Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ориентиры медийной публицистики А. И. Солженицына (на материале газетно-журнальных изданий 2000-х гг. )'

Духовно-нравственные ориентиры медийной публицистики А. И. Солженицына (на материале газетно-журнальных изданий 2000-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / МЕДИЙНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сопова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются духовно-нравственные ориентиры публицистических текстов А. И. Солженицына в газетно-журнальных изданиях 2000-х годов. Солженицын неоднократно подчеркивал первостепенное значение русского православия в жизни народа, как духовной скрепы нации. Автор статьи анализирует насущные вопросы духовности и путей укрепления православия в России и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ориентиры медийной публицистики А. И. Солженицына (на материале газетно-журнальных изданий 2000-х гг. )»

Духовно-нравственные ориентиры медийной публицистики А. И. Солженицына (на материале газетно-журнальных изданий 2000-х гг.)

Сопова А. С.

Сопова Анна Сергеевна - преподаватель,

Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил, филиал,

Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются духовно-нравственные ориентиры публицистических текстов А. И. Солженицына в газетно-журнальных изданиях 2000-х годов. Солженицын неоднократно подчеркивал первостепенное значение русского православия в жизни народа, как духовной скрепы нации. Автор статьи анализирует насущные вопросы духовности и путей укрепления православия в России и мире.

Ключевые слова: духовность, православие, медийная публицистика, информационное пространство, публицистический текст,

Одной из краеугольных проблем исторического развития человечества в XXI веке, по мнению А. И. Солженицына, являются вопросы судьбы русской православной церкви, ее служителей, с одной стороны, и ее взаимоотношений с католическим миром, с другой стороны. «Новая высота исторического сознания и новое время позволили Солженицыну выступить с «открытой» авторской позицией» [1, с. 182]. В своей медийной публицистике 2000-х годов он подверг глубокому осмыслению место человека в мироздании, его роль в эволюции исторического процесса. Русская православная церковь, по его словам, «испытав жестокое крушение», когда «чуть ли не 90 % священников было в свое время уничтожено, - она, конечно, с огромным трудом поднималась и еще поднимается из этого разгрома. Ее естественным движением было восстанавливать здания, храмы, монастыри - это было естественно, но, боюсь, что она не успела уследить за ходом процесса, отстала от процесса и сейчас отстает, потому что процесс духовный, да и бытийный, - он не замирает, он движется, и одним восстановлением материальной стороны Церкви нельзя ограничиться» [2, с. 39].

Переходя к диалогу между православной и католической Церковью, он заметил, что «величайшая беда христианства - раскол Церкви на Западную и Восточную. Если мерить тысячелетиями, то христианство было едино лишь одно тысячелетие, а вот второе - уже раскол, что и сказалось на всем ходе Истории» [3, с. 39]. (Особенность правописания заглавных понятий характерна для манеры А. И. Солженицына). Далее он подчеркивает, что в диалоге церквей «не должно быть как бы надменного перевеса какой-нибудь стороны над другой и желания проводить миссионерство на территории другой» [4, с. 40]. По его мнению, попытки католической церкви вести незаконно миссионерскую деятельность на территории русской православной церкви в годы репрессий и гонений православия в 20-е годы прошлого столетия недопустимы. А. И. Солженицын тепло отозвался о Папе Иоанне Павле II, дав высокую оценку его личностным качествам и деятельности на посту главы католической церкви в интервью с В. Страда: «Что касается Папы, я неоднократно высказывал свое восхищение этой личностью, его образом, я рад, что мне пришлось с ним познакомиться, беседовать. Восхищаюсь им и считаю, что вся его эра для католической церкви и вообще для всего мира - огромное счастье» [5, с. 40].

Как гражданина и человека глубоко верующего, А. И. Солженицына всегда волновала судьба русского Православия, его тысячелетняя история, полная испытаний и драматизма, особенно трагический период в его развитии в XX веке. Его задачей было донести через информационное пространство свое видение духовных основ общества. Отвечая на вопрос П. Холенштейна о роли и значении Русской православной церкви в современном российском обществе, А. И. Солженицын ответил: «Ныне православная Церковь свободна от государственного влияния и не встречает административных препятствий в своей деятельности» [6, с. 51]. Он также заметил, что в течение семидесяти лет были сильные гонения и преследования Церкви со стороны властей, сопровождающиеся разрушением храмов и уничтожением священнослужителей, а сейчас Церковь «постепенно оправляется» от происшедшего.

