Научная статья на тему 'Собенности дискурсивности медийных публицистических текстов А. И. Солженицына'

Собенности дискурсивности медийных публицистических текстов А. И. Солженицына Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА / АВТОРСКАЯ ИНТЕНЦИЯ / ДИСКУРСИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сопова Анна Сергеевна

Автор статьи рассматривает особенности коммуникативного воздействия А.И. Солженицына-публициста с читательской аудиторией в печатных СМИ начала XXI века. Предметом исследования является дискурсивная составляющая, которая определяет смысловую и эстетическую организацию публицистических текстов. Газетно-журнальная публицистика А.И. Солженицына играет важную роль в развитии общественного мнения в отечественном и зарубежном медийном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Собенности дискурсивности медийных публицистических текстов А. И. Солженицына»

Особенности дискурсивности медийных публицистических текстов А.И. Солженицына Сопова А.С.

Сопова Анна Сергеевна /Sopova Anna Sergeevna - преподаватель, кафедра иностранных языков,

Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал,

г. Краснодар

Аннотация: автор статьи рассматривает особенности коммуникативного воздействия А.И.

Солженицына-публициста с читательской аудиторией в печатных СМИ начала XXI века. Предметом исследования является дискурсивная составляющая, которая определяет смысловую и эстетическую организацию публицистических текстов. Газетно-журнальная публицистика А.И. Солженицына играет важную роль в развитии общественного мнения в отечественном и зарубежном медийном пространстве. Ключевые слова: агент медийного пространства, авторская интенция, дискурсивность, коммуникативное воздействие, медийное пространство, публицистический дискурс.

Публицистическое наследие А.И. Солженицына в отечественных и зарубежных газетно-журнальных изданиях заключает в себе богатый жизненный опыт. Автор объединяет в своем творчестве и кредо творца, и общественно-политические воззрения, которые отражены в статьях, выступлениях, интервью. Слово Солженицына всегда обладает мощной идеологической силой. Новизна и актуальность информационной насыщенности публицистики во многом определена складывающимися политическими изменениями в жизни общества, не лишенными заметных противоречий. В соответствии с коммуникативной концепцией медийные публицистические произведения являются конечной составляющей его конструктивного диалога как автора с читательской аудиторией. Дискурс в публицистике А.И. Солженицына - это, прежде всего, коммуникативно-когнитивное событие, которое определяет восприятие участников процесса коммуникации.

Публицистический дискурс как лингвистическое явление сопряжен с информацией, ее передачей или интерпретацией и трактовкой, с определяемыми целями и задачами, безусловно, факт когнитивный. Коммуникация в публицистических текстах определяется как опосредованная форма коммуникативного воздействия автора с аудиторией, направленного на формирование целостной и объективной картины современной действительности посредством оперативного сообщения социально значимой информации, ее анализа и авторской интерпретации.

Необходимо разграничить две сферы существования и актуализации любого текста: статичную и динамичную. Отметим тот факт, что статичная составляющая проявляется в форме функционально -сущностного ядра, выполняющего основную задачу фиксации и хранения в неизменном виде объективной сущности текста, придавая его структуре стабильность, константность (неизменяемость), равенство самому себе. А также любой текст имеет в себе потенциал для динамики, заключающийся в различных проявлениях свойства коммуникативности, способности текста быть «соединяющим (связующим) звеном» при налаживании контакта между людьми, а также являющегося полноправным участником общения (коммуникации) «автор ^ ^ аудитория». Ко второй половине ХХ века информационные технологии в

мировом медийном пространстве развивались по различным направлениям. Одним из них был так называемый «критический анализ дискурса».

Несомненен тот факт, что одним из направлений речевой коммуникации является дискурс, поскольку он ориентирован практически на рассмотрение и теоретическое обоснование основных аспектов действия, также обсуждение и принятие к сведению мнений различных сторон того или иного акта. Любой текст является результатом деятельности человека или группы людей, действующих в какой-то обусловленной социальной ситуации. Публицистическая же коммуникация является одним из видов речевой коммуникации. В рамках публицистического текста дискурс Солженицына является достаточно сложным и многогранным понятием, включающим в себя процесс создания и функционирования данного лингвистического языкового произведения в информационном поле. Солженицынские тексты, обладающие свойствами дискурса, приобретают достаточную гибкость и способность к трансформации согласно окружающей действительности. Прагматический фактор служит информационному обеспечению текста смысловым содержанием, идеями и образами, которые автор предлагает в рамках медийной коммуникации читателям (адресатам).

На идеологическом уровне публицист Солженицын, общаясь с читательской аудиторией, в рамках информационного поля определяется с поиском единомышленников. На социокультурном уровне он определяет в своей читательской аудитории именно тех адресатов, которые могут по уровню своего развития соответствующим образом воспринять систему образов его произведений, уделяя анализу социокультурной среды современного общества огромное внимание, так как считает именно уровень культуры одним из основных показателей развития общества. Конечно же важен и психологический настрой читательской аудитории и всего общества в целом. По этому поводу Александр Солженицын

сказал: «Я объехал двадцать семь областей. И видел множество людей, которые жаждут вложиться в общее творчество - в созидание социальное, производственное, земельное, общественное, хотят соединиться, хотят работать. Их давят, не дают им развернуться, никто их не поддерживает. Этот потенциал, который ещё, слава Богу, есть в нашем народе, я сумел его ощутить на многих больших, по полторы тысячи человек, встречах, которые были на моём пути, - этот потенциал только и поддерживает меня» [2, с. 11]. От уровня развития психики зависит специфика восприятия и внутренняя потребность индивидуального и коллективного участия в процессе коммуникации.

