И. Л. Гольдман
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ НА ЗАНЯТИЯХ МХК
Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Научный руководитель - кандидат культурологии, доцент А. В. Карпов
Дискуссия - достаточно сложный тип занятия по МХК, но лучше всего отвечает специфике самого предмета искусства. Это своего рода практикум, в результате которого демонстрируются не только полученные учащимися искусствоведческие знания, но и практические навыки их использования в процессе искусствоведческой деятельности.
Ключевые слова: искусствоведческие дискуссии, искусствоведческий анализ, типы дискуссий, организация дискуссий, искусствоведческая проблема.
40
Искусствоведческие дискуссии на занятиях М Х К
Discussion is a rather difficult type of studying, but it perfectly matches the nature of art. It is a sort of practice that allows students not only to demonstrate the art-relate knowledge they have gained, but also to apply it in the art understanding and studying process.
Key words: art science discussions, art science analize, type of discussions, discussions organization, art science problem.
Дискуссия является достаточно сложным типом занятия по МХК, но лучше всего отвечает специфике самого предмета искусства. Специалисты кафедры прикладной культурологии СПбАППО (Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования) считают, что форма дискуссии наиболее приемлема для старшеклассников, которые уже обладают определенным набором знаний и готовы к коллективному обсуждению проблемы. Основа дискуссии - публичное обсуждение.
Дискуссия позволяет учащимся в свободной форме высказывать свои индивидуально-личностные суждения, гипотезы, предлагать версии и новые идеи в решении какой-либо проблемы в искусстве, носящей искусствоведческий характер. Дискуссии дают возможность объективных и субъективных высказываний, оценок, критических замечаний и аргументаций любых тезисов; вовлекают всех учащихся в процесс обсуждения.
В процессе дискуссии демонстрируются навыки монологической и диалогической речи, осуществления искусствоведческого анализа, формирование собственной позиции и ценностных ориентиров, умение их отстаивать, выделение философских, историко-культурологических, художественно-эстетических проблем, заложенных в художественном произведении.
Вместе с тем организация и проведение дискуссии требуют соблюдения определенных правил как от искусствоведа-педагога, так и от учащихся. Следует познакомить учащихся с так называемым «кодексом дис-кунтанта»', в котором обозначены основные положения об условиях участия в дис-
куссиях: заинтересованность каждого учащегося в обсуждении проблемы; осмысление каждым сформулированной искусствоведческой проблемы; коллективный и равноправный обмен всех учащихся мнениями; анализ разных взглядов и позиций; критика и оценка высказанных идей; поиск наилучшего решения проблемы; возможность принять и изменить свою позицию вследствие представленных убедительных фак-2
тов и аргументов .
Выбор и правильная формулировка темы определяют проблематику обсуждения. Это один из основных и сложных моментов в процессе подготовки дискуссии. От этого зависит дальнейший ход дискуссии, творческий процесс и конечный результат. Для подготовки предпочтительно заранее определить сроки, дать учащимся вопросы для самостоятельного обдумывания, необходимую литературу по предположительной теме обсуждения, подобрать визуальный, иллюстративный материал. Также необходимо выбрать тип дискуссии, который зависит от темы обсуждения и тех
целей и задач, которые определяются искус-3
ствоведом-педагогом .
Таким образом, благодаря четкому, последовательному подходу к организации дискуссий учащиеся должны прийти к единому мнению в поставленной перед ними проблеме или же согласиться с предложенным вариантом искусствоведа-педагога, который не должен заранее объявлять наилучшее решение или излагать собственную позицию. В случае ошибочного ответа данный тип занятия позволяет повысить общий уровень искусствоведческой, прежде всего теоретической, подготовки учащихся; закрепить полученные искусствоведче-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ские знания; приобрести практические навыки художественно-критического мышления с использованием методов искусствоведческого анализа; по-новому осмыслить изученный материал и имеющийся опыт в искусстве, а также определить приоритетные направления в спорных рассуждениях.
