Научная статья на тему 'Духовно-нравственный и дидактический аспекты дисциплинарного искусствоведческого курса «Рецензентский практикум»'

Духовно-нравственный и дидактический аспекты дисциплинарного искусствоведческого курса «Рецензентский практикум» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗЕНТСКИЙ ПРАКТИКУМ / РЕЦЕНЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / ИСКУССТВО / REVIEW PRACTICAL WORK / REVIEW / ARTISTIC CRITICISM / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискун Наталья Дмитриевна

В статье рассматривается специфика преподавания дисциплинарного курса «Рецензентский практикум» для специальности «Компаративное искусствоведение» в духовно-нравственном и дидактическом контекстах. Также использование этого материала правомерно для организации процесса преподавания «Рецензентского практикума» для традиционной специальности «Искусствоведение» и предмета «Художественная критика» по специальности «Журналистика». Определяются и обосновываются составляющие творческого процесса рецензирования. Освещаются актуальные вопросы терминологии курса и собственно методики рецензирования. Материал предназначен для искусствоведов и художественных критиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL-MORAL AND DIDACTIC ASPECTS OF DISCIPLINARY «REVIEW PRACTICAL WORK» FINE ARTS COURSE

The article is devoted to the peculiarities of the teaching methods of disciplinary «Review Practical Work» course for the «Comparative Art History» specialty in spiritual-moral and didactic aspects. The usage of these materials is also lawful for the teaching of «Review Practical Work» course for the traditional specialty of «Art History» and for the subject of «Artistic Criticism» of the «Journalism» specialty. The article also determines and gives proof of the creative reviewing process components. The course terminology actual issues as well as reviewing methods themselves are also disclosed in the article. The content of the article will be of much interest for art historians and art critics.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный и дидактический аспекты дисциплинарного искусствоведческого курса «Рецензентский практикум»»

Н. Д. Пискун

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ и дидактическии аспекты ДИСЦИПЛИНАРНОГО ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО КУРСА «РЕЦЕНЗЕНТСКИЙ ПРАКТИКУМ»

В статье рассматривается специфика преподавания дисциплинарного курса «Рецензентский практикум» для специальности «Компаративное искусствоведение» в духовно-нравственном и дидактическом контекстах. Также использование этого материала правомерно для организации процесса преподавания «Рецензентского практикума» для традиционной специальности «Искусствоведение» и предмета «Художественная критика» по специальности «Журналистика».

Определяются и обосновываются составляющие творческого процесса рецензирования. Освещаются актуальные вопросы терминологии курса и собственно методики рецензирования. Материал предназначен для искусствоведов и художественных критиков.

Ключевые слова: рецензентский практикум, рецензия, художественная критика, искусство.

The article is devoted to the peculiarities of the teaching methods of disciplinary «Review Practical Work» course for the «Comparative Art History» specialty in spiritual-moral and didactic aspects. The usage of these materials is also law ful^ for the teaching of «Review Practical Work» course ^ for the traditional specialty of «Art History» and for the subject of «Artistic Criticism» of the «Journalism» specialty.

The article also determines and gives proof of the creative reviewing process components. The course terminology actual issues as well as reviewing methods themselves are also disclosed in the article. The content of the article will be of much interest for art historians and art critics.

Key words: review practical work, review, artistic criticism, art.

Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

(Флп. 4:8)

приятия произведений и явлений современного искусства.

Трансформация образов, идей и средств их воплощения в современном процессе художественного творчества обусловлена временем и закономерна. Очевидными стали, по мнению профессора А. И. Осипова, такие проявления духовно-нравственного кризиса техногенной цивилизации, как либертаризм, гедонизм и консьюмеризм [2, с. 236]. Требование безграничной свободы, разрушающей нормы и устои цивилизованного общества, наслаждения как единственного жизненного ориентира, а также исключительно материально-потребительские интересы - все это формирует у современного человека специфическое мировосприятие, модель поведения и способы самовыражения. «Жизнь, в которую погружен человек постиндустриального общества, представляет собой огромный “гипермаркет”, в котором продается все (товары, услуги, ощущения,

