Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ГУМАНИЗМ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Степаненко Герман Николаевич

В статье рассматриваются проблемы репрезентации концепции гуманизма в научное пространство российской теории правовой политики как основы стратегий развития современного права и государства. Представители отечественной естественно-правовой школы, приложив с середины Х1Х века научные усилия к обоснованию верховенства прав и свобод человека и гражданина, предвосхитили период формирования конституционного законодательства, придав импульс развитию гуманистический идей в мировоззренческом и юридико-прикладных смыслах. Внимание акцентируется на гипотезе "подчинения позитивного права - естественному" в исследовательском пространстве российской теории правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Степаненко Герман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC CONCEPT OF THE LEGAL POLICY OF RUSSIA

The article deals with the problems of representation of the concept of humanism in the scientific space of the Russian theory of legal policy as the basis of strategies for the development of modern law and the state. Representatives of the Russian school of natural law, having applied scientific efforts since the middle of the nineteenth century to substantiate the supremacy of human and civil rights and freedoms, anticipated the period of formation of constitutional legislation, giving impetus to the development of humanistic ideas in ideological and legal-applied senses. Attention is focused on the hypothesis of "subordination of positive law to natural law" in the research space of the Russian theory of legal policy.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_6 УДК 342

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ THE HUMANISTIC CONCEPT OF RUSSIA'S LEGAL POLICY

СТЕПАНЕНКО Равия Фаритовна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права

Казанского (Приволжского) федерального университета;

профессор кафедры теории и истории государства и права

УВО «Университет управления «ТИСБИ», г. Казань.

420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

E-mail: stepanenkorf@yandex.ru;

СТЕПАНЕНКО Герман Николаевич,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социальной философии Казанского (Приволжского) федерального университета. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: stepanenkorf@yandex.ru;

Stepanenko Raviya Faritovna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law

Kazan (Volga Region) Federal University; Professor of the Department of Theory and History of State and Law

UVO "University of Management "TISBI", Kazan.

420008, Republic of Tatarstan, Kazan, Kremlevskaya str., 18.

E-mail: stepanenkorf@yandex.ru;

Stepanenko Herman Nikolaevich,

The candidate of Philos.Associate Professor, Associate

Professor of the Department of Social Philosophy Kazan (Volga Region) Federal University. 420008, Republic of Tatarstan, Kazan, Kremlevskaya str., 18. E-mail: stepanenkorf@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы репрезентации концепции гуманизма в научное пространство российской теории правовой политики как основы стратегий развития современного права и государства. Представители отечественной естественно-правовой школы, приложив с середины Х1Х века научные усилия к обоснованию верховенства прав и свобод человека и гражданина, предвосхитили период формирования конституционного законодательства, придав импульс развитию гуманистический идей в мировоззренческом и юридико-прикладных смыслах. Внимание акцентируется на гипотезе "подчинения позитивного права - естественному" в исследовательском пространстве российской теории правовой политики.

Abstract: The article deals with the problems of representation of the concept of humanism in the scientific space of the Russian theory of legal policy as the basis of strategies for the development of modern law and the state. Representatives of the Russian school of natural law, having applied scientific efforts since the middle of the nineteenth century to substantiate the supremacy of human and civil rights and freedoms, anticipated the period of formation of constitutional legislation, giving impetus to the development of humanistic ideas in ideological and legal-applied senses. Attention is focused on the hypothesis of "subordination of positive law to natural law" in the research space of the Russian theory of legal policy.

Ключевые слова: правовая политика, естественное право, гуманизм, права и свободы человека и гражданина.

Keywords: legal policy, natural law, humanism, human and civil rights and freedoms.

Для цитирования: Степаненко Р.Ф., Степаненко Г.Н. Гуманистическая концепция правовой политики России //Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 6-8. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_6.

For citation: Stepanenko R.F., Stepanenko H.N. The humanistic concept of Russia 's legal policy // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 6-8. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_6.

Статья поступила в редакцию: 05.06.2022

Неустойчивость и неопределенность современного миропорядка находят свое проявление в острейших проблемах геополитического характера, влекущих за собой процессы отчужденности и маргинализации отдельных государственных образований, а также социокультурных межличностных коммуникаций. Паллиативность принимаемых решений, направленных на низвержение политических, экономических, правовых, культурных, информационных и иных взаимодействий оставляет без внимания проблемы конкретного человека, его права и свободы, потребности и интересы.

