Научная статья на тему 'Духовно-нравственные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне'

Духовно-нравственные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1181
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СССР / ВОЙНА И ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ В СССР / ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИЯ / ПАТРИАРХ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOVIET UNION / WAR AND THE CHURCH / ORTHODOXY IN THE USSR / STATE-RELIGION RELATIONS / RELIGION / PATRIARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпенкова Таисия Викторовна, Никулин Максим Владимирович

Русская православная церковь внесла важный вклад в дело мобилизации верующих в действующую армию, оказала посильную материальную помощь фронту и населению как неоккупированной, так и оккупированной территории, а своей международной деятельностью способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом. Духовенство утешало верующих в скорби, поддерживало высокий настрой тружеников тыла, призывало верить в окончательную победу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Orthodox Church, has made an important contribution to the mobilization of believers in the army, to provide all possible financial assistance to the front and to the population on both unoccupied and occupied territories, and its international activities contributed to the provision of our homeland moral and material assistance from the various religious organizations abroad. The clergy comforted the faithful in tribulation, maintained a high spirit war workers, called to believe in the final victory.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне»

К 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне

Духовно-нравственные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне

Т.В. Карпенкова, М.А. Никулин

Русская православная церковь внесла важный вклад в дело мобилизации верующих в действующую армию, оказала посильную материальную помощь фронту и населению как неоккупированной, так и оккупированной территории, а своей международной деятельностью способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом. Духовенство утешало верующих в скорби, поддерживало высокий настрой тружеников тыла, призывало верить в окончательную победу.

Ключевые слова: Русская православная церковь, СССР, война и церковь, Православие в СССР, государственно-религиозные отношения, религия, Патриарх

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 1 (18). С. 105-113.

В годы Великой Отечественной войны Русская православная церковь активно включилась в борьбу советского народа против немецкофашистских захватчиков. Сразу же после выступления В.М.Молотова по радио 22 июня 1941 г. патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился с воззванием ко всем православным жителям страны с призывом к выполнению священного долга - защите своего Отечества [1]. Более 23 раз митрополит Сергий за годы войны обращался с патриотическими призывами к пастве.

Духовенство утешало верующих в скорби, поддерживало высокий настрой тружеников тыла, призывало верить в окончательную победу. Разумеется, в годы войны среди верующих и священнослужителей нашлась и горстка предателей Родины, служившая фашистам на оккупированных территориях. Но в целом и в подавляющем большинстве ду-

Карпенкова Таисия Викторовна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: karpencova@nm.ru.

Никулин Максим Владимирович - аспирант кафедры «Отечественная история» ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова».

Адрес для корреспонденции: maxnikulin@hotmail.com.

106

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

ховенство и верующие в годы войны проявили лучшие качества русских людей — веру в победу, патриотизм, самоотверженность. Надежды правительства третьего рейха найти в их лице «пятую колонну» не оправдались. Особую роль сыграла Русская православная церковь в оказании действенной помощи партизанскому движению.

Верующие и священнослужители активно принимали участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на оккупированных территориях Советского Союза. В начале лета 1942 г. через партизанские подпольные отряды практически каждому священнослужителю на оккупированных территориях было передано послание епископа Сергия «К верным чадам Русской православной церкви». Местоблюститель Патриаршего Престола призывал верующих оказывать помощь партизанской борьбе с врагом государства: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизанам, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению из фашистского плена» [2].

Призыв Сергия получил большой отклик среди простых верующих и всего духовенства на западе страны - более широкий, чем можно было бы ожидать после всех гонений на церковь довоенной поры.

Была еще одна область патриотического служения Родине, в которой священнослужители и верующие вносили в годы войны значительный вклад. Это сбор вещей (обувь, полотно, шерсть) для нужд фронта, а также денежных средств, драгоценностей для обеспечения всем необходимым Красной Армии. В начале войны в храмах Москвы и Ленинграда было собрано более 9 млн руб. на нужды фронта и обороны. Церковные общины Нижнего Новгорода за два первых года войны собрали в фонд обороны более 4 млн руб. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 г. собрала на нужды военного времени около 2 млн руб. [3]. На средства, собранные церковью, была создана воздушная эскадрилья им. Александра Невского, строились танки и отливались снаряды.

