Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна, Блинцова Ирина Михайловна

Статья посвящена изучению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников сельской школы. Так же в статье проведен анализ термина «духовно-нравственное воспитание». Установлено единое терминологическое поле для дальнейшего исследования. Рассматривается специфика духовно-нравственного воспитания младшего школьника в условиях сельской школы. Перечислены отличительные моменты духовно-нравственного воспитания в сельской школе. Приведены данные исследования по определению уровня сформированности когнитивных, эмоционально-ценностных и деятельностных компонентов младшего школьника. Охарактеризованы методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Описаны цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. На основе изученного материала составлена сводная таблица диагностики духовно-нравственной воспитанности обучающихся. Исследование может быть полезно всем интересующимся вопросами преподавания и классного руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна, Блинцова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF A RURAL SCHOOL

The article is devoted to the study of the level of formation of spiritual and moral qualities in junior schoolchildren in a rural school. The article also analyzes the term "spiritual and moral education". A single terminological field for further research has been established. The specificity of the spiritual and moral education of a junior schoolchild in a rural school is considered. The distinctive moments of spiritual and moral education in a rural school are listed. The data of the study to determine the level of formation of cognitive, emotional-value and activity components of a junior schoolchild are presented. The methods and forms of spiritual and moral education of junior schoolchildren are characterized. The goals and objectives of the spiritual and moral education of students are described. Based on the studied material, a summary table for diagnosing the spiritual and moral upbringing of students was compiled. The study can be useful to all those interested in teaching and classroom management.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

наблюдения или психологических методик диагностики одаренности, с одной стороны, взаимодополняют друг друга, с другой стороны, противопоставляются.

Общими когнитивными признаками, характеризующими одаренность в научной и обыденной картине мира, являются следующие: одаренность может быть врожденной или являться результатом обучения; имеет степени проявления; предполагает социальную успешность; связана с понятиями склонность, интеллект, творчество; реализуется в деятельности; имеет ярко выраженные творческие проявления; выражается в эмоциональной вовлеченности в работу; приносит удовлетворение от достигаемого.

Литература:

1. Большой толковый словарь синонимов русской речи: идеографическое описание, антонимы, фразеологизмы / Под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. - 509 с.

2. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации в языке и речи (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): словарь / Под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. - Москва: Издательский центр «Азбуковник», 2017. - 1020 с.

3. Коссов, Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б.Б. Коссов // Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. - Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1998. - 128 с.

4. Экспедиция в гениальность: Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности. Патографические описания жизни и творчества великих людей / Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев; Сост. В.М. Свининников, Ю.Л. Кириллов. - Москва: Новь, 1999. - 432 с.

Педагогика

УДК 371.8

студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Блинцова Ирина Михайловна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников сельской школы. Так же в статье проведен анализ термина «духовно-нравственное воспитание». Установлено единое терминологическое поле для дальнейшего исследования. Рассматривается специфика духовно-нравственного воспитания младшего школьника в условиях сельской школы. Перечислены отличительные моменты духовно-нравственного воспитания в сельской школе. Приведены данные исследования по определению уровня сформированности когнитивных, эмоционально-ценностных и деятельностных компонентов младшего школьника. Охарактеризованы методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Описаны цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. На основе изученного материала составлена сводная таблица диагностики духовно-нравственной воспитанности обучающихся. Исследование может быть полезно всем интересующимся вопросами преподавания и классного руководства.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, методы и формы воспитания, младший школьник.

Annotation. The article is devoted to the study of the level of formation of spiritual and moral qualities in junior schoolchildren in a rural school. The article also analyzes the term "spiritual and moral education". A single terminological field for further research has been established. The specificity of the spiritual and moral education of a junior schoolchild in a rural school is considered. The distinctive moments of spiritual and moral education in a rural school are listed. The data of the study to determine the level of formation of cognitive, emotional-value and activity components of a junior schoolchild are presented. The methods and forms of spiritual and moral education of junior schoolchildren are characterized. The goals and objectives of the spiritual and moral education of students are described. Based on the studied material, a summary table for diagnosing the spiritual and moral upbringing of students was compiled. The study can be useful to all those interested in teaching and classroom management.

