Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПОРЯДКА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПОРЯДКА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАКОННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Р. Ф., Степаненко Г. Н., Левкин И. В.

В статье рассматриваются процессы взаимодействия онтолого-гносеологических и догматикоюридических смыслов духовно-нравственных, религиозных и морально-этических оснований, формирующих законо- и правопорядок в условиях современной государственно-правовой реальности. Внимание авторов останавливается на философо-правовых и юридических идеях и представлениях о традиционных духовно-нравственных ценностях, развивающих мировоззрение и осмысление правопорядка как согласованного, толерантного и конвенционального способа сосуществования человека, общества и государства. Анализируются новеллы конституционного законодательства в рамках исследуемой научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степаненко Р. Ф., Степаненко Г. Н., Левкин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF LAW AND ORDER (PHILOSOPHICAL LEGAL AND LEGAL ASPECTS)

The article examines the processes of interaction of ontological-epistemological and dogmatic-legal meanings of spiritual-moral, religious and moral-ethical foundations that form the law and order in the conditions of modern state-legal reality. The authors' attention is focused on philosophical, legal and legal ideas and ideas about traditional spiritual and moral values that develop a worldview and understanding of the rule of law as a coordinated, tolerant and conventional way of coexistence of man, society and the state. The novelties of constitutional legislation are analyzed within the framework of the studied scientific problem.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПОРЯДКА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_70 УДК 342

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПОРЯДКА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF THE RULE OF LAW (PHILOSOPHICAL, LEGAL AND LEGAL ASPECTS)

СТЕПАНЕНКО Равия Фаритовна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета;

профессор кафедры теории и истории государства и права Университету Управления «ТИСБИ». 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: stepanenkorf@yandex.ru;

СТЕПАНЕНКО Герман Николаевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Казанского (Приволжского) федерального университета. 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: stepanenkogn@yandex.ru;

ЛЕВКИН Игорь Владиславович,

магистрант юридического факультета Университета Управления «ТИСБИ». 420012, Россия, г. Казань, ул. Муштари, 13. E-mail: i_mailv@mail.ru;

Stepanenko Raviya Faritovna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kazan (Volga Region) Federal University;

Professor of the Department of Theory and History of State and Law UVO "University of Management "TISBI". 18 Kremlevskaya str., Kazan, 420008, Russia. E-mail: stepanenkorf@yandex.ru;

Stepanenko Herman Nikolaevich,

the candidate of the Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Philosophy Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Republic of Tatarstan. 18 Kremlevskaya str., Kazan, 420008, Russia. E-mail: stepanenkogn@yandex.ru;

Levkin Igor Vladislavovich,

Graduate student of the Faculty of Law of the University of Management «TISBI», Kazan, Republic of Tatarstan. 13 Mushtari str., Kazan, 420012, Russia. E-mail: i_mailv@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются процессы взаимодействия онтолого-гносеологических и догматико-юридических смыслов духовно-нравственных, религиозных и морально-этических оснований, формирующих законо- и правопорядок в условиях современной государственно-правовой реальности. Внимание авторов останавливается на философо-правовых и юридических идеях и представлениях о традиционных духовно-нравственных ценностях, развивающих мировоззрение и осмысление правопорядка как согласованного, толерантного и конвенционального способа сосуществования человека, общества и государства. Анализируются новеллы конституционного законодательства в рамках исследуемой научной проблемы.

Abstract: the article examines the processes of interaction of ontological-epistemological and dogmatic-legal meanings of spiritual-moral, religious and moral-ethical foundations that form the law and order in the conditions of modern state-legal reality. The authors' attention is focused on philosophical, legal and legal ideas and ideas about traditional spiritual and moral values that develop a worldview and understanding of the rule of law as a coordinated, tolerant and conventional way of coexistence of man, society and the state. The novelties of constitutional legislation are analyzed within the framework of the studied scientific problem.

Ключевые слова: традиционные ценности, правопорядок, законность, законодательство.

Keywords: traditionalvalues, lawandorder, legality, legislation.

Для цитирования: Степаненко Р.Ф., Степаненко Г.Н., Левкин И.В. Духовно-нравственные основы правопорядка (философско-правовые и юридические аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 70-73. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_70.

For citation: Stepanenko R.F., Stepanenko H.N., Levkin I.V. Spiritual and moral foundations of the rule of law (philosophical, legal and legal aspects) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 70-73. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_70.

