Научная статья
УДК [17.022.1:39]:830-3"1952/1982"(=512.3) DOI: 10.32340/2414-9101 -2022-2-63-70
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ БУРЯТСКОГО НАРОДА В НАЦИОНАЛЬНОМ РОМАНЕ
Зоя Александровна Серебрякова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Улан-Удэ, Россия [email protected], ORCID: 0000-0002-7104-8322
Аннотация. На материале бурятской романной прозы второй половины XX в. проанализированы некоторые особенности репрезентации аксиологических доминант коренного этноса байкальского региона литературными средствами. Рассмотрены составляющие ценностно-нормативного компонента культурной картины мира бурятского народа, отражённые в национальной художественной литературе советского периода, уточнен лингво-ментальный облик этноса. Выявлена национально-культурная специфика интерпретации некоторых аксиологических универсалий в крупных художественных текстах бурятских писателей в жанре социалистического реализма. Кратко охарактеризованы базовые линг-вокультурные концепты, раскрывающие представления бурят о социальном идеале и культурной норме.
Ключевые слова: буряты, бурятская культура, советский роман, социалистический реализм, бурятский национальный роман, система ценностей бурятского народа, персонаж бурятского романа
Для цитирования: Серебрякова З. А. Духовно-нравственные ценности бурятского народа в национальном романе // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 2. С. 63-70. DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-63-70.
Original article
BURYAT PEOPLE'S SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN AN ETHNIC NOVEL
Zoia A. Serebriakova
East Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russia [email protected], ORCID: 0000-0002-7104-8322
Abstract. Based on materials of Buryat novelistic prose of the second half of the 20th century, the author analyses some peculiarities in representation of axiological dominating ideas of indigenous people of Baikal region by literature means. The paper considers valuable and normative components of Buryat people's cultural worldview reflected in national bellectristics written at the Soviet period; the author specifies linguistic-mental face of the ethnos. Particularity in ethnic-driven understanding of some common axiological senses reflected in Buryat writers' texts of fiction in socialistic realism genre is revealed. Basic linguistic-cultural concepts revealing Bur-yats' views on social ideal and cultural norms are briefly described.
Keywords: Buryats, Buryat national literature, a Soviet novel, socialistic realism, a Buryat national novel, Buryat people's system of values, a character of Buryat national novel
For citation: Serebriakova Z. A. Buryat People's Spiritual and Moral Values in an Ethnic Novel. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(2):63-70. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-63-70.
К важнейшим достижениям бурятской культуры ХХ века относится национальный роман. Большинство бурятских романов прошлого века было создано в советский период, поэтому и содержание произведений, и условия их создания, и судьбы авторов невозможно осмыслить вне контекста советской эпохи, во всей ее сложности и противоречивости. Несмотря на многочисленные ограничения свободы творчества, жесткий идеологический диктат и прочие атрибуты тогдашнего литературного процесса, большинству писателей удавалось воплощать гуманистические идеалы. Этому способствовали присущие романному мышлению качества: возможность увидеть героя в полноте и интенсивности его частной и общей жизни, охватить взглядом всю целостность и единство мира [1, с. 48, 50, 55-56, 66]; как всеохватность, синтез психологического и социального, «почвы и космоса, точной детали и универсального осмысления» [2, с. 21].
Стремление к глубокому осмыслению жизни послужило импульсом к появлению в бурятской литературе жанра, «позволяющего более развернуто раскрывать философию эпохи, поднимать более широкие жизненные пласты и воссоздавать многокрасочную, разнообразную картину жизни» [3, с. 11].
