Научная статья на тему 'Духовно-нравственные проблемы развития художественного образования'

Духовно-нравственные проблемы развития художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / духовность / нравственность / культурные традиции и ценности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрина Екатерина Леонидовна

В статье рассматривается художественное образование как механизм сохранения, воспроизводства ценностных традиций общества, а также формирования духовно-нравственного фундамента личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные проблемы развития художественного образования»

Русская литература всюду проявляется как сила интеграции: она останавливает распад в своем необоримом стремлении к цельности. На пути к обретению этой цельности - гуманизм и гуманность. Гуманизм как культ высокой личности и гуманность как культ.

Примечания

1. Четина Е. М. Евангельские образы и сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы

интерпретации. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 3-4.

2. Четина Е. М. Цит. соч.

Е. Л. Кудрина

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается художественное образование как механизм сохранения, воспроизводства ценностных традиций общества, а также формирования духовно-нравственного фундамента личности.

Ключевые слова: художественное образование, духовность, нравственность, культурные традиции и ценности.

Y. L. Kudrina

SPIRITUAL AND MORAL PROBLEMS OF CULTURAL EDUCATION

DEVELOPMENT

The article deals with artistic education as a mechanism for preservation, reproduction of valuable traditions of society, as well as the formation of spiritual and moral foundations of personality.

Keywords: art education, spirituality, morality, cultural traditions and values.

Современный период развития нашего общества характеризуется как важными позитивными переменами, так и целым рядом негативных явлений, неизбежных в период крупных социально-политических изменений. Многие из них оказывают отрицательное влияние и на общественную нравственность, и на гражданское самосознание; они изменили не только отношение людей к закону и труду, человека к человеку, но и к государству и обществу в целом. Смена ценностных ориентиров происходит и в образовании.

Следует отметить, что проблемы образования всегда находятся в центре внимания как органов власти, так и российской интеллигенции. При этом художественное образование как самостоятельно, так и в контексте духовно-нравственного воспитания занимает важное место среди образовательных проблем и представляет собой весьма противоречивую картину.

С одной стороны, на рубеже ХХ-ХХ1 веков появляется ряд нормативных документов, явно свидетельствующих о немалой заинтересованности государства в деле повышения общего уровня образования и культуры на всех уровнях (от всех типов и видов образовательных учреждений до учреждений культуры и искусства). Это Национальная Доктрина образования в Российской Федерации (2000), Концепция художественного образования детей в Российской Федерации (2001), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, где обозначены стратегические цели и задачи в сфере образования [1].

Подводя итоги Пленарного заседания 1Х съезда ректоров вузов России (на данном съезде в качестве самостоятельного мероприятия работала секция, связанная с проблемами духовно-нравственного воспитания), Президент России Д. А. Медведев отметил, что «следует думать не только о путях преодоления кризиса, но и о формировании системы ценностей, на основе которых будет развиваться российское общество», тем самым засвидетельствовав факт того, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом современных внешних и внутренних вызовов времени, в укреплении социальной солидарности, повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

С другой стороны, нарушается поступательное развитие российского общества, когда в период смены ценностных ориентиров распадается духовное единство общества, меняются жизненные и нравственные приоритеты молодого поколения, происходит разрушение ценностей и взглядов старшего поколения. Идет деформация традиционных для России нравственных установок и моральных норм, без чего невозможно укрепление духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ.

В настоящее время первостепенное значение в художественном образовании приобретает духовно-нравственное развитие личности, возрождение в российском обществе гуманистических общечеловеческих идеалов свободы, добра, национальных достоинств, гражданственности и патриотизма, приобщение каждого человека к высшим достижениям отечественной и мировой культуры. «Позитивное развитие общества зависит во многом от активизации его духовного обновления, деятельности мыслящих личностей, ориентирующихся на высокие духовно-нравственные ценности. Среди таких системообразующих ценностей наиболее значимыми традиционно выступают: самоценность человеческой личности (сострадание, сопереживание, любовь к ближнему), творческая активность (умение правильно выбрать позицию в нестандартной ситуации и быть деятельно активным в ее решении), художественный вкус (способность ощущать красоту окружающего мира)» [6].

В этом случае повышается роль художественного образования, которое, являясь особым механизмом сохранения и воспроизводства культурных традиций и трансляции гуманитарных ценностей, выполняет целый ряд специфических функций, что позволяет ему фокусировать всеобщие человеческие ценности, включая сосредоточение художественного и духовно-нравственного опыта человечества. Художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой -на реализацию его творческих задатков, является одним из условий успешной человеческой деятельности. По мнению Л. С. Выготского, «...искусство есть общественная

техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [4, с. 239].