Эстетический уровень дискурса в публицистическом тексте влияет на содержательность формы, на эффективность воздействия на аудиторию, на единство формы и содержания, а это непреложные характеристики произведений информационного искусства в рамках медийного процесса. Дис-курс чрезвычайно актуален особенно в отношении автор (адресант) ^ ► читательская аудитория (адресат).

Публицистический текст как объект информационного медийного пространства приобретает несравненно большую популярность среди читающей аудитории в стране и в мире в целом. Однако при этом нельзя сказать, что литературный художественный текст утратил свою актуальность.

Одним из основных признаков дискурсивности публицистических текстов является авторская интенция, которая соответствует коммуникативному намерению автора. «Интенция (лат. intention - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет» [4, с. 183]. Публицистические тексты А. И. Солженицына информационно насыщены, автор пишет «очень плотно», каждая фраза предельно отточена, информационно емка и несет в себе огромный смысловой потенциал. Эти факторы способствуют эффективности взаимодействия его авторских публицистических текстов с читательской аудиторией в рамках информационного медийного пространства. С одной стороны, большой объем потенциальной информации в публицистических текстах А. И. Солженицына определяет информационную насыщенность, которая отражает наличие таких особенностей, как эффективность, информативность, объективность. С другой стороны, данные публицистические термины отражают максимальную реализацию его авторского потенциала.

Информационная эффективность солженицынских текстов известна еще с 60-х годов ХХ века. Его слово пробивало себе дорогу к читающим народным массам через самиздат и тамиздат. На протяжении своего долгого творческого пути автор ни разу не изменил своим принципам. Константность его воззрений подтверждается тем, что и в начале XXI века его помыслы и стремления были те же: словом воздействовать и побуждать людей к позитивным преобразованиям в родном Отечестве. Его статьи звучат как призывы, манифесты, обращенные к соотечественникам, к братьям-славянам, ко всему человечеству. «Именно православность, а не имперская державность создала русский культурный тип. Православие, сохраняемое в наших сердцах, обычаях и поступках, укрепит тот духовный смысл, который объединяет русских выше соображений племенных. Если в предстоящие десятилетия мы будем еще, еще терять и объем населения, и территории, и даже государственность - то одно нетленное и останется у нас: православная вера и источаемое из нее высокое мирочувствие» [3, с. 123] - пишет А.И. Солженицын в статье «Православная церковь в это смутное время. Духовный дар».

Бесспорным является то, что авторская интенция дискурсивности солженицынских текстов как объектов информационного поля обладает коммуникативностью. При этом коммуникативное намерение автора, содержание текста и его композиционное строение, структура текста - безусловно подчинены единым целям, авторским требованиям, коммуникативным намерениям автора как агента медийного пространства.

Все перечисленные требования к авторским текстам соответствуют тем медийным стандартам, которые поставлены перед мастерами печатного слова.

Творческие намерения А. Солженицына и, вследствие этих намерений созданные им публицистические тексты, не утратили своей актуальности сегодня и, несомненно, будут востребованы в будущем. Какие же мощнейшие рычаги двигали творческими порывами автора? Какие потенциальные силы способствовали превращению творческого намерения в информационный медийный текст?

Современный публицистический текст является эффективным средством коммуникации. Медийные тесты А. И. Солженицына включены в прагматические отношения, поскольку у них всегда есть читатель (адресат). Солженицынские тексты всегда отличала новизна, оригинальность замысла и излагаемой в них информации; в своих медийных текстах последнего периода жизни он обращался к актуальнейшим вопросам и проблемам современности. Именно поэтому его творчество востребовано не только в России, но и во всем мире. Как заметил Его Высочество Принц Уэльский Чарльз: «Нам нужна будет каждая крупица его мудрости для того, чтобы противостоять тем вызовам, которые встают перед нами» [1, с. 81].

Публицистические тексты А.И. Солженицына отличаются своей авторской неповторимостью, так как являются отражением самых насущных жизненных вопросов современного общества, политического устройства страны, глобальных проблем.

Литература

1. Приветствие Принца Уэльского Чарльза // Путь Солженицына в контексте Большого времени: Сборник памяти: 1918-2008 / Сост., подгот. текста и общ. ред. Л.И. Сараскиной. М.: Русский путь, 2009. - 480 с.

2. СолженицынА.И. Духовное падение гораздо страшнее физического: [выступление А. Солженицына на встрече с читателями / Записал В. Радзишевский] // Литературная газета. - 2000. - 24 - 30 мая (№ 21). -С. 1, 11.

3. Солженицын А.И. Православная церковь в это смутное время. Духовный дар: [о смутном времени] / А.И.

Солженицын. - 2005.- Родина. - № 11. - С. 122 - 123.

4. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. М.: Инфра-М, 2007. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.