Бурятский роман начал свою историю с освоения исторического материала, и в первых произведениях приоритетными были довольно прямолинейно выраженные идеи социалистической революции, стремления к социальной справедливости и светлому будущему. Однако тема прошлого была одной из главных. Как известно, тренд ее интерпретации, особенно в 1940-1950-ее гг., состоял в том, что прошлое считалось небытием [4, с. 483], однако в бурятских романах прошлое выступает как сложное, значимое явление, заслуживающее внимания и уважения наследие, как источник традиций, знаний, опыта. В них нашли воплощение ценности экзистенциального плана: красота родной природы, родная земля, образы народного творчества, ценности семьи, родственных уз, доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность, взаимопомощь, любовь, дружба, в том числе и с представителями разных этносов. Так, роман Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952) буквально пронизан «духом народного творчества, идеей богатства дарований и талантов народа... Автор показывает, как труд, быт, а главное - созидательный гений рождают сокровища народного творчества [5, с. 146-147]. Достоверность и художественная убедительность отображенных в романе ценностей народной культуры стали причинами несправедливых нападок на автора за идеализацию дореволюционного прошлого и трудностей с публикацией произведения.
В этом же романе убедительно раскрывается одна из важнейших духовных ценностей бурятского народа - знания. Уважение к мудрости, стремление к знаниям, интеллектуальная активность являются чертой национального менталитета, о которой писали Н. А. Бестужев, Ц. Ж. Жамцарано, А. И. Термен, М. Н. Хангалов, Н. Г. Гарин-Михайловский и др. [6, с. 71-75]. Маленький Доржи ничем не отличается от своих ровесников, кроме того, что увлеченно и с радостью познает окружающий мир, постоянно расширяя пределы его познания, упорно пытается понять сущность явлений. Своими знаниями и умениями он помогает землякам.
Роман о современности продолжил заложенные в историческом жанре традиции художественного постижения ценностей народной культуры. Среди первых произведений этого жанра стоит отметить романы Ж. Балданжабона «Голубые сопки» (1962) и Ц.-Ж. Жимбиева «Степные дороги» (1967). Особенно ярко их авторы подчеркнули идеи преемственности, связи времен. Ж. Балданжабон создал зримую картину древней земли, на которой живут и трудятся герои его романа: «далекие горизонты, текучий дымчато-голубой простор; отовсюду: с Байкала, из Монголии, с Яблонового хребта - прилетают в Агу ветры, звенящие, как струны хура, и по распадкам и падям плывет гонимый этими ветрами хмельной дурман ая-ганги. В белесом, чуть мерцающем мареве дремлют подпаленные солнцем курганы» [7, с. 161]. В приведенном фрагменте выражены идеи связи Аги
с соседними регионами, с минувшими временами, а также мысль о непреходящем значении народного искусства.
Специалисты высоко оценили вклад Ж. Балданжабона в использовании пейзажа как одного из проявлений трансформация бурятского романа, сумевшего обратиться к личности обычного человека, занятого повседневным трудом, которая оказалось более многогранной, чем это виделось прежде, в которой прозаик сумел открыть широту души, глубину чувств, способность к самостоятельному осмыслению бытия. В романе «Голубые сопки» пейзаж «перестает быть просто местом и временем действия», а благодаря художественному мастерству и авторской свободе позволил «по-настоящему прикоснуться к миру современной бурятской реальности, приоткрыть многие стороны жизни простых скотоводов в интересных деталях и подробностях, всегда сопряженных с человеческой субъективностью» [8, с. 178].
Аналогичную функцию в романе «Степные дороги» выполняют лирические отступления, например, о народной песне, элементах экологической культуры бурят, способствующие субъективизации жесткой схемы соцреалистического произведения.
В 1963 г. вышел в свет роман «Поющие стрелы» А. Бальбурова, в котором вновь, после романа «Доржи, сын Банзара», тема духовно-нравственных ценностей народа является одной из ведущих, т. к. в качестве одного из его главных героев выведен сельский учитель с университетским образованием, собиратель фольклора, посвятивший жизнь сохранению наследия родного народа Михаил Дорондоев. Именно он обстоятельно описывает традиции, обычаи, обряды, говорит о святынях бурятского народа, в его устах оживают образы мифов и легенд. Одна из этих легенд, о сигнальной поющей стреле, «пронизывает всю художественную ткань романа, переносит нас в глубь веков, актуализирует проблему связи поколений, исторической памяти», - пишет Э. Г. Аюшеева [9, с. 61].