Кроме того, искусствоведу-педагогу следует отметить все высказанные учащимися предположения и суждения. Ведь само искусство и специфика МХК как предмета искусства, как искусствоведческой дисциплины позволяют учащимся быть субъективными, по-разному интерпретировать искусствоведческую проблему, оставаться при своем, но четко аргументированном мнении.
Дискуссии можно проводить в течение учебного года и в качестве итоговой аттестации. Они могут быть открытыми и свободными либо по заранее определенным темам в соответствии с программой обучения искусству. Такая форма занятий напоминает творческий семинар или коллоквиум. Это своего рода практикум, в результате которого не только демонстрируются полученные учащимися искусствоведческие знания, но и практические навыки их использования в процессе искусствоведческой деятельности. Кроме того, существуют регламентированные дискуссии, представляющие собой
свободные дебаты, конференции, прогрес-
4
сивные дискуссии, дискуссии-диспуты .
По мнению Л. В. Пешиковой, сами произведения должны участвовать в процессе обсуждения: анализ живописного, музыкального произведения, анализ спектакля или пьесы, фильма, выставки и т. д. Необходимо демонстрировать видеоматериалы, слайды, использовать мультимедийные проекты и специальные компьютерные программы по искусству и мировой художественной культуре (например, мультимедийная серия Л. Рапацкой) . В свою очередь искусствовед-педагог на занятиях МХК может выступать в роли эксперта, участника или ведущего, организующего атмосферу проблемного обсуждения и содействующего активизации
творческих способностей учащихся исходя в первую очередь из предпочтений учащихся, а не собственных доводов и убеждений.
Такого рода дискуссии свидетельствуют о духовно-нравственном развитии учащихся в области гуманитарных наук и искусствознания, формирования вкуса и предпочтениях в искусстве. В 11 -м классе в СПбГОУ школа № 203 свободная дискуссия является основным типом проведения занятий по МХК. Она рассматривается как форма искусствоведческой деятельности учащихся, так как особое значение уделяется изучению особенностей модернизма и авангардного искусства, проблемам современной художественной культуры. Учащимся предлагаются такие темы для обсуждения, как: «Русский авангард и левое искусство»; «Коллаж как вид современного искусства»; «Абстрактное искусство как способ восприятия мира»; «Супрематизм К. Малевича»; «Сюрреализм как искусство бессознательного. Иллюзии и фантазии С. Дали»; «Итальянские и русские футуристы в поисках искусства будущего»; «Экспрессионизм как «искусство кричать»; «Массовое и элитарное» в искусстве»; «Актерская система К.С. Станиславского»; «В. Мейерхольд - актер и режиссер»; «Синтетический театр» А. Я. Таирова»; «Национальные музыкальные школы XX в.»; «Развитие кинематографа в XX в.»; «Отечественная культура в период тоталитаризма (30-50-е гг.)»; «Основные виды искусства в эпоху пост-культуры»; «Хэппенинг как вид современного искусства и новая форма театрального действа» и др.
Таким образом, подобные дискуссии вызывают живой интерес у учащихся искусствоведческих классов. Обсуждаются новые выставочные проекты, концертные программы, театральные премьеры, кинопоказы, творческие вечера, фестивали современного искусства, рецензии и статьи известных критиков и искусствоведов (Д. Сарабьянов, Е. Деготь, Е. Бобринская, В. Турчин, Э. Маньковская и др.) в специализированных журналах. В целях подготовки к дискус-
сии проводятся практические занятия сучащимися в музеях (Русский музей, Мраморный дворец, Эрмитаж и т. д.), галереях («Бо-
рей», «Спас», «Гильдия мастеров», «Квадрат», «Либерти» и т. д.), Арт-центре современного искусства на Пушкинской, 10.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Селевко Г. К. Дискуссия как эффективный метод познания // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 108; Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.
С. 64-66.
2
Мировая художественная культура: контуры современного урока: Методические рекомендации в помощь учителю. СПб.: СПбАППО, 2007. С. 26. Там же. С. 28. Там же.
Пешикова Л. В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры // Искусство в школе. 1997. № 5. С. 35-40.
Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.