Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ'

Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1854
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / MASS-MEDIA / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / GLOBALIZATION / IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Атажанов Хурмет Абдимуратович

В статье рассматривается особая роль СМИ в воспитании молодежи, важность освещения духовно-нравственных ценностей, воспитывающие функции СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritually-moral education of youth through mass media

In article the special role of mass media in youth education is considered. Importance of сoverage of spiritual and moral values and its bringing-up functions.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ»

Раздел V.

СМИ и общественная мораль. Нравственное воспитание и подготовка журналистов

УДК 070.11; 351.858

Х.А. Атажанов

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ СМИ

В статье рассматривается особая роль СМИ в воспитании молодежи, важность освещения духовно-нравственных ценностей, воспитывающие функции СМИ.

Ключевые слова: СМИ, духовно-нравственные ценности, глобализация, идентичность

Atazhanov Khurmet A.

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF YOUTH THROUGH MASS MEDIA

In article the special role of mass media in youth education is considered. Importance of сoverage of spiritual and moral values and its bringing-up functions.

Keywords: Мass-media, spiritual and moral values, globalization, identity.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в мире в конце XX - в начале XXI века, связанные, в первую очередь, с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации, резко обострили проблему национальной идентичности. Никогда ранее в мировой истории эта проблема не стояла столь остро и злободневно.

В борьбе за сохранение национальной идентичности, самобытности культуры народов возрастает роль СМИ. От их позиции, в первую очередь, правдивости освещения происходящих процессов, сегодня зависит очень многое. Особенно важную роль играют СМИ в воспитании подрастающего поколения в гармонии с национальными и общечеловеческими ценностями. После распада СССР в печатных СМИ Узбекистана появились давно забытые темы о национальных героях, о традициях и обычаях, о культуре народа в другой плоскости.

В этой связи отдельным аспектом деятельности каракалпакской печати является изучение богатого на-

ционального духовного наследия,вопросов возрождения духовно-нравственных истоков народа.

Что же такое национальные ценности? Почему журналисты стали чаще обращаться к этой теме? Узбекский ученый Ж. Туленов считает, что «по смыслу общечеловеческие ценности очень глубоки и широки по сравнению с национальными ценностями. И впитывают в себя национальные ценности. Общечеловеческие ценности конкретизируют цели и стремления всех национальностей, народов» [1. С. 256]. К национальным ценностям относятся неповторяющиеся у других народов обряды, обычаи, традиции. Доктор философских наук К. Назаров приводит следующую классификацию национальных ценностей:

1) генофонд, природная неповторимость, особенности, историческая переменчивость и социальная разновидность национальности;

2) история, прошлое, будущее и культурные ценности народа [2. С. 126].

Потребность человека в информации возникает в процессе взаимосвязей с окружающим миром. По верному определению ученого Т. Орлова, «Газетный текст, радийный или телевизионный материал создаются журналистом и предназначены аудитории. Однако они могут не дойти по назначению, оставить равнодушными, не быть воспринятыми. Главный посредник между журналистом и аудиторией - текст - может содержать ценные сведения, но потребитель их по каким-либо причинам не примет. Поэтому важно знать, как именно устанавливаются отношения в обозначенной цепочке. Общих представлений о том, каковы ожидания и предпочтение аудитории, примерных прикидок недостаточно» [3. С. 165]. Потребность человека в информации и обмене ею можно рассматривать как признак проявления внутренней духовной ценности. В повышении

76

Журналистский ежегодник

эффективности СМИ особое место отведено изучении потребностей аудитории. Е. Прохоров видит эффективность как «степень достижения журналистских целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации, с учетом реальных возможностей, как ее производителей, так и потребителей» [4. С. 251].

Кроме того, процессы глобализации, к сожалению, приводят к нивелированию и утрате национальных ценностей, духовно-нравственных ориентиров отдельно взятых народов. В этой связи ЮНЕСКО в 2003 году принял «Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия». В ней, в частности, отмечена необходимость охраны нематериального культурного наследия, уважения нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц, привлечения внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания, международного сотрудничества и помощи [5]. Из чего можно сделать вывод, что все нематериальные ценности, в том числе обычаи, нравственные ориентиры, традиции, менталитет, язык должны охраняться и всесторонне развиваться. В этом смысле через СМИ можно предотвратить угрозу исчезновения национальных ценностей, определить пути решения насущных проблем, выработать нравственные ориентиры для подрастающего поколения.