Наряду с привычными ценностями (трудолюбие, доброта, отзывчивость, любовь к детям, уважение к старшим, сдержанность, твердое соблюдение обещания и др.) в романе А. Бальбурова ярко показаны бескорыстие, энтузиазм исследователя, его преданность родному народу. В диалогах главных героев обсуждаются такие концепты, как «судьба народа», «наследие», «цивилизация», «варварство» и т. д. Выражается негативное отношение к социальной несправедливости, алчности, коварству, бесправию женщин и т. п. Некоторым диссонансом на фоне оптимистической тональности произведений того времени звучит мысль, связанная с опасением навсегда утратить творческое наследие родного народа. Хотя она и вложена в уста Михаила Дорондоева, чувствуется, что и сам автор размышлял об этом.
В трилогии Д.-Р. Батожабая «Похищенное счастье» (1965) создана масштабная панорама жизни Байкальского региона в контексте событий в сопредельных государствах и отдаленных странах на рубеже Х1Х-ХХ столетий. В это эпическое повествование вплетены судьбы множества персонажей, руководствующихся разными целями, мотивами и ценностями. Для романа характерная резкая социальная поляризация положительных и отрицательных персонажей: если первые обладают такими качествами, как доброта, справедливость, готовность к самопожертвованию, сила духа, смелость, верность в дружбе и любви, преданность семье и т. д., то вторые в своей жизнедеятельности демонстрируют в основном пороки.
Наряду с этим в повествовании отчетливо выражена доминирующая тема, и она нетипична для соцреалистического канона. Это тема личного счастья, стремления главного героя Аламжи преодолеть превратности судьбы и добиться счастья для любимой жены и сыновей. В его характере противоречиво сочетаются смелость, упорство, отвага, доверчивость, богобоязненность и покорность, со временем сменившиеся недоверием и отчужденностью.
Со второй половины 1960-х гг. в отечественной литературе отмечается большее внимание к личности, ее нравственным исканиям, углубляется психологический анализ, писатели все отчетливее выражают свое отношение к изображаемому.
Первый бурятский сатирический роман в новеллах Ч. Цыдендамбаева «Охотники за голубыми гусями» (1966) продолжил линию сатирических образов, выведенных мастерами исторического жанра. Новаторство автора состояло в том, что объектами осмеяния были уже не представители эксплуататорских классов, а современники, люди самых обычных профессий, оказавшиеся носителями антиценностей: стяжательства, корыстолюбия, эгоцентризма, мастера имитации полезной деятельности, любители вести паразитический образ жизни и др. Главным из этих пороков автор считает жажду богатства и престижа и называет своих персонажей охотниками за голубыми гусями, символами счастья и удачи.
Сложность критики романиста состояла в распространенности осмеиваемых им явлений, в том, что слишком многие ограничились в своих мечтах о счастье столь приземленными целями, что было одним из признаков кризиса советского общества, нарастания в нем негативных моментов.
Носителям пороков противостоит поэт в золотисто-желтой рубашке, не только олицетворение непрактичности, мечтательности, добродушия, но даже детскости: при знакомстве с ним создается впечатление, что его мог бы обидеть и трехлетний ребенок. Но именно его писатель делает выразителем идеала, с ним связывает надежды на позитивные перемены.
Действие романа Ц.-Ж. Жимбиева «Год огненной змеи» (1972) связано с событиями, происходящими в забайкальской глубинке в самом начале Великой Отечественной войны, а его главным героем является подросток Батожаб, как и остальные его ровесники, а также люди старшего поколения, заменивший ушедших на фронт земляков. Основное внимание автор посвящает психологии главного героя, в свои пятнадцать лет рвущегося на фронт и, пока эта цель недостижима, стремящегося внести своей работой ночного табунщика максимальный вклад в борьбу с врагом. Проявляя смелость, он спасает табун от волков и конокрадов, самоотверженно помогает землякам справляться с трудностями военной поры. Вместе с тем он остается непосредственным, искренним, любознательным, отличается присущей его возрасту мечтательностью.
