Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в Российской империи XIX века'

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в Российской империи XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / педагогическое наследие / патриотизм / преемственность / традиции / студенческая молодежь / spiritual and moral education / pedagogical continuity / patriotism / traditions / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарьенкова Надежда Николаевна

Актуальность статьи состоит в том, что в переломные моменты истории страны необходимы анализ и пути решения возникающих новых проблем в деле воспитания молодого поколения. От правильности выбора зависит, какое поколение будет жить в нашей стране завтра. Переосмысливая результаты и достижения в воспитании молодежи (в первую очередь студенческой) XIX века, опираясь на огромнейшее отечественное научно-педагогическое наследие, современные педагоги успешнее решают проблему духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений. Статья посвящена процессу воспитания, в частности духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи двадцать первого века. Основой исследования служат статьи педагогических журналов девятнадцатого века (фонды Российской Национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург), педагогические работы знаменитых русских писателей и педагогов, исторические официальные документы. Цель исследования – выявить преемственность принципов духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений девятнадцатого и двадцать первого веков. Задачи: выявить систему ценностей, формируемых у гимназистов классической гимназии, а по ее окончании – студентов университетов девятнадцатого века; сравнить с требованиями современной воспитательной системы. Ведущие подходы к исследованию: социокультурный, системный, культурологический, антропологический. В официальных документах, в работах известных педагогов, писателей, философов, общественных деятелей обращается внимание на приверженность таким традициям русского воспитания молодежи, как патриотизм, благородство, честность, трудолюбие. В изученных научных источниках девятнадцатого века прослеживается мысль, что процесс духовно-нравственного воспитания не начинается и не заканчивается в стенах университета, а это актуально и для нашего времени. Как и в девятнадцатом веке, в веке двадцать первом педагоги высших учебных заведений решают трудные задачи подготовки не просто высококвалифицированных специалистов, а личностей с прочными высокоморальными устоями, верных своему Отечеству. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в нахождении и переосмыслении творческих идей известных русских педагогов, ученых и общественных деятелей девятнадцатого века. Опыт практического применения разработанных форм и методов воспитания учащейся молодежи девятнадцатого века (с поправкой на современные требования), несомненно, поможет в поиске новых подходов к духовно-нравственному воспитанию современных студентов. Данное исследование будет полезно для преподавателей, заинтересованных в изучении источников педагогической мысли, для применения их в своей практике духово-нравственного воспитания студентов двадцать первого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарьенкова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education of students in the Russian Empire of the XIX century

At turning points in the history of the country, it is necessary to analyze and find solutions to emerging new problems in the education of the younger generation. The right choice determines what generation will live in our country tomorrow. Rethinking the results and achievements in the education of youth (primarily students) of the 19th century, relying on the giant domestic scientific and pedagogical heritage, modern teachers more successfully solve the problem of spiritual and moral education of students at higher educational institutions. The article is devoted to the process of education, in particular, spiritual and moral education of students in the 19th century. The work is based on articles from pedagogical journals of the 19th century (collections of the Russian National Library, St. Petersburg), pedagogical works of famous Russian writers and teachers, historical official documents. The aim of the study is to identify the continuity of the principles of spiritual and moral education of students at higher educational institutions of the nineteenth and twenty-first centuries. Objectives: to identify the system of values developed in the students of classical gymnasiums and, upon graduation, in university students of the nineteenth century; to compare with the requirements of the modern educational system. Leading approaches to the study: socio-cultural, systemic, cultural, anthropological. In official documents, in the works of famous teachers, writers, philosophers, public figures, attention is drawn to the commitment to the traditions of Russian education of youth: patriotism, nobility, honesty, hard work. The studied scientific sources of the nineteenth century implement the idea that the process of spiritual and moral education does not begin and does not end within the walls of the university, and this is relevant for our time as well. As in the nineteenth century, now teachers of higher educational institutions solve difficult problems of training not just highly qualified specialists, but individuals with strong, highly moral foundations, loyal to their Fatherland. The theoretical significance of the study is in finding and rethinking the creative ideas of famous Russian educators, scientists and public figures of the nineteenth century. The experience of practical application of the developed forms and methods of education of students in the nineteenth century (with adjustments for modern requirements) will undoubtedly help in finding new approaches to the spiritual and moral education of modern students. This study will be useful for teachers interested in studying the sources of pedagogical thought for their application in their practice of spiritual and moral education of students of the twenty-first century.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в Российской империи XIX века»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241196 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11196 УДК 37.034:37.012.2

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи

в Российской империи XIX века

Spiritual and moral education of students in the Russian Empire of the XIX century

Автор статьи

L

Author of the article

Дарьенкова Надежда Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

[email protected] ORCID: 0009-0009-4676-4704

Nadezhda N. Darienkova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State Forest Technical University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0009-4676-4704

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

I

For citation

Дарьенкова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в Российской империи XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 11. - С. 376-392. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241196.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11196

N. N. Darienkova, Spiritual and moral education of students in the Russian Empire of the XIX century // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 11. - P. 376-392. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241196.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11196

Поступила в редакцию Received 20.08.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.11.24

Принята к публикации Accepted for publication 07.11.24 Опубликована Published 30.11.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Дарьенкова Н. Н., 2024

Аннотация

L

Abstract

L

Актуальность статьи состоит в том, что в переломные моменты истории страны необходимы анализ и пути решения возникающих новых проблем в деле воспитания молодого поколения. От правильности выбора зависит, какое поколение будет жить в нашей стране завтра. Переосмысливая результаты и достижения в воспитании молодежи (в первую очередь студенческой) XIX века, опираясь на огромнейшее отечественное научно-педагогическое наследие, современные педагоги успешнее решают проблему духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений. Статья посвящена процессу воспитания, в частности духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи двадцать первого века. Основой исследования служат статьи педагогических журналов девятнадцатого века (фонды Российской Национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург), педагогические работы знаменитых русских писателей и педагогов, исторические официальные документы. Цель исследования - выявить преемственность принципов духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений девятнадцатого и двадцать первого веков. Задачи: выявить систему ценностей, формируемых у гимназистов классической гимназии, а по ее окончании - студентов университетов девятнадцатого века; сравнить с требованиями современной воспитательной системы. Ведущие подходы к исследованию: социокультурный, системный, культурологический, антропологический. В официальных документах, в работах известных педагогов, писателей, философов, общественных деятелей обращается внимание на приверженность таким традициям русского воспитания молодежи, как патриотизм, благородство, честность, трудолюбие. В изученных научных источниках девятнадцатого века прослеживается мысль, что процесс духовно-нравственного воспитания не начинается и не заканчивается в стенах университета, а это актуально и для нашего времени. Как и в девятнадцатом веке, в веке двадцать первом педагоги высших учебных заведений решают трудные задачи подготовки не просто высококвалифицированных специалистов, а личностей с прочными высокоморальными устоями, верных своему Отечеству. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в нахождении и переосмыслении творческих идей известных русских педагогов, ученых и общественных деятелей девятнадцатого века. Опыт практического применения разработанных форм и методов воспитания учащейся молодежи девятнадцатого века (с поправкой на современные требования), несомненно, поможет в поиске новых подходов к духовно-нравственному воспитанию современных студентов. Данное исследование будет полезно для преподавателей, заинтересованных в изучении источников педагогической мысли, для применения их в своей практике духово-нравственного воспитания студентов двадцать первого века.