Водоворот глобализации, поглощающий и нивелирующий правовую среду, коммуникативные и гуманистические начала права, преобразовал социальные институции в Общество потребления, Общество риска, с доминированием в них прагматичных и утилитарных запросов индивидов, за пределами которых остаются общечеловеческие ценности справедливости, равенства, свободы, гуманизма. Сказанное имеет отношение к девальвации мировоззренческих и аксиологических основ правокультурного пространства как в России, так и за рубежом. Философия потребления и обособления собственного интереса трансгранична и крайне «живуча», в т.ч. в условиях утрачивающих силу сюжетов глобализации.

Гуманизм, как редкостное сегодня явление, как не характерное для современности особенное понимание общественных отношений, как «ускользающая» из сферы научных исследований философско-этическая категория, получает импульс к реактуализации его значений и смыслов в связи с беспрецедентными мировыми событиями, не имеющими аналогов опыта и практики противодействия им. Отнюдь не менялась по сути, утилитаризм - как принцип полезности - приобрел настолько необъятные масштабы и, с другой стороны, специфический прагматичный характер, что

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

цели ее (полезности) достижения не пренебрегают использованием самых безнравственных, аморальных средств явно неправового свойства.

Историософия возвращает исследовательскую мысль в эпоху античной науки, изучавшей «золотой век догреховности», когда человечество не нуждалось в сдерживании своих инстинктов, оно существовало (как писали Сенека и Руссо) в сообразности с природой вещей и во имя общего блага, управляя своими страстями. В примитивном состоянии, в отсутствии частной собственности царил лучший порядок, что в совокупности объясняло добрую природу человека в отличие от «темной стороны» его порочных пристрастий. «...Со временем эта первобытная невинность исчезла; и алчность разрушила радость совместного бытия и наслаждения жизнью. алчность разделила некогда счастливое общество. тогда-то у людей возникла потребность создавать законы. потребность в светском праве и всех связанных с ним инструментов»[2].

Разумеется, любое общество и государство на пути цивилизованного развития всегда прибегает к обращению ценностных оснований в эволюционных стратегиях, без чего немыслимо последовательное и эффективное выполнение государством своего социального предназначения [7]. Особенно заметным такое желание становится в кризисные периоды. Здесь существенно возрастает роль философии и социогуманитар-ных наук, всегда находящихся в поиске тех универсалий, при помощи которых возможны позитивные трансформации мировоззренческих оснований и социального опыта нежелательных практик.

Одной из таких универсалий, транслирующих антропоцентристские модели культурно-нравственной эволюции, является феномен гуманизма. Категория «гуманизм» в научный и просветительский оборот была введена немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808г. как манифестирующая «самодостаточную и самосознающую» значимость и ценность человека [1]. Провозглашая все античеловеческое, способствующее отчуждению человека-античеловеческим, концепция гуманизма за всю историю своего существования неоднократно подвергалась преследованию, но находила силы для возрождения и легитимизации в культурном пространстве прежде всего философских, а также правовых идей и взглядов.

Образы гуманизма были актуализированы в концепции возрожденного естественного права в «золотой век российского правоведения» и легли в основу научного творчества отечественных мыслителей и философов права ( Вышеславцев Б.П., С.И. Гессен, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Б.А. Муромцев, Новгордцев П.И., Трубецкой Е.Н. и многие другие) в той или иной мере «морализирующего и мистифицирующего» (В.Н. Жуков) само естественное право.

Гуманистические идеи российской концепции возрожденного естественного права расходились в понимании гуманизма с его сугубо антропоцентричным и индивидуалистическим контекстом зарубежных исследователей. В ХХ веке теории прагматизма и утилитаризма в различной степени модифицируя доктрину естественного права, абсолютизировали природу человека и его роль в цивилизационном процессе, одновременно отмечая отдельные уникальные «возможности отдельных рас и этносов». Отечественная теория естественного права, в целом следуя гуманистическим идеалам, однако также имела отдельные отступления от «генеральной линии» гуманизма, предположим в славянофильстве, со всеми гипотетическими допущениями и идеализациями. Придать гуманистический примирительный характер проблемам защищенности и равенства прав и свобод человека было призвано право, как справедливая и разумная мера свободы и равенства, а также закон в его юридико-догматическом понимании.

Рассуждая о совершенствовании права и развитии законодательства в гуманистическом русле С.А. Муромцев обосновывает необходимость формулирования правовой политики: «... в смысле теории искусства. что должно быть, к чему следует стремиться» [4] в области права. В этот же период о правовой политике (политике права) пишут Л.И. Петражицкий, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершневич и др., с точки зрения развития права в естественно-правовой социологической модальностях.

