Научная статья на тему 'Роль и место публицистических жанров в современной каракалпакской печати'

Роль и место публицистических жанров в современной каракалпакской печати Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
790
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ АУДИТОРИИ / ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / АУДИТОРИЯ / REQUIREMENT OF AUDIENCE / GENRE A PALETTE / PUBLICISTIC GENRES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марзияев Жанабай Калыбаевич

В статье рассматриваются вопросы использования публицистических жанров в разных ракурсах в каракалпакской прессе. Исследование проводится на примере двух республиканских газет «Еркин Каракалпакстан» (Независимый Каракалпакстан) и «Каракалпакстан жаслары» (Молодежь Каракалпакстана). Исходя из данных, полученных в процессе анализа типологических особенностей обозначенных изданий, можно сделать вывод, что на сегодняшний день публицистические жанры используются журналистами не в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Importance of Publicity Genre in Modern Karakalpak Press

In given article use of publicistic genres in different foreshortenings in a press of Karakalpakstan is considered questions. Research is spent on an example of two republican newspapers as «Erkin Karakalpakstan» (Independent Karakalpakstan), «Karakalpakstan jaslari» (Youth of Karakalpakstan). Proceeding from the data received in the course of the analysis of typological features of designated editions, it is possible to draw a conclusion that at present publicistic genres not to a full measure it is used by journalists of the data the edition.

Текст научной работы на тему «Роль и место публицистических жанров в современной каракалпакской печати»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 86-89.

Ж. К. Марзияев

РОЛЬ И МЕСТО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОЙ КАРАКАЛПАКСКОЙ ПЕЧАТИ

В статье рассматриваются вопросы использования публицистических жанров в разных ракурсах в каракалпакской прессе. Исследование проводится на примере двух республиканских газет - «Еркин Каракалпакстан» (Независимый Каракалпакстан) и «Каракалпакстан жаслары» (Молодежь Каракалпакстана). Исходя из данных, полученных в процессе анализа типологических особенностей обозначенных изданий, можно сделать вывод, что на сегодняшний день публицистические жанры используются журналистами не в полной мере.

Ключевые слова: потребность аудитории, жанровая палитра, публицистические жанры, ау-

дитория.

На новом витке информационной насыщенности аудитории печатные органы, особенно газеты Каракалпакстана, стали развиваться соответственно потребностям рыночной экономики. Однако на стыке перехода медиасферы на новый уровень ведения работы была найдена новая установка. Печать Каракалпакстана была сегментизирована. В настоящее время в республике выходят 37 газет, 9 журналов, 1 бюллетень, работает 1 информационное агентство.

По мнению узбекского филолога М. Ху-дайкулова, публицистика - это отражение действительности, её метод и творчество. Она отражает сегодняшние реалии, события и происшествия социальной жизни и передает массовой аудитории, дает анализ актуальным проблемам повседневности. Основная обязанность публицистики - разбудить в обществе мнение о событиях и происшествиях, вопросах и проблемах [9. С. 136-137]. Из этого можно сделать вывод о том, что с помощью публицистических жанров можно выявить основные тенденции развития и проблемы, которые препятствуют развитию общество в целом.

На сегодняшний день на медиарынке Ка-ракалпакстана по числу и охвату аудитории главенствуют республиканские газеты «Еркин Каракалпакстан» (Независимый Каракалпакстан) и «Каракалпакстан жаслары» (Молодежь Каракалпакстана). В данной статье мы уделяем внимание публицистическим материалам, которые печатались в данных изданиях.

Приоритетным жанровым направлением газеты «Еркин Каракалпакстан» являются информационные жанры. Информационным жанрам отводятся первая и вторая полосы газеты, например, «Подарки воспитанникам

Дома милосердия» (2006, 30 марта), «Региональный семинар-тренинг» (2008, 19 января), «Наследие великого предка» (2008, 16 февраля), «Соревнования, посвященные празднику» (2009, 24 октября), «Паломники отправились в Хаж» (2009, 12 ноября). В этих заметках дается информация об общественной жизни Каракалпакстана. Заметка как жанр подходит для освещения реальных событий в конкретное время. По мнению видного теоретика журналистики А. А. Тертычного, жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом) [7. С. 13]. Авторы книги «Журналистика в меняющемся мире» отмечают, что «основная особенность жанра - краткость изложения и высокая оперативность передачи информации читателю. Причем чем заметка оперативнее опубликована, тем значительнее интерес к ней. Как правило, в заметке содержатся ответы на классические вопросы: Что? Где? Когда? Кто? Почему? Как?» [6. С. 79-80]. Следовательно, можно утверждать, что заметки, на которые мы ссылались, оперативно отражают общественно значимые события республики. Читатель, просматривая эти заметки, вникает в те области жизни общества, которые его интересуют, и рисует в памяти их развитие.