At turning points in the history of the country, it is necessary to analyze and find solutions to emerging new problems in the education of the younger generation. The right choice determines what generation will live in our country tomorrow. Rethinking the results and achievements in the education of youth (primarily students) of the 19th century, relying on the giant domestic scientific and pedagogical heritage, modern teachers more successfully solve the problem of spiritual and moral education of students at higher educational institutions. The article is devoted to the process of education, in particular, spiritual and moral education of students in the 19th century. The work is based on articles from pedagogical journals of the 19th century (collections of the Russian National Library, St. Petersburg), pedagogical works of famous Russian writers and teachers, historical official documents. The aim of the study is to identify the continuity of the principles of spiritual and moral education of students at higher educational institutions of the nineteenth and twenty-first centuries. Objectives: to identify the system of values developed in the students of classical gymnasiums and, upon graduation, in university students of the nineteenth century; to compare with the requirements of the modern educational system. Leading approaches to the study: socio-cultural, systemic, cultural, anthropological. In official documents, in the works of famous teachers, writers, philosophers, public figures, attention is drawn to the commitment to the traditions of Russian education of youth: patriotism, nobility, honesty, hard work. The studied scientific sources of the nineteenth century implement the idea that the process of spiritual and moral education does not begin and does not end within the walls of the university, and this is relevant for our time as well. As in the nineteenth century, now teachers of higher educational institutions solve difficult problems of training not just highly qualified specialists, but individuals with strong, highly moral foundations, loyal to their Fatherland. The theoretical significance of the study is in finding and rethinking the creative ideas of famous Russian educators, scientists and public figures of the nineteenth century. The experience of practical application of the developed forms and methods of education of students in the nineteenth century (with adjustments for modern requirements) will undoubtedly help in finding new approaches to the spiritual and moral education of modern students. This study will be useful for teachers interested in studying the sources of pedagogical thought for their application in their practice of spiritual and moral education of students of the twenty-first century.

Ключевые слова

Key words

духовно-нравственное воспитание, педагогическое наследие, патриотизм, преемственность, традиции, студенческая молодежь

spiritual and moral education, pedagogical continuity, patriotism, traditions, student youth

Благодарности

L

Acknowledgements

L

Автор выражает благодарность коллективу Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова и сотрудникам Российской Национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) за предоставление базы исследования.

The author expresses gratitude to the staff of the St. Petersburg State Forest Technical University named after S.M. Kirov and the staff of the Russian National Library (St. Petersburg) for providing the research base.

Введение / Introduction

Современный преподаватель знает, что образовательный процесс в каждом учебном заведении состоит из двух взаимосвязанных частей: воспитания и обучения, и в своей деятельности руководствуется бессмертными строчками из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Конец XX и начало XXI века для России - период бурных, а порой и кардинальных перемен в общественной жизни и, соответственно, в сфере образования. В силу обстоятельств в современной России в течение некоторого времени традиционные русские ценностные категории подменялись пренебрежением к нравственным принципам и традициям, пропагандой индивидуализма и стяжательства, что отрицательно сказалось на результатах воспитания молодого поколения.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, и в первую очередь студентов - будущей интеллигенции России, традиционно встает перед педагогами из века в век, и ее решение всегда происходило и происходит в острой форме. Век девятнадцатый характеризуется как век социально-экономических, политических, идеологических и культурных изменений в нашей стране.

Перефразируя выражение «Сколько людей, столько и мнений», можно сказать: «Сколько педагогов, столько и мнений». Для решения этой старой проблемы в новых очень непростых условиях (что, наверное, можно сказать о любом периоде нашей истории) мы обращаемся за помощью к трудам наших великих предшественников, которые по-разному видели пути воспитания молодого поколения, но всех их объединяла искренняя любовь к Родине. Обращение к теме воспитания студентов XIX века обусловлено тем, что этот век, называемый «золотым веком» культуры, литературы в России, - это век, когда проблема духовно-нравственного воспитания человека занимала умы не только педагогов, но и писателей, ученых и общественных деятелей, оставивших следующим поколениям богатое интеллектуальное наследие.

Обзор литературы / Literature review

Тема воспитания молодежи во все времена и во всех странах была, есть и будет одной из самых главных, поскольку от этого зависит будущее страны. В сложившихся политических условиях утрата российским обществом своей традиционной системы духовно-нравственных ценностей может нести угрозу суверенитету государства. Эксперты, как в нашей стране, так и за границей, предупреждают о духовном кризисе общества. Отечественные и зарубежные педагоги, изучая опыт нравственного воспитания предыдущих поколений в своих странах, ищут свои пути решения проблемы.

По мнению зарубежных педагогов, например Лю Цзоюаня, современные теории воспитания личности отличаются от прошлых учений тем, что их тезисы и концепции более гибкие, поскольку они представляют собой синтез лучших теорий педагогов-предшественников. Также он указывает на необходимость более глубокого изучения факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи [1].

Одним из основных элементов образовательного, и в частности воспитательного, процесса было духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи. Начиная со школы, необходимо уделять особое внимание привитию истинных ценностей, таких как нравственность и духовность, интеллектуальное развитие, семейные ценности и др., отмечают Г. С. Рахмонова и Сумаира Наваз [2].

Для обозначения стремления изменить поведение людей, особенно молодежи, в нужном направлении Мальте Штраус использует термин «образование». Под образованием он подразумевает воспитательное воздействие (процесс и результат) на развитие и поведение человека [3].

Как считает Триведи-Батеман, учащиеся усваивают позитивные модели поведения благодаря окружающей среде, способствующей их нравственному развитию, но только при условии долгосрочного влияния на их нравственное поведение [4].

Российский педагог Е. А. Коган подчеркивает, что период получения образования в школе/гимназии и вузе очень важен для формирования личности человека, его духовно-нравственного воспитания [5].

Из-за отсутствия в современной педагогике единой точки зрения на суть понятия «духовно-нравственное воспитание» существует множество его различных определений.

В словаре С. И. Ожегова понятие «нравственность» трактуется как правила поведения человека, определяемые его внутренними духовными качествами [6].

Другое определение предлагают Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров: нравственное воспитание - это формирование нравственных отношений на основе моральных норм поведения в обществе. По их мнению, духовное воспитание - это формирование у человека ценностного отношения к жизни для его гармоничного развития [7].

В. С. Козлова утверждает, что духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие на человека. Цель воздействия - формирование ценностных ориентиров, которые базируются на духовно-нравственных ценностях, устанавливаемых обществом или самим человеком.

По ее мнению, духовно-нравственные ценности - это убеждения и идеалы человека, которыми он руководствуется в выборе решения вопроса. Система духовно-нравственных ценностей подразделяется:

- на индивидуально-личностные (честь, права и обязанности);

- семейные (семья, семейные обычаи и традиции);

- национальные (Родина, обычаи и традиции народа, национальное единство, вера, родной язык);

- общечеловеческие (жизнь, природа, мировая культура и наука и т. д.) [8].

По мнению Е. С. Гальцовой, в современной России укрепились следующие основные тенденции духовно-нравственного воспитания молодежи:

- осознание на государственном уровне важности и актуальности духовно-нравственного воспитания молодежи;

- взаимодействие светской и православной педагогической культуры;

- стремление к созданию непрерывной системы духовно-нравственного воспитания личности;

- активное формирование духовно-нравственных ценностей с опорой на духовно-нравственные традиции России [9].

Н. Н. Дарьенкова утверждает, что необходимо более детальное изучение богатого педагогического наследия наших предшественников с последующим внедрением в современную практику, поскольку задачи воспитания молодежи (в частности,

его передового отряда - студентов) с девятнадцатого века претерпели не такие уж большие изменения. Педагоги должны заботиться о духовно-нравственном и патриотическом воспитании студентов, широко используя новые научные знания; поощрять их инициативу в самосовершенствовании [10].

Как установил Х. Кавеси, от авторитета учителя зависит не только успеваемость учащихся, но и их социальное развитие [11].