Позднее, обосновывая идею о философской природе гуманистического права, С.С. Алексеев в работе «философия права», высказывая позицию покаяния за многолетнюю популяризацию марксистско-ленинской идеологии и приверженности ей, объясняет многомерность понимания права уже не столько в «юридико-прикладном аспекте», сколько в его обусловленности целым комплексом факторов экономического, политического, этнического и иного характера, зависимости правовых установлений от произвола власти, диктата идеологии, но главное из философского его видения и исторического предназначения: «... которое состоит в конечном итоге в утверждении в жизни людей свободы в ее глубоком, истинном человеческом смысле и значимости» [8, C.95]. И здесь, возрождение теории естественного права, вызванное кризисными явлениями общественной системы ХХ века, воплощенное в идеях Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Л. Петражицкого и др. стало: «... фундаментальной основой в построении правовой системы, соответствующей потребностям современного гражданского общества» [8, C.116], справедливо отмечено С.С. Алексеевым.

Философия правозаконности концентрирующаяся вокруг человека и человеческих ценностей в ее персоноцентрическом значении, основанная на началах: «... строжайшего, неукоснительного проведения в жизнь не любых и всяких норм, а начал гуманистического права, прежде всего основных неотъемлемых прав человека. общедемократических правовых принципов, частного права, независимого правосудия.» [8, C.132] есть философия гуманистического права, правящего в обществе.

Сказанное составляет основу одной из вариаций доктрин правовой политики - как «теории искусства управления делами общества» (С.А. Муромцев) при помощи права. Отечественная теория правовой политики, разрабатываемая правоведами Саратовской научной школы со второй половины ХХ века (Н.И. Матузов, А.В. Малько, О.Ю. Рыбаков, В.А. Рудковский и др.), репрезентирует множество идей и гипотез развития права в ценностно-мировоззренческом и инструментально-прикладном аспектах. Будучи методологической основой стратегии эволюции и логики развития права, данная теория последовательно манифестирует аксиологические начала правовой государственности на всех этапах ее развития.

Новая версия теории правовой политики, обосновывая концептуальные современные основы развития права, опирается (как и в кон-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)

цепции гуманистического права С.С. Алексеева) на признание и максимальную реализацию посылов естественного права. Более того, определяя правовую политику как: «управление позитивным правом для подчинения его праву естественному» [б], и появляется возможность оценить эту политику как правовую, действующую на опережение, считают О.Ю. Рыбаков и С.В. Тихонова. Полисубъектный состав акторов и участников такой правовой гуманистической политики (начиная с институтов гражданского общества до главы государства), способствует прогрессивному развитию и реализации политики права при условии согласованности интересов и потребностей личности, общества и государства. Ценностные основания политики права, оставаясь неизменными, базируются на абсолюте нравственности, справедливости в любые, даже непростые как сегодня времена.

«Изменение общественного строя и системы права предполагают и радикальные, стихийное изменение ценностных ориентаций. Однако если провести анализ истории развития правовой мысли, то прослеживаются стойкие (абсолютные) ценности, не меняющиеся независимо от революций, войн и других катаклизмов в обществе» [3, C.577-579]. Действующий Основной закон России, признавая высшей ценностью права и свободы человека и гражданина, будучи «планом будущего для России», а точнее - «законом законов» или же «инструментом государственной власти, осуществляющей сервисную функцию» [б], представляет собой безусловную ценность, но относительного свойства. Поправки, вносимые в конституционные акты, свидетельствуют о ценностях-долженствования и ценностях-средствах к достижению которых стремится право через реализацию институциональных функций и путем охранения ценностей-целей от пренебрежения ими.

Абсолютные ценности в праве, как известно, не подвержены изменениям, это концепты, основоположения, содержащиеся в общеправовых принципах справедливости, равенства, свободы, гуманизма. Право по своей природе есть (должно быть) проявление гуманизма, придающее самому человеку - для которого живет и действует право - абсолютную ценность. «Золотой век» российской юриспруденции, создавший и развивавший гуманистическую идею равного начала Бога, человека и природы, возродил нормативно-ценностную парадигму естественного права. Воссоединившись с относительной ценностью догмы права, с метафизикой права и став цивилизационной моделью правового развития в целом, естественное право сподвигло законотворчество на признание прав и свобод человека высшей ценностью, закрепив это положение в Основном законе России и в стратегиях развития гуманистической правовой политики России.