Заметное место в образовательной политике государства стала занимать проблема нравственного воспитания и формирования духовных ориентиров молодого поколения Российской Федерации. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (2007 и 2008 годов) подчеркивается, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

А. В. Камышева [8] отмечает, что в настоящее время проблемы духовности, нравственности, духовно-нравственного формирования рассматриваются, обсуждаются и прорабатываются на различных уровнях общественного и личностного развития. Вносятся соответствующие изменения в российское законодательство, в том числе декларирующие приоритетность данного направления в концепции отечественной молодежной политики; разрабатываются и внедряются образовательные программы по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания на различных ступенях и уровнях как общего, так и профессионального образования; проводятся научные конференции, круглые столы, дискуссии и др. мероприятия.

Вместе с тем, до сих пор нет единого подхода к определению феномена духовно-нравственного развития и тесно связанных с ним понятий «духовность» и «нравственность». И это несмотря на то, что во все периоды общественного развития высоко ценилась нравственная воспитанность, насущной потребностью было и есть практически-духовное освоение мира, потому что от этого напрямую зависит выживание человечества.

В культурно-антропологическом контексте понятие «духовность» употребляется для характеристики «духовного мира личности», который тесно связан с внутренним субъективным миром человека. С точки зрения Л. П. Буевой, главным в таком подходе является не приобретение знаний, а их смысл и цель, когда духовность выступает как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, высший уровень освоения человеком своего мира и отношения к природе, обществу и самому себе» [3, с. 119].

В рамках педагогики С. Л. Шпанагель предлагает различать два подхода: религиозный (в частности, православный) и светский. В первом случае духовность рассматривается в качестве «духа народа», выражаемого в нормах, традициях и образе жизни. Во втором случае духовность трактуется как «высшие нравственные ценности, включая нравственное и профессиональное совершенствование, стремление делать добро, сохранять честь и достоинство». Автор определяет духовность как «состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях», подчеркивая, что она определяет степень овладения человеком различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т. п.» [10, с. 10].

Для психологии также характерно выделение двух подходов: религиозного и светского. В частности, Е. И. Гарбер, анализируя содержание понятия «духовность», отмечает следующие различия: в религии духовность понимается как близость (единение) с Богом, «искра Божья» в душе (психике) верующего человека; в философии оно трактуется как «постижение всеобщего», а в психологии - как высший уровень развития психологической индивидуальности [5, с. 16].

Анализируя сходства и различия религиозного и научного путей изучения проблемы духовности, В. В. Знаков выделяет отдельно религиозное направление, которое имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге [7].

Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх отмечает, что «мы должны определить для себя понятия нравственности и духовности. Если вопрос о нравственности на сегодняшний день отчасти для многих является понятным - это общепринятые законы и нормы человеческого поведения, то понятие о духовности является расплывчатым, и мы имеем по этому вопросу разброс мнений. Например, "Педагогический словарь" дает такое определение: духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов. В более упрощенных вариантах этого понятия к духовности относят все виды человеческого творчества: художественного, научно-познавательного, технического и др. Чаще всего духовность в светской традиции получает если не сугубо знаниевую, то, по крайней мере, морализаторскую или эстети-зированную трактовку.

Православно-христианская трактовка духовности логична и понятна. Известный православный богослов, эмигрант Павел Евдокимов пишет: "Слово «духовный» отсылает к Святому Духу и указывает на уровень бытия, свойственный «рождению свыше». Существуют современные, более основательные церковные разработки по вопросам духовности, в пример можно привести слова протоиерея Александра Салтыкова о специфике православной духовности. Он выделяет такие черты православной духовности, как центрированность на категории Образа, иконографический канон соборного опыта Церкви, символичность духовности, а также связь с категорией духовного подвига, основанного на «трезвйнии ума»".

Итак, совершенно очевидно, что понятия о духе и душе относятся к сфере религиозного мировоззрения, и в этом контексте понятие о духовности исходит из того, что Духом является Бог, а духовностью является Богоподобие, которое достигается человеком в течение всей его жизни» [2].

Таким образом, можно отметить, что в современных условиях практически во всех общественных науках происходит разделение светского и религиозного подходов к пониманию проблемы духовности.

Актуальность проблемы нравственного воспитания становится все более значимой в связи с тем, что сегодня подрастающее поколение все чаще обвиняют в агрессивности, безверии и бездуховности. Вместе с тем, как отмечается рядом исследователей, существует целый ряд причин, повышающих эту актуальность. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном

мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него (как позитивного, так и негативного характера), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу его нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или определенного поступка для окружающих людей [9].