дальнейшее нравственное наполнение деятельности СМИ в возрождении национальной культуры Узбекистана, духовности каракалпакского народа может создать условия для достижения согласия в обществе, позволит воспитывать молодежь в духе патриотизма и любви к родине. В настоящее время в печатных СМИ Каракалпакстана освещение духовно-нравственных, общенациональных и общечеловеческих ценностей имеет преобладающее место. Передававшиеся из поколения в поколение национальные ценности каракалпакского народа находили свое место в эпосах и преданиях. Особенно в каракалпакских традициях и обычаях уделяется большое внимание к уважению старших молодыми, святые слова родителей, величие семьи.

В настоящее время в прессе Каракалпакстана стала преобладать тема духовно-нравственного характера. Эту тенденцию можно объяснить изменением духовно-нравственных ориентиров в обществе, процессом глобализации, представляющим угрозу национальной идентичности. Например, в республиканской газете «Еркин Каракалпакстан» («Независимый Каракал-пакстан») в настоящее время открылись такие новые рубрики, как «Наследие», «На перекрестках жизни», «Мнение читателей», «Голос истории» и другие. В этих рубриках преобладают материалы, ориентирующие и воспитывающие молодежь в духе преданности к традициям и обычаям каракалпакского народа. Под рубрикой «На перекрестках жизни» были помещены материалы «Жаксы консыны сатып ал» («Хороший сосед, добрый сосед»), «Шыгынына коса» («В свой убыток») журналиста Е. Ерманова (Еркин Каракалпакстан, 2005,

15 сентября, 15 ноября). В обоих материалах освещены реальные факты из жизни в простой форме. Рассказывается об упадке жизненных ценностей между близкими и друзьями.

Молодежной газете «Каракалпакстан жаслары» («Молодежь Каракалпакстана») тоже уделяется большое внимание освещению тем духовно-нравственного характера. В газете появились рубрики «Тема морали», «Клуб Дарман» («Сила»). К примеру, в материалах «Ударившая себя на пламя бабочка» К. Хожанова («Мийнет байрыгы», 2006, 5 апреля), «Горе от сыновей» Д. Раме-туллаева («Каракалпакстан жаслары» 2002, 28 ноября) рассказывается о причинах нравственного упадка отдельной части молодежи. Просветительские статьи «Ухаживание за гостями - это признак дружбы и человечности» М. Аширбекова («Тахтакупир тани» 2006, 15-30 января), «Все начинается с приветствия» Т. Муратова («Каракалпакстан жаслары», 2003, 5 июня) посвящены обрядам и традициям каракалпакского народа. Авторы на жизненных примерах доказывают необходимость сохранения национальных традиции, их роли в воспитании подрастающего поколения. В публикациях «Где наша национальная тюбетейка?» Б. Сапаро-ва («Шымбай хауазы» 2006, 14 марта), «По-нашему ли украсть девушку?» Г. Жумамуратова («Каракалпакстан жаслары», 2006, 14 декабря) рассказывается о национальной одежде, свадебных ритуалах.

«Каракалпакстан жаслары» («Молодежь Каракал-пакстан») в этой связи стала приглашать к сотрудничеству известных деятелей искусств и ученых республики. Например, в статье доктора филологических наук Жуманазара Базарбаева «Скромная девочка священна» («Каракалпакстан жаслары», 2003, 27 февраля) говорится о человеческих качествах и воспитанности каракалпакских девочек. Ученый особо подчеркивает постепенное нивелирование нравственных ориентиров в воспитании девушек. Основная идея публикации — необходимость воспитания подрастающего поколения в духе скромности и вежливости к окружающим. Видный ученый Ю. Пахратдинов тоже сотрудничает с редакцией много лет. В статье «На нашей улице есть такие девушки» («Каракалпакстан жаслары», 2005, 15 декабря) автор критикует процесс разрушения обычаев приветствия. Автор иллюстрирует свои мысли примерами из повседневной жизни. Приветствовать старших вне зависимости от отношения к этому человеку является общепринятой нормой.

