Научная статья на тему 'К вопросу об освещении национально-духовных ценностей в прессе Каракалпакстана'

К вопросу об освещении национально-духовных ценностей в прессе Каракалпакстана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
203
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / ПОТРЕБНОСТИ И ЗАПРОСЫ АУДИТОРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕССЫ / ТИПОЛОГИЯ ПЕЧАТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Атажанов Хурмет Абдимуратович

В статье рассматриваются вопросы освещения в печати Каракалпакстана национальных, духовных ценностей с учетом интересов и потребностей аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об освещении национально-духовных ценностей в прессе Каракалпакстана»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Филология. Искусствоведение. Вып. 59 . С. 17-19.

Х. А. Атажанов

К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕССЕ КАРАКАЛПАКСТАНА

В статье рассматриваются вопросы освещения в печати Каракалпакстана национальных, духовных ценностей с учетом интересов и потребностей аудитории.

Ключевые слова: национальные ценности, интересы, потребности и запросы аудитории, эффективность прессы, типология печати, компетентность, привлекательность.

Стремительное развитие глобальных информационных потоков привело к изменению формата, методов и принципов работы органов печати на локальном уровне. В этом смысле качественные преобразования происходят и в структуре печати Республики Каракалпакстан. По данным агентства по печати и информационным агентствам Республики Каракалпакстан в 2010 году здесь выходят 35 газет, из них 4 государственные, 13 отраслевые, 16 районные и городских, 2 из них частные. Другими словами, растущие информационные потребности аудитории привели к сегментации самих СМИ. Становление и развитие разных типов печати вызвано необходимостью удовлетворения информационных потребностей конкретных групп населения.

В этой связи отдельным аспектом деятельности каракалпакской печати является изучение богатого национального духовного наследия, вопросов возрождения духовно-нравственных истоков народа.

Что же такое национальные ценности? Почему журналисты чаще всего стали обращаться к этой теме? Дело в том, что исследователи ставят национальные и общечеловеческие ценности в один ряд. Так, узбекский ученый Ж. Туленов считает: «...по смыслу общечеловеческие ценности очень глубоки и широки по сравнению с национальными ценностями. Оно впитывает в себя национальные ценности. Общечеловеческие ценности конкретизирует цели и стремления всех национальностей, народов»1. К национальным ценностям относятся неповторяющиеся у других народов обряды, обычаи, традиции. Доктор философских наук К. Назаров их классифицирует следующим образом:

- генофонд, природная неповторимость, особенности, историческая переменчивость и социальная разновидность национальности;

- история, прошлое, будущее и культурные ценности народа2.

Потребность человека в информации возникает в процессе взаимосвязей с окружающим миром. По верному определению русского ученого Т. Орлова, «Газетный текст, радий-ный или телевизионный материал создаются журналистом и предназначены аудитории. Однако они могут не дойти по назначению, оставить равнодушными, не быть воспринятыми. Главный посредник между журналистом и аудиторией - текст - может содержать ценные сведения, но потребитель их по каким-либо причинам не примет. Поэтому важно знать, как именно устанавливаются отношения в обозначенной цепочке. Общих представлений о том, каковы ожидания и предпочтения аудитории, примерных прикидок недостаточно»3. Потребность человека в информации и обмене ею можно рассматривать как признак проявления внутренней духовной ценности. В повышении эффективности СМИ особое место отведено изучении потребностей аудитории. Е. Прохоров видит эффективность как «степень достижения журналистских целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации, с учетом реальных возможностей, как ее производителей, так и потребителей»4.

Кроме того, процессы глобализации, к сожалению, приводят к нивелированию и утрате национальных ценностей, духовно-нравственных ориентиров отдельно взятых народов. В этой связи ЮНЕСКО в 2003 году принял «Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия». В ней, в частности, отмечена необходимость охраны нематериального культурного наследия, уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц, привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к

важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания, международное сотрудничество и помощь5. Из чего можно сделать вывод, что все нематериальные ценности, в том числе обычаи, нравственные ориентиры, традиции, менталитет, язык, должны охраняться и всесторонне развиваться. В этом смысле через СМИ можно предотвратить угрозу исчезновения национальных ценностей, определить пути решения насущных проблем, выработать нравственные ориентиры для подрастающего поколения.

В этом направлении печатные СМИ Кара-калпакстана активно ориентируется на освещение духовно-нравственных проблем. Многие газеты открыли специальные рубрики, посвященные этой тематике. Газета «Еркин Каракалпакстан» ввела такие рубрики, как «Удивительные люди нашего края», «Наследие», «Необоснованный приговор», «Отзвуки истории», специальную полосу «Хурлиман». В газете «Каракалпакстан жаслары» появились рубрики, «Тема морали», «Клуб Дарман» (Сила). К примеру, в материалах «Ударившая себя на пламя бабочка» К. Хожанова, («Мий-нет байрыгы». 2006. 5 апреля), «Горе от сыновей» Д. Раметуллаева («Каракалпакстан жаслары». 2002. 28 ноября) рассказывается о причинах нравственного упадка отдельной части молодежи. Просветительские статьи «Ухаживание за гостями - это признак дружбы и человечности» М. Аширбекова («Тахтакупир тани». 2006. 15-30 января), «Все начинается с приветствия» Т. Муратова («Каракалпакстан жаслары». 2003. 5 июня) посвящены обрядам и традициям каракалпакского народа. Авторы на жизненных примерах доказывают необходимость сохранения национальных традиции, их роли в воспитании подрастающего поколения. В публикациях «Где наша национальная тюбетейка?» Б. Сапарова («Шымбай хауазы». 2006. 14 марта), «По-нашему ли украсть девушку?» Г. Жумамуратова («Каракалпакстан жаслары». 2006. 14 декабря) рассказывается о национальной одежде, свадебных ритуалах.