Вышеперечисленные виды патриотической деятельности послужили толчком к началу диалога между государственными органами и церковью.

Впервые контакт на этой почве между председателем Совнаркома СССР И.В.Сталиным и Патриаршим местоблюстителем Сергием состоялся в феврале 1943 г., когда они обменялись посланиями. 25 февраля из Ульяновска, где размещалась в эвакуации канцелярия Московского патриархата, митрополит Сергий написал в Кремль И.В.Сталину: «В день юбилея нашей победоносной Красной Армии приветствую Вас

Карпенкова Т.В., НикулинМ.А. Духовно-нравственные источники победы... 107

как ее Главнокомандующего от имени духовенства и верующих Русской православной церкви, молитвенно желаю Вам испытать радость полной победы над врагом и видеть возрождение истерзанной Родины. Верующие в желании помочь Красной Армии охотно откликнулись на мой призыв: собрать средства на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего собрано около 6 000 000 рублей и, кроме того, большое количество золотых и серебряных вещей... Примите эти средства как дар от духовенства и верующих Русской православной церкви в день юбилея Красной Армии. Патриарший местоблюститель Сергий митрополит Московский и Коломенский». Ответ митрополиту Сергию был направлен в тот же день: «Прошу передать православному русскому духовенству и верующим, собравшим 6 000 000 рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.В.Сталин» [4].

Во время войны ни один православный приход не уклонился от участия в сборе различных средств для борьбы с врагом. Патриотическая деятельность, которую проводила Православная церковь, завоевала уважение и признательность у советских людей независимо от их вероисповедания. Об этом свидетельствуют различные письма в адрес правительства СССР от бойцов и командиров Красной армии, а также работников тыла, различных общественных, религиозных организаций и граждан, дружественных и нейтральных государств. Сложившаяся ситуация потребовала от руководства страны пойти на кардинальное изменение отношений с Русской православной церковью: начать диалог во имя сплочения всех верующих и атеистов, борющихся с одним из главных врагов Родины - оккупационным режимом нацистской Германии.

Таким образом, после обмена посланиями с митрополитом Сергием руководство страны осознало необходимость перемен в отношении к верующим и церкви; тем не менее потребовалось еще около 6 месяцев, чтобы изменения в отношениях государства и церкви начали проявляться в конкретных действиях.

На наш взгляд, была еще одна довольно веская причина, заставившая коммунистическую партию, и в частности И.В.Сталина, ускорить нормализацию отношений с Православной церковью, не препятствовать избранию патриарха и Синода. Дело в том, что в конце 1943 г. руководители стран антигитлеровской коалиции готовились к первой личной встрече в Тегеране. На этой конференции надежды Сталина были в первую очередь связаны со скорейшим открытием второго фронта.

108

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Поэтому руководство СССР пыталось подтолкнуть своих союзников к началу операций против Германии и ее союзников на западе и юге Европы. Самой активной поддержкой пользовались разные общественные движения в США и Великобритании по оказанию помощи СССР. С одной из таких организаций Сталин вел личную переписку. Это был объединенный Комитет помощи Советскому Союзу в Англии под руководством одного из высших деятелей англиканской церкви настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона, испытывавшего весьма дружеские чувства к СССР [5].

Известно, что дружественными отношениями с этим партнером Сталин дорожил. Джонсон обладал значительным влиянием в Соединенном Королевстве, где англиканская церковь является официальной государственной религией. В середине 1943 г. руководство англиканской церкви через Посольство СССР в Великобритании обратилось к советскому правительству с просьбой дать разрешение на визит своей делегации в Москву. Причем это обращение было далеко не единственным. Практически перед самой Тегеранской конференцией визит делегации был признан И.В.Сталиным желательным и весьма полезным. Советское правительство пожелало, чтобы главу делегации - архиепископа Йоркского - приняло высшее руководство Русской православной церкви во главе с патриархом. Уже одно это сняло бы с Советского Союза обвинения в сложных взаимоотношениях с Православной церковью. Поэтому, прекрасно понимая политические выгоды межгосударственных контактов религиозных руководителей, правительство страны признало необходимым начать диалог с церковью [6].