Статья поступила в редакцию: 11.04.2023

Реактуализация проблемы духовно-нравственных ценностей в России обусловлена происходящими транзитивными процессами современной государственно-правовой реальности. Обращение к вопросам духовной и социальной природы общественных отношений становится актуальным ввиду нивелирования, на протяжении последних десятилетий, того ценностно-мировоззренческого традиционного основания, которое по сути является ключевым, фундаментальным ядром миропорядка, «держит мир» (Платон) в его первосущем и идеально структурированном состоянии.

Эволюция науки, в том числе юридической, развивалась одновременно с конституированием и реализацией её научных парадигм и в силу особенностей исторических эпох. Гуманитарная наука абсорбировала в себе то ценностно важное для человечества, посредством которого

выстраивались те или иные теоретические конструкции, обеспечивающие возможность примирения человеческого бытия с социальным и правовым в том или ином пространстве государственности.

Рационализм, последовавший за теологической и натурфилософскими парадигмами производства научного знания, в объяснении моделей установления упорядоченных общественных отношений постулировал авторитет и силу человеческого разума (в науке, промышленном производстве, политике, в государственно-правовой сфере и т. д.), что подтверждалось научными открытиями и хозяйственными достижениями на протяжении многих столетий. Материалистическое понимание развития цивилизации, объясняемое зависимостью общественного сознания от бытия, как им бы прагматичным оно не являлось, в то же время, не могло рационально уберечь человечество от множества неудач, противоречий и нерациональных событий, включая революционные и военные способы их разрешения. Последние, иногда, превосходя разумность их применения, разрушали целостность социокультурных каркасов устоявшихся традиций и правопорядков отдельных государственных образований.

Современная социо-гуманитарная наука, базируясь на предшествующем опыте и развивая рациональное знание, усвоив его как позитивные, так и не всегда положительные практики, использует синтезированные модели научного парадигмального мышления, вбирая в себя то важное, что требуется сегодня для возможного установления удовлетворительного качества правопорядка. Здесь и сейчас остро ощущается потребность изучения многочисленных проблем духовно-нравственной жизни общества и человека, одна из сторон которых проявляется в практическом осмыслении процесса их идентичности с социальным миром того правопорядка, в котором они в настоящий момент пребывают.

Правопорядок, как считает В. А. Бачинин, есть: «...социальная реальность, в условиях которой возможны гарантированные юридическими законами единения многого, согласие разногласного и относительное единообразие различного. конвенциональное равновесие прав и обязанностей сообщает общественному целому оптимальную сбалансированность и жизнеустойчивость, делают его удобообитаемой социальной средой.» [3, с. 627] не только через нормоустановления, но и духовно-нравственные, религиозные и морально-этические долженствования и самоограничения. Последние, что очевидно, постулируются не столько нормативной сферой, сколько генетически и социально формируемыми самим человеком и окружающего его средой, ценностями (религиозными, духовно-нравственными, морально-этическими и др.).

С позиции культурологического подхода в исследованиях правопорядка, происхождения правовых норм вызвано не только необходимостью сознательного урегулирования возможных конфликтных ситуаций, но и в целях духовной согласованности общественных отношений, ментальности и витальности совместного сопереживания граждан в границах той или иной государственности. Культуральное (социальное и моральное) - являющееся базисом устойчивости любого правопорядка, при смещении его основ, образует «духовные пустоты», восполнение которых требует незамедлительного участия государственных и общественных структур, без вмешательства которых сохранение правопорядков представляется маловероятным и может приводить к особо нежелательным социальным и юридическим последствиям.

Рассуждая о витальных (становление новой культуры) и темпорально-культурологических обстоятельствах изменения правокультур-ных процессов, вплоть до катастрофических, И. Л. Честнов анализирует работы известного философа В. М. Розина и отмечает, что: «функционирование культуры способствует усложнению (развитию) социальной жизни и человека. если в культуре нет механизмов обновления и развития, то она постепенно деградирует и умирает [10, с. 40], а вместе с ней деградирует, как видится, и правопорядок. Кризисные разнопорядковые, но взаимосвязанные явления в духовно-нравственной, религиозной и морально-этической среде служат детерминантами распада правопорядков, прямо или опосредованно приводя к процессам стагнации, либо самоуничтожения.

