Научная статья на тему 'Материальный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне православных верующих и духовенства Ленинграда'

Материальный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне православных верующих и духовенства Ленинграда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
476
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ФОНД ОБОРОНЫ / ФОНД КРАСНОГО КРЕСТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рашитова О. А.

На основе архивных данных освещена деятельность православных верующих и духовенства Ленинградской епархии Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны по сбору средств в Фонд обороны и Фонд Красного Креста, по организации помощи бойцам на фронте и раненым в ленинградских госпиталях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне православных верующих и духовенства Ленинграда»

УДК 271.2

О.А.Рашитова

МАТЕРИАЛЬНЫЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ И ДУХОВЕНСТВА ЛЕНИНГРАДА

Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета им. А. С.Пушкина, [email protected]

Activity of Orthodox Christians and clergy of Leningrad eparchy of the Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War is described, namely fundraising for the Defence and Red Cross Foundations, supporting the soldiers at the front and the wounded in Leningrad military hospitals. The research is based on archive documents.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Ленинградская епархия, Фонд обороны, Фонд Красного Креста

Невозможно переоценить значение Русской защитников Отечества в период Великой Отечествен-

Православной Церкви в поднятии морального духа ной войны, но не одними молитвами и проповедями

жила Церковь в эти годы. РПЦ внесла большой вклад в Фонд обороны и Фонд Красного Креста. Среди собранных этими фондами средств были деньги особые: пожертвованные жителями осажденного Ленинграда. Может показаться, что деньги во время блокады города ничего не стоили, однако на «черном рынке» на них можно было купить продукты и хотя бы продлить свои дни... и надежду на спасение. Православные ленинградцы, следуя призыву Церкви, отдавали последние сбережения. Содействие победе вселяло надежду на установление доверия государства к Церкви и изменение положения Православия к лучшему.

По предложению митрополита Алексия (Си-манского) уже с 23 июня 1941 г. приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону страны. Владыка поддержал желание верующих отдать на эти цели имевшиеся в храмах запасные суммы.

«Среди верующих разных храмов, — писал высокопреосвященный Алексий, — выражены пожелания, чтобы имеющиеся в храмах запасные суммы, в некоторых в весьма крупных размерах, в несколько сот тысяч рублей, были отданы государству в Фонд обороны, на нужды войны. На эти же нужды поступают и отдельные лепты, пожертвования от верующих.

Недавно в одном храме Ленинграда был такой случай. Какие-то неведомые богомольцы принесли и сложили у иконы Святителя Николая пакет в укромном месте, в пакете оказалось около 1500 золотых десятирублевых монет дореволюционной чеканки. Они немедленно были снесены в банк на нужды обороны» [1].

Однажды в середине зимы, поздно вечером, обходя храм с образом Николы Чудотворца, владыка чуть не упал, споткнувшись об узелок, лежавший на полу перед иконой Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Развязали узелок. Сверкнуло золото, и синими вспышками заиграли в свете огня бриллианты

— видимо, набор семейных драгоценностей, и никакой записки. Сторож равнодушно посмотрел на это богатство и проворчал: «Лучше бы там было немного ржаных сухарей»... На следующий день сторож привел ювелира, работал тот три дня. Владыка написал обращение в Фонд обороны: прихожане Православной Церкви жертвуют на танковую колонну св. Александра Невского 3,5 млн рублей, а еще золотые украшения и драгоценные камни на крупную сумму (опись прилагается).

Наутро сторож Василий в сопровождении нескольких прихожан отнес в военкомат чемодан с пожертвованиями — и все сдал военкому под расписку. А на следующий день владыке позвонили из Смольного и просили передать благодарность прихожанам от Г ородского комитета обороны [2].