В романе ярко показаны такие нравственные ценности, как внимательность и бережность людей друг к другу, особенно к детям, старикам, отзывчивость, доброта, самоотверженность в труде, любовь к малой и большой родине, стойкость, сдержанность, почтение к старшим.
По формальным признакам публицистическая книга А. Бальбурова «Двенадцать моих драгоценностей» (1975) не относится к романному жанру, но ее роднит с ним, прежде всего эпичность, близкие к роману временные и пространственные параметры, стремление философски осмыслить жизнь родного народа, вписать ее контекст эпохи. Отличительным же качеством книги является открытое выражение авторских чувств и мыслей, среди которых доминирует любовь к родному народу.
Само ее название глубоко символично: двенадцать драгоценностей - это месяцы лунного календаря и одновременно двенадцать глав повествования. Их древние названия для писателя «звучат как еле слышные поэтические напевы», из которых он составляет невидимое ожерелье, к каждому из них хочет «прикрепить самую ... большую драгоценность - это кусочек жизни моего народа, одну из сторон фантастически богатой и сверкающей алмазными гранями жизни» [10, с. 182].
В сознании главного героя романа В. Митыпова «Долина бессмертников» (1975) поэта Олега Аюшеева сосуществуют II век до н. э., в глубины которого он погружается, работая в составе археологической экспедиции, и XX столетие.
Одной из важнейших в романе является концепция личности, вопреки требованиям идеологии тех лет являющейся индивидуальностью, стремящейся найти ответы на вопросы, которые ее волнуют, разобраться в мире и в себе. При этом автор предлагает типологию личностей, исследует их в контексте несхожих эпох и ситуаций.
Благодаря работе над исторической повестью и имея дело с археологическими артефактами, главный герой погружается в описываемую им древность и на ее материале переосмысливает экзистенциальные ценности: мир, человек, его связь с поколениями предков, народ. В процессе творческого труда Олегу открывается истинный смысл бытия, он становится настоящим писателем, способным осознать феномен человека.
Обстоятельно раскрыт образ одного из вождей хуннов шаньюя Туманя, для которого первостепенны не власть и богатство, а мир, семейное благополучие, счастье близких. В этом его идеалы близки чаяниям большинства его соплеменников. «Конечно же, правителя, который отвергает бранную славу и походную добычу ради спокойной жизни и мирных радостей, беспощадные нравы того времени почти наверняка обрекали на гибель; свои же князья должны были его уничтожить» [11, с. 64] - резонно полагает главный герой романа, зная, что завоеватели разного масштаба, как правило, не щадили жизней не только врагов, но и собственных подданных. В отличие от них, Тумань, чтобы сохранить народ, покидает родные земли.
Автор отчетливо формулирует идею: главная ценность - человек. Тем самым он заставляет читателя сопоставить эпоху хуннов с ХХ веком, многие события которого далеки от гуманности и миролюбия.
В качестве непреходящих ценностей в романе выступают также земля, где прошло детство, «беззаботная зеленая страна», творчество. Хранящийся в памяти героя мир детства ярок и выразителен: «утреннее солнце, огромным малиновым медведем вылезающее из-за пустынной гряды лысых сопок», «звук, с каким тугие струи молока врезались в жестяной подойник», «ласточки, то и дело подлетающие к гнезду под низкой крышей с пищей для ненасытных птенцов» [11, с. 5-6].
Для зрелого бурятского романа характерна выраженная В. Митыповым идея неотрывности человека от его рода и народа: «. все мы - древнего рода, за каждым из нас выстраивается длиннейший ряд предков, уходящий в глубину сотен тысяч лет. Это учит дорожить жизнью - своей и чужой, рождает чувство ответственности за дела свои, а главное - за еще более бесконечную вереницу потомков, которая от каждого из нас протягивается в тысячелетия будущего» [11, с. 94-95].