Социально-философский взгляд на рассматриваемую проблему сосредотачивается на таких содержательных аспектах единообразного и конвенционального равновесия в социальной реальности - правопорядка - как духовные блага, интересы и потребности человека и общества, которые образуют особый пласт сферы общественных отношений. Последние, если они преодолевают культурный этноцентризм, утилитаризм и эгоистические настроения, в случае следования традиционным духовно-нравственным посылам, воспроизводят то качество правопорядка, которые есть путь к правовой упорядоченности.

Изначальные духовные блага и потребность в них, преобразуясь в ценности высокого порядка (абсолютные, неизменные общечеловеческие ценности) создают образ, идеал правового социального государства в котором и посредством которого воспроизводятся и материальные и духовные смыслы человеческого существования. Ограниченность и конечность материального компенсируются безграничностью духовного. Это непременно находит отражение в особенностях правовой культуры, формирующейся в условиях социального государства и, одновременно, составляющей одну из его основ [8]. Всеобщность духовного производства проявляется в богатстве его форм, при помощи и с применением усилий представителей областей науки, искусства, религии, творческих коллективов, воплощающих в своей деятельности высокопродуктивные начала цивилизационных преобразований действительности.

Особая роль в обосновании и верификации духовно-нравственных истоков правопорядка принадлежит гуманитарной (общественной) науке. Будучи высшей сферой человеческой деятельности, познание отражает «адекватную копию действительности» (И. Кант), непредвзятость научных идей исследователей в философско-правовой сфере по поиску и популяризации аксиологических начал права и не должно представлять собой «арену вечных препирательств» [11, с. 71], как говорил И. Кант. В духе плюрализма и толерантности в объектно-предметной области философии права учеными обосновываются те формы онтолого-метафизическогои аксиологического изучения первоначал бытия, где конструктивные способности духовно-нравственных ценностей преобладают в изучении культурологической парадигмы правопорядка, что и обусловливается её сверх-юридическими смыслами. Задача этих ценностных ориентиров заключается если не в предотвращении, то в минимизации бесконечных переформатирований правопорядков, их культурного и духовно-нравственного разрушения.

Однако: «К сожалению, слишком много жизней, человеческих замыслов и надежд бесследно исчезают из нашего мира, и в этом состо-

ит серьёзный порок цивилизации. с давних времен общество мирится с порядками и законами, согласно которым относительно небольшие группы людей получают право присваивать плоды прогресса в ущерб основной массе людей, влачащих само существование на земле, составляет еще один непростительный грех человечества» [6, с. 7], справедливо отмечено Г. В. Мальцевым.

Пре-ступление духовно-нравственных, религиозных и морально-этических барьеров, особенно в периоды глубоких социально-экономических и политических преобразований, чреваты нивелированием идеи Справедливости, воспринимаемой уникально в российском правовом сознании, основанном на идеалах христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других конфессиональных сообществ. Духовная потребность в праве как образце Правды, Равенства, Справедливости обращает взгляды и внимание на деятельность государства в части реализации конституционных гарантий соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. «Государство без справедливости - всего лишь рука обирающая» [3, с. 4] писал Св. Августин в «Граде Божьем», что противопоставляется «руке дающего», которая не оскуднеет, в духе понимания христианских религиозных канонов.

Тесно переплетаясь, духовно-нравственные, религиозные и морально-этические учения образуют ту систему ценностей, которая в синергии своих свойств, качеств и предназначений даёт человечеству возможность конвенционального, гармоничного и упорядоченного сосуществования во все времена. В этом смысле и право, и его принципы, выступают тем ценностным и мировоззренческим основанием духовного и социокультурного пространства, без которого не может стать эффективной «законность» - как явление юридического порядка, обладающее особой ценностью для методологии практической юридической деятельности [7].

С точки зрения догматической юриспруденции, нормативную основу законопорядка обеспечивает принцип законности. Теория право-законности, как отмечают авторы монографического исследования «Принцип законности: современные интерпретации» (Москва, 2019): «... страна, ожидающая гражданского мира и порядка. должна культивировать презумпцию безукоризненности законов и обязательности исполнения всеми всех правовых предписаний» [9, с. 15], что постулируется в соответствии с положениями Основного закона Российской Федерации 1993 года.