Особую роль педагога в процессе воспитания студентов отмечает Э. И. Атаги-мова. По ее мнению, для воспитания высокоморальных личностей, профессионалов своего дела, педагог обязан сам соответствовать тем высоким требованиям, которые он предъявляет студентам, т. е. воплощать в себе принципы справедливости, гуманности и моральной чистоты [12].

Изучая историю отечественной педагогики (XIX век), Г. П. Дорохов указывает, что период ее становления начался со слепого копирования западной системы образования. Но лучшие педагоги России того времени стремились к развитию педагогики, которая базируется на традиционно русских принципах воспитания: народности и духовности (православие) [13].

Как считает О. Н. Бондарева, в XIX веке существует две группы ценностных категорий в духовно-нравственном воспитании, хотя в тот период в педагогической науке используется понятие «нравственное воспитание», а не «духовно-нравственное воспитание», которое подразумевает:

- любовь к Отечеству (патриотизм, чувство долга, трудолюбие, честность, благородство и т. д.;

- христианские добродетели (вера, милосердие, нравственность, справедливость, любовь к ближнему и т. д.), формируемые религиозным воспитанием с помощью гуманитарных дисциплин и искусств. Министерство народного просвещения определяло одной из основных задач высших учебных заведений формирование национального самосознания, которое должно базироваться на ценностях православия [14].

По мнению З. Выдры, в России в XIX веке важную роль в воспитании играла религия, поскольку присутствовала во всех областях жизни общества, и, конечно, авторитет родителей [15].

А. В. Сушков выделяет три основных подхода к воспитанию молодежи в России XIX века: либеральный, консервативный и революционно-демократический - в соответствии с преобладанием общественно-политической мысли в определенный исторический период [16].

Как считает М. В. Грибовский, модель русского университета в начале девятнадцатого века была сформирована на «гумбольдтовских» принципах: единство обучения и исследования; самостоятельный выбор профессорами учебного материала и методов обучения; свободное обучение (частичный выбор студентами курсов); слабый контроль со стороны государства за деятельностью университета, при этом его полное финансирование. Осуществлялся либеральный подход к воспитанию студентов, но постепенно, под воздействием историко-политических событий, университет утрачивал свои права и свободы [17].

Во время правления Александра I, в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения, основной задачей которого являлось создание системы образования, базирующейся на преемственности всех уровней образования. Педагоги руководствовались должностными инструкциями по воспитанию обучаемых. Например, в «Правилах для воспитания» Горного кадетского корпуса (документ № 11 от

13 января 1808 года) содержались такие требования: своим примером формировать у учащихся благородство и честь; приучать к дисциплине: предостерегать от дурных поступков (опираясь на совесть, а не на страх наказания); воспитывать учащихся в любви к отечеству и готовности встать на его защиту [18].

В. И. Купцова и А. В. Агеева подчеркивают, что для формирования внутреннего единства обучающихся в группе, их взаимной ответственности применялись методы коллективного воспитания, поскольку сформированный коллектив мог самостоятельно (без участия педагога) влиять на поведение своих членов. В учебных заведениях царской России широко применялись методы стимулирования учащейся молодежи (в целях духовно-нравственного воспитания): соревнование, поощрение, наказание. Но строго запрещалось соревнование по социальному или материальному принципу. В воспитательных целях проводилось ознакомление с деятельностью выдающихся исторических личностей. Особую роль в деле воспитания молодежи играла личность самого преподавателя [19].

Пьер Рич и Роланд Ли Свинк напоминают, что во время правления Николая I, в 1828 году, был принят «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», согласно которому прием в гимназии и университеты осуществлялся по сословному принципу: только дворян и чиновников. Главной задачей просвещения считалось воспитание благонравия, преданности царю и отечеству. С приходом к власти Александра II в деле воспитания молодого поколения произошла смена консервативного подхода на либеральный [20].

Задачей классической гимназии, в соответствии с Уставом гимназий и прогимназий (1871), являлась подготовка гимназистов к обучению в университетах.

Коллектив авторов С. Л. Данильченко, О. Б. Черненко, Ю. П. Мамонтова напоминает, что в 1879 году был подготовлен, а в 1884 году высочайше утвержден новый проект университетского устава, поскольку образовательная реформа 1860-х годов не соответствовала требованиям времени. Там же подчеркивалось, что воспитательный процесс в университетах имеет патриотическую направленность. Участие студентов в работе научных обществ по различным областям знаний при Московском, Петербургском, Казанском Варшавском университетах имело не только образовательный характер, оно служило для их воспитания (формирование таких качеств, как трудолюбие, ответственность, любознательность).

В связи с развитием промышленности Россия остро нуждалась в инженерных кадрах, поэтому в конце XIX века в стране были образованы многие высшие технические учебные заведения. Надо отметить, что важное место в учебных программах технических вузов занимали гуманитарные дисциплины: русский язык, литература, основы риторики и логики, чтение произведений русской классики, теория поэзии, иностранные языки и др. Это говорит о том, что в стенах университетов готовили не просто высококвалифицированных специалистов, а всесторонне развитых, высоконравственных личностей. Литература, искусство XIX века оказали большое положительное влияние на воспитательный процесс в университетах, в частности на духовно-нравственное воспитание студентов [21].

Очень верно заметила О. Ю. Макарова, что, изучая и анализируя русскую педагогическую литературу XIX века, приходишь к выводу, что одной из главных частей воспитательной системы было нравственное воспитание. Основой нравственного воспитания служат такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, благородство, патриотизм, вера, стремление самостоятельно учиться в течение жизни и т. д. [22]

Наглядным примером может служить Особая инструкция Санкт-Петербургского лесного института (3 части, 204 параграфа), утвержденная 8 декабря 1831 года. Особое внимание в ней уделялось нравственному воспитанию студентов, их взаимоотношениям между собой и преподавателями. Ее содержание представляет несомненный интерес и в наше время.

Часть I «О воспитании» показывает стремление привить воспитанникам института этические и нравственные нормы, согласные с христианской и общечеловеческой моралью. Содержание главы № 2 «О нравственном воспитании» раскрывает то, на что было направлено воспитание студентов: Характер. Образ мысли. Нравственное чувство. Страх божий и благочестие. Чувство долга (из всех нравственных чувств, после веры важнейшее есть чувство долга). Преданность государю и уважение к законам. Повиновение начальству. Почтение к родителям. Уважение к старшим. Признательность. Любовь к ближнему. Нравственные качества.

Министром финансов России (с 1823 по 1844 год) Е. Ф. Канкрином были изданы специальные правила для практикантов лесного института. Они содержали требования постоянно пополнять знания для правильного выполнения работ; не пропускать без уважительной причины занятия и не опаздывать; бережно относиться к книгам и инструментам; вести себя нравственно и не играть в азартные игры; относиться с уважением к начальству и друг к другу [23].

В качестве источников, необходимых для повышения уровня педагогических знаний, педагогам служили издаваемые в России и за рубежом книги и журналы.

В первую очередь вопросы воспитания обсуждались в педагогических журналах того времени: «Русский педагогический вестник», «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Журнал для воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Педагогическая летопись, издаваемая Петербургским педагогическим обществом» и другие. Авторами опубликованных в них статей являлись выдающиеся педагоги, ученые, философы, юристы, которые знакомили читателей с новыми методами и приемами в вопросах воспитания (физического, нравственного, духовного и т. д.).

