Научная статья на тему 'Духовно-нравственные аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации'

Духовно-нравственные аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
440
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
обучение / патриотизм / Ростовская область / education / patriotism / Rostov region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перепелица Павел Петрович

В статье рассматриваются основные элементы патриотического воспитания и предлагаются методы совершенствования. Автор анализирует опыт патриотического воспитания в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Moral and Spiritual Aspects of the military security of the Russian Federation

The article considers the basic elements of patriotic education and show how to improve the methods of education. The author analyzes the experience of patriotic education in the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации»

Духовно-нравственные аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации

1ПРЕПЕЛИЦА Павел Петрович

директор «Центра патриотического воспитания молодежи Ростовской области»

Вооруженная защита государства в истории России была и остается важнейшим аспектом деятельности государства и священным делом всего народа. Особое место в духовно-нравственном обеспечении задачи военной безопасности государства принадлежит военно-патриотическому воспитанию.

Сегодня все возрастающее значение приобретает моральная и психологическая готовность армии и населения к защите своей страны, национальных интересов государства. Более того, уже никого не надо убеждать в жизненно важной необходимости усиления деятельности государственных институтов в этом направлении.

Актуальность обращения к вопросам формирования у граждан нашей страны мораль-

ной готовности к выполнению конституционной обязанности вооруженной защиты Отечества в современный период обусловлена несколькими причинами:

во-первых, сохранением, а на отдельных направлениях, усилением потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, повышением роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира;

во-вторых, появлением сравнительно новой внутренней угрозы военной безопасности России - терроризма. Сегодня уже очевидно, что ислам-скими экстремистами взят курс на перенос политики панисламизма на территорию нашей страны, что напрямую создает

ОБЗОР

НЦПТИ

36

№4, Май 2014 г.

угрозу территориальной целостности Российской Федерации;

в-третьих, глубокими политическими, экономическими и социальными преобразованиями в России, которые, в свою очередь, не могли не сказаться на трансформации личностных и коллективных нравственных ценностей, базовых для формирования духовно-нравственной готовности к вооруженной защите Отечества;

в-четвертых, сохранением в ряде регионов Российской Федерации, особенно на Северном Кавказе, крайних сепаратистских тенденций, имею-щих национальную и религиозную основу. Приобретенный в советский период, но не в полной мере востребованный в современных условиях исторический опыт свидетельствует о том, что эффективное военнопатриотическое воспитание, основываясь на патриотизме и интернационализме, способствует духовно-нравственному объединению граждан страны.

Анализ научных источников показывает, что вопросы духовно-нравственного обеспечения вооруженной защиты Отечества в той или иной степени рассматривались учеными, политиками и полководцами на протяжении всей военной истории России. Целенаправленное изучение данной проблемы начинается с конца XIX века, но наибольшее количество публикаций относится к советскому периоду истории нашей страны. Только с 1976 по 1985 годы в СССР вышло из печати около тысячи работ по военно-патриотической проблематике.

Известные отечественные военные теоретики полагали и продолжают придерживаться точки зрения, что морально-психологические возможности населения страны непосредственно проявляются в боеспособности вооруженных сил и прочности тыла (в широком смысле слова), в конкретных делах людей, отношении их к войне и ее политическим целям, готовности переносить тяготы войны.

Подчеркивая важность состояния тыла в войне и необходимость его подготовки еще в мирное время, М.В. Фрунзе рассматривал его неразрывное экономическое и духовнонравственное единство, имея в виду, «что тыл питает фронт не только материальными сред-

ствами, но и идеями и настроениями» .

По мнению академика М.А. Гареева в Первую мировую войну Германия капитулировала (хотя еще не потерпела полного поражения на полях сражений) не только из-за экономического, но и морально-психологического краха тыла страны. В данном случае противник лишился своих войск не столько в результате военных действий, сколько вследствие того, что идеологическая борьба отняла их значительную часть. «Это уже не просто «непрямые действия», - подчеркивает М.А. Гареев, - а действия, в определенной степени равнозначные военным действиям».

Анализ научных источников, реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», позволяет сделать вывод, что в современный период военно-патриотическое воспитание населения Российской Федерации представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность органов государственной власти во взаимодействии с общественными организациями по реализации политических, социальных, правовых, информационных, организационных и других мер, направленных на формирование социально-значимых ценностей, норм и качеств личности в целях моральной подготовки населения к вооруженной защите национальных интересов Российской Федерации в мирное и военное время.

Практика показывает, что военно-патриотическое воспитание - это сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных элементов, параллельных и вертикальных, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера.

К основным элементам системы военнопатриотического воспитания относятся: институциональные, научно-теоретические, нормативно-правовые, физкультурно-оздоровительные, массовых военно-патриотических мероприятий, организационно-управленческие.

