурентных преимуществ, играющих особую роль при трудоустройстве, поиске места работы на рынке труда.

Как показывают исследования ученых, нравственное сознание обучаемых в начальной профессиональной школе во многом зависит от уровня его духовного развития и в меньшей мере от традиционной организации воспитательной, внеучебной работы.

А.С. Макаренко, описывая методику организации воспитательного процесса, справедли-

во говорит «рабочим» языком, имеющим основания в понимании детьми человеческой совести. Успешное разрешение многих сложных педагогических ситуаций в детской колонии в 20-е годы XX века - это те педагогические находки, которые используют сегодня в своей работе прежде всего зарубежные педагоги. Последние нашли в теории А.С. Макаренко основания, которые позволяют правильно организовать воспитательную работу в современных условиях [4].

Таким образом, А.С. Макаренко и К.Д. Ушин-ский - это ученые, которые достаточно веско и с большой долей вероятности говорили о силе духовности воспитателя, влиянии его личности на воспитанника. Отсутствие духовности хотя бы у одного педагога профессионального училища или лицея - это сигнал к тому, что профессиональное учебное заведение неконкурентоспособно, оно не может успешно решать воспитательные задачи, формировать у своих воспитанников духовность и нравственность. Только при таком требовании к профессионально-педагогическим работникам можно говорить о действенности имеющихся в училище или лицее концепций и программ воспитательной работы с будущими рабочими.

Авторы современных концепций организации воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях во многом находятся в плену прежних представлений о воспитании, базирующихся на атеистических представлениях о личности обучаемого и педагога.

В XXI веке целесообразно учесть наследие русских старцев о духовности, которое опирается на теорию веры и нравственности как этической нормы, базирующейся на сформированных (прежде всего в семье) духовных потребностях и обязательном их удовлетворении, в том числе с помощью церкви и ее работников - священнослужителей. Только в этом случае классные руководители, мастера производственного обучения, работающие в профессиональном училище, будут осознавать себя прежде всего в роли духовных наставников, а потом уже в качестве профессионально-педагогических работников.

Надежда на то, что наличие в профессиональной школе психологов, социальных работников и даже психологической службы поможет повысить эффективность воспитательной работы очень мала. Суть воспитательной работы, на наш взгляд, заключается в ежеднев-

ной, утомительной воспитательной деятельности каждого педагога, показывающего пример, образец работы над собой в виде соблюдения духовных норм и правил, систематического нравственного очищения и духовного самосовершенствования. Сделать это быстро очень трудно. Многое зависит от руководителей учебного заведения, уровня их духовности и нравственности, наличия профессиональной совести и этики. Только в этом случае будут возможны позитивные подвижки в организации воспитательной работы будущих рабочих. Сложности в выборе ее целей связаны с отсутствием как четкой национальной идеи в обществе, так и с отсутствием глубоких, фундаментальных, методологических исследований философов, психологов, социологов, культурологов в области теории воспитания личности, а также исследований ученых - философов, пе-дагогов-практиков, которые должны представить более тонкую научную доктрину о соотношении образования и воспитания, о приоритетности воспитания, необходимости формирования тех личностных характеристик у учащихся профессиональных училищ, которые являются фундаментом профессиональной компетентности и мобильности будущих рабочих.

Вырастить таких рабочих без профессионального педагога-воспитателя невозможно. Именно воспитатель должен быть подготовлен для «питания» духовной пищей растущего организма. Если растущий человек будет своевременно «подкормлен» духом, то он сможет свободно дышать этим нравственным воздухом, работать над собой, сам выращивать в себе совестливого и порядочного человека. Воспитание (а тем более духовное и нравственное) лежит в основе профессионального самообразования, которое позволяет будущему рабочему сформировать у себя необходимые профессионально важные качества, профессиональную компетентность, мастерство и конкурентоспособность.

Воспитание должно облагораживать нравы, противодействовать растлению человеческой природы, отсекать дурные привычки и склонности, смягчать суровость, укрощать страсти, пробуждать и раскрывать силы духа, подготовить к жизни и скудной, и изобильной, и в счастии, и в обстоятельствах неблагоприятных.

Духовное и нравственное воспитание базируется на социально и профессионально значи-

мых элементах духовной и нравственных куль- базисом становления человека, а нравственная

тур (ДНК - выражение М. Захаренко). Видимо, культура через профессиональное поведение

(как в генетике) духовная культура выступает свидетельствует о духовности работника.

22.12.2011

Список литературы:

1. Ильин, И.А. Путь к очевидности. -М., 1993. - С. 309.

2. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 309.

3. Кузнецов, В.В. Профессиональная компетентность рабочего и его духовно-нравственное развитие // Психология профессионально-образовательного пространства человека. - Екатеринбург, 2008. - С. 226-227.

4. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1951.

5. Маслов, Н.В. Основы русской педагогики. - М.: Самщит-издат., 2007. - С. 448-458.

6. Новиков, А.Н. Национальная безопасность страны и эффективность профессионального образования // Профессиональное образование. - 2004. - №1. - С. 6-7.

7. Сборник пленарных докладов 15 международных рождественских образовательных чтений. -М., 2007. - С. 54-57.

8. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. - М., 2002.

9. Толковый педагогический словарь / Под ред. Н.В. Маслова. - М.: Самщит-издат., 2006. - С. 639-641.

10. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. /Под ред. С.Я.Батыщева. - М.: АПО, 1998. - Т.1. - С. 293-294.

Сведения об авторе:

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372584, e-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

UDC 130:122:377 Kuznetsov V.V.

Orenburg state university E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

EMOTIONAL AND MORAL EDUCATION OF FUTURE WORKERS IN THE SYSTEM OF PRIMARY AND HIGH EDUCATION

The article deals with our modern scientists principles of future workers emotional and moral education condition in vocational schools, lyceums and colleges.

Key words: Emotional education, moral education, vocational school, vocational lyceum, methodology of professional education, professional and educational activity.

Bibliography:

1. Ilyin, I.A. Way to evidence. - М., 1993. - P. 309.

2. The short philosophical encyclopedia. - М., 1994. - P. 309.

3. Smiths of Century of Century Professional competence of the worker and its spiritually-moral development // Psychology of is professional-educational space of the person. - Ekaterinburg, 2008. - P. 226-227.

4. Makarenko, A.S. Technique of the organization of educational process. - M., 1951.

5. Maslov, N.V. Bas of Russian pedagogics. - М.: Samshchit-izdat., 2007. - P. 448-458.

6. Novikov, A.N. National safety of the country and efficiency of vocational training // Vocational training. - 2004. - №1. -P. 6-7.

7. The collection of plenary reports of 15 international Christmas educational readings. - M., 2007. - P. 54-57.

8. Smirnov I.P., Tkachenko E.V. Modern pupil НПО. The All-Russia sociological research. - М., 2002.

9. The sensible pedagogical dictionary / Under the editorship of N.V. Maslov. - М.: Samshchit-izdat., 2006. - P. 639-641.

10. The vocational training encyclopedia. In 3 t. / under the editorship of S.J. Batyshcheva. - М.: АПО. 1998. - Т.1. - P. 293-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.