Например, в «Журнале Министерства народного просвещения» был обязательный отдел «Известия об иностранных ученых и учебных заведениях. Донесения пребывающих за границей русских воспитанников», в которых, согласно инструкции, они делились ознакомительной информацией о системе просвещения в странах своего пребывания, в частности, о воспитании студентов. Например, в июньском номере № 22 от 1839 года представлена статья «О народном просвещении в Дании», в которой дается ретроспективный анализ характерных черт образовательного процесса с давних времен и до настоящего времени в Дании (т. е. до 1839 года). Приводятся конкретные примеры по воспитанию студентов, сопровождаемые комментариями автора: каждый день начинается с чтения Библии на датском языке; в праздничные дни все воспитанники в сопровождении преподавателей слушают проповеди в церкви, с последующим пересказом услышанного. Было запрещено использовать студентов как слуг и принимать от них подарки [24].

Журналы на постоянной основе знакомили читателей со свежими изданиями зарубежных книг и журналов по педагогике. В «Журнале для Воспитания», № 1 за 1857 год, в разделе «Критика педагогических сочинений» педагог, талантливый русский публицист (русская педагогическая литература) Ф. В. Бемер анализировал статью «О воспитании» профессора логики Абердинского университета А. Бэна. Рос-

сийский педагог выступает против слепого заимствования иностранного опыта воспитания: «Неоспоримо, однако, что в настоящую минуту педагогика наша находится в эпоху усвоения, по крайней мере, все, что до сих пор являлось у нас печатно, - не более как заимствованные материалы. Однако заимствуя и собирая эти материалы, мы должны строго оценивать их» [25]. В своей работе «О народности в общественном воспитании», опубликованной в «Журнале для Воспитания», № 7 (1857), великий русский педагог К. Д. Ушинский дал точные и яркие характеристики системам общественного воспитания в Германии, Англии, Франции и у североамериканцев (современные Соединенные Штаты Америки). В своей работе он указал, что наука для воспитания - одно из средств развития в человеке своего идеала, а не цель.

Он очень точно отметил большое внешнее сходство систем общественного воспитания у всех европейских народов в организации учебных заведений, дидактических приемах, школьной дисциплине. По его представлению, это один европейский народ во всех странам Европы - народ схоластиков. Но при этом имеются также характерные черты в общественном воспитании Германии, Англии, Франции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По его мнению, германцы считают воспитание одной из многочисленных наук. Немецкая педагогика - наука чисто немецкая.

Для английского воспитания наука не цель, а одно из средств развития характера, привычек, образа мыслей. Обладать манерами истинного джентльмена - цель английского воспитания. Принцип воспитания: чем раньше относишься к мальчику как к взрослому человеку, тем быстрее он станет человеком. Английское общественное воспитание существует для аристократов и дворянства, для воспитания бедного класса - «Школа в лохмотьях».

Во Франции мало ценят пользу воспитания. Внешний блеск, тщеславие и материальная выгода - характерные черты французского общественного воспитания.

Свою систему воспитания североамериканцы не успели выработать, поэтому заимствуют английскую систему, но с ограничениями и своими дополнениями.

К. Д. Ушинский констатировал тот факт, что отечественные педагогические убеждения только зарождаются, создаются основы русской педагогики. Так же как и русский публицист Ф. В. Бемер, он предостерегал от слепого заимствования материалов европейцев, чтобы не нанести себе вред. Он напомнил, что необыкновенная восприимчивость славянской натуры увеличивает опасность применения неподходящих методов, но надеялся на природную беспечность, непоследовательность и наличие природных инстинктов русского народа [26].

Все новинки педагогической литературы горячо обсуждались на страницах журналов (рецензии, отзывы и т. д.) педагогами, учеными, философами, писателями, и новые идеи в вопросах воспитания примерялись к российской действительности.

Примером такого обсуждения может служить вышедший в 1879 году русский перевод книги профессора, а позднее ректора Абердинского университета А. Бэна «Воспитание как предмет науки».

Профессор А. Бэн в своей книге «Воспитание как предмет науки» (1879) рассуждал о нравственных качествах человека, которыми тот должен обладать. По его определению, честность - это добросовестность, доведенная до точки человеколюбия. Он определял обучение как единый процесс умственного и нравственного развития [27].

В своих трудах за гармоничное умственное и нравственное воспитание студентов выступали выдающиеся педагоги девятнадцатого века: Т. Н. Грановский,

М. В. Остроградский, К. Д. Ушинский, революционеры-демократы Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский др. Русский ученый, писатель и общественный деятель Т. Н. Грановский выступал с резкой критикой принятого в 1851 году решения, направленного против преподавания древних языков в русских учебных заведениях. По его мнению, это нарушало строгое единство системы русского просвещения, которое было призвано выполнять задачу избавления от вредного преобладания иностранного влияния и возвращения к основам иконно русского воспитания. Он напомнил, что в Европе давно идет спор о классическом и реальном образовании. Отдавая должное достижениям противников классического образования: Монтеню, Бэкону, В. Ратиху, Песталоцци и А. Дистервегу, которые требовали от школы ослабить научный элемент преподавания в пользу практически значимого, действуя на рассудок ученика в ущерб его памяти и воображению, Т. Н. Грановский предупреждал зарубежных коллег, что в просвещении дисбаланс между рациональным отношением к жизни и развитием идеалов добра и красоты может привести к большим проблемам в Европе. Ученый видел задачу педагогики в гармоничном развитии всех способностей учащегося. Он подчеркивал, что до поступления в университет гимназисты должны быть подготовлены не только по учебным дисциплинам, но и к жизни с помощью всестороннего развития их способностей [28].

Литератор, педагог и общественный деятель В. П. Острогорский доказывал важность эстетического воспитания молодежи. Он был убежден, что очень важно не только развивать ум, обогащая его знаниями, но и воспитывать чувства и воображение, которые влияют на становление характера личности [29]. Его правоту подтверждают воспоминания бывших студентов университетов, например Ф. Н. Устрялова, по словам которого каждое воскресенье зимы в университете давались симфонические концерты. Оркестр состоял из любителей (студентов, в том числе), иногда с участием певиц и певцов итальянской оперы. Университетские концерты пользовались большой популярностью у публики. Прибыль от концертов шла в фонд малоимущих студентов [30]. В ходе таких мероприятий, проводимых в университете, формировался не только эстетический вкус студентов, но и такие нравственные качества, как доброта, чувство единения, ответственность, готовность помочь ближнему.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, разработавший методологические основы духовно-нравственного воспитания, которые базируются на православных традициях, был убежден, что общечеловеческие нравственные ценности должны быть главными для людей. В его понимании, в каждом человеке рождается и живет как нравственное чувство, так и эгоизм. Он сравнивает нравственное чувство с нежнейшим благороднейшим растением души, требующим постоянного заботливого ухода. В то же время эгоизм подобен сорняку, который, буйно разрастаясь без сопротивления, может погубить все лучшее [31].

Главная цель воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, заключается в духовном развитии человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, его национальный характер. Он убежден, что общественное и семейное воспитание, литература и искусство могут оказывать сильное влияние на формирование нравственного достоинства человека.

По его мнению, нравственность и свобода связаны крепко между собой, поэтому нравственно только то, что осуществлено свободно. Резко отрицательно относился к торговле убеждениями: «Всякая торговля убеждениями гнусна, какого бы рода эти убеждения не были». Он верил в то, что, несмотря на восприимчивость русского

народа ко всему иностранному, его стойкость в своей национальности и древней православной вере может проявиться в народности русского воспитания [32].

Революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский в своих работах отстаивали собственные взгляды на нравственное и умственное воспитание личности.

По мнению Н. Г. Чернышевского, формирование человеческой личности, его нравственности зависит от характера внешнего воздействия, поэтому главную задачу воспитания он определял как формирование высоконравственного человека нового типа через социальную направленность воспитания. Он считал, что основа нравственного воспитания - это активная жизненная позиция человека и преданность идее социальной справедливости. По его представлению, умственное воспитание молодых людей - это овладение ими как профессиональными, так и общеобразовательными знаниями [33].