Системное переосмысление «турбулентностно-хаотической реальности» (В. Д. Зорькин), потребовало приложения немалых усилий ученых правоведов с позиции упорядочивания существенных модификаций правовой жизни на разных её уровнях (международный, региональный, локальный). Следует отдать должное органам государственной власти, продемонстрировавшим своевременную реакцию на современное состояние правокультурного континуума, подвергавшегося на протяжении последних десятилетий влиянию вестернизации, со всеми вытекающими сегодня из неё, последствиями. Отдавая предпочтение и почитая «традиционные» ценности западного права, всё что поступировалось на протяжении многовековой истории России принимало вторичный, несущественный характер. Очевидные последствия такой аккультурации заметным образом проявились в видоизменении и восприятии традиционных духовно-нравственных ценностей россиянами. Своевременно напомнить о них, интенсифицировать правокультурный процесс в формировании мировоззрения и правовоззрения соотечественников, предостеречь от доминирования, ассимиляции чуждой нам культуры, взяла на себя система органов государственной власти, так как реакция на ситуацию отчуждения системы российских ценностей уже очевидно требовала принятия безотлагательных решений. [5, с. 105]

Прежде всего стоит отметить значение внесенных в июне 2020 года в Конституцию России поправок, касающихся динамично развивающихся общественных отношений, регулирование которых потребовало от властно-государственных структур легитимизации как социально-экономических, как и духовно нравственных изменений и дополнений в законодательстве. Определяющими событиями в правовой жизни России назвал данные преобразования В. Д. Зорькин в статье «Под знаком Основного закона» (28.10.2021 г.). Одними из главных конституционных проблем автором обозначена: система противоречий между гарантиями личной и государственной безопасностью; нахождение разумного баланса и эффективной реализации конституционных принципов, максимально учитывающих постулаты правового и современного государства; сохранение «мировой субъектности» России; недопущение чрезмерных ограничений прав человека в целях защиты общего блага; защита конституционных ценностей в рамках доктрины прав человека и многое другое [4]. В частности, признание приоритета семейного воспитания, утверждение о историческом государственном единстве, сохранении памяти предков и преемственности идеалов и веры в Бога, патриотизм, гражданственность и другие традиционные российские ценности формализованы в преамбуле и в статьях 67.1, 75.1 и д. р.[1] Конституции. Ставшие новеллой в области особого внимания органов государственной власти к проблемам духовно-нравственных ценностей для установления правозаконности и законопо-рядка, данные дополнения продемонстрировали озабоченность государства состоянием культуры в российском обществе, в т. ч. правовой.

Следующим шагом актуализации российской правокультурной проблематики стал Указ Президента России №809 от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Последние признаются формирующими мировоззренческие ориентиры граждан России. У истоков данных ориентиров стояли такие уникальные исторические особенности многонационального народа Российской Федерации, как: крепкая семья, созидающий общественно-полезный труд; верность и служение Родине; гуманизм, справедливость и милосердие - демонстрирующие приоритет духовного над материальным у россиян [2]. Важной задачей гуманитарной отечественной науки, как отмечено в документе, является преумножение научного потенциала исследований, в том числе правовых, в области изучения духовно-нравственных начал наших сограждан, противостоящих угрозам национальной и культурной безопасности и тем социокультурным процессам, которые дестабилизируют правопорядок в российском обществе.

Таким образом, взаимодействие различных направлений современного теоретического правоведения с доктринальными задачами, постулируемыми органами власти при обосновании духовно-нравственных, религиозных, морально-этических и иных ценностей, обладает серьезным эвристическим потенциалом. Установление, функционирование и развитие качественных состояний правопорядка на основе ценностного

(аксиологического) подхода свидетельствует о развивающемся научном интересе к заявленной проблематике, решение вопросов которой суть потенциальная возможность обрести новый правокультурный опыт на фоне исторических грандиозных модификаций правовой картины мира.

Библиогра фия:

1) Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022). // СПС КонсультантПлюс.Дата обращения: 10.03.2023.

2) Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации http://p ravo.gov. ru, 09.11.2022, «Собрание законодательства РФ», 14.11.2022, N 46, ст. 7977. Дата обращения: 10.03.2023.

3) Бачинин, В. А. Энциклопедия философии и социологии права / В. А. Бачинин ; В. А. Бачинин. - Санкт-Петербург : Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2006. - (Юридические словари / Ассоц. юрид. центр). - ISBN 5-94201-468-X - EDN QWLSYX.

4) Зорькин В. Д. Под знаком Основного закона. Российская газета от 28.10.2021 г. №247 (8598)rg.ru.