По воспоминаниям первого председателя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г.Карпова, в субботу 4 сентября 1943 г. Сталин пригласил его к себе на дачу, где уже находились Г.М.Маленков и Л.П.Берия. После многочисленных расспросов, что из себя представляет высшее руководство Русской православной церкви, а именно митрополиты Сергий, Алексий и Николай, когда и как был избран последний глава Православной церкви патриарх Тихон, в каком состоянии находятся зарубежные связи Русской православной церкви, и кто является патриархами Вселенским и Иерусалимским, Сталин также поинтересовался у Г.Г.Карпова внутренними проблемами Православной церкви, количеством православных приходов в СССР и положением епископата. Затем Сталин сообщил Карпову о том, что назрела необходимость создания специального государственного органа, который бы осуществлял связь между руководством партии и православной церкви.

Карпенкова Т.В., НикулинМ.А. Духовно-нравственные источники победы... 109

Г.Г.Карпов предложил создать такой орган при Президиуме Верховного Совета СССР. Но Сталин не согласился и высказал мнение о том, что нужен комитет или совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР. По его словам, подобный орган должен был осуществлять связь между правительством и патриархом: «Совет сам решений не принимает, а докладывает обо всем правительству и от него передает государственные решения церкви» [7].

После этого Сталин посоветовался с Г.М.Маленковым и Л .П.Берией, следует ли ему принять митрополитов Сергия, Алексия и Николая, и согласился с их мнением, что такая встреча необходима. Затем Сталин попросил Г.Г.Карпова связаться по телефону с Патриаршим местоблюстителем Сергием и от имени СНК сообщить ему, что правительство СССР готово принять его вместе с митрополитами Алексием и Николаем в любой день [6]. Митрополит Сергий, посоветовавшись с находившимися рядом митрополитами Алексием и Николаем, ответил, что они согласны на то, чтобы их приняли сегодня же.

Уже поздним вечером И.В.Сталин принял руководство Русской православной церкви в Кремле. На беседе также присутствовали Г.Г.Карпов и В.М.Молотов. Встреча заняла по времени около 3 часов. Беседу начал Сталин с благодарности в адрес Русской православной церкви за ее патриотическую деятельность, а затем он поинтересовался проблемами церкви. Патриарший местоблюститель Сергий заметил ненормальность ситуации с патриархом, что уже более 18 лет не занимается этот высший церковный пост, а также отсутствие длительное время Священного Синода. Митрополит Сергий поставил первоочередную задачу - как можно скорее провести Поместный собор. Оба митрополита согласились с ним [8].

И.В. Сталин согласился с проведением Собора, но посоветовал созвать не Поместный, а архиерейский Собор из-за военного положения. Митрополиты согласились. Далее Сталин предложил финансовую помощь, а также размещение и доставку участников Собора, уточнил, как будет называться патриарх, когда соберется Собор епископов. Сергий сказал, что «нужно, чтобы патриарх назывался Московский и всея Руси, а не всей России, как было при Тихоне [9]. Митрополит Сергий также заявил, что на подготовку Собора понадобится более месяца из-за военного времени, но собрать всех епископов затруднительно из-за сложностей в передвижении по стране. Финансовую помощь от правительства митрополиты отклонили.

На встрече со Сталиным митрополит Сергий решительно затронул проблему освобождения архиереев, духовенства, находящихся в ссылках,

110

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

лагерях и тюрьмах. Сталин поручил Г.Г.Карпову изучить этот вопрос, а Сергию подготовить список священников, находившихся в заключении.