73

В ряду специальных искусствоведческих курсов особое место занимает «Рецензентский практикум», предметом изучения которого являются история, теория и практика рецензирования. Стоящая, как правило, у истоков любого искусствоведческого суждения, художественная критика, имеет давнюю историю, свои периоды становления и трансформации. На протяжении столетий она качественным образом влияла как на эволюцию культуры общества, так и на формирование его художественного вкуса. Анализируя эстетическую ценность произведения искусства, критики призваны оказывать поддержку талантливым художникам или негативно оценивать явления, не соотносящиеся с идеалами и ценностями, принятыми в обществе. Таким образом, изначально выполняющая аналитическую и оценочную функции, художественная рецензия и сегодня служит своеобразным вектором направленности как для собственно творческого процесса, так и для вос-

таланты), и гигантское театрализованное шоу, напичканное разнообразными спецэффектами» [2, с. 239]. Являясь потребителем всех ныне созданных «благ», духовно бессильный человек оказывается вовлеченным в безостановочную повседневную суету. Он буквально тонет в море конъюнктурно-рекламной информации и, как результат, теряет способность критически оценивать происходящее, испытывает разочарование в жизни, теряет ее смысл, что в конечном итоге может привести к серьезным нервно-психическим расстройствам и даже к самоубийству. Искусство, отражающее бытие человека, в полной мере ретранслирует и актуализирует проблему отсутствия духовности настоящего времени.

Не ставя перед собой задачу критического осмысления и обобщения состояния современного искусства, отметим, что проблема оценки его произведений сегодня -задача сложная и ответственная. И в первую очередь эта ответственность ложится на плечи преподавателя курса «Рецензентский практикум», так как именно им задаются основополагающие духовные ориентиры и ценности, которые должны быть положены в основу восприятия и интерпретации произведения искусства будущими искусствоведами. Вопрос морального права преподавания такого предмета носит первостепенный характер. В условиях, когда студенты в больших количествах потребляют «интернетовский» интеллектуальный «фаст-фуд», когда они не в состоянии отличить мифологический сюжет от исторического события, а языческое и христианское тесно переплетается в их мировосприятии, - особенно важна воспитательная роль педагога, способного упорядочить разрозненные знания. От того, какова будет оценка произведений искусства завтра, зависят пути его развития в будущем. Принятие за основу этого тезиса для преподавателя «Рецензентского практикума» является базовым в контексте выстраивания логи-

ки и структуры курса. Именно преподавателю предстоит осуществить профессиональный отбор произведений и явлений искусства, которые станут объектом пристального внимания для составляющих на них рецензии студентов. Личность преподавателя данной дисциплины также является знаковой, так как, ретранслируя определенную систему духовных ценностей, он сам должен постоянно демонстрировать уровень своего духовного роста.

С дидактической точки зрения, прояснение содержательной стороны терминологического аппарата заявленного предмета является необходимым условием адекватного восприятия студентами основных положений учебной дисциплины. В этом отношении официально принятым и, на наш взгляд, наиболее удачным является определение рецензии как произведения, содержащего анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания [3, с. 104]. Четкое понимание задач, решаемых в процессе проведения искусствоведческого анализа, и освоение механизма убедительной оценочной аргументации являются залогом дальнейшей успешной практической деятельности.

Определим основные профессиональные качества специалиста, которые в совокупности дают моральное и профессиональное право заниматься процессом рецензирования. По нашему мнению, ими являются:

1. наличие у рецензента системы четких ценностных ориентиров;

2. достаточный объем специальных исторических и теоретических знаний;

3. способность к чувственному восприятию произведений искусства;

4. наличие навыков критического мышления;

5. определенный опыт деятельности в этой области.

Все 5 составляющих подвижны и способны к трансформации во времени, соотносящейся с духовным ростом личности рецен-

74

зента, с повышением качественного и количественного уровня как восприятия, так и оценки произведений и явлений искусства.

