Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / воспитание / метод / народное искусство / народное творчество / spirituality / morality / education / method / folk art / folk a

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Дарья Дмитриевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами народного искусства. На основе анализа публикаций авторы уточняют понятие «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами народного искусства». Для эффективного процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами народного искусства, авторам предлагается рассмотреть ряд педагогических методов, которые будут оказывать благотворное влияние на становление духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Дарья Дмитриевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of spiritual and moral education of students by means of folk art. Based on the analysis of publications, the authors clarify the concept of "Spiritual and moral education of students by means of folk art". For the effective process of spiritual and moral education of students by means of folk art, the author proposes to consider a number of pedagogical methods that will have a beneficial effect on the formation of spiritual and moral qualities of the personality of students.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

УДК 371

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

НАРОДНОГО ИСКУССТВА

студентка Быкова Дарья Дмитриевна Федеральное государственное автономное образователъноеучреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образователъноеучреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития обществу необходимо существование широко образованных людей, обладающими не только знаниями, но и духовно-нравственной воспитанностью. Известно, что духовность и нравственность являются неизменными важнейшими характерными особенностями человеческой личности.

По мнению ряда исследователей (К.А. Абулиханова-Славская, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтиев, С.Н. Сорокоумовой, В.Д. Шадриков и др.) духовность характеризуется как путь к вершине человеческого сознания, к избранным идеалам, а нравственность - моральные принципы, на основе которых человек строит свои поступки и отношения [1].

В словаре по психологии духовность определяется как «высокий уровень саморегулирования и развития целостности личности, на котором основным смыслом мотивации и формами ее жизнедеятельности становятся высокие человеческие ценности». [2]. В словаре С.И. Ожегова нравственность определяется через «внутренние, духовные качества, которыми пользуется человек, этические нормы; правила поведения» [3].

Следовательно, воспитывать духовно-нравственные качества нового поколения важная стратегическая задача для современного образования, потому что от качества данного процесса будет зависеть будущее нашей страны, в том числе ее безопасность.

Какой процесс можно назвать воспитательным?

Изложение основного материала исследования. В научных публикациях рассматривается воспитательный процесс как такой процесс, в котором происходит развитие и социализация человека, передача общественно-исторического опыта личности, становление и самоутверждение мировоззренческих взглядов на общество, отдельных людей, к самому себе [4].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание - это процесс, направленный на развитие ценностно-смысловое окружение обучающегося, основанного на базовых национальных ценностей; гуманистических взглядов на общество, отдельных людей, к самому себе и окружающему миру.

Поэтому важнейшей целью современного образования является решение проблем духовно-нравственного воспитания обучающегося, применения этого на уроках изобразительного искусства.

По мнению ученых, условия духовно-нравственного воспитания требуют внутренней мотивации от личности, а также положительное воздействие окружающей среды (целенаправленность процесса, использования эффективных методов и т.п.).

Известно, что процесс духовно-нравственного воспитания становится эффективным при использовании мощно силы искусства (слова, музыки, изображения), потому что в нем присутствует возможность воздействовать на обучающегося через эмоции и чувства.

Одним из таких инструментов воспитания является народное искусство.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи народными средствами нашла свое решение в работах таких ученых, как Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, мн. др.

В своих исследованиях Комарова Т.С. рассматривает возможность использования народного искусства в духовно-нравственном становлении личности ребенка только в процессе художественно-эстетических практик, в процессе чего обучающиеся знакомятся с образцами народного искусства, Сакулина Н.П. отмечает, что народное искусство отвечает интересам обучающихся (народная игрушка, роспись, керамика и т.п.), дает пищу для развития образного восприятия, передает богатейший опыт предков в восприятии мира, его мировоззрении [5].

По мнению, Шпнкаловой Т.Я. в народном искусстве присутствует праздничность, оптимистичность, язык которого лаконичен и передает гармонию (формы, цвета, композиции), что благотворным образом влияет на процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [6].

Искусство, также как и народное, Неменский Б.М. считал,обладает огромным интегративным потенциалом для развития духовной личности [7].

Следовательно, изучение народного творчества на уроках изобразительного искусства благотворно влияет на духовно-нравственное становление личности обучающегося, на развитие ценностно-смыслового окружения обучающегося, основанного на базовые национальные ценности; гуманистических взглядов на общество, отдельных людей, к самому себе, к окружающему миру, посредством нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, на основе этого возможностью овладением средствами изобразительного искусства (композиция (стилизация), цвет) в создании творческих работ.

Идея духовно-нравственное становление личности обучающегося средствами народного искусства находит отражение в государственных документах.

Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркивается приоритетность защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций.

Таким образом, проанализировав научную, психологическую, и методическую литературу по проблеме исследования, где понятие «духовно-нравственное воспитание детей средствами народного искусства» - приобщение к базовым национальным ценностям (патриотизм, уважение и бережное отношение к истории культуры своего Отечества) посредством нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, на основе этого возможностью овладением средствами изобразительного искусства (композиция (стилизация), цвет) в создании творческих работ.

Рассмотрим, какие методы будут способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся средствами народного искусства на уроках изобразительного искусства.

Выбор методов обучения зависит от цели и задач обучения. Методы могут перекликаться между собой, использоваться в совокупности и в комбинациях друг с другом.