С учетом воспитания молодежи в духе приверженности национальным ценностям на страницах газеты «Еркин Каракалпакстан» открыты такие рубрики, как «На перекрестках жизненных трудностей», «Наследие», «Эхо истории» и другие. Особые отклики у читателей вызвали статьи «Жениться не трудно, трудно быть полноценной семьей» (2005, 5 марта) Е. Ермано-ва, «Бояться перед прыжком не стоит» (2005, 5 апреля) Г. Жаксимовы. В них проводится параллель между национальными обычаями и их проявлениями в реальной жизни.

В отмеченных выше материалах показана больше нравственная дезориентация женщин. Но при этом журналисты умалчивают проблемы нравственного воспитания мужской части населения, что приводит, по сути, к укоренению гендерной ассиметрии и гендерных стереотипов в сознании аудитории. Это один из основных недостатков работы журналистов. СМИ призваны, в первую очередь, глубже вникать в проблему и, всестороннее изучив ее, дать оценку происходящим событиям. Например, газета «Каракалпакстан жаслары» организовала рубрику «Прочитали, будем высказывать свое мнение». Рубрика сближает читателя с редакцией посредством публикации писем-откликов на аналитические и духовно-просветительские материалы.

Нужно отметить, что уделение большого внимания освещению духовно-нравственных ценностей в печатных СМИ Каракалпакстана связано с угрозой деградации культуры и безнравственности молодежи. Но многие материалы на эту тематику, которые публикуются в СМИ Каракалпакстана, не в полной мере раскрывают проблемы безнравственности и деградации молодежи. В материалах описываются жизненные ситуации в художественно-публицистической манере, об истоках проблем и их решении ничего не говорится.

Для повышения эффективности деятельности прессы в данном направлении целесообразно:

• публиковать плюралистические точки зрения при освещении и оценке национальной жизни;

• необходимо систематическое изучение потребностей аудитории в этом направлении;

• использовать богатые возможности информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров;

• смелее говорить о возникающих в этой сфере противоречиях.

Литература

1. ТуленовЖ. Философия жизни. Ташкент,1998.

2. Назаров К. Система ценностей: диалектика устойчивости и переменчивости: Дис. ... д-ра филос. наук. Ташкент, 1996.

3. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

4. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1988.

5. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. UNESCO.org/ ru/ Moscow/ culture.

УДК 070.11; 351.858

В.В. Губский

Томский государственный университет

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»: ДАЛЕЕ, ВЕЗДЕ... ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИНИЦИАТИВА В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Рассматривается общественная гражданская инициатива томских журналистов как одна из действенных форм воспитания патриотов своего Отечества. При этом основной акцент делается на выявлении эффекта героизации истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг. и ее участников как способа конструирования образа Родины, создания национальной традиции, передающейся из поколения в поколение, феномена обретения современниками глубокой исторической памяти.

Ключевые слова: журналистская инициатива, патриотизм, конструирование образа родины, символическое единение поколений.

Gubskij Vladislav V.

«IMMORTAL REGIMENT»: NEXT, EVERYWHERE... Journalist initiative in the aspect of Patriotic education

Considered public civil initiative of Tomsk journalists as one of the efficient forms of education patriots of their Motherland. The main focus is on identifying the effect of the glorification of the history

of the great Patriotic war of 1941-45, and its participants, as a way of constructing the image of the Motherland, the establishment of a national tradition transmitted from generation to generation, the phenomenon of gaining contemporaries deep historical the memory.

Keywords: journalist initiative, patriotism, creation of the image of the Motherland, the symbolic unity of generations.

9 МАЯ 2013 ГОДА, второй год подряд, ознаменовалось для томичей шествием так называемого «Бессмертного полка» - многотысячной колонны детей, внуков и правнуков - потомков воинов-фронто-виков Великой Отечественной войны 1941-45 гг., чьи портреты были пронесены по центральному проспекту города к Монументу воинской славы в Лагерном саду в честь Дня Победы. Эта акция символического единения победителей в самой жестокой и кровопролитной войне XX в. и тех, для кого была одержана великая по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.