Сделаем особый акцент на необходимости проведения предваряющего процесс обучения тестирования студентов на предмет определения значимых для них общечеловеческих ценностей. Анализ этого материала позволит в последующем педагогу корректировать их установки. Нами было зафиксировано, что на протяжении последних трех лет студенты ни разу не указали такие ценности, как Бог, вера, Родина, человек и человеческая жизнь как таковая. Само по себе это явление весьма красноречиво, ибо неясным становится вопрос о соотнесении рецензируемых произведений с изначально отсутствующим у рецензентов «внутренним стержнем», т. е. это именно тот случай, когда последние не имеют права давать чему-либо какую-либо оценку. При этом в ходе диалога, как правило, выявляется, что все заявленные выше ценности являются для обучающихся знаковыми, но не актуализируемыми в повседневной жизни. С прояснения этого момента начинается тесное сотрудничество педагога и студентов, состоящее в определении и корректировке их духовных и моральнонравственных приоритетов.

Несомненный положительный эффект приносит изначальная установка на массовое углубление исторических и теоретических знаний в области искусствоведения, а также по ряду явлений искусства, носящих междисциплинарный характер. Осознание студентами того факта, что именно качественный уровень этой составляющей делает их более конкурентоспособными, является мощным стимулом к обучению. Смысл и значение Интернет-технологий в образовательном процессе уже не является дискуссионным вопросом. Сегодня это реалии, к которым надо приспосабливаться и получать с их помощью максимальную пользу. Способность отличать научное от ненауч-

ного, правду от вымысла, доброе от злого и т. п. в огромном информационном поле -одно из определяющих научно-профессиональных качеств художественного критика. Педагогу предстоит научить студентов «отделять зерна от плевел».

Способность к чувственному восприятию окружающего мира дана или не дана человеку изначально. Поскольку произведения искусства, чтобы являться таковыми, должны вызывать эмоциональный отклик в душе человека, он сам должен быть внутренне настроен на восприятие. Умение не только переживать, сопереживать и внутренне отзываться, но и грамотно, очень точно выражать свои чувства в словах - это разряд высокого мастерства, которое как любое другое, совершенствуется в ежедневных штудиях, в отработке навыков устной и письменной речи.

Критическое восприятие явлений и произведений искусства - качество, которое поддается целенаправленному развитию. Используя определенные объективные знания, опыт субъективного эмоционального переживания, умея подвергнуть беспристрастному анализу изучаемый объект и выявить его духовную и общественную значимость, художественный критик приближается к «кульминационному» моменту своей работы - оценке произведения искусства. Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы максимально доходчиво объяснить студентам необходимость четкого следования принципам структурно-логического построения рецензии. Как правило, обобщение результатов критического анализа - самый сложный и ответственный этап. Практика последнего времени показывает, что не только студенты, но и многие уже состоявшиеся критики предпочитают завуалированное изложение своих суждений, предполагающее множественность интерпретаций. Такой подход характерен для культуры постмодернизма в целом. В этом отношении педагог должен

занять четкую позицию и научить студентов ясно, аргументированно и свободно выражать свою мысль. При этом особый акцент должен быть сделан на формировании умения деликатного оппонирования, т. е. когда отрицательный отзыв не выражается в оскорбительной форме. Здесь видится уместной ссылка на учебное пособие Г. И. Соловьевой «Типичные языковые средства научной рецензии» [5], использование материалов которого, на наш взгляд, позволяет достичь видимых положительных результатов. Примечательно, что на протяжении обучения в рамках курса «Рецензентский практикум» студенты весьма наглядно демонстрируют свой уровень образования, воспитания и культуры.

Рассматривая в качестве необходимой составляющей профессионального мастерства художественного критика наличие у него определенного практического опыта, следует принять во внимание тот факт, что абитуриенты, поступающие на специальность «Компаративное искусствоведение» Белорусского государственного университета культуры и искусств, имеют базовое художественное образование (музыкальное, изобразительное, хореографическое, театральное), в рамках которого они уже приобрели некоторые навыки критической оценки произведений искусств. Компаративное искусствоведение, предполагающее сравнительный анализ как внутривидовых произведений, так и произведений различных видов искусства, значительно усложняет сам процесс формирования критического суждения, при этом максимально расширяя его эмоциональные, эстетические и междисциплинарные возможности. Закономерно, что приобретенный опыт с годами накапливается, а педагогу важно задать именно изначальный вектор направленности аналитической деятельности студентов.