Библиогра фия:

1. Всемирная энциклопедия/ Философия. Главн. науч. редактор и составитель А. А. Грицанов. M.: ACT, Mk: Харвест, Современный литератор, 2001.— 1312 с.

2. Деннис Ллойд Идея права / Перевод с английского: M. А. Юмашева, Ю. M. Юмашев; научный редактор Ю. M. Юмашев. Изд. 5-е. M.: «КНИГО-ДЕЛ», 2009. — 376 с.

3. Каландаришвили, З. Н. Проблема становления ценностных ориентаций в российской правовой культуре в эпоху глобализации / З. Н. Каланда-ришвили // Современные глобальные вызовы и национальные интересы : XVI Mеждународные Лихачевские научные чтения, Санкт-Петербург, 19-21 мая 2016 года / Российская академия наук, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, при поддержке Mинистерства иностранных дел РФ. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2016. - С. 577-579. - EDN WKVRJP.

4. Mуромцев, С. А. Определение и основное разделение права / С. А. Mуромцев. — Mосква : Издательство Юрайт, 2017. — 210 с.

б. Ромашов, Р. А. Конституционно-правовые системы современного мира: опыт сравнительного анализа (статья 1) / Р. А. Ромашов // Ленинград-

ский юридический журнал. - 2022. - № 1(67). - С. 19-32. - DOI 10.35231/1813б230_2022_1_19. - EDN VBCHCH.

6. Рыбаков, О. Ю. Правовая политика как управление позитивным правом: новая версия теории правовой политики / О. Ю. Рыбаков, С. В. Тихонова // Lex russica (Русский закон). - 201 б. - Т. 100. - № 3. - С. 7-18. - EDN TMZSWX.

7. Солдатова, А. В. Теория социального государства о правовой природе социальной функции государства / А. В. Солдатова, Я. В. Солдатов // Образование и право. - 2021. - № 3. - С. 77-80. - DOI 10.24412/207б-1503-2021 -3-77-80. - EDN OCAHYX.

8. Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы / С. С. Алексеев. - Mосква : HОРMА, 1999. - 329 с.

References:

1. Vsemimaya enciklopediya/ Filosofiya. Glavn. nauch. redaktor i sostavitel' A. A. Gricanov. M.: ACT, Mn.: Habest, Sovremennyj literator, 2001.— 1312 s.

2. Dennis Llojd Ideya prava / Perevod s anglijskogo: M. A. YUmasheva, YU. M. YUmashev; nauchnyj redaktor YU. M. YUmashev. Izd. 5-e. M.: «KNI-GODEL», 2009. — 37б s.

3. Kalandarishvili, Z. N. Problema stanovleniya cennostnyh orientacij v rossijskoj pravovoj kul'ture v epohu globalizacii / Z. N. Kalandarishvili // Sovremennye global'nye vyzovy i nacional'nye interesy : XVI Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chteniya, Sankt-Peterburg, 19-21 maya 201б goda / Rossijskaya akademiya nauk, Kongress peterburgskoj intelligencii, Sankt-Peterburgskij gumanitamyj universitet profsoyuzov, pri podderzhke Ministerstva inostrannyh del RF. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gumanitamyj universitet profsoyuzov, 201б. - S. 577-579. - EDN WKVRJP.

4. Muromcev, S. A. Opredelenie i osnovnoe razdelenie prava / S. A. Muromcev. — Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2017. — 210 s.

5. Romashov, R. A. Konstitucionno-pravovye sistemy sovremennogo mira: opyt sravnitel'nogo analiza (stat'ya 1) / R. A. Romashov // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2022. - № 1(67). - S. 19-32. - DOI 10.35231/1813б230_2022_1_19. - EDN VBCHCH.

6. Rybakov, O. YU. Pravovaya politika kak upravlenie pozitivnym pravom: novaya versiya teorii pravovoj politiki / O. YU. Rybakov, S. V. Tihonova // Lex rus-sica (Russkij zakon). - 2015. - T. 100. - № 3. - S. 7-18. - EDN TMZSWX.

7. Soldatova, A. V. Teoriya social'nogo gosudarstva o pravovoj prirode social'noj funkcii gosudarstva / A. V. Soldatova, YA. V. Soldatov // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 3. - S. 77-80. - DOI 10.24412/207б-1503-2021 -3-77-80. - EDN OCAHYX.

8. Filosofiya prava: istoriya i sovremennost. Problemy. Tendencii. Perspektivy / S. S. Alekseev. - Moskva : NORMA, 1999. - 329 s.

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.