№ 2 - 2007 г.
19.00.00 психологические науки
УДК 378:37.034
Духовно-нравственное воспитание личности в вузе
В. Н. Мезинов
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (г. Елец)
Тема духовно-нравственного развития личности в настоящее время весьма перспективна и жизненна. Содержание профессионального воспитания предполагается осуществлять по нескольким направлениям: привлечение идей христианской антропологии нужно для духовно-нравственного воспитания молодого поколения, и для понимания современной действительности; сохранение и развитие русской культурной традиции; природосообразность. Задача современного образования - сохранить традиции духовности русского народа, в центре образования должны находиться этногенез и история российской цивилизации. Постоянно изменяющаяся социальная ситуация в стране и во всем мире требует от общества нового взгляда на проблему включения человека в социальную целостность, чем определяется результативность процесса модернизации системы образования.
Ключевые слова: гармонизации единения знания и веры, святоотеческая литература, природосообразность
В настоящее время происходят качественные перемены во всех сферах жизни нашего общества, идет поиск путей его обновления. Этот процесс захватил и сферу образования -происходит перемещение исследований его актуальных проблем в сферу духовнонравственного развития, самоопределения и самореализации личности, нравственного потенциала профессиональной деятельности.
Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной мере обусловлены стремлением обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного национальным и общемировым социокультурным потребностям.
Актуальную для наших дней проблему взаимосвязи нравственности и образования затронул еще Н. И. Пирогов в своей знаменитой статье "Вопросы жизни". Он выдвинул идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким образовательным кругозором. Другими словами, Н. И. Пирогов выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы.
Подобного мнения придерживался и И. А. Ильин в своих многочисленных статьях, посвященных исторической судьбе и будущему России. "Образование в отрыве от духа,
совести, веры и характера, - писал он, - не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации". А в работе "Путь к очевидности" великий мыслитель еще раз замечает: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке "волка"" [1].
Тема духовно-нравственного развития личности в рассматриваемом нами плане соотношения образования и образованности весьма перспективна и жизненна. Понятие "духовное богатство личности" сегодня не просто красивое словосочетание, сопровождающее образование. Образование - чуткий показатель социального здоровья, и заложенные в него сегодня идеи не всегда дают быстрый результат. Нужны годы для того, чтобы преодолеть негатив, изменить мировоззрение и восприятие мира, а, следовательно, изменить себя и свое отношение к окружающему.
Для определения содержания образования необходимо ориентироваться на социальную проблему воспитания духовной культуры личности и соответствующую потребность формирования профессионального потенциала специалиста, приобщения его к национальным ценностям отечественной культуры. В определении содержания образования исходными, концептуальными положениями, на наш взгляд, являются ценностно-целевые ориентиры, обращенные к развитию духовно-нравственной сферы личности будущего специалиста.
Структурирование содержания профессионального воспитания предполагается осуществлять по нескольким направлениям.
Первое направление состоит в проблеме гармонизации единения знания и веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения человеку понимания смысла его жизни, веры в свое уникальное предназначение и знание путей наиболее полной жизненной самореализации.
Второе - в необходимости сохранения и развития русской культурной традиции.
Третье - в реализации краеведческого принципа, способствующего целостному восприятию историко-культурного наследия.
Четвертое - в вовлечении природы в образовательный процесс как неиссякаемого источника воспитания ума и чувств каждой личности.
1. Проблема гармонизации единения знания и веры, их мировоззренческого синтеза заставляет нас обратиться к святоотеческой литературе. Изучение духовной литературы дает возможность понять традицию, к которой мы принадлежим, воспринять ту самую "веру отеческую", которую сохранили для нас духовные писатели. Творения Святых Отцов Церкви никогда не теряют актуальности, потому что в них рассматриваются вопросы, от ответа на которые зависит настоящее и будущее человечества. Знание святоотеческой литературы помогает познать себя, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими людьми, наладить свою духовную жизнь.
Привлечение идей христианской антропологии нужно и для духовно-нравственного воспитания молодого поколения, и для понимания современной действительности.
Благодаря всестороннему осознанию мира, в святоотеческой литературе четко просматривается иерархия ценностей: представление о Высшем духовном начале; отношение к миру; жизнедеятельность, направленная к созидательному духовноматериальному совершенствованию Человека и его сообщества.
Среди творений святых отцов, составляющих основное богатство Церковного Предания, особенно много таких, которые специально посвящены практике духовного воспитания. Поучения и книги на эту тему не иссякают, начиная с IV века до наших дней. Духовная жизнь в святоотеческих творениях разработана необычайно тонко. Она представляется настоящей эмпирической наукой, основанной на самонаблюдении подвижниками самых различных душевных состояний: от неспособности сопротивляться поработившей душу страсти до вершин самоотданности Богу.