К оперативным жанрам публицистики можно отнести репортаж, в котором в том или ином ракурсе рисуется происходящее событие. По мнению А. Бобкова, репортаж - это живой рассказ о важном событии, свидетелем или

участником которого журналист был от начала до конца. Репортаж - это всегда важная тема. В наши дни этот жанр все в большей мере становится формой публицистики. В репортаже важен угол зрения автора. Репортер стремится показать читателю картину события на всех этапах его развития от начала до завершения [1. С. 14]. С. М. Гуревич так определил жанр репортажа: «Репортаж - это оперативная динамичная форма наглядного отражения события, свидетелем или участником которого был автор» [3. С. 56]. В газетах Каракалпакстана возможности репортажа в большей степени используются для информирования читателей об общественно значимых мероприятиях. Например, в репортаже «Каракалпакские дыни сладкие как сахар» («Каракалпакстан жасла-ры». 2009. 10 сентября) Ш. Сипатдинов рассказывает о выставке каракалпакских дынь, прошедшей в столице республики. Автор рисует событие в ярких красках, рассказывает много фактов об особенностях каракалпакских дынь, особой традиции их выращивания. Надо отметить, что возможности репортажа как жанра мало используются журналистами. В прессе Каракалпакстана репортажи пишутся о больших событиях, мероприятиях.

Анализ публикации показывает, что в освещении общественно значимых событий журналисты в большей степени пользуются возможностями жанра интервью. С одной стороны, журналист быстро достигает цели, задавая вопросы и получая ответы, с другой стороны, в процессе интервью журналиста эмоционально воспринимают как простого собеседника. Обозначая особенности жанра интервью, Л. Крой-чик пишет о преобладании роли собеседника: «Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда - прямо, иногда - косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника» [5. С. 97].

Тщательно подходит к выявлению особенностей жанра интервью А. Тертычный: «Выде-

ление жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал» [7. С. 28]. Например, в интервью С. Жаниева «Самая высокая награда - признание народа» («Еркин Каракалпакстан». 2008. 10 апреля) автор задает вопросы заслуженному артисту республики М. Утемуратову. Интервью ведется в форме монолога. Журналист задает только один вопрос. Но журналист смог достичь своей цели, потому что заголовок, который выбрал автор, не соответствует смыслу интервью. В интервью «Результативность новой системы суда» («Еркин Каракалпакстан». 2008. 10 апреля)

Н. Абдураимова автор задает только два вопроса. Из примеров можно сделать вывод, что журналисты мало ознакомлены с возможностями жанра интервью.

Как и другие средства массовой информации, общественно-политические, молодежные газеты «Еркин Каракалпакстан» и «Каракалпакстан жаслары» стали использовать новые подходы в использовании публицистических жанров. Этому сопутствовал, в первую очередь, глобальный поток распространения информации. Стоит отметить также, что особенно часто использовавшийся жанр статьи стал более широко применяться для анализа конкретной ситуации и происшествия. Например, редакция «Каракалпакстан жаслары» внедрила новые рубрики и специальные страницы, как «Дарман» (Опора), «Заманлас» (Современник), «Улкен танепис» (Большая перемена). На этих специальных страницах в большинстве изданий используется жанр статьи, так как журналисты и постоянные авторы газеты строят материал на основе одного случая или происшествия повседневной жизни. Но стоит отметить, что по причине неглубокого анализа фактов со стороны журналистов поднимаемые в статье проблемы остаются не до конца раскрытыми.

Особенное предпочтение теоретики журналистики отдают жанру статьи, основанной на более детальном раскрытии фактов и мнений. А. Тертычный статью относит к аналитиче-

88

Ж. К. Марзияев

ским жанрам журналистики и утверждает, что «статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинноследственные связи, и таким образом, инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций» [7. С. 66]. В книге А. А. Грабельникова «Работа журналиста в прессе» отмечается особая роль журналиста в подготовке статьи: «Главное для журналиста в статье - проследить связи, соединяющие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности. Автор не только анализирует отдельные факты, но и опирается на всю их совокупность» [2. С. 226-227].