В 2005 году в одиннадцатом номере журнала «Родина» была опубликована статья А. И. Солженицына «Православная церковь в это смутное время» [7] о значении православия для русского народа в различные исторические эпохи развития государства и общества.

Вера рассматривается им как скрепляющий фактор для всей нации, для всего народа России на все времена. А. И. Солженицын отмечает в статье сложности возрождения православной церкви из разрушений и унижений. Он считает, что народу необходимо, чтобы «голос Церкви когда-то же твердо зазвучал в помощь нам и в защиту, в повседневном нашем барахтаньи» [8, с. 122]. В статье звучат призывы «поддержать возрождающуюся Православную Церковь и славные традиции российского патриаршества», несущие в себе положительную силу по объединению народных масс.

Общество всегда сильно своей верой, своими целями и устремлениями к светлым идеалам добра и справедливости. А. И. Солженицын указывает на то, что все религии мира «социально активны» и несут в себе положительную составляющую по объединению народных масс. Он справедливо считает, что «православная Церковь должна занять достойное место в общественной жизни России (найти место и в армии), однако в

достойной же мере не опускаясь до профанации обрядов (как освящение суетных угодий). И не входя в конфликт с другими традиционными в России религиями» [9, с. 123]. Солженицын напоминает о «неокреплости» восстанавливаемых духовных училищ, которым трудно справляться с задачей по обеспечению всех приходов страны высокообразованными священниками, пишет о сложностях в реформировании современного церковного уклада, о становлении православного образовательного процесса, о необходимости «истинного примирения с нашей кореннейшей ветвью, со старообрядцами» [10, c. 123]. Он видит сильнейшую опасность в нынешнем буйстве различных языческих течений, миссионерской пропагандистской деятельности западных сектантских проповедников, в возвышении патриотизма в ущерб православию, в национальном распылении, свирепом язычестве. А. И. Солженицын призывает соотечественников укреплять национальное сознание, патриотический дух, христианскую мораль и нравственность.

Таким образом, отношение А. И. Солженицына к религии всегда занимало особое место в его творчестве. Будучи глубоко верующим человеком, он считал себя божьим учеником, которому доверена особая миссия -говорить правду.

Этому постулату А. И. Солженицын следовал всю жизнь, даже находясь вдали от родины, испытывая трудности, он не терял веры в бога, верил, что именно это помогает ему писать. Как автор медийных текстов, функционирующих в информационном пространстве, он старался донести до читательской аудитории идеи русского православия, христианской морали и нравственности.

Литература

1. Щедрина Н. М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века. М.: Памятники исторической мысли. 2010. 320 с.

2. Солженицын А. И. Беседа с В. Страда. // Между двумя юбилеями (1998-2003): Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына: Альманах. / Сост. Н. А. Струве, В. А. Москвин. М.: Русский путь, 2005. 554 с. Беседа была снята на кинопленку в доме писателя для демонстрации на конференции, посвященной его творчеству, в итальянском городе Пенно (24-25 ноября 2000 г.). Русский текст впервые напечатан в кн.: А. И. Солженицын. На возврате дыхания: Избранная публицистика. М.: Вагриус, 2004. 720 с.

3. Солженицын А. И. Интервью с П. Холенштейном. // Между двумя юбилеями (1998-2003): Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына: Альманах. / Сост. Н А. Струве, В. А. Москвин. М.: Русский путь, 2005. 554 с. Интервью дано в декабре 2003 года для швейцарского еженедельника «Weltwoche», где напечатано 4 января 2004 года. На русском языке впервые опубликовано в кн.: А. И. Солженицын. На возврате дыхания: Избранная публицистика. М.: Вагриус, 2004. 720 с.

4. Солженицын А. И. Православная церковь в это смутное время. Духовный дар [о смутном времени]. // Родина. № 11. 2005. С. 122-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.