Key words: spiritual and moral education, extracurricular activities, methods and forms of education, junior schoolchild.

Введение. На сегодняшний день у образования существует множество целей, одной из которых является духовно-нравственное воспитание и развитие личности ребёнка. Общество стремиться воспитать поколение мыслящих, доброжелательных и милосердных людей. Воплотить эти планы и достигнуть цели возможно благодаря духовно-нравственному воспитанию в младших классах. Понятие «духовно-нравственное воспитание» встречается во множестве источников. Нормативно-правовые документы, монографии, статьи и методические материалы трактуют определение «духовно-нравственного воспитания» по-разному, но общей чертой во всех определениях является связь духовности и нравственности с определенными качествами личности человека, особенностями его поведения в различных ситуациях, а также степенью осведомленности о важных вопросах. В ходе изучения разных источников, мы встретились с рядом проблем: недостаточное внимание уделяется терминологическому полю духовно-нравственного воспитания; не существует стройной характеристики методов и форм духовно-нравственного воспитания; недостаток исследований по определению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников. На поставленные вопросы мы постарались ответить в ходе исследования.

Изложение основного материала статьи. Актуальность рассматриваемых нами вопросов подтверждается исследованиями отечественных авторов: Н.В. Архангельский [1], Ю.К. Бабанский [2], О.С. Воронова [3], Т.И. Власова [4], А.Я. Данилюк [5], С.Ю. Дивногорцева [6], О.А. Куревина [7], А.А. Трофимова [8].

В ходе анализа понятий и обобщения полученного материала авторы делают вывод о том, что необходимо больше времени уделять духовно-нравственному воспитанию младших школьников, как в учебной деятельности, во время решения образовательных и воспитательных задач урока, так и во внеурочной деятельности, которая является составной частью

образовательного процесса в начальной школе. Внеурочная деятельность является продолжением работы, начатой на уроке в учебной деятельности младшего школьника.

Семья и школа являются основными агентами социализации младшего школьника и занимают особую роль в его жизни. В последнее время религия, как носитель основных духовно-нравственных ценностей играет все большую роль в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. Несмотря на светскую сторону современного начального образования, в ФГОС НОО уделяется особое внимание связи духовной традиции народов с основными религиями Российской Федерации.

Отличительными чертами духовно-нравственного воспитания младших школьников в реалиях сельской школы являются: хорошее знание особенностей каждой семьи сельскими педагогами, тесная взаимосвязь семьи и школы, близкие социальные контакты, высокий уровень социального контроля со стороны жителей села, менее высокий образовательный уровень сельских жителей, наличие культурно-просветительских учреждений, единство с природой и экологическим окружением, наличие нескольких поколений в одной семье, сохранения более прочных семейных отношений и традиций на селе, большая роль труда и уважительное отношение к старшему поколению в воспитании детей с малых лет, малокомплектность школы и кабинетов, отдаленность от культурных центров, территориальная удаленность сёл, подсобные хозяйства у жителей, недостаток педагогов.

В ходе нашего исследования, мы провели опытно-практическую работу по проектированию индивидуального плана духовно-нравственного воспитания обучающихся 2 класса. В качестве базы исследования была выбрана МБОУ Рождественская СОШ, в эксперименте приняли участие 8 учеников 2 класса. Нами были сформулированы задачи опытно-практической работы:

1. Провести анализ нормативно-правовых документов и определить вектор духовно-нравственного воспитания обучающихся 2 класса;

2. Выбрать диагностический инструментарий и провести диагностику состояния духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 класса;

3. Обработать полученные эмпирические данные;

4. Проанализировать работы классного руководителя по реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся 2 класса с учетом особенностей сельской школы;

5. Скорректировать и конкретизировать задачу духовно-нравственного воспитания, выбор методов и форм. Составить тематическое планирование духовно-нравственного воспитания младших школьников, участвующих в эксперименте, на 3 класс;

6. Предложить методические рекомендации по реализации духовно-нравственного воспитания в индивидуальном плане классного руководителя.