Тревожные сводки с фронта в первые месяцы войны стали дополняться живыми свидетельствами сражений, потоки раненых заполняли городские больницы, а затем и преобразованные под госпитали школы и государственные учреждения. Забота о раненых была делом всех жителей города. В городской совет Красного Креста поступали десятки заявлений от православной общественности. Вот одно из них: «В минуту трудно переживаемых обстоятельств во-

енного времени долг каждого гражданина идти навстречу Отечеству, к облегчению разного рода затруднений. Этому учит и религия наша, исполняя завет Христа о любви к ближнему, представители верующих — двадцатка Князь-Владимирского собора выражает свое желание открыть в тылу лазарет для раненых и больных воинов. На оборудование и содержание лазарета двадцатка могла бы представить все имеющееся у нас — свыше 700000 рублей. В дальнейшем, если материальная база, доходы сбора не изменятся, двадцатка принимает на себя решение, отказавшись решительно от всех расходов, кроме самых неотложных по содержанию храма, ежемесячно субсидировать лазарет в сумме тридцать тысяч рублей. Председатель двадцатки И.Куракин» [3].

Во всех приходах для солдат собирались теплые вещи, продовольствие для больных — несмотря на то, что с 1918 г. благотворительная деятельность Православной Церкви была запрещена. Более масштабная помощь для Церкви была невозможна. Официально приходам разрешалось перечислять деньги только в общественные фонды (Фонд обороны и Фонд Красного Креста). Прихожанами Никольского собора с 22 августа по 27 октября 1941 г. в Общество Красного Креста на помощь раненым было отчислено 355 тыс. рублей [4]. Община церкви Иова Многострадального выделила в этот фонд с августа по декабрь включительно 62332 руб. [5]. К концу 1941 г. свои взносы сделали все православные храмы города на общую сумму 2144244 руб. [6].

Основной поток пожертвований шел от верующих, и не только деньгами. Приносили украшения, золотые браслеты, серьги, цепочки, часы — все это сдавалось в магазины Ювелирторга. Дочь Марии Васильевны Дебольской свидетельствует о том, что драгоценные камни с ризы своей домашней иконы Казанской Божией Матери она передала в Спасо-Преображенский собор [7]. И таких жертвователей было очень много.

В Фонд обороны весь 1942 год поступали взносы от прихожан и клириков соборов и храмов города: Князь-Владимирский собор — 1 млн 67 тыс. руб.; Никольский собор — 980 тыс. руб.; Спасо-Преображенский собор — 72 тыс. руб.; Никольская церковь — 811 тыс. руб.; церковь Иова Многострадального — 155 тыс. руб.; церковь Димитрия Солун-ского — 45 тыс. руб.; церковь Серафима Саровского

— 60 тыс. рублей [8].

Духовенство города активно включилось в подписку на военные займы, сбор пожертвований в Фонд обороны. С июня 1941 г. по 1 июня 1944 г. на военные нужды от 16 священнослужителей Ленинграда, включая владыку, поступило 388 815 руб. [9]

Большой подъем вызвало обращение Патриаршего местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. «Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом де-

ле спасения Родины» [10]. Так, например, взносы на танковую колонну в Князь-Владимирском соборе составили 76% всех израсходованных средств за 1943 г., на взнос употреблена вся чистая прибыль собора — 894 080 руб. [11].

Ленинградская епархия доказала свою истинно бескорыстную преданность общенародному делу, поток пожертвований был нескончаемым. О тех днях архиепископ (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский) Григорий (Чуков) вспоминал: «Люди отдавали свои сбережения, свои ценности, предметы обихода, несли золотые броши, серьги, цепочки, часы, кольца, бриллианты, серебряные ризы с икон, наперсные и настольные кресты и цепи, был даже кусок платины весом 197,7 грамма» [12].

Уже через четыре месяца православными страны была собрана сумма, необходимая для выпуска танковой колонны, она превысила 8 млн руб.