Далее руководство Русской православной церкви обратило внимание главы СССР на важность открытия в епархиях фабрик по изготовлению церковной утвари, свечных заводов, предоставления права священникам участвовать в распределении средств церковных приходов.

И.В. Сталин согласился и с принятием всех этих мер. Обратившись к Г. Г. Карпову, он отметил, что духовенство может распоряжаться церковными суммами, создавать учебные заведения, а также открывать новые свечные заводы. Обратившись к митрополитам, Сталин сказал, что правительство готово выделить церкви необходимые денежные средства и что церковь может рассчитывать на помощь Совета Народных Комиссаров СССР во всех вопросах [7].

Руководство Русской православной церкви выразило благодарность Сталину и правительству за оказанную помощь и прием, уважение к церкви, заверив, что и дальше церковь будет придерживаться патриотической позиции. Митрополиты отметили, что положительно смотрят на создание нового государственного органа по делам Русской православной церкви, и что председателем на этот пост назначен Г.Г.Карпов. Созданный Совет по делам церкви будет связующим звеном между советским государством и патриархией, а председатель этого Совета должен систематически предоставлять информацию СНК СССР о жизни церкви, что и предлагал Сталин. Карпов получил от Сталина распоряжение: «Подберите себе трех помощников, которые будут помогать вам в созданном Совете. Но только помните: во-первых, Вы не обер-прокурор Синода, а во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность церкви». Затем И.В.Сталин обратился к В.М.Молотову: «Необходимо довести до сведения советского народа о нашей встрече с митрополитами, а также потом сообщить в печати об избрании патриарха» [4].

После завершения встречи Сергий выразил благодарность И. В. Сталину и правительству СССР за прием и поддержку церкви, а также заверил его в поддержке духовенством политики партии, ведущей войну с врагом государства.

Таким образом, диалог между советским правительством и церковью был начат. Из-за высокой гражданской позиции, а также большого вклада в борьбу с врагом и помощи государству в виде сбора денежных средств, И.В .Сталин резко изменил свою позицию к церкви. Прием советским правительством осенью 1943 г. руководства Русской православной церкви был не единственной встречей правительства с духовенством.

Карпенкова Т.В., НикулинМ.А. Духовно-нравственные источники победы...

111

Советское руководство оценило тот факт, что Русская православная церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенные ей жесточайшие удары. Немаловажную роль сыграло и то, что с первого дня войны руководство Московской Патриархии призвало народ к защите Родины, поддержав тем самым советское государство. Патриотическая деятельность Русской православной церкви была многообразной и широко освещалась в печати: сбор вещей, драгоценностей, денежных средств на нужды фронта; проповеди, различные обращения; участие священнослужителей в партизанском движении, служба в рядах действующей армии, помощь раненым, создание санитарных пунктов и т.д. Все эти факты стали достоянием общественности и были хорошо известны руководству. Именно патриотическая деятельность Русской православной церкви во время Великой Отечественной войны оказала большое влияние на изменение религиозной политики советского руководства.

В годы Великой Отечественной войны для рядового, а также ко -мандного состава Красной Армии идеи патриотизма, воинской доблести соединялись более прочно не с коммунистической партией и социалистическим строем, а с сохранившимся в народе русским национальным сознанием, с традиционными вековыми устоями русской государственности и церкви, истории и культуры. На фронтах Великой Отечественной войны решающее значение имел не официальный, идеологически окрашенный патриотизм, а национальный, народный патриотизм, чувство родной земли и этнической общности всех народов, заключавших в себе общую волю и общую устремленность к победе.

Государству в условиях тяжелейшей войны и установления международных связей было не до борьбы с религией. Наоборот, Церковь стала широко использоваться советским государством во внешней и внутренней политике.

Потепление в государственно-церковных отношениях в 1943 г. было неразрывно связано с изменением отношения значительной части общества к религиозной проблематике, происшедшему к этому времени. В период сложного военного положения страны большая часть населения определяла себя верующими людьми. Горе многих миллионов людей, потерявших своих родных и близких, могла смягчить только церковь.