В соответствии с первой задачей был проведен анализ нормативно-правовых документов (ФГОС НОО, Стратегия развития воспитания до 2025 года, образовательная программа школы, программа воспитания, план воспитательной работы школы) и определены целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания младших школьников. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания, обучающихся 2 класса:

1. Сформировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

2. Обосновать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

3. Определить место нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4. Выявить внутренние установки личности.

В соответствии со второй задачей был подобран диагностический инструментарий (табл. 1), позволяющий выявить уровень духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 классов:

1. Наблюдение при диагностике когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов;

2. Метод экспертных оценок при диагностике деятельностного компонента духовно-нравственного воспитания каждого школьника.

Таблица 1

Диагностический инструментарий духовно-нравственной воспитанности младшего школьника

Компоненты духовно-нравственной воспитанности: Диагностический инструментарий:

Когнитивный компонент (формирование духовно-нравственных представлений) Наблюдение

Эмоционально-ценностный компонент (формирование отношения к духовно-нравственным ценностям)

Деятельностный компонент (формирование духовно-нравственного поведения и привычек) Метод экспертных оценок

Наблюдение проводилось, основываясь на схеме наблюдений по когнитивному и эмоционально-ценностному компонентам в заключительной части классного часа.

Диагностика актуального состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников была проведена и все полученные эмпирические данные по каждому компоненту сведены в таблицы (табл. 2-4).

Лист наблюдения когнитивного компонента духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 класса

№ Уч-ся Духовно-нравственные ценности уровень

жизнь человек природа Родина семья религия

1 2 3 4 5 6 7 8 9

когнитивный компонент (формирование духовно-нравственных представлений)

1 Ярослав В. В С В В В В В

2 Андрей Г. Н Н Н Н Н Н Н

3 Денис Г. Н Н Н Н Н Н Н

4 Галя Д. С С В С С С С

5 Саша Д. Н Н Н Н Н Н Н

6 Саша Д. В С В В В В В

7 Ефим Ф. С С С С С С С

8 Илья Ф. Н Н С С С Н Н

- - + + +- -

Уровень сформированности когнитивного компонента у учащихся отличается, высокий уровень имеют 25%, средний 25% и низкий 50%. Из таблицы можно увидеть, что у обучающихся с низким уровнем недостаточно сформированы духовно-нравственные ценности жизни, человека и религии. Поэтому в следующем учебном году будет проведена работа над формированием этих ценностей.

Таблица 3

Лист наблюдения эмоционально-ценностного компонента духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2

класса

№ Уч-ся Духовно-нравственные ценности уровень

жизнь человек природа Родина семья религия

1 2 3 4 5 6 7 8 9

эмоционально-ценностный компонент (формирование отношения к духовно-нравственным ценностям)

1 Ярослав В. В В В В В В В

2 Андрей Г. Н Н Н Н Н Н Н

3 Денис Г. Н Н Н Н Н Н Н

4 Галя Д. С С В В В С С

5 Саша Д. Н Н Н Н Н Н Н

6 Саша Д. В В В В В В В

7 Ефим Ф. С С С В В С С

8 Илья Ф. С Н С Н Н С Н

+ - + +- +- +

Уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента у учащихся отличается, высокий уровень имеют 25%, средний 25% и низкий 50%. Из таблицы можно увидеть, что у обучающихся с низким уровнем недостаточно сформированы духовно-нравственные ценности человека и Родины. Поэтому в следующем учебном году будет проведена работа по формированию этих ценностей.

Таблица 4

Экспертный лист деятельностного компонента духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 класса

№ Уч-ся Духовно-нравственные ценности уровень

жизнь человек природа Родина семья религия

1 2 3 4 5 6 7 8 9

деятельностный компонент (формирование духовно-нравственного поведения и п ривычек)

1 Ярослав В. В В В В В В В

2 Андрей Г. Н Н Н Н Н Н Н

3 Денис Г. Н Н Н Н Н Н Н

4 Галя Д. В В В В В В В

5 Саша Д. Н Н Н Н Н Н Н

6 Саша Д. В В В В В В В

7 Ефим Ф. С С С С С С С

8 Илья Ф. С С С С С С С

+ - + - + +

Уровень сформированности деятельностного компонента у учащихся отличается, высокий уровень имеют 37.5%, средний 25% и низкий 37.5%. Из таблицы можно увидеть, что у учащихся с низким уровнем недостаточно сформированы духовно-нравственные ценности человека и Родины. Поэтому в следующем учебном году будет проведена работа по формированию этих ценностей.