Н. А. Добролюбов выступал против системы полного повиновения в воспитании личности. В условиях такой системы, по его мнению, вырастает либо апатичная личность, либо ярый противник этой системы. Но личность в свободном развитии становится богатой своими духовными силами [34].

Суть духовно-нравственного воспитания студентов в стенах университета, как в XIX веке, так и в XXI веке, можно выразить, используя высказывание В. Г. Белинского, что только нравственное образование делает человека человеком, стоящим над миром животных. Хорошо быть профессионалом своего дела, но обязательно при этом оставаться человеком. Истинная нравственность проявляется в поступках, а не на словах [35]. Основой развития личности является воспитание, базируемое на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, что подчеркивали в своих трудах лучшие представители педагогической науки. Задачи духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, стоявшие перед обществом XIX века, актуальны и для XXI века, поскольку их решение жизненно важно не только для развития страны, но и для ее суверенитета.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Для выполнения работы применялись различные методы и подходы.

Методы исследования:

- ретроспективный анализ исторических материалов (анализ документов, журналов и книг XIX века из фондов Российской национальной библиотеки);

- теоретический анализ материалов по педагогике и психологии, истории (анализ современных научных работ преподавателей вузов);

- историко-сравнительный метод (сопоставление различных исторических явлений и событий) [36];

- дедуктивный и индуктивный методы.

Подходы:

- социокультурный (анализ конкретной деятельности индивида в рамках социальной общности с учетом ценностно значимых элементов культуры для него и для общности. Это позволяет рассматривать общность как культурное целое [37]);

- системный (в изучении педагогических идей русских ученых о духовно-нравственном воспитании). В основе системного подхода - рассмотрение объектов как систем: сведение в единую теоретическую картину целостности объекта и выявленных типов связей в нем [38];

- культурологический (прямая зависимость развития культуры народа от успешного решения задач его воспитания и обучения) [39];

- антропологический (разработанный и обоснованный К. Д. Ушинским) - это системное применение информации всех наук о человеке как предмете воспитания в ходе педагогического процесса [40].

Результаты исследования / Research results

В рамках заявленной темы, изучив и проанализировав научные работы современных отечественных и зарубежных ученых, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящий момент для российского общества особенно важно использование опыта духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, поскольку задача духовно-нравственного воспитания личности становится жизненно важной задачей для сохранения суверенитета страны в переломные моменты истории государства. Для преодоления таких негативных явлений в молодежной среде, как инфантильность, стремление к тунеядству, интерес к разного рода сектам и противоправным организациям, алкоголизм и наркомания, утрата духовно-нравственных ценностей, включающих и безразличие к свой родине, недостаточно использовать только современные методы духовно-нравственного воспитания. Необходимо, обращаясь к богатому, накопленному веками интеллектуальному наследию наших предков, поддерживать на государственном уровне популяризацию традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Российская система образования в условиях культурно-исторических, политических и экономических изменений в стране и мире всегда стремилась сохранить свою самобытность и национальную направленность. В девятнадцатом веке, одном из наиболее значимых периодов в истории российского образования, были заложены основы русской педагогики, базирующейся на преемственности всех уровней образования; было создано Министерство народного просвещения, налажен выпуск журналов по педагогике: «Журнал для Воспитания», «Вестник воспитания. Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей (под ред. доктора Е. А. Покровского)», «Журнал Министерства народного просвещения», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», «Русский педагогический вестник». Публичные дискуссии, особенно острые по вопросам воспитания студенческой молодежи, проходили и проходят между отечественными и зарубежными педагогами на научных конференциях, симпозиумах и страницах научных журналов. Конечно, современные отечественные ученые, используя интернет-технологии, имеют гораздо больше возможностей обмениваться информацией по педагогическим проблемам; например, для публикации своих трудов в иностранных научных журналах по вопросам духовно-нравственного воспитания студентов. Но главная аудитория, которая внимательно следит за развитием русской педагогической мысли, - это, конечно, педагоги России, которые кровно заинтересованы в формировании у молодежи духовно-нравственных ценностей, базирующихся на духовно-нравственных традициях русского народа.

Современные многочисленные отечественные педагогические журналы (в том числе и электронные): «Высшее образование в России», «Педагогика», «Образовательный вестник «Сознание», "Vestnik of Russian New University", «Антропологическая дидактика и воспитание», Научно-методический электронный журнал «Концепт» -и огромное количество журналов, издаваемых крупнейшими университетами, являются средствами информационных и коммуникационных технологий во всех областях русской педагогической науки.

3. В своих трудах выдающиеся отечественные ученые и писатели XIX, как и их последователи XXI века, выступают за разумное использование опыта зарубежных педагогов, но против слепого копирования зарубежных педагогических теорий. Менталитет каждого народа имеет свои характерные особенности, влияющие на формирование их нравственных ценностей, поэтому некоторые методы воспитания молодежи не всегда применимы в другой стране. Подмеченное выдающимся русским педагогом К.Д. Ушинским сходство систем воспитания у всех европейских народов не распространяется целиком на Россию, поскольку русская система воспитания опиралась и опирается на традиционные русские духовно-нравственные ценности. Точность его утверждения о вреде слепого копирования зарубежных педагогических теорий подтверждается опытом современных отечественных педагогов.

4. Необходимость гармонично сочетать умственное и нравственное воспитание студентов обоснована в работах педагогов XIX и XXI веков, поскольку университеты должны готовить не просто высококвалифицированных специалистов, но и духовно-нравственных личностей, обладающих такими качествами, как трудолюбие, коллективизм, умение работать в команде, готовность прийти на помощь, сострадание, ответственность за порученное дело, уважение к окружающим людям, надежность.

5. Особая роль в процессе духовно-нравственного воспитания студентов всегда будет принадлежать личности педагога, который должен воспитывать их не словом, а своим примером. От профессионализма педагога, его собственных духовно-нравственных ценностей зависит формирование личности студента. Соблюдение педагогом нравственных, правовых и этических норм является обязательным условием при выполнении своих профессиональных обязанностей, что закреплено в нормативных актах и распоряжениях Министерства народного просвещения в XIX веке и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации в XXI веке.

6. В современных условиях для понимания и определения правильного направления в деле воспитания молодежи возвращение к богатому наследию русской педагогической мысли XIX века является своевременным, поскольку современная российская образовательная система базируется на достижениях русской педагогики прошлых веков. При сравнении основных тенденций духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи XIX и XXI веков обнаруживается их единство:

1) Отражение в официальных документах государственной важности духовно-нравственного воспитания молодежи. В указах императоров: Александра I (создание Министерства народного просвещения, основной задачей которого являлось создание системы образования, базирующейся на преемственности всех уровней образования), Николая I (принятие в 1828 году «Устава гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», согласно которому главной задачей просвещения считалось воспитание благонравия, преданности царю и отечеству), Александра II (Образовательная реформа 1860 года), Александра III (утверждение нового проекта Университетского устава в 1884 году) - подчеркивалось, что воспитательный процесс в университетах имеет патриотическую и духовно-нравственную направленность.

Для формирования духовно-нравственных ценностей молодежи в современной России были разработаны следующие документы: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [41], Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по охранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

[42], Указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции указов Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703, от 15.01.2024 № 36 [43], Указ Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития на период до 2030 года» [44] и др.

2) Осознание важности как светской, так и православной педагогической культуры и необходимость их взаимодействия в современных условиях (при соблюдении закона об отделении церкви от государства).

В высших учебных заведениях царской России нравственное воспитание студентов базировалось на ценностях православия, поскольку религия играла огромную роль в жизни общества. Любовь к Родине и христианские добродетели: благородство, честность, нравственность, справедливость - все это присутствует, когда речь идет о духовно-нравственном воспитании молодежи в наши дни. Статья 67 Конституции РФ [45] гласит, что Российская Федерация сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога.