2. Сохранение и развитие русской культурной традиции. Категория <традиция> объединяет три взаимосвязанных момента: сохранение, преемственность и развитие. Традиционная культура - это исторически развивающаяся культура. Процесс развития традиции и есть переход в новое. Именно благодаря этому в каждый исторический период традиция может удовлетворять не только познавательный интерес к прошлому, но и актуальные жизненные, культурные потребности ныне живущих поколений. Традиционная культура может и должна оставаться созвучной изменившемуся общественному сознанию, восприниматься психологией этноса сегодня.
Для воспитания подрастающего поколения, очевидно, должна быть найдена такая основа, которая позволяла бы опираться на достигнутое в науке и человеческой практике и гибко реагировать на новые образовательные тенденции.
Наше образование традиционно обращало внимание на культивирование у учащихся тех ценностей, которые соответствовали духовной традиции русского государства. Задача современного образования - сохранить эту традицию.
В центре нашего образования должны находиться этногенез и история российской цивилизации.
Такой подход позволяет уравновешивать сферы ценностей, находить оптимальное соотношение между ними, безболезненно вводить новые, соответствующие национальным интересам.
3. Культурно-образовательная среда региона - это исторически сложившаяся, динамично развивающаяся сфера жизни, включающая в себя совокупность условий, в которых происходит становление и развитие личности; это духовно-насыщенная атмосфера, специфический срез бытийности человека в пространстве усвоения и творчества культуры.
Что же в региональной культуре можно рассматривать как факторы, способные оказать воспитательное воздействие на человека? На наш взгляд, это история, традиции, обычаи, природа, различные виды искусства (поэзия, музыка, живопись, архитектура и т. д.). Духовные источники культурно-образовательной среды региона всегда питали философов, писателей, богословов, публицистов, ученых, критиков, музыкантов,
художников, общественных деятелей. Будучи вовлечены в образовательный процесс, они выступают в роли действенных сил.
Ценности культурно-образовательной среды, ее духовно-нравственный потенциал должны быть не просто замечены, осмыслены личностью, но и освоены ею, интериоризованы, должны стать ее внутренним достоянием.
4. В реализации принципа природособразности особая роль отводится природотворчеству - целенаправленной специфической человеческой деятельности, в ходе которой естественные объекты становятся предметом познания и формообразования. Дело в том, что в самом акте непосредственного восприятия природных объектов на первый план выступает творческая активность субъекта познания, который отображает их не изолированно, но целостно организует полученную информацию, что дает возможность составить образ внешнего мира. Именно это обстоятельство, с одной стороны, является доминантным в развитии чувственных форм образа природы, с другой - стимулирует поиски вариантов гармонизации отношений познающих субъектов с познаваемыми природными объектами.
Идея природосообразности в воспитании не является чем-то новым: она проходит через все прогрессивные, гуманистические педагогические учения.
Человек связан с природой и космосом биологически, физиологически, психологически, экономически и нуждается в соответствующем равновесии и гармонии. Следовательно, образование становится целостным, во всем многообразии отражающим космоземной цикл развития, формирующим духовную человеческую личность.
Однако, как ни печально сознавать неотвратимый факт, но чем глубже и многосторонней человек познает и использует природу в своих целях, тем стремительней он теряет самого себя. Взаимодействие человека с природой в лучшем случае ограничивается целью - не навредить себе, человеку. Как пишет В. Г. Торосян, "даже в воспитании бережного, гуманного отношения к природе достаточно отчетливо просматриваются черты идеологии господства, эгоистического прагматизма, ускоренные в течение длительного времени. Упор делается, прежде всего, на то, что если мы не будем беречь природу, то погубим самих себя, т. е. речь идет не о природе как таковой, а о природе как объекте потребления" [3, с. 478].
Итак, постоянно изменяющаяся социальная ситуация в стране и во всем мире, наметившийся переход от техногенной к антропогенной цивилизации требует от общества нового взгляда на ряд проблем и реальностей современности. Прежде всего, требуется новый взгляд на проблему включения человека в социальную целостность, чем определяется результативность процесса модернизации системы образования.
Список литературы
1. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Собр. соч. в 10 т. - М. : Русская книга, 1993. - Т. 1.
2. Пирогов, Н. И. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов // Морской сборник 1886. Июльская книга. - N 9. - С. 559-597.
3. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли : учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2003. - С. 289.