На протяжении обучения будущие критики пишут рецензии (тематические, гранд- и мини-рецензии, монорецензии, по-

лирецензии и др.) на научно-популярные и научные статьи по истории и теории искусства, искусствоведческие монографические исследования, художественные выставки живописцев, скульпторов, графиков, вокальные и инструментальные концерты, постановки драматических и музыкальных театров, телепрограммы и кинофильмы. Особенностью рецензирования этих произведений и явлений искусства является непосредственное ориентирование на статусные характеристики адресатов. Так, разделяя мнение ученого-исследователя Л. А. Земцовой, согласно которому «рецензии для молодежи отличаются понижением стилевого регистра, высокой эмоциональностью <...>; для широкой публики - нейтральным регистром, акцентированной информативностью, вниманием к социально-политической ситуации <...>; для профессионалов -академическим стилем изложения, глубиной анализа, обилием терминов» [1, с. 3]. В конечном итоге, собранный воедино материал рецензий является своеобразным методическим багажом конкретного студента, его личной профессиональной наработкой, а рецензии студентов всей группы представляют яркую иллюстрацию современного состояния культуры и искусства, а также особенностей их восприятия и понимания.

В свое время Оскар Уайльд изрек фразу, ставшую афоризмом: «В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь» [6, с. 8]. Он также отметил, что «Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии» [Там же], тем самым четко определив полномочия и степень ответственности собственно критика. Студенты должны изначально воспринять за данность тот факт, что результат их деятельности всегда будет являться одной из основных форм их самопрезентации.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что дисциплинарный искусствоведче-

76

ский курс «Рецензентский практикум» ставит и разрешает задачу овладения студентами методикой и практикой создания письменной рецензии на явления и произведения культуры и искусства. Полученные в процессе обучения знания и практический опыт помогут в дальнейшем логично, максимально эстетично и аргументированно презентовать рецензируемые произведения, авторский искусствоведческий опыт и талант критика. Материал практикума позволяет овладеть методикой оценки существующих мнений в области культуры, искусства и науки об искусстве, сформировать и развить личные профессионально-информационные способности обучающихся.

Развивая и совершенствуя у студентов систему четких ценностных ориентиров, мотивируя их к постоянному накоплению специальных историко-теоретических зна-

ний и опыта критической деятельности, сегодня представляется возможным если не изменить негативные тенденции в культуре и искусстве, то хотя бы дать им соответствующую объективную оценку и актуализировать вопросы, требующие решения. Преподаватель и студент в учебно-образовательном процессе решают поставленные перед ними задачи, суммирующим итогом которых должна стать подготовка востребованных, грамотных, честных, исполненных чувства долга, высококлассных специалистов. Путей достижения этого результата достаточно много, много педагогических методик и суждений. Однако главным сегодня в педагогической деятельности нам видится следование призыву старца Софрония: «Пусть каждый на том месте, где поставил его Бог, трудится ради стяжания Святого Духа, а Бог доделает остальное» [4].

1. Земцова, Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук / Земцова Лариса Алексеевна; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2006. - 15 с.

2. Осипов, А. И. Философия и методология науки: учеб. пособие / А. И. Осипов. - Минск: Ин-т подгот. науч. кадров нац. акад. наук Беларуси, 2007. - 243 с.

3. Основные стандарты газетно-журнального дела. - М.: [Б. и.], 2005. - 256 с.

4. Самарина, Л. Молитвенник «За всего Адама» / Л. Самарина // Православный Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. - 2006. - № 06 (174). - Режим доступа: http://www.pravpiter.ru/pspb/n174/ta007.htm. -Дата доступа 13.04.2009.

5. Соловьева, Г. И. Типичные языковые средства научной рецензии: учеб. пособие / Г. И. Соловьева. -М.: Флинта, 1997. - 256 с.

6. Уайльд, О. Полное собрание прозы и драматургии в одном томе / О. Уайльд. - М.: Альфа-книга, 2008. - 1263 с.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.