3) Формирование духовно-нравственных ценностей с опорой на духовно-нравственные традиции России и огромное интеллектуальное наследие выдающихся русских педагогов.

Всегда трудно осуществлять духовно-нравственное воспитание молодежи в переломные моменты истории страны, поэтому для решения возникающих задач обращаются к опыту предшествующих поколений педагогов России, труды которых служат фундаментом для современной российской образовательной системы

Многочисленные реформы российского образования в XIX веке были призваны усовершенствовать его в рамках требований того времени и одновременно рассмотреть и решить проблемы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в переломные моменты истории страны. В этом заключается схожесть задач, стоящих перед педагогами разных веков. И неизменными показателями духовно-нравственного воспитания остаются любовь к Родине, благородство, честность, милосердие, трудолюбие, преданность нравственным принципам, справедливость.

Заключение / Conclusion

Наши предшественники, педагоги XIX века, искали пути решения стоящей перед ними очень трудной задачи - духовно-нравственное воспитание молодежи, в первую очередь ее передового отряда - студентов. Они были первопроходцами в разработке методологических основ духовно-нравственного воспитания, базирующегося на традиционных нравственных ценностях России, и оставили нам в помощь огромное интеллектуальное наследие.

Многочисленные реформы российского образования XIX века, обусловленные наличием переломных моментов в истории страны, были нацелены на ее усовершенствование в соответствии с запросами того времени.

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи было и остается в настоящее время очень важным для настоящего и будущего нашей Родины: высоконравственные, квалифицированные специалисты, патриоты своей страны или духовно ущербные ремесленники придут на смену нашему поколению.

Как и в девятнадцатом веке, в веке двадцать первом назрела потребность в проведении новой реформы образования России, и в первую очередь необходимо обратить внимание на воспитание студентов, которые в силу отсутствия у них необходимого запаса жизненного опыта и наличия эмоциональной нестабильности могут быть

дезориентированы в нравственных ценностях. В настоящее время потребность в усилении духовно-нравственного воспитания студентов продиктована наличием в студенческой среде таких явлений, как деформация духовно-нравственных ценностей, стремление к обогащению всеми способами, инфантильность, отсутствие интереса к общественной жизни.

Актуальность исторического исследования заключается в более детальном изучении русского педагогического наследия XIX века с целью его использования для решения насущных задач в деле духовно-нравственного воспитания современных студентов.

Ссылки на источники / References

1. Лю Цзоюань. Система традиционных российских духовно-нравственных ценностей в вузах России // Педагогический журнал. - 2022. - № 4 А. - Т. 12. - С. 111-117. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a12-liu-zuoyuan.pdf

2. Rahmonova G. S., Sumaira Nawaz. Spiritual and moral education of Schoolchildren // European Journal of Innovation in Nonformal Education. - 2023. - Vol. 3. - Is. 4. - P. 78-82. - URL: https://inovatus.es/index.php/ejine/ar-ticle/view/1603/1636

3. Strauß М. Wie war die erziehung früher? - URL: https://alleantworten.de/wie-war-die-erziehung-frueher

4. Trivedi-Bateman N. Why young people commit crime and how moral education could help. - URL: https://phys.org/news/2020-05-young-people-commit-crime-moral.html

5. Коган Е. А., Пронина Е. И. От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений? // Высшее образование в России. - 2022. - № 5. - Т. 31. - С. 118-132.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 8000 фразеологических выражений. - М.: Азбуковик, 1999. - 944 с.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.

8. Козлова В. С. Сущность и характеристика основных понятий духовно-нравственного воспитания школьника // Всероссийский журнал «Педагогический опыт». - URL: https://www.pedopyt.ru/categories/12/articles/2768

9. Гальцова Е. С. Феномен духовно-нравственного становления и развития личности в России XIX - начала ХХ в. в контексте современных проблем воспитания: автореф. дис. ... к. п. н.: 13.00.01. - Елец, 2014. - 24 с.

10. Дарьенкова Н. Н. Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10. - С. 42-57. - URL: http:// e-koncept.ru/2023/231094.htm

11. Kahveci H. The positive and negative effects of teacher attitudes and behaviors on student progress // Journal of Pedagogical Research. - 2023. - Vol. 7. - Is. 1. - Р. 290-306. - URL: https://www.ijopr.com/article/the-positive-and-negative-effects-of-teacher-attitudes-and-behaviors-on-student-progress-13090

12. Атагимова Э. И. Государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи: вопросы реализации // Мониторинг правоприменения. - 2022. - № 4 (45). - С. 22-32. - URL: http://uzulo.su/mon-prav/pdf-jpg/mp-2022-4-st02-s022-032.pdf. - DOI: 10.21681/2226-0692-2022-4-22-32

13. Дорохов Г. П. Целесообразность использования опыта отечественных педагогов второй половины XIX века по воспитанию нравственности в современной образовательной организации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». - 2024. - № 5(187). - С. 16-18. - URL: https://apni.ru/article/8373-tselesoobraznost-ispolzovaniya-opita-otechest

14. Бондарева О. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся в высшем техническом учебном заведении первой трети XIX века (на материале Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса): автореф. дис. ... к. и. н.: 13.00.01. - СПб., 2015. - 24 с.

15. Vydra Z. Education and Aristocratic in late Imperial Russia // Cultural history. - 2022. - Vol. 12 (2). - Is. 2. - P. 237-258. - URL: https://www.researchgate.net/publication/363565448_Education_and_Aristocratic_Childhood_in_Late_Imperial_Russia

16. Сушков А. В. Концепции социального воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX в. - начала ХХ в. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (11). - С. 19-25.

17. Грибовский М. В. Классические университеты в научно-технологическом развитии Российской Империи и СССР: покидая башню из слоновой кости // Высшее образование в России. - 2024. - Т. 33. - № 5. - С. 136-149.

18. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX- начало XX века (сборник документов) / отв. сост. Н. И. Никольцева. -СПб.: Лики России, 2007. - 341 с.

19. Купцова В. И., Агеева А. В. К вопросу о коллективном воспитании в учебных заведениях Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Научный электронный журнал Universum: психология и образование. - 2023. -№ 6 (108). - URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15470

20. Riche H.., Swink R. L. Western education in the 19th century. - URL: https://www.britannica.com/topic/educa-tion/Western-education-in-the-19th-century

21. Данильченко С. Л., Черненко О. Б., Мамонтова Ю. П. Педагогика и психология современного образования: монография. - Чебоксары: «Лару-тару» («Среда»), 2021. - 164 с. - URL: https://phsreda.com/cv/article/100151/discussion_platform

22. Макарова О. Ю. Воспитательный аспект в системе высшего образования в России XVIII—XIX вв. // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С. 81. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4863

23. Редько Г. И., Фролов М. И. Санкт-Петербургская лесотехническая академия. Страницы истории. 200 лет. -СПб.: СПбГЛТА им. С. М. Кирова, 2003. - 814 с.

24. О народном просвещении в Дании // Журнал Министерства народного просвещения. - 1839. - № 22 (июнь). - Отдел IV. - С. 12-50.

25. Бемер Ф. В. О воспитании // Журнал для Воспитания. - 1857. - № 1. - С. 99-124.

26. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании? // Журнал для Воспитания. - 1857. - № 7. - С. 9-60.

27. Бэн А. Воспитание как предмет науки / пер. с англ. Ф. Резенера. - СПб.: К. Риккер, 1879. - 383 с.

28. Грановский Т. Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены. Записка Грановского Т. Н. - М.: Унив. тип., 1860. - 13 с.

