Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения культуры родного края'

Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения культуры родного края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРИАМУРЬЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Королькова Ирина Викторовна, Эфендиева Галина Владимировна

Статья посвящена роли культуры Приамурья в духовно-нравственном воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения культуры родного края»

И.В. Королькова, Г.В. Эфендиева

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

Статья посвящена роли культуры Приамурья в духовно-нравственном воспитании школьников.

The article analyses the experience in the world art culture teaching basics. The result of it expresses in the introduction of the regional material into the process of study. Students turn to the world art culture through the history of the Amur region culture.

Как известно, общество не может существовать и развиваться вне духовности. Главную роль в ее сохранении и развитии играет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Каким будет наше будущее, во многом зависит от педагогов. Процесс, направленный на сохранение личности человека, актуален везде и всегда. Актуален он и в современной России. Сейчас необычайно важно дать молодежи спасительные духовно-нравственные ориентиры, ибо человек, лишенный духовно-нравственного стержня, пассивен, агрессивен, просто социально опасен.

Безусловно, в духовном становлении современного школьника велика роль многих учебных дисциплин: литературы, русского языка, обществознания, истории. Но есть в школьном расписании предмет, возможности которого трудно переоценить, - мировая художественная культура.

В соответствии с Федеральным базисным планом предмет «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав обязательных учебных дисциплин на ступени среднего (полного) образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях.

Цель курса «Мировая художественная культура» - формировать у школьников устойчивый интерес к отечественной и мировой художественной культуре, развивать художественно-эстетический вкус, творческие возможности, формировать толерантное отношение к культурным традициям.

Очень важно при этом не только иметь представление о развитии национальных культурных традиций, но и не забывать о том, как развивалась в прошлом (и развивается сегодня) культура родного края.

В средней школе № 2 г. Благовещенска системное изучение мировой художественной культуры начинается с 8-го класса. Традиционно восьмиклассники изучают курс «Славянская культура» (преподавание осуществляется по программе «История мировой культуры» под ред. А.П. Забияко, В.А. Плотникова, Благовещенск, БГПУ, 1994 г.). В основе данного курса - изучение русской культуры от языческого периода до культуры XX в.

Следуя логике исторического развития, отечественная культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного подхода дает возможность учителю и ученикам по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, ее вклад в мировой художественный процесс. Но не менее важно (а порой жизненно необходимо) обратиться к изучению региональной культуры и соотнести ее с общекультурным развитием всей страны. Остановимся лишь на одном аспекте.

Большой интерес вызывает у школьников тема христианской культуры. Почему?

Во-первых, по большому счету, ребята немного знают по этой теме, а им хочется знать больше. Во-вторых, сегодня интерес к церкви, православной вере в нашем обществе заметно возрос.

Восьмиклассниками довольно подробно рассказывается о культурных последствиях принятия христианства: воспоминания о тех, кто внес огромный вклад в распространение православной веры на Руси, изучение православного храма и тенденций в храмостроении, знакомство с канонами иконописи и знаменитыми иконописцами.

В ходе уроков возникает вполне логичный вопрос: а как этот культурный процесс (распространение православия) развивался на нашей земле, в нашем родном Приамурье? Да, конечно, много позже. И все -таки...

Так вполне естественно и логично осуществляется переход к разговору о развитии культуры на Амуре.

И первый человек, о жизни которого говорится, - святитель Иннокентий (Вельяминов). Ребята мало знают о нем. Но при первом упоминании его имени вспоминают и название переулка, носящего его имя, и памятник, находящийся на одноименной улице. «Почему память об этом человеке хранит история Благовещенска?» - главный вопрос, адресованный слушателям. Он-то и позволяет начать интереснейший разговор о митрополите. Огромные воспитательные возможности таит в себе эта тема. Жизнь, отданная служению Богу и людям, подвижничество и самоотречение. Огромная научная и духовная работа.

Да, ребята уже знакомы с личностями протопопа Аввакума, Сергия Радонежского (здесь помогают и уроки литературы, в рамках которых школьники изучали житийную литературу). Жизнеописания этих исторических личностей не оставляют ребят равнодушными.

Безусловно, получив представление о человеке, который так много сделал для освоения и изучения Камчатки, Аляски, Приамурья и Приморья, для заключения Айгунского договора, рождения города Благовещенска, распространения православия на дальневосточной земле, ребята пытаются соотнести биографию святителя Иннокентия с житием других духовных деятелей, осознать вклад этого человека в культурно-исторический процесс Амурской области. Есть опыт приглашения на уроки сотрудников музея. Так, на уроки МХК была приглашена сотрудник Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского Е.В. Иванова, которая, привлекая музейные материалы, рассказала о жизни и деятельности святителя Иннокентия.