С приходом в республику интернета и развитием информационных технологий глобализация, скоропалительность и сенсационность подачи материалов привели к тому, что жанровая палитра каракалпакских газет становится скудной. Более того, незнание жанров, их внутренних закономерностей приводит к тому, что журналистский материал становится неузнаваемым. Появляются новые гибридные формы публикаций. Особенно пострадали в новом информационном пространстве художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры более эмоционально воспринимают происходящие вокруг события, журналисты в них обобщают действительность. Потому в данное время журналисты мало обращаются к возможностям этого жанра. По мнению издателей, некогда использовавшийся жанр очерка был нужен для помпезного освещения жизни и достижений советского труженика, а проблемы и жизненные преграды скрывались от общественности. Но теоретики журналистики иного мнения. По мнению М. С. Черепахова, очерк как жанр публицистически насыщен, образно отражает события, явления действительности, героев этих событий и явлений. Он отличается от других жанров публицистики художественным, образным письмом; от жанров литературных - конкретностью, предельной точностью воспроизведения реальных фактов и явлений, «адресностью», публицистической насыщенностью, подчеркнутой проблематич-

ностью [10. С. 89]. «Подобно роману, термин «русский художественный очерк» сохраняет значение родового понятия для разных видов очерка, каждый из которых имеет свои особые линии пересечения как с традиционными литературными, так и с промежуточными жанрами», - писал В. Я. Канторович [4. С. 48]. При анализе очерков печати Каракалпакстана выявляется новая тенденция развития. Например, в очерке «Бравый сын Каракалпаков» («Еркин Каракалпакстан». 2009. 8 августа) журналист, изучая жизнь борца Азамата Турданова, внимательно освещает те моменты, которые не были рассмотрены до этого. Автор, описывая жизнь борца, предлагает детали, наблюдения. Обобщая свои наблюдения, автор приводит параллели сегодняшним и прошлым спортивным достижениям спортсмена. В очерке «Видный научный деятель-педагог» («Еркин Каракалпакстан». 2009. 1 августа) приводятся научные достижения ученого. Надо отметить, автор мало обращается к образным выражения, а предпочтение отдает фактам.

Следует отметить, что современные тенденции в журналистике размывают те границы, которые раньше были присущи жанру. Это, прежде всего, авторское начало: на сегодняшний день автор является только наблюдателем жизни героя и описывает его в реальном ракурсе. Поэтому журналисты в своих очерках больше обращаются к методам описания других жанров. Такую тенденцию можно наблюдать и в каракалпакской прессе.

Наряду с жанром очерка большое место в прессе отводится эссе, которое относится к художественно-публицистическим жанрам. Именно эссе «замыкает» цепочку художественно-публицистических жанров. А. А. Тер-тычный пишет: «Суть современного эссе заключается в том, что в нем особым образом излагается определенная концепция, некая теория, вытекающая из познания ряда лежащих «на поверхности бытия» явлений о той или иной сфере общественной деятельности. Свои рассуждения о разнообразных жизненных проблемах автор часто представляет в самом широком плане» [8. С. 213]. Журналисты Кара-калпакстана возможностями эссе пользуются в освещении жизни видных деятелей республики. Например, в эссе «С глазу на глаз с истиной, или Два слова о творчестве Ибрайыма Юсупова» («Еркин Каракалпакстан». 2008. 16 февраля) автор рисует жизнь и творчество видного каракалпакского поэта И. Юсупова, но, не

зная закономерности жанра, больше описывает жизнь поэта, игнорируя факты.

Анализируя материалы, мы пришли к выводу, что художественно-публицистические жанры по объему мало соответствуют сегодняшним требованиям учредителей газет.

Публицистика определяет лицо издания, раскрывает его позицию и выделяет его в ряду других СМИ. К сожалению, нужно отметить, что в условиях глобализации постепенно стираются уникальные черты публицистики. Проведенный анализ показал, что в сегодняшней прессе Каракалпакстана журналисты мало используют такие аналитические жанры, как комментарий, рецензия, обзор, корреспонденция, отчет, отдавая предпочтение смежным жанровым компонентам. Из этого можно сделать следующие выводы:

1) пресса, в том числе СМИ Каракалпакста-на, еще не поднялась на тот уровень, который соответствует требованиям информационного рынка;

2) пресса республики все еще не отвыкла от советских традиций построения материалов, их подачи аудитории;

3) журналисты мало используют богатые ресурсы журналистских жанров, особенно аналитических.

Из-за малоизученности потребностей и требований аудитории читатели теряют интерес к газетам, в результате чего уменьшается тираж газет.

Список литературы

1. Бобков, А. К. Газетные жанры : учеб. пособие. Иркутск, 2005.

2. Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2004.

3. Гуревич, С. Репортаж в газете. М., 1963.

4. Канторович, В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973.

5. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

6. Нестеренко, Ф. Журналистика в меняющемся мире. Ч. 2 / Ф. Нестеренко, О. Альтен-дорфер. М., 2007.

7. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. М., 2000.

8. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

9. Худайкулов, М. Журналистика и публицистика. Ташкент, 2011.

10.Черепахов, М. С. Проблемы теории публицистики. М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.