29. Острогорский В. П. Письма об эстетическо-литературном образовании. Письмо II // Вестник воспитания. Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей (под ред. доктора Е. А. Покровского). - 1890. -№ 4. - С. 133-140.

30. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. сост. Н. И. Никольцева.

31. Ушинский К. Д. Нравственное влияние как главная задача воспитания. Предисловие к статье «О нравственном элементе в русском воспитании» // Журнал Министерства народного просвещения. - 1860. - № 11-12. - С. 157-190.

32. Ушинский К. Д. Русская школа. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 688 с.

33. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Избранные педагогические сочинения. -М., 1983. - 338 с.

34. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова // Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Худож. лит., 1986. - Т. 1. - 860 с.

35. Белинский В. Г. О воспитании умственном и нравственном / сост. А. Н. Сальников. - СПб.: Изд. В. И. Губин-ского, 1898. - 71 с.

36. Германова Т. Историография и методы исторического исследования, особенности использования источников и интерпретации фактов // Международный научный журнал «Всемирный ученый». - 2024. - Вып. № 19. - Т. 1. - С. 168-172.- URL: https://wsemiruch.online/archive/ddd54772-e4e1-4db9-ad59-4a4968d0b4cb

37. Рудакова И. В. Советский тип интеллигенции как социальное целое. - 2021. - Т. 14. - Вып. 3. - С. 515-518.

38. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. - 1456 с.

39. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История образования педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 416 с.

40. Лиховцова Т. И., Алехина Н. С., Сазонова Е. В. и др. Применение антропологического подхода в практике современного образования // Молодой ученый. - 2023. - № 45 (492). - С. 103-105. - URL: https://moluch.ru/archive/492/107598/

41. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». - URL: http://pravo.gov.ru

42. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по охранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69810

43. Указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в редакции указов Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703, от 15.01.2024 № 36. - URL: http://government.ru/docs/all/85503/

44. Указ Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития на период до 2030 года». - URL: http://government.ru/docs/all/128943/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Конституция Российской Федерации. Статья 67 (дополнение статьей - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020. № 1-ФКЗ). - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595

1. Lyu Czoyuan' (2022). "Sistema tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej v vuzah Rossii" [The system of traditional Russian spiritual and moral values in Russian universities], Pedagogicheskij zhurnal, , № 4 A, t. 12, pp. 111-117. Available at: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a12-liu-zuoyuan.pdf (in Russian).

2. Rahmonova, G. S., & Sumaira Nawaz (2023). "Spiritual and moral education of Schoolchildren", European Journal of Innovation in Nonformal Education, , vol. 3, is. 4, pp. 78-82. Available at: https://inovatus.es/in-dex.php/ejine/article/view/1603/1636 (in English).

3. Strauß, M. Wie war die erziehung früher? [What was education like in the past?]Available at: https://alleant-worten.de/wie-war-die-erziehung-frueher (in German).

4. Trivedi-Bateman, N. Why young people commit crime and how moral education could help. Available at: https://phys.org/news/2020-05-young-people-commit-crime-moral.html (in English).

5. Kogan, E. A., & Pronina, E. I. (2022). "Ot rutinnoj raboty do tvorcheskoj iniciativy: kak shkola i vuz vliyayut na formi-rovanie lichnostnyh kachestv i umenij?" [From routine work to creative initiative: how do school and university influence the development of personal qualities and skills?], Vysshee obrazovanie v Rossii, , № 5, t. 31, pp. 118-132 (in Russian).

6. Ozhegov, S. I. (1999). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 8000frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian Language: 8000 Phraseological Expressions], Azbukovik, Moscow, 944 p. (in Russian).

7. Kodzhaspirova, G. M., & Kodzhaspirov, A. Yu. (2000). Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred.ped. ucheb. zaved [Pedagogical dictionary], Izd. centr "Akademiya", Moscow, 176 p. (in Russian).

8. Kozlova, V. S. "Sushchnost' i harakteristika osnovnyh ponyatij duhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol'nika" [The essence and characteristics of the basic concepts of spiritual and moral education of a school student], Vserossijskij zhurnal "Pedagogicheskij opyt". Available at: https://www.pedopyt.ru/categories/12/articles/2768 (in Russian).

9. Gal'cova, E. S. (2014). Fenomen duhovno-nravstvennogostanovleniya irazvitiya lichnosti vRossiiXIX-nachala HKH v. v kontekste sovremennyh problem vospitaniya: avtoref. dis. ... k. p. n.: 13.00.01 [The phenomenon of spiritual and moral formation and development of personality in Russia in the 19th - early 20th centuries in the context of modern problems of education], Elec, , 24 p. (in Russian).

10. Dar'enkova, N. N. (2023). "Vospitanie obuchayushchihsya v gosudarstvennyh vysshih uchebnyh zavedeniyah Sankt-Peterburga XIX veka" [Education of students in state higher educational institutions of St. Petersburg in the 19th century], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", , № 10, pp. 42-57. Available at: http:// e-kon-cept.ru/2023/231094.htm (in Russian).

11. Kahveci, H. (2023). "The positive and negative effects of teacher attitudes and behaviors on student progress", Journal of Pedagogical Research, , vol. 7, is. 1, pp. 290-306. Available at: https://www.ijopr.com/article/the-posi-tive-and-negative-effects-of-teacher-attitudes-and-behaviors-on-student-progress-13090 (in English).

12. Atagimova, E. I. (2022). "Gosudarstvennaya politika v sfere duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi: vo-prosy realizacii" [State policy in the sphere of spiritual and moral education of youth: issues of implementation], Monitoring pravoprimeneniya, , № 4 (45), pp. 22-32. Available at: http://uzulo.su/mon-prav/pdf-jpg/mp-2022-4-st02-s022-032.pdf. - DOI: 10.21681/2226-0692-2022-4-22-32 (in Russian).

13. Dorohov, G. P. (2024). "Celesoobraznost' ispol'zovaniya opyta otechestvennyh pedagogov vtoroj poloviny XIX veka po vospitaniyu nravstvennosti v sovremennoj obrazovatel'noj organizacii" [The expediency of using the experience of Russian teachers of the second half of the XIX century for moral education in a modern educational organization], Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal "Aktual'nye issledovaniya", , № 5(187), pp. 16-18. Available at: https://apni.ru/article/8373-tselesoobraznost-ispolzovaniya-opita-otechest (in Russian).

14. Bondareva, O. N. (2015). Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchihsya v vysshem tekhnicheskom uchebnom zavedenii pervoj treti XIX veka (na materiale Sankt-Peterburgskogo Gornogo kadetskogo korpusa): avtoref. dis. ... k. i. n.: 13.00.01 [Spiritual and moral education of students in a higher technical educational institution of the first third of the 19th century (the case study of the St. Petersburg Mining Cadet Corps)], St. Petersburg, , 24 p. (in Russian).

15. Vydra, Z (2022). "Education and Aristocratic in late Imperial Russia", Cultural history, , vol. 12 (2), is. 2, pp. 237-258. Available at: https://www.researchgate.net/publication/363565448_Education_and_Aristocratic_Childhood_in_Laite_Imperial_Russia (in English).

16. Sushkov, A. V. (2017). "Koncepcii social'nogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogicheskoj mysli vtoroj poloviny XIH v, nachala HKH v." [Concepts of social education in domestic pedagogical thought of the second half of the 19th century - early 20th century], Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, CNS "Interaktiv plyus", Cheboksary, № 1 (11), pp. 19-25 (in Russian).