Антитеза частнособственнических и коллективистских ценностей лежит в основе конфликта романа Д. Эрдынеева «Большая родословная» (1978). При этом противостояние проходит через семью главного героя Арьи, который многие годы был послушным орудием своей жены Ади, насаждавшей в семье нравы отца-нойона, подавлявшей всех, лишавших близких свободы выбора. Ее последователи тоже одержимы чванством, корыстолюбием, карьеризмом, высокомерием, пренебрежением к людям.
Другие ценности движут другом Арьи Лыксэком и Балтой, внуком Арьи и Лыксэка, которым свойственны ответственность, трудолюбие, доброта, верность в любви и дружбе, искренность, широта интересов, увлеченность творчеством.
Арья, в юности предавший Лыксэка и свою невесту Арюухан и женившийся на дочери богача, через полвека находит в себе силы, чтобы попытаться исправить ошибки и вернуть, что еще можно вернуть. Он убеждается в правоте Лыксэка: кроме достатка, выгодного места работы, гордости за свою семью есть и другие важные ценности: иметь доброе имя, быть достойным человеком, заниматься любимым делом, воспитать хороших детей, осуществить свою мечту, заботиться об общем благе, помогать людям, самореализоваться как личность.
Главная героиня романа Ц.-Ж. Жимбиева «Течение» (1978) - доярка Сэренцу -беззаветная труженица, удивительной скромности и нравственной чистоты человек, вынесшая все тяготы многолетнего труда на отдаленной ферме, сохранившая верность погибшему на войне мужу, воспитавшая прекрасных детей.
Она в совершенстве владеет профессией, заботится о животных, отличается ответственностью, требовательностью, прежде всего к себе, инициативностью, обладает чуткостью, мудростью, тактом, умением найти общий язык с окружающими. Сэренцу не просто желает добра людям, но и совершает добрые поступки, делом помогает им, прощает их недостатки.
Особой достоверностью и художественной убедительностью отличается роман «Аларь-гол» (1979) П. Малакшинова. Писатель не идет по проторенному пути классовой поляризации персонажей, а уделяет основное внимание атмосфере бурятского улуса Таря-та в долине Алари, индивидуализации характеров его жителей, как можно более полному и тонкому выражению их мыслей, переживаний, чувств, чаяний.
Образ главного героя этого произведения Дамбы нетипичен: вместо классовой борьбы и ниспровержения сложившегося порядка, который был характерен для большинства положительных героев советского романа, он стремится объяснить крестьянам несправедливость устоявшегося порядка в отношениях между богатыми и бедными, когда в ответ за незначительную помощь, полученную от богачей в трудное время, бедняки обязаны были постоянно и бессрочно трудиться на своих «благодетелей», выполняя ненормированные объемы работы и фактически становясь их батраками.
Дамба упорно пытается достучаться до сознания земляков, желая, чтобы они стали самостоятельными хозяевами, освободились от унизительной зависимости. Он стремится к установлению справедливости и равноправия, борется с эксплуатацией. Однако инерция, привычка к покорности, страх перед властью оказываются сильнее. Немногочисленные единомышленники Дамбы также зависимы и принижены, как и большинство жителей улуса.
Главный герой олицетворяет доброту, сердечность, стремление к справедливости, сострадание к угнетенным, желание действенно помочь им, но патриархальный уклад жизни и связанные с ним многовековые отношения неравноправия, покорности, страха довлеют над людьми. Это возмущает Дамбу, и он упрекает тарятинцев: «Разве так можно дальше жить? Нойона боитесь, урядника боитесь, даргу боитесь» [12, с. 509].
Наконец, когда удалось сообща помочь самым обездоленным и спасти их от новой кабалы, верхушка улуса изгоняет Дамбу и его сторонников из родных мест, и такое окончание далеко от оптимистической патетики соцреалистического романа.
В этом произведении убедительно воспроизводятся такие ценности, как глубокая любовь героев к родной земле, эстетическое наслаждение ее красотой, их доброта, отзывчивость, тактичность, радушие, гостеприимство. Поэтому пейзаж является и средством конкретизации и локализации пространства, и выражением идеи преемственности поколений, и способом воспроизведения внутреннего мира героев [13, с. 142].