5) Лягин, К. А. Нравственные основы правоприменительной политики / К. А. Лягин // Образование и право. - 2017. - № 6. - С. 104-108. - EDN

ZDGEJR.

6) Мальцев Г. В. Культурные традиции права: монография / Г. В. Мальцев. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 607 с.; 22 см.; ISBN 978-5-91768423-9 (Норма).

7) Сайфуллин, А. И. Законность - понятие, подходы, пути развития: общетеоретические аспекты / А. И. Сайфуллин // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 55-58. - DOI 10.24411/2076-1503-2020-10407. - EDN QWIJSH.

8) Солдатова, А. В. Особенности правовой культуры в социальном государстве / А. В. Солдатова, Я. В. Солдатов // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 4. - С. 157-160. - EDN MWFLXP.

9) Принцип законности: современные интерпретации : Монография / М. В. Антонов, М. В. Баранова, М. А. Беляев [и др.] ; Под общей редакцией М.А. Беляева, В.В. Денисенко, А.А. Малиновского. - Москва : Общество сограниченной ответственностью «Проспект», 2019. - 168 с. - ISBN 978-5-392-29721-4. - DOI 10.31085/9785392297214-2019-168. - EDN JHFXNT.

10) Честнов И. Л. Истоки Права: диахронные и синхронные измерение. Истоки и источники права : генезис и эволюция : монография / под ред. Р. А. Романова. - СПб : Алетейя, 2022. 482с.

References:

1) Konstituciya Rossijskoj Federacii(prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 01.07.2020 N 11-FKZ, ot 06.10.2022). // SPS Konsul'tantPlyus.Data obrashcheniya: 10.03.2023.

2) Ukaz Prezide nta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 g. № 809 «O b utve rz h den ii Osn ov gosudarstven n oj po litiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-n ravstven nyh cennostej» // Oficial' nyj i nter net-portal p ravovoj i nformacii http://p ravo.gov.ru, 09.11.2022, «Sobran ie zakonodatel'stva RF», 14.11.2022, N 46, st. 7977. Data obrashcheniya: 10.03.2023.

3) Bachinin, V. A. Enciklopediya filosofii i sociologii prava / V. A. Bachinin ; V. A. Bachinin. - Sankt-Peterburg : Izd-vo R. As lan ova «YU rid. centr P ress», 2006. - (YUridicheskie slovari / Assoc. yurid. centr). - ISBN 5-94201-468-X. - EDN QWLSYX.

4) Z o r'ki n V. D. P o d z n ako m Os n ov n ogo zak o n a. Rossijskay a gazeta ot 28.10.2021 g. №247 (8598) rg. ru.

5) Lyagin, K. A. Nravstvennye osnovy pravoprimenitel'noj politiki / K. A. Lyagin // Obrazovanie i pravo. - 2017. - № 6. - S. 104-108. - EDN ZDGEJR.

6) Mal'cev G. V. Kul'turnye tradicii prava: monografiya / G. V. Mal'cev. - Moskva : Norma : INFRA-M, 2013. - 607 s.; 22 sm.; ISBN 978-5-91768-423-9 (Norma).

7) Sajfullin, A. I. Zakonnost - ponyatie, podhody, puti razvitiya: obshcheteoreticheskie aspekty / A. I. Sajfullin // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 4. - S. 5558. - DOI 10.24411/2076-1503-2020-10407. - EDN QWIJSH.

8) Soldatova, A. V. Osobennosti pravovoj kul'tury v social'nom gosudarstve / A. V. Soldatova, YA. V. Soldatov // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. -2020. - № 4. - S. 157-160. - EDN MWFLXP.

9) Princip zakonnosti: sovremennye interpretacii : Monografiya / M. V. Antonov, M. V. Baranova, M. A. Belyaev [i dr.] ; Pod obshchej redakciej M.A. Belyae-va, V.V. Denisenko, A.A. Malinovskogo. - Moskva : Obshchestvo sogranichennoj otvetstven n ost'yu « Prospekt», 2019. - 168 s. - ISBN 978-5-392-29721-4. - DOI 10.31085/9785392297214-2019-168. - EDN JHFXNT.

10) CHestnov I. L. Istoki Prava: diahronnye i sinhronnye izmerenie. Istoki i istochniki prava : genezis i evolyuciya : monografiya / pod red. R. A. Romanova. -SPb : Aletejya, 2022. 482s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.