В связи с многообразием толкований понятий «духовность» и «нравственность» нет и единого подхода к характеристике понятия духовно-нравственного развития личности. Изучением данной темы занимались многие ученые (В. В. Абраменкова, Н. А. Бердяев, Л. П. Буева, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, А. Е. Лихачев, В. И. Слободчиков, В. С. Соловьев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Л. Франк, В. Д. Шадриков), большинство из которых давали собственное определение, исходя из научной позиции и целей своей научной работы.

Исследователи подчеркивают, что «духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостоянию злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству)» [11].

Передача духовных ценностных ориентиров, на которых на протяжении сотен лет держится уникальная культура, необходима для выживания и сохранения общества. В определенной мере духовный кризис, который переживается в России, обусловлен распадом механизмов передачи основополагающих ценностей или их подменой.

Сегодня важнейшими критериями решения социальных проблем становятся нравственность, духовность, общая культура человека. В условиях рыночной экономики именно культура способствует сохранению духовных и нравственных ориентиров нации, являясь формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья нации, определяющим условием реализации социального потенциала личности и общества, критерием развития общества и человека, выступая гуманистическим идеалом.

Внимание к культуре не дает немедленных результатов, но пренебрежение ею чревато бездуховностью и социальной апатией общества. Проблемы сохранения уникальной системы образования в области культуры и искусства требуют адекватных государственных решений в отношении художественного образования. Следует признать и гарантировать реально сложившийся статус разных уровней и ступеней в отечественном художественном образовании и культуре, повысить статус отечественного детского художественного образования до статуса основного общего творческого образования.

Являясь сложным, многоплановым процессом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом неотделимо как от жизни человека во всей полноте и

противоречивости, так и от общества, семьи, культуры, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, которая формирует образ жизни народа и сознание человека.

Ослабление взаимосвязей между образованием и культурой приводит «к дезориентации этических ценностей, к этическому разобщению, непониманию, утрате внутренних связей между культурными эпохами, свидетельствуя о возникновении новых этико-культурных приоритетов, питающих упрощенные духовные потребности и эстетические чувства новых поколений, ориентируя их на масскультурные ценности, убогую молодежную субкультуру, рационально приземляющую, стандартизирующую мышление и поведение. Глобализация человечества породила культурный тип массового человека, переступающего через устоявшиеся моральные нормы, не знающего ответственности перед настоящим и будущим, перед людьми и совестью, неудержимо стремящегося к комфорту, престижу, власти, не желающего сдерживать свои соблазны и желания» [12, с. 3].

В условиях изменившейся парадигмы усиливается значимость художественного образования, требующая поиска новых педагогических методов, которые были бы направлены на реабилитацию классических духовно-нравственных ценностей в сознании молодого человека. Требуется полноценное вживание в качественно новый тип как мировой, так и национальной культуры каждого человека, организация его активного участия в диалоге культур, формирующая духовно-нравственное развитие.

Примечания

1. Алексеева Л. Л. К вопросу о современном художественном образовании // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2006. - № 1. - Режим доступа: www.art-education. гц/ЛБ.агсЫуе.10-12-2006.Ь1ш

2. Аристарх. Духовно-нравственные проблемы общества и значение Церкви в их разрешении //

Право и безопасность. - 2008. - № 1 (26). - Режим доступа: dpr.ru/pravo/pravo_22_5.htm

3. Буева Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - С. 119.

4. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - М., 1987. - 344 с.

5. Гарбер Е. И. О природе психики. Семнадцать уроков по психологии. - М.: Изд. дом «Школа-Пресс 1», 2001. - 112 с.

6. Зайцева Л. Н. Роль художественного образования в формировании духовной культуры подрас-

тающего поколения. - Режим доступа: http://www.rsu.edu.rU/~pedag/3/4/4Pokrov145.pdf

7. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. - 1998. - № 3 - С. 108-113.

8. Камышева А. В. Представления о духовно-нравственном развитии и источниках его формиро-

вания у современной молодежи. - Режим доступа: www.tambov.orags.org/conf-int-10-09/stat/

9. Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося». - Режим доступа: www.uraledu.ru/node/

10. Шпанагель С. Л. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России: автореф. дис. ... к. п. н. - Екатеринбург, 2002. - 19 с.

11. Эссе. Духовно-нравственное воспитание: традиции и новации. - Режим доступа: letopisi.ru/ index.php

12. Цагараев В. А. Метод семиотического анализа объектов визуальной культуры в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи: автореф. дис. ... к. п. н. - Владикавказ, 2008. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.