С. С. Имихелова обоснованно подчеркивает пронзительную силу воздействия романа «Аларь-гол», в котором, как и в трилогии «Похищенное счастье» Д. Батожабая, описание «может достичь самого предельного обобщения», а горькая жизнь и бедный быт «не только не закрывают красоты человеческих отношений, но открыты универсальному и экзистенциальному осмыслению жизни» [14, с. 42].
В романе «Вечный цвет» (1982), в котором описаны несколько дней жизни маленького селения Хасуурита, А. Ангархаев поднимает целый комплекс нравственных проблем. Главное внимание он уделяет старшему поколению, особенно Шаралдаю и доктору Аюше. Несмотря на несхожесть характеров, их объединяет осознание своей общности с предками. Они знают историю своего рода: как родителей, дедов, так и представителей более отда-
ленных поколений, гордятся ими. Не менее существенна для них и ответственность перед окружающими за членов своих семей, прежде всего за детей. Особенно это свойственно Шаралдаю, который даже заболел, переживая за своих сыновей. Старший из них в погоне за большими заработками забросил семью, не заботится о собственном ребенке, а заработанное бездумно тратит на развлечения. Младший, ученый-физик, не выдержал первой неудачи в науке и в состоянии творческого кризиса приехал к отцу. Скромный, малообщительный человек, безотказный труженик, Шаралдай страдает от необоснованных подозрений односельчан, связанных с давним пожаром и гибелью колхозного имущества. Он всегда жил семьей и работой. Отрадой было для него и общение с природой. Ему и его другу Аюше присуще буддийское отношение к природе, желание добра всему живому. Ельник вокруг родного села символизирует вечность жизни. Аюша облегчает страдания односельчан благодаря знанию тибетской медицины, он живет несмотря на трудности, в гармонии с собой и миром. Всю жизнь Аюша думает о достижении таких ценностей, как счастье, мир и справедливость. В характере его сына-рационализатора проявляются такие качества, как трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, доброта, отзывчивость, деловитость, сдержанность и др.
В качестве безусловной ценности выступает народное творчество, одинаково близкое всем героям романа, внушающее, как и природа, оптимизм и осознание связи поколений.
Таким образом, в бурятском романе 1940-1980-х гг. прослеживается углубление анализа внутреннего мира человека, все более адекватное осмысление истинных духовных ценностей народа, по сути своей - вечных общечеловеческих ценностей, служивших ориентирами для героев этих произведений. Лучшие романы бурятских писателей воплощают гуманистические идеалы, выражают собственное отношение авторов к отображаемому, в том числе и к системе ценностей основных этносов Бурятии, прежде всего бурятского народа, убедительно показывают фундаментальное значение этих ценностей.
Список литературы
1. Рымарь Н. Т. Введение в теорию романа. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1989.
270 с.
2. Султанов К. К. Роман в диалоге национальных культур // Поиски нового в изучении литератур народов СССР. Улан-Удэ : Бурятский научный центр СО АН СССР, 1991. С. 18-27.
3. История бурятской литературы : в 3 т. Т. III : Современная бурятская литература (19561995). Улан-Удэ : Бурятский научный центр СО РАН, 1997. 298 с.
4. Постоутенко К. Исторический оптимизм как модус сталинской культуры // Соцреалистический канон. СПб. : Академический проект, 2000. С. 481-491.
5. Серебрякова З. А. Тема художественного творчества в раннем бурятском романе // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Филология. 2017. № 6. С. 145150.
6. Серебрякова З. А., Серебрякова Ю. А. Об интеллектуально-креативной составляющей бурятского характера // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 2. С. 70-78.
7. Балданжабон Ж. Б. Голубые сопки // Антология бурятского романа : в 10 т. Т. 1. Улан-Удэ : Изд-во Респ. типогр., 2006. С. 159-332.
8. Скрынникова Т. Д., Батомункуев С. Д., Варнавский П. К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период). Улан-Удэ : Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2004. 216 с.