В годы Великой Отечественной войны церковь стала легальной, законно признанной организацией, получившей определенные права. Начался процесс открытия церквей и возрождения епархий. Граждан перестали преследовать за то, что они были верующими, что позволило нормализовать духовно-нравственную обстановку в стране.

112

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Относительная быстрота процесса возрождения государственноцерковных отношений в 1941-1942 гг., в трудное для страны время, позволяет сделать вывод о том, что вытеснение Православной церкви, а также религии в целом из жизни общества, ущемление религиозных прав и свобод верующих противоречили духовно-нравственным потребностям граждан СССР.

Однако слишком явная зависимость конфессиональной политики от внутри- и внешнеполитических задач и в определенной мере подчинённость Русской православной церкви государству не позволяют говорить о подлинной свободе совести в СССР даже в период Великой Отечественной войны.

Этот вывод, на наш взгляд, косвенно подтверждает позиция руководителя Совета по делам Русской православной церкви Г.Г.Карпова, подчеркивавшего следующее: «Надо помнить, что оскорбление религиозных чувств верующих нисколько не ослабляет религию, напротив, укрепляет её. Такие способы борьбы с религией находятся в противоречии с установками партии и советского законодательства» [10].

После 1943 г. церковь стала играть и роль своего рода дипломата и пропагандиста Советской России перед лицом мирового сообщества в религиозном вопросе, что оставалось востребованным и в послевоенный период [11]. Даже создание Совета по делам Русской православной церкви было позитивным шагом, т.к. через него церковь получила возможность более или менее полноценного диалога с государством.

Однако вряд ли правомочно характеризовать 1943-1945 гг. как время «церковного расцвета» в России, даже несмотря на планы проведения в Москве «Вселенского» Собора православной церкви, финансирование государством зарубежной деятельности Московской Патриархии, предоставление ей возможности открыть духовные учебные заведения, начать издательскую деятельность. Следует отметить, что отношение к церкви со стороны государства не изменилось в принципе; все изменения имели характер вынужденной единовременной тактической уступки. Воинствующий атеизм оставался одним из краеугольных камней коммунистической идеологии.

Литература

1. Сергий, митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим 22 июня 1941 г.

2. Каштанов С.М. Очерки советской истории. М.: Наука, 1999. 135 с.

Карпенкова Т.В., НикулинМ.А. Духовно-нравственные источники победы...

113

3. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994. 174 с.

4. Материалы встреч руководства СССР с руководством церквей в 1988 году в связи с 1000-летием крещения Руси // Правда. 1988. 30 апр., 11 июня. 5 с.

5. История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1960. 245 с.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1235. Оп. 130. Д. 15. Л. 226.

7. Карпов Г.Г. О Русской Православной Церкви. М., 1946.

8. Мигович И.И. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. М.: Знание, 1990. 36 с.

9. Советское государство и Русская православная церковь: к истории взаимоотношений. М.: ГПИБ, 1990. 54 с.

10. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 132. Д. 6.

11. Dickinson A. А marriage of convenience domestic and foreign policy reasons for the 1943 Church State «Concordat» // Religion, State & Society. 2000. Vol. 28, N 4. P. 337.

Spiritual and moral sources of Soviet people’s victory in the Great Patriotic War

Karpenkova Taisia - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Humanitarian Disciplines of the International Institute of Economics and Law Nikulin Maxim - postgraduate student of the Plekhanov Russian University of Economics

Russian Orthodox Church, has made an important contribution to the mobilization of believers in the army, to provide all possible financial assistance to the front and to the population on both unoccupied and occupied territories, and its international activities contributed to the provision of our homeland moral and material assistance from the various religious organizations abroad. The clergy comforted the faithful in tribulation, maintained a high spirit war workers, called to believe in the final victory.

Key words: Russian Orthodox Church, Soviet Union, war and the church, Orthodoxy in the USSR, state-religion relations, religion, Patriarch

Addresses for correspondence: karpencova@nm.ru, maxnikulin@hotmail.com.

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 1 (18). P. 105-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.