Много интересного для учеников открывает тема «Храмостроение. Православный храм». На уроках МХК постигаются архитектурные каноны православного храма, отмечаются особенности русского храмостроения, совершаются «путешествия» (виртуальные) по средневековой Руси и знакомство с самыми знаменитыми памятниками русского церковного зодчества. И вновь вполне логично задается вопрос: «Как развивалось храмовая архитектура в Благовещенске? Что известно из истории нашего края?».

А известно немало. Да, сегодня в нашем городе немного церквей. Но так было не всегда. Когда-то, больше десятка лет назад, учитель МХК рассказывал школьникам о том, что на берегу Амура в XIX в. стояла Триумфальная арка, показывал копию фотографического снимка с изображением этого архитектурного объекта. И детям это было чрезвычайно интересно: где была построена, как выглядела, в честь какого исторического события была воздвигнута и почему уничтожена в 20-е гг.ХХ в. А потом в нашем городе заговорили о восстановлении исторического памятника. Поэтому нынешним восьмиклассникам не понятно: как это так - не было арки? Очень приятно, что исторический памятник восстановлен.

Нынешние школьники на вопрос учителя, знают ли они церкви нашего города, без труда называют три сооружения: церковь на улице им. Горького (католический костел, где сегодня находится православная церковь), кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и деревянную церковь на перекрестке улицы Комсомольской и Релочного переулка.

Но так было тоже не всегда. Много церквей и храмов было построено в Благовещенске в XIX в. Ребята знакомятся с храмовой архитектурой родного города. С огромным вниманием они рассматривают исчезнувшие с лица земли, ушедшие в небытие Свято-Троицкую церковь (известную как Шадринский собор), церковь Михаила Архангела, находившуюся на территории нынешнего ДальГАУ и построенную на средства золотопромышленника П.В. Мордина, Вознесенскую кладбищенскую церковь, кафедральный собор, который находился там, где сегодня сквер Ф.Н. Мухина, и который сгорел в 1924 г., Николаевскую церковь - первое строение города.

И вновь радостно сообщить школьникам, что та деревянная церковь, которую они назвали и которую некоторые ребята посещали, тоже восстановлена. И это уже новейшая история. А еще ходят разговоры о восстановлении Шадринского собора... И даже получено соответствующее благословение.

Материал о благовещенских храмах очень востребован на уроке МХК. Во-первых, это дает возможность учителю познакомить ребят с краеведческим материалом, вызвать у них интерес к истории и культуре родного города. Во-вторых, отметить, что есть в городе, в области люди, обеспокоенные проблемой сохранности исторических памятников и предпринимающие попытки восстановить разрушенные здания. А еще работа с архивными материалами позволяет соотнести тенденции развития церковной архитектуры в Благовещенске с традициями и канонами храмов, построенных раньше на Руси.

Сегодняшние дети имеют возможность путешествовать во многие страны, в том числе и в Китай. Многие бывали в г. Харбине и видели там православный Софийский собор. Благодаря видеоряду школьники без труда находят общие черты у Шадринского и Софийского соборов.

Безусловно, экскурсия, организованная в церкви города, дает возможность восьмиклассникам воочию увидеть храмы, побывать внутри них (не все дети прежде были в церквях), блеснуть эрудицией, показать всем присутствующим, где апсида, рассказать об иконостасе.

Принятое в X в. христианство принципиально изменило развитие не только архитектуры, но и изобразительного искусства. Уроки МХК позволяют говорить о духовной живописи и об известных «богомазах» (так на Руси называли иконописцев), знакомить ребят с канонами иконы, с особенностями различных иконописных школ.

Всегда вызывает большой интерес тема «Герои и образы русской иконы». Восьмиклассники узнают много интересного: они знакомятся с иконографическими типами изображения Спаса и Богородицы, с символикой цвета. Узнают о святых, почитаемых на Руси. Расширяют знание Библии, отдельных ее сюжетов. Знакомятся с церковными праздниками, их отражением в сюжетах икон.

На уроках мы говорим об иконах-палладиумах (охранительницах), о чудотворении. Все это вызывает у подростков неподдельный интерес.

Но, оказывается, в Амурской области тоже есть очень почитаемая икона. Она напрямую связана с историей освоения нашего края. Речь идет об Албазинской Божьей Матери «Слово плоть бысть». Свое название икона получила от русской крепости Албазин (ныне с. Албазино). 24 марта 1652 г., в канун праздника Благовещение, на Амуре произошло первое военное столкновение русских с китайцами. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур. В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение своей

милости к Амурской земле. В 1665 г., когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собой благословение -чудотворную икону «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской.

Когда ребята знакомятся с иконой Владимирской Богоматери, они узнают, почему эта икона считается покровительницей Москвы, узнают историю Тамерлана, предпринявшего безуспешный поход на Москву. Оказывается, подобная история связана и с Албазинской Божьей Матерью. Летом 1900 г., во время «боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились у берегов Амура перед мирным Благовещенском. 19 дней враг стоял перед беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты перед чудотворной Албазинской иконой. Не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная икона Божьей Матери.