Создание необходимого духовно-нравственного потенциала требует учета целого ряда закономерностей, в том числе:

- обусловленность содержания, организа-

___________________________ОБЗОР

НЦП ТИ

37

ции, эффективности военно-патриотического воспитания военно-политической обстановкой в мире, уровнем и реальностью военной опасности и военных угроз, характером внешней и внутренней политики государства. А также характером военной политики государства, политическими целями и задачами, решаемыми военной организацией;

- зависимость содержания, организации военно-патриотического воспитания от условий его реализации, конкретной социально-экономической ситуации в обществе;

- обусловленность действенности военнопатриотического воспитания уровнем научно-теоретического обеспечения.

Исследование особенностей деятельности органов государственной власти Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию населения позволило выделить ряд социально-политических факторов, влияющих на её эффективность.

Основными из них являются:

- исторически сформировавшееся у населения России благоприятное восприятие духовно-нравственных ценностей вооруженной защиты Отечества, занимающих в общественном сознании россиян значимое место;

- общий кризис духовных ценностей, отражающийся на состоянии духовно-нравственной готовности населения к вооруженной защите Отечества, и в целом - на системе военно-патриотического воспитания;

- частичная потеря авторитета государственных институтов, федеральных и региональных органов государственной власти у населения, вызывающая, в свою очередь, недоверие к любым направлениям их деятельности;

- затянувшееся в современном российском обществе формирование среднего класса, как наиболее патриотичного слоя населения, основного носителя государственных ценностей;

- отсутствие в обществе понятной и принимаемой всеми «национальной идеи», наполняющей государственную деятельность высоким духовным смыслом.

Вышеперечисленные особенности обусловливают необходимость (в интересах реализации задач обеспечения военной безопасности)

ОБЗОР_________________________________

НЦПТИ

уточнения теоретических основ военно-патриотического воспитания, приведение их в соответствие с состоянием и потребностями современного общественно-политического развития России.

Анализ нормативно-правового регулирования деятельности органов государственной власти по военно-патриотическому воспитанию показал, что, несмотря на предпринимаемые усилия государственных институтов, данное направление требует дальнейшего совершенствования.

В первую очередь это касается развития правовых основ военно-патриотического воспитания как в области законодательства, определяющего функционирование системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, так и в части правового регулирования самой системы военно-патриотического воспитания.

Сегодня в стране на федеральном и региональных уровнях приняты и реализуются соответствующие программы патриотического воспитания населения, руководство которыми осуществляется государственными институтами при соответствующем финансовом обеспечении.

Тем не менее, наличие существенных проблем в выполнении принятых решений, недостаточная эффективность функционирования реализующей системы требуют дальнейшего совершенствования организации военно-патриотического воспитания, в том числе - структуры управления и координации, создания и развития системы подготовки и переподготовки кадров в области патриотического и военно-патриотического воспитания, а также информационного обеспечения.

Специфичность целей, задач, средств, форм и методов военно-патриотического воспитания делает его, с одной стороны - самостоятельным в общем процессе патриотического воспитания населения страны, с другой стороны - тесно связанным с системой патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В качестве основных путей совершенствования данной деятельности можно выделить:

- развитие научных основ и методологии военно-патриотического воспитания;

38

№4, Май 2014 г.

- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности высших органов государственной власти по военно-патриотическому воспитанию;

- совершенствование организации военнопатриотического воспитания.

В Ростовской области уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию населения. Приоритеты отдаются работе с молодежью. Ежегодно проводятся такие мероприятия, как областной молодежный фестиваль патриотической песни «Гвоздики Отечества» (его победители становятся лауреатами национального проекта «Образование»); областная встреча молодежи и ветеранов Великой Отечественной войны «Наследники Победы»; областная акция «Вахта памяти»; военно-спортивная игра «Орленок» и другие соревнования по военно-прикладным видам спорта для учащихся и студентов образовательных учреждений; областные акции «Георгиевская ленточка», «Память поколений», «Удели внимание ветерану», «Собери историю по крупицам» и другие.

В области работают 15 молодежных поисковых объединений. Принят Областной закон от 10.05.2012 № 858-ЗС «О порядке проведения на территории Ростовской области поисковой работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества».

В общей сложности во всех мероприятиях

ежегодно участвуют более 200 тысяч молодых людей.

Кроме того, в июне прошлого года принято постановление «О создании государственного автономного учреждения Ростовской области «Центр патриотического воспитания молодежи Ростовской области». Его создание - ответ Губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева на общественные инициативы различных военно-патриотических клубов, поисковых отрядов, советов ветеранов. Сегодня Центр активно включился в работу, определились и основные направления деятельности. Это координация поисковой работы, патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Ростовской области.

В обширные планы Ростовпатриотцентра на 2014 год включены традиционные военно-патриотические мероприятия - «Гвоздики Отечества», «Наследники Победы», «Орленок». Также предусмотрены военно-исторические реконструкции, посвященные памятным датам истории России, сборы оборонно-спортивного лагеря «Военный городок» и мероприятия, направленные на развитие казачьего бренда Ростовской области.

Большое внимание планируется уделять допризывной подготовке молодежи, информированию о службе в армии, проведению практических занятий (семинаров, тренингов, уроков мужества).

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.