Нами были выявлены следующие методы: метод стимулирования обучающихся поможет проявить себя, представить свою работу, рассказать о ней; морфологический метод анализа искусства стимулирует обучающихся на творческую деятельность благодаря получению специфической познавательно-оценочной информации; метод творческих заданий способствует развитию фантазии обучающихся, поиску необычных творческих решений; наглядный метод способствует развитию насмотренности.

Такие методы как метод анализа искусства и наглядный метод, они схожи между собой, одни из основных методов обучения, заключающиеся в использовании органов чувств, в первую очередь зрения (в помощь слуху, упражняемому при словесном обучении), отчасти также осязания и других органов чувств. Закрепление знаний при помощи наглядных образов и предоставляемого материала играет важнейшую роль в педагогическом процессе. На уроке эти методы мы можем использовать как в начале урока, как в процессе, так и в конце. Использовать мы это можем как наглядный материал, то есть показать примеры той работы, которая должна получиться, или например, картины художников как пример на уроке. Так же это просмотр итоговых работ в конце урока.

Метод стимулирования обучающихся - это нацеленное воздействие на мотивацию обучающихся, склоняющее их к конкретной деятельности, подпитывающей эмоциональным настроем и стимулом направленный на достижение цели учебно-воспитательной деятельности. Развитие стимула и мотивации такой деятельности помогают воспитывать конкретные нравственные и духовные качества обучающегося, развить чувство долга и ответственности за свои действия и поступки, развить волю. Как пример, такой метод можно заметить на уроке по отношению к каждому человеку. По тому, как используется этот метод к каждому обучающемуся индивидуально. Развитие стимула, на уроках изобразительного искусства можно использовать по-разному, например, заинтересовать и показать ребенку то чего он должен добиться, проработать это с ним, показать, что должно получиться в конце. Тем самым ребенок может заинтересоваться и сделать то, что задумано.

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют не только применение информации, но и использование творческих способностей, поскольку задания содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Незнание ответа, позволяет нам найти свой «правильный ответ», основанное на своем персональном опыте и опыте своих товарищей, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех обучающихся

образовательного процесса, включая педагога. Практикуются навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Например, дать задание на тему орнамент, чтобы дети придумали свой орнамент на тему семьи. Там будет важен цвет, само решение орнамента, идея. Таким образом, у каждого получится по-разному. Каждый обучающийся подойдет к этому вопросу творчески, и ребенку будет о чем поразмышлять и задуматься.

Нами были выявлены следующие методы: метод стимулирования обучающихся поможет проявить себя, представить свою работу, рассказать о ней; морфологический метод анализа искусства стимулирует обучающихся на творческую деятельность благодаря получению специфической познавательно-оценочной информации; метод творческих заданий способствует развитию фантазии обучающихся, поиску необычных творческих решений; наглядный метод способствует развитию насмотренности.

Выводы. Подводя итог, нашему исследованию нами был сделан следующий вывод: с проблемой духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами народного искусства сталкивается современная педагогика, потому что обучающиеся на уроках сталкиваются с этой проблемой впервые , с первого раза не понятно обучающемуся с чем он столкнулся. От этого возникают трудности в самостоятельной работе; выявили потенциальные возможности развития способностей на уроках изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства обучающихся; выявили эффективные методы духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами народного искусства, (стимулирования, анализа искусства, творческие задания, наглядный метод).

Аннотация. В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами народного искусства. На основе анализа публикаций авторы уточняют понятие «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами народного искусства». Для эффективного процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами народного искусства, авторам предлагается рассмотреть ряд педагогических методов, которые будут оказывать благотворное влияние на становление духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, метод, народное искусство, народное творчество.

Annotation. The article deals with the problem of spiritual and moral education of students by means of folk art. Based on the analysis of publications, the authors clarify the concept of "Spiritual and moral education of students by means of folk art". For the effective process of spiritual and moral education of students by means of folk art, the author proposes to consider a number of pedagogical methods that will have a beneficial effect on the formation of spiritual and moral qualities of the personality of students.

Key words: spirituality, morality, education, method, folk art, folk art.

Литература:

1. Сорокоумова, C.H. К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2013. - Т. 15. - № 2-3. - С. 695-700. - EDN RAVZMT.

2. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов н/Д.: ФЕНИКС. - 1998.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 1949-1992. - 384 с.

4. Миронова, Т.Н. Общая характеристика концепций воспитания. https://cyberleninka.rU/article/n/obschaya-harakteristika-kontseptsiy-vospitaniya/viewer

5. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С. Комарова. - М.: Рос. пед. агентство, 1997.

6. Концепия Т.Я. Шпикаловой «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства». -https://studopedia.ru/6_126154_kontsepiya-tya-shpikalovoy-razvitie-emotsionalno-esteticheskogo-otnosheniya-k-traditsionnoy-natsionalnoy-kulture-v-protsesse-kompleksnogo-prepodavaniya-iskusstva.html

7. Концепция Неменского Б.М. «Формирование художественной культуры как части духовной культуры». - https://studopedia.ru/6_126145_kontseptsiya-nemenskogo-bm-formirovanie-hudozhestvennoy-kulturi-kak-chasti-duhovnoy-kulturi.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.