Ребята неплохо усваивают материал, посвященный иконографическим типам изображения Богородицы. Они знают и тип «Елеус», и Панагию, и Оранту. То, что Амурская икона принадлежит типу «Знамение», они тоже определяют без особого труда и способны сопоставить иконы данного типа, написанные в разное время и в разных иконографических школах.

Да, духовное, религиозное искусство всегда отличалось своими правилами, традициями, канонами. Но живет в нашем Благовещенске самобытный мастер, художник, создавший уникальный жанр духовной живописи - оконопись. Это А.Е. Тихомиров, заслуженный художник России. Случайно или нет, а может символично, что местом рождения нового жанра стал город, носящий название - Благовещенск.

Да, дерево на Руси всегда было в почете. Кому не известны шедевры русского деревянного зодчества, «доски», на которых писал свои иконы великий Андрей Рублев? Да просто деревянные избы, которых построено по всей Руси множество... И вот новое, уникальное применение деревянных ставень. Филенки старинных ставень для Тихомирова - то окно в божественный мир, через которое изливаются свет, чистота и красота. И перед зрителем встают вечные образы Богородицы, Спаса, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и др.

И вновь (уже в который раз!) ребята имеют прекрасную возможность убедиться в правомерности тезиса: да, есть определенные каноны, но индивидуальность творческой манеры, личность художника в великих творениях не могут не проявиться. Сколько веков работали художники-иконописцы, и сколько различий между художественными приемами Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия.

«Оконопись» Тихомирова - авторский стиль и новое направление в духовной живописи. Это новое прочтение известных сюжетов. Несколько лет назад ученики S-го класса смогли посетить мастерскую этого художника. В личной беседа мастер сказал: «Для оконописи не столь важен цвет. Я делаю упор на другое: показать, как сложен мир через деталь, через очертание. Основа оконописи -духовная энергия, не всегда видимая глазом. Хочу, чтобы человек не бросился за яркостью, а чтобы ощутил духовную связь с прошлым, с Богом, желал насытиться духовностью».

Постигая новый жанр, ребята имеют возможность сопоставить изученное ранее о

религиозной живописи с творчеством амурского художника, заметить черты традиции и новаторства. Обратиться к Библии и прочитать в Евангелии от Луки: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если тело твое светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (гл. 11, 34-36).

В арсенале искусствоведческих знаний, кроме уже известных понятий, появятся такие как «абрис», «филенка», «оконопись». И не только.

А еще ученики имеют возможность убедиться в том, что искусство никогда не стоит на месте, что нам, живущим на Дальнем Востоке, есть чем гордиться: ведь творчество Александра Тихомирова известно далеко за пределами Амурской области. Есть работы этого амурского мастера в Иерусалиме, в Москве, в Чехии, в Китае...

Творчество художника вызывает у ребят интерес, желание побольше узнать о нем. Это может выйти за рамки школьного урока и стать темой собственного небольшого исследования. Несколько лет назад на городской конференции старшеклассников были представлены материалы, посвященные «Окнам Тихомирова». Материалы, собранные учеником 8-го класса школы № 2 по теме «Оконопись Александра Тихомирова как современный жанр религиозной живописи», были представлены на традиционной краеведческой конференции «Отечество» в этом учебном году, где были отмечены дипломом III степени.

Прекрасную возможность расширить свои знания о творчестве художника, воочию рассмотреть оконопись предоставляет Амурский краеведческий музей им. Новикова-Даурского, где время от времени организуется экспозиция работ Тихомирова. 2011-й - юбилейный год в жизни художника, к юбилею была приурочена персональная выставка. И снова были 8-классники, которые эту экспозицию с огромным удовольствием посетили.

Да, наши дети должны знать историю и культуру своей «малой родины». И уроки МХК имеют большие возможности для того, чтобы культурные традиции родного края были включены в общую систему национальных и мировых художественных ценностей. Тем самым создаются условия для активизации имеющегося у школьников опыта общения с искусством, для формирования жизненной потребности в общении с искусством. Уроки МХК дают возможность учителю и ребятам сравнивать, сопоставлять, проводить параллели между различными культурами, историческими эпохами. И это очень важно. Как важно и то, что встречи с искусством позволяют надеяться, что наши ребята вырастут высокодуховными личностями.

Примером признания важности темы духовно-нравственного воспитания молодежи на государственном уровне является введение в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный комплексный учебный курс включает 6 модулей по основам, в том числе и православной культуры. Совсем не обязательно перегружать ребенка большим объемом информации относительно религиозных ритуалов, праздников и т.д. Важно дать понять ему, что религия - один из возможных путей духовного самосовершенствования. Особое внимание следует обращать на объединяющие религию и светскую этику общечеловеческие духовные ценности. А формы работы, направленные на достижение поставленных целей, могут быть самыми различными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.