В январе 1943 г. митрополитом Алексием была послана телеграмма И.В.Сталину, в которой он дает отчет по сбору средств в Фонд обороны страны и заверяет Верховного главнокомандующего в единстве Русской Православной Церкви со всем советским народом в борьбе против немецких захватчиков. «Усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании — отстоять честь, свободу и славу родной страны», — такими словами заканчивалась телеграмма. Она не была оставлена без внимания, был получен следующий ответ Сталина: «Митрополиту Ленинградскому Алексию. Прошу передать православному русскому духовенству и верующим Ленинградской епархии мой привет и благодарность Красной Армии за их заботу о Красной Армии». В мае того же года владыка вновь известил телеграммой И.В.Сталина. Верховный главнокомандующий ответил телеграммой, которая была опубликована в газете «Правда»: «Прошу передать православному русскому духовенству и верующим Ленинградской епархии, собравшим, кроме внесенных ранее 3 682 143 рублей, дополнительно 1 769 200 рублей на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин» [13].

Всего верующими ленинградцами за 1943 г. было собрано 5051 тыс. руб. Не случайно Алексий в своем «Послании к ленинградской пастве» от 22 июня 1943 г. отмечал: «Как охотно и обильно всюду текли жертвы на воинские нужды и подарки — подлинные дары любви воинам, а также больным и раненым. И текли, и текут, и будут течь обильными, неиссякаемыми потоками, свидетельствуя о неиссякаемой любви нашей и преданности делу спасения Отечества, в твердой вере, что и для всех нас не оскудеет дивная помощь Божия» [14].

Вносились пожертвования на эскадрилью им. Александра Невского, ко дню Красной Армии 1943 г. покупались подарки для бойцов РККА: канцелярские товары, сапоги, книги для палаты раненых женщин,

участвовавших в прорыве блокады Ленинграда [15]. В госпитали города и войсковые лазареты поступило свыше 600 таких остро необходимых вещей, как полотенца, салфетки и проч.

Сборы денежных средств в Фонд обороны продолжались на протяжении всей войны. В «Журнале Московской Патриархии» приводятся данные на 1 октября 1944 г. За годы войны по Ленинградской епархии было собрано свыше 13 млн руб. [16], в том числе на нужды обороны страны — 11038507 руб., на оказание помощи больным и раненным красноармейцам — 2363719 руб. Из них внесено: наличными деньгами — 12635969 руб., драгоценных предметов

— на сумму 40 тыс. руб. Собрано предметов вещевого имущества (полотенец, теплых вещей) общей стоимостью 7 тыс. руб. [17].

Общая сумма патриотических взносов духовенства и мирян Ленинградской епархии за годы войны составила около 17,5 млн руб. [18].

Православная церковь была лишена возможности организовывать масштабную благотворительную помощь. Но несмотря на это православные верующие совместно с духовенством епархии принимали активное участие в сборе денежных средств и тем самым способствовали борьбе за независимость страны. Сумма взносов дает основания полагать, что уровень религиозности в Ленинграде в период войны был высок.

1. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сб. документов. М.: Моск. Патриархия, 1943. С.52.

2. Лялин В. // Православный Санкт-Петербург. 2004. №1.

С.7.

3. Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. М., 1990. С.59.

4. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. (ЦГА СПб.) Ф.7383. Оп.33. Д.62. Л.69.

5. Там же. Д.180. Л.124.

6. Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917 — 1945. СПб., 1995. С.175.

7. Смирнов С. // Вестник военного и морского духовенства. 2005. №3. С.123.

8. Васильева О.Ю. Указ. соч. С.62.

9. ЦГА СПб. Ф.9324. Оп.1. Д.4. Л.45.

10. Русская Православная Церковь в советское время (1917 — 1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г.Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. С.337.

11. ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.33. Д.209. Л.259.

12. Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф.3. Оп.4. Д.104. Статья митрополита Григория (Чукова) «Ленинград в дни Великой Отечественной войны».

13. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С.100.

14. Там же.

15. ЦГА СПб. Ф.8111. Оп.2. Д.38. Л.1-6.

16. Журнал Московской Патриархии. 1944. №10. С.16. Архив позволяет уточнить: было собрано 13274491 руб. 65 коп. (ЦГА СПб. Ф.9324. Оп.1. Д.4. Л.74.).

17. ЦГА СПб. Ф.9324. Оп.1. Д.22. Л.10.

18. Война и общество. 1941 — 1945 / Отв. ред. Г.Н.Севостья-нов. М.: Наука, 2004. С.193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.