17. Gribovskij, M. V. (2024). "Klassicheskie universitety v nauchno-tekhnologicheskom razvitii Rossijskoj Imperii i SSSR: pokidaya bashnyu iz slonovoj kosti" [Classical Universities in the Scientific and Technological Development of the Russian Empire and the USSR: Leaving the Ivory Tower], Vysshee obrazovanie vRossii, , t. 33, № 5, pp. 136-149 (in Russian).

18. Nikol'ceva, N. I. (ed.) (2007). Vysshaya shkolaSankt-Peterburga XIX-nachaloXX veka (sbornik dokumentov) [Higher School of St. Petersburg XIX/- early XX century (Collection of documents)], Liki Rossii, St. Petersburg, 341 p. (in Russian).

19. Kupcova, V. I., & Ageeva, A. V. (2023). "K voprosu o kollektivnom vospitanii v uchebnyh zavedeniyah Rossijskoj imperii v konce XIX - nachale XX vv." [On the issue of collective education in educational institutions of the Russian Empire in the late 19th - early 20th centuries], Nauchnyj elektronnyj zhurnal Universum: psihologiya i obrazovanie, , № 6 (108). Available at: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15470 (in Russian).

20. Riche, H.., & Swink, R. L. Western education in the 19th century. Available at: https://www.britan-nica.com/topic/education/Western-education-in-the-19th-century (in English).

21. Danil'chenko, S. L., Chernenko, O. B., & Mamontova, Yu. P. (2021). Pedagogika i psihologiya sovremennogo obra-zovaniya: monografiya [Pedagogy and psychology of modern education], Cheboksary, 164 p. Available at: https://phsreda.com/cv/article/100151/discussion_platform (in Russian).

H. H. ffapbemotfa

22. Makarova, O. Yu. (2011). "Vospitatel'nyj aspekt v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii XVIII-XIX vv." [The indoctrination aspect in the system of higher education in Russia in the 18th-19th centuries], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, , № 5, p. 81. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4863 (in Russian).

23. Red'ko, G. I., & Frolov, M. I. (2003). Sankt-Peterburgskaya lesotekhnicheskaya akademiya. Stranicy istorii. 200 let [Saint Petersburg Forestry Academy. Pages of History. 200 years], SPbGLTA im. S. M. Kirova, St. Petersburg, 814 p. (in Russian).

24. (1839). "O narodnom prosveshchenii v Danii" [On public education in Denmark], Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya, , № 22 (iyun'), Otdel IV, pp. 12-50 (in Russian).

25. Bemer, F. V. (1857). "O vospitanii" [About education], Zhurnal dlya Vospitaniya, , № 1, pp. 99-124 (in Russian).

26. Ushinskij, K. D. (1857). "O narodnosti v obshchestvennom vospitanii?" [About nationality in public education], Zhurnal dlya Vospitaniya, , № 7, pp. 9-60 (in Russian).

27. Ben, A. (1879). Vospitanie kakpredmet nauki [Education as a subject of science], St. Petersburg, 383 p. (in Russian).

28. Granovskij, T. N. (1860). Oslablenie klassicheskogo prepodavaniya v gimnaziyah i neizbezhnye posledstviya etoj peremeny. Zapiska Granovskogo T. N [The deterioration of classical teaching in gymnasiums and the inevitable consequences of this change], Univ. tip., Moscow, 13 p. (in Russian).

29. Ostrogorskij, V. P. (1890). "Pis'ma ob estetichesko-literaturnom obrazovanii. Pis'mo II" [Letters on aesthetic and literary education. Letter II.], Vestnik vospitaniya. Nauchno-populyarnyj zhurnal dlya roditelej i vospitatelej (pod red. doktora E. A. Pokrovskogo), , № 4, pp. 133-140 (in Russian).

30. Nikol'ceva, N. I. (ed.) (2007). Op. cit.

31. Ushinskij, K. D. (1860). "Nravstvennoe vliyanie kak glavnaya zadacha vospitaniya. Predislovie k stat'e "O nravstvennom elemente v russkom vospitanii" [Moral influence as the main task of education. Preface to the article "On the moral element in Russian education"], Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya, , № 11-12, pp. 157-190 (in Russian).

32. Ushinskij, K. D. (2015). Russkaya shkola [Russian school], Institut russkoj civilizacii, Moscow, 688 p. (in Russian).

33. Chernyshevskij, N. G. (1983). "Antropologicheskij princip v filosofii" [Anthropological principle in philosophy], Iz-brannye pedagogicheskie sochineniya, Moscow, 338 p. (in Russian).

34. Dobrolyubov, N. A. (1986). "O znachenii avtoriteta v vospitanii mysli po povodu "Voprosov zhizni" g. Pirogova" [On the importance of authority in the education of thought concerning the "Questions of life" by Mr. Pirogov], So-branie sochinenij: v 31, Hudozh. lit., Moscow, t. 1, 860 p. (in Russian).

35. Belinskij, V. G. (1898). O vospitanii umstvennom i nravstvennom [About mental and moral education], Izd. V. I. Gubinskogo, St. Petersburg, 71 p. (in Russian).

36. Germanova, T. (2024). "Istoriografiya i metody istoricheskogo issledovaniya, osobennosti ispol'zovaniya istochnikov i inter-pretacii faktov" [Historiography and methods of historical research, characteristics of the use of sources and interpretation of facts], Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal "Vsemirnyj uchenyj", vyp. № 19, t. 1, pp. 168-172 (in Russian). Available at: https://wsemiruch.online/archive/ddd54772-e4e1-4db9-ad59-4a4968d0b4cb (in Russian).

37. Rudakova, I. V. (2021). Sovetskij tip intelligencii kak social'noe celoe [The Soviet type of intelligentsia as a social whole], , t. 14, vyp. 3, pp. 515-518 (in Russian).

38. (2001). Bol'shoj enciklopedicheskij slovar' [Large encyclopedic dictionary], Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, Moscow; Norint, St. Petersburg, 1456 p. (in Russian).

39. Andreeva, I. N., Butorina, T. S., Vasil'eva, Z. I. et al. (2002). Istoriya obrazovaniya pedagogicheskoj mysli za rubezhom i v Rossii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved [History of the development of pedagogical thought abroad and in Russia], Izd. centr "Akademiya", Moscow, 416 p. (in Russian).

40. Lihovcova, T. I., Alekhina, N. S., Sazonova, E. V. et al. (2023). "Primenenie antropologicheskogo podhoda v praktike sovremennogo obrazovaniya" [Application of the anthropological approach in the practice of modern education], Molodoj uchenyj, , № 45 (492), pp. 103-105. Available at: https://moluch.ru/archive/492/107598/ (in Russian).

41. Federal'nyj zakon ot 30.12.2020 № 489-FZ "O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 489-FL dated 12/30/2020 "On Youth Policy in the Russian Federation"]. Available at: http://pravo.gov.ru (in Russian).

42. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 "Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj politikipo ohraneniyu i ukrepleniyu tradi-cionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej" [Decree of the President of the Russian Federation dated 11/19/2022 No. 809 "On Approval of the Foundations of State Policy for the protection and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/69810 (in Russian).

43. Ukaz "O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda" (v redakcii ukazov Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.2018 № 703, ot 15.01.2024 № 36 [Decree "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (as amended by Decrees of the President of the Russian Federation dated 06.12.2018 No. 703, dated 15.01.2024 No. 36]. Available at: http://government.ru/docs/all/85503/ (in Russian).

44. Ukaz Prezidenta ot 21.07.2020 № 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya na period do 2030 goda" [Presidential Decree No. 474 dated 07/21/2020 "On National Development Goals for the period up to 2030"]. Available at: http://government.ru/docs/all/128943/ (in Russian).

45. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Stat'ya 67 (dopolnenie stat'ej - Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14.03.2020. № 1-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation. Art. 671 (Supplement to the article - The Law of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 03/14/2020]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.