В соответствии с третьей задачей мы обработали полученные эмпирические данные из таблиц 2-4 и выявили актуальный уровень духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 класса (табл. 5).

Сводная таблица диагностики духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 класса

№ Уч-ся Компоненты духовно-нравственной воспитанности уровень

когнитивный эмоционально-ценностный деятельностный

1 2 3 1 4 5 | 6 7 | 8 9

1 Ярослав В. В В В В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Андрей Г. Н Н Н Н

3 Денис Г. Н Н Н Н

4 Галя Д. С С В С

5 Саша Д. Н Н Н Н

6 Саша Д. В В В В

7 Ефим Ф. С С С С

8 Илья Ф. Н Н С Н

Выводы. Таким образом, мы возвращаемся к поставленным вопросам и делаем вывод о том, что анализ терминологического поля «духовно-нравственного воспитания» показал достаточно широкий разброс в интерпретациях разных авторов, но общие положения во всех формулировках позволяют нам говорить о духовно-нравственном воспитании, как об особом целенаправленном процессе по формированию системы ценностей у ребёнка. Говоря об наиболее эффективных методах и формах духовно-нравственного воспитания, мы обращаем внимание на методы по формированию духовно-нравственного сознания (рассказ, беседа, убеждение, объяснение и разъяснение, дискуссия, внушение); методы организации деятельности и опыта духовно-нравственного поведения (упражнение, поручение, поручение, игровой метод, воспитывающая ситуация, пример, подражание, требование); методы стимулирования и контроля (поощрение, методы контроля, создание ситуации успеха, общественное мнение). Формами духовно-нравственного воспитания младших школьников в этом случае могут выступить: беседы, экскурсии, праздники, благотворительные акции и т.д.

Кроме того, мы провели исследование по определению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников на примере сельской школы. После проведенных наблюдений и методов экспертной оценки, можно сделать вывод, что у 50 % класса компоненты духовно-нравственного воспитания развиты на среднем и высоком уровнях. Обучающиеся показали низкий уровень в когнитивном и эмоционально-ценностном компонентах духовно-нравственного воспитания. И поэтому в учебном году будет происходить работа по формированию этих компонентов.

Литература:

1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - Москва: Просвещение, 2009. - 291 с.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1983. - 786 с.

3. Воронова, О.С. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: диссертация канд. пед. наук: 13.00.01 / О.С. Воронова. - Иркутск: Полиграф, 2006. - 155 с.

4. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников / Т.И. Власова. - Ростов-на Дону: Монография, 2009. - 210 с.

5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2010. - 26 с.

6. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - Москва: изд-во ПСТГУ, 2012. - 237 с.

7. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности / О.А. Куревина // Начальная школа: плюс. До и После. - 2010. - № 9. - С. 3-5.

8. Трофимова, А.А. Нравственное воспитание / А.А. Трофимова, А.А. Кутлугузина // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №11. - С. 62-63.

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры информатики и вычислительной техники Мусаева Марха Сайд-Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания Озиева Любовь Сосланбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОБСТВЕННОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы осмысления студентами собственного профессионального выбора. Показана проблема выбора дальнейшей деятельности заключающуюся в том, что чаще всего школьник со своим мировоззрением и самосознанием не имеет большого жизненного опыта и основывается лишь на примитивных представлениях о дальнейшей сфере деятельности, не зная полностью аспектов будущей работы, аспектов и необходимости выполнения задач при осуществлении процесса обучения. Автор видит актуальность проблемы в необходимости изучения проблем и факторов, влияющих на возникновение кризисной ситуации в жизни студента, связанной с потерей интереса к ранее выбранной профессии. При обучении в учебных заведениях при возникновении сомнений в правильности выбранной профессии у студентов происходит потеря мотивации к одному или нескольким аспектам будущей деятельности, которые раньше выступали в качестве мотиваций.

Ключевые слова: теоретические аспекты, проблема, осмысление, студенты, собственный профессиональный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.