9. Аюшеева Э. Г. Шаманистские мотивы в романе «Поющие стрелы» А. Бальбурова // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Филология. 2004. № 6. С. 59-62.
10.Бальбуров А. А. Двенадцать моих драгоценностей. М. : Сов. Россия, 1975. 224 с.
11.Митыпов В. Г. Долина бессмертников. М. : Современник, 1975. 236 с.
12. Малакшинов П. Аларь-гол // Антология бурятского романа : в 10 т. Т. 7. Улан-Удэ : Изд-во Респ. типогр., 2008. С. 453-664.
13. Серебрякова З. А. Культурная память в романе П. Малакшинова «Аларь-гол» // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2018. № 4. С. 139-144.
14. Имихелова С. С. Личность и национальная картина мира в бурятском романе // Россия -Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности : матер. междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 18-21 июня 2008 г.). Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2008. Вып. 3. С. 41-43.
References
1. Rymar' N. T. Introduction to Theory of a Novel. Voronezh: Voronezh University Publ. House; 1989. (In Russ.).
2. Sultanov K. K. A Novel in Dialogue between Ethnic Cultures. In: Search of Novelty in Studying Literature of the USSR's Peoples. Ulan-Ude: Buryat Research Center of the Siberian Branch of the Academy of Sciences of the USSR; 1991. p. 18-27. (In Russ.).
3. History of Buryat Literature. Vol. 3: Modern Buryat Literature (1956-1995). Ulan-Ude: Buryat Research Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; 1997. (In Russ.).
4. Postoutenko K. Historical Optimism as a Mode of Stalin Culture. In: Canon of Socialistic Realism. Saint Petersburg: Academic Project; 2000. p. 481-491. (In Russ.).
5. Serebriakova Z. A. Theme of Artistic Creation in the Early Buryat Novels. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya = Bulletin of Buryat State University. Philology. 2017;(6): 145-150. (In Russ.).
6. Serebriakova Z. A., Serebriakova Iu. A. On Intellectual and Creative Components of Buryat Ethnic Character. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya = Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2021;(2):70-78. (In Russ.).
7. Baldanzhabon Zh. B. Blue Volcanic Hills. In: Anthology of Buryat Novel. Vol. 1. Ulan-Ude: Publ. House of the Republic of Buryatia; 2006. p. 159-332. (In Russ.).
8. Skrynnikova T. D., Batomunkuev S. D., Varnavskii P. K. Buryat Ethnicity in the Context of Social and Cultural Modernization (the Soviet Period). Ulan-Ude: Buryat Research Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; 2004. (In Russ.).
9. Aiusheeva E. G. Shamanistic Motifs in Novel "Singing Arrows" by Afrikan A. Bal-bourov. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya = Bulletin of Buryat State University. Philology. 2004;(6):59-62. (In Russ.).
10. Balbourov A. A. My Twelve Precious Things. Moscow: Soviet Russia; 1975. (In Russ.).
11. Mitypov V. G. Valley of Everlasting Flowers. Moscow: Sovremennik; 1975. (In Russ.).
12. Malakshinov P. Alar'-Gol. In: Anthology of Buryat Novel. Vol. 7. Ulan-Ude: Publ. Office of Republic of Buryatia; 2008. p. 453-664. (In Russ.).
13. Serebriakova Z. A. Cultural Memory in Novel "Alar'-Gol" by Platon I. Malakshinov. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury = Bulletin of East Siberian State Institute of Culture. 2018;(4): 139-144. (In Russ.).
14. Imikhelova S. S. Personality and Ethnic Worldview in a Buryat Novel. In: Russia - Asia: Mechanisms of Preservation and Modernization of Ethnicity. Ulan-Ude: Buryat State University Publ. Office; 2008. Iss. 3. p. 41-43. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 20.05.2022; одобрена после рецензирования 20.07.2022; принята к публикации 20.08.2022.
The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 20.07.2022; accepted for publication 20.08.2022.