В свою очередь, газеты республики уделили большое внимание таким национальным героям, как Ерназар Алакоз, Айдос Бии, Ку-лен Болис и другие. Например, статьи «Кем был остряк Умирбек?» К. Тилеуова («Канли-кул хабарлары». 2002. 1 ноября), «Ерназар бии рожденный тигром» Ж. Базарбаева («Еркин Каракалпакстан». 2007. 27 января). Так, в статье «Кем был остряк Умирбек?» автор приво-

дит несколько интересных моментов из жизни остряка Умирбека и рассказывает о его роли в развитии каракалпакской школы юмора. В статье же Ж. Базарбаева рассказывается о видном каракалпакском герое Ерназаре, жившем в XIX веке. Автор рисует историческую картину того времени и рассказывает о большой заслуге Ерназара перед своим народом, поднявшего против засилья хивинского хана. Одной из первых газета «Еркин Каракалпакстан» («Независимый Каракалпакстан») напечатала исследовательские статьи о репрессированных соотечественниках, об их трагической судьбе. Например, в статьях «Нужные источники об оставшихся в истории “черных пятнах” тоталитарного режима» С. Камалова («Еркин Ка-ракалпакстан». 2008. 9 октября), «Приговор о смертной казни приведен в исполнение за 20 минут» Ш. Бабашева («Еркин Каракалпак-стан». 2002. 29 августа) рассказывается о последних минутах жизни видных деятелей Ка-ракалпакстана, репрессированных по доносам.

«Каракалпакстан жаслары» (Молодежь Каракалпакстан) в этой связи стала приглашать к сотрудничеству известных деятелей искусств и ученых республики. Например, в статье доктора филологических наук Жума-назара Базарбаева «Скромная девочка священна» («Каракалпакстан жаслары». 2003. 27 февраля) говорится о человеческих качествах и воспитанности каракалпакских девочек. Ученый особо подчеркивает постепенное нивелирование нравственных ориентиров в воспитании девушек. Основная идея публикации

- необходимость воспитания подрастающего поколения в духе скромности и вежливости к окружающим. Видный ученый Ю. Пахратди-нов тоже сотрудничает с редакцией много лет. В статье «На нашей улице есть такие девушки» («Каракалпакстан жаслары». 2005. 15 декабря) автор критикует процесс разрушения обычаев приветствия. Автор иллюстрирует свои мысли примерами из повседневной жизни. Приветствовать старших вне зависимости от отношения к этому человеку является общепринятой нормой.

С учетом воспитания молодежи в духе приверженности национальным ценностям на страницах газеты «Еркин Каракалпакстан» открыты такие рубрики, как «На перекрестках жизненных трудностей», «Наследие», «Эхо истории» и другие. Особые отклики у читателей вызвали статьи «Жениться не трудно, трудно быть полноценной семьей» (2005. 5

марта) Е. Ерманова, «Бояться перед прыжком не стоит» (2005. 5 апреля) Г. Жаксимовы. В них проводится параллель между национальными обычаями и их проявлениями в реальной жизни.

В отмеченных выше материалах показана больше нравственная дезориентация женщин. Но при этом журналисты умалчивают проблемы нравственного воспитания мужской части населения, что приводит, по сути, к укоренению гендерной ассиметрии и гендерных стереотипов в сознании аудитории. Это один из основных недостатков работы журналистов. СМИ призваны, в первую очередь, глубже вникать в проблему и, всестороннее изучив её, дать оценку происходящим событиям. Поскольку нравственные противоречия присущи и другим членам общества. Например: газета «Каракалпакстан жаслары» организовала рубрику «Прочитали, будем высказывать свое мнение». Рубрика сближает читателя с редакцией посредством публикации писем-откликов на аналитические и духовно-просветительские материалы.

Но следует отметить, что жанровая палитра материалов не отвечает информационным потребностям аудитории. Речь идет о слабом использовании богатых возможностей репортажа, аналитических жанров, интерактивных методов воздействия на читателя.

Вышеизложенное показывает, что тема национальных ценностей освещается в прессе Каракалпакстана однонаправлено. При этом слабо задействованы современные формы и

методы подачи материалов, в материалах часто не показаны пути решения проблемы.

Для повышения эффективности деятельности прессы в данном направлении целесообразно:

- публиковать плюралистические точки зрения при освещении и оценке национальной жизни;

- систематически изучать потребности аудитории;

- использовать богатые возможности информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров;

- смелее говорить о возникающих в этой сфере противоречиях;

- важно в публикациях показывать гармонично созвучность каракалпакских национальных ценностей общечеловеческим.

Примечания

1 Туленов, Ж. Философия жизни. Ташкент, 1998. С. 256.

2 Назаров, К. Система ценностей : диалектика устойчивости и переменчивости : дис. ... д-ра филос. наук. Ташкент, 1996. С. 126.

3 Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб. : Знание, 2000. С.165.

4 Прохоров, Е. Введение в теорию журналистики. М., 1988. С. 251.

5 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. URL : www. UNESCO .org/rn/Moscow/culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.